DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10323
Е.И. Артемова - профессор, д.э.н., заведующий кафедрой экономической теории, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
E.I. Artemova - professor, doctor of economic sciences, head of the department of economic theory, Kuban State Agrarian University;
Е.В. Плотникова - старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
E.V. Plotnikova - senior Lecturer of the department of state and municipal governance, Kuban State Agrarian University;
М.Н. Оболенская - аспирант, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
M.N. Obolenskaya - graduate student, Kuban State Agrarian University.
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ЕЁ РЕГИОНОВ PROBLEMS OF ENSURING FOOD SECURITY IN RUSSIA AND ITS REGIONS
Аннотация. Обоснована актуальность поиска путей и способов решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности. Уточнены понятия «продовольственная независимость», «продовольственная безопасность», «государственный продовольственный суверенитет», которые имеют общие черты и различия. На основе систематизации внутренних угроз продовольственной безопасности и анализа самообеспеченности России продуктами питания сделаны выводы о необходимости наращивания собственного производства конкурентоспособной продукции за счёт активизации инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. В качестве основных проблем, препятствующих эффективному развитию аграрного сектора экономики, выделены несовершенство механизмов и инструментов государственного регулирования и поддержки инновационно-инвестиционной среды. Определены основные направления стимулирования инновационных процессов в аграрной сфере, в том числе эффективная система страхования, государственно-частное партнёрство, создание необходимых условий для доступности кредитов, совершенствование механизмов субсидирования, и др.
Abstract. The relevance of the search for ways and means to solve the problem of food security is proved. Clarified the concepts of "food independence", "food security", "state food sovereignty", which have common features and differences. Based on the systematization of internal threats to food security and the analysis of Russia's self-sufficiency in food, conclusions are drawn about the need to increase its own production of competitive products by activating the innovative and investment activities of agricultural producers. The main problems that hinder the effective development of the agricultural sector of the economy are the imperfection of mechanisms and tools for state regulation and support of the innovation and investment environment. The main directions of stimulating innovative processes in the agricultural sector, including an effective insurance system, public-private partnership, creating the necessary conditions for the availability of loans, improving subsidy mechanisms, etc.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, агропромышленный комплекс, инновационное развитие, государственное регулирование
Keywords: food security, agroindustrial complex, innovative development, state regulation
В настоящее время мировое сообщество решает проблему обеспечения глобальной и национальной продовольственной безопасности. В условиях нарастающей международной политической напряжённости, военных конфликтов в различных точках Земного шара, разразившейся пандемии, связанной с распространением коронавирусной инфекции, задача обеспечения государственного продовольственного суверенитета обострилась и требует безотлагательного решения.
Агропромышленный комплекс России, являющийся ключевым звеном в системе продовольственной безопасности страны, претерпевает период структурных трансформаций, обусловленных активным развитием институциональной среды и технико-технологической модернизацией его производственной базы. Однако современные тенденции развития инновационной деятельности и особенности управления инновационными процессами не соответствуют потребностям аграрной экономики, что затрудняет оперативное решение задач в области импортозамещения и создания экспортно-ориентированных производств, являющихся краеугольным камнем государственного продовольственного суверенитета. В этой связи исследование проблем обеспечения продовольственной безопасности страны и поиск их решений представляется актуальным [1].
Проблемам обеспечения продовольственной безопасности в глобальном и национальном масштабах посвящены труды отечественных и зарубежных исследователей. Среди иностранных учёных следует выделить П. Алстона (Alston P.), М. Алтиери (Altieri M.), Ж. Букса (Buks J.), Ж. Диуфа (Diouf J.), Х. Кэмпбелла (Campbell H.), П. Стока (Stock P.) и других, а среди отечественных - А. Алтухова, Е.Артемову, М. Зелинскую, А. Мельникова, В. Нечаева, И. Ушачёва.
Однако рассматриваемая проблема носит комплексный характер, а постоянно меняющиеся условия функционирования агропродовольственных рынков, как в мире, так и внутри страны требуют обоснования
приоритетов инновационного развития отечественного АПК в контексте необходимости ускорения темпов обеспечения продовольственной безопасности страны.
