6(9) - 2004
Инвестиции
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
М. И. САМОГОРОДСКАЯ,
кандидат экономических наук, доцент Воронежский государственный технический университет
Развитие региональных инвестиционных процессов на современном этапе зависит от системы различных факторов, важнейшим из которых является активность государственных органов власти в создании инвестиционной привлекательности региона. Под инвестиционной привлекательностью при этом понимается объем инвестиционных вложений, который может быть привлечен в регион исходя из присущего ему инвестиционного потенциала и уровня инвестиционного риска в нем. Чем выше инвестиционный потенциал региона и чем ниже риск инвестиционной деятельности в нем, тем выше его инвестиционная привлекательность и, как следствие, тем выше инвестиционная активность в регионе. Управление инвестиционной привлекательностью региона предполагает целенаправленное воздействие региональных органов власти на критерии, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам1.
Совокупность условий, определяющих эффективность регионального инвестиционного процесса и обеспечивающих коммерческую привлекательность вложений в регион, называется инвестиционным климатом. Другими словами, это системное описание условий инвестиционной деятельности в регионе в соотношениях количественных характеристик, присущих ему, инвестиционного потенциала, инвестиционного риска и инвестиционной активности. Под инвестиционной ак-
1 Машкин В. Управление инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона, http:// www.akdi.ru/avt-upr/invest/5.htm.
тивностью при этом подразумевается интенсивность привлечения инвестиций в регион.
Действия областной администрации, направленные на улучшение инвестиционного климата в регионе, и как следствие, повышение его инвестиционной привлекательности, предполагают решение комплекса конкретных задач, а именно:
1. Анализ располагаемого регионом инвестиционного потенциала и возможностей его увеличения;
2. Анализ уровня регионального инвестиционного риска и поиск путей его снижения, в том числе за счет совершенствования нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности в регионе;
3. Развитие в области современного института регионального заказа как меры инвестиционно-финансовой поддержки развития приоритетных отраслей и территорий;
4. Совершенствование механизмов регулирования деятельности финансово-кредитных и финансово-инвестиционных институтов и формирование общерегиональной рыночной инфраструктуры, обслуживающей региональный инвестиционный процесс (специализированные банки, инвестиционные, лизинговые и страховые компании, пенсионные, паевые и другие специализированные фонды и т.д.);
5. Разработка концепции развития предпринимательства в регионе как одного из основных факторов усиления инвестиционной активности;
6. Формирование и расширение перечня услуг, которые органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать
субъектам регионального инвестиционного рынка (так называемый проектный сервис);
7. Обеспечение информационной открытости инвестиционного процесса путем проведения региональных рекламно-информационных компаний в СМИ (в частности создание общерегиональной информационной сети, специализирующейся на информационно-аналитическом обеспечении регионального инвестиционного процесса, организации и участия в инвестиционных выставках, презентациях и семинарах);
8. Формирование устойчивого имиджа региона в качестве надежного реципиента инвестиций и др. Таким образом, можно отметить, что процесс
управления инвестиционной привлекательностью региона носит чрезвычайно многогранный характер. На него оказывает влияние огромное количество факторов и законодательных актов, регулирующих разные аспекты социально-экономических процессов в регионе. Поэтому отсутствие соответствующих современным реалиям нормативных и правовых актов по многим вопросам и проблемам экономической деятельности отрицательно сказывается на инвестиционной сфере, которая является катализатором для роста региональной экономики и развития территории. В этих условиях одним из основных элементов совершенствования государственного регулирования инвестиционных процессов становится разработка современного инвестиционного законодательства, которое регламентирует приоритетную роль региональных органов власти в выборе путей и направлений развития экономики, оптимального использования инвестиционных ресурсов, эффективного управления инвестиционной деятельностью.
Государственное регулирование инвестиционных процессов в Воронежской области осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Воронежской области. Перечень документов прилагается.
Правовые, экономические и организационные условия привлечения в экономику Воронежской области капитала российских и иностранных юридических и физических лиц определены Законом «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронеж-
2Закон Воронежской области от 27 апреля 2002 г. № 27-03 «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области».
