Научная статья на тему 'Государственное регулирование экономических процессов (на примере агропромышленного комплекса)'

Государственное регулирование экономических процессов (на примере агропромышленного комплекса) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горчакова Т. В.

Уровень развития агропромышленного производства во многом определяет уровень экономической безопасности страны. Государство контролирует развитие и создает условия для экономического роста в данной отрасли. В статье рассмотрены правовые основы экономического воздействия государства на агропромышленное производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование экономических процессов (на примере агропромышленного комплекса)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА)

© Горчакова Т.В.*

Институт микроэкономики, г. Москва

Уровень развития агропромышленного производства во многом определяет уровень экономической безопасности страны. Государство контролирует развитие и создает условия для экономического роста в данной отрасли. В статье рассмотрены правовые основы экономического воздействия государства на агропромышленное производство.

Ключевые слова- государственное регулирование, агропромышленное производство, государственная поддержка.

Россия традиционно считалась и считается аграрной страной, вместе с тем, сельское хозяйство является болевой точкой российской экономики. Вопросы государственного регулирования деятельности агропромышленного комплекса и государственной поддержки сельских товаропроизводителей всегда были в центре внимания российских органов власти - как центральной, так и на местах. С переходом к рыночной экономике в нашей стране произошел пересмотр роли государства в АПК: с 1991 по 1996 годы государственное вмешательство не осуществлялось. Но стало очевидно, что без господдержки сельское хозяйство ввиду специфики его функционирования и развития в стране с континентальным климатом (в условиях рискованного земледелия) существовать не может. В результате был принят Федеральный закон от 14 июля 1997 года № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» (далее - Закон), которым установлены правовые основы экономического воздействия го -сударства на агропромышленное производство.

В соответствии со ст. 1 Закона государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно - техническое обслуживание и материально - техническое обеспечение агропромышленного производства [1].

Задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются [1]:

- стабилизация и развитие агропромышленного производства;

- обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации;

* Аспирант.

- улучшение продовольственного обеспечения населения;

- поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;

- сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности;

- защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

В соответствии со ст. 2 Закона основными направлениями государственного регулирования агропромышленного производства являются [1]:

- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

- финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

- защита интересов отечественных производителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

- развитие социальной сферы села;

- иные направления, определенные законодательством Российской Федерации.

С момента принятия данного Закона усиливается государственное регулирование не только процесса реформирования аграрного сектора (в соответствии с ранее принятым Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 565 «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе»), но и экономики агропромышленного производства вообще.

Был принят Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», утверждена постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Позитивным результатом был стимул для развития сельскохозяйственного производства по трем основным направлениям:

- ускоренное развитие животноводства;

- стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК;

- обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.

Для финансирования мероприятий по государственной поддержке агропромышленного производства используются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. При этом объем средств федерального бюджета, направляе-

мых на поддержку и развитие агропромышленного производства, предусматривается в федеральном бюджете отдельным разделом и отдельной строкой в других разделах бюджета. Законом определены рамочные направления использования средств различных бюджетов. Для определения размера потребности в средствах государственной поддержки при формировании федерального бюджета Правительство РФ ежегодно направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации информацию о положении дел в агропромышленном производстве.

Законом «О государственном регулировании агропромышленного производства» предусмотрена возможность разработки государственных (федеральных целевых и региональных целевых) программ развития агропромышленного производства, которые разрабатываются, утверждаются и финансируются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

Отдельными направлениями, по которым осуществляется государственная поддержка сельских товаропроизводителей, являются также:

1. Государственное регулирование формирования и функционирования рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия (товаропроизводителям гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия).

2. Участие государства в регулировании залоговых операций, связанных с залогом сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия осуществляется в следующих формах: выделение бюджетных ресурсов; кредитование; выделение бюджетных ассигнований или кредитование компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке в собственность государства. Приобретенные в собственность государства заложенные сельскохозяйственные продукция, сырье и продовольствие используются для проведения государственных товарных интервенций, формирования государственных продовольственных фондов и иных целей.

3. Проведение государством закупочных и товарных интервенций (для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия).

4. Возможность предоставления субсидий, дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств федерального бюджета.

5. Государственное регулирование кредитования агропромышленного производства, при осуществлении которого из средств федерального бюджета выделяются средства для:

- краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;

- долгосрочного кредитования агропромышленного производства;

- залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

- авансирования закупок сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

- лизинга в сфере агропромышленного производства;

- предоставления кредитным кооперативам, более 50 % уставного капитала которых принадлежит юридическим и физическим лицам, занятым в агропромышленном производстве, долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала.

6. Установление особой системы расчетов в агропромышленном производстве.

