Научная статья на тему 'Состояние российской конкуренции и перспективы ее развития'

Состояние российской конкуренции и перспективы ее развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1410
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
COMPETITION / ANTIMONOPOLY REGULATION / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / TARIFF REGULATION / CARTELIZATION OF THE ECONOMY / EXCHANGE TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егина Наталья Алексеевна

В статье рассматривается состояние российской конкуренции и ее ключевые проблемы: сохранение государственно-монополистических тенденций в экономике, картелизация российской экономики, системные проблемы законодательства о закупках, несовершенство системы тарифного регулирования. Проводится исследование ключевых направлений развития конкуренции в России: поддержка малого и среднего предпринимательства, снижение доли государственного сектора, расширение ассортимента товаров и услуг, развитие биржевой торговли, обеспечение прозрачности госзакупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние российской конкуренции и перспективы ее развития»

УДК:338.2

Экономические науки

Егина Наталья Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент

кафедры теоретической экономики и экономической безопасности ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск

СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Аннотация: в статье рассматривается состояние российской конкуренции и ее ключевые проблемы: сохранение государственно-монополистических тенденций в экономике, картелизация российской экономики, системные проблемы законодательства о закупках, несовершенство системы тарифного регулирования. Проводится исследование ключевых направлений развития конкуренции в России: поддержка малого и среднего предпринимательства, снижение доли государственного сектора, расширение ассортимента товаров и услуг, развитие биржевой торговли, обеспечение прозрачности госзакупок.

Ключевые слова: конкуренция, антимонопольное регулирование, малый и средний бизнес, тарифное регулирование, картелизация экономики, биржевая торговля.

Abstract: the article examines the state of Russian competition and its key problems: the preservation of state-monopoly trends in the economy, the cartelization of the Russian economy, the systemic problems of procurement legislation, and the imperfection of the tariff regulation system. The key directions of development of competition in Russia are being investigated: development of small and medium-sized businesses, reduction of the share of the public sector, expansion of the range of goods and services, development of exchange trade, ensuring transparency of public procurement.

Key words: competition, antimonopoly regulation, small and medium business, tariff regulation, cartelization of the economy, exchange trade.

Со времен А. Смита конкуренция является той самой «невидимой рукой» рынка, которая организует и координирует участников рынка. Благоприятная конкурентная среда является важнейшим условием функционирования бизнеса: «Поддержание благоприятной конкурентной среды» выступает второй по значимости задачей государства в экономике, уступая по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения» [2].

За период реформирования российской экономики была создана база для развития конкуренции: принято конкурентное законодательство; проведена приватизация; осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии; сократилось административное давление [2].

Анализ основных макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкуренции в современной российской экономике, и опросы предпринимателей позволяют сделать выводы, что в целом в состоянии конкурентной среды в Российской Федерации в период с 2015 по 2017 гг. не произошло значительных сдвигов в сторону ее оздоровления и развития. При этом многие из опасных тенденций в российской экономике, создающих непреодолимые барьеры в развитии конкуренции в 2017 г. лишь усугубились.

Основными проблемами, препятствующими развитию экономики, конкуренции, повышению качества товаров и снижения их стоимости для потребителя, прежде всего, являются:

- сохранение государственно-монополистических тенденций в экономике, которые сопровождаются еще и замедленными темпами приватизации;

- картелизация российской экономики, картели признаны одной из угроз экономической безопасности страны и включены в Стратегию экономической безопасности России;

- системные проблемы законодательства о закупках, которое совершенствуется с 2005 г.;

- несовершенство системы тарифного регулирования.

Актуальность обозначенных проблем подчеркивает и Федеральная антимонопольная служба в своем ежегодном докладе: с конкуренцией за 2016 г. лучше не стало, наблюдается усиление отдельных угроз. Для решения указанных проблем экономисты не видят иных путей, кроме как ограничить протекционизм и планомерно понижать долю государства в экономике. Можно дополнить этот перечень и систематической работой над снижением коррупции.

Но при этом следует понимать, что в экономике любой страны существуют значительные антиконкурентные силы: с одной стороны, крупные компании, с целью наращивания прибыли, стремятся занять монопольное положение на товарном рынке, с другой - хозяйствующие субъекты стремятся получить преимущества и создать конкурентам барьеры входа на рынок с помощью государства.

В свете этих тенденций президент России Владимир Путин подписал Указ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» [4]. Главными его принципами являются: сокращение доли государственного сектора, равенство условий и свобод экономической деятельности всех субъектов экономики, направление госинвестиций на развитие конкуренции.

