Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм управления инвестиционным процессом в регионе'

Организационно-экономический механизм управления инвестиционным процессом в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1007
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапаева М. Г., Байтлюв С. А.

В статье рассматривается алгоритм формирования инвестиционной привлекательности региона и предлагается организационно-экономический механизм управления инвестиционным процессом в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм управления инвестиционным процессом в регионе»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В РЕГИОНЕ

В статье рассматривается алгоритм формирования инвестиционной привлекательности региона и предлагается организационно-экономический механизм управления инвестиционным процессом в регионе.

Важнейшим фактором развития инвестиционного процесса в регионе является активность государственных органов власти в создании инвестиционной привлекательности региона. Под инвестиционной привлекательностью региона при этом понимается объем инвестиционных вложений, который может быть привлечен в регион, исходя из присущего ему инвестиционного потенциала и уровня инвестиционного риска в нем. Чем выше инвестиционный потенциал региона и чем ниже риск инвестиционной деятельности в нем, чем выше инвестиционная привлекательность тем, как следствие, выше инвестиционная активность в регионе. Управление инвестиционной привлекательностью региона предполагает целенаправленное воздействие региональных органов власти на критерии, повышающие надежность и эффективность инвести-

Рисунок 1. Алгоритм формирования инвестиционной привлекательности региона

ций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам (1).

Изучив составляющие элементы и механизм формирования инвестиционного климата, мы можем отобразить в виде схемы алгоритм формирования инвестиционной привлекательности региона (см. рис. 1).

Целями государственного управления инвестиционными процессами в Оренбургской области являются: повышение инвестиционной активности в Оренбургской области; снижение рисков при инвестировании в экономику региона; совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности.

Действия областной администрации, направленные на улучшение инвестиционного климата в регионе и, как следствие, повышение его инвестиционной привлекательности, предполагают решение комплекса конкретных задач.

К задачам областной администрации Оренбургской области, направленным на улучшение инвестиционного климата в регионе, можно отнести следующие:

• анализ располагаемого регионом инвестиционного потенциала и возможностей его увеличения;

• анализ уровня регионального инвестиционного риска и поиск путей его снижения, в том числе за счет совершенствования нормативноправовой базы инвестиционной деятельности в регионе;

• развитие в области современного института государственного заказа как меры инвестиционно-финансовой поддержки развития приоритетных отраслей и территорий;

• совершенствование механизмов регулирования деятельности финансово-кредитных институтов и формирование общерегиональной рыночной инфраструктуры, обслуживающей региональный инвестиционный процесс (специализированные банки, инвестиционные, лизинговые и страховые компании, пенсионные, паевые и другие специализированные фонды и т. д.);

• разработка концепции развития предпринимательства в регионе как одного из основных факторов усиления инвестиционной активности;

• формирование и решение перечня услуг, которые органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать субъектам регионального инвестиционного рынка (так называемый проектный сервис);

• обеспечение информационной открытости инвестиционного процесса путем проведения региональных рекламно-информационных компаний в СМИ (в частности создание общерегиональной информационной сети, специализирующейся на информационно-аналитическом обеспечении регионального инвестиционного процесса, организации и участия в инвестиционных выставках, презентациях и семинарах);

• формирование устойчивого имиджа региона в качестве надежного реципиента инвестиций и др.

Для повышения эффективности управления инвестиционным процессом на региональном уровне актуальным вопросом остается создание и совершенствование организационного механизма управления инвестиционным процессом. Под организационным механизмом нами понимается совокупность принципов и методов управления, а также организационных структур, координирующих инвестиционные процессы, и соответствующих правовых норм, учитывающих специфику региона. Нами проведен анализ существующего организационного механизма и сделан вывод о том, что он нуждается в совершенствовании.

Организационный механизм должен определять принципы, методы, порядок планирования инвестиционной деятельности, а также структуру и полномочия органов, координирующих инвестиционные процессы на территории области (см. рис. 2).

