ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ
(НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)
М.И. Самогородская, кандидат экономических наук, доцент Воронежского государственного технического университета
Проблема улучшения инвестиционного климата и повышения инвестиционной активности как на уровне государства, так и на уровне отдельных регионов находится постоянно в центре внимания общественности. Объясняется это тем, что инвестиции имеют решающее значение для осуществления экономических процессов в стране, субъекте Федерации, наотдельном предприятии. От оптимального использования инвестиционных ресурсов зависит производственный потенциал страны, его эффективность, отраслевая и воспроизводственная структура общественного производства.
Пытаясь преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства и непоследовательность государственной инвестиционной политики, стремясь увеличить приток инвестиций в локальных рамках определенной территории, региональные органы власти проявляют значительную активность в управлении региональными инвестиционными процессами, улучшении инвестиционного климата, предоставлении различных налоговых льгот и кредитной поддержки субъектам инвестиционной деятельности. Но, несмотря на повышенное внимание, уделяемое этой проблеме, в российской экономике она далека от разрешения. Об этом свидетельствуют как неудовлетворительное развитие инвестиционных процессов в ряде регионов, так и количество публикаций, дискуссий по этой проблеме, подтверждающих остроту современной ситуации.
Поскольку для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов объем внутренних инвестиций в ряде регионов недостаточен, постоянно растет потребность привлечения в экономику субъектов Федерации средств иностранных инве-
сторов. Однако эти инвесторы не спешат расширять деятельность на российском рынке. Они заинтересованы в формировании в нашей стране инвестиционной политики, характеризующейся последовательностью, «прозрачностью» и стабильностью, в том числе и в субъектах РФ.
Привлечение внешних источников инвестиций в экономику региона в современных условиях невозможно без активизации усилий региональных властных структур, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и снижение инвестиционного риска в регионе. Требуется внедрение специальных механизмов, процедур и функций, представляющих собой комплекс организационных действий управленческих структур по продвижению стратегических целей инвестиционного развития региона. Поиск новых, нестандартных методов и инструментов управления инвестициями на уровне региона приводит к необходимости использования современных технологий менеджмента, действующих в коммерческой среде.
По мнению автора, работа органов государственной власти по управлению инвестиционной привлекательностью региона должна состоять из комплекса взаимоувязанных, последовательных направлений деятельности:
1) формирование стратегии инвестиционного развития региона;
2) разработка региональной инвестиционной политики;
3) разработка и практическое использование механизма управления региональной инвестиционной стратегией;
4) разработка и реализация региональной инвестиционной программы.
Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития региона на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона, обеспечения его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использования инвестиционного потенциала.
Эта проблема актуальна и на уровне муниципальных образований. Во многих городах области, включая и г. Воронеж, в течение ряда лет не проводится на должном уровне комплексная оценка социально-экономического потенциала, не разрабатывается концепция развития, отсутствует система выбора приоритетов при решении проблем, обеспечивающих не только поступательное развитие и эффективное вложение инвестиций, но и соблюдение баланса интересов различных групп населения. Все это приводит к неэффективным решениям и к целому ряду отрицательных последствий, ликвидация которых требует дополнительных сил и материальных ресурсов.
Отсутствие инвестиционной стратегии, отказ от планирования инвестиционного развития ведет к разобщенности действий со стороны различных органов власти, возникновению административных барьеров, непрозрачности разрешительных процедур и, как следствие, к снижению уровня инвестиционной привлекательности региона.
По мнению автора, разработка региональной инвестиционной стратегии играет ключевую роль в обеспечении эффективности региональных инвестиционных процессов.
Форму реализации инвестиционной стратегии в разрезе наиболее важных аспектов инвестиционной деятельности в регионе на отдельных этапах ее осуществления представляет инвестиционная политика. В отличие от инвестиционной стратегии формирование региональной инвестиционной политики является среднесрочным управленческим процессом, осуществляемым в рамках стратегических решений и текущих финансовых возможностей региона.
В Законе «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории Воронежской области» сформулирова-
но содержание инвестиционной политики и перечислены ее основные задачи. Реально же инвестиционная политика, включающая в себя комплекс технологий привлечения инвестиций из государственных и негосударственных источников, в данном регионе на сегодняшний день отсутствует.