В Указе обозначены направления государственной политики, с помощью которых органы исполнительной власти намерены создавать условия для развития конкуренции и предотвращения образования монополий. К таким мерам относятся: поддержка малого и среднего предпринимательства, сокращение доли государственного сектора, расширение ассортимента товаров и услуг, развитие биржевой торговли, обеспечение прозрачности государственных закупок. Как показывают исследования, проблемы в этих областях назревали давно и стали практически хроническими.

Так, в настоящее время ассортимент товаров и услуг в России весьма ограничен, в том числе решением властей. В 2014 г. президент подписал Указ о запрете поставок в Россию рыбы, мяса, овощей, орехов и молочных продуктов из США, Канады, Евросоюза и Норвегии. Позже были запрещены поставки продуктов из ряда европейских стран и Украины. В октябре 2017 г. перечень запретов был расширен: Россия запретила ввоз живых свиней и субпродуктов крупного рогатого скота из стран, попавших в список [5].

Из-за санкций поставки импортного продовольствия сократились в два раза, за время эмбарго, число россиян, которые заявили, что качество мяса и молока ухудшилось, выросло с 8 % до 15 % с конца 2015 г. до лета 2017 г. Кроме того, эмбарго привело к росту цен на отдельные виды продуктов [5].

Что касается доли госкомпаний, то в 2013 г. минэкономразвития России оценивало долю государственного сектора в России в 50 % ВВП. Тогда же ведомство планировало снижение этого показателя до 20 % к 2018 г. [3].

К концу 2015 г. доля госсектора в России выросла до 70 % ВВП, по данным ФАС. Крупнейшей сделкой в госсекторе за последние годы стал переход частной нефтекомпании «Башнефть» сначала в государственную собственность, а затем - компании «Роснефть». А в 2017 г. рост государственного сектора продолжился - преимущественно в банковской сфере.

Систематическое реформирование системы госзакупок так и не решило в полной мере проблему прозрачности. Например, в конце ноября 2017 г. подписано постановление, в соответствии с которым госкомпании могут не раскрывать исполнителей госконтрактов. Заказчикам достаточно будет разместить в единой информационной системе сведения об итогах закупки и цене. По данным «Национального рейтинга прозрачности закупок», за последние три года государство потеряло на госзакупках больше 557 млрд рублей.

Малый и средний бизнес, который призван формировать полноценную, здоровую конкурентную среду, переживает не лучшие времена. Несмотря на увеличение в период с 2016 г по 2017 гг. числа субъектов МСП на 7,3 %, доля малого и среднего бизнеса в ВВП в России остается неизменным и составляет

20 %, а доля занятых - порядка 25 %, причем продолжает расти неформальная занятость, в свою очередь в ЕС этот показатель достигает 60-70 %.

При этом эксперты отмечают, что реального роста субъектов МСП не произошло: крупные компании перевели часть своих подразделений в малые и средние предприятия в связи с налоговыми льготами, а также в 2015 г. была удвоена максимальная выручка, при которой компания считается средним бизнесом. В результате существенная доля прежде крупных компаний стали средними.

Как показывают последние события, Биржевая торговля различными товарами постепенно развивается. Например, в декабре 2017 г. на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже были запущены торги удобрениями, однако торговля велась лишь одним видом удобрений. На этой же бирже ранее запустили торги нефтепродуктами. В субъектах федерации открываются «лесные биржи», где региональные предприятия могут продавать древесину [5]. При этом, аналитики Центра стратегических разработок в последнем докладе отмечали «глубокую депрессию» финансового рынка в России. Биржевой рынок в России становится все более спекулятивным и инвестиционные операции с него вытесняются.

Таким образом, своевременность Указа не подлежит сомнению, а утвержденный Национальный план развития конкуренции в России на 2018-2020 гг. позволит решить первоочередные задачи и достигнуть заявленные цели.

Библиографический список:

1. Горелова Е. Малого бизнеса в России стало больше. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2017/06/02/692693-malogo-biznesa-bolshe (дата обращения 27.02.2018).

2. Доклад ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (за 2007 год). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/596479 (дата обращения 27.02.2018)

3. Мереминская Е. Государство и госкомпании контролируют 70 % российской экономики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/artides/2016/09/29/658959-goskompanii-kontroliruyut-ekonomiki (дата обращения 27.02.2018).

4. Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71739482/ (дата обращения 27.02.2018).

5. Шамина О., Козловский С. Путин выступил за конкуренцию на рынке: а что было до сих пор? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/features-42448329 (дата обращения 27.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.