Научная статья на тему 'Государственное регулирование как фактор повышения инвестиционного потенциала региона'

Государственное регулирование как фактор повышения инвестиционного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование как фактор повышения инвестиционного потенциала региона»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

А.С. ПЛОТНИКОВ,

заместитель главы администрации Волгоградской области, председатель Комитета экономики администрации, председатель Волгоградского областного правления Вольного экономического общества России, кандидат экономических наук

Волгоградская область относится к интенсивно развивающимся регионам России. Природно-сырьевые и трудовые ресурсы способствуют динамичному и пропорциональному развитию ее экономики. Согласно комплексной оценке уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, разработанной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Волгоградская область за последние четыре года переместилась с 45-го на 26-е место. Достигнуть таких результатов удалось во многом благодаря взаимодействию администрации области с федеральными и местными органами власти, бизнес-сообществом, научными и общественными организациями.

В экономику региона за последние четыре года направлено более 80 млрд. рублей инвестиций (темпы роста в сопоставимых ценах составили 149,2 процента). Привлечено более 394 млн. долларов США иностранных инвестиций на развитие предприятий топливно-энергетического комплекса, пищевой промышленности, связи и других отраслей. В рамках программных мероприятий из федерального бюджета получено 4,8 млрд. рублей, из средств областного бюджета освоено 4 млрд. рублей.

Хозяйственный профиль Волгоградской области определяют следующие направления: высокоразвитая промышленность, сельское хозяйство и транспорт. При этом промышленная продукция преобладает над продукцией других сфер материального производства. По объему производства промышленность Волгоградской области занимает 22-е место в Российской Федерации и 3-е — в Южном федеральном округе (после Ростовской области и Краснодарского края). За 2004 год выпуск промышленной продукции составил в действующих ценах около 126 млрд. рублей при темпах роста 105,3 процента к уровню предыдущего года. Ведущее положение занимают отрасли черной металлургии (17,9% в общем объеме промышленной продукции), топливной промышленности (15,3 %) и электроэнергетики (14,0 %).

Волгоградская область — одна из крупнейших в России производителей продукции сельского хозяйства. Область обладает мощным природно-климатическим потенциалом, что позволяет не только удовлетворять внутрен-

ние потребности, но и оказывать достаточно сильное влияние на формирование продовольственного рынка России. Природно-экономические условия и ресурсы определяют область, как крупного производителя зерна, в том числе твердых и сильных сортов пшеницы, подсолнечника, горчицы, овоще-бахчевых культур. По производству зерновых культур область входит в первую десятку регионов.

В 2004 году объем производства продукции сельского хозяйства составил 37 млрд. рублей, или 110,9 процента к уровню 2003 года. Выращен и убран рекордный за последние годы урожай — 4 млн. тонн зерна (128 процентов к сбору зерновых 2002 года, 177 процентов — к 2003 году) при средней урожайности 20,1 центнера с гектара. Это позволило полностью обеспечить собственные потребности в фураже, семенах, заполнить продовольственные фонды и реализовать за пределы области большую партию волгоградского зерна.

Волгоградскую область называют главными воротами на юг России за счет ее выгодного месторасположения. По территории области проходят важные железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные трассы.

В регионе имеется развитая инфраструктура для обслуживания межрегиональных потоков: Волгоградский, Волжский и Калачевский речные порты, международный аэропорт, мощный железнодорожный узел, магистральная автодорога Москва — Волгоград — Астрахань, Волго-Донской судоходный канал, входящий в международный транспортный коридор.

Совместно с федеральными властями решается вопрос о завершении строительства моста через реку Волгу, который должен помочь связать регионы европейской части России со странами Средней и Центральной Азии.

Развитие экономики Волгоградской области, ведущих отраслей хозяйства находится в прямой зависимости от сложившегося инвестиционного климата. Область вошла в число регионов со средним инвестиционным потенциалом и умеренным интегральным риском инвестиций. Такие показатели удалось достичь в том числе за счет проводимой как исполнительной, так и законодательной властью активной политики совершенствования нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности, в частности реализации региональных законов: Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области; О налоговых льготах инвесторам на территории Волгоградской области; О порядке предоставления государственных гарантий в Волгоградской области; О международных связях и внешнеэкономической деятельности Волгоградской области; О бюджете развития Волгоградской области; Об инвестиционном налоговом кредите; О развитии ипотечного жилищного кредитования в Волгоградской области; О зонах экономического развития на территории Волгоградской области; Об областных целевых программах; О региональной промышленной политике и промышленной деятельности.

По экспертным оценкам (рейтинговое агентство «Эксперт») Волгоградская область по двум основным самостоятельным характеристикам: инвестиционному потенциалу и инвестиционному риску относится к лучшей трети субъектов Российской Федерации.

В рейтинге инвестиционного потенциала российских регионов Волгоградская область к концу 2004 г. занимала 22-е место, поднявшись по сравнению с 2003 годом на 3 пункта. В рейтинге инвестиционных рисков область занимает 37-е место.

