Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ И ЕГО ГРАНИЦЫ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ И ЕГО ГРАНИЦЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
415
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / МОНОПОЛИЗМ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаенко Диана Ареновна, Мягкова Елизавета Павловна, Кузяшев Азат Нургалиевич

В предложенной статье рассматриваются проблемы и перспективы развития регулирования деятельности естественных монополий и развития конкуренции в экономике России. Обобщены правовые и организационные меры по активизации конкурентного механизма; систематизированы приоритетные направления антимонопольного регулирования в рамках рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF NATURAL MONOPOLIES AND ITS BOUNDARIES

The proposed article examines the problems and prospects for the development of regulation of the activities of natural monopolies and the development of competition in the Russian economy. Legal and organizational measures to enhance the competitive mechanism are summarized; systematized priority areas of antimonopoly regulation within the market economy.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ И ЕГО ГРАНИЦЫ»

3. Ключевая ставка Банка России: что это простыми словами - На что влияет ключевая ставка | Блог Совкомбанка https://sovcombank.ru/blog/sberezheniya/klyuchevaya-stavka-banka-rossii

4. Ключевая ставка: как это работает https://bcs.ru/blog/klyuchevaya-stavka-ka-eto-rabotaet

УДК 338

Николаенко Диана Ареновна, Мягкова Елизавета Павловна,

АНОВО «Московский международный университет», г. Москва Nikolaenko Diana Arsenovna, Myagkova Elizaveta Pavlovna, Moscow international university, Moscow

Кузяшев Азат Нургалиевич, научный руководител, кандидат экономических наук, доцент ВАК, доцент кафедры экономики и финансов, АНОВО «Московский международный университет», г. Москва Kuzyashev Azat Nurgalievich, Moscow international university, Moscow

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ И ЕГО ГРАНИЦЫ STATE REGULATION OF NATURAL MONOPOLIES AND ITS BOUNDARIES

Аннотация: в предложенной статье рассматриваются проблемы и перспективы развития регулирования деятельности естественных монополий и развития конкуренции в экономике России. Обобщены правовые и организационные меры по активизации конкурентного механизма; систематизированы приоритетные направления антимонопольного регулирования в рамках рыночной экономики.

Abstract: the proposed article examines the problems and prospects for the development of regulation of the activities of natural monopolies and the development of competition in the Russian economy. Legal and organizational measures to enhance the competitive mechanism are summarized; systematized priority areas of antimonopoly regulation within the market economy.

Ключевые слова: конкуренция, монополизм, стратегия развития конкуренции, антимонопольная политика.

Keywords: competition, monopoly, competition development strategy, antimonopoly policy.

Естественная монополия возникает тогда, когда с точки зрения эффективности целесообразно существование только одной фирмы в данном секторе. Обычно это происходит, когда соответствующая отрасль имеет чрезвычайно высокие фиксированные затраты. Естественные монополии особенно распространены, когда для функционирования товара или услуги требуется очень крупномасштабная инфраструктура.

Примеры товаров или услуг, которые, как правило, связаны с естественными монополиями, включают:

1. Железные дороги

Это очень известный пример, часто используемый в качестве типичной модели естественной монополии. Просто редко имеет смысл иметь несколько железнодорожных путей, станций и т. Д. Для одной и той же цели - и это слишком дорогое вложение, чтобы быть практичным с финансовой точки зрения.

2. Региональные автобусные маршруты

Как и в случае с железными дорогами, иметь несколько автобусных компаний в определенном районе не имеет смысла. Это может создать заторы на дорогах, что сделает их не только экономически, но и логистически неэффективными.

3. Коммунальные услуги

Электричество требует сетей и кабелей; и водоснабжение, и газ требуют трубопроводов. Ни в одном из этих случаев нецелесообразно иметь несколько поставщиков коммунальных услуг в одной отрасли.

4. Производство самолетов

Две компании строят самолеты по всему миру. Технически это делает его «дуополией». Это потому, что производители самолетов требуют дорогостоящих постоянных затрат.

