6. Kiryushin V. I. About Belgorod model of modernization of agriculture and biological agriculture / V. I. Kiryushin // Zemledeliye. - 2013. - No. 1. - P. 3-6.
7. Nesmeyanova, M. A. The fertility of typical black soil and yield productivity of sunflower under different biologization methods and soil treatment in the forest-steppe of the Black Soil region: author. dis.... cand. of agricultural sciences / M. A. Nesmeyanova. - Voronezh, 2014. - 23 p.
8. Sharkov, I. N. The concept of reproduction of humus in soils / I. N. Sharkov // Agrochemistry. -2011. - No. 12. - P. 21-27.
9. Sotnikov, B. A. Influence of methods of biologization on the dynamics of labile forms of organic matter and crop yield / B. A. Sotnikov: author. ... dis. cand. of agricultural sciences. - Voronezh, 2004. -24 p.
10. Pavlyuchenko, A. U. Accumulation and decomposition of plant residues in the soil of the main links of beet crop rotations of the forest-steppe of the Central Black Soil zone: autoref. dis. cand. of agricultural sciences. - Voronezh, 1986. - 23 p.
11. Dospekhov, B. A. Methods of field experience / B. A. Dospekhov (5th ed., added and revised). -M.: Agropromizdat, 1985. - 351 p.
12. Dedov, A. V., Binary crops in the Central Black Soil region / A. V. Dedov, M. A. Nesmeyanova, T. G. Kuznetsova / Voronezh: VSAU, 2015. - 140 p.
13. Stankov, N. Z. The root system of field crops / N. Z. Stankov. - M: Kolos, 1964. - 280 p.
14. Ganjara, N. F. Humus formation and agronomic evaluation of organic matter of podzolic and black soils in the European part of the USSR / N. F. Ganjara... Dr. Biol. sciences. - M., 1988. - 410 p.
15. Arinushkina, Ye. V. Manual on chemical analysis of soils / Ye. V. Arinushkina. - M.: Publ. House of Moscow University, 1970. - 487 p.
УДК 338.242.4
РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
О. И. Уланова, канд. культурологии, доцент
ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, Россия, т. 8(8412) 62-83-76, e-mail: [email protected]
Рассмотрена комплексная оценка состояния агропромышленного комплекса России и определена его роль в обеспечении продовольственной безопасности России, в основе которой учитывая ее обеспеченность природными ресурсами, лежит максимальное самообеспечение основными продуктами питания как стержневой элемент поддержания национального суверенитета. Усиление внимания к продовольственной проблеме России связано не только с жизненной потребностью, но и с теми глобальными, климатическими, социально-экономическими и политическими изменениями, которые складываются в мире.
Показана необходимость реформирования аграрной сферы экономики России, включающая ее ускоренную адаптацию к глобальным вызовам. К ним отнесены геополитическая напряжённость, ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и снижение внешнего спроса, взаимные экономические санкции, колебания индексов инфляции, сокращение потребительского спроса.
Дается вывод о том, представлено, что приоритетным направлением политики государства должно стать развитие внутреннего рынка продовольствия, поддержка и защита отечественных товаропроизводителей, опора на собственные сельскохозяйственные ресурсы, сокращение потерь сельскохозяйственных продуктов, более полное использование существующих в сельском хозяйстве резервов.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, внутренние и внешние угрозы, агропромышленный комплекс, приоритетные направления, социально-экономическое развитие.
Введение.
Продовольственное обеспечение представляет собой составную часть экономической безопасности страны. По уровню жизни на селе в значительной степени оценивается экономическое и социальное развитие государства. Проблема социаль-
но-экономической безопасности во многих развитых странах решается на государственном уровне с использованием рыночных и внешнеэкономических инструментов поддержки агропромышленного комплекса. Это сложная социально-экономическая система, которая охватывает огромное
разнообразие структурных элементов, формирующих подсистемы. Особое место в данном случае принадлежит сельскому хозяйству, т. к. оно является ведущим звеном агропромышленного комплекса, своего рода фундаментом обеспечения продовольственной безопасности.
Проблема продовольственной безопасности в современной мировой экономике является чрезвычайно важной и составляет ценную часть экономической безопасности. Это первостепенный курс не только научного анализа, но и в целом политики страны. В 1974 году на Всемирной конференции по проблемам продовольствия (Рим), организованной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) в практику был введен термин «продовольственная безопасность».