Стратегическое управление инвестиционной деятельностью региона получает свою дальнейшую конкретизацию в форме тактического управления этой деятельностью путем формирования региональной инвестиционной программы и портфеля инвестиционных проектов. Инвестиционная программа содержит перечень конкретных мероприятий по реализации приоритетных задач региональной инвестиционной политики с указанием сроков, финансового обеспечения, ответственных исполнителей, прогнозируемых результатов.
Основной проблемой при формировании региональной инвестиционной программы является выбор критериев отбора приоритетных инвестиционных проектов. В условиях дотационное™ регионального бюджета в Воронежской области приоритетными считаются инвестиционные проекты, несущие в себе в первую очередь социальную эффективность, т. е. проекты, реализация которых приводит к увеличению числа рабочих мест, улучшению охраны здоровья людей, решению экологических проблем и пр. При всей важности решения вышеозначенных задач региональная инвестиционная программа должна содержать также проекты, нацеленные на создание экономических точек роста и способствующие развитию экономики региона в стратегической перспективе. Представляется, что приоритетные инвестиционные проекты в составе региональной инвестиционной программы в современных условиях должны определяться с использованием комплексной системы социальных, экономических и экологических критериев. Кроме того, считаем целесообразным ежегодно выдерживать определенную пропорцию между проектами, у которых низкий срок окупаемости инвестиций, и проектами, у которых этот срок хоть и довольно значителен (например, 5-6 лет), но показатель внутренней нормы доходности самый высокий, обеспечивающий очень большой экономический эффект в будущем. Следование данной стратегии освоения инвестиций, как нам кажется, позволит за счет внутренних источников саморазвития добиться высоких экономических и социальных результатов в регионе в течение стратегического периода.
Автор считает, что непременным условием активизации инвестирования средств в производ-
ственную сферу деятельности является наличие регионального механизма управления инвестиционной стратегией. Целенаправленное воздействие структур регионального управления на всех участ-ников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей инвестиционного развития региона является сущностью механизма управления региональной инвестиционной стратегией. Данный механизм представляет собой совокупность источников инвестиций, форм и методов мобилизации и размещения инвестиционных ресурсов; инструментов и рычагов воздействия на инвестиционные процессы в целях достижения намеченных задач инвестиционного развития региона. Механизм должен включать в себя определенные средства, с помощью которых предусматривается достижение целей региональной инвестиционной стратегии, а именно, совокупность административных, экономических, институциональных и мотивационных методов управления, а также систему обеспечения действия этих методов. Регулирование инвестиционных процессов в регионе может осуществляться значительно эффективнее в случае расширения группы методов и инструментов воздействия на субъектов региональной инвестиционной системы со стороны властных структур.
По нашему мнению, администрации Воронежской области целесообразно в большей степени активизировать усилия на совершенствовании институциональной сферы региональных инвестиционных процессов, и в первую очередь — на развитии инвестиционной инфраструктуры. Темпы роста инвестиций в реальный сектор областной экономики напрямую зависят от готовности финансовой системы, включая банки, активно поддерживать расширение производства и способствовать реализации инвестиционных проектов. Необходимо создавать предпосылки для формирования сбережений всеми экономическими агентами и последующей их трансформации в производственные инвестиции. Для достижения этой цели целесообразно разработать и реализовать комплекс мер по укреплению и развитию банковской системы области, инвестиционно-заемной системы, включающий в себя:
- формирование эффективной политики заимствований под реализацию долгосрочных инвестиционных проектов;
- совершенствование правовой базы, регулирующей региональный финансовый рынок;
- создание региональных систем гарантий и
сотрудничества по обеспечению возвратности заемных средств;
- формирование системы страхования инвестиционных рисков и др.
Представляется необходимым в финансовой сфере создать фонд ценных бумаг и инвестиционный фонд. Фонд ценных бумаг предназначается для обслуживания проведения областного займа. Для осуществления мероприятий по выводу экономики Воронежской области из кризиса целесообразно выпустить облигации Воронежской области с купонным доходом не ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ со сроком обращения не менее двух лет. Основная часть, не менее чем 95 % облигаций, должна быть выкуплена юридическими лицами, с которыми необходимо заключить соответствующие соглашения. Гарантией этого займа может стать областная собственность (залоговый фонд), а также средства бюджета (обозначенные в бюджете в защищенной строке, предназначенные для выплаты купонного дохода).