По сути, большинство отраслей с высокими затратами на развитие инфраструктуры, как правило, начинаются как естественные монополии.

В отличие от других отраслей, где считается, что конкуренция улучшает технологии и эффективность, наличие нескольких конкурентов на таких рынках фактически менее эффективно. Общество в целом не получило бы никакой выгоды, если бы новым компаниям пришлось строить свою собственную инфраструктуру или брать на себя эти другие постоянные расходы. Кроме того, компании также не заинтересованы в том, чтобы брать на себя эти фиксированные затраты, поскольку они вряд ли приведут к прибыли по сравнению с высокой стоимостью входа .

Есть конкретная причина того, что несколько компаний неэффективны в этих отраслях. Все они требуют значительной экономии за счет масштаба . Наличие такого масштаба означает, что более крупный производитель может производить свои товары или услуги с более низкими затратами на единицу продукции.

Например, за единицу энергии более крупная электроэнергетическая компания может платить меньше, чем несколько более мелких компаний. Это связано с фиксированной стоимостью инфраструктуры, обеспечивающей электроснабжение потребителей. Три электроэнергетические компании (каждая со своей собственной инфраструктурой), естественно, будут платить более чем одной более крупной компании за обеспечение электроэнергией одинакового количества людей; таким образом, они не могут достичь такой же экономии от масштаба, как одна крупная компания.

Мы предполагаем, что общий спрос составляет 50 единиц, и если только одна фирма производит, то они производят по самой низкой точке своих долгосрочных средних затрат (

LRAC ).

INTELLIGENT ECONOMIST

$12

Q_

$5

CD О

D

LRAC

1 5

Quantity

50

Рисунок 1 - Граф естественной монополии

В нашем графике естественной монополии это 50 единиц по цене 5 долларов за единицу. Однако, если на рынке есть три фирмы, каждая из которых производит 15 единиц, то цена будет составлять 12 долларов за единицу.

Следовательно, наиболее эффективное решение - сделать так, чтобы одна фирма производила все 50 единиц по цене 5 долларов.

Хотя существование естественных монополий часто необходимо и даже неизбежно, проблемы могут возникнуть и в этих ситуациях.

Компании с естественной монополией обычно имеют чрезмерную власть над стоимостью услуг. В отсутствие конкурентов они могут выбирать цену на товары или услуги, которые они предоставляют. Они могут взвинтить цену, и потребители в конечном итоге проиграют.

Например, автобусная компания, у которой нет конкурентов в своем городе, может повышать цены на автобусные билеты до тех пор, пока потребители не будут вынуждены платить очень высокую цену за необходимый транспорт.

Чтобы смягчить некоторые потенциальные недостатки естественной монополии, правительствам иногда приходится вмешиваться в регулирование таких фирм.

В государствах и странах, где коммунальные предприятия находятся в частной собственности, у них часто есть организации, регулирующие каждую из них. В Соединенных Штатах в каждом штате есть такая организация, как Комиссии по коммунальным предприятиям. Эти организации следят за тем, чтобы коммунальные предприятия не завышали плату, и решают, сколько эти компании могут инвестировать, а также во что им разрешено инвестировать.

Кроме того, правительства могут также вмешиваться, чтобы способствовать конкуренции в данной отрасли, чтобы несколько компаний могли (например) использовать одну и ту же инфраструктуру, когда это возможно.

Экономическое регулирование и политика в области конкуренции являются взаимозависимыми инструментами экономической политики. Несмотря на то, что антимонопольное законодательство и экономическое регулирование отличаются друг от друга, они все же пересекаются и во многом дополняют друг друга.

В соответствии с установленными полномочиями ФАС России осуществляет деятельность по тарифному регулированию, в том числе в сфере естественных монополий.

По мнению ФАС России, государственная тарифная политика должна стимулировать субъекты естественных монополий к снижению собственных затрат, а в целях повышения их эффективности (оптимизация операционных и инвестиционных затрат, финансово-хозяйственной деятельности) тарифов на услуги, оказываемые естественными монополиями. должны формироваться по принципу «инфляция минус», что позволяет предотвратить индексацию выплат граждан более чем на величину инфляции.