Сегодня ее обеспечение в России есть важная стратегическая задача, так как умение страны сформировать действие важнейшей области жизнеобеспечения населения - продовольственной - является главной составляющей ее национальной безопасности и суверенитета, залогом социального спокойствия общества.
Среди основных показателей оценки положения продовольственной безопасности выделяют: наличие продуктов питания на всей территории государства в каждый период времени и в необходимом ассортименте - это физическая доступность продовольствия; уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина, который позволяет ему приобретать продукты питания, - экономическая доступность продовольствия; возможность предотвращения производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения, т. е. безопасность продовольствия для потребителей [1-2].
Приоритетным направлением государственной политики является обеспечение продовольственной безопасности, которая включает всеохватывающий спектр различных факторов (национальных, экономических, социальных, демографических и экологических).
Степень продовольственной безопасности государства зависит, в первую очередь от базового потенциала сельскохозяйственного производства. Как отмечает исследователь М. Л. Вартанова «аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с
использованием стратегии аграрного протекционизма» [3].
Существенной величиной, выражающей безопасность продовольствия, является отсутствие вредных для здоровья веществ в продуктах питания, или их содержание, не превышающее установленные стандартом предельно допустимые для них уровни концентрации.
Обязательный критерий продовольственной безопасности - продовольственная независимость, предполагающая удовлетворение основной части потребности в продуктах питания за счет отечественного производства.
Целью данной работы было изучение развития агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
Методы исследований. Результаты проведенного исследования получены на основе использования следующих методов: абстрактно-логического, аналогии, конкретизации и толкования, экономико-математического, монографического.
Результаты исследований. В настоящее время эффективное развитие отечественного АПК является задачей стратегической важности, от решения которой зависит перспектива обеспечения продовольственной безопасности России. Это связано с тем, что в условиях геополитической турбулентности, разразившегося мирового финансово-экономического кризиса, связанного с падением мировых цен на нефть, эскалацией военного напряжения в Сирии и Украине, экономических санкций, именно от уровня конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики зависит благополучие граждан России, социальная и экономическая стабильность в стране [4-5].
Развитие агропромышленного комплекса РФ на современном этапе отличается эффективным механизмом управления, который предоставляет возможность координировать процессы воспроизводства и приспосабливать агросектор экономики к изменяющимся рыночным отношениям.
Особенность действия агропромышленного комплекса России связана с его сравнительно не высокой привлекательностью капиталовложений, которая обусловлена производственно-финансовыми опасностями и неполным уровнем финансовой обеспеченности товаропроизводителей страны.
Неполноценно действенный механизм проявления бюджетной помощи отечественным сельхозтоваропроизводителям, высокие процентные ставки по кредитам,
Нива Поволжья № 2 (47) май 2018 57
большая часть устаревшей техники не представляет возможности большей части сельскохозяйственных организаций производить конкурентоспособную продукцию, лишает возможности осваивать и распространять инновации. В таких условиях увеличиваются требования к уровню профессионализма руководства сельскохозяйственных предприятий, выражающиеся в способности стремительно реагировать на новые экономические реалии в условиях рыночной неопределенности [6-7; 18-19].
Исключительная роль устойчивого расширения отечественного агропромышленного комплекса формируется потребностью в короткий отрезок времени сделать возможным прорыв в выпуске сельскохозяйственного сырья и продовольствия, перебороть отрицательные установки и сконструировать комплекс условий для действенного воплощения стратегии им-портозамещения.
Необходимо отметить, что организационно-экономическая конструкция обеспечения продовольственной безопасности есть сложноорганизованная система. Она слагается из массы подсистем неодинакового порядка и соподчинённости, от эффективного управления которой зависит состояние агропродовольственного рынка в целом.
Известно, что базовым условием жизнедеятельности человека является наличие доступного продовольствия. Ежедневно каждому гражданину для жизнедеятельности необходимы продукты питания. Здоровье нации и продолжительность жизни людей определяют уровень и экологическая безопасность питания.
Продовольствие должно соответствовать всем необходимым экологическим и санитарным нормам, удовлетворяющим потребности человека с учётом национальных особенностей и обеспечивающим максимальную продолжительность жизни [8-10].
В настоящее время среди основных принципов, на которых строится политика страны в сфере продовольственной безопасности, выделяют следующие: продовольственные продукты всегда должны быть в наличии; должно быть стабильное обеспечение продовольствием; надлежащим образом продукты питания должны перерабатываться, храниться, консервироваться и перевозиться. Кроме этого продукты должны быть соответствующего качества и не приносить вред здоровью людей.