Для реального функционирования рынка ценных бумаг Воронежской области помимо вышеперечисленного необходимо:
- создать клиринговый центр;
- открыть площадку по функционированию государственных ценных бумаг, на которой осуществлять работу с ценными бумагами Воронежской области;
- воссоздать, если она не работает, и придать новый импульс, если она работает, фондовой бирже ценных бумаг;
- постепенно выпустить на рынок ценных бумаг векселя областной и городской администраций в течение двух лет.
Инвестиционный фонд создается путем привлечения инвестиций под гарантии администрации Воронежской области. В этот фонд, помимо отчислений предприятий, должны также войти и привлеченные средства населения. Для того чтобы превратить сбережения населения региона в источник инвестиционных ресурсов для развития предприятий области, требуется обеспечить определенные условия: гарантировать вклады населения не банковскими обязательствами, а той частью акций, которыми владеет администрация. Иначе говоря, необходимо выпустить внерыночные бонды (облигации) по каждому из инвестируемых предприятий. Это есть и гарантия, и активное участие граждан и предприятий в экономической жизни региона с определенной долей прибыли. Вкладчик вступает в права владения акциями в
случае невыполнения установленных договором гарантий. Реальность такого подхода определяется тем, что гарантией служит имущество области (недвижимость, земля, природные ископаемые), которое не может исчезнуть, в отличие от банков и других финансовых организаций.
Для проведения крупных проектов, реализации схем финансовой помощи в рамках региональной инвестиционной политики власти нуждаются в надежных партнерах, представляющих кредитно-финансовую сферу. Поэтому во многих странах (в частности в Германии), а теперь и в России есть банки, учрежденные с участием местных и региональных властей и находящиеся под их контролем. Общеизвестно, что интересы крупных банков, как правило, не ограничиваются экономическим развитием отдельного региона или города. В ситуации, когда социально-экономическая обстановка в регионе сложная и повышается риск инвестиционных вложений, независимый банк может отказать в инвестиционном кредите. В связи с этим необходим региональный банк, оказывающий влияние на экономику определенного региона и делающий возможной взаимопомощь. Финансовые ресурсы в этом случае остаются и используются в данном регионе вместо того, чтобы переместиться в другие регионы или мировые финансовые центры.
Для избежания опасности того, что региональный банк окажется «карманным» банком властей и под их некомпетентным давлением будет проводить неэффективную политику, необходимо создать определенные противовесы. Представители власти должны войти в правление банка, но не должны вмешиваться в его текущую работу. Работа банка должна осуществляться в условиях обычной конкуренции. Другими словами, региональный банк выполняет функции обычного коммерческого банка, но в его уставе оговариваются условия, ориентирующие его на деятельность, направленную на региональные и местные проекты, обслуживание местных клиентов, выдачу кредитов исключительно жителям и предпринимателям области. Персонал такого банка, прекрасно знающий региональные условия, местных клиентов, становится для властей надежным экспертом в оценке финансовой стороны приоритетных инвестиционных проектов, помогает в поиске источников финансирования. Поскольку региональные банки работают в границах своих регионов, их связь с клиентами более тесная, чем у других банков.
Институциональное обеспечение процесса управления инвестиционной привлекательностью
региона предполагает создание и развитие новых организационных форм регулирования регионального инвестиционного процесса. К таковым формам можно отнести лизинговый фонд и Агентство инвестиционного развития.
Лизинговый фонд представляет собой обособленную часть финансовых ресурсов, предназначенных для целевого финансирования лизинговых операций в регионе. Лизинговый фонд формируется за счет средств регионального бюджета, взносов прочих инвесторов, включая средства бюджетов городов и районов области, собственных средств предприятий региона.
Задачей лизингового фонда является ресурсное обеспечение лизинговых операций в регионе, создание надежного механизма целевого использования средств фонда. Для достижения максимальной эффективности использования средств фонда целесообразны организация прозрачной схемы проведения лизинговых операций и минимизация процента удорожания приобретаемой на лизинговой основе техники. Порядок формирования и использования средств лизингового фонда должен предусматривать жесткий контроль со стороны администрации области за функционированием и условиями проведения лизинговых операций с участием средств областного бюджета. Например, размер комиссионного вознаграждения операторам по осуществлению лизинга, цены на поставляемое лизинговое имущество должны согласоваться с комитетом по ценам администрации области. Лизингодателем может выступать региональный банк, большая часть акций которого должна принадлежать администрации региона. В качестве технического оператора по проведению лизинговых операций, как правило, выбирается организация, имеющая развитую филиальную сеть, высококлассных специалистов и значительный опыт работы по поставке техники.
