Научная статья на тему 'Государственное регулирование инновационного развития сельскохозяйственного производства'

Государственное регулирование инновационного развития сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пермский аграрный вестник
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / БЮДЖЕТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / TAX INCENTIVES / TAX RATES / BUDGET SUBSIDIES / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / IMPORT SUBSTITUTION / BANKING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старкова О.Я.

В работе уточнено понятие инноваций и предпринята попытка дать определение понятию «инновации в экономике». Определена необходимость перехода Российской Федерации на инновационный путь развития. Обоснована причина ориентира на собственные финансовые ресурсы в развитии национальной экономики, в обеспечении ускоренного импортозамещения. Рассмотрен генезис государственной налоговой политики в период формирования и развития рыночных отношений. Сопоставлены мнения различных авторов в определении роли государства в развитии экономики. Определено значение бюджетной политики и необходимость ее совершенствования на современном этапе. Рассмотрены используемые методы государственного регулирования сельскохозяйственного производства. Проанализированы ключевые направления Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития и социальной стабилизации на 2015 год и возможность их реализации в аграрной сфере экономики. Уточнена степень зависимости Российской Федерации и Пермского края от завоза импортного продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Рассмотрены новации в предоставлении поддержки из федерального бюджета на субсидирование части процентных ставок по банковским кредитам и скидки при приобретении сельскохозяйственной техники. Определено место малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе Пермского края. Изучены новые возможности налогового стимулирования за счет предоставления права региональным органам власти на снижение налоговых ставок по единому налогу на вмененный доход и ставки при использовании упрощенной системы налогообложения, а также применения полного освобождения от уплаты налогов в первые два года деятельности предприятия малого бизнеса. Обобщен существующий опыт оказания помощи кредитным организациям, испытывающим проблемы с поддержанием ликвидности в условиях финансового кризиса. Рассмотрены меры поддержки банковской системы страны с целью обеспечения кредитными средствами реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL PRODUCTION

In the work, the author determines innovation and makes an attempt to give the definition of innovation in the economy. The need of transition for the Russian Federation to the innovative development was identified. The papers justifies the reason for the focus on own financial resources in the development of the national economy to ensure accelerated import substitution. The genesis of the state tax policy in the period of formation and development of market relations was considered. The author compared perceptions of different authors in defining the role of the state in development. The importance of fiscal policy and the need for its improvement at the present stage was identified. The author considered used methods of state regulation of agricultural production. Some key areas of the Plan of priority measures to ensure sustainable development and social stabilization for 2015 and the possibility of their implementation in the agricultural sector of the economy were analyzed. The degree of dependence of the Russian Federation and the Perm region from imported food and agricultural raw materials was clarified. Innovations in the delivery of support from the Federal budget for the subsidization of interest rates on Bank loans and discounts in the purchase of agricultural machinery were considered. The place of small and medium enterprises in the agricultural sector of the Perm region was identified. The author explored new possibilities of tax incentives through the granting of the right of regional governments to lower tax rates of the single tax on imputed income and rates when using the simplified system of taxation, and the application of the full tax exemption in the first two years of activity small business enterprises. Existing experience assisting credit institutions experiencing problems with maintaining liquidity in the financial crisis was generalized. The authors considered measures to support the banking system with the purpose of providing loan funds to the real economy.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инновационного развития сельскохозяйственного производства»

8. Usov A.A., Aktual'nye zadachi v sisteme strategicheskogo upravlenija agropredprijatijami molochnoj specializacii APK (Actual problems in the system of strategic management of the dairy agribusiness specialization AIC), Economics, 2014, No. 3, pp. 36-42.

9. «Nacional'nyj doklad o hode i rezul'tatah realizacii v 2012 godu Gosudarstvennoj programmy razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2008-2012 gody» ("National Report on the progress and results of the implementation in 2012 of the State program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for 2008-2012") (approved by the. Order of the Government of the Russian Federation from 08.05.2013 № 753-p) (Consultant).

10. Ivanchenko V.M., Planirovanie kak istoricheskij fenomen zhiznedejatel'nosti cheloveka i obshhestva (Planning as a historical phenomenon of human life and society), M .: Science, 2009, pp. 232.

11. Leontief W.W., (Domestic Production and Foreign Trade: The American Capital Position Re-Examined), Economic International, 1954, No. 7, pp. 9-38.

12. Mintzberg, H., (Strategy safari. A guided tour through the wilds of strategic management), H. Mintzberg, B. Ahlstrand, J. Lampel , L. etc., 1997.