Категориальный аппарат исследования предполагает определение сущностных характеристик таких понятий как «продовольственная независимость», «продовольственная безопасность», «государственный продовольственный суверенитет», которые имеют общие черты и различия. Позиция авторов состоит в том, что категория «продовольственная безопасность страны» тесно связана с уровнем инновационного развития АПК, определяющим эффективность и конкурентоспособность производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия в количестве, гарантирующем доступ каждого жителя страны к продовольствию необходимого качества и ассортимента.
Можно констатировать, что государственный продовольственный суверенитет и продовольственную независимость определяет внутренняя самообеспеченность продовольствием, которая предполагает насыщение внутреннего рынка за счёт национального производства. Расчёт соотношения производства продукции и её потребления населением позволяет определить наличие или отсутствие продовольственного суверенитета, предполагающего продовольственную независимость. Доступ населения к продуктам питания в необходимом количестве и качестве в случае ограничений импорта должен гарантировать именно продовольственный суверенитет [2].
Потребности общества предполагают постоянное наличие продовольственных ресурсов в необходимом количестве и качестве. Воспроизводство продовольствия непосредственно влияет на здоровье населения, а качество воспроизводственного процесса определяется уровнем эффективности агропромышленного производства и активностью его инновационной составляющей.
Учёт сложившихся тенденций глобализации мировой экономики и развития мировых агропродоволь-ственных рынков требует активизации инновационных процессов в аграрной сфере за счёт создания комплекса необходимых условий: совершенствования системы государственного регулирования инновационной сферы, активного создания инновационной инфраструктуры, адаптации нормативной и правовой базы к трансформационным изменениям рыночной конъюнктуры.
Доктрина продовольственной безопасности России диктует необходимость обеспечения потребностей населения в продовольствии высокого качества и в требуемом количестве, что предполагает активную реализацию политики импортозамещения, ускоренное развитие национального агропродовольственного рынка, рост эффективности и конкурентоспособности отечественного аграрного производства. Это ставит во главу угла усиление инновационной составляющей воспроизводственных процессов в АПК за счёт ускоренной модернизации его технико-технологической базы, совершенствования системы государственного управления и поддержки как ключевых элементов развития организационно-экономического механизма агропродовольственного рынка страны, так и её регионов [3].
Система экономических отношений, детерминирующая развитие инновационных процессов в АПК, связана с необходимостью достижения такого уровня производства, который бы позволил в кратчайшие сроки обеспечить качественный экономический рост аграрного сектора экономики и, как следствие, продовольственную безопасность России и её регионов.
Достижение государственного продовольственного суверенитета с учётом внешнеэкономических перспектив и приоритетов развития инновационной деятельности в аграрной сфере предполагает необходимость системного подхода к проблемным вопросам, связанным с определением «точек роста» аграрной экономики и их обоснованием. Для этого важен учёт специфики развития отечественного агропродовольственного рынка, выбор и оценка стратегических приоритетов инновационного развития отраслей АПК.
Существует тесная связь между эффективностью и устойчивостью системы продовольственной безопасности страны. Это связано с тем, что именно устойчивость определяет возможность возврата системы в исходное состояние в результате воздействия комплекса факторов и способность противостоять угрозам различного уровня и различных источников возникновения. Угрозы бывают как внутренними, так и внешними, они могут быть связаны с природно-климатическими и экологическими факторами. Комплекс внутренних угроз продовольственной безопасности определяется устаревшей материально-технической базой аграрного сектора экономики, отсутствием инновационной активности сельхозтоваропроизводителей, несовершенством системы государственной поддержки аграрного производства, относительно низкой инновационно-инвестиционной привлекательностью сельского хозяйства.
Условия санкционного режима, в которых сейчас существует экономика России, и в том числе её аграрная сфера, предполагают ограничения или полный запрет со стороны ряда европейских стран и США на поставки в страну определённых видов продукции и технологий. Аграрный сектор экономики особенно чувствителен к поставкам импортного семенного материала, зарубежной техники, инновационных технологий воспроизводства сельскохозяйственных животных, и пр. [4].
Перед отечественным АПК стоит важная задача - в короткие сроки нарастить объёмы производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, повысить их конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках. Решение поставленной задачи невозможно без активизации инновационных процессов и развития рынка инноваций.