Гарантия продовольственной безопасности связана с рисками, которые могут кардинально ее уменьшить. Преимущест-
венно их можно объединить в группы: макроэкономические; технологические; требования к безопасности пищевых продуктов и координация системы контроля их соблюдения; агроэкологические; внешнеторговые риски; социальные риски, которые обусловлены заметным разрывом между уровнем жизни в городе и в селе; а также политические риски.
Социальное развитие сельской местности, координирование рынка продовольствия, мировая торговля, хранение и переработка продукции - есть комплекс мероприятий по действенному урегулированию проблем значительного роста аграрного производства продовольственной политики, где используются основные аспекты частных видов деятельности АПК и государственной экономики. От этого зависит конкурентоспособность предпринимательства, регионов и страны в целом. Если страна не имеет продовольственной безопасности, то она не может быть экономически устойчивой и иметь перспективы дальнейшего развития.
Необходимо оценивать и разрабатывать приоритеты развития АПК в аспекте обеспечения его конкурентоспособности и устойчивого экономического роста, помимо тех рекомендованных основных пороговых значений достижения продовольственной безопасности, определённых Доктриной продовольственной безопасности страны. К систематическому мониторингу должны относиться такие составляющие АПК как: ресурсный потенциал, (включающий земельные, кадровые, материально-технические, финансовые и предпринимательские ресурсы, производственные мощности); финансово-экономическое состояние отраслей и организаций АПК; уровень развития и устойчивости сельскохозяйственного производства; угрозы и риски продовольственной безопасности; масштабы импорта, в том числе в сравнении с собственным производством и потребностью в продовольствии.
В настоящее время ужесточаются требования к соответствию продовольственной безопасности отечественному и международному законодательству, а также становятся важными проблемы снижения импортной зависимости страны от завозимого продовольствия.
Минимизация угроз производственно-финансовых опасностей, прогнозирование и предотвращение их негативных последствий путем формирования эффективной системы управления - это одни из основных перспектив стабильного развития отечественного АПК.
Следствием развития агропромышленного комплекса РФ, способным переломить отрицательные тенденции развития отечественного агропродовольственного рынка, в ближайшей перспективе, должны стать: устойчивый экономический рост важных подотраслей, оптимизация отраслевой структуры, технологическая модернизация производства, активное развитие инновационной среды и другие. Перечисленные направления взаимосвязаны и взаимообусловлены, что подчеркивает комплексный характер проблем АПК, требующих решения.
Значительное влияние на функционирование АПК России оказали реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120) и реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее - Госпрограмма) [11]. Мероприятия, реализованные в рамках данных государственных программ, позволили частично стабилизировать отечественный агропродовольственный рынок.
По итогам реализации данной Госпрограммы к 2020 году ожидается повышение удельного веса российских продовольственных товаров в общих ресурсах продовольственных товаров: зерна - до 99,7 %, свекловичного сахара - до 93,2 %, растительного масла - до 87,8 %, картофеля -до 98,7 %, мяса и мясопродуктов - до 91,5 %, молока и молокопродуктов - до 90,2 %. Общее увеличение продукции сельского хозяйства всех категорий в 2020 году по отношению к 2012 году должно составить 24,8 %. Уровень рентабельности сельхозпредприятий должен повыситься на 1015 %.
Планируется доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны -до 55 %. Увеличение производства картофеля - до 6 млн тонн, овощей открытого грунта - до 5,2 млн тонн, овощей защищенного грунта - до 1,4 млн тонн. Также к 2020 году намеривают увеличение площади многолетних насаждений на 65 000 гектаров.
Согласно Госпрограмме всего на развитие сельского хозяйство выделено 1,5 трлн рублей [12].
Сегодня сельскохозяйственный сектор продолжает оставаться одним из локомо-
тивов российской экономики. По данным за 11 месяцев 2017 г. прирост производства в нём составил 2,5 %. По итогам 2017 года установлен абсолютный рекорд по сбору зерновых. На 25 декабря 2017 года намолочено 140,5 млн. тонн зерна, более чем на 10 % выросла урожайность зерновых культур (30,5 ц/га против 27,4 ц/га в 2016 году). Выросло производство мяса, молока (впервые за 5 лет), яиц, овощей, сои, ячменя, рапса.