13. O. Hagan L.P., (National self-sufficiency in food), Food Policy 1 (4). -1976, pp. 355-366.

14. Fallows S.L., Whelock L.W., Self-sufficiency and United Kingdom Food Policy, Agriculturafll Administra-tion,1982, T.ll, No.2. pp.107-125.

15. The European Convention, adopted in the plenary meeting of the «Institutional Affairs». Committee of the Assembly of European Regions. Madrid, 2002

УДК 338.246.025:631.15

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

О.Я. Старкова, канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, ул. Луначарского, 3а, г. Пермь, Россия, 614000 E-mail : klimova377@ mail.ru

Аннотация. В работе уточнено понятие инноваций и предпринята попытка дать определение понятию «инновации в экономике». Определена необходимость перехода Российской Федерации на инновационный путь развития. Обоснована причина ориентира на собственные финансовые ресурсы в развитии национальной экономики, в обеспечении ускоренного импорто-замещения. Рассмотрен генезис государственной налоговой политики в период формирования и развития рыночных отношений. Сопоставлены мнения различных авторов в определении роли государства в развитии экономики. Определено значение бюджетной политики и необходимость ее совершенствования на современном этапе. Рассмотрены используемые методы государственного регулирования сельскохозяйственного производства. Проанализированы ключевые направления Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития и социальной стабилизации на 2015 год и возможность их реализации в аграрной сфере экономики. Уточнена степень зависимости Российской Федерации и Пермского края от завоза импортного продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Рассмотрены новации в предоставлении поддержки из федерального бюджета на субсидирование части процентных ставок по банковским кредитам и скидки при приобретении сельскохозяйственной техники. Определено место малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе Пермского края. Изучены новые возможности налогового стимулирования за счет предоставления права региональным органам власти на снижение налоговых ставок по единому налогу на вмененный доход и ставки при использовании упрощенной системы налогообложения, а также применения полного освобождения от уплаты налогов в первые два года деятельности предприятия малого бизнеса. Обобщен существующий опыт оказания помощи кредитным организациям, испытывающим проблемы с поддержанием ликвидности в условиях финансового кризиса. Рассмотрены меры поддержки банковской системы страны с целью обеспечения кредитными средствами реального сектора экономики.

Ключевые слова: налоговое стимулирование, налоговое бремя, бюджетное субсидирование, малое и среднее предпринимательство, импортозамещение, банковская система.

Введение. Термин «инновации» применительно к экономическим и социальным процессам стал использоваться не так давно. Ранее энциклопедические словари толковали инновации (новообразования) исключительно в лингвистическом смысле как новые явления в языке [1]. Инновации в экономике можно понимать как экономические отношения, связанные с внедрением новейших достижений науки и техники в воспроизводственный процесс.

Современную прогрессивную экономику можно назвать экономикой инноваций или инновационной экономикой [2]. Следует согласиться с мнением Н.О. Савельевой, которая считает, что построение инновационной экономики является стратегическим направлением развития Российской Федерации в настоящее время [3].

Осознание необходимости реформирования российской экономики, преобразования ее из сырьевой в инновационную было достигнуто еще в докризисный период. С самых высоких трибун говорилось о том, что нужно сократить зависимость формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от уровня цен на энергоносители на мировом рынке, слезть с «нефтяной иглы». Однако предпринимаемых усилий оказалось недостаточно, и в условиях катастрофического падения цен на традиционные экспортные товары доходы бюджета стали снижаться. Российской Федерации в развитии приходится опираться на собственные ресурсы, так как помощь из-за рубежа стала недоступной, хотя Европейский Союз предоставляет финансовые средства бывшим советским республикам. Например, республикам Центральной Азии было выделено за 2002-2012 годы 434,9 млн евро, из которых на региональные программы было направлено 133,1 млн. евро [4]. Западные экономические санкции, принятые в связи с воссоединением Крыма с Россией, еще более усугубили положение как с государственными, так и с корпоративными финансами. Первоочередной задачей стало им-портозамещение, которое невозможно без существенной государственной поддержки бизнесу, с учетом территориальной специфики [5]. Целью данной работы является изучение государственного регулирования инновационного развития сельскохозяйственного производства.

Методика. Для исследования использовался монографический метод, который позволяет проводить комплексно-функциональный анализ для сопоставления и

детализации экономических категорий, выявления их взаимосвязи и взаимозависимости.