Агентство инвестиционного развития создается в регионе для выполнения следующих функций: определение приоритетных направлений инвестирования;
консультирование субъектов инвестиционной деятельности по реализации инвестиционных проектов на территории региона;
содействие в привлечении российских и зарубежных источников финансирования для создания новых и модернизации действующих производств;
оценка инвестиционных возможностей российских финансовых институтов и потенциала привлечения зарубежных инвесторов.
Основными видами деятельности Агентства могут считаться:
отбор перспективных инвестиционных проектов;
поиск и привлечение партнеров для их реализации;
организация прямых деловых контактов Воронежской области с другими регионами;
содействие разработке и реализации проектов делового сотрудничества, созданию совместных предприятий;
организация специализированных инвестиционных выставок и ярмарок;
проведение конференций, семинаров, симпозиумов;
организация обучения предпринимателей и менеджеров и др.
Целесообразно иметь в структуре Агентства службу маркетинга, которая будет выполнять функции сбора информации, анализа и консультирования. Результаты анализа позволят иметь информацию о существующих возможностях инвестирования в отраслевом и территориальном разрезе. В свою очередь, это даст возможность обслуживать инвесторов, предоставляя им юридические и коммерческие советы, организуя быстрые связи между предприятиями и государством или местной администрацией. Служба маркетинга сможет обеспечивать своих клиентов информацией о возможности и способах создания компании с иностранным участием. Данная служба должна заниматься вопросами как сбора, так и предоставления информации о регионе. Деятельность службы маркетинга, как правило, осуществляется по следующим направлениям:
прямая передача информации в посольства, консульства и их коммерческие представительства;
создание информационных пунктов в гостиницах и бизнес-центрах;
создание иностранных торговых представительств в регионе;
сотрудничество с иностранными и местными агентствами регионального развития;
организация семинаров и конференций, рекламирующих возможности региона;
сотрудничество с прессой, радио и телевидением;
помощь малым предприятиям в участии в ярмарках.
Для рекламы региона служба маркетинга должна издавать и публиковать различные материалы: региональные каталоги перспективных предприя-
тий и компаний; информацию о тенденциях инвестирования; путеводители о гостиницах, ресторанах и кафетериях; информацию о состоянии региональной экономики и пр.
Также целесообразно иметь в Агентстве инвестиционного развития службу коммерческих контактов, основными функциями которой являются выявление возможностей экспорта, содействие участию региональных производителей в различных ярмарках и налаживание тесных контактов с торгово-промышленными палатами. Банкданных коммерческой информации, создаваемый и являющийся прерогативой этой службы, призван способствовать сотрудничеству субъектов хозяйствования друг с другом в инвестиционном процессе; налаживанию коммерческих контактов между регионом и другими регионами страны и зарубежья.
Целесообразность создания в структуре Агентства консультативной службы обусловлена практической потребностью в переобучении людей, собирающихся начать или уже начавших свою деятельность в малом бизнесе и не имеющих возможности обратиться к услугам профессиональных консалтинговых фирм. Данная служба ориентируется на консультации в следующих областях: создание предприятия; получение кредита и финансирования; бизнес-планирование; налогообложение; патенты; организация производства и сбыта продукции и др.
В ведении Агентства, по нашему мнению, должна находиться и проблема повышения «прозрачности» деятельности субъектов регионального инвестиционного рынка. Добиться этого возможно путем организации банка кредитных историй предприятий региона. Для решения данной задачи целесообразно разработать систему рейтинговой оценки предприятий региона по критерию их инвестиционной привлекательности. Наличие банка кредитных историй, на наш взгляд, значительно облегчит процедуру оценки инвестиционного потенциала региона.
В случае наделения Агентства необходимыми фондами оно может осуществлять деятельность и по инвестированию капитала.
Организация Агентства инвестиционного развития — задача вполне посильная региональным органам власти и необходимая для реализации стратегических целей инвестиционного развития региона и проведения инвестиционной политики. Деятельность Агентства, по нашему мнению, будет способствовать мобилизации ограниченных инвестиционных ресурсов региона для решения
наиболее острых проблем его развития; обеспечения эффективного расходования имеющихся и привлеченных инвестиционных ресурсов в ходе реализации приоритетных для региона инвестиционных проектов.