Систематизация внутренних угроз национальной продовольственной безопасности, связанных с низкими темпами освоения инновационных технологий в аграрной сфере представлены на рисунке 1.
Становится очевидным, что без совершенствования организационно-экономического механизма ускоренного развития инновационной среды в отечественном АПК невозможно гарантировать ни продовольственную безопасность страны, ни продовольственный суверенитет.
Организационно-экономический механизм инновационного развития аграрной сферы включает государственное регулирование и поддержку рынка отечественных инноваций, а также создание комплекса необходимых условий для эффективной работы инноваторов. Это предполагает активизацию протекционистской политики государства в отношении товаропроизводителей, активно внедряющих инновации, снятие правовых, информационных, инфраструктурных ограничений для активизации инновационной деятельности [5].
Рисунок 1 - Схема внутренних угроз национальной продовольственной безопасности, связанных с низкими темпами освоения инновационных технологий в аграрной сфере
Низкая эффективность и конкурентоспособность производства отечественного продовольствия и сельскохозяйственного сырья во многом обусловлены низким качеством воспроизводственных процессов в АПК, которые не позволяют наращивать ресурсную базу отечественных продуктов питания.
На рисунке 2 приведены показатели уровня самообеспеченности России продуктами животного происхождения: мясом и мясопродуктами, молоком и молокопродуктами.
Коэффициент самообеспечения основными продуктами питания был рассчитан как отношение объема производства продукции к ее внутреннему потреблению, включающему производственное и личное, а также потери продукции.
Расчёты показали, что уровень самообеспечения по зерну в 2018 г. составил 99,3%, овощам и ово-щебахчевым культурам - 85,9%, а по фруктам и ягодам - 32,7%.Но если низкое значение коэффициента самообеспечения по фруктам и ягодам можно объяснить тем, что в России из-за природно-климатических условий не производятся отдельные экзотические фрукты, например, бананы, то по молоку и овощным культурам -необходимо наращивать собственное производство за счёт активизации инновационно-инвестиционной деятельности, направленной на технологическое переоснащение и расширение производства [6, 7].
продуктами питания животного происхождения, %
Следует отметить, что отечественные технологии производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия зачастую уступают импортным по различным характеристикам, в том числе качественным. Это существенно снижает возможность их применения на практике. Одной из причин является низкий уровень поддержки научно-технической сферы, а также несовершенство системы нормативно-правового регулирования инновационной деятельности.
Для осуществления технико-технологического прорыва в аграрном секторе экономики, эффективной реализации политики импортозамещения и создания экспортно-ориентированных производств необходимо существенно усилить государственную поддержку аграрной сферы за счет использования гибких механизмов и инструментов, позволяющих гарантировать сельхозтоваропроизводителю необходимую помощь в случае возникновения как внутренних, так и внешних угроз [8].
В настоящее время Россия является крупным импортером семенного картофеля, подсолнечника, селекционно-генетического материала в животноводстве. Существующие технологии эмбриотрансфера, породы скота и птицы интенсивного типа - результат работы преимущественно зарубежных ученых. Это связано с недостаточным уровнем поддержки отечественной науки, особенно аграрной, отсутствием современной инновационной инфраструктуры, несовершенством законодательства в области интеллектуальной собственности и проч.
Заполнение ниш национального рынка отечественными видами продукции, сырья и продовольствия предполагает ускоренное обновление материально-технической базы агропромышленного производства, активизацию инновационно-инвестиционных процессов, связанных с созданием селекционно-генетических центров, разработкой и внедрением ресурсосберегающих технологий производства и адаптивного земледелия.
Только коренной поворот к созданию и внедрению отечественных конкурентоспособных технологий в АПК позволит существенно снизить долю импорта и исключить зависимость от развитых западных держав в вопросах продовольственного обеспечения страны и её регионов.