Практическая реализация изложенных ранее стратегических и тактических задач при наличии сформированных предпосылок, очевидно, возможна в случае, если региональная инвестиционная политика будет строиться на следующих принципах:

• целенаправленности, то есть направленности региональной инвестиционной политики на реализацию системы целей и задач общей социально-экономической политики региона;

• приоритетности решения наиболее актуальных проблем социально-экономического развития региона;

• сбалансированности интересов всех потенциальных участников инвестиционного процесса (государственных и частных интересов, смешанного государственно-частного финансирования высокоэффективных проектов);

• равноправия инвесторов при получении государственной поддержки унифицированности публичных процедур; гласности и прозрачности процедур формирования и механизмов реализации региональной инвестиционной политики;

• открытости и доступности информации для всех инвесторов;

• ясности и простоты процедур оформления взаимоотношений между инвесторами и органами власти; взаимной ответственности органов власти и инвесторов; неизменности принятых решений;

• сбалансированности максимального использования возможностей и преимуществ региональной администрации как субъекта хозяйствования;

• инвестиционной направленности бюджетной политики при соблюдении условий разумной достаточности на остальных направлениях расходов;

• гибкости, базирующейся на необходимости учета изменений в инвестиционной среде и предусматривающей механизм быстрой адаптации региональной инвестиционной политики к новым условиям при строжайшем соблюдении интересов субъектов инвестиционного процесса;

• объективности и приоритета экономической эффективности в принимаемых решениях.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности должна строиться на принципах:

• взаимной ответственности органов государственной власти Оренбургской области и инвесторов;

• срочности, возвратности, платности и доходности;

• сбалансированности государственных и частных интересов;

• объективности и экономической обоснованности принимаемых решений;

• неизменности принятых решений;

• равноправия инвесторов;

• открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для реализации инвестиционных проектов.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности осуществляется в формах:

• предоставление налоговых льгот, предусмотренных федеральным и областным законодательством;

• отсрочка или рассрочка по уплате налога или сбора, предоставление налогового кредита, инвестиционного налогового кредита в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством;

• предоставление льгот по арендной плате за пользование недвижимостью, находящейся в областной собственности;

• финансовая поддержка в виде бюджетного кредита в реализации инвестиционных про-

ектов на возвратной, срочной и платной основе за счет средств фонда;

• предоставление на конкурсной основе инвестиционного кредита за счет средств уполномоченных банков в соответствии с решением областной конкурсной комиссии;

• предоставление гарантий со стороны государственных органов.

Нами определена система государственных органов управления инвестиционной деятельностью в Оренбургской области, которая включает Законодательное собрание области, губернатора, администрацию области, департамент

Рисунок 2. Организационно-экономический механизм управления инвестиционным процессом в регионе

экономического развития и внешних связей Оренбургской области, отраслевые департаменты управления и комитеты области, информационно-аналитический центр.

Законодательное собрание области разрабатывает инвестиционное законодательство, устанавливает полномочия органов власти области, а также осуществляет общий контроль за развитием инвестиционного процесса.

Администрация Оренбургской области:

• издает нормативные правовые акты по вопросам инвестирования;

• утверждает план развития отраслей региона;

• предоставляет в Законодательное собрание Оренбургской области отчет о результатах реализации федеральных целевых программ;

• осуществляет контроль за реализацией федеральных целевых программ;

• руководит работой отраслевых департаментов, управлений и комитетов администрации Оренбургской области.

Губернатор Оренбургской области:

• разрабатывает и представляет на утверждение Законодательного собрания Оренбургской области бюджет и основные программы социально-экономического развития региона;

• подписывает и обнародует законы, принятые Законодательным собранием области;

• вносит на рассмотрение Законодательного собрания Оренбургской области проекты областных законов по вопросам инвестирования;

• утверждает перечень федеральных целевых программ;

• реализует иные функции, не закрепленные на Законодательном Собрании и администрацией Оренбургской области.