Создание всех перечисленных институтов возможно на первых порах за счет бюджетной поддержки, а в дальнейшем — дивидендов, получаемых от предприятий. Кроме того, можно привлечь средства предприятий и частных лиц для организации указанных фондов. В качестве гаранта во всех финансовых и инвестиционных операциях должен выступать региональный банк.
Необходимо отметить, что максимально полное участие и патронаж администрации области в формировании финансово-экономической инфраструктуры региона позволит ей быть авторитетным гарантом при привлечении как внутренних, так и зарубежных инвестиций.
Помимо вышесказанного, в целях улучшения инвестиционного климата и активизации инвестиционной деятельности в Воронежской области целесообразно дополнить перечень форм ее государственной поддержки, регламентированных Законом «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности в Воронежской области» комплексом организационных мер, среди которых:
предоставление государственных областных заказов на конкурсной основе бюджетообразующим, социально значимым предприятиям, продукция которых необходима Воронежской области;
выпуск региональных облигационных займов и гарантированных целевых займов;
передача государственного имущества в доверительное управление коммерческим организациям, в том числе предприятиям с иностранным капиталом;
создание на конкурсной основе и развитие системы инвестиционных уполномоченных организаций (банков, страховых и консалтинговых компаний), обеспечивающих профессиональное обслуживание инвестиционной деятельности в регионе; оказание поддержки существующим профессиональным участникам фондового рынка;
совместное финансирование государством и иными инвесторами важнейших объектов экономики области (проектное финансирование);
расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования для жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
развитие финансового лизинга как эффективного инструмента привлечения инвестиционных ресурсов международного финансового рынка;
привлечение иностранного капитала в сферу ЖКХ на концессионной основе;
содействие в организации совместных предприятий, финансово-промышленных групп, занимающихся инвестиционной деятельностью;
создание и развитие областной информационно-аналитической базы данных о субъектах и объектах инвестиционной деятельности; создание банка данных об индустриальных площадках для возможной застройки;
создание регионального банка инвестиционных проектов; проведение презентаций конкретных инвестиционных проектов и направление их для экспертной оценки в специализированные агентства;
создание каталогов экспортной продукции и инвестиционных проектов на русском и английском языках, в том числе в электронном виде; выпуск периодических изданий о социально-экономических особенностях и конкурентных преимуществах региона для зарубежных партнеров;
регулярное проведение специализированных инвестиционных выставок и бизнес-семинаров в странах — потенциальных партнерах; организация конкурса среди местных предприятий и компаний за право льготного (на дотационной основе) участия в зарубежных показах со своими инвестиционными проектами, аттестованными специализированными экспертными агентствами;
разработка собственных программ внешнеэкономического, в том числе инвестиционного, сотрудничества; привлечение инвестиционных ресурсов международных финансовых институтов и организаций (МБРР, ЕБРР, ЕС, ООН и др.); участие в крупных интернациональных проектах в рамках международного разделения труда;
совершенствование правовой законодательной базы, регулирующей вопросы международного инвестиционного сотрудничества;
дальнейшее расширение международных гуманитарных связей Воронежской области как важного фактора создания благоприятного внешнего имиджа региона, способствующего развитию торговли и привлечению иностранных инвестиций;
оказание помощи предприятиям машиностроительного комплекса по развитию зарубежной сбытовой и сервисной сети; содействие в подготовке и реализации кооперационных соглашений с зарубежными партнерами по производству высо-
котехнологичной гражданской продукции, а также организации сборочных производств за рубежом, позволяющих увеличить совокупный экспорт за счет узлов и комплектующих и обеспечивающих более прочные позиции на рынках принимающих стран;
сокращение сроков систематизации, анализа и доведения до предприятий региона информации о существующих международных финансовых институтах и инвестиционных фондах, их программах и условиях предоставления средств; содействие предприятиям региона в установлении контактов с зарубежными финансовыми организациями, подготовке необходимой документации и ведении последующих переговоров;
организация полномасштабной сертификации экспортной продукции предприятий Воронежской области с участием российских и международных организаций соответствующего профиля;
контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета области на финансирование инвестиционных проектов.
