7. Мау В. А. Пандемия коронавируса и тренды экономической политики // Вопросы экономики. - 2021 - № 3 - С 5-30. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-3.
8. Менее 1% субъектов МСП получили поддержку в рамках Национальной гарантийной системы // Счетная палата Российской Федерации - URL: https://ach.gov.ru/checks/podderzhku-v-ramkakh-natsionalnoy-garantiynoy-sistemy-poluchil-tolko-1-subektov-msp (дата обращения 28.04.2021).
9. Перечень федеральных мер поддержки малого и среднего бизнеса // Портал по поддержке малого и среднего бизнеса - URL: https://мойбизнес.рф/anticrisis/perechen -federalnykh-mer-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa (дата обращения 26.04.2020).
10. Ewing J., Stevis-Gridneff M. European slump is worst since World War II, reports show // New York Times. - 2020. -April 30.
11. Korobov S.A. Socio-economic Development of Small and Medium Entrepreneurship: Potential of Resource-Based Approach / S.A. Korobov, V.O. Moseiko, E.G. Novoseltseva, V.S. Epinina, E.U. Marusinina // Russia and the European Union. Development and Perspectives. - 2017. - P. 453 - 459.
12. Nagy H. A role for the state in the digital age // Journal of Innovation and Entrepreneurship. - 2018. - P. 7-5. References
1. Annenkova A. A., Gorbova I. N. Improving the tools of state anti-crisis management: A scientific monograph / Under the general editorship of A.V. Polyanin. - Orel: Publishing House of RANEPA, 2016. - 252 p.
2. Dolgova S. A., Surovneva K. A., Polyanin A.V. Trends in the development of the banking sector in force majeure // Economics and Entrepreneurship. - 2021. - №1 (126). - Pp. 180-187.
3. Zadeh L. A. Blurred sets and their application in pattern recognition and cluster analysis. // Classification and cluster. - M.: Mir - - 1980. - p. 208-247.
4. Polyanin A.V., Dolgova S. A., Golikova Yu. B., Danilova N. E. Anti-crisis management of the economy in force-majeure circumstances / / Management in Russia and abroad. - 2021. - No. 1. - pp. 29-37.
5. Rozhkov N. N. Qualimetry and quality management. Mathematical methods and models / / St. Petersburg: CPI SPGUTD. -2007. - 185 p.
6. Kolodko G. V. Consequences. Ekonomika i politika v postpandemicheskom mir [Economics and Politics in the Post-pandemic World]. - 2020-No. 5-From 25-44. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-5-25-44.
7. Mau V. A. Coronavirus pandemic and economic policy trends // Economic issues. - 2021-No. 3-From 5-30. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-3.
8. Less than 1% of SMEs received support under the National Guarantee System / / Accounts Chamber of the Russian Federation-URL: https://ach.gov.ru/checks/podderzhku-v-ramkakh-natsionalnoy-garantiynoy-sistemy-poluchil-tolko-1-subektov-msp (accessed 28.04.2021).
9. List of federal measures to support small and medium-sized businesses // Portal for supporting small and medium-sized businesses-URL: https://мойбизнес.рф/anticrisis/perechen-federalnykh-mer-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa (accessed 26.04.2020).
DOI 10.24412/2309-4788-2021-11120
Е.И. Артемова - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической теории, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
E.I. Artemova - professor, doctor of economic sciences, head of the department of economic theory, Kuban State Agrarian University;
Е.В. Плотникова - к.э.н., старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
E. V. Plotn ikova - can didate of econ omic scien ces, sen ior Lecturer of th e departmen t of state an dmunicipal governance, Kuban State Agrarian University
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ АПК - УСЛОВИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА СТРАНЫ STATE REGULATION AND SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IS A CONDITION OF THE COUNTRY'S FOOD SOVEREIGNTY
Аннотация. Анализ тенденций развития агропромышленного сектора России в условиях пандемии позволил определить, что его современное состояние не соответствует требованиям эффективного и конкурентоспособного производства, характеризуется низкими темпами обновления технико -технологической базы, несовершенством механизмов государственного регулирования и поддержки предпринимательской, а также инновационной среды. Создавшаяся ситуация негативно отразилась на системе обеспечения продовольственной безопасности страны, которая в настоящее время является объектом пристального государственного внимания. Обосновано, что для активизации воспроизводственных процессов в АПК, придания им необходимых качественных характеристик, необходимо сконцентрировать усилия на поддержке отечественных сельхозтоваропроизводителей, которые специализируются на продукции, входящей в продовольственную корзину.