ской области» (принят областной Думой 27 апреля 2002 г.), целями которого являются2:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности;
2. Повышение инвестиционной активности в Воронежской области;
3. Увеличение налоговой базы и формирование новых объектов налогообложения;
4. Снижение рисков при инвестировании в экономику Воронежской области. Государственная (областная) поддержка инвестиционной деятельности в данном регионе строится на принципах:
• объективности и экономической обоснованности принимаемых решений;
• открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для реализации инвестиционных проектов;
• равноправия инвесторов;
• неизменности принятых решений;
• взаимной ответственности органов государственной власти Воронежской области и инвесторов;
• сбалансированности государственных и частных интересов;
• срочности, возвратности, платности и доходности.
Государственная (областная) поддержка инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти Воронежской области — Областной Думой и администрацией Воронежской области в формах:
установления для инвесторов налоговых льгот в форме полного или частичного освобождения от уплаты налогов и сборов, зачисляемых в областной бюджет, а также изменения сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита;
предоставления инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
предоставления на льготных условиях в аренду инвесторам помещений и иного имущества, находящегося в областной собственности;
реструктуризации задолженности по платежам в областной бюджет, в том числе по предоставленным ранее кредитам и займам;
обеспечения информационного сопровождения инвестиционной деятельности;
участия в разработке инвестиционных проектов;
участия в финансировании инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством;
предоставления на конкурсной основе государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам за счет объектов областного залогового фонда;
предоставления бюджетных субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами хозяйствующим субъектам, реализующим инвестиционные проекты в рамках программ экономического и социального развития Воронежской области, федеральных и областных целевых программ;
предоставления бюджетных кредитов и займов в соответствии с действующим законодательством.
Применение того или иного механизма регулирования зависит от экономической и социальной значимости инвестиционного проекта для области, объема инвестируемых средств, юридического статуса инвестора и его платежеспособности, вида риска и обязательств, а также источников обеспечения гарантий. Решение о поддержке инвестиционного проекта принимается на основании заключения Экспертного совета по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития при главе администрации области (постановление № 927 от 23.10.2002 «О создании Экспертного совета по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития области»). На основании решения совета готовится соответствующий правовой акт администрации области или заключение для представления в областную Думу.
Инвесторам предоставляются льготы по уплате налога на имущество организаций, налога на прибыль организаций, земельного налога в части, зачисляемой в областной бюджет.
Источниками средств для реализации мер регулирования инвестиционных процессов являются:
1. Средства областного бюджета в размерах, определенных законом об областном бюджете;
2. Объекты областного залогового фонда, формируемого в соответствии с действующим законодательством.
Для иностранных инвестиций устанавливается режим деятельности, который не может быть менее благоприятным, чем режим инвестиционной деятельности для российских юридических и физических лиц.
В целях привлечения инвестиций в Воронежскую область и создания благоприятного инвестиционного климата ведется постоянная работа по совершенствованию законодательной базы. Толь-
ко в 2002 г. приняты законы Воронежской области «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области», «Об областном залоговом фонде», «О поддержке лизинга авиационной техники», «О развитии промышленной деятельности в Воронежской области».
В целях поддержки развития реального сектора экономики постановлением от 02.10.2002 № 614 утверждено положение о предоставлении субсидий промышленным предприятиям на покупку оборудования по долгосрочным кредитам, полученным в российских банках. Субсидии предоставляются заемщикам ежемесячно в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели, в размере '/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату предоставления кредита. Решение о возмещении разницы в процентных ставках принимается на основе заключения Экспертного совета.
С целью повышения оперативности, полноты и достоверности информации об инфраструктуре и развитии области, обеспечения качественной реализации функций управления, в том числе и в инвестиционной сфере, постановлением от 11.09.2002 № 804 утверждена Концепция государственной информационной системы органов исполнительной власти Воронежской области (ГИС ОИВ) на 2003- 2005 гг.. Одной из приоритетных задач данной системы является информационное обеспечение инвестиционных проектов. Ведутся работы по созданию мультимедийной презентации инвестиционной привлекательности региона, кадастра инвестиционных площадок.