Кроме форм государственной поддержки инвестиционной деятельности значительное влияние на уровень инвестиционной привлекательности региона оказывают налоговые льготы, предоставляемые субъектам инвестирования. По мнению автора, в Воронежской области назрела необходимость принятия закона о льготном налогообложении субъектов инвестиционной деятельности в регионе, в котором будет полностью отражен полный перечень налоговых льгот инвесторам и субъектам, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов. Хотелось бы обратить внимание на необходимость детальной структуризации субъектов льготного налогообложения, устраняющей все неточности в определении категорий участников регионального инвестиционного процесса. Считаем целесообразным осуществлять градацию форм предоставления государственной поддержки в зависимости от значимости инвестиционного проекта для экономики области. По мнению автора, имеет смысл установить более широкую детализацию налоговых льгот и группы конкретных условий, которым должны удовлетворять инвестиционные проекты, претендующие на получение налоговых льгот. На наш взгляд, предоставляемые льготы не следует ограничивать только суммами налога на прибыль, имущество и земельным налогом, как это регламентируется Законом Воронежской области «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на
территории Воронежской области». Было бы целесообразно расширить перечень предоставляемых льгот за счет сокращения ставки налога с владельцев транспортных средств в случае приобретения транспортных средств для инвестиционных целей. Для активизации деятельности малых предприятий в региональном инвестиционном процессе, по мнению автора, необходимо ввести льготы на единый вмененный налог.
Уровень развития малого предпринимательства в регионе является одним из факторов его инвестиционной привлекательности. И в современных условиях можно вести речь об определенных возможностях улучшения инвестиционного климата в регионе за счет активизации государственной поддержки малого предпринимательства. В связи с этим, исходя из нынешнего состояния малого бизнеса в Воронежской области и внешних условий его функционирования в регионе, представляется целесообразным осуществлять усилия в следующих направлениях:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства, предполагающее разработку концепции нормативного обеспечения предпринимательства, формирование на ее основе пакета законодательных и нормативных актов с учетом особенностей отраслей экономики региона, а также внесение изменений в действующее законодательство. Новые нормативно-правовые документы должны обеспечивать инвестиционную, финансово-кредитную, производственно-инновационную поддержку малого предпринимательства.
2. Организационное и научно-методическое обеспечение развитие малого бизнеса, предусматривающее проведение публичных мероприятий по проблемам предпринимательства: семинаров, совещаний, конференций, выставок и др.
3. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства, предусматривающая финансирование перспективных инвестиционных, а также социально значимых для области проектов. При этом большое внимание должно уделяться развитию таких форм альтернативной финансово-кредитной поддержки инвестиционной деятельности малых предприятий, как лизинг, франчайзинг, микрокредитование, взаимное страхование и др.
4. Институциональная поддержка малого предпринимательства, предполагающая создание и развитие сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов; улучшение их взаимодействия с коммерческими банками для финансирования проектов малых пред-
приятий; гарантийно-залоговое обеспечение проектов малого бизнеса; создание кредитных союзов малых предприятий, обществ взаимного кредитования и т.д. Блок институциональной поддержки включает также создание и развитие бизнес-инку-баторов, бизнес-центров, технопарков, инновационных центров, консультационных агентств, учеб-но-деловых центров и т.д., функционирующих преимущественно на коммерческой основе.
5. Подготовка кадров для малого предпринимательства, предусматривающая проведение мероприятий, направленных на обучение и повышение уровня экономического образования как предпринимателей, так и государственных служащих, занимающихся поддержкой малого предпринимательства в области и руководителей субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Подготовка кадров ориентирована на создание и реализацию учебных программ (по вопросам менеджмента, маркетинга, финансов, бухучета и т.д.) для обучения предпринимателей, подготовку активной части незанятого населения навыкам организации и ведения собственного дела (в первую очередь военнослужащих, уволенных в запас).
6. Информационно-рекламная поддержка малого предпринимательства, предполагающая создание информационной среды, способной удовлетворить потребности малого предпринимательства в разного рода информации (правовой, экономической, внешнеэкономической и т.д.). Консультационно-информационное обеспечение предусматривает осуществление мониторинга состояния малых и средних предприятий, развитие системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП), обеспечение электронного информационного взаимодействия между органами исполнительной власти и объектами инфраструктуры поддержки предпринимательства.
7. Содействие внешнеэкономической (в масштабах области и страны) деятельности малых и средних предприятий путем развития межрегионального и международного сотрудничества; привлечение иностранных инвестиций и кредитов в малый бизнес; создание условий и предоставление консультационных, информационных и иных необходимых предпринимателям услуг; содействие деловым контактам западных партнеров с российским малым бизнесом.
