Научная статья на тему 'Устойчивое развитие регионов через обеспечение инновационной политики и повышение инвестиционного потенциала'

Устойчивое развитие регионов через обеспечение инновационной политики и повышение инвестиционного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ / ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Л. Н.

В статье рассматриваются вопросы развития регионов в разрезе инвестиционно - промышленной модернизации. Дается характеристика промышленного потенциала региона с выявлением проблемных зон и точек роста; приводятся примеры, реализуемых в регионе инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства. Глобальный экономический кризис как результат валютно-финансовой несбалансированности мировой экономики привел не только к усилению дисбаланса между ценностями экономической свободы и социальной справедливости, но и поставил вопросы о необходимости проведения структурных и институциональных преобразований в обозримом будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие регионов через обеспечение инновационной политики и повышение инвестиционного потенциала»

Устойчивое развитие регионов через обеспечение инновационной политики и повышение инвестиционного потенциала

Sustainable development of the regions through pursuing of investment policy and increase of investment potential

Л. Н. Медведева, кандидат экономических наук, докторант, доцент кафедры Экономика и менеджмент Волжского политехнического института (филиал) Волгоградского государственного технического университета.

L. N. Medvedeva, cand. econ. sci., doctoral candidate, the senior lecturer of chair «The Economy and management» the Volzhsky polytechnical institute (branch) of the Volgograd state

technical university

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития регионов в разрезе инвестиционно -промышленной модернизации. Дается характеристика промышленного потенциала региона с выявлением проблемных зон и точек роста; приводятся примеры, реализуемых в регионе инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства.

Глобальный экономический кризис как результат валютно-финансовой несбалансированности мировой экономики привел не только к усилению дисбаланса между ценностями экономической свободы и социальной справедливости, но и поставил вопросы о необходимости проведения структурных и институциональных преобразований в обозримом будущем.

В докризисный период экономика регионов России представляла модель относительно устойчивого инерционного роста без выраженных приоритетов, это был период экономического роста, основанного, прежде всего, на трансфертных поступлениях, с хорошо известными ограничениями. Специфика посткризисного времени заключается в том, чтобы отказаться от прежних стереотипов возможной экстраполяции сложившихся трендов и перейти к более рациональному позиционированию экономики регионов в долгосрочной перспективе. Вызовы долгосрочного посткризисного развития требуют, чтобы модель роста была скорректирована с большим акцентом на устойчивый рост с переходом от ресурсного к инвестиционноинновационному типу экономики.

Мировой опыт показывает, что путей для вывода экономики городов на траекторию модернизационного развития, позволяющего наращивать благосостояние населения, конкурентоспособность производимых продуктов

и услуг, эффективность использования имеющихся ресурсов и потенциалов существует множество. В этом смысле суть задачи, которая стоит перед органами управления регионов - обеспечить переход к новой парадигме развития на основе выработке модели управления, обеспечивающей новое качество экономического роста, развитие инновационно-технологической базы и «зеленной экономике».

Для перехода из состояния кризисной турбулентности в режим устойчивого экономического роста необходимы не только крупномасштабные инвестиции в развитие производств нового технологического уклада, но и новые технологии в управлении различными по масштабам территориальными образованиями, с широким применением методов планирования социально-экономическими процессами.

В мировой экономической мысли длительное время присутствовал стереотип рассмотрения национальной экономики в качестве монообъекта для принятия решений, однако со временем, особенно в период кризиса, пришло понимание, что в качестве полюсов экономического роста, кроме совокупности организаций и корпораций лидирующих отраслей государства, могут выступать регионы и города. Стратегические ориентиры развития страны, заложенные в «Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» предопределили поиск новых инструментов управления региональной и муниципальной экономикой. Исследование национального экономического пространства России показывает, что дальнейшее развитие будет проходить в условиях социально-экономической асимметрии и «сжатия обитаемого пространства». При таких сложившихся ограничениях важнейшая институциональная задача государственно-общественного управления будет заключаться в расширении «коридора возможностей» для развития регионов, стимулировании их конкурентных преимуществ, в число которых входят: ресурсный потенциал, человеческий капитал, занимаемое положение в

пространственно-каркасной структуре, дальнейшее становление органов самоуправления.