В рамках развития институциональной структуры организации инвестиционных процессов создан Координационный совет по инвестиционной деятельности в АПК.
Анализируя усилия региональных органов власти, предпринимаемые в плане улучшения инвестиционного климата в Воронежской области, можно отметить существенные положительные сдвиги. Еще 3 года назад Воронежская область находилась в шестом десятке среди субъектов Федерации по объему инвестиций надушу населения. Основная доля финансовых вложений на обновление фондов (более 70 %) приходилась на собственные средства предприятий. Российские и зарубежные банки, частный капитал не проявляли желания вкладывать средства в экономику области. Степень риска была очень велика, и прежде всего из-за несовершенства правовой базы.
Начиная с 2000 г. произошли существенные изменения в плане создания условий для притока инвестиций. Приняты соответствующие законы, введены механизмы государственной поддержки финансовых вложений, в том числе налоговые льготы, гарантии областного бюджета под кредитование инвестиционных проектов, частичная оплата процентных ставок из областного бюджета под заемные средства и т.д. Было создано специальное подразделение администрации по разработке и сопровождению целевых инвестиционных программ на всех уровнях.
Основные результаты этой работы можно интерпретировать в цифрах:
• общий объем инвестиций в экономику области в 2002 г. по сравнению с 2000 г. возрос на 32,7 % и составил 14,7 млрд руб. против 8,2 млрд руб.3;
• доля собственных средств предприятий в источниках инвестиций снизилась на 14 % по сравнению с 2000 г., т.к. расширился круг других источников инвестиций, в том числе из федерального бюджета;
• в официальном рейтинге инвестиционной деятельности за 2002 г. Воронежская область вошла в первые три десятка субъектов России (против 62-го места в 2000 г.).
Более 50 инвестиционных проектов промышленных предприятий, 32 из которых имеют высокую степень готовности, включены в программу экономического и социального развития Воронежской области на 2002-2006 гг. Одним из направлений поддержки промышленных предприятий является субсидирование процентных ставок по кредитам на инвестиционные проекты, включенные в эту программу. Благодаря данному чрезвычайно эффективному механизму повышения инвестиционной привлекательности области, в 2002 г. было привлечено кредитных ресурсов на сумму более 60 млн руб., что позволило оказать содействие в реализации инвестиционных проектов ряда промышленных предприятий Воронежской области, среди которых ОАО «Минудобрения», ОАО «Борисоглебский трикотаж», ОАО «Борисоглебский приборостроительный завод» и др.
В 2002 г. почти в пять раз по сравнению с 2000 г. увеличен объем финансирования промышленных предприятий области по Федеральным целевым
3 Инвестиционная деятельность Воронежской области за январь-декабрь 2002 г. Официальное издание Воронежского областного комитета госстатистики, 2003 г.
4 Инвестиционный рейтинг регионов России 2001 - 2002 гг. http://www.ivr.ru/articles/economics/expertl/index.shtml.
программам. Сумма финансирования составила более 600 млн руб. Активная позиция администрации области позволила существенно продвинуться в реализации программы лизинга самолетов Ил-6. Подписаны контракты на строительство 8 самолетов на сумму 136 млн евро. В настоящее время готовятся нормативные документы по применению Областного закона «О поддержке лизинга авиационной техники».