Резко вырос экспорт российской продукции сельского хозяйства (до суммы, эквивалентной 20 млрд. долл.). «Обзор за 4 квартал 2017 года включает 19 предприятий с инвестициями более 1 млрд. рублей в каждое, а также 12 предприятий с вложениями от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей, всего 32 предприятия (в 4 квартале 2016 года - 26). Общий объём капиталовложений можно оценить в 53 млрд. рублей (в 4 квартале 2016 года около 49 млрд. рублей)» [13].
В течение октября - ноября 2017 г. в России введены в эксплуатацию шесть животноводческих комплексов, четыре птицеводческих комплекса и цеха, четыре свиноводческих комплексов, один комплекс по производству крольчатины, два мясоперерабатывающих завода, семь очередей тепличных комплексов, ферма по выращиванию грибов, пять заводов и цехов по переработке зерна, семенноводческий центр, цех по производству сыров [13]. Исходя из этого можно отметить, что агропромышленный комплекс России в действительности стал одним из немногих секторов экономики, который демонстрирует рост и развитие.
Таким образом, продовольственная безопасность государства выливается в решение комплекса вопросов продовольственной безопасности региона. Их решение обуславливается надежным положением отдельных областей, которые являются составной долей целостного рынка нации, в масштабах которого протекает сравнительно свободное движение продуктовых потоков.
Пензенская область является регионом, где работа по обеспечению продовольственной безопасности велась всегда.
Сегодня система продовольственного обеспечения Пензенской области характеризуется положительными сдвигами. Наблюдается увеличение объёмов производства и продаж продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, растет количество предприятий продовольственной сферы. Устойчивое развитие системы продовольственного обеспечения региона
Нива Поволжья № 2 (47) май 2018 59
формирует социально-экономическую стабильность и определяет уровень и качество жизни его населения.
В соответствии с Государственной программой в области начала действовать Государственная программа развития агропромышленного комплекса Пензенской области. Цели программы - повышение конкурентоспособности региональной сельхозпродукции на внутреннем и внешнем рынках, повышение финансовой устойчивости предприятий АПК.
Приоритетами данной Государственной программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий Пензенского края. Государственная программа определила цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий Государственной программы, а также показатели их результативности.
Агропромышленный комплекс имеет важнейшее социально-экономическое значение, поскольку не только удовлетворяет потребности населения в ряде важнейших продуктов питания, но и отражает уровень жизни в регионе и стране в целом. Мин-сельхоз Пензенской области отмечает, что собственное производство превышает личное потребление жителей региона по следующим видам продукции: сахара на 375 %; картофеля на 231 %; масла растительного на 199 %; мяса и мясопродуктов на 87 %; овощей и бахчевых культур на 66 %; зерна на 49 %; молока и молокопро-дуктов на 14 %.
Пензенская область занимает первое место в Приволжском федеральном округе по темпам роста сельскохозяйственного производства и урожайности зерновых и зернобобовых культур, лидирующая строка почета у региона по собранному урожаю подсолнечника, валовой сбор которого на конец октября 2017 г. составил 308 тысяч тонн. Для области данный показатель является рекордным за всю историю. Кроме этого регион занимает второе место в Приволжском федеральном округе по валовому сбору сахарной свеклы, уступая только Республике Татарстан. Если брать животноводство, то по итогам прошлого года регион почти в полтора раза нарастил производство мяса и субпродуктов, в два раза -сыров и сырных продуктов, на 13 % увеличился выпуск молока. С января по сентябрь 2017 года, сыры дали еще прибавку в 16 %, молоко - почти 9 % [14].
В целом регион обеспечен собственным продовольствием по основным видам продукции более чем на 85 %, а это является порогом продовольственной независимости.
Кроме этого, продукты, произведенные в области, охотно приобретают не только в других регионах, но и за рубежом, что демонстрирует высокий потенциал и возможности, подтверждая, что пензенская продукция полностью отвечает мировым стандартам качества и безопасности.