Систематизированы внутренние угрозы национальной продовольственной безопасности в условиях эпидемии, связанные с дефицитом финансовых ресурсов в аграрном секторе экономики, отказом многих товаропроизводителей от освоения дорогостоящих инновационных технологий, заморозкой отдельных пилотных проектов. Сделан вывод о необходимости постоянного совершенствования инструментов и
механизмов государственной поддержки АПК, при этом особое внимание следует уделить формированию современной инновационной инфраструктуры, ускоренному обновлению основных средств. Установлено, что только рост эффективности и конкурентоспособности производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия на основе устойчивого, поступательного тренда инновационного развития национального АПК может обеспечить государственный продовольственный суверенитет.
Abstract. The analysis of trends in the development of the Russian agro-industrial sector in the context of the pandemic allowed us to determine that its current state does not meet the requirements of efficient and competitive production, is characterized by low rates ofrenewal ofthe technical and technological base, imperfect mechanisms of state regulation and support of the business and innovation environment. The current situation has had a negative impact on the country's food s ecurity system, which is currently the object of close state attention. It is proved that in order to activate the reproduction processes in the agro-industrial complex, giving them the necessary quality characteristics, it is necessary to concentrate efforts on supporting domestic agricultural producers who specialize in products included in the food basket.
The article systematizes internal threats to national food security in the context of the epidemic, related to the lack of financial resources in the agricultural sector of the economy, the refusal of many commodity producers to develop expensive innovative technologies, and the freezing of individual pilot projects. It is concluded that it is necessary to constantly improve the tools and mechanisms of state support for the agro-industrial complex, while special attention should be paid to the formation of a modern innovative infrastructure, accelerated renewal of fixed assets. It is established that only an increase in the efficiency and competitiveness of the production of agricultural raw materials and food on the basis of a stable, progressive trend of innovative development of the national agro-industrial complex can ensure state food sovereignty.
Ключевые слова: инновации, продовольственный суверенитет, пандемия, эффективность, конкурентоспособность, государственное регулирование.
Keywords: innovation, food sovereignty, pandemic, efficiency, competitiveness, government regulation.
Новым вызовом для экономик всех стран мирового сообщества явилась пандемия коронавирусной инфекции, которая раскоординировала деятельность многих интеграционных объединений, внесла деструктив-ность в работу большинства предприятий различной отраслевой принадлежности. Не остался в стороне и агропромышленный комплекс, эффективность функционирования которого снизилась в результате сбоев в работе логистических систем, возникших затруднений в межрегиональном обмене продовольствием, снижении потребительского спроса. В этой связи поиск действенных инструментов поддержки аграрного сектора экономики с целью обеспечения глобальной и национальной продовольственной безопасности в кризисных условиях представляется актуальным.
Проблема продовольственного обеспечения населения обострилась параллельно с нарастающей международной политической напряжённостью, военными конфликтами в различных точках Земного шара, обвалом цен на углеводороды. В настоящее время агропромышленный комплекс России переживает период структурных трансформаций, связанных с адаптацией производственного процесса к условиям, диктуемым пандемией, снижением темпов освоения инновационных технологий производства и управления. Современные вызовы ставят под угрозу оперативное решение задач, регулирующих создание импортозамещающих и экспортно-ориентированных производств, которые являются краеугольным камнем государственного продовольственного суверенитета. Поэтому совершенствование механизмов государственного регулирования отечественного агропромышленного комплекса как фактора, способствующего укреплению продовольственной безопасности страны, является ключевым вектором развития системы управления аграрной сферой в условиях пандемии.
Наличие качественного продовольствия во многом определяет здоровье нации, а его воспроизводство непосредственно связано с эффективностью функционирования агропромышленного комплекса, темпами его адаптации к кризисным условиям, скоростью инновационного обновления. Гарантом постоянного наличия продовольственных ресурсов в необходимом количестве должно выступать государство, которое за счёт системы регулирования АПК и поддержки сельхозтоваропроизводителей должно сосредотачивать имеющиеся ресурсы на «точках роста», способных сохранить агропродовольственный рынок страны и обеспечить физическую и экономическую доступность продовольствия каждому человеку [1].