Несмотря на усилия, предпринимаемые областной администрацией в плане улучшения инвестиционного климата в регионе, Воронежская область в рейтинге инвестиционной привлекательности, ежегодно публикуемом в журнале «Эксперт», неизменно входит в группу регионов, для которых характерен пониженный потенциал и умеренный инвестиционный риск. Более того, если инвестиционный потенциал в данном регионе имеет слабо выраженную положительную тенденцию, то инвестиционный риск — ярко выраженную отрицательную. За период с 2000 г. Воронежская область по уровню инвестиционного потенциала переместилась с 27-го на 26-е место, а по уровню инвестиционного риска — с 27-го на 36-е место в 2002 г.4 При этом наибольшую угрозу для инвесторов представляют экономический, финансовый и законодательный виды риска. Это свидетельствует о том, что в данном регионе наблюдаются достаточно неблагоприятные тенденции в экономическом развитии, имеется несбалансированность регионального бюджета и финансов предприятий. Кроме того, юридические условия инвестирования и порядок использования отдельных экономических ресурсов не в полной мере учитывают интересы как местных, так и иностранных инвесторов. Следовательно, можно предположить, что региональные органы власти в Воронежской области не в полной мере используют предоставленные им федеральным законодательством возможности для регулирования вопросов, связанных с привлечением отечественных и иностранных инвестиций (предоставление налоговых льгот, государственных гарантий).
Анализируя характер инвестиционных процессов, протекающих в Воронежской области, можно выявить определенные неблагоприятные тенденции:
1) тактические задачи инвестирования (прежде всего — создание новых рабочих мест, пополнение областного бюджета) значительно превалируют над стратегическими, связанными с перспективами обеспечения устойчивого, ин-
новационного развития территории на базе прикладной науки и освоения новых технологий. Основными мотивами инвестиционной деятельности для предприятий на сегодняшний день остаются поддержание текущего уровня производства на уже существующих мощностях за счет проведения капитальных ремонтов и незначительного обновления оборудования и, в меньшей степени, ориентация на расширенное воспроизводство на основе инноваций;
2) краткосрочные (быстроокупаемые) инвестиции в регионе значительно превышают долгосрочные. Как следствие, большинство значимых для региона проблем развития, нуждающихся для своего решения в крупномасштабных, долгосрочных инвестициях, продолжают оставаться нерешенными (развитие транспортной инфраструктуры, решение экологических проблем);
3) удельный вес инвестиций непроизводственного назначения в общем объеме инвестиций постоянно растет, что свидетельствует об ухудшении структуры инвестиций;
4) низкое инновационное наполнение инвестиций, не позволяющее обеспечить рост конкурентоспособности продукции сектора экономики, ориентированного на внутренний спрос (таких отраслей, как машиностроение, деревообрабатывающая промышленность, легкая, пищевая, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленности). Наибольшая инвестиционная активность наблюдается в основном в экспортно ориентированных отраслях: химии и нефтехимии, а также в отраслях естественных монополий: электроэнергетике, транспорте, связи;
5) малые объемы притока иностранных инвестиций и их неудовлетворительная отраслевая структура (инвестиции направляются в основном в пищевую промышленность, сельское хозяйство, связь, машиностроение и химическую промышленность) свидетельствуют о слабости конкурентных позиций региона и неэффективной политике региональных властей в сфере привлечения иностранных инвестиций;
6) инвестирование осуществляется некомплексно. Средства вкладываются главным образом в производство конечного продукта. Это ведет к увеличению разрыва в технико-технологическом уровне между производителями конечной продукции и смежниками, и, как след-
ствие, новые производства ориентируются на поставки комплектующих изделий и полуфабрикатов из других регионов и из-за рубежа, тем самым растет себестоимость конечной продукции, снижается уровень ее конкурентоспособности и увеличивается объем недополученной выгоды. В свою очередь, местные производители комплектующих изделий и полуфабрикатов вынуждены искать новые, зачастую менее перспективные в стратегическом отношении, рынки сбыта своей продукции; 7) неравномерное распределение инвестиционных потоков по территории, ведущее к увеличению разрыва между территориями с интенсивным инвестированием и остальными территориями региона.
Вышеозначенные тенденции, характерные для инвестиционных процессов в Воронежской области, на наш взгляд, связаны с отсутствием в практике управления инвестиционной привлекательностью региона следующих составляющих:
стратегии развития инвестиционной и инновационной деятельности; концепции региональной инвестиционной политики; достоверной и полной информации об инвестиционном потенциале Воронежской области, как в территориальном, так и в отраслевом разрезе; программы действий по созданию и продвижению имиджа Воронежской области, как в рамках Российской Федерации, так и в мире; развитой инфраструктуры, позволяющей осуществлять контакты с инвесторами; системы гарантий в отношении инвесторов.