Экспертная оценка инвестиционной привлекательности Волгоградской области1

Рейтинг Волгоградской области Места, занимаемые областью в рейтинге

2003-2004 гг. 2002-2003 гг.

Инвестиционный риск 37 29

Законодательный риск 59 13

Политический риск 79 63

Социальный риск 32 41

Экономический риск 51 59

Финансовый риск 15 19

Криминальный риск 61 65

Экологический риск 41 51

Инвестиционный потенциал 22 25

Трудовой потенциал 19 18

Потребительский потенциал 16 22

Инфраструктурный потенциал 43 43

Производственный потенциал 20 18

Инновационный потенциал 20 25

Финансовый потенциал 17 23

Институциональный потенциал 22 17

Природно-ресурсный потенциал 32 29

Несмотря на некоторое падение в позициях по интегральному риску инвестиций, область все равно остается в той же категории инвестиционного климата — средний потенциал — умеренный риск, к которой относятся еще 15 субъектов РФ, представляя наряду с Ростовской областью средний класс регионов в Южном федеральном округе.

Экономическое положение Волгоградской области характеризуется пока-

1 По данным журнала «Эксперт», №43 (396) 17-32 ноября 2003 г, № 45 (445) 29 ноября — 5 декабря 2004 года.

зателями таблицы, которые позволяют судить о возможностях наращивания ее экономического потенциала.

Основные экономические показатели Волгоградской области2

2000 г. 2001г. 2002г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Валовой региональный продукт, млн. рублей 69378 90148 112241 137448 164784 191200

Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. рублей 26,0 34Д 42,1 51,2 61,9 72,2

Доля региона в сумме ВРП РФ, в % 1,1 1,2 1,2 1,2 - -

Объем промышленного производства, млн. рублей 56995 70629 83155 101332 125969 172000

Доля валовой добавленной стоимости промышленного производства в ВРП, в % 37,1 31,1 29,9 30,0 - -

Объем сельскохозяйственного производства, млн. рублей 16724 22684 24553 30021 37480,6 44100,0

Доля валовой добавленной стоимости сельскохозяйственного производства в ВРП, в % 14,5 16,1 14,1 14,1

Объем инвестиций в основной капитал, млн. рублей 11516 17502 19348 22153,9 28165,8 32514

Доля региона в общем объеме инвестиций по России, в % 0,9 1,1 1,1 1,0 1,0 1,0

Объем иностранных инвестиций в экономику региона, тыс. долл. 139538 82761 67372 44627 107100 175000

Доля региона в общем объеме иностранных инвестиций по РФ,в% 1,3 0,6 0,3 0,2 ОД 0,2

Однако, благоприятный инвестиционный климат не самоцель. Его необходимо конвертировать в объемы привлеченных инвестиций. В данном направлении активно работает администрация области. По сравнению с 2001 годом в сопоставимых ценах объем инвестиций в основной капитал вырос в 2004 году в 1,3 раза.

Наиболее высокая доля инвестирования приходится на промышленность. В 2004 году инвестиции на реконструкцию и развитие новых производств промышленных предприятий составляли 35,5 процента от общего объема инвестиций. На крупнейших бюджетообразующих предприятиях области, в частности, ООО «ЛУКОЙЛ — Волгограднефтепереработка», ОАО «Волжская ГЭС», ОАО «Волжский трубный завод», ЗАО «Волго-ФЭСТ», ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» осуществляется комплексная реконструкция и модернизация производст-

2 2000-2003 г.г. — по данным Федеральной службы государственной статистики по Волг. обл. 2004 г. — по оценке Комитета экономики Администрации Волгоградской области 2005.г — прогнозные данные Комитета экономики Администрации Волгоградской области.

ва, которая направлена на повышение качества выпускаемой продукции до уровня требований европейских норм и улучшение экологической обстановки в регионе. В 2,4 раза по сравнению с предыдущим годом выросли в 2004 году инвестиции в основной капитал, направленные предприятиями и организациями области на охрану и рациональное использование природных ресурсов.

Работа органов власти с крупными предприятиями строится на основе заключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, которые определяют принципы договорного регулирования социально-трудовых отношений между бизнес-сообществом и властью. Такие соглашения применяются в нашей области уже третий год подряд. Если в 2002 году было подписано 34 договора, то в 2004 году — 70.

Предприятия принимают обязательства по увеличению налоговых платежей во все уровни бюджетов, выполнению природоохранных мероприятий, повышению уровня заработной платы, обеспечению выплаты ежемесячного пособия в размере минимальной оплаты труда работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также по своевременному и в полном объеме отчислению страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонды социального и обязательного медицинского страхования.

Результатом реализации соглашений является ежегодный рост среднемесячной заработной платы работающих более чем на 20 процентов. Предприятия оказывают содействие органам власти в развитии социальной инфраструктуры городов и районов. А модернизация производства приводит к увеличению рабочих мест.

