Научная статья на тему 'Стратегические направления обеспечения экономической безопасности фармацевтической отрасли России'

Стратегические направления обеспечения экономической безопасности фармацевтической отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
983
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ECONOMIC SECURITY / PHARMACEUTICAL BRANCH / PHARMACEUTICAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голант Захар Михайлович

Введена категория «экономическая безопасность фармацевтической отрасли», определены стратегические направления, основные принципы и меры по повышению уровня экономической безопасности отечественной фармацевтической отрасли. В качестве организационно-экономического механизма повышения уровня экономической безопасности отечественной фармацевтической отрасли на текущей стадии ее развития предлагается рассматривать создание фармацевтического кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTIONS OF ECONOMIC SECURITY SUPPORT IN RUSSIAN PHARMACEUTICAL BRANCH

Introduced the category of "economic security of the pharmaceutical industry", strategic directions, principles and measures to improve the economic security of the domestic pharmaceutical industry. As an organizational-economic mechanism of improving the economic security of the domestic pharmaceutical industry at the current stage of its development are invited to consider the establishment of the pharmaceutical cluster.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления обеспечения экономической безопасности фармацевтической отрасли России»

УДК 615.356(470+57):346.548

З.М. ГОЛАНТ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Ключевые слова: экономическая безопасность, фармацевтическая отрасль, фармацевтический кластер.

Введена категория «экономическая безопасность фармацевтической отрасли», определены стратегические направления, основные принципы и меры по повышению уровня экономической безопасности отечественной фармацевтической отрасли. В качестве организационно-экономического механизма повышения уровня экономической безопасности отечественной фармацевтической отрасли на текущей стадии ее развития предлагается рассматривать создание фармацевтического кластера.

Z.M. GOLANT

STRATEGIC DIRECTIONS OF ECONOMIC SECURITY SUPPORT IN RUSSIAN PHARMACEUTICAL BRANCH

Key words: economic security, pharmaceutical branch, pharmaceutical cluster.

Introduced the category of "economic security of the pharmaceutical industry", strategic directions, principles and measures to improve the economic security of the domestic pharmaceutical industry. As an organizational-economic mechanism of improving the economic security of the domestic pharmaceutical industry at the current stage of its development are invited to consider the establishment of the pharmaceutical cluster.

Российская фармацевтическая отрасль на сегодняшний день представлена более чем тремястами предприятиями, имеющими лицензии на производство лекарственных средств. При этом на долю десяти наиболее крупных производителей в денежном выражении приходится более 30% всех выпускаемых в России лекарств. Реальный потенциал потребления лекарственных средств, производимых национальной фармацевтической отраслью, составляет не более 10-15% рынка в денежном выражении и не более 50-60% - в товарном [5]. По данным Федеральной службы государственной статистики [3], проанализировавшей производство отдельных видов лекарственных препаратов, объем производства антибиотиков за период с 1990 по 2008 г. сократился с 4672 т до 383 т, т.е. более чем в 12 раз, препаратов для лечения онкологических заболеваний - с 11,9 млн флаконов и 31,6 млн упаковок до 1,5 млн флаконов и 8,6 млн упаковок, т.е. более чем в 7,9 раза и 3,6 раза соответственно.

Отмечается тенденция к дальнейшему отставанию российской фармацевтической промышленности не только по объемам производимых лекарственных средств, но и по их медицинской эффективности [4]. Структура российского фармацевтического рынка значительно отличается от аналогичного показателя рынков развитых стран в сторону преобладания так называемых бренд-дженериков (лекарственных средств, у которых действующее вещество вышло из-под патентной защиты, но активно продвигается торговое наименование). Результатом является переплата конечным потребителем (пациентом или государством) за торговые названия препаратов, подчас морально устаревших. Это снижает экономическую доступность лекарственных препаратов для населения. Сложившаяся система продвижения на рынок новых лекарственных средств стимулирует фармпроизводителей вкладывать больше средств в маркетинг и продажи, а не в разработку новых эффективных препаратов, что существенно замедляет развитие отрасли по инновационному сценарию.

Основную часть продуктовых портфелей отечественных производителей составляют низкорентабельные дженериковые препараты, что не позволяет

фармпроизводителям выделять на исследования и разработки более 1-2% от своей выручки. Для сравнения, фармпроизводители в США и Западной Европе выделяют 10-15%, что позволяет им формировать более половины своих продуктовых портфелей за счет инновационных препаратов [5].

Импортозависимость отечественного фармацевтического рынка в кризисных условиях 2008 г. проявилась в росте цен на лекарственные средства, который был спровоцирован девальвационным фактором. Это потребовало принятия срочных мер по стабилизации ситуации со стороны государства и совершенствованию государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства [2].

Сложившаяся ситуация на российском фармацевтическом рынке и уровень развития российской фармацевтической промышленности свидетельствуют о наличии угроз экономической безопасности российской фармацевтической отрасли.

Категория «экономическая безопасность фармацевтической отрасли» определена нами как состояние финансового, научно-исследовательского, технологического, производственного и кадрового потенциала отрасли, институциональных, правовых, организационно-экономических отношений государственных органов управления и производителей, обеспечивающее ее способность функционировать на инновационной основе, гарантирующее доступность для населения и высокую медицинскую эффективность жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Можно выделить существование в настоящее время двух основных системных угроз экономической безопасности российской фармацевтической отрасли. Во-первых, неспособность обеспечивать население Российской Федерации основной номенклатурой современных лекарственных препаратов, весь цикл производства которых находился бы на территории страны (непосредственная, сиюминутная угроза). Во-вторых, низкий уровень инноваций и технологий, используемых при разработке и производстве лекарственных средств (стратегическая угроза). Эта общесистемная угроза безопасности российской экономики особенно актуальна для фармацевтической отрасли.

