Научная статья на тему 'Предложения по развитию промышленных инвестиций'

Предложения по развитию промышленных инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шихсаидов Ш. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предложения по развитию промышленных инвестиций»

вложений в экономику"1; Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"2; "Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2000г. № 3523. Помимо этого Указом президента РФ от 21 марта 1996 г. была одобрена и утверждена Комплексная Программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров за №408 4.

И, наконец, одно из последующих Постановлений Правительства РФ - "О порядке проведения в 2001г. предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке РФ по состоянию на 20 июня 1991г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан РФ " от 19 марта 2001 г. за № 222 5.

В целом, во всех вышеперечисленных Федеральных законах, Указах Президента, нормативных актах речь идет о восстановлении всех организованных вкладов в Сбербанке. В соответствии с ними восстановлению и обеспечению сохранности подлежат вклады в организациях государственного страхования, а также вложения в государственные ценные бумаги, размещение которых проводилось на территории СССР, РСФСР и современной Российской Федерации.

По нашему мнению, процесс восстановления сбережений должен быть растянут во времени и проведен поэтапно. Во-вторых, возмещение ущерба от обесценения сбережений должно проводиться с учетом демографического фактора, т.е. в первую очередь следует вернуть сбережения предельно возрастным вкладчикам- с одной стороны, и сбережения с длительным сроком хранения - с другой. В третьих, формы, в которых вкладчики должны получить возмещение ущерба должны быть различными: от увеличения сумм на индивидуальных счетах до выдачи государственных ценных бумаг и пролонгирование долга под проценты. В -четвертых, необходимо разработать в законном порядке и утвердить механизм защиты сбережений населения в будущем. В-пятых, финансовые источники для восстановления сбережений ни в коем случае не должны носить инфляционный характер.

Первая проблема после того, как принято принципиальное решение о необходимости восстановления и защиты сбережений граждан РФ становится определение величины ущерба, и следовательно, величины расходов, связанных с его возмещением. От величины и масштабов обесценения сбережений зависит стратегия и тактика восстановления сбережений, т.е. принципы, которые положены в основу механизма восстановления сбережений и технологии его реализации. В самом общем виде проблема сводится к определению того, в какой мере вклады под влиянием инфляции утратили свою платежеспособность. Полагаем, что восстановить сегодня уровень платежеспособности рубля начала 90-х годов значит восстановить сложившиеся к моменту начала реформ диспропорции и несоответствие между ценами и денежными доходами населения. Таким образом, ориентироваться в современных условиях при определении ущерба, понесенного от инфляционного обесценения сбережений, на уровень покупательной способности рубля в 1991 г. нельзя, ибо это потребовало бы совершенно неоправданного увеличения денежной массы за счет непомерного увеличения внутреннего долга государства.

Таким образом, рассмотренная нормативно-правовая база восстановления и защита сбережений населения позволяет сделать вывод, что принятые государством перед населением страны обязательства остались невыполненными. Реальных шагов в данной области не сделано, хотя нормативная база в основном подготовлена. Финансовые накопления россиян должны служить отправной точкой экономического роста экономики страны, а для этого должна быть создана достаточная государственная система гарантий и защиты сбережений населения.

Шихсаидов Ш.М.

Предложения по развитию промышленных инвестиций

Одна из основных проблем, с которой пришлось столкнуться промышленным предприятиям республики при переходе к рыночной экономике - это отсутствие оборотных средств. Покрытие дефицита подпитывается двумя источниками - внутренними (собственные средства) и внешними, но для обеспечения структурной перестройки промышленного сектора экономики внутренних источников инвестиций недостаточно, особенно при реализации крупномасштабных проектов. В связи с этим встает вопрос о привле-

1 Российская газета 1999 4 марта с.1.

2 Собрание законодательства, 2001г № 26.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 №17 с. 1882.

4 Собрание законодательства РФ №13 1996г стр. 3177.

5 Российская газета, 2001г. 28 марта с.4.