Использование действенных инструментов и механизмов государственной поддержки, связанных с льготным кредитованием, отсрочкой платежей, введением моратория на проверки малого и среднего бизнеса, субсидированием части оборотных средств и инвестиционных вложений, направленныхв освоение инновационных (преимущественно отечественных) технологий позволит сохранить эффективность и повысить конкурентоспособность аграрного сектора экономики [6].
Учёт сложившихся тенденций глобализации мировой экономики и развития мировых агропродоволь-ственных рынков требует активизации инновационных процессов в аграрной сфере за счёт создания комплекса необходимыхусловий: активного развития институциональной среды, адаптации нормативной и правовой базы к изменениям рыночной конъюнктуры в условиях форс -мажорных обстоятельств.
Достижение более высокого уровня жизни населения возможно за счёт системы управления экономикой, предполагающей активное развитие национального агропродовольственного рынка, поддержку инноваторов, снижение зависимости от импортных поставок сырья и продовольствия Это позволит увеличить эффективность и конкурентоспособность производства отечественной сельскохозяйственной продукции и продуктов питания
[2]. Только модернизационные изменения в отрасли на основе активизации инновационной составляющей в деятельности отечественных сельхозтоваропроизводителей способны снизить негативное влияние пандемии и поддержать систему обеспечения продовольственной безопасности России.
Система экономических отношений, детерминирующая совершенствование инструментов и механизмов государственного регулирования национального АПК, связана с необходимостью достижения такого уровня производства, который бы позволил в кратчайшие сроки обеспечить качественный экономический рост аграрной экономики и, как следствие, решить проблему государственного продовольственного суверенитета.
Проблема обеспечения страны продовольствием, соответствующим медицинским нормам питания, носит комплексный характер, а меняющиеся в условиях пандемии параметры функционирования агропродоволь-ственных рынков, как в мире, так и внутри страны требуют постоянной корректировки инструментов государственной поддержки.
Внешнеэкономические перспективы и приоритеты развития инновационной деятельности в аграрной сфере предполагает необходимость системного подхода к проблемным вопросам, связанным с определением «точек роста» аграрной экономики и их обоснованием. Для этого важен учёт специфики развития отечественного агропродовольственного рынка, выбор и оценка стратегии отраслей АПК. Позиция авторов состоит в том, что система продовольственной безопасности страны тесно связана с уровнем инновационного развития АПК, определяющим эффективность и конкурентоспособность производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия в количестве, гарантирующем доступ каждого жителя страны к продуктам питания необходимого качества и ассортимента. Несовершенство механизмов государственного регулирования аграрной сферы - прямая угроза продовольственной безопасности страны, население которой в условиях пандемии особенно чувствительно к росту цен на продукты питания, снижению их качества, сокращению ассортимента.
Угрозы, связанные с пандемией коронавирусной инфекции, привели к дестабилизации торговли, увеличению валютной составляющей в затратах на производство, а значит и в ценах на продукты питания, сокращению межрегионального и межгосударственного обмена продовольствием. Эпидемия случилась на фоне отсутствия эффективного механизма защиты внутреннего агропродовольственного рынка, дефицита финансовых ресурсов у сельхозпроизводителей, проблем налогового регулирования аграрного бизнеса.
Важно подчеркнуть, что отечественный АПК долгие годы был зависим от поставок импортной техники, семенного материала, племенных животных интенсивного типа. Из-за разрушенной ещё в 90-е годы селекционно-племенной базы отрасли, которая так и не успела восстановиться в должном объёме, сельхозтоваропроизводители вынуждены закупать за рубежом современные технологии, семенной материал, племенной скот и кормовые добавки для высокопродуктивных животных.
Перед национальным АПК стоит первоочередная задача - противостоять возникшим угрозам и в короткие сроки нарастить объёмы производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Решение поставленной задачи невозможно без активизации инструментов и механизмов государственной поддержки [7, 8].
Систематизация внутренних угроз национальной продовольственной безопасности, связанных с разразившейся пандемией, представлена на рисунке 1. Серьёзную угрозу развитию аграрной сферы может нанести сокращение инвестиций в развитие сельских территорий, строительство производственной и социальной инфраструктуры села. Льготная ипотека, предусмотренная для строительства или приобретения домов в сельской местности, может привлечь население только в том случае, если в АПК появятся больше высокооплачиваемых и высокотехнологичныхрабочих мест, будут решены вопросы, связанные со строительством детских садов, школ и больниц [6].