Департамент экономического развития и внешнеэкономических связей Оренбургской области:

• организует и координирует разработку и осуществляет обоснование социально-экономической политики администрации области, приоритетных направлений развития экономики;

• проводит анализ и оценку экономического положения области, определяет тенденции и приоритеты экономического развития базовых отраслей, выявляет диспропорции в развитии экономики региона, определяет пути их устранения. Разрабатывает предложения по развитию новых эффективных экономических структур;

• обеспечивает и координирует разработку комплексного прогноза социально-экономи-

ческого развития области, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды во взаимодействии с муниципальными образованиями области;

• контролирует реализацию федеральных целевых программ на территории Оренбургской области. Осуществляет методическое обеспечение разработки областных целевых программ.

• организует и координирует разработку государственной инвестиционной политики, мер по стимулированию инвестиционной активности и привлечению дополнительных финансовых ресурсов в экономику области;

• разрабатывает проекты областных программ по привлечению инвестиций в экономику Оренбургской области и создает банк данных по инвестиционным проектам области, содействует привлечению инвестиций банков, промышленных предприятий, предпринимателей, иностранных компаний;

• формирует адресную инвестиционную программу и вырабатывает предложения по формированию основных направлений инвестиционной политики в области;

• проводит экономическую, правовую экспертизу внешнеэкономических областных проектов и программ внешнеэкономического и инвестиционного сотрудничества, всех внешнеторговых контрактов, заключаемых за счет средств и (или) под гарантии Оренбургской области;

• выполняет другие функции в соответствии с законодательством Оренбургской области.

Отраслевые департаменты, управления и комитеты администрации Оренбургской области направляют в департамент экономического развития и внешнеэкономических связей предложения по вопросам инвестирования.

Информационно-аналитический центр. Основной целью функционирования ИАЦ является участие в информационно-аналитическом обеспечении деятельности региональных органов власти и управления, предоставление региональным органам власти, средствам массовой информации и научной общественности региона оперативной и достоверной информации о социальных, экономических, политических процессах в Оренбургской области.

Для создания привлекательного имиджа требуется информировать потенциальных инвесторов относительно имеющихся в регионе инвестиционных возможностей путем проведения рекламно-информационных кампаний в

СМИ, организации и участия в инвестиционных выставках, презентациях и семинарах в стране и за рубежом.

На наш взгляд, информационная поддержка является необходимым элементом работы с международными инвесторами, особенно в тех случаях, когда в принимающей стране происходит изменение общеэкономических либо нормативных условий инвестиционной деятельности. Качество информации играет важную роль в экономическом развитии, так как:

• полнота и доступность информации определяет уровень конкурентоспособности рынка и влияет на эффективность распределения ресурсов агентами, оценку рисков и уровень требуемой доходности;

• развитие современных средств коммуникации вызвало лавинообразный рост доступной информации. Критическое значение приобретают актуальность сведений, доверие к источнику информации и уровень затрат по получению данных в нужном формате.

Информационное обеспечение механизма управления региональной инвестиционной стратегией включает в себя следующие мероприятия:

- создание единого информационного пространства органов управления региона для обеспечения оперативного и эффективного управления инвестиционными процессами;

- формирование программно-технической и информационно-аналитической среды, обеспечивающей органы управления всех уровней информацией, необходимой для обоснованного принятия решений;

- создание специализированного информационно-аналитического центра по обработке информации о субъектах региональной инвестиционной системы и состоянии инвестиционного климата в регионе. Данный центр должен включать в себя совокупность информационных ресурсов региона, обеспечивающих взаимодействие всех участников реализации стратегии; единую систему ведения региональных и территориальных кадастров, регистров, реестров;

- профессиональное информационное обеспечение предпринимательских и промышленных структур региона через информационноаналитический центр;

- создание базы для эффективного и ускоренного мониторинга всех уровней инвестиционных процессов в регионе;

- реализацию мер по широкой пропаганде инвестиционных знаний и инвестиционной ин-

формации через федеральные, региональные и международные средства массовой информации, в том числе и электронные;

- создание и реализацию специальной комплексной программы «Инвестиционный атлас региона», позволяющей обеспечить открытость информации о регионе, его инвестиционном рынке, способствовать созданию единого регионального инвестиционного пространства.

