Научная статья на тему 'Восстановление и защита организованных сбережений населения как приоритетная задача государства на современном этапе развития'

Восстановление и защита организованных сбережений населения как приоритетная задача государства на современном этапе развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восстановление и защита организованных сбережений населения как приоритетная задача государства на современном этапе развития»

приобретает и решение вопросов, связанных с управлением персоналом, занимающим в новых условиях ключевое положение в ресурсном потенциале и по существу предопределяющим успех организаций в достижении ее целей. В связи со всем этим, менеджмент предприятия, работающий в рыночной среде предъявляет, высокие требования к профессионализму управленческого персонала, от которого зависит эффективность управленческой деятельности, а, следовательно, и, эффективность деятельности всего предприятия.

Вопрос оценки эффективности управленческой деятельности не решен однозначно. Существуют различные подходы к решению этого вопроса. Как было отмечено, одни экономисты предлагают проводить оценку эффективности управленческой деятельности на основе нескольких показателей деятельности, как самих управленцев, так и всего предприятия в целом. Другие проводят оценку на основе одного обобщающего показателя. Мы присоединяемся к мнению первой группы авторов и в числе показателей оценки эффективности управленческой деятельности на предприятии внесли, показатель эффективности организационной культуры. Попытаемся объяснить взаимосвязь между организацией культуры предприятия и эффективностью управленческой деятельности.

Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Другими словами, под организационной культурой понимают целостную систему выработанных в организации и свойственных ее членам моделей поведения, обычаев, нравов и ожиданий.

Любое предприятие, представляя собой целенаправленную систему, состоит из элементов- людей, имеющих собственные целевые установки, и одновременно являющихся частью одной или более целенаправленных систем. Качество функционирования и эффективность предприятия зависят от характера влияния на него как составляющих элементов, так и систем, в которые оно входит. Поэтому необходимое условие эффективного управления заключается, прежде всего, в максимальном достижении согласованности действий всех работников предприятия. Используемые управленцами для этого средства могут широко варьировать в зависимости от культуры данного предприятия и принятого в соответствии с ней стиля управления. Мы считаем, что для оценки эффективности системы управления, а значит и эффективности организационной культуры, конечной целью которой является создание и реализация на рынке продукции (услуг), может быть в полной мере использован ресурсный показатель эффективности модифицированный показатель ресурсоотдачи, учитывающий наряду с другими факторами рыночные финансово-кредитные отношения и инфляционные процессы. Кроме основного обобщающего показателя эффективности для более полной оценки организационной культуры следует применять ряд вспомогательных показателей, таких как уровень производственных связей, диапазон управления, степень стабильности кадров и др. Для выработки мероприятий по повышению уровня организационной культуры следует определять относительную эффективность. Дело в том, что возможность измерения эффективности организационной культуры еще не означает, что ее формирование идет в направлении к идеалу. Решить проблему повышения эффективности управления предприятием можно на основе проверки соответствия существующей и желаемой организационной культуры, используя специальный показатель - индекс культуры, отображающий взаимосвязь власти, правил поведения и ценностей в данной организации. В данном случае организационная культура выступает в качестве фактора повышения эффективности управленческой деятельности предприятия.

Как известно, большое влияние на эффективность деятельности любого предприятия, организации оказывает организованная и действующая на предприятии система управления. Эффективность работы системы управления во многом зависит от того, насколько четко определены, сбалансированы и взаимосвязаны все части управляющей системы. Достигнуть этого помогают правильно разработанные положения о должностях, охватывающие не отдельные категории, а всех работников аппарата управления.

Такой подход может быть одним из путей повышения эффективности управления предприятием.

Гаджимагомедова З.К.

