Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ'

ЭФФЕКТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / МОНОПОЛИЗМ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цхададзе Нелли Викторовна

В предложенной статье рассматриваются проблемы и перспективы развития конкуренции в экономике России. Обобщены правовые и организационные меры по активизации конкурентного механизма; систематизированы приоритетные направления антимонопольного регулирования в рамках рыночной экономики. На сегодняшний день развитие и обеспечение конкуренции признаны вопросом национальной безопасности России, обеспечения конкурентоспособности страны на международном уровне, повышения качества жизни российских граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE REGULATION OF COMPETITIVE RELATIONS IN RUSSIA

The article deals with the problems and prospects of competition development in the Russian economy. Legal and organizational measures to activate the competitive mechanism are summarized; priority directions of antimonopoly regulation in the market economy are systematized. Today, the development and ensuring of competition are recognized as a matter of national security of Russia, ensuring the country’s competitiveness at the international level, improving the quality of life of Russian citizens.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ»

УДК 33 ББК 65

DOI 10.24412/2414-3995-2021-3-282-287 © Цхададзе Н.В., 2021

Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

ЭФФЕКТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

Нелли Викторовна Цхададзе,

доктор экономических наук, профессор

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Москва, Ленинградский проспект, д. 49)

E-mail: nelly-vic@mail.ru

Аннотация. В предложенной статье рассматриваются проблемы и перспективы развития конкуренции в экономике России. Обобщены правовые и организационные меры по активизации конкурентного механизма; систематизированы приоритетные направления антимонопольного регулирования в рамках рыночной экономики. На сегодняшний день развитие и обеспечение конкуренции признаны вопросом национальной безопасности России, обеспечения конкурентоспособности страны на международном уровне, повышения качества жизни российских граждан.

Ключевые слова: конкуренция, монополизм, стратегия развития конкуренции, антимонопольная политика.

EFFECTIVE REGULATION OF COMPETITIVE RELATIONS IN RUSSIA

Nelli V. Tskhadadze,

Doctor of Economic Sciences, Professor Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Moscow, Leningradskiy prospect, d. 49)

Abstract. The article deals with the problems and prospects of competition development in the Russian economy. Legal and organizational measures to activate the competitive mechanism are summarized; priority directions of antimonopoly regulation in the market economy are systematized. Today, the development and ensuring of competition are recognized as a matter of national security of Russia, ensuring the country's competitiveness at the international level, improving the quality of life of Russian citizens.

Keywords: competition, monopoly, strategy of development of competition, antitrust policy.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Цхададзе Н.В. Эффективное регулирование конкурентных отношений в России. Вестник экономической безопасности. 2021;(3):282-7.

В большинстве стран мира, в том числе и в России, нормальным состоянием экономики декларируется конкурентный рынок и недопустимость монополистической деятельности. Законодательно положение о запрете экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Обеспечение добросовестной конкуренции в производстве товаров, оказании услуг и на товарных рынках имеет важное экономическое, правовое и идеологическое значение для общества, так как позволяет удовлетворить интересы всех участников таких отношений: потребителей, экономических субъектов и государства.

На сегодняшний день развитие и обеспечение конкуренции признаны вопросом национальной

безопасности России, обеспечения конкурентоспособности страны на международном уровне, повышения качества жизни российских граждан.

Основные направления реформ в этом направлении определены Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее - Указ № 618), в рамках которого утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 20182020 годы [7].

Указом № 618 установлены ключевые цели и принципы государственной политики по развитию конкуренции в России:

а) повысить удовлетворенность потребителей с помощью расширения ассортимента товаров, работ и услуг, а также повышения их качества и снижения цен;

б) повысить экономическую эффективность и конкурентоспособность экономических субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулировать инновационную активность хозяйствующих субъектов, увеличить доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развивать рынки высокотехнологичной продукции;

в) стабилизировать рост и развитие многоукладной экономики, развивать технологий, снижать издержки в масштабе национальной экономики, а также снижать социальную напряженность, присутствующую в обществе, обеспечивать национальную безопасность [2].

Национальным планом развития конкуренции определены ключевые показатели по развитию конкуренции на три года (2018-2020 гг.) как на федеральном, так и на региональном уровнях. Им также установлены приоритетные отрасли (сферы) экономики и ожидаемые результаты развития конкуренции в них.

Для реализации Национального плана развития конкуренции Правительством Российской Федерации утвержден План мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы [10].