Реализация данных направлений деятельности по поддержке малого предпринимательства, по мнению автора, должна улучшить внешнюю среду малого бизнеса (ликвидировать административные
барьеры деятельности субъектов малого предпринимательства) и решить проблемы внутренней среды (восполнить недостаток финансовых средств, повысить уровень образования предпринимателей).
Одним из факторов интенсификации региональных инвестиционных процессов является совершенствование управления государственной собственностью. Рассмотрев достаточно подробно механизмы управления и распоряжения государственным имуществом в Воронежской области, автор считает, что к первоочередным проблемам совершенствования управления государственным имуществом на уровне региона, требующим немедленного решения, следует отнести:
а) упорядочение системы назначения руководителей государственных предприятий, предусматривающей повышение их ответственности за результаты хозяйственной деятельности и заключение с ними контракта по новой форме;
б) увеличение государственного пакета акций АО, приносящих доход в бюджет региона до уровня не ниже блокирующего, продажа неликвидных акций, а также назначение государственными представителями профессиональных управляющих, прошедших соответствующее обучение и имеющих определенный опыт управленческой и хозяйственной работы;
в) проведение полной инвентаризации объектов недвижимости, включая объекты, не завершенные строительством, а также утверждение порядка расчета арендной платы объектов недвижимости, в том числе памятников истории и культурного значения;
г) разграничение государственной собственности на землю, обеспечивающее права РФ, субъектов РФ на земельные участки, необходимые для реализации ими задач и функций, установленных законодательством РФ.
Только в результате создания детальных правовых и организационных механизмов реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации и комплексной реализации задач управления и распоряжения государственной собственностью Воронежской области возможно превращение государства и региона в эффективного собственника.
Реализация на практике всего комплекса рекомендаций, изложенных в данной статье, по мнению автора, будет способствовать:
повышению эффективности государственного управления инвестиционной деятельности на уровне региона;
улучшению инвестиционного климата в регионе; повышению его инвестиционной привлекательности;
притоку иностранных инвестиций и росту накопленного иностранного капитала;
росту инвестиционной активности и качества международного инвестиционного сотрудничества.
В то же время практическое использование предложенных механизмов потребует совершенствования действующей нормативно-правовой базы в сфере инвестиций; обеспечения единства действий законодательной и исполнительной ветвей власти; изменения структуры управления исполнительной власти. В современных условиях требуется реализовать качественно новые подходы к процессам и процедурам управления инвестиционным развитием региона; построить мобильную функциональную структуру исполнительной власти, ориентированную на реализацию конкурентных преимуществ региона.
В заключение необходимо отметить, что управление инвестиционными процессами тождественно управлению развитием региона, т. е. помимо объективного интереса непосредственных участников инвестиционной деятельности (инвесторов и реципиентов) здесь явно присутствует объективный интерес общества. Таким образом, совпадение интересов общества с интересами субъектов региональной инвестиционной системы выводит задачу управления инвестиционными процессами региона из разряда частных в разряд общественно значимых.
Литература
1. Самогородская М.И. Методологические основы стратегического управления региональными инвестиционными процессами// Региональная экономика: теория и практика. 2003. № 1. С. 37 — 44.
2. Самогородская М.И. Разработка региональной инвестиционной стратегии // Региональная экономика: теория и практика. 2003. № 2. С. 46 — 52.
3. Самогородская М.И. Управление инвестициями: Монография / Под ред. Б. Г. Преображенского. — Воронеж: ВГТУ, 2002. 164 с.
4. Самогородская М.И. Цели, задачи и принципы формирования региональной инвестиционной политики // Региональная экономика: теория и практика. 2004. № 3. С. 47 - 53.
5. Самогородская М.И. Государственное регулирование инвестиционных процессов в Воронежской области // Региональная экономика: теория и практика. 2004. № 6. С. 57.
6. Самогородская М.И. Алгоритм формирования механизма управления реализацией региональной инвестиционной стратегией// Региональная экономика: теория и практика. 2004. № 8. С. 43.
7. Самогородская М.И. Анализ форм государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионах Центрального федерального округа // Инвестиции в России. 2003. № 8. С. 3 — 8.
8. Самогородская М.И. Проблемы формирования региональной инвестиционной политики // Регионология. 2003. № 3. С. 206 - 221.