Научная статья на тему 'Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий сферы услуг'

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1633
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФИНАНСОВАЯ ФУНКЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СФЕРА УСЛУГ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / STATE'S FINANCIAL ACTIVITY / GOVERNMENTAL REGULATION OF ACTIVITIES / FINANCIAL FUNCTION OF EXECUTIVE / LEGISLATIVE AND COURT POWERS / SOCIAL ORIENTATION / SERVICE SPHERE / TAX CONCESSIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабич Анатолий Михайлович, Воробцева Екатерина Евгеньевна, Лосева Наталья Анатольевна

Финансовая деятельность в современном обществе затрагивает все уровни хозяйствования. Помимо участия в непрерывной цепочке расчетов финансовая деятельность обеспечивает создание резерва ликвидных средств для осознания устойчивости своего положения, накопления запасов и уверенности в будущем. Исходя из субъекта, финансовую деятельность можно разделить на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов и государственную финансовую деятельность. Соотношению деятельности государства в области финансов и регулирования, а также формам и механизмам государственного регулировании деятельности предприятий сферы услуг посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабич Анатолий Михайлович, Воробцева Екатерина Евгеньевна, Лосева Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial activities in contemporary societies involve all levels of economy. Besides participating in continuous chain of calculation, financial activities provide forming a reserve of liquid funds to realise the companys position stability, stockpiling and assertion in the future. Depending on the subject, financial activities can be divided into financial activities of economic subjects and state financial activities. The article considers the ratio of state activities in finance and regulation, as well as forms and mechanisms of government regulation of servicing enterprises activities

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий сферы услуг»

ЭКОНОМИКА

УДК 338.24

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ Бабич Анатолий Михайлович, доктор экономических наук, профессор, babich@ur.rags.ru, ФГБОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте РФ»,

г. Москва

Воробцева Екатерина Евгеньевна, аспирант, VOROBTSEVA@yandex.ru, Сергиево-Посадский гуманитарный институт, г. Сергиев Посад Лосева Наталья Анатольевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов, Los.nat@mail.ru,

Институт сервиса

(филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Финансовая деятельность в современном обществе затрагивает все уровни хозяйствования. Помимо участия в непрерывной цепочке расчетов финансовая деятельность обеспечивает создание резерва ликвидных средств для осознания устойчивости своего положения, накопления запасов и уверенности в будущем. Исходя из субъекта, финансовую деятельность можно разделить на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов и государственную финансовую деятельность. Соотношению деятельности государства в области финансов и регулирования, а также формам и механизмам государственного регулировании деятельности предприятий сферы услуг посвящена данная статья.

Ключевые слова: финансовая деятельность государства, государственное

регулирование деятельности, финансовая функция исполнительной, законодательной и судебной власти, социальная направленность, сфера услуг, налоговые льготы.

Financial activities in contemporary societies involve all levels of economy. Besides participating in continuous chain of calculation, financial activities provide forming a reserve of liquid funds to realise the company’s position stability, stockpiling and assertion in the future. Depending on the subject, financial activities can be divided into financial activities of economic subjects and state financial activities. The article considers the ratio of state activities in finance and regulation, as well as forms and mechanisms of government regulation of servicing enterprises’ activities.

Keywords: state’s financial activity, governmental regulation of activities, financial function of executive, legislative and court powers, social orientation, service sphere, tax concessions.

Финансовая деятельность в современном обществе затрагивает все уровни хозяйствования. Действительно, каждый хозяйствующий субъект так или иначе вовлечен в непрерывную цепочку расчетов: будь то выплаты заработной платы, приобретение товаров в магазине или разработка важного национального проекта. При этом еще одной задачей финансовой деятельности является создание резерва ликвидных средств для осознания устойчивости своего положения, накопления запасов и уверенности в будущем.

Исходя из субъекта финансовую деятельность можно разделить на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов и государственную финансовую деятельность. Финансовую деятельность государства можно определить как организационную деятельность властного субъекта (компетентных органов государства и муниципальных образований) по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих его бесперебойное функционирование на том или ином этапе исторического развития [5]. Статьей 7 Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, любая деятельность государства, в том числе и финансовая, и регулирующая, должна быть социально ориентирована.

Следует отметить, что финансовая деятельность государства и деятельность по государственному регулированию финансовой деятельности хозяйствующего субъекта имеют как сходства, так и существенные различия.

Бесспорно, что оба этих процесса являются, прежде всего, деятельностью. Однако, если финансовая деятельность государства - это деятельность финансовая, связанная с функционированием государственных финансов, в процессе осуществления которой возникают (изменяются и прекращаются) финансовые правоотношения, то регулирование финансовой деятельности предприятия не всегда приводит к возникновению или прекращению правоотношений.