Использование долгосрочных подходов и стабильных тарифов на услуги инфраструктуры - ключевой инструмент государственного регулирования, положительно влияющий на снижение макроэкономической неопределенности.

В рамках антимонопольного контроля ФАС России возбудила ряд крупных антимонопольных дел в электроэнергетике, которые являются примером влияния применения мер по защите конкуренции на защиту экономических интересов потребителей.

В 2014 году ФАС России признала гарантирующих поставщиков Дагестанской энергосбытовой компании, Нурэнерго, Каббалкэнерго, Карачаево-Черкесскэнерго, Ингуш-энерго и Севкавказэнерго нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3. «О защите конкуренции» 3.

В период с января 2011 г. по декабрь 2012 г. эти компании проявляли признаки организованного, регулярного и значительного завышения планируемых объемов потребления относительно фактических. В результате таких действий произошло неоправданное повышение цен для других потребителей электрической энергии в первой ценовой зоне4 оптового рынка электроэнергии и мощности, что является признаком ограничения конкуренции.

ФАС России разрешила компаниям перечислить в федеральный бюджет более 2 млрд рублей доходов, полученных незаконным путем. Законность решения и средств правовой защиты ФАС России подтвердили все суды, в том числе Верховный Суд Российской Федерации.

Еще одно дело возбуждено ФАС России в отношении группы лиц «Т-Плюс» и ЗАО «КЭС-Трейдинг». Эти компании заключили незаконный договор, который привел к ограничению конкуренции в период с 2012 по 2013 год за счет завышения планового потребления электроэнергии за один день до оптового рынка электроэнергии и мощности. Это, в свою очередь, привело к удорожанию электроэнергии в первой ценовой зоне.

Данная стратегия утверждена ФАС России в 2014 году по результатам двух внеплановых проверок и на основе комплексного математического моделирования и анализа поведения нарушителей, а также оценки экономического воздействия на потребителей, проведенных при участии Ассоциации «Совет рынка Некоммерческого партнерства». Группе лиц «Т-Плюс» были предоставлены два средства правовой защиты: перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства, который составил более 860 миллионов рублей, и выполнить поведенческие требования.

Действия компаний, выявленных ФАС России, привели к значительному росту цен на оптовом рынке электроэнергии, что негативно отразилось на всех потребителях первой ценовой зоны.

Результатом рассмотрения дела является то, что с 2014 года подобных нарушений на оптовом рынке электроэнергии не было. Своим постановлением ФАС России провела профилактическую работу по пресечению подобных нарушений.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // Источник публикации: СПС «Консуль- тантПлюс» (дата обращения: 20.12.2021 г.).

2. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» от 21.12.2017 г. № 618 [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/ documents/600680 (дата обращения: 20.12.2021 г.).

3. Григорович А.В. Антимонопольная политика разных стран: анализ сравнительной эффективности // Science Time. 2018. № 12 (36). С. 157-164.

4. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год [Электронный ресурс] / Федеральная антимонопольная служба. URL: https:// fas.gov.ru/documents/685806

5. Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 -2020 годы, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 618 [Электронный ресурс]: URL: https://fas.gov.ru/documents/600680 (дата обращения: 20.12.2021 г.).

6. Оценка состояния конкурентной среды в России (2020) [Электронный ресурс]. URL: https: roscongress.org/materials/otsenka-sostoyaniya- konkurentnoy-sredy-v-rossii-2020/ (дата обращения: 20.12.2021 г.).

7. Перечень показателей, характеризующих состояние конкурентной среды [Электронный ресурс] / Росстат РФ. URL:https://gks.ru/storage/ mediabank/concurent(1).htm (дата обращения: 20.12.2021 г.).

8. План мероприятий («Дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71930872/ (дата обращения: 20.12.2021 г.).

9. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг., утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.12.2021 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.