В работе «Креативный класс» американский ученый Р. Флорид предложил модель «3Т развития: технологии, талант, толерантность» с помощью которой предпринял попытку обосновать ускоренное развитие одних территорий, и стагнацию - других. Первое «Т» (технологии) - это показатель инновационного развития, состоящий из сводного индекса, для расчета которого используются данные о доли высокотехнологичных предприятий в общем объеме, а также количество полученных патентов. Второе «Т» (талант) - это квалифицированные работники, граждан с высшим образованием. Третье «Т» - показатель толерантности, на первый взгляд далек от экономики и не информативен, так как показывает долю «нестандартных» людей, обладающих особым складом мышления.

Если по произведенным расчетам показатель «3Т» будет высок, то вероятность внедрения инновационного продукта или услуги в обществе возрастает. Если первые два показателя скорее определяют стартовые позиции региона, то последний являет собой в некотором роде неформальные институциональные рамки. Таким образом, в современном мире нет альтернативы научно-техническому, инновационному развитию, которое заключается в замене старых институтов более совершенными. Однако эта замена не происходит сама по себе и наличие «новатора» -управленца, готового осуществлять эти изменения, является неотъемлемым условием. Для того же, чтобы «предприниматель» смог раскрыться и реализовать свой потенциал, необходимо создать благоприятную институциональную среду, обеспечить реализацию разного рода факторов.

В первую очередь это конечно, экономические факторы, которые определяются наличием различного рода ресурсов: природного, физического и человеческого капитала, уровнем развития техники и технологий, которые являются компонентами эволюционного развития. Огромное влияние оказывают и политические факторы, в числе которых, регулирование

экономики, государственная поддержка отдельных отраслей и секторов экономики, формирование механизма частно-государственного партнерства и создание условий для развития местного самоуправления. Институциональные и инновационные детерминанты являются достаточно актуальными, поскольку, инновации - это двигатель прогресса, а институциональная среда - это механизм, который приводит в действие эти силы.

В условиях усиливающейся глобализации создаются условия для усиления присутствия в мировом пространстве разных по масштабу пространственно-территориальных единиц, среди которых выделяют субнациональные единицы - регионы. Формирующиеся в этих разномасштабных территориальных единицах процессы во многом предопределяются посткризисным этапом развития глобальной экономики.

В своем докладе, ученые Р. Барро и Х. Урсуа проанализировали кризисы в мировой экономике с XIX века и вычислили среднюю вероятность падения ВВП в период кризиса более чем на 10%, что составляет по году -3,6%, со средней продолжительность этого явления - 3,5 года1. За анализируемый период они просчитали 148 кризисов снижения ВВП и 87 кризисов снижения потребления. Самыми значительными из них были мировые войны, Великая депрессия и кризисы в Латинской Америке. Как видно из проведенного исследования, кризисы - не такое уже и редкое явление в экономике, а посткризисное управление, как определенный период в развитии регионов создает условия для выбора пути.

Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития России, как лидера мировых экономических держав, изложены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и дают основания для разработки

1 «Макроэкономические кризисы с 1870 года» http://www.vedomosti.ru

2 Утверждена распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Ц^: http://www.ifap.ru

сценариев развития регионов на основе концентрации усилий и ресурсов на приоритетных направлениях: повышении качества жизни населения через повышение стандартов жизнеобеспечения; экономическом росте через внедрение инноваций и инвестиций; стимулировании научных исследований через механизм государственно-частного партнерства; обеспечении рационального природопользования за счет сбалансированного потребления; формировании условий для равноправного партнерства [1].

Общепризнано, что важнейшей составляющим элементом инновационной системы страны являться крупные городские агломерации, обеспечивающие высокую плотность контактов, коммуникационную близость центров принятия решений. В то же время активными агентами экономической инновационной политики в настоящий момент всё больше становятся регионы, которые вступают в прямое соперничество друг с другом за инвестиции в развитие бизнеса[3].

Зачастую регионам приходится искать ответы на достаточно сложные вопросы: как усилить инвестиционную привлекательность территорий; как произвести диверсификацию экономики и ускорить экономический рост; как наладить выпуск новых продуктов и услуг, отвечающих мировым стандартам; какую выстраивать промышленную политику, чтобы в условиях дифференциации экономического пространства удерживать нишу конкурентоспособности.