Восстановление и защита организованных сбережений населения как приоритетная задача государства на современном этапе развития

Сегодня в России проблема сохранности сбережений стоит чрезвычайно остро, принимая во внимание опыт недавней истории России. В этой связи особое значение имеют два процесса, протекавшие в 90-х годах: инфляционное обесценение вкладов в Сберегательном банке в связи с повышением цен в несколько тысяч раз и массовые потери сбережений от деятельности коммерческих структур, привлекавших вклады под искусственно высокие проценты. В результате этого восстановление нормативной психологии населения в отношении расходов и сбережений становится особенно трудной задачей, решение которой во многом зависит от сохранности новых сбережений. Обесценение

сбережений и механизм их защиты, с нашей точки зрения, следует рассматривать как одно из звеньев в контексте цепи отрицательных последствий. "Обесценение сбережений предстает как прямое, безосновательное наступление государства на денежные доходы, принадлежащие населению и представленные последним государству"1.

Государство, признает в известной мере моральную ответственность за потери вкладчиков и пайщиков, связанные с некомпетентной и прямо криминальной деятельностью коммерческих структур, поскольку благоприятные условия для этого были в значительной мере созданы несовершенством законодательства, беспомощностью правоохранительных и других государственных органов, коррупцией чиновников.

Однако, как считают А. Аникин, В.Федоров, С. Бойко "для затраты государственных средств на возмещение этих потерь нет ни юридических оснований, ни экономических возможностей"2.

Восстановление и защита организованных сбережений населения - первоочередная и приоритетная задача государственной власти в условиях рыночных преобразований. С этой точки зрения есть необходимость особо выделять компенсацию ущерба, понесенного населением от обесценения сбережений из общего перечня потерь, которые явились следствием инфляционного взрыва. На сегодняшний день остаются нерешенными многие вопросы, связанные с механизмом восстановления и защиты сбережений населения. Это вопросы методики и алгоритма оценки ущерба от обесценения сбережений, финансовых источников для осуществления программных мер, этапов восстановления сбережений, равенства вкладчиков, независимо от продолжительности вклада, возраста и соц. положения вкладчика и многие другие. поэтапное их решение позволит в кратчайшие сроки привести в действие механизм восстановление обесцененных сбережений населения страны.

Меры, направленные на восстановление, защиту и регулирование денежных сбережений населения, необходимы для восстановления доверия населения к государственным экономическим, в том числе рыночным структурам. Ответственность государства как гаранта в проведении своей экономической, в том числе и финансовой политики должна быть незыблемой, проводимых государством в наст. время мер по мобилизации денежных доходов населения ( выпуск и размещение государственных ценных бумаг ). Кроме того, государство в лице Центрального банка является владельцем контрольного пакета акций Сберегательного банка РФ и это обязывает изыскать ресурсы для возмещения ущерба вкладчиков. В противном случае привлекательность и заинтересованность широких слоев населения в услугах этой государственной кредитной структуры поблекнет.

Таким образом, восстановление сбережений - это не только возвращение людям их трудовых накоплений. Это восстановление взаимовыгодных партнерских отношений между вкладчиками и государством, между вкладчиками и государственной сберегательной системой. Следует учитывать, что сегодня в возрастающей мере формирование денежных потоков происходит вне рамок государственного сектора российской экономики. Практически проведение мероприятий по восстановлению сбережений означает шаг в направлении правового государства.

Правовой, законодательной основой для восстановления и защиты сбережений граждан РФ являются ряд принятых законодательных актов в этом направлении Среди них: Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" от 24 октября 1991г., Указ Президента Российской федерации "О единовременных компенсациях вкладчикам Сберегательного банка Российской Федерации, имевшим вклады на 1 января 1992г" от 24 декабря 1993г; Федеральный Закон "О восстановление и защите сбережений граждан РФ" принятой Государственной Думой 24 февраля 1995г3, Указ Президента РФ "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РФ от 17 сентября 1994г №1928 "О частных инвестициях в РФ", подписанный Б. Ельциным 20 января 19964; Указ президента РФ "О мерах по восстановлению сбережений граждан РФ " от 8 апреля 1996 г за № 4945; Федеральный закон от 3 февраля 1996г "О банках и банковской деятельности6. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О центральном банке РСФСР (банк России) - принят Государственной Думой 12 апреля 1996 г7 ; Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в форме кап-

1 1*. Пешехонов Ю.В. Восстановление и защита сбережений населения // Финансы № 3 1996 с.11.

2 А. Аникин, В. Федоров, С. Бойко. Необходима система гарантирования вкладов в коммерческих банках // эк-т №1 1997 с.65.