Важно отметить, что Министерством сельского хозяйства разработаны программы помощи аграрной сфере, предполагающие ускоренное развитие отечественного семеноводства, создание селекционно-генетических центров разведения высокопродуктивных пород скота и птицы. Однако их реализация только в долгосрочной перспективе позволит снизить хроническую, временную или потенциальную продовольственную зависимость. Так, по птицеводству, долю генетического материала планируется сократить с 99 % до 15 % только к 2025 г. Г21.
Резкое снижение потребительского спроса, переход многих предприятий на дистанционный формат работы, увеличение онлайн торговли - вот те современные реалии, с которыми пришлось столкнуться российским производителям. Для сохранения и наращивания ресурсной базы отечественных проду ктов питания необходимо сохранить ритмичность воспроизводственных процессов в АПК, продолжать внедрять в производственный процесс инновационные разработки.
Однако инновационное развитие аграрной сферы должно опираться на государственное регулирование и поддержку рынка отечественных инноваций, создание комплекса необходимых условий для эффективной работы инноваторов. А это предполагает активизацию протекционистской политики государства в отношении товаропроизводителей, активно внедряющих инновации даже в сложных условиях пандемии, снятие правовых информационных, инфраструктурных ограничений для активизации деятельности, связанной с использованием новшеств [1].
Внутренние угрозы национальной продовольственной безопасности,связанные с пандемией
С обращение раб о чих мест в сфере производства н обращения
Сбой ритмичности воспроизводственных процессов в АПК, не позволяющий сохранять или увеличить объёмы производимого продовольствия_
Снижение финансовой поддержки аграрнойиаукн. Дефицит квалифицированных кадров, способных генерировать и осваивать инновационные разработки_
Рост удельных издержек производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в связи с увеличением валютной составляющей
Увеличение разбалансированности структур продовольственных групп Сокращение темпов мод ер низацнн о сновных ср е детв
Нарушение сл ожнвшгехся логистических и про извод ственных цепочек
Ценовая привлекательностьвнешнихрынковдля местных производителей
Отсутствие возможности оперативно реагировать на изменения спроса при нарушении импортных поставок. Сокращение инвестиций е развитие сельской инфраструктуры
Рисунок 1 - Схема внутренних угроз национальной продовольственной безопасности, связанных с пандемией
Глубина существующих проблем в системе сельскохозяйственного производства иллюстрируется следующими цифрами: Россия импортирует около 80 % семенного картофеля, 98 % семян-гибридов иностранной селекции и почти 100 % селекционно-генетического материала в бройлерном птицеводстве. Производство отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия в необходимом количестве и качестве возможно на основе создания современной инновационной инфраструктуры, которая будет включать селекционно -семеноводческие и селекционно-племенные центры. Они будут реализовывать исследовательской и практический потенциал российской науки в области сельского хозяйства для создания и внедрения в агропромышленный комплекс современных технологий, в том числе на основе собственных разработок.
Активное развитие должны получить исследования, связанные с использованием новых сортов сельскохозяйственных культур и пород животных, которые являются лучшими в мировом генофонде. Если в ближайшие годы не сосредоточиться на ускоренном обновлении основных средств, модернизации всей системы отечественного машиностроения, не заинтересовать производителей сельскохозяйственной продукции в повышении качественных характеристик производства, то решение вопроса ликвидации продовольственной зависимости будет отложено на долгие годы Г31.
Уровень продовольственной независимости России по основным продовольственным ресурсам представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Уровень продовольственной независимости России по основным продовольственным ресурсам, % [2]
Зерно (не менее 95,0 %) Мясо и мясопродукты (не менее 85,0 %) Молоко и молокопродукты (не менее 90,0 %)
Год Методика Доктрины 2020 г. [8] Методика Узуна В.Я., Шагайды Н.И. [7] Методика Доктрины 2020 г. [8] Методика Узуна В.Я., Шагайды Н.И. [7] Методика Доктрины 2020 г. [8] Методика Узуна В.Я., Шагайды Н.И. [7]
1 2 3 4 5 6 7
2010 94,72 122,36 72,33 72,35 80,44 80,42
2017 173,94 156,61 93,61 93,09 82,36 82,65
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6 7
2018 149,47 173,35 95,88 95,43 83,97 83,86
2019 157,61 152,15 96,87 97,15 84,46 84,43
2020 г.