Обусловленность данных вопросов напрямую связано с использованием в управлении новых подходов, сформированных на основе комплексного сочетания методов стратегического, территориального и форсайт планирования, позволяющих нивелировать недостаток информации о состоянии глобальных процессов.

Волгоградская область — один из наиболее экономически развитых регионов России со сбалансированной структурой хозяйства.

Многоотраслевое сельское хозяйство сочетается с разнообразной промышленностью, запасами нефти и газа. Основными документами, определяющими политику Волгоградской области в сфере развития промышленного потенциала, являются: Стратегия социально-

экономического развития Волгоградской области до 2020 года, а также Концепция развития промышленности Волгоградской области до 2020 года, утвержденная постановлением Администрации Волгоградской области от 26 сентября 2011 года № 531-п.

Промышленность Волгоградской области представляет собой крупный многоотраслевой комплекс, насчитывающий по состоянию на 01.01.2012г. 3976 предприятий, в том числе крупных и средних около 543. На долю промышленности приходится 59 процентов налоговых доходов во все уровни бюджета Волгоградской области, более 35 процентов объема валового регионального продукта, более 33 процентов от объемов промышленного производства Южного федерального округа.

По многим показателям промышленность Волгоградской области занимает ведущие позиции в Российской Федерации: по добыче полезных ископаемых - 28 место, по обрабатывающим производствам - 14 место, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 26 место. На обрабатывающие производства приходится более 80 % объема

промышленного производства Волгоградской области. Индекс промышленного производства по ним составил по итогам 2011 года 105 % к уровню предыдущего года. В добыче полезных ископаемых индекс промышленного производства вырос на 1,6 %, в производстве

электроэнергии газа и воды - на 4 % к уровню 2010 года.

В структуре промышленности Волгоградской области наибольший удельный вес занимают следующие виды деятельности: производство нефтепродуктов - более 32 процентов; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 17,7 процента; производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды - 9,5

процента; химический комплекс - 8 процентов; производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака - 8 процентов; добыча топливноэнергетических полезных ископаемых -7 процентов; производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 4,5 процента.

Волгоградская область занимает ведущее место в ЮФО по объему отгруженной продукции, работ, услуг в расчете на одного жителя (за 2011 год - 213,1 тыс. руб.). Произведенная в регионе в 2011 г. промышленная продукция в объеме 554,2 млрд. рублей приходится, в основном (87%), на 2 муниципальных образования: Волгоград - 65,3%, Волжский - 21,8%.

В то же время ряд характеристик промышленной деятельности имеет негативную направленность. Среди проблемных вопросов промышленности: низкий уровень модернизации производства,

устаревшие основные фонды, доля которых составляет в добывающих отраслях - 53,6%, в обрабатывающих производствах - 46,2% (в т.ч. в химических производствах - 58,7%, в производстве резиновых и

пластмассовых изделий - 51,5%); низкий уровень обеспеченности производственно - промышленных площадок инфраструктурой; недостаток квалифицированных рабочих кадров и специалистов технического профиля; недостаточное участие предприятий в федеральных целевых программах; рост цен на услуги естественных монополий и увеличение себестоимости продукции вследствие роста затрат на энергоресурсы ( в структуре себестоимости по отдельным отраслям достигает 40%)[2].

В отличие от других узкоспециализированных регионов Волгоградская область стремятся развивать дифференцированную структуру основных видов промышленной деятельности: добычу и переработку нефти,

металлургическое и химическое производство, машиностроение. Особое внимание при этом уделяется развитию перерабатывающей промышленности, организации высокой степени переделов, в первую очередь продукции агропромышленного комплекса, машиностроения [3]. Успешное развитие поставленных задач можно произвести в рамках

программно-целевого метода с обязательным достижением конкретных показателей и индикаторов социально-экономического развития региона (см. табл. 1).

Таблица 1 - Мероприятия, необходимые для модернизации

инвестиционной и инновационной составляющей промышленности региона____________________________________

№ Планируемо е мероприяти е Конкретизация деятельности по осуществлению

1 Содействие модернизац ии и технологиче скому развитию субъектов промышлен ной деятельност и Субсидирование: процентной ставки по кредитам на приобретение оборудования; части затрат на плату по договорам финансовой аренды (лизинга); части затрат субъектов промышленной деятельности, связанных с проведением энергетического обследования.