Увеличивается инвестирование сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей отраслей, в том числе через иностранные фирмы.

Приход на территорию области ведущих иностранных управляющих компаний мы расцениваем как индикативный показатель благоприятного инвестиционного климата в регионе и политической стабильности.

Холдинг «Метро», являющийся третьей по величине в Европе торговой группой, открыл в конце 2004 года в Волгограде свой шестнадцатый в России центр оптовой торговли международного бизнес-формата «Кэш энд Керри». Стоимость проекта превышает 20 млн. ЕВРО.

Выделен и зарегистрирован земельный участок под строительство первого в Южном федеральном округе многофункционального торгово-раз-влекательного центра «ИКЕА». Планируется в текущем году провести маркетинговые исследования потребительского рынка области и начать строительство инфраструктуры. Стоимость проекта — свыше 200 млн. долларов.

К основным направлениям эффективного развития Волгоградской области и улучшения инвестиционного климата мы относим инновационную деятельность, в первую очередь — организацию ритмичной работы создаваемой в регионе инновационной инфраструктуры, разработку меха-

низмов, позволяющих обеспечить гармоничное, а главное, конкурентоспособное развитие производства, образования и науки.

Сегодня мы работаем над внедрением на долгосрочной основе механизмов финансирования инновационной деятельности. В ближайшее время с участием федерального бюджета в сумме 2,5 млн. рублей на основе государственно-частного партнерства в области создается Центр трансфера технологий.

Разработан программный продукт «Информационная система учета инновационных проектов Волгоградской области». Создана база инновационных проектов.

Значительная роль в инвестиционной политике отводится работе по повышению инвестиционного имиджа области, продвижению региональных интересов среди потенциальных инвесторов, расширению коммуникационных действий в сфере межрегионального и внешнеэкономического сотрудничества.

В 2001 году был издан пилотный вариант Каталога инвестиционных предложений Волгоградской области в классическом исполнении. В результате непрекращающейся трехлетней работы над Каталогом сегодня он представляет собой современный мультимедийный диск, содержащий полное описание на четырех языках инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации предприятиями и организациями региона. В 2004 году Каталог впервые пополнился базой данных по инновационным проектам.

Конечный результат деятельности администрации региона в данном направлении — это повышение качества жизни населения области. Разработанная и принятая соответствующим Законом «Программа социально-экономического развития Волгоградской области на 2004, 2005 годы и на период до 2010 года» включена в реестр Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. В числе программных ориентиров на текущий год: рост рождаемости на 3 процента, увеличение продолжительности жизни, рост реальных располагаемых денежных доходов на 10 процентов, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 19,1 процента. Кроме того, планируется рост среднеобластной заработной платы до 6,3 тыс. рублей на одного работающего при прожиточном минимуме — 2,1 тыс. рублей.

Политика стимулирования экономического роста и развития производственного потенциала позволяет ожидать к концу текущего года объем валового регионального продукта в сумме 191,2 млрд. рублей, что в расчете на одного жителя составит 72 тыс. рублей в год.

В 2005 году мы планируем получить рост объемов производства продукции промышленности — на 5 процентов, сельского хозяйства — на 8 процентов, объема инвестиций в основной капитал — на 4 процента, оборота розничной торговли — на 7 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2004 года. Доходы Волгоградской области в бюджеты всех уровней на 2005 год рассчитаны в сумме 53,6 млрд.рублей, что составит 120 процентов к уровню 2004 года.

Администрация области продолжит работу по созданию условий для развития технологической базы, обеспечения конкурентоспособности предприятий, эффективного использования интеллектуального потенциала.

Мы намерены и дальше заниматься совершенствованием системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого бизнеса, формированием и ведением открытых общедоступных информационных ресурсов в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также работать по сокращению издержек хозяйствующих субъектов, связанных с лицензированием, государственной регистрацией, аккредитацией, аттестацией, экспертизой, контролем и надзором.

Росту инвестиционной активности будет способствовать расширение деятельности на финансовом рынке. В банковской сфере предусматривается увеличение объемов кредитования реального сектора экономики и, в первую очередь, социально-значимых и градообразующих предприятий и предприятий агропромышленного комплекса, снижение процентных ставок по кредитам и переход от краткосрочного кредитования к средне- и долгосрочному, развитие безналичных форм расчетов с использованием пластиковых карт.

Продолжится работа по подготовке региона, товаропроизводителей к вхождению России в Всемирную торговую организацию (ВТО), включая приведение в соответствие с нормами ВТО региональной нормативно-правовой базы, содействие предприятиям по выпуску стандартизированной и сертифицированной продукции, соответствующей техническим, санитарным, экологическим нормам и требованиям.

Эффективная экономическая политика обеспечит стабильное развитие предприятий, рост заработной платы, социальные пакеты работающим, новые рабочие места, увеличение налоговых поступлений в бюджет области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.