Научная статья на тему 'Государственное регулирование инновационного развития агропромышленного комплекса'

Государственное регулирование инновационного развития агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Геращенкова Т. М.

В статье раскрываются причины снижения интереса сельхозпроизводителей к внедрению инноваций, а также обозначены основные направления и выделены конкретные меры на уровне исполнительной государственной власти региона по повышению инновационной активности в АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article reasons of decline of the personal interest of agricultural enterprises are briefly expounded in innovation, basic directions of state influence are marked and concrete measures are offered at the level of region with the purpose of increase of innovative activity.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инновационного развития агропромышленного комплекса»

УДК 338.43

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Т.М. ГЕРАЩЕНКОВА ФГОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»

В статье раскрываются причины снижения интереса сельхозпроизводителей к внедрению инноваций, а также обозначены основные направления и выделены конкретные меры на уровне исполнительной государственной власти региона по повышению инновационной активности в АПК.

В настоящее время важной задачей государственной политики является обеспечение устойчивого развития хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса и обеспечение факторных составляющих роста его производства. К таким условиям следует в первую очередь отнести создание благоприятных условий перехода на инновационный путь развития. Это предполагает формирование механизмов взаимодействия между самостоятельными сферами АПК и сферами интеллектуальной деятельности. Принципы и условия межотраслевых отношений при этом должны строиться на основе следующих аспектов: учета возникших инновационных потребностей производственной сферы и предложения либо новых, либо уже имевших определенные результаты инновационных сфер, а также учета отраслевой специфики и длительности оборота вкладываемых средств; прогноза возможного роста прямых и косвенных затрат - определения степени риска вложений.

Созданию благоприятных условий будет способствовать и построение стимулирующих факторов, ускоряющих темпы обновления производства. Эти факторы тесно связаны с развитием предпринимательства, совершенствованием экономических отношений и ростом производства. Указанные мотивационные действия здесь обычно направляются на узкие места хозяйственной деятельности.

Итак, проблемы скорейшего перехода агропромышленных, а особенно сельскохозяйственных, предприятий на постиндустриальные технологии и технику по-прежнему являются важнейшими экономическими задачами для руководства страны и регионов.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что к основным факторам, обуславливающим возникшие проблемы в ходе внедрения инновационных процессов в АПК, можно отнести не только макроэкономическую нестабильность последнего десятилетия, отсутствие возможности крупномасштабного обновления основных фондов; но и довольно часто имеющую место приверженность устаревшим технологиям произ-

водства и переработки сельхозсырья; старение квалифицированного персонала в сельском хозяйстве; плохой менеджмент и маркетинг инноваций; неразвитость информационной инфраструктуры инновационной деятельности.

Важно отметить и тот факт, что без знаний основ управления научной деятельностью и инновационными процессами трудно ожидать ускорения научно-технического прогресса в аграрном секторе любого региона. Однако в Брянской области имеются все необходимые условия для решения указанных проблем. Ведущая роль в активизации инновационной деятельности в АПК региона принадлежит Комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Брянской области и Брянской государственной сельскохозяйственной академии.

Для повышения эффективности научной работы и инновационных процессов в агропромышленном секторе Брянской области политика руководства региона должна:

- обеспечивать научные исследования необходимыми ресурсами;

- проводить постоянную подготовку и переподготовку кадров по управлению наукой, своевременную возрастную сменяемость;

- создавать наукоемкие технологии с высокой адаптивностью;

- иметь программу по совершенствованию механизма ускорения передачи научных достижений потребителю и выявления потенциальных потребителей науки;

- требовать обязательного и постоянного сравнения достигнутых результатов научных разработок с мировым уровнем;

- обеспечивать постоянный доступ к результатам науки потребителя научных достижений.

Органы государственной власти определяют правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативноправовой среды.

