Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алибеков Магомедрасул Магомедиминович

В статье рассмотрено государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Дагестан, выявлены его проблемы и предложены пути их решения. Отмечается, что формирование и развитие инвестиционного потенциала региона необходимо для обеспечения экономического роста России. В условиях сокращения федеральной поддержки процессов регионального развития, пересмотра финансирования региональных проектов, отсутствия единой стратегической инициативы возникает ряд проблем по формированию и развитию инвестиционного потенциала регионов и повышению их инвестиционной привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF THE INVESTMENT ACTIVITY OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article considers the state regulation of investment activity in the Republic of Dagestan, identifies its problems and suggests ways to solve them. It is noted that the formation and development of the investment potential of the region is necessary to ensure the economic growth of Russia. In the context of the reduction of federal support for regional development processes, the revision of funding for regional projects, the lack of a unified strategic initiative, a number of problems arise in the formation and development of the investment potential of the regions and increase their investment attractiveness.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_8_635 УДК 338

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ

ДАГЕСТАН

Алибеков Магомедрасул Магомедиминович,

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: arslan.alibekov.99@mail.ru

В статье рассмотрено государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Дагестан, выявлены его проблемы и предложены пути их решения. Отмечается, что формирование и развитие инвестиционного потенциала региона необходимо для обеспечения экономического роста России. В условиях сокращения федеральной поддержки процессов регионального развития, пересмотра финансирования региональных проектов, отсутствия единой стратегической инициативы возникает ряд проблем по формированию и развитию инвестиционного потенциала регионов и повышению их инвестиционной привлекательности.

Ключевые слова: инвестиции; государственное регулирование; инвестиционный климат; инвестиционная привлекательность региона.

UDC 338

STATE REGULATION OF THE INVESTMENT ACTIVITY OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Alibekov Magomedrasul Magomediminovich,

Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: arslan.alibekov.99@mail.ru

The article considers the state regulation of investment activity in the Republic of Dagestan, identifies its problems and suggests ways to solve them. It is noted that the formation and development of the investment potential of the region is necessary to ensure the economic growth of Russia. In the context of the reduction of federal support for regional development processes, the revision of funding for regional projects, the lack of a unified strategic initiative, a number of problems arise in the formation and development of the investment potential of the regions and increase their investment attractiveness.

Keywords: investments; state regulation; investment climate; investment attractiveness of the region.

Республика Дагестан - субъект Российской Федерации, входящий в состав СевероКавказского федерального округа.

В целях создания максимально благоприятных условий для привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов в республике создана следующая законодательная и нормативно-правовая база, обеспечивающая различные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности (рис. 1).

В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах России 2022 года Дагестан улучшил свои позиции и занял 16-е место [6].

Рейтинг составлен Агентством стратегических инициатив (АСИ). Эксперты оценивают все 85 субъектов Российской Федерации по 67 показателям в 4 направлениях: «Регу-ляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства» [7].

Чакон Республики Дагестан от 7 октября 200К года № 42 «О государстве иной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан»

/---

— >- Чакон Республики Дагестан от 1 февраля 2008 года № 5 участии Республики Дагестан в государственно-частных партнерсгвах» J

Закшг Республики Дагестан от 17 тгоября 2009 года № (Л «Oft инвестиционном налоговом

кредите г Республике Дагестан»

Указ Главы Республики Дагестан от 27 февраля 2014 года № 50 «О Совете при Главе Республики Дагестан по улучшению инвестиционного климата инвестициям»

ПостаЕтилсштс Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 201 I года № 95 «Ой утверждении Положения об инвестиционных площадках Республики Дагестан»

Постановление Правительства Республики Дагестан от 22 апреля 2011 года № 122 «О мерах по государственной поддержке инвесторов, реализующих инвестиционные проекты в Республике

Дагестан»

Рисунок 1 - Некоторые нормативно-правовые акты, регулирующие государственное управление инвестиционной деятельностью в Республике Дагестан [5]

Государственная поддержка инвести- гестан оказывается в следующих формах ционной деятельности в Республике Да- (рис. 2).