Любая деятельность государства возложена на определенных исполнителей -специально уполномоченные для выполнения определенных функций государственные органы [3]. Финансовая деятельность государства с данного ракурса тесно переплетается с регулированием государством финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Так, Государственная Дума, являющаяся законодательным органом Российской Федерации, принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Именно федеральными

законами принимается федеральный бюджет (например, федеральный бюджет на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов принят Федеральным законном от 30.11.2011 № 371-Ф3), а также основные правовые акты в области финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования (например, Налоговый кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой Российской Федерации 16 июля 1998 года Федеральным законом от 31.07.1998 N 146-ФЗ). Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия также невозможно без принятия основных федеральных законов, к которым можно отнести Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и частный (касающиеся определенного субъекта Российской Федерации) Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В структуру исполнительной власти Российской Федерации входят органы исполнительной власти, государственные служащие, а также правовая система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц. В большинстве субъектов Российской Федерации органами исполнительной власти являются президенты (в республиках), правительства, министерства и ведомства, в части субъектов Российской Федерации к органам исполнительной власти относят губернаторов, глав администраций, определенные департаменты. На федеральном уровне главным органом исполнительной власти в современной России является Правительство Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определены Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». В соответствии со ст. 15 указанного закона Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Г осударственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, разрабатывает и реализует налоговую политику и др. Постановлениями Правительства Российской Федерации приняты, например, следующие акты: «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556), «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 29.08.2011 N 717). В субъектах Российской Федерации такими

актами могут быть, например, Постановление Правительства Москвы от 31.08.2011 N 4051111 «О городской поддержке таксомоторных перевозок в городе Москве».

В целях реализации финансовой деятельности государства в Российской Федерации созданы специальные органы государственного управления, к которым относятся Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба Российской Федерации, Федеральное казначейство Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Каждый из этих органов в пределах своих полномочий и компетенции имеет права издавать соответствующие акты. В качестве примера можно привести Приказ Минфина РФ от 17.08.2010 N 90н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» (с дополнениями и изменениями) или Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Следует отметить, что правовые акты, издаваемые органами государственного управления, в основном дополняют акты органов законодательной власти, например, понятие бухгалтерского учета, состав бухгалтерской отчетности, порядок ее хранения закреплен в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а конкретные формы бухгалтерской отчетности, порядок их заполнения и порядок их формирования по упрощенной системе установлен Приказом Министерства финансов от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется согласно п.2 ст. 118 Конституции посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (в настоящее время действует Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). В финансовой деятельности государства судебная система участвует в большинстве случаев через свою функцию толкования правовых норм. Все большее значение в современной России принимает складывающаяся арбитражная практика. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по разрешению экономических споров - одной из приоритетных своих задач ставит защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, судебная власть не обходит стороной ни государственное регулирование финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, ни саму финансовая деятельность государства.

При видимом сходстве с финансовой деятельностью государства государственное регулирование финансовой деятельности предприятия имеет свои особенности.

В общем, само по себе понятие регулирования можно охарактеризовать как определенное воздействие на объект управления. Положительным результатам такого воздействия обязательно становится упорядочивание, обеспечение устойчивости, приведение в порядок. Применительно к вышесказанному, государственное регулирование финансовой деятельности можно определить как достижение максимально благоприятной атмосферы в финансовом секторе путем воздействия государственных рычагов на различные сферы: систему власти, хозяйствующих субъектов и граждан. При этом главной целью данной деятельности будет стабильность производства, экономический рост и повышение уровня жизни.

Для достижения целей и задач государство использует различные по своей природе механизмы и формы реализации, которые можно условно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние механизмы зависят от конкретного субъекта Федерации, это может быть его географическое положение, конкретные военно-исторические события, происходившие на его территории, наличие полезных ископаемых и плодородных земель и др. К внешним же механизмам можно отнести элементы управленческой политики государства (налоговую, бюджетно-финансовую, таможенную).

Если говорить в целом о государстве с учетом социальной направленности проводимой деятельности приоритетным направлением регулирования будут являться сфера услуг как коммерческих, так и некоммерческих. В данную категорию относятся такие значимые сферы жизнедеятельности человека, как финансовые услуги, информационные услуги, жилищно-коммунальные услуги, бытовые услуги, услуги по аренде, туристические услуги, юридические услуги, охранные услуги, услуги перевозчиков и др. На сегодняшний день в развитых странах в секторе сервиса занято подавляющее большинство работающих. Китай намерен ускорить развитие отраслей сферы услуг и довести ее долю добавленной стоимости в ВВП к 2015 г. до 47% (заявлено на 22-й сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 11-го созыва). В России доля услуг в общем объеме ВВП возросла с 34,9% в 1990 г. до 60,4% в 2003 году (т.е. в 1,7 раза), впоследствии несколько сократившись до 57,9% в 2007 году (использованы результаты исследований по проекту РГНФ 07-02-00205а).