чении внешних инвестиций. Ранее единственной альтернативой самофинансирования выступали бюджетные ресурсы. Однако в ходе реформ по снижению государственного вмешательства в экономику, привлечение государственных инвестиций осталось возможным для ограниченного круга предприятий, чья продукция имеет важное значение для республики. По мнению автора, государственные инвестиции должны направляться в те отрасли и сферы, которые неэффективны с точки зрения частного бизнеса (прежде всего производственная и социальная инфраструктура, фундаментальная наука и экология), являются менее рентабельными, характеризуются более длительными сроками окупаемости. При этом государственные инвестиции должны способствовать прогрессивным структурно-техническим преобразованиям, решению задач социального характера, а также стимулированию частных инвестиций.

Налогообложение является одним из факторов определяющим доходность инвестиций на том или ином секторе финансового рынка. На принятие решения инвестора влияет не только режим налогообложения его собственных доходов, полученных в результате вложения средств. Налоги, взимаемые с институциональных инвесторов, аккумулирующих средства мелких вкладчиков, являются своего рода издержками, влияющими на уровень доходности финансовых инструментов и соответственно на поведение частных инвесторов.

В связи с этим для достижения наибольшего эффекта стимулирования процессов накопления внутренних инвестиций и привлечение внешних предлагаю:

- освободить промышленные предприятия от налога на имущество законсервированных основных фондов. Так как на балансе предприятия остаются основные средства, неиспользуемые в силу морального износа и при этом налог на имущество уплачивается независимо от степени использования производственных мощностей. Исходя из того, что производственные мощности используются менее чем на 40% в целом по отраслям промышленности, считаю обоснованным освободить организации от уплаты налога на имущество в части основных фондов, находящихся на консервации. Решение о консервации неиспользуемых основных фондов должен принимать руководитель предприятия с соответствующим предоставлением информации в налоговые органы. Контроль за соблюдением правил консервации, целесообразно возложить на налоговые органы по месту регистрации законсервированного имущества;

- внести изменения в порядок начисления и уплаты НДС. При сокращении объема производства на период реконструкции и модернизации основных фондов происходит сокращение выручки и НДС, полученного от потребителей. С другой стороны, при реконструкции производства, платежи по НДС резко возрастают в связи с приобретением нового оборудования и проведением соответствующих монтажных работ. Анализ налогового бремени, снижающего инвестиционную активность организаций, подтверждает вывод о существенном влиянии косвенных налогов в снижении собственных источников инвестиций. На вновь созданных предприятиях на период окупаемости проекта, данные налоги также составляют большую часть налоговой нагрузки. Такая ситуация приводит к тому, что льготы по налогу на имущество и НДС имеют более сильный эффект при активизации инвестиционной активности и снижения налоговой нагрузки на период реализации проекта необходимо возмещать НДС, уплаченный организациями по капитальным затратам в течении 30 дней. При этом возмещение НДС должно производится на основании расчетных документов, подтверждающих его уплату в бюджет. Возмещение НДС следует производить из бюджета того уровня, в который он был уплачен. Для более целевого использования льготы с одной стороны и предотвращения резкого снижения доходов бюджета с другой стороны, данная льгота должна быть введена на первоначальном этапе в отношении приоритетных отраслей.

Другим эффективным методом стимулирования капиталовложений может стать создание локальных зон, свободных от уплаты налогов, зачисляемых в бюджет субъектов федерации. Для создания на территории региона производственных мощностей для глубокой переработки ресурсов необходимо создание более благоприятных условий по сравнению с экспортом сырья.

Кроме того инструментом стимулирования инвестиций в промышленный сектор экономики, является налоговая амнистия в части начисления пени. По своей сути пени возникают в результате невозможности рассчитаться с бюджетом своевременно и далеко не всегда является результатом злоупотребления. Поэтому следует применить амнистию в отношении предприятий аккуратно погашающих задолженности.

Вместе с тем возможно дальнейшее расширение данного инструмента. Необходимо рассмотреть возможность реструктуризации основных долгов предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды для дальнейшего снижения налогового бремени предприятий и повышении их привлекательности для внешних инвесторов.

Эсетова А.М., Гусенов М.А.

Государственное регулирование инвестиционно-строительной деятельности в условиях реформирования экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.