(январь- х х 93,58 98,80 80,70 80,03
март)
Как показывают данные, приведенные в таблице 1, особое беспокойство вызывает продолжающаяся продовольственная зависимость страны по молоку и молокопродуктам, которая за 3 месяца 2020 г. увеличилась по различным методикам расчёта примерно на 4,5 %. Зависимость по мясу и мясопродуктам также возросла, что связано с негативным влиянием эпидемии.
Для обеспечения расширенного воспроизводства сельскохозяйственного сырья и продуктов питания высокого качества и в нужном количестве, необходимо использовать все факторы экономического роста, основанные на усилении инновационно-инвестиционной активности товаропроизводителей, которые стали ещё в первом десятилетии XXI века осваивать прогрессивные технологии в молочном скотоводстве и свиноводстве Г4, 51. Помочь сельхозтоваропроизводителям противостоять вызовам пандемии может эффективная система страхования, развитие частно-государственного партнёрства, снижение административных барьеров для малого и среднего бизнеса, увеличение доступности кредитов, постоянное совершенствование методики распределения региональных и отраслевых субсидий с учетом их приоритетности, развитие информационно -консультационной деятельности.
Таким образом, между государственным продовольственным суверенитетом и состоянием государственного регулирования и поддержки АПК существует тесная взаимосвязь. Необходимая помощь аграрному сектору экономики способна укрепить систему продовольственной безопасности страны, ускорить процессы импортозамещения и создания экспортоориентированных производств.
Приоритетным направлением государственной политики должен стать аграрный протекционизм, благодаря которому отечественные сельхозтоваропроизводители смогут компенсировать или снизить возникающие коммерческие риски, повысить конкурентоспособность производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках и, как следствие, решить национальную продовольственную проблему.
Источники
1. Артемова Е.И. Совершенствование системы государственного регулирования аграрного производства как фактор импортозамещения / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - №128. - С. 1212-1223.
2. Воробьева В.В., Воробьев С.П., Титова О.В. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности России в условиях пандемии // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - №9-1. - С. 31-36; URL: https://wwwvaael.ru/ru/article/view?id=1299 (дата обращения: 04.05.2021).
3. Мельников А.Б. Продовольственная безопасность - основа обеспечения экономической безопасности России / А.Б. Мельников, Е.И. Артемова, И. А. Бурса, Б.А. Мельников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2012. - №3. - С. 189-194.
4. Нечаев В.И. Факторы экономического роста в молочном скотоводстве / В.И. Нечаев, П.С. Бондаренко, Е.И. Артемова // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - №4. - С. 34-40.
5. Нечаев В.И. Рынок свинины и региональный АПК / В.И. Нечаев, Е.И. Артемова, А. Кочиева // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - №1. - С. 37-42.
6. Плотникова Е.В. Льготный лизинг как инструмент финансовой поддержки малого предпринимательства / Е.В. Плотникова, Е.И. Артемова // Вестник Академии знанийа. - 2019 - №2(31). - С. 312-318.
7. Шагайда Н.И., Узун В.Я. Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы / Н.И. Шагайда, В.Я. Узун. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. - 110 с. - (Научные доклады: экономика).
8. Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. №20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». ГЭлектронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425/ (дата обращения 04.05.2021).
References
1. Artemova E. I. Improvement of the system of state regulation of agricultural production as a factor of import substitution / E. I. Artemova, E. V. Plotnikova / / Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2017. - No. 128. - p. 1212-1223.
2. Vorob'eva V. V., Vorob'ev S. P., Titova O. V. Problems of ensuring food security in Russia in the context of a pan-demic.Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. - 2020. - No. 9-1. - pp. 31-36; URL: https://www.vaael.ru/ru/arti-cle/view?id=1299 (accessed: 04.05.2021).
3. Melnikov A. B. Food security - the basis for ensuring the economic security of Russia / A. B. Melnikov, E. I. Artemova, I. A. Bursa, B. A. Melnikov / / Humanities, socio-economic and social Sciences. - 2012. - No. 3. - p. 189-194.
4. Nechaev V. I. Factors of economic growth in dairy cattle breeding / V. I. Nechaev, P. S. Bondarenko, E. I. Artemova // The economy of agriculture in Russia. - 2008. - No. 4. - p. 34-40.
5. Nechaev V. I. The pork market and the regional agro-industrial complex / V. I. Nechaev, E. I. Artemova, A. Kochieva // The economy of agriculture in Russia. - 2008. - No. 1. - pp. 37-42.
6. Plotnikova E. V. Preferential leasing as a tool for financial support of small businesses / E. V. Plotnikova, E. I. Artemova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 - №2(31). - Pp. 312-318.