Результаты. В рыночной экономике государственное регулирование, по мнению И.А. Галицы, выполняет корректирующую (стабилизирующую) роль. От того, насколько эффективно государство выполняет эту роль, зависит стабильность и развитие рыночной экономики [6].

Государственное регулирование развития экономики предусматривает меры налоговой и бюджетной политики. Налоговое стимулирование связано с общим снижением налогового бремени, а также с применением налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков. Налоговое бремя показывает то, какая часть ВВП страны перераспределяется через бюджет и государственные внебюджетные фонды с целью удовлетворения общественных потребностей. В условиях формирования рыночных отношений в Российской Федерации в 90-е годы ХХ века наличие бюджетного дефицита требовало взимания значительных налоговых платежей от предприятий, непосильных для многих из них из-за тяжелого финансового положения. Государство пыталось компенсировать это многочисленными налоговыми льготами, которые должны были обеспечить инвестиционную активность юридических и физических лиц. Однако плохая собираемость налогов и непосильность налогового бремени привели к осознанию необходимости налоговой реформы, в результате которой сформировалась современная налоговая система [7].

Бюджетная политика обеспечивает перераспределение финансовых ресурсов между территориями, отраслями, сферами общественной деятельности и социальными группами населения. Государство путем субсидирования поддерживает приоритетные отрасли экономики, «которые оказались наиболее чувствительными к меняющимся условиям производственной деятельности» [8]. В последние годы бюджетный процесс осуществлялся в пределах трехлетнего периода планирования. Но существенные изменения, произошедшие в 2014 году, потребовали принятия Правительством «Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» [9]. Ключевыми направлениями плана являются:

- поддержка импортозамещения и экспорта несырьевых товаров;

- содействие развитию малого и среднего бизнеса;

- повышение устойчивости банковской системы.

Все это направления непосредственно работают на то, чтобы обеспечить экономике инновационное развитие.

Рассмотрим первое направление плана -импортозамещение. Многие годы Российская Федерация экспортировала сырьевые ресурсы, а приобретала из-за рубежа технологии и товары. В немалой степени это касается продуктов питания, значительную часть которых поставляли по импорту. За годы реформ коэффициент продовольственной независимости Российской Федерации снизился с 0,87 до 0,47. Страна фактически попала в зависимость от завоза продовольствия, что происходит, если импорт превосходит 20% от общих потребностей [10]. В Пермском крае также имеет место завоз продовольственных товаров и сырья из-за рубежа, но доля его в общем объеме импорта с 2009 года по 2013 год снизилась с 24,3 % до 14,5 % [11].

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, принятая в 2010 году, предусматривала постепенное сокращение доли импортного продовольствия и сельскохозяйственного сырья, но ответные меры на западные экономические санкции в виде эмбарго продовольственных товаров из стран ЕС привели к дефициту некоторых продуктов и, следовательно, к росту цен. Даже при необходимости экономии бюджетных средств в 2015 году на поддержку сельского хозяйства из федерального бюджета дополнительно выделено 50 млрд. руб. Предполагается скорректировать (с целью упрощения) механизм предоставления из федерального бюджета субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, выданным отечественными банками на пополнение оборотных средств или финансирование текущей деятельности сельских товаропроизводителей. Предполагается оказать поддержку в кредитовании сезонных полевых работ, а также в реализации инвестиционных проектов. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции невозможно без обновления машинно-тракторного парка, внедрения новых технологий. План предусматривает выделение средств в размере 2 млрд. руб. на субсидирование скидки при приобретении отечественной сельскохозяйственной техники.

Второе направление плана - содействие развитию малого и среднего бизнеса. В сельском хозяйстве малое и среднее предпринимательство играет более заметную роль по сравнению с другими отраслями экономики. Например, в Пермском крае в 2013 году хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства произвели сельскохозяйственной продукции на сумму 19197,7 млн руб., тогда как на долю сельскохозяйственных организаций приходилось только 18098,6 млн руб., то есть менее половины. Использование земельных ресурсов более эффективно в хозяйствах населения. В 2013 году на 1 га площади личные подсобные хозяйства произвели продукции в размере 361,4 млн руб., а сельскохозяйственные организации - только 28, 6 млн руб. [12].