7. Государственное регулирование страхования в сфере агропромышленного производства: при страховании урожая сельскохозяйственных культур сельхозпроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50 % страховых взносов, остальные 50 % страховых взносов уплачиваются страховщикам за счет средств федерального бюджета. Правительство РФ может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам. Страховые организации, осуществляющие страхование урожая сельскохозяйственных культур с участием средств федерального бюджета, обязаны перестраховать часть рисков по этому виду страхования (доля таких рисков устанавливается Правительством РФ). Господдержка страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей возлагается на государственных агентов, определяемых Правительством РФ.

8. Государственная поддержка основных направлений науки и научной деятельности в сфере агропромышленного производства (фундаментальные и прикладные научные исследования; государственные программы в области развития науки и осуществления научной деятельности; подготовка, повышение квалификации и переквалификации специалистов в соответствующих учебных заведениях; деятельность служб консультации и информации).

9. Государственная поддержка при осуществлении лизинговых операций (лизинг в сфере агропромышленного производства с участием государства осуществляют юридические лица, уполномоченные на то Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ). Перечень имущества, являющегося предметом лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия лизинга в части обеспечения агропромышленного производства, определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Ценовая политика государства в агропромышленном секторе экономики осуществляется посредством (в ряде случаев в целях регулирования рынка продукции и поддержки товаропроизводителей) гарантированных и целевых (нормативных индикаторов) цен. А также, для организаций пер-

вичной переработки сельскохозяйственной продукции, производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса, занимающих доминирующее положение, может применяться регулирование цен в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Законом введен институт государственных агентов, осуществляющих государственное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, формирование и организацию использования федерального продовольственного фонда, координацию действий органов государственной власти в сфере агропромышленного производства.

Регулирующая роль государства в сфере агропромышленного производства проявилась наиболее рельефно - именно сельские товаропроизводители получили реальную поддержку в виде различных налоговых льгот и преимуществ. На сегодняшний день существуют значительные льготы для предпринимателей аграрной сферы, а именно: льготная ставка НДС, применение специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога, нулевая ставка по налогу на прибыль и т.д.

Законом предусмотрен ряд мер по государственному регулированию внешнеэкономической деятельности в сфере агропромышленного производства: установлено, что экспорт и импорт сельскохозяйственных продук-ции, сырья и продовольствия осуществляются с учетом необходимости защиты интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. В соответствии с нормами международного права и федеральными законами в интересах продовольственной безопасности нашей страны Правительство РФ принимает меры:

- защитного, протекционистского характера в случаях, когда насыщение рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия может обеспечиваться за счет отечественного производителя или импорт приводит к ухудшению состояния его отраслей, снижению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- по стимулированию экспорта сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, если это не нарушает стабильности внутреннего рынка.

Защитные меры принимаются в форме количественных ограничений и введения таможенных пошлин до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения существенного ущерба или предотвращения угрозы его причинения [1].

В качестве конкретной меры государственного регулирования в этой области могут использоваться так называемые пороговые цены (их порядок и условия введения и применения устанавливает Правительство РФ), на основе которых определяются таможенные пошлины. Пороговая цена

рассчитывается иа основе цен на отдельные виды сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, сложившихся на внутреннем рынке Российской Федерации.

В порядке государственного регулирования часть средств, полученных от уплаты импортных и экспортных таможенных пошлин и других, приравненных к ним, платежей на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, предусмотрено направлять на государственную поддержку агропромышленного производства.

Предусматривается расширение научно-технических и экономических отношений в агропромышленном комплексе со всеми странами мира.

Таким образом, можно сделать вывод, что в отношении агропромышленного сектора экономики законодательством установлен целый комплекс мер, призванных обеспечить благоприятные условия для расширенного воспроизводства.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 14 июля 1997 года № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства».

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО СЕКТОРА

© Грекова А.Д.*

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, г. Санкт-Петербург

В статье приведены основные принципы государственного регулирования мирового рынка телекоммуникационных услуг, а также выделены общие задачи проводимых реформ. Ключевые слова: телекоммуникации, регулирование, реформирование.

Демонополизация сферы телекоммуникаций вызывает необходимость создания новой формы организации телекоммуникационного рынка. Важным моментов при этом становится институт регулирования. Добросовестная конкуренция на рынке телекоммуникаций отвечает общественным интересам, так как побуждает операторов связи работать более эффективно и, постоянно расширяя ассортимент услуг, снижать на них тарифы. Поэтому достижение добросовестной конкуренции в этой сфере - важная государственная задача. Таким образом, основные цели регулирования рынка связи

* Аспирант кафедры Мировой экономики и международного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.