Дорожные карта по развитию конкуренции разработаны также и в субъектах Российской Федерации.

В качестве приоритетных отраслей для развития конкуренции определены: рынок социальных услуг, здравоохранение, образование, агропромышленный комплекс, дорожное строительство, телекоммуникации, рынок информационных технологий, жилищно-коммунальное хозяйство, газоснабжение, нефть и нефтепродукты, угольная промышленность, строительство, промышленность, транспортные услуги, финансовые рынки.

В соответствии с «дорожной картой» к концу 2020 года должны быть достигнуты контрольные показатели (таблица 1).

После проведения обозначенных в «дорожной карте» мер планируется:

- увеличить долю организаций в сфере социального обслуживания, которые были бы основаны на негосударственной или немуниципальной формах собственности, в общей совокупности организаций социального обслуживания различных форм собственности;

- осуществить противодействие появлению картелей при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт, строительство объектов дорожного хозяйства;

- обеспечить наличие не менее 3 операторов, предоставляющих услуги связи для целей передачи сигнала, в 80 процентах городов с численностью более 20 тыс. человек;

Таблица 1

Контрольные показатели развития конкурентной среды

Показатель Рекомендуемые значения показателей

Количество экономических субъектов, функционирующих в каждой отрасли экономики (за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и оборонно-промышленного комплекса) > 3, из них как минимум 1 должен относиться к частному бизнесу

Количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления < 1862

Доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказов > 31%

Объем закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства > 18%

Источник: составлено автором на основе Национального плана развития конкуренции

в Российской Федерации на 2018-2020 годы [7]

- устранить необоснованную разницу в тарифах на услуги сотовой связи при поездках по Российской Федерации (иными словами, роуминг);

- перейти к рыночному ценообразованию путем формирования цен на природный газ, обеспеченных в том числе увеличением объема продаж природного газа на организованных торгах;

- другие результаты [10].

В «дорожной карте» приведен комплекс мероприятий по отдельным отраслям экономики, направленных на развитие конкуренции, включающий различные меры, которые направлены на защиту конкуренции, пресечение и недопущение монополистической деятельности, на обеспечение условий для развития конкуренции на товарных рынках.

Таким образом, в России сформирована довольно обширная законодательная база, регламентирующая развитие конкуренции и пресечение монополизации экономики.

Однако, для эффективного развития конкуренции недостаточно наличия лишь законодательных и нормативных актов. Необходимы правовые и хозяйственные механизмы, стимулирующие развитие конкуренции в отраслях экономики и регионах страны.

Об этом свидетельствует тот факт, что отдельные прогнозируемые показатели развития конкуренции не достигнуты в установленный срок, а из тех мероприятий, что подлежали исполнению в 2018 году, предусмотренных «дорожной картой», на январь 2020 года выполнена лишь малая часть -43%, а в сфере здравоохранения - лишь 30% [8].

В ежегодном докладе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о развитии конкуренции отмечается, что меры по развитию конкурентной среды в отдельных сферах, предпринимаемые государством, имели положительный эффект, но это не привело к системным улучшениям в состоянии конкурентной среды на уровне Российской Федерации.

Необходимо отметить сохранение государственно-монополистические тенденции в большом количестве потенциально конкурентных отраслях, в которых частный бизнес либо недостаточен, либо вообще отсутствует. В общем количестве антимонопольных дел дела, связанные с ограничением конкуренции органами власти, продолжают занимать большую долю. Так, в 2016 году было воз-

буждено 1 284 дела, выдано 3 444 предупреждения; в 2017 году было возбуждено 1 260 дела, выдано 2 890 предупреждений. В 2018 году было возбуждено 1 092 дела, выдано 2 529 предупреждений. В 2019 было возбуждено 820 дел, выдано 2 205 предупреждений [8].

ФАС отмечаются следующие проблемные вопросы:

- высокая доля государственного участия в экономике (доля государства и компаний с государственным участием в ВВП Российской Федерации составляла в 2019 году около 70%);

- распространенность картельных сговоров;

- отставание России в области цифровых технологий. Рынки монополизируются международными компаниями за счет использования интеллектуальной собственности, цифровых технологий, а также больших данных. С использованием различных цифровых алгоритмов совершаются картельные сговоры;

- низкая инвестиционная привлекательность российской экономики;

- недостатки тарифного регулирования.