На данный период времени сахар экспортируется в республики Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан. Макаронные изделия представлены в республиках Белоруссии, Казахстан. Успешно область работает по экспорту мяса птицы. Группа компаний «Дамате» имеет разрешение на поставку продукции в страны Евросоюза, Сербию, Вьетнам, Гонконг, страны Западной Африки, ЕАЭС, ОАЭ. ПАО «Группа Черкизово» мясо птицы экспортирует во Вьетнам, Кувейт, ОАЭ, Киргизию, Азербайджан, Армению, Казахстан. Колбасные изделия компании представлены во Вьетнаме. Безалкогольная продукция и винные напитки экспортируются в Казахстан, Литовскую Республику, Таджикистан, в Бельгию, Грузию, Армению, КНДР, Абхазию. Кондитерские и мучные изделия мы поставляем в Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Белоруссию, Таджикистан, Грузию. На сегодняшний день ведется активная работа по налаживанию торговых отношений производителей с Китаем.
Сельское хозяйство в последние годы получило со стороны государства основательный стимул для развития. Например, новые меры аграрной политики, зафиксированной в Госпрограмме, сводятся к активному участию государства в распределении и перераспределении денежных доходов в сельском хозяйстве, повышению уровня финансирования сельского хозяйства с усилением роли регионального финансирования, сезонному и универсальному кредитованию отрасли в рамках господдержки и ряд других. Кроме этого, особое внимание уделено обязательному госстрахованию сельского хозяйства (страхование рисков гибели или потери урожая и животных).
В данный период времени сельским аграриям оказывается свыше 30 видов господдержки, одни из основных - субсидирование части процентной ставки по долгосрочным кредитам и погектаровая поддержка (субсидии рассчитываются из показателей урожайности с одного гектара).
Правительство разработало ряд мер, которые нацелены на поддержку начинающих фермеров: это гранты на создание хозяйств (до 1,5 млн. рублей и единовременную помощь на бытовое обустройство до 300 000 рублей), субсидирование инвестиционных кредитов, субсидирование части первого взноса по лизингу сельхозтехники. Некоторые банковские институты, например АО «Россельхозбанк», постоянно обновляют линейку финансовых продуктов, направленных на развитие аграрного бизнеса (займы под залог скота, зерна или спецтехники, ссуды на приобретение земель, развитие пищевого и перерабатывающего бизнеса).
Для представителей малого и среднего бизнеса действует ставка по годовому кредиту - от 15,95 %. Кредитный портфель АО «Россельхозбанк» за один год (2014-2015) вырос на 13,2 % и достиг более чем полутора триллионов рублей.
Согласно статистике в России работает 355 000 сельхозтоваропроизводителей, более половины из них - это индивидуальные предприниматели и малые предприятия. По данным АККОР (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России), 38 % сельских жителей в России хотели бы создать свое фермерское хозяйство [13].
Президент РФ Владимир Путин отметил успешное развитие агропромышленного комплекса в стране. В ежегодном обращении к Федеральному собранию он отметил, что доходы от экспорта сельхозпродукции превысили продажи вооружения в России. «АПК - успешная отрасль, которая кормит страну», - подчеркнул В. Путин [15].
Итак, российский агропромышленный комплекс располагает необходимыми ресурсами и обладает достаточным потенциалом для обеспечения населения качественной сельскохозяйственной продукцией.
Несмотря на положительные тенденции в области сельского хозяйства, многие проблемы продовольственной безопасности остаются еще не решенными.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2016 г. № 614 «Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» установлены нормы потребления продуктов, которые рекомендованы человеку для рационального питания, чтобы удовлетворить потребности во всех пищевых продуктах и вести активный, здоровый образ жизни [16].
Расчёты демонстрируют, что в среднем в 2016 году каждый россиянин стал потреблять на 1 кг больше хлеба и хлебных продуктов, на 800 г больше мяса, на 800 г -овощей, на 400 г — сахара и на 300 г -растительного масла. Потребление картофеля осталось без изменений, а снижение коснулось только молока и молочной продукции. По мнению экспертов, рост потребления продуктов связан с замедлением инфляции и ростом отечественного производства [17].
Кроме этого, для обеспечения продовольственной безопасности желательно найти выход из следующих жизненноваж-ных проблем государства: на сельскохозяйственные товары поддерживать оптимальные и устойчивые цены; удовлетворять возрастающий спрос на продовольственные ресурсы; уменьшать зависимость государства от импортного продовольствия; совершенствовать импортозамеще-ние; создавать условия для эффективного развития инноваций в сельском хозяйстве и другие.