- субсидирование процентных ставок по привлекаемым инициаторами проектов кредитам

г > размещение проектов и а территории республиканских шшеепщыоиимм площадок, инженерная инфраструктура которых создастся ча счет средств республиканского бюджета v J

нефинансовые меры государственной поддержки инвестиционной деятельности L.

- Г разработка счет средств республиканского бюджета бизнес- оланон инвестиционных проектов* компенсация части затрат на разработку проектной до кум ентшн и V J

г- предоставления республиканского имущества для использования к качестве залогового обеспечения по привлекаемым инициаторами проектов кредитам

Рисунок 2 - Описание государственной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Дагестан

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Основные факторы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность республики, представлены на рис. 3.

Создание режима максимального благоприятствования для инвесторов включает следующие компоненты (рис. 4).

яышщнн географическое положение и ижнвншее геополитическое значение для России

высокая обеспеченность республики собственными энергоносителями (электроэнергия, нефть, газ)

развитая транспортная инфраструктура (железнодорожный транспорт, автомобильное магистрали федерального значения, международный аэропорт, морской порт. трубопроводные сети — участие и функционировании транспортных коридоров

Сеьер- Юг н Восток- Запад)

наличное нормативно правовой базы, обеспечивающей необходимые

условия для инвестиционной деятельности ,_1_

наличие еаоболных земель сельскохозяйственного значения, производственных площадок, обеспеченных инженерной инфраструктурой

высокий природ но - ресурсный потенциал (значительные запасы невостребованных минерально сырьевых ресурсов, углеводородного сырья нефти и гала)

высоким туристски- рекреационный потенциал (морское побережье, горные и предгорные районы, концентрация бальнеологических ресурсов па небольшой территории)

наличие кьшлнфнннринянной рйОоЧСН СИЛЫ И Экономически АКТИВНОГО

населения

г-' ^ рат-витая сеть высших и средних специальных образовательных учреждений, обладающих научно- исследовательским потенциалом

высокая обеспеченность республики связью и телекоммуникациями

Рисунок 3 - Факторы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность Республики Дагестан

Ключевыми проблемами, препятствующими более эффективному осуществлению инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан, являются следующие [1-4] (рис. 5).

Сформируем рекомендации на основании выявленных системных проблем.

I. Высокий уровень теневой экономики.

По оценкам экспертов, уровень теневой экономики в республике составляет от 4060 %, что способствует снижению конкурен-

тоспособности и прибыльности легального бизнеса в сравнении с нелегальным. Теневая экономика привела к снижению культуры бизнеса, смещая этнические ценности определенной части дагестанцев в негативную сторону, обострению социальных проблем, подрыву авторитета и финансовой базы государственной власти.

Рекомендации:

1. Разработать стратегию развития малого и среднего предпринимательства в

- создание инвестиционных площадок («грггнфил д о в» и «йраупфилдов»)

стимулирование создания промьпнленно-производственных зон регионального и федерального

уровня

стимулирование модернизации производств к привлечение частных инвестиций через создание н стимулирование развития промышленных парков, поддержку малого и среднего бизнеса (развитие мЕжрофннаненровяния, кредитных кооперативов, центров развития малого бизнеса.

бизнес-парков)

- предоставление государственных гарантий в обеспечении возврата заемных средств промышленным предприятиям под кредиты, привлекаемые на реализаций инвестиционных ^ проектов J

предоставление субсидий на компенсацию части затрат по уплате процентов за пользование банковскими кредитами: компенсация части процентной ставкЕ! по привлекаемый кредитам _коммерческих банков на реализацию инвестиционных проектов_

- Г -1 оказание содействия промышленным предприятиям в проведении паучпо-нсследонатслЕ.скнх и конструкторских разработок путем софннансирования нз республиканского бк>г:|жега

содействие промышленным предприятиям к подготовке бизнес-планов* фишнеоных моделей.