Широкое распространение в мире получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных агентств, ответственных за взаимодействие с иностранными инвесторами. Подобные агентства действуют примерно в 100 странах. Агентства выполняют три основные функции:

• создание благоприятного имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов;

• осуществление целевого привлечения инвестиций;

• оказание инвесторам услуг, связанных с осуществлением инвестиций.

Такое агентство было создано в России по инициативе Консультационного совета по иностранным инвестициям - Российский центр содействия иностранным инвесторам.

В то же время существуют подобные организации, которые, опираясь на собственные ресурсы, а не на бюджетное финансирование, осуществляют функции по привлечению инвестиций. Так строится деятельность Межрегионального фонда стратегических инициатив и Агентства развития и привлечения инвестиций.

Целевое привлечение инвестиций реализуется путем определения круга компаний, инвестиции которых рассматриваются в качестве наиболее важных для экономического развития региона, и установления прямых контактов с ними с целью заинтересовать перспективами осуществления инвестиций. Крайне желательно создание региональной информационной сети с необходимой для инвесторов информацией.

Информирование потенциальных инвесторов относительно имеющихся в регионе инвестиционных возможностей может осуществляться только после грамотной идентификации этих возможностей, как на уровне региона, так и на уровне всего государства (2).

При этом создание благоприятного имиджа Оренбургской области неосуществимо без разработки четкой, последовательной и прозрачной государственной экономической поли-

тики и политики в области стимулирования инвестиционной деятельности. Неотступное следование этой политике явится лучшей рекламой имиджа Оренбургской области в среде потенциальных инвесторов.

В предлагаемом нами организационном механизме организующая роль в планировании инвестиций отводится прогнозному плану (программе), который должен ежегодно утверждаться администрацией области. В системе стратегических приоритетов программы важнейшее место принадлежит политике привлечения инвестиций как основного инструмента развития региональной экономики. Главной задачей инвестиционной политики является создание максимально благоприятных условий, способствующих активному притоку инвестиционных капиталов в экономику.

Инвестиционная политика должна осуществляется в двух направлениях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Привлечение частного, корпоративного отечественного капитала и прямых иностранных инвестиций, которые должны стать основным источником модернизации экономики области. Предусматривается

• создание привлекательных условий для инвесторов, преодоление административных барьеров. Основные принципы инвестиционной политики определяют:

• создание эффективной среды ускоренного развития рынка услуг, функционирования рынка товаров и капитальных активов на основе базовых законов конкурентной рыночной экономики, в том числе максимально свободного ценообразования и возможного саморегулирования рынка, равного конкурентного режима для всех инвесторов;

• взаимодействие органов власти и хозяйствующих субъектов, направляющих инвестиции на развитие области в рамках действующего законодательства с максимальным обособлением функций государства как участника или организатора инвестиционного рынка;

• осуществление защищенного и предсказуемого нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, обеспечение стабильности хозяйственных условий для инвестирования;

• публичность и прозрачность проводимой инвестиционной политики, открытость и доступность для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;

• презумпцию добросовестности всех участников инвестиционного рынка; равноправие инвесторов и унифицированность публичных процедур;

• сбалансированность государственных, социальных, политических и экономических интересов всех участников инвестиционного рынка;

• взаимную ответственность и безоговорочное выполнение обязательств, как со стороны исполнительных органов власти, так и других участников инвестиционного процесса.

В целях преодоления административных барьеров для инвесторов и предпринимателей предусмотрено создание системы поддержки по принципу «единого окна», упрощение процедуры получения разрешений на строительство объектов, в том числе оформления аренды и продажи земельных участков, оптимизация сроков прохождения документов по согласованию инвестиционных проектов. Определено формирование единой региональной инвестиционной системы с участием районов и городов области, подготовка квалифицированных кадров для работы с инвесторами.

2. Обеспечение максимальной эффективности инвестирования бюджетных средств, приоритетность, прозрачность, тщательная оценка объектов поддержки.