3 Собрание законодательства Российской Федерации,1995,№20,стр. 3416.

4 Собрание законодательства Российской Федерации 1996, №4 с.912.

5 *3 Собрание законодательства 1996г №16 с.4005.

6 Собрание законодательства 1996 №17.

7 Собрание законодательства РФ 1995г №18.

вложений в экономику"1; Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"2; "Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2000г. № 3523. Помимо этого Указом президента РФ от 21 марта 1996 г. была одобрена и утверждена Комплексная Программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров за №408 4.

И, наконец, одно из последующих Постановлений Правительства РФ - "О порядке проведения в 2001г. предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке РФ по состоянию на 20 июня 1991г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан РФ " от 19 марта 2001 г. за № 222 5.

В целом, во всех вышеперечисленных Федеральных законах, Указах Президента, нормативных актах речь идет о восстановлении всех организованных вкладов в Сбербанке. В соответствии с ними восстановлению и обеспечению сохранности подлежат вклады в организациях государственного страхования, а также вложения в государственные ценные бумаги, размещение которых проводилось на территории СССР, РСФСР и современной Российской Федерации.

По нашему мнению, процесс восстановления сбережений должен быть растянут во времени и проведен поэтапно. Во-вторых, возмещение ущерба от обесценения сбережений должно проводиться с учетом демографического фактора, т.е. в первую очередь следует вернуть сбережения предельно возрастным вкладчикам- с одной стороны, и сбережения с длительным сроком хранения - с другой. В третьих, формы, в которых вкладчики должны получить возмещение ущерба должны быть различными: от увеличения сумм на индивидуальных счетах до выдачи государственных ценных бумаг и пролонгирование долга под проценты. В -четвертых, необходимо разработать в законном порядке и утвердить механизм защиты сбережений населения в будущем. В-пятых, финансовые источники для восстановления сбережений ни в коем случае не должны носить инфляционный характер.

Первая проблема после того, как принято принципиальное решение о необходимости восстановления и защиты сбережений граждан РФ становится определение величины ущерба, и следовательно, величины расходов, связанных с его возмещением. От величины и масштабов обесценения сбережений зависит стратегия и тактика восстановления сбережений, т.е. принципы, которые положены в основу механизма восстановления сбережений и технологии его реализации. В самом общем виде проблема сводится к определению того, в какой мере вклады под влиянием инфляции утратили свою платежеспособность. Полагаем, что восстановить сегодня уровень платежеспособности рубля начала 90-х годов значит восстановить сложившиеся к моменту начала реформ диспропорции и несоответствие между ценами и денежными доходами населения. Таким образом, ориентироваться в современных условиях при определении ущерба, понесенного от инфляционного обесценения сбережений, на уровень покупательной способности рубля в 1991 г. нельзя, ибо это потребовало бы совершенно неоправданного увеличения денежной массы за счет непомерного увеличения внутреннего долга государства.

Таким образом, рассмотренная нормативно-правовая база восстановления и защита сбережений населения позволяет сделать вывод, что принятые государством перед населением страны обязательства остались невыполненными. Реальных шагов в данной области не сделано, хотя нормативная база в основном подготовлена. Финансовые накопления россиян должны служить отправной точкой экономического роста экономики страны, а для этого должна быть создана достаточная государственная система гарантий и защиты сбережений населения.

Шихсаидов Ш.М.

Предложения по развитию промышленных инвестиций

Одна из основных проблем, с которой пришлось столкнуться промышленным предприятиям республики при переходе к рыночной экономике - это отсутствие оборотных средств. Покрытие дефицита подпитывается двумя источниками - внутренними (собственные средства) и внешними, но для обеспечения структурной перестройки промышленного сектора экономики внутренних источников инвестиций недостаточно, особенно при реализации крупномасштабных проектов. В связи с этим встает вопрос о привле-

1 Российская газета 1999 4 марта с.1.

2 Собрание законодательства, 2001г № 26.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 №17 с. 1882.

4 Собрание законодательства РФ №13 1996г стр. 3177.

5 Российская газета, 2001г. 28 марта с.4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.