проейтко-сметной документации и других документов в соответствии с требованиями н _условиями иньесюрод_

бюджетное финансирован не инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для республики, с участием в уставном капитале и передачей соответствующей доли акций (не менее _25,5%) государству_

содействие громы пленным предприятиям в участии на международных и российских выставках, ярмарках, форумах в виде предоставления субсидий Е]а компенсацию _■затрат М аренду выставочной площади_

содействие по установлению прямых контактов и сотрудничества промышленных предприятий е

потенциальными инвесторамн и кредитно-финансовыми учреждениями

Рисунок 4 - Создание режима максимального благоприятствования для инвесторов [9]

Республике Дагестан, дорожную карту, содержащую конкретные задачи, инструменты и механизмы их решения, возложив ее реализацию на Штаб при Главе Республики Дагестан (постоянно действующий рабочий межведомственный орган) по улучшению условий ведения бизнеса в республике.

2. Принять указ главы Республики Дагестан о мерах по противодействию незаконной предпринимательской деятельности,

«обелению» экономики и трудовых отношений в Республике Дагестан с утверждением соответствующей дорожной карты.

3. Упростить административные и бюрократические барьеры, мешающие развитию легального бизнеса, активизировать работу по внедрению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, утвержденных рас-

Рисунок 5 - Проблемы инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан [8]

поряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р, утвердить дорожные карты по их реализации.

4. Обеспечить эффективную государственную защиту легального бизнеса, проводя ясную и последовательную государственную политику поддержки легального предпринимательства, что вернет доверие бизнеса государству.

5. Предложить новые меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства по конечному результату их деятельности, снизить государственный контроль и надзор. Внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты Республики Дагестан.

6. Установить экономически обоснованное налогообложение, стимулируя безналичные расчеты и ограничивая наличный денежный оборот.

7. Провести работу по институциональным изменениям в системе государственных (муниципальных) органов власти, государственных (муниципальных) учреждений. Сэкономленные средства направить на повышение заработной платы.

II. Дороговизна и труднодоступность кредитных ресурсов.

Дороговизна кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок и их трудно-доступность, связанная с жесткими требованиями обеспечения возврата, неспособностью субъектов малого и среднего предпринимательства предоставить ликвидное залоговое имущество, недовери-

ем к бизнесу, отсутствием четких условий и современных банковских инструментов сотрудничества и поддержки со стороны государства. Серьезной проблемой для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в Республике Дагестан, является неравномерность распределения банковской инфраструктуры в муниципальных образованиях, низкое качество предоставляемых банковских услуг.

Рекомендации:

1. Обеспечить максимальный охват муниципальных образований банкоматами и терминалами на базе МФЦ и почтовых отделений.

2. Активизировать работу банковского совета Республики Дагестан, подготовить предложения по развитию финансового рынка в республике.

3. Подготовить предложения по современным инструментам и механизмам вовлечения в экономику республики свободных денежных средств населения в качестве источников инвестиций.

III. Избыточное давление на бизнес со сто -роны контрольно-надзорных органов.

На фоне снижения количества плановых проверок наблюдается рост числа внеплановых проверок, осуществляемых контрольно-надзорными органами. Также увеличилась средняя сумма наложенных штрафов на бизнес. В КоАП РФ с 3 июля 2016 г. введена ст. 4.1.1 «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением». Однако предупреждение

как мера ответственности еще не получила должного применения на практике.

Рекомендации: рекомендовать контрольно-надзорным органам исполнение требований ст. 4.1.1 КоАП РФ «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением» в целях поддержки легального бизнеса и возврата доверия бизнеса к государству.

IV. Труднодоступность получения мер государственной поддержки реально функционирующим субъектам предпринимательской деятельности и их неэффективность.