Для того, чтобы обеспечить продовольственную безопасность в современных условиях, разумно воплотить в жизнь элементы обеспечения продовольственной безопасности государства:
- на всех уровнях (законодательном, налогово-финансовом, научно-технологическом, информационном и т. д.) оказывать содействие аграриям по контролю качества выпускаемой продукции на всех этапах его производства;
- для выпуска большего объема продовольственных товаров необходимо организовать дополнительные технологические площади;
- для сохранности продовольственных товаров и их перевозки к местам реализации нужно развивать логистическую инфраструктуру;
- для большинства населения государства необходимо увеличить реальные доходы, способствующие приобретению продовольствия нужного объема и качества;
- динамично развивать научно-исследовательские разработки для внедрения их в эффективное сельскохозяйственное производство;
- в целях обеспечения продовольственной безопасности активно проводить инновационную политику и др.
В целях сохранения имеющихся ресурсов, повышения их отдачи за счет улучшения координации, а также обеспечения потребности в продукции, производимой предприятиями, сделать их экономику устойчивой позволят вышеуказанные меры.
Нива Поволжья № 2 (47) май 2018 61
Исходя из вышесказанного можно отметить, что для обеспечения продовольственной безопасности России необходима правильная стратегия развития сельского хозяйства, которая позволит ему активнее развиваться и тем самым удовлетворять потребности граждан страны в отечественных продовольственных товарах.
На основе импортозамещения при последовательной реализации продовольственной политики Россия сможет организовать современное эффективное сельское хозяйство, высокотехнологичный пищепром, конкурентоспособный механизм торговли, современное машиностроение. Все это способствует тому, чтобы АПК стал прочной базой для продовольственной безопасности страны как составной и важнейшей части национальной безопасности, так как будет обеспечено устойчивое производство основных продуктов питания и их доступность населению.
Выводы. Проведенный анализ современного состояния АПК России в контексте продовольственной безопасности позволяет сделать следующий вывод, что агропромышленная политика Российской Федерации занимает главенствующее место в социально-экономической политике государства. Следовательно, она способствует обеспечению национальной продовольственной безопасности страны в целом.
Одной из основных составляющих системы государственного регулирования экономики является регулирование аграрного комплекса страны. Его состояние, а особенно сельскохозяйственное производство, в большей части зависит от продуманности и успешного выполнения особенно важных
направлений, форм, методов и инструментов аграрной политики государства.
Современная экономическая конъюнктура порождает необходимость в короткие сроки обеспечить рост объёмов сельскохозяйственного производства. А также добиться граничных значений обеспечения национальной продовольственной безопасности и конкурентоспособных параметров производимой аграрной продукции.
Будущее продовольственной безопасности России связано не с сегодняшними конъюнктурными выгодами. Надёжный гарант нынешней и будущей продовольственной безопасности страны - это, в первую очередь, опора на собственные силы, полноценное использование громадного бездействующего потенциала (прежде всего более 50 млн. га неосвоенных и заброшенных земельных угодий). В рамках концепции продовольственной безопасности приоритетным направлением политики государства должно стать развитие внутреннего рынка продовольствия, поддержка и защита отечественных товаропроизводителей, опора на собственные сельскохозяйственные ресурсы, сокращение потерь сельскохозяйственных продуктов, более полное использование существующих в сельском хозяйстве резервов.
От устойчивого развития агропромышленного комплекса России, а также Пензенской области, и особенно его основы -сельского хозяйства, зависит решение вопросов повышения жизненного уровня населения и обеспечения страны продовольствием, которые напрямую связаны с эффективностью функционирования аграрной сферы экономики.
Литература
1. Уланова, О. И. О продовольственной безопасности России / О. И. Уланова // Вклад молодых ученых в инновационное развитие АПК России: сборник материалов научно-практической конференции. - Пенза, 2014. - С. 79-81.
2. Уланова, О. И. О продовольственной безопасности России / О. И. Уланова // Научное обеспечение развития АПК России: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2012. - С. 88-91.
3. Вартанова, М. Л. Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации / М. Л. Вартанова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 12. - С. 4-5.
4. Кудряков, В. Г.Государственное регулирование региональной продовольственной безопасности в условиях санкционного режима / В. Г. Кудряков, Е. И. Артемова, Е. В. Плотникова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 123. - С. 2042-2057.
5. Проблемы и основные направления повышения эффективности функционирования АПК региона в условиях глобализации и импортозамещения: монография / под общ. ред. О. А. Столяровой, Р. Р. Юняевой. - Пенза: РИО ПГСХА, 2015. - С. 47-60.