Эти обстоятельства обусловливают потребность и необходимость активизации усилий властных структур в сфере управления инвестиционной привлекательностью области. Преодоление негативных тенденций, на наш взгляд, может быть осуществлено только на основе последовательной реализации региональными органами власти принципов стратегического управления инвестиционными процессами в регионе. Стратегическое управление предполагает:
1) формирование стратегии инвестиционного развития региона;
2) разработку региональной инвестиционной политики;
3) разработку механизма управления реализацией региональной инвестиционной стратегии;
4) разработку региональной инвестиционной программы.
Очевидно, региональная инвестиционная стратегия — это целенаправленная деятельность
(принятие решений) по определению важнейших направлений финансирования инвестиций, выбору приоритетов капиталоинтенсивного развития региона и разработке требуемого для их осуществления комплекса мер.
Региональная инвестиционная политика представляет собой комплекс принципов, методов и мероприятий органов государственной власти и управления субъектов Федерации по регулированию инвестиционных процессов, направленных на стимулирование инвестиционной активности и формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе. Инвестиционная политика представляет собой форму реализации инвестиционной стратегии в разрезе наиболее важных аспектов инвестиционной деятельности в регионе на отдельных этапах ее осуществления. В отличие от инвестиционной стратегии формирование региональной инвестиционной политики является среднесрочным управленческим процессом, осуществляемым в рамках стратегических решений и текущих финансовых возможностей региона.
Механизм управления реализацией инвестиционной стратегии в нашем понимании предназначен для максимизации инвестиционного эффекта (в том числе дохода) и минимизации инвестиционных издержек и рисков, связанных со стратегией. В региональных инвестиционных процессах возможно и необходимо использование разнообразных методов организации и управления инвестициями, источников финансирования, форм взаимодействия субъектов инвестирования, форм собственности и хозяйствования. В связи с этим механизм управления реализацией региональной инвестиционной стратегии, по мнению автора, представляет собой совокупность источников инвестиций, форм и методов мобилизации и размещения инвестиционных ресурсов; инструментов и рычагов воздействия на инвестиционные процессы в целях достижения намеченных задач инвестиционного развития региона. Механизм должен включать в себя определенные средства, с помощью которых предусматривается достижение целей региональной инвестиционной стратегии, а именно — совокупность экономических, административных и социально-психологических методов управления, и также систему обеспечения действия этих методов.
Региональная инвестиционная программа включает в себя портфель инвестиционных проектов, являющихся приоритетными для региона в
данный период времени, а также перечень конкретных мероприятий по реализации приоритетных задач региональной инвестиционной стратегии.
В рамках стратегического управления основные мероприятия областной администрации по повышению инвестиционной привлекательности региона должны быть организованы в следующих направлениях:
1. Расширение форм государственной поддержки субъектов регионального инвестиционного рынка. По мнению автора, в целях улучшения инвестиционного климата и активизации инвестиционной деятельности в Воронежской области помимо форм государственной поддержки, регламентируемых Законом «О государственной (областной) поддержке малого предпринимательства в Воронежской области», целесообразно использовать следующие формы:
• предоставление государственных областных заказов на конкурсной основе;
• выпуск государственных облигационных займов и гарантированных целевых займов;
• передача государственного имущества в доверительное управление;
• создание и развитие системы инвестиционных институтов и поддержки существующих профессиональных участников рынка ценных бумаг;
• расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования для жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
• совместное финансирование государством и иными инвесторами важнейших объектов экономики области;
• развитие финансового лизинга;
• содействие в организации совместных предприятий, финансово-промышленных групп, занимающихся инвестиционной деятельностью;
• создание и развитие областной информационно-аналитической базы данных о субъектах и объектах инвестиционной деятельности;
• проведение ярмарок, выставок товаров и инвестиционных проектов;
• контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета области, на финансирование инвестиционных проектов.