Рекомендации:

1. Совершенствовать механизмы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем предоставления субсидий на компенсацию ча-

сти затрат, понесенных для производства продукции, а не на создание бизнеса. Субсидии для бизнеса должны быть нацелены на конечный результат его деятельности, на создание новых рабочих мест, на снижение конечной цены производимой продукции.

2. Для обеспечения эффективного использования федеральных и республиканских субсидий, направленных на поддержку отраслей экономики и исключения злоупотреблений на этапе конкурсного отбора получателей целевых бюджетных средств, создать при Правительстве Республики Дагестан постоянно действующую Единую комиссию с включением в ее состав всех заинтересованных лиц федеральных, республиканских и муниципальных органов власти и общественных объединений.

Список литературы_

1. Арсланов Ш. Д. Инвестиционное развитие региона: проблемы и перспективы // Региональные проблемы преобразования экономики. 2022. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Арсланов Ш. Д. Инвестиционное развитие региона: политика формирования благоприятного инвестиционного климата // Региональные проблемы преобразования экономики. 2022. № 5.

3. Арсланов Ш. Д. Современные вызовы и альтернативные возможности инвестиционного развития регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2022 № 9.

4. Ашуралиева Д. Р., Дахдуева К. Д. Основные направления инвестиционной деятельности в Республике Дагестан // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 12-1. С. 162-170.

5. Инвестиционный паспорт Республики Дагестан. URL: http://mspinvestrd.ru (дата обращения: 01.09.2022).

6. Мирзаева А. Б., Абдусаламова М. М. Проблемы и пути развития инвестиционной деятельности Дагестана // Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право : материалы международной научно-практической конференции: в 3 ч. / отв. редактор Н. Н. Понарина. 2015. С. 103-105.

7. Республиканское информационное агентство РИА Дагестан. Дагестан занял 16-е место в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности. URL: https://riadagestan.ru/news/economy/dagestan_zanyal_16_e_ mesto_v_natsionalnom_reytinge_investitsionnoy_privlekatelnosti/ (дата обращения: 01.09.2022).

8. Справка о состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан. URL: http://mspinvestrd.ru (дата обращения: 01.09.2022).

9. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года. URL: http://minec-rd. ru (дата обращения: 01.09.2022).

References_

1. Arslanov Sh. D. Investment development of the region: problems and prospects. Regional problems of economic transformation. 2022. No. 2.

2. Arslanov Sh. D. Investment development of the region: policy of formation of a favorable investment climate. Regional problems of economic transformation. 2022. № 5.

3. Arslanov Sh. D. Modern challenges and alternative opportunities for investment development of regions. Regional problems of economic transformation. 2022 № 9.

4. Ashuralieva D. R., Dahdueva K. D. The main directions of investment activity in the Republic of Dagestan. Economy: yesterday, today, tomorrow. 2019. Vol. 9. No. 12-1. pp. 162-170.

5. Investment passport of the Republic of Dagestan. URL: http://mspinvestrd.ru (accessed: 01.09.2022).

6. Mirzayeva A. B., Abdusalamova M. M. Problems and ways of development of investment activity in Dagestan. Directions of modernization of modern innovative society: economics, sociology, philosophy, politics, law : materials of the international scientific and practical conference: in 3 hours /editor N. N. Ponarina. 2015. pp. 103-105.

7. Republican News Agency RIA Dagestan. Dagestan took the 16th place in the National Rating of investment attractiveness. URL: https://riadagestan.ru/news/economy/dagestan_zanyal_16_e_mesto_v_natsionalnom_reytinge_ investitsionnoy_privlekatelnosti / (date of application: 01.09.2022).

8. Certificate on the status, problems and prospects of development of small and medium-sized enterprises in the Republic of Dagestan. URL: http://mspinvestrd.ru (accessed: 01.09.2022).

9. Strategy of socio-economic development of the Republic of Dagestan until 2025. URL: http://minec-rd.ru (accessed: 01.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.