6. Артемова, Е. И. Совершенствование механизмов государственного регулирования агропромышленного комплекса Краснодарского края в современных условиях / Е. И. Артемова, Е. В. Плотникова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 117. - С. 1072-1084.
7. Позубенкова, Э. И. Развитие инновационных процессов в экономике / Э. И. Позубенкова, П. С. Позубенков // Нива Поволжья. - 2016. - № 2 (39). - С. 117-122.
8. Набоков, П. Н. Государственное регулирование реализации доктрины национальной продовольственной безопасности России // П. Н. Набоков, Л. В. Лазько // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: материалы IV международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 253-258.
9. Мельников, Б. А. Агропромышленный комплекс и его роль в обеспечении национальной продовольственной безопасности / Б. А. Мельников // Научный журнал КубГАУ. - 2017. -№ 128(04). - С. 2.
10. Столярова, О. А. Повышение конкурентоспособности и эффективности молочнопродукто-вого подкомплекса / О. А. Столярова // Нива Поволжья. - 2017. - № 3(44). - 147-156.
11. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (с изменениями на 13 декабря 2017 года) [Электронный ресурс]. - URL: http://docs. cntd. ru/document/902361843.
12. Развитие сельского хозяйства России: реалии и перспективы [Электронный ресурс]. -URL: https://www. kp. ru/guide/razvitie-sel-skogo-khozjaistva-v-rossii. html.
13. Новинки агропромышленного комплекса России за 4 квартал 2017 года [Электронный ресурс]. - URL: http://новости-россии. ru-an. info/новости/новинки-агропромышленного-комплекса-россии-за-4-квартал-2017-года.
14. Пензенской области продовольственная безопасность гарантирована [Электронный ресурс]. - URL: http://penzavzglyad. ru/relevant/17381/penze-prodovolstvennaya-bezopasnost-garantirovana.
15. Путин назвал АПК «отраслью, которая кормит страну» [Электронный ресурс]. - URL: https://tvzvezda. ru/news/vstrane_i_mire/content/201612011246-9e10. htm.
16. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2016 г. № 614. Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания [Электронный ресурс]. - URL: ГАРАНТ. РУ: http://www. garant. ru /products/ipo/prime/doc/71385784/#ixzz4cf934bT4.
17. Фиш, С. Россияне стали больше есть / С. Фиш, Е. Перцева, А. Ивушкина [Электронный ресурс]. - URL: https://iz. ru/news/721373.
18. Samygin, D. Models of investment appeal of agribusiness in russian regions / D. Samygin, N. Baryshnikov, N. Shlapakova // Ponte. - 2017. - Т. 73. - № 2. - С. 344-351.
19. Samygin, D. Strategic models of optimization of support of farmers / D. Samygin [et al.] // Ponte. - 2017. - Т. 73. - № 4. - С. 146-157.
20. Samygin, D. Yu. Strategy of support of agrarian business / D. Yu. Samygin, N. G. Baryshnikov. -Raleigh, 2017.
UDK 338.242.4
THE DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE CONTEXT OF ENSURING FOOD
SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
O.I. Ulanova, candidate of cultural sciences, assistant professor FSBEE HE Penza SAU, Russia, telephone: 8(8412) 62-83-76, e-mail: olga. ulanova2010@yandex. ru
A comprehensive assessment of the state of the agro-industrial complex on Russia is examined and its role in ensuring Russia's food security is determined, this role is based on its availability of natural resources, the maximum self-sufficiency in basic foodstuffs as a key element of maintaining national sovereignty. The growing attention to the food problem of Russia is connected not only with the vital need, but also with the global, climatic, socio-economic and political changes that are emerging in the world.
The necessity of reforming the agrarian sector of the Russian economy, including its rapid adaptation to global challenges, is shown in the article. These include geopolitical tensions, the deterioration of the external economic environment and the decline in external demand, mutual economic sanctions, fluctuations in inflation indixes, and a reduction in consumer demand.
It is concluded that the priority of the state policy should be the development of the domestic food market, support and protection of domestic producers, reliance on our own agricultural resources, reducing the loss of agricultural products, the fuller use of existing agricultural reserves.
Key words: food security, inner and outer threats, agro-industrial complex, priority directions, social-economic development.
Нива Поволжья № 2 (47) май 2018 63
References:
1. Ulanova, O. I. About food security of Russia / O. I. Ulanova / / Contribution of young scientists to the innovative development of the agro-industrial complex of Russia: proceedings of the scientific-practical conference. - Penza, 2014. - P. 79-81.