Возмещение части затрат субъектам промышленной деятельности, связанных с приобретением оборудования в целях модернизации производства

2 Совершенст вование внешней среды для развития субъектов промышлен ной деятельност и, содействие привлечени ю инвестиций и инноваций Создание интеграционного центра развития, создание технопарков и инновационных центров

Содействие обеспечению инфраструктурой производственно-промышленных площадок Волгоградской области

Организация и проведение форумов, конференций, совещаний, «круглых столов», семинаров, курсов

Подготовка проектов по совершенствованию законодательной базы Волгоградской области

3 Содействие обеспечени ю субъектов промышлен ной деятельност и квалифицир ованными Создание регионального многофункционального центра прикладных квалификаций

Разработка порядка формирования ежегодного регионального заказа субъектов промышленной деятельности по высокотехнологичным профессиям

кадрами Профессиональная подготовка по высокотехнологичным профессиям в учреждениях среднего профессионального образования рабочих, а также граждан, для последующего трудоустройства на предприятиях Организация областных и межрегиональных конкурсов

Для обеспечения устойчивых темпов роста промышленного

производства и повышения конкурентоспособности промышленности Волгоградской области необходимо осуществлять модернизацию и

техническое перевооружение субъектов промышленной деятельности; обеспечить привлечение инвестиций и инноваций в промышленность

Волгоградской области. С 2006 года по 2011 год инвестиции в основной

капитал в действующих ценах увеличились более чем в 2,5 раза: с 39,6 млрд.рублей до 100,8 млрд. рублей.

В 2011 г. на развитие экономики и социальной сферы Волгоградской области было направлено 100,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что выше уровня 2010 года в сопоставимой оценке - на 20,2% и в действующих ценах - на 34%.

На Международном инвестиционном форуме «Сочи-2012» Волгоградская область представляла 20 инвестиционных проектов с общим объемом финансирования 159,537 млрд.рублей.

В их числе: строительство ООО «Агрокомплекс Волжский» одного из крупнейших в РФ современного тепличного комплекса общей площадью 52 га; строительство ООО «Гетекс-холдинг» комплекса по производству и переработке томатов общей площадью 55 га; строительство ООО «РОСС Холдинг» перерабатывающего предприятия по производству крахмала и сахарозаменителей; строительство ООО "Агропромышленная компания «Поволжье» птицефабрики в Жирновском районе мощностью до 10 тыс. тонн мяса птицы в год; реконструкция группой компаний «Столия» здания

3Ц^: http://economics.volganet.ru/folder_5/folder_10/

заводоуправления для размещения гостиницы под брендом «Hampton by Hilton» на 156 номеров, размещение 260 проживающих; строительство ООО "Региональная гостиничная сеть Волгоград" гостиницы «Park Inn Волгоград» на 150 номеров; строительство ООО "Бизнес-группа «СИНХРО» гостиницы на 157 номеров под брендом «Hilton Garden Inn»; строительство ООО «Праксайр Волгоград» завода по производству продуктов разделения воздуха; создание ЗАО «Корпорация «Г лория-Джинс» швейных производств полного цикла (7-10 фабрик) в муниципальных образованиях Волгоградской области. В результате реализации инвестиционного проекта по реконструкции Волгоградского аэропорта к 2015 году город получит самый современный аэропорт.

В 2012году в регионе продолжилась реализация ряда проектов, в том числе реконструкции производства для выпуска полиэфирных кордных тканей мощностью до 30 млн. п. м., проводимая ОАО «Газпром химволокно». Объем инвестиций поэтому проекту - 4 млрд. рублей.

В целях дальнейшего развития инвестиционного потенциала региона в 2012году в регионе принят «Инвестиционный меморандум Волгоградской области на 2012 - 2013 годы»4, в котором определены приоритеты инвестиционной деятельности, гарантии и обязательства органов исполнительной власти по обеспечению прав инвесторов, а также меры государственной поддержки инвестиционной деятельности.

