Научная статья на тему 'Государственное регулирование инновационной деятельности в фармацевтической отрасли'

Государственное регулирование инновационной деятельности в фармацевтической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВО / МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ / ФУНКЦИИ / ЗАДАЧИ / ПУТИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Елена Юрьевна

В статье отмечается, что в Российской Федерации существует ряд проблем в области инновационной деятельности в фармацевтической отрасли, в том числе недостаточно развита организационная структура управления инновационной деятельностью. Для развития организационной структуры предлагается создание Межведомственного комитета по координации, мониторингу и реализации политики в области инновационной деятельности в фармацевтической отрасли. Анализируются функции межведомственного комитета, его цель и задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инновационной деятельности в фармацевтической отрасли»

УДК 330.101.541

ЕЮ. Лебедева ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация. В статье отмечается, что в Российской Федерации существует ряд проблем в области инновационной деятельности в фармацевтической отрасли, в том числе недостаточно развита организационная структура управления инновационной деятельностью. Для развития организационной структуры предлагается создание Межведомственного комитета по координации, мониторингу и реализации политики в области инновационной деятельности в фармацевтической отрасли. Анализируются функции межведомственного комитета, его цель и задачи.

Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, инновационная деятельность, проблемы инновационной деятельности, государство, межведомственный комитет, функции, задачи, пути развития.

Elena Lebedeva STATE REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY

IN PHARMACEUTICAL

Annotation. In the Russian Federation there is a number ofproblems in the field of innovative activity in pharmaceutical branch, including the organizational structure of management, which is insufficiently developed by innovative activity. For development of organizational structure creation of Interdepartmental committee on coordination, monitoring and policy realization in the field of innovative activity in pharmaceutical branch is offered. Functions of interdepartmental committee, its purpose and tasks are analyzed.

Keywords: pharmaceutical industry, innovative activity, problems of innovative activity, state, interdepartmental committee, functions, tasks, ways of development.

Развитие и поддержание инновационной деятельности в области фармацевтической промышленности - важное направление государственной политики современной России. В настоящее время в этой области ведется большая и плодотворная работа, одним из этапов которой является реализация задач «Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» [1]. Вместе с тем имеется ряд серьезных проблем, одной из которых является низкое качество российских препаратов. Одной из мер, предложенных государством по повышению конкурентоспособности отечественных препаратов, был переход на инновационный путь развития, в том числе переход на международные стандарты качества (GMP). Но из-за отсутствия должного контроля со стороны государства необходимая нормативно-правовая база не была подготовлена вовремя [2]. Ответственность за реализацию мероприятий в области повышения конкурентоспособности и контроля качества препаратов сейчас возлагается на ряд министерств и ведомств Российской Федерации, таких

- Министерство промышленности и торговли;

- Министерство здравоохранения;

- Министерство образования и науки;

- Федеральная антимонопольная служба.

В настоящее время все действия со стороны государства по модернизации фармацевтической отрасли в России направлены на развитие государственных предприятий, на ведение научно-исследовательских разработок и создание новых фармацевтических кластеров. Но при этом отсутствуют меры, направленные на стимулирование частного сектора к ведению инновационной деятельности.

Для решения существующих проблем предлагается создать единый центр анализа, информа-

© Лебедева Е.Ю., 2014

ционного мониторинга и координации действий по переходу на инновационный путь развития для частного сектора отечественных предприятий фармацевтической промышленности. Переход российских предприятий на инновационный путь развития не может быть осуществлен без системного подхода и без пристального контроля со стороны государства. Необходимо разработать ряд мер по конкретным способам стимулирования инновационной деятельности в частном секторе фармацевтической отрасли. Одним из путей решения поставленной задачи - создания единого центра - является создание межведомственного комитета по координации, мониторингу и реализации политике в области инновационной деятельности фармацевтической отрасли России. Создание подобного комитета обосновывается текущим положением дел на фармацевтическом рынке России.

Зависимость российского рынка от импорта лекарственных средств и фармацевтических субстанций, угроза введения экономических санкций США и странами ЕС против России и другие проблемы фармацевтической отрасли - все это вызывает необходимость систематического подхода к анализу сильных и слабых сторон фармацевтической отрасли России, направлений расходования бюджетных и внебюджетных средств, необходимость выработки четких поэтапных мер повышения инновационной деятельности с последующим контролем за их поэтапным и своевременным исполнением.

Межведомственный комитет по координации, мониторингу и реализации политике в области инновационной деятельности фармацевтической отрасли России должен иметь статус федерального консультативного органа и подчиняться Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, при этом тесно сотрудничать с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации и другими органами, советами, комитетами, комиссиями, участвующими в формировании и функционировании фармацевтической отрасли Российской Федерации. Цель создания межведомственного комитета - оперативный анализ и мониторинг реализации государственных стратегий, оказание консультационных услуг частному сектору в области взаимодействия с государством по вопросам инновационного развития фармацевтической отрасли России, в том числе выработка конкретных предложений по содействию к переходу на инновационный путь развития.

Основными задачами межведомственного комитета по координации, мониторингу и реализации политики в области инновационной деятельности фармацевтической промышленности России являются:

анализ и мониторинг текущего состояния внедрения инновационной деятельности на предприятия частного сектора фармацевтической промышленности;

- формирование прогнозов и планов развития частного сектора отечественной фармацевтической отрасли с целью стимулирования инновационной деятельности на предприятиях, для принятия решений на региональном, макро- и микро-уровнях;

- взаимодействие с частным сектором по поводу внедрения инновационной деятельности;

- разработка предложений для частного сектора по повышению инновационной активности на предприятии;

- содействие практической реализации научно-исследовательских разработок в области фармацевтической промышленности частными предприятиями;

проведение расширенных обсуждений по повышению инновационной активности предприятий частного сектора с привлечением представителей органов государственной власти, представителей ассоциации российских фармацевтических производителей, представителей науки и общественности.