Помимо федеральной правовой базы регионы, ориентированные на инновации, разрабатывают свои регламентирующие документы. Так, в Брянской области с целью регулирования отношений в сфере инновационной деятельности приняты и действуют:

- Закон Брянской области об инновационной деятельности (принят 31 мая 2007 года);

- Областная целевая программа «Развитие инновационной инфраструктуры Брянской области» (2007 - 2010 годы) (принята 3 сентября 2007 года);

- Областная целевая программа «Развитие научной деятельности в Брянской области»(2008 - 2010 годы) (принята 1 ноября 2007 года);

- Стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2025 года (принята 20 июня 2008 г.);

- Постановление от 27 августа 2008 г. N 818 «О мерах по стимулированию инновационной деятельности в Брянской области».

С целью поддержки научных исследований в регионе следует создавать механизмы эффективного взаимодействия региональных органов власти с федеральными органами, укреплять прямые связи между предприятиями, вузами и научно-исследовательскими институтами, создавать интегрированные производственные структуры, творческие группы с целью увеличения числа и объемов контрактов по внедрению технологий.

Особое внимание органы государственной власти должны уделять ускорению формирования инновационной инфраструктуры, обеспечению ее взаимодействия с хозяйствующими субъектами и стимулированию восприимчивости предприятий АПК к техническим новшествам.

Комплекс организационных, экономических и социальных условий, которые будут способствовать повышению инновационной активности в регионе, должен в себя включать:

- обеспечение заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей во внедрении научных разработок путем участия данной категории хозяйств в программах государственной поддержки;

- ускорение разработки нововведений, отвечающих запросам производства;

- повышение информированности товаропроизводителей всех сфер АПК о научных разработках, рекомендуемых к освоению в производстве за счет широкомасштабного использования потенциала информационно-консультационной службы АПК Брянской области, а так же организация выставок и ярмарок;

- повышение научной и организационной подготовленности кадров на всех уровнях инновационного процесса путем проведения семинаров, конференций, курсов повышения квалификации;

- осуществление обоснованного выбора приоритетных направлений при освоении научных достижений в производстве, основанного на сопоставлении затратности инноваций и эффекта от их внедрения, периода окупаемости;

- разработка вариантов экономического стимулирования работников инновационной сферы в зависимости от результатов деятельности.

Помимо этого, заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей будет обеспечиваться получением дополнительного эффекта от внедрения научных разработок.

Развитие бюджетной поддержки инноваций, совершенствование форм освоения нововведений на предприятиях АПК Брянской области способны положительно повлиять

на уровень развития, рентабельность производства и конкурентоспособность продукции региональных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

При этом, бюджетные средства будут использоваться для преодоления так называемого инновационного разрыва, когда необходимо осуществить переход от лабораторного макета к промышленным образцам с отработанной технологией и технической документацией. На этом этапе риски вложения частных средств еще очень велики, бизнес слабо заинтересован в постановке производства продукции, которая не апробирована на рынке, а ученые не стремятся превращать научную разработку в коммерческий продукт.

Бюджетные средства предоставляются на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, могут быть использованы на:

- развитие и поддержку рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;

- повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды.

- поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами.

- кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства. Необходимость кредитования сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств обусловлена особым характером организации производства сельскохозяйственной продукции и формирования оборотных средств.

- компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур.

После завершения стадии создания промышленных образцов начало производства должно обеспечиваться внебюджетными средствами.

К таким средствам относятся собственные средства организаций, заемные средства, прямые инвестиции, в том числе иностранные.

Финансирование за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с законом Брянской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Все выше перечисленное в перспективе будет способствовать сбалансированному развитию высокоэффективного инновационного производственного, управленческого комплекса и сектора научных разработок, обеспечивающего увеличение производства инновационной и наукоемкой продукции в аграрном секторе экономики Брянской области, повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

Таковы краткие соображения по реализации регулирующего государственного воздействия на инновационные процессы, выполнение которых будет способствовать научно-техническому прогрессу в агропромышленном комплексе.

STATE REGULATION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AGRIINDUSTRIAL

COMPLEX

T.M. GERASCHENKOVA The Bryansk State Agricultural Academy

In the article reasons of decline of the personal interest of agricultural enterprises are briefly expounded in innovation, basic directions of state influence are marked and concrete measures are offered at the level of region with the purpose of increase of innovative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.