До 2020года основными направлениями инвестиционной политики в регионе станут: формирование благоприятного инвестиционного климата; совершенствование регионального законодательства в сфере инвестиционной и инновационной деятельности; устранение административных барьеров, минимизация коррупционных рисков; развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности; развитие межотраслевых и территориальных кластеров; формирование агропромышленных, индустриальных, туристско-

4 «Инвестиционный меморандум Волгоградской области на 2012 - 2013» - утвержден постановлением Губернатора Волгоградской области от 13 сентября 2012 г. N 847

рекреационных и технологических парков; развитие механизма государственно-частного партнерства; усиление мер по привлечению инвестиций в сферу высоких и наукоемких технологий и производств; информационная поддержка инвестиционной деятельности.

На инвестиционные программы промышленных предприятий региона планируется направить до 2020года свыше 70% общего объема инвестиций и открыть 42 тыс. рабочих мест. Однако анализ инвестиционных проектов региона показывает, что создание такого количества рабочих мест, при таком притоке инвестиций остается достаточно проблематичным.

По проведенным расчетам цена создания одного рабочего места в промышленности составляет более одного млн.руб. (табл. 2).

Таблица 2 - Анализ инвестиционных проектов промышленности Волгоградской области

Показатель 2011 план 2011 факт 2012 пла н

Объем инвестиций в основной капитал, млрд. руб. 100,0 100,8 127, 8

Объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя, тыс. руб. 38,7 38,7 49,0

Поддержка 16 инвесторов по 20 инвестиционным проектам 139,3 58 млрд. РУб. Созд ание 3,5 тыс. раб. мест

Инвестиционные проекты в промышленности

Наименование проекта Общи й объем инвес тиций , млн. руб. Коли честв о новы х рабоч их Объ ем инве стиц ий на 1 чел.,

мест, чел. 1 ^ мр

Производство 1 100 1,4

полиоксихлорида 141,8

алюминия

Производство 94 50 1,88

полимерных труб

Реконструкция и 4250 120 3,41

пуск в

эксплуатацию

радиально-

ковочного

комплекса

Строительство 1 800 200 8,5

завода по

производству

пружин методом

горячей и

холодной навивки

Реконструкция 3053 350 8,7

корпуса по

производству

полиэфирных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кордных тканей

Производство 1600 150 10,6

карбида кремния

на базе

современных

технологий

Организация 2 815 198 14,3

производства

наноструктуриро

ванного

гидроксида

магния

Строительство 1 670 300 5,56.

маслоэкстракцио

нного завода по

переработке

семян рапса и

подсолнечника

Формирование 1 320 300 4,4

кластера по

полной

переработке

растительного

сырья

Создание 328,6 200 1,64

современного

производства текстильных материалов

Эффективность реализации целей регионального развития во многом определяется возможностью совмещения интересов предпринимательства с проблемами развития региона, привлечением инвестиций в инновационное развитие.

Список литературы

1. Шеховцева Л. С. Управляемое развитие региона: стратегическое целеполагание: Монография.- Калининград: Изд-во РГУ им И. Канта, 2005.

2. Паспорт Долгосрочной областной целевой программы «Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности» на 2013-2020 годы

3. Старовойтов М.К. Особенности управления развитием среднего города в условиях становления социально ориентированной экономики и формирования информационно-индустриального общества. / / М. К. Старовойтов, Л. Н. Медведева // М.: МАКС Пресс, 2008. - 264 с.

4. Медведева Л. Н. Инновационная политика как фактор ускоренного развития социально-экономической сферы среднего города / Л. Н. Медведева, Е. В. Гончарова, М. К. Старовойтов // Экономическое возрождение России, 2011. Т.27 - №1. - С.60-72

List of references

1. Shekhovtseva of Hp. Operated development of the region: strategic goal-setting: Monograph. - Kaliningrad: RGU publishing house to them I.Kanta, 2005.

2. The passport of the Long-term regional target program «Development of the industry of the Volgograd region and increase of its competitiveness» for 20132020

3. Starovoytov М.К. Feature of management of development of the average city in the conditions of formation of socially focused economy and formation of

information and industrial society. / / M.K.Starovoytov, L.N. Medvedeva/M: MAX Press, 2008. - 264 p.

4. Medvedeva L. N. Innovative policy as a factor of the accelerated development of the social and economic sphere of the average city/ L. N. Medvedeva, E.V. Goncharova, M.K.Starovoytov//Economic revival of Russia, 2011. T.27 - No. 1. - P. 60-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.