Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТ / GOVERNMENT REGULATION / BUDGET SYSTEM / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Собко К.Ю.

Представленная статья является попыткой объяснения субстанциональной области государственного регулирования бюджетной системы в контексте современных условий развития бюджетного федерализма и таргетирования финансовой системы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF THE BUDGETARY SYSTEM

Presented article is an attempt at explanation of substancionalnoj area of the State regulation of the budgetary system in the context of current conditions of development fiscal federalism and targeting the country's financial system.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 332

Собко К.Ю. студент магистратуры ТИУ Институт сервиса и отраслевого управления научный руководитель: Шестаков С.А.

Россия, г. Новый Уренгой ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ

СИСТЕМЫ

Аннотация: Представленная статья является попыткой объяснения субстанциональной области государственного регулирования бюджетной системы в контексте современных условий развития бюджетного федерализма и таргетирования финансовой системы страны.

Ключевые слова: государственное регулирование, бюджетная система, бюджет.

Sobko K. Yu. student of a magistracy TIU Institute of service and branch management

Russia, Novy Urengoy Research supervisor: Shestakov S.A.

Russia, Novy Urengoy STATE REGULATION OF THE BUDGETARY SYSTEM

Abstract: Presented article is an attempt at explanation of substancionalnoj area of the State regulation of the budgetary system in the context of current conditions of development fiscal federalism and targeting the country's financial system.

Keywords: government Regulation, budget system, budget.

В настоящее время государственное регулирование бюджетной системы становится одной из важнейших сфер экономического аспекта публичной власти. В последнее время в общественной дискуссии о вариантах контроля и повышения эффективности бюджетной системы России всё яснее проявляется поддержанное и Президентом Российской Федерации, и Правительством страны направление, которому не находилось места ни в официальных документах, изданных в минувшие два десятилетия, ни в публичных выступлениях лиц, принимающих политические решения. Имеется в виду постановка вопроса о необходимости государственного вмешательства в систему формирования бюджетных отношений и его возможных пределах [6].

В то же время определение оптимальной структуры вмешательства государства в бюджетный процесс на различных уровнях федерального устройства - представляет собой сложную многоплановую задачу, решение которой лежит в плоскости использования современных концепций инициативного бюджета и применения эффективного инструментария.

БК РФ содержит формулировку трехуровневой бюджетной системы: 1)

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных доходов; 2) субъекты Российской Федерации; 3) местные бюджеты [1].

Данное построение бюджетной системы отражает иерархию между ними и взаимосвязь всех бюджетов. При этом нет прямой связи федерального бюджета с местными бюджетами. Но создана возможность управления со стороны вышестоящих уровней по отношению к нижестоящим [2, ^ 661].

На сегодняшний день трудности регулирования бюджетной системы РФ заключаются в «провалах» механизма мониторинга и неадекватности методик оценки бюджетной потребности регионов, индивидуализированный подход к отдельным субъектам Федерации, конфликте между регионами по вопросам, связанным с объемами налоговых отчислений и получения поддержки из федерального бюджета, отсутствии четких границ расходных полномочий и наличии «не финансируемых мандатов», финансовой недостаточности местных бюджетов для решения местных вопросов, других противоречиях бюджетной системы. Все эти проблемы становятся преградой эффективной деятельности бюджетной системы Российской Федерации и могут быть устранены только лишь посредством совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации.

Вышеизложенное связано с тем, что регулирующий механизм государства с течением времени ослабевает и порождает диспропорции, экономические и социальные потери, коррупцию и не эффективное использование бюджетных средств. Следовательно, только регулятивными действиями не решить вопросы социальной направленности и результативности бюджетной системы. Поэтому механизм регулирования необходимо корректировать и подстраивать под современные требования информационного и глобализационного характера, а это способно осуществить только государство, которое и контролирует распорядителей бюджетных средств, добиваясь эффективности, справедливости и стабильности в функционировании всей системы бюджетов [3].

Можно говорить о том, что существующие недостатки в области регулирования бюджетной системы со стороны государства еще не полностью нивелированы, требуют постоянного мониторинга со стороны органов контроля.

Между тем, безусловно, в системе обеспечения нормативного регламента государственного регулирования бюджетной системы в РФ имеется положительные сдвиги, выбран курс на прозрачность и открытость составляющих, в то же время ужесточена ответственность для распорядители и администраторов бюджета. Хочется надеяться, что проект обновленного Бюджетного Кодекса РФ, в котором будут учтены все актуальные вопросы регулирования бюджетной системы будет принят в 2019 году и это окажет положительное влияние на снижение объемов нарушений в бюджетной системе и позволят повысить эффективность бюджетного финансирования.

Обобщая исследование можно сделать следующие выводы: рассуждать о достаточности опыта реформ и формировании оптимальной системы

регулирования бюджетной системы в РФ преждевременно. Несмотря на имеющиеся ошибки и негативные факты в процессе государственного контроля данной системы, наличие и признание недостатков, постоянный мониторинг исполнения бюджетов на различных уровнях власти приводят к положительному эффекту- поиску наиболее эффективных и продуманных процедур контроля и мониторинга, а самое главное к пониманию необходимости принятия нового Бюджетного Кодекса РФ, что позволит сбалансировать бюджетную систему как институт.

Базовая идея современного этапа реформирования бюджетной системы в контексте государственного регулирования заключается в нахождении баланса между интересами публично-правовыми и экономическими, требуется разработка универсальных, эффективных и в то же время достаточно простых механизмов, предусматривающих предотвращение недобросовестных действий внутри самой бюджетной системы.

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации : [федеральный закон: принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. : ред. от 15.04.2019] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.06.2019).

2. Блохина И.М. Основные направления бюджетной политики Российской Федерации / И.М. Блохина // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: Сборник статей по материалам 71 -й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2015 год / Ответственный за выпуск А.Г. Кощаев. - 2016. - С. 660-661.

3. Болтинова О. В. Системность в налоговом и бюджетном праве Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 7.

4. Вершило Т. А. К вопросу об устойчивости бюджетной системы как основы финансовой безопасности государства//Финансовое право. 2016. № 8

5. Мамедова Н.А., Байкова А.Н., Трушанова О.Н. Управление государственными и муниципальными финансами: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 399 с.

6. Омелёхина Н.В. Бюджетная система российской федерации в системе институтов финансовой безопасности государства //Журнал российского права. 2017.№7.

7. Черепкова Т.Н., Плотников А.Г. Управление государственными и муниципальными финансами: курс лекций / Т. Н. Черепкова, А. Г. Плотников. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2016. - 149 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.