2. Ulanova, O. I. About food security of Russia / O. I. Ulanova / / Scientific support for the development of agriculture of Russia: collection of articles of the All-Russian scientific-practical conference / MSRC PSAA. - Penza: EPD PSAA, 2012. - P. 88-91.
3. Vartanova, M.L. Development of the agro-industrial complex in the context of ensuring food security of the Russian Federation / M. L. Vartanova // Regional problems of transformation of the economy. -2014. - No. 12. - P. 4-5.
4. Kudryakov, V. G. State regulation of regional food security in the conditions of sanctions regime / V. G. Kudryakov, Ye. I. Artemova, Ye. V. Plotnikova // Polythematic online scientific journal of the Kuban state agrarian university. - 2016. - No. 123. - P. 2042-2057.
5. Problems and main directions of increasing the efficiency of functioning of agro-industrial complex of the region in the context of globalization and import substitution: the monograph / under the general editorship of O. A. Stolyarova, R. R. Yunyayeva. - Penza: EPD PSAA, 2015. - P. 47-60.
6. Artemova, Ye. I. Improvement of mechanisms of state regulation of agro-industrial complex of Krasnodar region in present day conditions / Ye. I. Artemova, Ye. V. Plotnikova // Polythematic online scientific journal of the Kuban state agrarian university. - 2016. - No. 117. - P. 1072-1084.
7. Pozubenkova, E. I. The development of innovative processes in the economy / E. I. Pozubenko-va, P. S. Pozubenkov // Niva Povolzhya. - 2016. - № 2 (39). - P. 117-122.
8. Nabokov, P.N. State regulation of the implementation of the doctrine of national food security of Russia / / P. N. Nabokov, L. V. Lazko / / Economics and management: topical issues of theory and practice: proceedings of the IV international scientific and practical conference. - 2016. - P. 253-258.
9. Melnikov, B. A. Agro-industrial complex and its role in ensuring national food security / B. A. Mel-nikov // Scientific journal of KubSAU. - 2017. - No. 128(04). - 2 p.
10. Stolyarova, O.A. Improving the competitiveness and efficiency of milk-producing sub-complex / O.A. Stolyarova // Niva Povolzhya. - 2017. - № 3 (44). - 147-156.
11. About the state program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural products, raw materials and the food for the period of 2013-2020 (with amendments for December 13, 2017) [Electronic resource]. - URL: http://docs. cntd. EN/document / 902361843.
12. Development of agriculture in Russia: realities and prospects [Electronic resource]. - URL: https://www. kp. EN/guide / razvitie-sel-skogo-khozjaistva-v-rossii. html.
13. Novelties of the agro-industrial complex of Russia for the 4th quarter of 2017 [Electronic resource]. - URL: http://H0B0CTM-p0CCMM. EN-an. info/news / new products-agro-complex-Russia-for-4 quarter-2017-year.
14. In Penza region food security is guaranteed [Electronic resource]. - URL: http://penzavzglyad. EN/relevant/17381 / penze-prodovolstvennaya-bezopasnost-garantirovana.
15. Putin called the agro-industrial complex" an industry that feeds the country " [Electronic resource]. - URL: https://tvzvezda. EN/news/vstrane_i_mire/content / 201612011246-9e10. htm.
16. Order No. 614 of the Ministry of health of the Russian Federation dated August 19, 2016. About the approval of Recommendations on rational standards of consumption of the foodstuff meeting modern requirements of healthy nutrition [Electronic resource]. - URL: GARANT. RU: http://www Oh. garant. EN/products/ipo/prime/doc/71385784 / #ixzz4cf934bT4.
17. Fish, S. Russians began to eat more / S. Fish, E. Pertseva, A. Ivushkina [Electronic resource]. -URL: https://iz. EN/news / 721373.
18. Samygin, D. Models of investment appeal of agribusiness in russian regions / D. Samygin, N. Baryshnikov, N. Shlapakova // Ponte. - 2017. - T. 73. - № 2. - C. 344-351.
19. Samygin, D. Strategic models of optimization of support of farmers / D. Samygin [et al.] // Ponte. - 2017. - T. 73. - № 4. - C. 146-157.
20. Samygin, D. Yu. Strategy of support of agrarian business / D. Yu. Samygin, N. G. Baryshnikov. -Raleigh, 2017.