В соответствии с планом на 2015 год малый и средний бизнес получит возможность развития в связи с предусмотренными налоговыми льготами. Хотя и ранее малому предпринимательству была предоставлена возможность использования специальных налоговых режимов, предусматривающих вместо уплаты всей совокупности налогов применение единого налога. К специальным налоговым режимам относятся: единый налог на вмененный доход (ЕНВД), упрощенная система налогообложения (УСНО), патентная система и единый сельскохозяйственный налог. С 2015 года региональным органам власти дана возможность снижать ставку ЕНВД для отдельных видов деятельности с 15 до 7,5 %, а ставку УСНО - с 6 до 1 %. Впервые зарегистрированным предпринимателям предоставляются «налоговые каникулы», то есть полное освобождение от налогов на два года. Такое снижение налоговой нагрузки позволит предпринимателям вкладывать высвободившиеся средства в развитие аграрного бизнеса.

Реализация третьего направления плана -повышение устойчивости банковской системы - послужит основой развития экономики, в целом и сельского хозяйства, в частности. Кредитные организации аккумулируют свободные средства населения, предприятий и государства, перераспределяя их заемщикам в виде кредитов. Кредитные ресурсы являются необходимым источником инновационного развития, так как собственных средств для инвестиций обычно не хватает. В условиях западных санкций у российских банков ограничена возможность привлекать ресурсы из-за

рубежа для кредитования отечественных производителей. В кризисный 2008 год государство успешно поддержало банковскую систему за счет средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не допустив платежного кризиса в стране. В 2015 году кредитные организации получат от государства через Агентство по страхованию вкладов один триллион рублей для кредитования экономики. Центральный банк должен обеспечить контроль за целевым использованием этих средств с тем, чтобы они действительно были направлены на кредитование реального сектора экономики, а не были потрачены на

финансовые спекуляции. Данные средства станут мощным импульсом для запуска им-портозамещения.

Выводы. 1. В антикризисном плане Правительства на 2015 год заложена возможность инновационного развития аграрного сектора экономики за счет налогового стимулирования, бюджетного субсидирования и доступности банковских кредитов.

2. Внедрение достижений науки и техники в сельскохозяйственное производство сделает возможным ускорение процесса импортозаме-щения и гарантирует продовольственную независимость Российской Федерации.

Литература

1. Советский энциклопедический словарь. М: Изд-во «Советская энциклопедия».1997. С. 894.

2. Прокин В.В. Формирование и использование инновационных компетенций в современной экономике // Материалы XIII Всерос. науч.-практич. конф. (Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход). Изд-во ПНИПУ. 2013. С. 128.

3.Савельева Н.О. Изменения стратегического управления при переходе к инновационной экономике // Материалы XIII Всерос. науч.-практич. конф. (Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход). Изд-во ПНИПУ. 2013. С. 340.

4. Kuzmina E. Economic positions of the European Union in Central Asia in the context of EU crisis. //Belarusian economic journal. 2014. №. 3. pp. 4-14.

5. Pavlov K. The region s Economic nucleus: essence, formation criteria and elemental composition // Belarusian economic journal.2015.№1.pp 97-109.

6. Halytsia I. Market and the state: strengthening the interaction as a result of economic systems evolution.//Belarusian economic journal.2014, №.2. pp. 86-96.

7. Старкова О. Я. Налоговое бремя сельскохозяйственных предприятий // Пермский аграрный вестник. 2014. № 3 (7). С.70-77.

8. Старкова О.Я., Старков Д.Ю. Проблемы взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с бюджетом // Актуальные вопросы современной науки. 2013. № 1. С.124-128.

9. Распоряжение Правительства РФ 27.01.15. № 98-р. «Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». (КонсультантПлюс).

10. Сёмин А.Н. Продовольственная безопасность региона: факторы генерации и механизм обеспечения // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 2010. № 5. С. 8-12.

11. Старкова О.Я. Проблемы продовольственной безопасности Пермского края // Материалы Международной науч.-практ. конф. (Пермь, 11-14 ноября 2014). (Продовольственная индустрия : безопасность и интеграция). Пермь: ИПЦ «ПрокростЪ», 2014. С. 241-245.

12. Старкова О.Я. Эффективность форм хозяйствования на земле на примере Пермского края / Сборник статей Всероссийской науч.-практ. конф. (Земельная реформа и эффективность использования земли в аграрной сфере экономики). Уфа. 2014. С. 227-232.