7. Shagaida N. I., Uzun V. Ya. Food security in Russia: monitoring, trends and threats / N. I. Shagaida, V. Ya. Uzun. - M.: Publishing House "Delo" RANEPA, 2015. - 110 p. - (Scientific reports: economics).
8. Decree of the President of the Russian Federation No. 20 of January 21, 2020 "On the Approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation". [Electronic resource]. - Access mode: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/73338425/ (accessed 04.05.2021).
DOI 10.24412/2309-4788-2021-11121
М.Р. Арпентьев - д.психол.н.,ведущий научный сотрудник, социально-экономический факультет Омской гуманитарной академии (Омск), внештатный научный сотрудник Центра психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие», академик Международной академии образования, член -корреспондент Российской академии естествознания, профессор Российской академии естествознания, [email protected],
M.R. Arpentieva - leading researcher, socio-economic faculty of the Omsk Humanitarian Academy, freelan ce research er at th e Center for psych ological, pedagogical, medical and social assistan ce "Assistance", Grand Doctor (Grand PhD) of Psychology, Academician of the International Academy of Education, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural History, Associate Professor, Professor of the Russian Academy of Natural History;
И.В. Горелова - к.э.н., свободный исследователь, внештатный научный сотрудник Центра психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие»,
I.V. Gorelova - Candidate (PhD) of EconomicSciences, freet explorer, freelance researcher at the Center for psychological, pedagogical, medical and social assistance "Assistance", Associate Professor.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СЧЕТ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
INDIVIDUAL INVESTMENT ACCOUNT IN THE SYSTEM OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PROBLEMS
Аннотация. Неэффективность традиционных банковских вкладов в России побуждает население к поиску альтернативных законных и незаконных способов вложения и приумножения заработанных денег. Новым для населения страны способом стало участие индивидуальных инвесторов в операциях на фондовом рынке. Как правило, такое участие осуществляется на фоне определенной правовой и финансовой грамотности /компетентности населения, представляя собой критерий успешности развития экономики государства. Однако, в России популярность инвестирования связана с иными экономическими, правовыми, социальными и психологическими моментами. Цель исследования: определение трендов функционирования индивидуальных инвестиционных счетов на российском фондовом рынке на основе анализа социальных и психологических аспектов индивидуального инвестирования. На взгляд авторов, проблематика инвестирования имеет несколько основных измерений, среди которых базовыми выступают собственно экономическое и неразрывно связанное с ним психологическое. По двум этим измерениям индивидуальное инвестирование связано как с доходами и возможностями развития, так издержками и рисками потерь. Авторы обсуждают современные социальные и психологические проблемы инвестирования, типы инвесторов и инвестирования, оценивают общие перспективы развития инвестиций и сообщества в контексте изучаемых проблем. Материалы исследования позволяют заключить, что проблемы индивидуальных инвестиционных счетов в России связаны, в первую очередь, с неготовностью населения к работе с ними: несмотря на оптимистичные прогнозы экономистов и юристов, население не обладает необходимыми для корректного инвестирования правовыми, экономическими, а также собственно социльно -психологическими знаниями, умениями. У населения современной России, при условиях огромных социальных диспропорций и массового обнищания, также крайне ограничены и финансово -правовые, и социально-психологические ресурсы не только участия в инвестировании, но и ресурсы осмысления продуктивности эффективности (допустимости риска) своего участия в нем. Для большинства россиян инвестиции - реальность иного отличного от их повседневности мира.
Abstract. The inefficiency oftraditional bank deposits in Russia prompts the population to look for alternative legal and illegal ways to invest and increase the money earned. Participation ofindividual investors in operations on the stock market became a new way for the population ofthe country. As a rule, such participation is carried out against the background of a certain legal and financial literacy / competence of the population, representing a criterion for the successful development of the state's economy. However, in Russia, the popularity of investing is associated with other economic, legal, social and psychological issues. Purpose of the study: determination of trends in the functioning of individual investment accounts in the Russian stock market based on the analysis of social and psychological aspects of individual investment. In the opinion of the authors, the problem of investment has several basic dimensions, among which the basic ones are the actual economic and the psychological, which is inextricably linked with it. According to these two dimensions, individual investment is associated with both income and development opportunities, as well as costs and risks of loss. The authors discuss modern social and psychological problems of investing, types of investors and investments, assess the general prospects for investment and community development in the context of the problems under