Функции деятельности межведомственного комитета должны включать:

- анализ текущего состояния фармацевтической промышленности (объем рынка, соотношение отечественных и импортных препаратов, объем импорта и экспорта готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций, объем средств, направляемых на инновационные разработки и на ведение инновационной деятельности);

- мониторинг и анализ исполнения государственных стратегий в области фармацевтической промышленности, а также мониторинг мер по переходу на инновационный путь развития;

- осуществление краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного прогнозирования в целом по фармацевтической отрасли и для каждого конкретного предприятия по запросу;

прием и рассмотрение заявок от предприятий частного сектора по вопросам оказания содействия при переходе на инновационный путь развития;

подготовку специальных предложений частному сектору фармацевтического рынка по взаимодействию с государством и переходу на инновационную деятельность, в том числе с помощью внедрения научно-исследовательских разработок в практическое использование;

мониторинг деятельности предприятий, перешедших на инновационную деятельность по программам, предложенным комитетом;

содействие предприятиям, ведущим инновационную деятельность по вопросам адаптации к новому законодательству;

- содействие в поиске инвесторов для ведения инновационной деятельности;

- создание ежегодного форума, где представители министерств, бизнеса, науки и общественности смогут:

о выявлять потребности рынка;

о заключать соглашения между общественными фондами и предприятиями частного сектора по сотрудничеству и производству требуемых препаратов, а также препаратов для прогнозируемой потребности; о выявлять текущие проблемы фармацевтического рынка, снижающие или тормозящие

инновационную деятельность в области фармацевтической промышленности; о обсуждать возможные пути решения текущих проблем; о выявлять потребности в высококвалифицированных кадрах;

о заключать соглашения между ведущими вузами страны и частным сектором по вопросам целевой подготовки необходимых частному сектору кадров;

- предоставление и публикацию ежеквартальных и годовых отчетов о деятельности межведомственного комитета.

На сегодняшний день перечисленные функции размыты по отдельным министерствам, советам и комитетам, отсутствует единой орган, координирующий переход частного сектора фармацевтической отрасли на инновационный путь развития, некоторые функции не выполняются (см. табл.)

Таблица

Оценка функций межведомственного комитета

Функция комитета Орган, исполняющий функцию в настоящий момент

Анализ текущего состояния фармацевтической промышленности (объем рынка, соотношение отечественных и импортных препаратов, объем импорта и экспорта готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций, объем средств, направляемых на инновационные разработки и на ведение инновационной деятельности) Частично Министерство промышленности и торговли РФ [3]

Функция комитета Орган, исполняющий функцию в настоящий момент

Мониторинг и анализ исполнения государственных стратегий в области фармацевтической промышленности, а также мониторинг мер по переходу на инновационный путь развития Частично Научно-координационный совет федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»

Осуществление краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного прогнозирования в целом по фармацевтической отрасли и для каждого конкретного предприятия по запросу Частично Научно-технический совет по реализации мероприятий в области развития химической, медицинской и фармацевтической промышленности, а также биотехнологического комплекса России

Прием и рассмотрение заявок от предприятий частного сектора по вопросам оказания содействия при переходе на инновационный путь развития Отсутствует

Подготовка специальных предложений частному сектору фармацевтического рынка по взаимодействию с государством и переходу на инновационную деятельность, в том числе с помощью внедрения научно-исследовательских разработок в практическое использование Отсутствует

Содействие предприятиям, ведущим инновационную деятельность по вопросам адаптации к новому законодательству. Отсутствует

Содействие в поиске инвесторов для ведения инновационной деятельности Частично комитет Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности [4]

Создание ежегодного форума Частично различные министерства, советы и комитеты

Предоставление и публикация ежеквартальных и годовых отчетов о деятельности Межведомственного комитета Отсутствует

Членство в межведомственном комитете по координации, мониторингу и реализации политики в области инновационной деятельности фармацевтической промышленности России целесообразно организовать определенным образом. Все члены комитета должны быть лицами, хорошо знающими российский фармацевтический рынок и государственные программы и стратегии инновационного развития.

Целесообразно вменить в обязанности комитета осуществлять тесное сотрудничество между представителями государственной власти и частным сектором экономики, а также проводить стратегию активного вмешательства государства с целью формирования инновационного функционирования фармацевтической отрасли и ежегодно представлять Президенту РФ, Федеральному Собранию

РФ доклад, включающий:

- перечень проектов, реализованных в течение года;

- предложения по привлечению новых предприятий фармацевтической отрасли, еще не перешедших на инновационную деятельность;

- перечень выявленных проблем при переходе предприятий на инновационную деятельность;

- прогноз развития предприятий, перешедших на инновационную деятельность;

прогноз общественного спроса на продукцию фармацевтической отрасли. В обязанности межведомственного комитета следует включить консультации с каждым министерством, советом и комитетом, осуществляющим модернизацию фармацевтической отрасли Российской Федерации, с целью обновления, корректировки, дополнения и осуществления своевременного исполнения планов «Стратегии развития фармацевтической промышленности России на период до 2020 года».

Библиографический список

1. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pharma2020.ru/

2. Интернет-журнал «Новости GМP» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gmpnews.ru

3. Министерство промышленности и торговли РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minpromtorg.gov.ru (дата обращения 30.04.2014)

4. Торгово-промышленная палата РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tpprf.ru (дата обращения 30.04.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.