Функции государства в обеспечении экономической безопасности фармацевтической отрасли заключаются в формировании правового обеспечения, государственных институтов, организационно-экономического механизмов, разработке мер и методов регулирования и координации деятельности предприятий и организаций отрасли. Определяющую роль в развитии фармацевтической отрасли играют государственная политика и государственная поддержка данного сектора экономики.

Стратегическими направлениями обеспечения экономической безопасности фармацевтической отрасли являются:

- развитие отечественных высокотехнологичных производств лекарственных препаратов;

- стимулирование организации производства высокотехнологичных химических и биотехнологических субстанций;

- стимулирование обязательного перехода отечественных предприятий фармацевтической промышленности на стандарты СМР;

- стимулирование разработки и производства аналогов импортируемых дженериковых и инновационных лекарственных средств;

- разработка новых и модификация существующих образовательных программ и программ повышения квалификация для обеспечения фармацевтической отрасли высококвалифицированными кадрами.

Основными принципами обеспечения экономической безопасности фармацевтической отрасли являются:

- принцип доминирования инновационной и высокотехнологичной модели развития отрасли;

- принцип главенства качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

- принцип приоритетности национальной фармацевтической отрасли в реализации государственных программ в области обеспечения населения лекарственными средствами;

- принцип замещения импортных лекарственных средств отечественными, полный цикл производства которых находится на территории РФ.

В настоящее время реализованы следующие меры по повышению уровня экономической безопасности отечественной фармацевтической отрасли.

Правительство РФ поставило задачу максимально снизить зависимость России от импортных лекарственных препаратов. Принята «Стратегия развития фармацевтической промышленности до 2020 года», цель которой - переход на инновационную модель развития фармацевтической промышленности Российской Федерации [5]. Доля отечественной лекарственной продукции должна возрасти за 10 лет до 50% в стоимостном выражении. В номенклатуре жизненно необходимых лекарственных средств доля препаратов отечественного производства должна составить 85% от имеющихся на рынке. Минздрав-соцразвития официально объявило о намерении сократить закупки импортных препаратов и максимально полно переориентировать сегмент государственных закупок на отечественные аналоги.

Президент РФ утвердил перечень поручений по итогам заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 19 июня 2010 г. В частности, Минздравсоцразвития, Минпромторгу, Минфину, МИДу и Минэкономразвития России до 1 декабря поручено обеспечить формирование комплексной системы мониторинга зарубежных передовых разработок лекарственных средств, приобретения и внедрения этих разработок. Минпромторгу, Минздравсоцразвития, Минэкономразвития России надлежит определить критерии статуса «российского товара» для медицинской продукции, производимой с использованием компонентов иностранного происхождения, и подготовить согласованные предложения для внесения изменений в законодательство РФ. Правительству РФ в целях содействия иностранным инвестициям в производство медикаментов и медицинской техники на территории РФ поручено:

а) определить меры по стимулированию офсетных сделок с зарубежными компаниями, предусматривающих размещение в России производств, исследовательских центров и локализацию компетенций;

б) обеспечить уточнение ставок таможенного тарифа на конечную продукцию, а также на необходимые для организации производства комплектующие, оборудование;

в) оптимизировать процедуры таможенного оформления, валютного и экспортного контроля при экспорте готовой продукции, а также при импорте комплектующих и оборудования.

Безусловно, подобные инициативы государства имеют стратегическую значимость. Однако сейчас реалии таковы, что до создания и появления на рынке достойных российских аналогов или локализации производства лекарственных средств иностранных компаний пройдет, по меньшей мере, 2-3 года,

в течение которых обойтись без импортных поставок будет просто невозможно. В долгосрочной перспективе можно прогнозировать некоторое снижение объемов импорта. Кроме того, уже сейчас значительно меняется структурная составляющая импортных поставок; в частности, свое влияние на этом участке системы товародвижения постепенно теряют дистрибьюторские компании.

В качестве организационно-экономического механизма повышения уровня экономической безопасности отечественной фармацевтической отрасли на текущей стадии ее развития можно рассматривать создание фармацевтического кластера. Это понятие обозначает группу родственных предприятий, объединенных географическим положением и общей задачей, в данном случае - производством лекарственных препаратов. В настоящее время фармацевтический кластер создается и в Петербурге. По данным комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, в настоящий момент ведется разработка документации по планировке промзоны «Пушкинская», где будут построены объекты фармацевтической индустрии, входящие в кластер. Параллельно правительство города ведет переговоры об инвестициях с четырьмя крупнейшими компаниями этой отрасли. Предполагается, что к сотрудничеству будут привлечены также иностранные инвесторы.

Литература

1. Мелик-Гусейнов Д. Особенности ценообразования на фармрынке, 2009-2010 гг. // ЦМИ Фармэксперт. Режим доступа: http://www.pharmexpert.ru/analytics/4/ (дата обращения 08.04.2010).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. № 654 г. Москва «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» // Российская газета. 2009. 14 августа.

3. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2009.

4. Российский фармацевтический рынок: Итоги 2008 года. ЦМИ Фармэксперт, 2009. 128 с.

5. Стратегия развития фармацевтической промышленности до 2020 года. М.: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, 2009.

ГОЛАНТ ЗАХАР МИХАЙЛОВИЧ - соискатель учёной степени кандидата экономических наук, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Россия, Санкт-Петербург (dekanat205@mail.ru).

GOLaNt ZAKHAR MIHAILOVICH - competitor of scientific degree of Economics Sciences candidate, St. Petersburg State University of Economics and Finance, Russia, St. Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.