Научная статья на тему 'Государственное регулирование инвестиционно-строительной деятельности в условиях реформирования экономики'

Государственное регулирование инвестиционно-строительной деятельности в условиях реформирования экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инвестиционно-строительной деятельности в условиях реформирования экономики»

чении внешних инвестиций. Ранее единственной альтернативой самофинансирования выступали бюджетные ресурсы. Однако в ходе реформ по снижению государственного вмешательства в экономику, привлечение государственных инвестиций осталось возможным для ограниченного круга предприятий, чья продукция имеет важное значение для республики. По мнению автора, государственные инвестиции должны направляться в те отрасли и сферы, которые неэффективны с точки зрения частного бизнеса (прежде всего производственная и социальная инфраструктура, фундаментальная наука и экология), являются менее рентабельными, характеризуются более длительными сроками окупаемости. При этом государственные инвестиции должны способствовать прогрессивным структурно-техническим преобразованиям, решению задач социального характера, а также стимулированию частных инвестиций.

Налогообложение является одним из факторов определяющим доходность инвестиций на том или ином секторе финансового рынка. На принятие решения инвестора влияет не только режим налогообложения его собственных доходов, полученных в результате вложения средств. Налоги, взимаемые с институциональных инвесторов, аккумулирующих средства мелких вкладчиков, являются своего рода издержками, влияющими на уровень доходности финансовых инструментов и соответственно на поведение частных инвесторов.

В связи с этим для достижения наибольшего эффекта стимулирования процессов накопления внутренних инвестиций и привлечение внешних предлагаю:

- освободить промышленные предприятия от налога на имущество законсервированных основных фондов. Так как на балансе предприятия остаются основные средства, неиспользуемые в силу морального износа и при этом налог на имущество уплачивается независимо от степени использования производственных мощностей. Исходя из того, что производственные мощности используются менее чем на 40% в целом по отраслям промышленности, считаю обоснованным освободить организации от уплаты налога на имущество в части основных фондов, находящихся на консервации. Решение о консервации неиспользуемых основных фондов должен принимать руководитель предприятия с соответствующим предоставлением информации в налоговые органы. Контроль за соблюдением правил консервации, целесообразно возложить на налоговые органы по месту регистрации законсервированного имущества;

- внести изменения в порядок начисления и уплаты НДС. При сокращении объема производства на период реконструкции и модернизации основных фондов происходит сокращение выручки и НДС, полученного от потребителей. С другой стороны, при реконструкции производства, платежи по НДС резко возрастают в связи с приобретением нового оборудования и проведением соответствующих монтажных работ. Анализ налогового бремени, снижающего инвестиционную активность организаций, подтверждает вывод о существенном влиянии косвенных налогов в снижении собственных источников инвестиций. На вновь созданных предприятиях на период окупаемости проекта, данные налоги также составляют большую часть налоговой нагрузки. Такая ситуация приводит к тому, что льготы по налогу на имущество и НДС имеют более сильный эффект при активизации инвестиционной активности и снижения налоговой нагрузки на период реализации проекта необходимо возмещать НДС, уплаченный организациями по капитальным затратам в течении 30 дней. При этом возмещение НДС должно производится на основании расчетных документов, подтверждающих его уплату в бюджет. Возмещение НДС следует производить из бюджета того уровня, в который он был уплачен. Для более целевого использования льготы с одной стороны и предотвращения резкого снижения доходов бюджета с другой стороны, данная льгота должна быть введена на первоначальном этапе в отношении приоритетных отраслей.

Другим эффективным методом стимулирования капиталовложений может стать создание локальных зон, свободных от уплаты налогов, зачисляемых в бюджет субъектов федерации. Для создания на территории региона производственных мощностей для глубокой переработки ресурсов необходимо создание более благоприятных условий по сравнению с экспортом сырья.

Кроме того инструментом стимулирования инвестиций в промышленный сектор экономики, является налоговая амнистия в части начисления пени. По своей сути пени возникают в результате невозможности рассчитаться с бюджетом своевременно и далеко не всегда является результатом злоупотребления. Поэтому следует применить амнистию в отношении предприятий аккуратно погашающих задолженности.

Вместе с тем возможно дальнейшее расширение данного инструмента. Необходимо рассмотреть возможность реструктуризации основных долгов предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды для дальнейшего снижения налогового бремени предприятий и повышении их привлекательности для внешних инвесторов.

Эсетова А.М., Гусенов М.А.

Государственное регулирование инвестиционно-строительной деятельности в условиях реформирования экономики

Инвестиционно-строительный комплекс является сложной многоуровневой системой, состоящей из взаимосвязанных экономических подсистем, обладающих определенной независимостью в выборе оптимального режима функционирования, что не может не отразиться на развитии инвестиционно-строительной деятельности. Это в значительной степени требует осуществления внешнего регулирующего воздействия на отдельные элементы системы в целях достижения конечного результата с наименьшими потерями времени и ресурсов. Речь идет о выборе такого общего режима функционирования, при котором система достигает определенной оптимальности при сохранении для подсистем их самостоятельности.