Аналитический центр при Правительстве

Российской Федерации в 2019 году с целью оценки состояния конкурентной среды провел опрос 1 300 российских предпринимателей из всех регионов России. Среди респондентов 63% ведут диверсифицированный бизнес, 33% представляют сферу услуг, 20% - торговлю.

Результаты опроса показали, что 51% респондентов оценивают интенсивность конкуренции в 2019 году как высокую и очень высокую, 21,8% -как слабую. В итоге сделан вывод, что конкуренцию на российском рынке на данном этапе можно оценить как умеренную. При этом к отраслям с наиболее сильной конкуренцией относят бизнес в области спорта, организации досуга и развлечений, культуры (78%), а также сферы пищевой промышленности и производства неметаллических изделий, текстильного и швейного производства, а к отраслям со слабой конкуренцией - топливно-энергетический комплекс (40%), сферу здравоохранения (33%), ЖКХ [8].

В качестве основных барьеров для развития бизнеса участники опроса выделили высокие налоги (63%); действия органов власти (42%) [8].

Одной из проблем развития конкуренции и антимонопольного регулирования является картели-зация.

Каждый год в Российской Федерации выявляется существенное количество картелей и других антиконкурентных соглашений. В 2018 году ФАС России было возбуждено 384 дела о картелях, из них 85% дел по сговорам на торгах (332 дела). Картели на торгах и антиконкуретные соглашения между заказчиком и участниками торгов являются наиболее часто встречающимися формами нарушения. На сегодняшний день деятельностью картелей, основной целью которых является поддержание цен на торгах по госзакупкам изделий медицинского назначения и лекарственных препаратов, охвачена практически вся территория страны [6].

Одним из решений данной проблемы может стать перевод всего объема закупок, в том числе конкурсов, в электронную форму, что позволит повысить прозрачность процедур, снизит коррупционные риски, приведет к росту количества участников закупок.

Острой проблемой развития конкуренции выступает государственная монополизации экономики.

По данным Центра стратегических разработок в сферах транспорта, добычи полезных ископаемых и энергетики на долю государственных компаний приходится более двух третей совокупной выручки крупнейших 100 компаний, а сфере финансов и страхования - практически 50%. Более 25% составляет доля государства в коммунальном хозяйстве и машиностроении, а чуть менее 25% - в строительстве и телекоммуникации.

По состоянию на апрель 2020 года доля государственных и муниципальных унитарных предприятий в объеме полезного отпуска услуг по отношению к общему полезному отпуску в субъекте РФ составляет менее 20%:

- по водоотведению - в 23 субъектах из 88;

- по теплоснабжению - в 55 субъектах;

- по холодному водоснабжению - в 30 субъектах [5].

Остальные регионы демонстрируют отрицательную динамику исполнения Национального плана развития конкуренции.

Государственные корпорации имеют до тысячи дочерних и зависимых обществ. В качестве приме-

ра можно рассмотреть государственную корпорацию «Ростех», которая объединяет свыше 700 дочерних и зависимых обществ. Стоит отметить, что совокупная доля госкорпораций в экономике нашей страны составляет по различным оценкам от 7 до 10% ВВП [6].

Для активизации конкуренции необходимо развивать малый и средний бизнес. Однако, на настоящий момент удельный вес малых и средних предприятий в ВВП Российской Федерации составляет всего лишь 21%, в это же время в европейских странах данный показатель находится в промежутке от 50 до 70%. При этом большая часть (42,7%) малого и среднего бизнеса сосредоточена в сфере торговли [6].

Для увеличения числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн, увеличения доли экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме несырьевого экспорта до 10% и достижения других показателей в данной сфере в 2018 году был утвержден Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Важным направление антимонопольной политики является контроль и регулирование деятельности естественных монополий.

Естественные монополии существенно влияют на экономику России. По данным Росстата за 2019 год их доля в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг составляла 19,7% [9].

В этих условиях государственной политикой является не ликвидация монополий, а эффективное регулирование их деятельности. В этой связи необходима разработка эффективной антимонопольной политики, позволяющей минимизировать негативные последствия деятельности монополий.

Принятая в России модель регулирования монополистических отношений по своим характеристикам ближе к образцу европейских стран. Для нее характерно не полное запрещение деятельности монопольных структур, а контроль их деятельности и пресечение возможных злоупотреблений с их стороны на рынках.