Важнейшую роль в структуре питания человека занимает молоко и молокопродукты, которые обеспечивают население животным белком, кальцием, железом, цинком, селеном, витаминами и прочими питательными веществами. В настоящее время поголовье крупного рогатого скота, и в том числе коров, в стране из года в год снижается, а рост продуктивности животных не может компенсировать потери в объёмах производства сырого молока. Это связано с неудовлетворительными условиями кормления и содержания животных, низким удельным весом интенсивных пород в стаде, упущениями в селекционно-племенной работе. Дальнейшее развитие молочного скотоводства в стране связано с активной биологизацией производства, внедрением биотехнологий, включая технологию эмбриотрансфера.
Инновационная технология эмбриотрансфера позволяет существенно ускорить процесс видовой селекции, а применение сексированного семени позволяет с высокой вероятностью получить потомство заданного пола. По оценкам экспертов эмбриотрансплантация позволяет в 3 раза ускорить достижение заданных рубежей продуктивности скота по сравнению с традиционной технологией воспроизводства, а также ускоренными темпами заменить лейкозное поголовье коров, проблема ликвидации которого является чрезвычайно актуальной для большинства российских регионов.
Метод трансплантации эмбрионов широко распространён и активно развивается во многих странах мира. Например, в США и Канаде ежегодно производят порядка 350 тыс., в Бразилии - 280 тыс. разделенных по полу эмбрионов. Страны Евросоюза только за год производят порядка 128 тыс. эмбрионов.
Обзор литературных источников показал, что во многих регионах страны государственная поддержка данного направления биотехнологий отсутствует. Дотируется стоимость эмбрионов в Самарской, Воронежской и Тамбовской областях. Однако для того, чтобы внедрять инновационные технологии, необходимы большие инвестиции не только в современное оборудование, но и в повышение квалификации кадров, так как в настоящее время наблюдается дефицит специалистов, способных использовать данную инновационную технологию[9].
Достичь государственного продовольственного суверенитета можно за счёт внедрения и освоения инновационных технологий производства, эффективной системы страхования, частно-государственного партнёрства, создания необходимых условий, связанных с доступностью кредитов, совершенствования методики распределения субсидий с учетом первоочередных потребностей сельхозтоваропроизводителей.
Обеспечение продовольственной безопасности страны и её регионов возможно за счёт усиления политики протекционизма аграрной сферы, дальнейшего развития институциональной среды, ориентированной на поддержку научно-технического прогресса. Это позволит не только обеспечить конкурентоспособность отечественной сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, но и занять новые рыночные ниши, как на национальном, так и мировом агропродовольственном рынках и решить продовольственную проблему России и её регионов.
Источники:
1. Артемова Е.И. Совершенствование системы государственного регулирования аграрного производства как фактор импортозамещения / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - №128. - С. 1212-1223.
2. Программно-целевое регулирование функционирования организаций животноводческого комплекса Краснодарского края: монография / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова, В.Г. Кудряков, А.Г. Кощаев. - Краснодар: КубГАУ, 2020. - 241 с.
3. Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. №20. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.
4. Артемова Е.И., Плотникова Е.В., Тесля Д.В. Международное регулирование глобальной продовольственной безопасности / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова, Д.В. Тесля // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2018. - №1(60). - С. 395-399.
5. Плотникова Е.В., Сидоренков Б.М. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, Б.М. Сидоренков // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №9 (98). -С. 539-545.
6. Показатели, характеризующие импортозамещение в России: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/11188.
7. Плотникова Е.В., Мазнинов В.В. Развитие сельскохозяйственной логистической инфраструктуры в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, В.В. Мазнинов // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №3 (92). - С. 1080-1086.
8. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. №996 (ред. от 11.10.2019). Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы.
9. Продовольственная безопасность России: проблемы и решения: монография / Е.И. Артемова, А.А. Скоморощенко, Б.А. Мельников. - Краснодар: КубГАУ, 2018. - 207с.
References:
1. Artemova E. I. Improving the system of state régulation of agricultural production as a factor of import substitution / E.I. Artemova, E. V. Plotnikova // Polythematic network electronic journal of Kuban state agrarian University. - 2017. -№128. - P. 1212-1223.
2. Program-target regulation of functioning of organizations of the livestock complex of the Krasnodar territory: monograph / E.I. Artemova, E.V. Plotnikova, V.G. Kudryakov, A.G. Koschaev. - Krasnodar: KubSAU, 2020. - 241 p.