Государственное инвестирование предусматривается на основе программно-целевых механизмов (в основном текущие расходы), обеспечивающих экономическую и социальную эффективность, а также за счет средств бюджета развития Оренбургской области в формах: бюджетных инвестиций, государственных гарантий, бюджетных кредитов на условиях возвратности, платности и срочности.

Продолжится реализация закона о зонах экономического развития с предоставлением льгот по налогам на прибыль, имущество и землю социально значимым предприятиям.

Предусматривается дальнейшее развитие лизинговой деятельности по приобретению сельскохозяйственной техники и племенного скота за счет средств федерального и областного бюджетов.

В результате активизации строительства жилья за счет частных инвестиций определено совершенствование системы ипотечного кредитования жилья.

В развитие федеральных мер поддержки предприятий легкой промышленности предусматривается частичная оплата процентов по

кредитам, выданным банками предприятиям на пополнение оборотных средств.

Значительная роль отводится проведению комплекса мероприятий в финансово-кредитной сфере, особенно в части восстановления доверия населения к государству, для привлечения личных сбережений населения через эффективную кредитную систему для среднесрочного и долгосрочного кредитования инвестиционных проектов.

Реализация мероприятий Программы по развитию кооперации, предпринимательства, фермерских и личных приусадебных хозяйств граждан, кредитных потребительских кооперативов также позволит привлечь личные сбережения населения на инвестирование быстрооку-паемых проектов в малом и среднем бизнесе.

В программу должны быть включены принципы структурной и промышленной политики, основные направления реформы предприятий. Главной целью промышленной политики должно стать повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции промышленности области на внешнем и внутреннем рынках.

В соответствии с этим в области должны быть сформированы стратегия и приоритеты промышленной политики, предусматривающие развитие базовых комплексов промышленности и переход области от региона, вывозящего сырье (нефть, газ, цветные металлы), к региону, обеспечивающему вывоз продукции конечной переработки (нефтепродукты, прокат цветных металлов, сложную технику и оборудование, продукцию переработки сельского хозяйства и т. д.).

Основные принципы промышленной политики:

• поощрение предприятий и производств, приводящих к появлению на рынке принципиально новых товаров (работ, услуг) с улучшенными потребительскими и эксплуатационными характеристиками, отвечающими требованиям мировых стандартов и обладающими конкурентоспособностью как на российском, так и на международном рынках;

• совершенствование воспроизводственной и технологической структуры инвестиций на основе увеличения доли средств, направляемых на техническое перевооружение, расширение и реконструкцию производства;

• обеспечение опережающих темпов ввода основных фондов над их выбытием;

• совершенствование отраслевой структуры основных фондов в целях повышения удельного веса обрабатывающей промышленности, наукоемких и высокотехнологических производств;

• ускоренное развитие машиностроительного комплекса, создание новых машин и оборудования на базе новых технологий;

• реструктуризация предприятий с целью сокращения и ликвидации неперспективных производств на основе общегосударственных отраслевых и региональных программ;

• реструктуризация промышленности в направлении ускоренного развития отраслей, ориентированных на внутренний рынок, в том числе и на основе государственного финансирования;

• обеспечение переориентации денежных потоков из добывающих отраслей в обрабатывающие;

• приоритетное размещение на промышленных предприятиях области государственных заказов на изготовление продукции для государственных нужд;

• осуществление эффективной протекционистской политики, направленной на защиту отечественных товаропроизводителей;

• усиление государственного регулирования экономики, в том числе в промышленности, с целью увеличения рабочих мест, большего уровня занятости населения, повышения уровня его доходов.