STATE REGULATION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL PRODUCTION

O. Ia. Starkova, Cand. Econ. Sci., Associate Professor, Perm State Agricultural Academy 3a Lunacharskogo St., Perm 614000 Russia E-mail: klimova377@ mail.ru

ABSTRACT

In the work, the author determines innovation and makes an attempt to give the definition of innovation in the economy. The need of transition for the Russian Federation to the innovative development was identified. The papers justifies the reason for the focus on own financial resources in the development of the national economy to ensure accelerated import substitution. The genesis of the state tax policy in the period of formation and development of market relations was considered. The author

compared perceptions of different authors in defining the role of the state in development. The importance of fiscal policy and the need for its improvement at the present stage was identified. The author considered used methods of state regulation of agricultural production. Some key areas of the Plan of priority measures to ensure sustainable development and social stabilization for 2015 and the possibility of their implementation in the agricultural sector of the economy were analyzed. The degree of dependence of the Russian Federation and the Perm region from imported food and agricultural raw materials was clarified. Innovations in the delivery of support from the Federal budget for the subsidization of interest rates on Bank loans and discounts in the purchase of agricultural machinery were considered. The place of small and medium enterprises in the agricultural sector of the Perm region was identified. The author explored new possibilities of tax incentives through the granting of the right of regional governments to lower tax rates of the single tax on imputed income and rates when using the simplified system of taxation, and the application of the full tax exemption in the first two years of activity small business enterprises. Existing experience assisting credit institutions experiencing problems with maintaining liquidity in the financial crisis was generalized. The authors considered measures to support the banking system with the purpose of providing loan funds to the real economy. Key words: tax incentives, tax rates, budget subsidies, small and medium enterprises, import substitution, the banking system.

References

1. Sovetskii entsiklopedicheskii slovar'( Soviet encyclopedic dictionary), Publishing house "Soviet encyclopedia". 1997, pp. 894.

2.Prokin, V., Formirovanie i ispol'zovanie innovatsionnykh kompetentsii v sovremennoi ekonomike (Formation and use of innovative competences in the modern economy. Proceedings of the XIII all-Russian scientific-practical conference "formation of the humanitarian environment in higher education: innovative educational technologies. Competence-based approach), Publishing house of PNRPU, 2013, pp. 128.

3. Savelieva N. O., Izmeneniya strategicheskogo upravleniya pri perekhode k innovatsionnoi ekonomike (Changes of strategic management in the transition to an innovative economy), Proceedings of the XIII all-Russian scientific-practical conference "formation of the humanitarian environment in higher education: innovative educational technologies. Competence-based approach", publishing house of PNRPU, 2013, pp. 340.

4. Kuzmina E., Economic positions of the European Union in Central Asia in the context of EU crisis), Belarusian economic journal.2014, No.3. pp. 4-14.

5. Pavlov K., The region s Economic nucleus: essence, formation criteria and elemental composition), Belarusian economic journal, 2015, .No.1, pp. 97-109.

6. Halytsia I. , Market and the state: strengthening the interaction as a result of economic systems evolution), Belarusian economic journal.2014, No. 2, pp. 86-96.

7. Starkova O., Nalogovoe bremya sel'skokhozyaistvennykh predpriyatii (Tax burden of agricultural enterprises), Perm agricultural Bulletin.2014, No.3 (7), pp. 70-77.

8. Starkova O., Starkov, D., Problemy vzaimootnoshenii sel'skokhozyaistvennykh predpriyatii s byudzhetom (Relationship problems of agricultural enterprises with the budget), Topical issues of modern science, 2013, No.1, pp. 124-128.

9. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF Ob utverzhdenii Plana pervoocherednykh meropriyatii po obespecheniyu ustoichivogo razvitiya ekonomiki i sotsial'noi stabil'nosti v 2015 godu (The plan of priority measures for the sustainable development of economy and social stability in 2015), Available from 27.01.15. No. 98-R.

10. Semin A., Prodovol'stvennaya bezopasnost' regiona: faktory generatsii i mekhanizm obespecheniya (Food safety in the region: factors of generation and mechanism components), Economics of agricultural and processing enterprises, 2010, No.5, pp. 8-12.

11. Starkova O., Problemy prodovol'stvennoi bezopasnosti Permskogo kraya (The problem of food security of the Perm region), Food industry:security and integration: proceedings of the international scientific. scient. Conf. (Perm, 11-14 November 2014), Perm: CPI "Procrast",2014, pp. 241-245.

12. Starkova O., Effektivnost' form khozyaistvovaniya na zemle na primere Permskogo kraya (Efficiency of farming the land by the example of Perm region), Collection of papers of all-Russian scientific. scient. Conf. "Land reform and the efficient use of land in the agrarian sector of economy", Ufa, 2014, pp. 227-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.