Делая акцент на строительстве, выделяем роль подсистем в создании конечного продукта инвестиционной деятельности, который в большинстве случаев представляет сложные наукоёмкие объекты производственного назначения, способствующие развитию рынков прогрессивной, конкурентоспособной продукции. При этом такая роль не ограничивается непосредственно строительным производством, а охватывает стадии прединвестиционных исследований, НИОКР, проектирования, ввода в действие и освоение производственных мощностей.

Инвестиции в воспроизводство основных средств (фондов) осуществляются в форме капитальных вложений. В их состав включаются затраты на строительно-монтажные работы, приобретения оборудования, инструментов, инвентаря, прочие капитальные работы и затраты. Федеральным законом №39-ФЗ от 25 февраля 1999года « Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определены правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории РФ, а также установлены гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, проводимой в виде капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

1. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

- совершенствования системы налогов;

- применения механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

- защиты интересов инвестора;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, на противоречащих законодательству РФ;

- принятия антимонопольных мер;

- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

- развития финансового лизинга;

- проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, которое осуществляется в форме капитальных вложений путем:

- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Россией совместно с иностранными государствами;

- формирования перечня строек и объектов, подлежащих техническому перевооружению для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета;

- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;

- проведения экспертизы инвестиционных проектов;

- защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов.

Незрелые рыночные механизмы инвестиционной деятельности в России нуждаются в государственном регулировании.

Регулируемый рынок в инвестиционно-строительной сфере означает, что государство через соответствующие институты балансирует спрос и предложение как методами косвенного регулирования, так и прямым управлением имуществом, находящимся в государственной собственности. При отсутствии развитого рынка инвестиций вряд ли

можно аргументировано доказать существование реального строительного рынка. В настоящее время функционируют лишь отдельные его сегменты: сфера производства строительных материалов и конструкций.

Поскольку в настоящее время невозможно повсеместное развертывание чистого накопления капитала, главным становится структурная перестройка инвестиционного процесса и создание условий для приближения к оптимальным параметрам воспроизводственной, технологической, возрастной, отраслевой и институциональной структурам основного капитала.

В нынешних условиях формирования рыночной экономики важнейшими задачами в области инвестиционной политики являются: сохранение и модернизация производственного аппарата; обеспечение нормального процесса воспроизводства основных средств на базе современной техники и технологии; стимулирование инвестиционной активности с целью достижения стабилизации, а затем устойчивого экономического роста путем повышения экономической эффективности, конкурентоспособности и создания новых производственных мощностей; решительной структурной перестройки и устранения диспропорций; создания условий для уменьшения инвестиционного риска.

В общем виде меры по активизации инвестиционно-строительной деятельности, направленные на преодоление опережающего спада капитальных вложений по сравнению с объемами производства, предполагают систему действий, составляющих содержательную часть законов и правовых актов, определяющих экономическую политику государства. Приоритетным направлением развития законодательной базы в области инвестиционно-строительной деятельности является разработка и принятие нормативного документа, который отвечал бы задаче регулирования и нормализации инвестиционного процесса в целом, создавая привлекательные условия для инвесторов, побуждая их к концентрации и использованию ресурсов на эти цели.

В частности, мерами по активизации инвестиционно-строительной деятельности являются:

- направление бюджетных средств, в первую очередь, на продолжение строительства и ввод в действие важнейших строек и объектов, обеспечивающих реализацию структурной, технической и экономической политики, решение экологических и социальных задач, реализацию межрегиональных программ;

- вовлечение в инвестиционно-строительный процесс внебюджетных средств, включая средства частных инвесторов, и собственных источников инвестирования;

- повышение организационно-технического уровня капитального строительства, постепенный переход от управления строительством отдельных объектов к управлению инвестиционными проектами;

- усиление конкурентоспособности строительных организаций, предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов на отечественном и зарубежных рынках подрядных работ;

- ускорение процесса модернизации производственной базы строительства с ориентацией на преимущественный выпуск эффективных ресурсо- и энергосберегающих материалов, изделий, конструкций, машин и механизмов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным аналогам;

- активизация по вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства;

- наличие современных быстроокупаемых проектов, отвечающих требованиям структурной перестройки производственной базы;

- реализация программы ипотечного кредитования населения;

- привлечение иностранных инвесторов, возобновление практики работы российских строителей за рубежом;

- постоянный мониторинг динамики рынка строительной продукции услуг.

Активизация инвестиционно-строительной деятельности в Российской Федерации возможна при условии интенсивности развития инвестиционно-строительной деятельности в регионах РФ. Сопоставление фактической инвестиционной активности в регионе с его инвестиционной привлекательностью может показать степень реализации этой привлекательности, т.е. степень реального использования хозяйствующими субъектами и региональными органами государственной власти объективно существующего инвестиционного потенциала региона.

Аджимурадова Ф.Т.

Формирование внешнеэкономической стратегии региона

Исходя из определения развития процесса управления ВЭД субъекта РФ, определим, что же в себя включает понятие стратегии развития этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.