Исходя из этого основные усилия будут сосредоточены на:

• организации выпуска новых видов продукции предприятиями металлургического комплекса за счет технического перевооружения ОАО «Носта» (труб большого диаметра в «северном» исполнении, прокатной заготовки для труб высокого давления, мостостали, сосудов, работающих в агрессивных средах и под давлением), ОАО «Медногорский медносерный комбинат» (катодной меди, свинца, свинецсодержащих продуктов), Гайским и Орским заводами по обработке цветных металлов (новых типов проката);

• развитии сырьевой базы цветной металлургии, освоении месторождений медной руды «Барсучий Лог», «Летнее», «Осеннее» со строительством обогатительной фабрики, внедрении экологически чистой технологии переработки руд Буруктальского и Сахаринского никелево-кобальтовых месторождений;

• организации производства конкурентоспособной продукции машиностроения (верто-

летов К-126, К-226, стиральных машин «Орь-автомат» - на ПО «Стрела», мотор-компрессоров, бытовых холодильников и морозильных камер нового поколения - на ОАО «Ормез», экспортоориентированной продукции - на ОАО «Южуралмаш», электродвигателей евростандарта и магнитных пускателей - на ОАО «Уралэлектро», автобусов - на ЗАО «Оренорь», ОАО «Сармат», высококонкурентных газовых баллонов - на Орском машиностроительном заводе и других видов машиностроительной продукции;

• организации производства техники, в том числе средств малой механизации, комплектующих изделий и запасных частей для нужд сельхозпредприятий (сборка высокопроизводительных комбайнов и производство сеялок на ПО «Стрела», радиаторов различного типа для отечественной сельхозтехники - на Оренбургском и Бугурусланском заводах «Радиатор»; гидропонных установок для проращивания зерна -на ОАО «Электропреобразователь» и других видов изделий);

• организации ряда перерабатывающих производств для более эффективной переработки продукции сельского хозяйства (создание сети малых перерабатывающих предприятий в сельской местности по переработке мяса, молока, зерна, шерсти, шкур и другой сельхозпродукции; строительство цеха молочных продуктов для детского питания в г. Оренбурге; строительство ликеро-водочного завода в Первомайском районе);

• обеспечении успешного действия топливно-энергетического комплекса за счет дальнейшего увеличения добычи нефти, газа, газового конденсата (освоение Зайкинского, Загорско-Лебяжинского, Бердянского, Копанского месторождений, Восточной нефтяной оторочки Оренбургского газоконденсатного месторождения), повышении газо- и нефтепереработки с использованием эффективных технологий (строительство газоперерабатывающего завода на Ростошинском месторождении, строительство конденсатопровода для подачи оренбургской нефти на ОАО «Орскнефтеоргсинтез», организация производства высококачественных горюче-смазочных материалов с низким содержанием серы и высокооктановых неэтилированных бензинов).

Успешная реализация намеченных преобразований потребует проведения реформ предприятий, их реструктуризации. Предприятиям, которые активно реформируются, будут создаваться более благоприятные условия хозяйствования.

Предложенный нами механизм управления инвестиционными процессами в регионе, в котором определены принципы, методы, организационная структура административных органов, координирующих инвестиционную деятельность в регионе, поможет повысить экономическую эффективность управления инвестиционными процессами, протекающими на территории Оренбургской области.

Список использованной литературы:

1. Ложникова А.В. Инвестиционные механизмы в реальной экономике [Текст] - М.: МЗ-Пресс, 2001. - 176 с.

2. Руденко А.М. К вопросу об оценке эффективности инвестиции [Текст] / А.М. Руденко //Финансы. -2001. - №9. - С. 66-68.

3. Самогородская М.И. Система обеспечения функционирования механизма управления региональной инвестиционной стратегией [Текст] / М.И. Самогородская // Региональная экономика: теория и практика. - 2004 - №12 (15). - С.40-47. Самуэльсон П.А. Экономика. Т 1. М.: 1993.

4. Самогородская М.И. Цели, задачи и принципы формирования региональной инвестиционной политики [Текст] / М.И. Самогородская // Региональная экономика: теория и практика. - 2004- №3 (6).- С.47-53.

5. Управление инвестициями: Т.1. [Текст] / В.В. Шеремет, В.М. Павлюченко, В.Д. Шапиро и др. - М.: Высшая школа, 1998. - 11 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.