Очень интересным представляется опыт Владимирской области в плане градации форм предоставления государственной поддержки в зависимости от значимости инвестиционного проекта для
экономики области5. Так, в ходе обязательной экспертизы инвестиционных проектов им присваивается определенная категория (всего 5 категорий). К проекту, претендующему на ту или иную категорию, предъявляются определенные требования. В зависимости от категории инвестиционного проекта к нему применяются соответствующие формы государственной поддержки. Требования, предъявляемые к проектам, и формы государственной поддержки также отражены в законе. Любому лицу или организации, инициирующим инвестиционный проект, из текста закона становится совершенно ясно, на что может претендовать их проект. По нашему мнению, было бы целесообразно использовать данный опыт в Воронежской области.
2. Расширение налоговых льгот, предоставляемых субъектам инвестиционной деятельности за счет средств регионального бюджета. На наш взгляд, предоставляемые льготы не следует ограничивать только суммами налога на прибыль, имущество и земельным налогом, как это регламентируется Законом Воронежской области «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области». Было бы целесообразно расширить перечень предоставляемых льгот за счет сокращения ставки налога с владельцев транспортных средств в случае приобретения транспортных средств для инвестиционных целей. Для активизации деятельности малых предприятий в региональном инвестиционном процессе, по мнению автора, необходимо ввести льготы на единый вмененный налог.
3. Развитие региональной инвестиционно-заемной системы, включающей в себя разработку эффективной политики заимствований под реализацию долгосрочных инвестиционных проектов; создание региональных систем гарантий и сотрудничества по обеспечению возвратности заемных средств; формирование системы страхования инвестиционных рисков и др.
4. Институциональное обеспечение процесса управления инвестиционной привлекательностью региона; создание и развитие новых организационных форм регулирования регионального инвестиционного процесса. Например, создание так называемого «Агентства инвестиционного развития», функции которого заключаются в определении приоритетных направлений инвестирования; в консультиро-
5 Закон Владимирской области « О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Владимирской области» от 2 сентября 2002 г.
вании субъектов инвестиционной деятельности по реализации инвестиционных проектов на территории региона; в содействии в привлечении российских и зарубежных источников финансирования для создания новых и модернизации действующих производств; в управлении ценными бумагами и финансовыми средствами; в оценке инвестиционных возможностей российских финансовых институтов и потенциала привлечения зарубежных инвесторов.
Основными видами деятельности Агентства должны быть следующие:
отбор перспективных инвестиционных проектов; поиск и привлечение партнеров для их реализации; организация прямых деловых контактов в Воронежской обрасти и других регионах; содействие разработке и реализации проектов делового сотрудничества, созданию совместных предприятий; организация специализированных инвестиционных выставок и ярмарок; проведение конференций, семинаров, симпозиумов; организация обучения предпринимателей и менеджеров и др.
Деятельность Агентства, очевидно, будет способствовать мобилизации ограниченных инвестиционных ресурсов региона для решения наиболее острых проблем развития региона; обеспечению эффективного расходования имеющихся и привлеченных инвестиционных ресурсов в ходе реализации приоритетных для региона инвестиционных проектов.
5. Повышение «прозрачности» деятельности субъектов регионального инвестиционного рынка
путем организации банка кредитных историй предприятий региона. Для решения данной задачи целесообразно разработать систему рейтинговой оценки предприятий региона по критерию их инвестиционной привлекательности. Наличие банка кредитных историй, на наш взгляд, значительно облегчит процедуру оценки инвестиционного потенциала региона.
В заключение хотелось бы отметить, что управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона, то есть помимо объективного интереса непосредственных участников инвестиционной деятельности (инвесторов и реципиентов), здесь явно присутствует объективный интерес общества. Таким образом, совпадение интересов общества с интересами субъектов инвестиционного рынка переводит задачу управления инвестиционной привлекательностью региона из разряда частных в разряд общественно значимых.