Показатели валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности и валовой внутренний продукт в 2005-2009 годах отражены в Таблице 1.

При анализе видно, что доля сферы услуг в Российской Федерации значительна, что позволяет ставить ее в один ряд с развитыми странами. Однако, например, на международных рынка Россия предлагает все те же сырьевые ресурсы и продукты сельского хозяйства. Тем не менее, позитивным моментом является устойчивая динамика роста доли сферы услуг к 2008 году. Именно в таких условиях возникает необходимость государственного регулирования (как говорилось ранее упорядочивания) деятельности сферы услуг как частно-коммерческой, так и государственной.

Таблица 1 - Валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности и валовой внутренний продукт в 2005-2009 годах [4]

(в ценах 2003 года, миллионы рублей)

Коды Вид деятельности 2005 2006 2007 2008 2009

Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 676627.6 695031.1 704185.8 755250.5 756588.8

Раздел В Рыболовство, рыбоводство 54287.7 56456.5 55957.7 52463.3 53490.4

Раздел С Добыча полезных ископаемых 885848.8 860028.5 841380.9 855510.2 847395.2

Раздел D Обрабатывающие производства 2141471.7 2282210.7 2453887.3 2401127.5 2020996.2

Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 450618.2 471031.3 454847.8 453341.2 433859.9

Раздел F Строительство 851488.6 960234.7 1085142.8 1207039.8 999568.8

Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3093250.5 3529840.4 3943326.4 4315045.9 3872479.4

Раздел Н Г остиницы и рестораны 108407.3 116955.4 132900.1 146252.3 122894.9

Раздел I Транспорт и связь 1395655.7 1531367.3 1605551.8 1687750.6 1637911.0

Раздел J Финансовая деятельность 575223.6 721093.8 930752.6 1056738.9 1082307.5

Раздел К Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1345778.0 1481026.4 1788409.3 1992131.5 1937238.7

Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 644210.4 660153.5 685678.3 705718.7 720816.0

Раздел М Образование 320054.0 321605.2 325100.8 324819.9 320071.2

Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг 386103.8 391662.4 396141.1 396120.7 398305.2

Раздел О Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 238595.5 256577.4 278542.5 278880.1 230035.1

Итого в основных ценах 13129379.8 14171525.6 15367784.3 16166623.9 15031565.7

D.21 Налоги на продукты 2086906.0 2269555.3 2475610.1 2611326.5 2280037.7

D.31 Субсидии на продукты (-) 150962.0 143413.9 156321.1 164137.2 152975.9

В.^ Валовой внутренний продукт в рыночных ценах 15058666.1 16286464.2 17676527.0 18603119.9 17135844.6

В целом направления государственного регулирования финансовой деятельности может осуществляться двумя способами: прямо и косвенно. Прямыми способами регулирования будут являться финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции. К косвенному -возможно отнести систему налогов, льгот и преференций, регулирование ценообразования, контроль над занятостью населения и безработицей, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры.

Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности являются:

1) создание правовой (юридической) базы для обеспечения деятельности рынка;

2) планирование, развитие и стимулирование научно-технического прогресса;

3) защита рыночной деятельности на макроэкономическом уровне.

К первой группе можно отнести создание следующих условий:

- определение и разграничение форм собственности хозяйствующих субъектов, а также порядок их возникновения, изменения и порядка управления;

- создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

- установление определенных стандартов;

- защита прав и интересов потребителей.

Ко второй группе относятся безусловное развитие науки и техники, в том числе тех видов деятельности, которые традиционно являются некоммерческими, освоение новых материалов и отраслей.

К третьей группе - макроэкономические вопросы, находящиеся в ведении государства (объем национального производства, темпы экономического роста и развития экономики, внешнеэкономическая деятельность страны, материально-техническое и финансовое обеспечение общенациональных проектов). К этой же группе относятся и вопросы, касающиеся всего населения Российской Федерации: уровень занятости, социальная защита и поддержка.

Методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий сферы услуг можно разделить на административные (например, введение

административной и уголовной ответственности, запрет на право заниматься определенным видом деятельности), экономические (установление и варьирование тарифов и цен, квот, налогов, обязательное лицензирование и сертификация) и моральнополитические (например, социальная реклама).