В России со стороны государства осуществляется контроль по недопущению злоупотребления

доминирующим положением на рынке. Разработана система антимонопольного законодательства, которым определены противоправные формы деятельности, выражающиеся в злоупотреблении экономическим субъектом своим доминирующим положением. Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлены методы государственного регулирования и контроля деятельности естественных монополий.

Основной задачей и результатом, который ожидается от мер, направленных на развитие конкуренции, является прозрачность и долгосрочность тарифного регулирования.

Регулирование тарифов государством осуществляется в важнейших инфраструктурных отраслях экономики страны: электроэнергетике, тепло- и водоснабжении, железнодорожных перевозках и других. Законодательством определен порядок та-рифообразования на основе метода формирования цен (тарифов) через сравнительный анализ затрат или эталонный метод. В иных случаях, когда применение эталона будет невозможным, может быть применена модель отклонения от него. Проведение сравнительного анализа при формировании тарифов поспособствует приведению к прозрачности сектор ЖКХ, причем, в первую очередь, для потребителей, и сохранению инвестиционной привлекательности данной сферы.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции субъектами естественных монополий выполняет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). ФАС осуществляет комплекс экономических, административных и законодательных мер для обеспечения условий для рыночной конкуренции и недопущения чрезмерной монополизации рынка. ФАС вправе принимать решения о принудительном разделении организаций, которые входят в состав монопольных структур.

Для пресечения нежелательной монополистической деятельности ведется Государственный реестр субъектов естественных монополий по 5-ти направлениям деятельности: топливно-энергетический комплекс, связь, транспортные услуги; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоот-ведение. Основное назначение данной информационной базы - определение и контроль цен и тарифов на услуги естественных монополий.

Но, несмотря на существующую систему антимонопольного регулирования, проблемы монополизации окончательно не решены. Ежегодно ФАС отмечается большое количество нарушений в сфере ценообразования, порядка проведения торгов, размещения рекламы и др.

Поэтому вопросы поиска наиболее эффективных путей демонополизации национальной экономики и развития конкурентных отношений в ней остаются актуальными и требуют дальнейшего исследования.

Следует анализировать и использовать положительный международный опыт. Европейскими странами в качестве мер антимонопольного регулирования применяются программы «освобождения от ответственности» (leniency programs). В России подобная программа лишь формируется и отражена только в виде отдельных положений КоАП РФ и УК РФ.

Также одной из мер можно рассматривать внедрение более жесткой системы наложения штрафов за нарушение антимонопольного законодательства. В России установлен самый низкий среди европейских стран размер штрафа за картельные соглашения [3]. Более того, он не зависит от продолжительности нарушения. В итоге монопольной структуре, получающей сверхприбыль в течение нескольких лет, финансово несложно заплатить даже высокий штраф. Необходимо, чтобы размер штрафа был сопоставим с размером сверхприбыли, полученной монополистами.

Реализация предложенных мер направлена на развитие добросовестной экономической конкуренции, которая, в свою очередь, обеспечит экономический рост, который отвечает темпам изменений потребностей граждан, общества и государства.

Литература

1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // Источник публикации: СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 16.05.2020 г.).

2. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» от 21.12.2017 г. № 618 [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/ documents/600680 (дата обращения: 16.05.2020 г.).

3. Григорович А.В. Антимонопольная политика разных стран: анализ сравнительной эффективности // Science Time. 2018. № 12 (36). С. 157-164.

4. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник. М., 2019.

5. Динамика достижения регионами показателей развития конкуренции в сфере ЖКХ по состоянию на апрель 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/documents/686172

6. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год [Электронный ресурс] / Федеральная антимонопольная служба. URL: https:// fas.gov.ru/documents/685806

7. Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 -2020 годы, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 618 [Электронный ресурс]: URL: https://fas.gov.ru/documents/600680 (дата обращения: 16.05.2020 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Оценка состояния конкурентной среды в России (2019) [Электронный ресурс]. URL: https: roscongress.org/materials/otsenka-sostoyaniya-

konkurentnoy-sredy-v-rossii-2019/ (дата обращения: 26.05.2020 г.).

9. Перечень показателей, характеризующих состояние конкурентной среды [Электронный ресурс] / Росстат РФ. URL:https://gks.ru/storage/ mediabank/concurent(1).htm (дата обращения: 27.05.2020 г.).

10. План мероприятий («Дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71930872/ (дата обращения: 20.05.2020 г.).

11. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг., утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.05.2020 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.