3. Decree of the President of the Russian Federation № 20 of January 21, 2020. About the approval of the Doctrine of food security of the Russian Federation.
4. Artemova E.I., Plotnikova E.V., Teslya D.V. International regulation of global food security / E.I. Artemova, E.V. Plotnikova,
D.V. Teslya // Competitiveness in the global world: Economics, science, technology. - 2018. - №1(60). - P. 395-399.
5. Plotnikova E.V., Sidorenkov B.M. Development of infrastructure to support small business in the Krasnodar territory /
E.V. Plotnikova, B.M. Sidorenkov // Economy and entrepreneurship. - 2018. - №9 (98). - P. 539-545.
6. Indicators of import substitution in Russia: Federal state statistics service [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.gks.ru/folder/11188.
7. Plotnikova E.V., Mazninov V.V. Development of agricultural logistics infrastructure in the Krasnodar territory / E.V. Plotnikova, V.V. Mazninov // Economy and entrepreneurship. - 2018. - №3 (92). - P. 1080-1086.
8. Resolution of the Government of the Russian Federation of August 25, 2017 №996 (ed. from 11.10.2019). About the approval of the Federal scientific and technical program of agricultural development for 2017-2025.
9. Food security of Russia: problems and solutions: monograph / E.I. Artemova, A.A. Skomoroshchenko, B.A. Melnikov. -Krasnodar: KubSAU, 2018. - 207 р.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10324
З.В. Аутлева - помощник заместителя Премьер-министра Республики Адыгея; [email protected],
Z.V. Autleva - Assistant to the Deputy Prime Minister of the Republic of Adygea; В.Ш. Расумов - старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],
V.Sh. Rasumov - Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Chechen State University".
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА SOME FEATURES OF THE FORMATION OF THE INNOVATION SYSTEM OF THE REGIONAL
ECONOMIC COMPLEX
Аннотация. Формирование инновационной системы территориальных хозяйственных комплексов обусловлено острой потребностью обеспечения непрерывного процесса, повышения степени инновационной активности, что позволит посредством задействования прорывных технологий и эффективных форм хозяйствования достичь стабильных темпов и надлежащего качества экономического роста.
Процессы формирования, популяризации и задействования инноваций в разных государствах довольно различны и определяются количественными параметрами конкретной территории, природно-климатическими, трудовыми и иными ресурсами, геополитической обстановкой и другими особенностями. Вместе с тем, темпы реализации и диффузия инноваций, как правило, зависит от ориентированности институтов рассматриваемой страны.
При исследовании сущности инновационных систем необходимо выделить их субъектно-объективные взаимосвязи, ибо они демонстрируют возможности создания и задействования инновационного потенциала анализируемой инновационной системы.
Эксперты отмечают, что инновационная политика хозяйствующих субъектов регионального хозяйственного комплекса в виду острой нехватки собственных оборотных средств имеет лишь эпизодический характер и не позволяет развивать производственно-технологическую базу...
Оценка инновационного потенциала Российской Федерации в сравнении с мировой практикой позволяет говорить о том, что до сих пор наша экономика применяет научно-инновационную стратегию консервативного типа. Такое положение вызывает необходимость поддержки научно-инновационного уровня, технологий, развития, обеспечивающих непосредственно эволюционный переход к очередному поколению научно-технических свершений. Это сопряжено с тем, что РФ отстает в создании потенциала, необходимого для обеспечения создания наукоемких технологий, и главным ее проявлением в территориальном аспекте является наличие слабой научной базы для открытия новых производств в региональных хозяйственных комплексах.
Эффективность развития инновационной системы зависит от степени концентрированности инновационного потенциала и возможностей его осуществления в рамках региональной системы.
Структурно, информационную систему можно рассматривать как две составные части, состоящие из научно-производственной и институциональной сфер.
Такой подход требует тщательного исследования элементов и особенностей формирования региональной инновационной системы, функциональных возможностей ее подсистем.
Abstract. The formation of an innovative system of territorial economic complexes is due to the urgent need to ensure a continuous process, increase the degree of innovation activity, which will allow using breakthrough technologies and effective forms of management to achieve stable rates and proper quality of economic growth.