Одним из важнейших механизмов государственного регулирования финансовой деятельности хозяйствующих субъектов является установление и отмена льгот по налогам, которые могут быть выражены в освобождении от налогообложения или, например, установлении пониженной налоговой ставки по налогам.

Понятие о предоставлении налоговых льгот в течение последних десятилетий значительно изменялись. Например, в 90-е годы льготы могли представляться, конкретной организации, индивидуальному предпринимателю или группе конкретных налогоплательщиков. В настоящее время п. 1 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации запрещает нормам законодательства о налогах и сборах, определяющим основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, носить индивидуальный характер.

Предоставление льгот и преференций, в том числе налоговых, ставит перед собой важнейшие задачи государственной политики в целом:

- укрепление социальной политики предприятий (направление высвобожденных в результате использования налоговой льготы средств на обеспечение занятости, сохранение и увеличение рабочих мест, социальную защиту работников организаций);

- стимулирование развития организаций;

- поддержка менее защищенных организаций (например, общественных организаций инвалидов, а также организаций, применяющих труд инвалидов; некоммерческих организаций; бюджетных и религиозных организаций) и отдельных категорий населения (лиц, на которых распространяется действие Федерального закона «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федерального закона «О ветеранах», Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»);

- дополнительный бонус организациям, производящим социально значимые работы (организации, выполняющие за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов работы по содержанию, ремонту, строительству и

реконструкции областных и муниципальных автомобильных дорог в населенных пунктах субъекта Федерации) и оказывающим образовательные услуги;

- привлечение инвестиций и развитие инноваций;

- стимулирование развития международных услуг (организации, осуществляющие международные автомобильные перевозки грузов);

- развитие и укрепления частного бизнеса в особых экономических зонах Российской Федерации.

В настоящее время предоставление налоговых льгот выражается, как правило, в снижении ставки по налогу на прибыль организаций в части налога, подлежащего уплате в региональный бюджет, освобождение или снижение ставки по транспортному налогу в отношении всех транспортных средств или выполняющих определенные функции, освобождение или уменьшение суммы налога на имущество организаций. Данные льготы могут быть применены в совокупности или применительно к одному налогу в соответствии с областными законами, которые к тому же определяют не только основания, но и порядок и условия применения налоговых льгот. Например, согласно Закону Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» от 24 ноября 2004 года N 151/2004-ОЗ условием предоставления льгот общественным организациям инвалидов является направление высвобожденных средств на социальную защиту инвалидов в соответствии с пунктами 10, 11 статьи 4 настоящего Закона.

В сфере услуг наиболее значимой льготой по налогообложению стала возможность на основании п. 2 ст. 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, законами субъектов Российской Федерации устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Многие субъекты Российской Федерации воспользовались данным правом. Например, Законом Московской области от 12.02.2009 N 9/2009-ОЗ (ред. от 21.05.2010) «О ставке налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 05.02.2009 N 2/68-П) с 01 января 2009 года установлена ставка в размере 10% для налогоплательщиков, осуществляющих определенные виды экономической деятельности, большинство из которых входит в сферу услуг.

В заключение хотелось бы отметить, что необходимость государственного регулирования финансовой деятельности на современном этапе не вызывает сомнений и обусловлена, в первую очередь, социальной защитой населения, предотвращением

экономических кризисов, социальных потрясений и экологических катастроф, борьбой с криминализацией экономической сферы, а также контролем над использованием общенациональных ресурсов. В современном мире еще одним немаловажным фактором становится повышение рейтинга страны в общемировом списке, одним из критериев которого является качество и уровень предлагаемых услуг.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

3. Валеев Д.М. О роли органов государственной власти в механизме финансовой деятельности государства // Финансовое право. 2010. №12. С. 6-9.

4. Национальные счета России в 2002-2009 годах. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/ (дата обращения 16.03.2012г.)

5. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.М. Ашмарина, С.О. Шохин. М., 2009.

С. 31.

УДК 338.462

НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ - РАБОТА С ПРОБЛЕМНЫМИ ДОЛГАМИ Пешехонов Юрий Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства,

Баева Валентина Вячеславовна, преподаватель кафедры финансов, Ь aeva2003@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Последствия мирового финансового кризиса 2008 года до сих пор отражаются на экономическом положении многих стран и отраслей хозяйствования. Динамично развивающийся рынок консалтинговых услуг даже в такой неблагоприятной и сложной ситуации находит пути развития и открывает все новые сегменты рынка, оказывая консультационные услуги компаниям, нуждающимся в помощи. Новое направление реструктуризации долговых обязательств фирмы, возникшее в недавнем прошлом, является наглядным примером такого поведения.

Ключевые слова: консалтинговые услуги, реструктуризация, долг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.