Научная статья на тему 'Финансово-правовые инструменты предоставления юридическим и физическим лицам субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации'

Финансово-правовые инструменты предоставления юридическим и физическим лицам субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
979
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБСИДИИ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / СУБСИДИИ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ / СУБСИДИИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ / БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО / SUBSIDIES / BUDGET / BUDGET SYSTEM / GRANTS TO INDIVIDUALS / SUBSIDIES TO LEGAL ENTITIES / BUDGET LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Инга Вадимовна

В статье рассматриваются и анализируются финансово-правовые инструменты предоставления юридическим и физическим лицам субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На основе анализа условий предоставления субсидии, автор приходит к выводу, что несмотря на тот факт, что регулирование отношений между участниками отношений по предоставлению субсидий осуществляется посредством подписания гражданско-правового документа (договора), содержание договора, его основные, ключевые составляющие установлены нормами Бюджетного кодекса РФ и отражают принципы регулирования бюджетных правоотношений по осуществлению бюджетных расходов. Автор полагает, что договор (соглашение) на предоставление субсидий является бюджетно-правовой формой предоставления бюджетных средств, имеющий специфические особенности, заключающиеся в том, что он содержит обязательные финансово-правовые механизмы (контроль, возврат, предоставление отчетности), обусловленные публичной природой предоставляемых юридическим и физическим лицам бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL INSTRUMENTS WHICH PROVIDE LEGAL ENTITIES AND INDIVIDUALS SUBSIDIES FROM BUDGETS OF THE BUDGETARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Financial and legal instruments which provide legal entities and individuals subsidies to budgets of the budgetary system of the Russian Federation are examines and analyzed in the article. Based on the analysis of the terms of the grant, the author comes to the conclusion that despite the fact that the regulation of relations between participants of relations on the provision of subsidies through the conclusion of civil-legal document (contract) the contents of the Treaty, its key provisions are regulated by the Budgetary code of the Russian Federation and reflect the principles of the regulation of budgetary relations in the implementation of budgetary expenses. The author believes that the contract (agreement) for budget subsidies is a legal form of granting of budgetary funds, it has specific characteristics, namely that it includes special financial and legal mechanisms (control, return, reporting), due to the public nature of the legal entities and individuals providing them budget assets

Текст научной работы на тему «Финансово-правовые инструменты предоставления юридическим и физическим лицам субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина(МГЮА)

ft

L

Инга Вадимовна ПЕТРОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) petrova-lnga.8SS@yandex.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

финансово-правовые инструменты предоставления юридическим и физическим лицам субсидий из бюджетов бюджетной системы российской федерации

Аннотация. В статье рассматриваются и анализируются финан-сово-правовые инструменты предоставления юридическим и физическим лицам субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На основе анализа условий предоставления субсидии, автор приходит к выводу, что несмотря на тот факт, что регулирование отношений между участниками отношений по предоставлению субсидий осуществляется посредством подписания гражданско-правового документа (договора), содержание договора, его основные, ключевые составляющие установлены нормами Бюджетного кодекса РФ и отражают принципы регулирования бюджетных правоотношений по осуществлению бюджетных расходов. Автор полагает, что договор (соглашение) на предоставление субсидий является бюджетно-правовой формой предоставления бюджетных средств, имеющий специфические особенности, заключающиеся в том, что он содержит обязательные финансово-правовые механизмы (контроль, возврат, предоставление отчетности), обусловленные публичной природой предоставляемых юридическим и физическим лицам бюджетных средств.

Ключевые слова: субсидии, бюджет, бюджетная система, субсидии физическим лицам, субсидии юридическим лицам, бюджетное право.

DOI: 10.17803/2311 -5998.2017.36.8.056-065

©И. В. Петрова, 2017

/. V. PETROVA,

PhD, Associate Professor of the Financial Law Department of the Kutafin Moscow

State Law University (MSAL) petrova-inga.888@yandex.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

FINANCIAL INSTRUMENTS WHICH PROVIDE LEGAL ENTITIES AND INDIVIDUALS SUBSIDIES FROM BUDGETS OF THE BUDGETARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Review. Financial and legal Instruments which provide legal entities and individuals subsidies to budgets of the budgetary system of the Russian Federation are examines and analyzed in the article. Based on the analysis of the terms of the grant, the author comes to the conclusion that despite the fact

Петрова 1/1. В.

I УНИВЕРСИТЕТА Финансово-правовые инструменты предоставления именио.е. кутаФина(мгюа) юридическим и физическим лицам субсидий из бюджетов...

that the regulation of relations between participants of relations on the provision of subsidies through the conclusion of civil-legal document (contract) the contents of the Treaty, its key provisions are regulated by the Budgetary code of the Russian Federation and reflect the principles of the regulation of budgetary relations in the implementation of budgetary expenses. The author believes that the contract (agreement) for budget subsidies is a legal form of granting of budgetary funds, it has specific characteristics, namely that it includes special financial and legal mechanisms (control, return, reporting), due to the public nature of the legal entities and individuals providing them budget assets.

Keywords: subsidies, budget, budget system, grants to individuals, subsidies to legal entities, budget law.

Существенное институциональное значение в настоящее время приобретают правовые отношения по предоставлению средств из бюджетов бюджетной системы в форме субсидий: они предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Исследование бюджетно-правовых механизмов, порядка и особенностей предоставления бюджетных средств в форме субсидии предполагает систематизацию отношений по субъектному составу. Основываясь на нормах бюджетного законодательства1, необходимо классифицировать в зависимости от субъектного состава отношения, возникающие между:

— юридическими лицами, в том числе федеральными унитарными предприятиями (за исключением государственных учреждений), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг и соответствующими органами федеральной государственной власти по поводу предоставления субсидий из федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

— юридическими лицами, в том числе государственными унитарными предприятиями (за исключением государственных учреждений), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг и органами государственной власти субъектов РФ по поводу предоставления субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации — в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним

См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Ст. 78 // СЗ РФ 1998. №31. Ст. 3823.

Ш □

S

ПРОЦЕСС

'И ^^ 1

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

— юридическими лицами, в том числе муниципальными унитарными предприятиями (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг и органами местного самоуправления по поводу предоставления субсидии из местного бюджета — в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Согласно ст. 78 БК РФ нормативные акты Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

— категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

— цели, условия и порядок предоставления субсидий;

— порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

— порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

— положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Порядок, условия предоставления субсидии юридическому лицу конкретизированы, например, в постановлении Правительства РФ от 30.12.2011 № 1212 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям, региональным унитарным предприятиям, не являющимся российскими авиакомпаниями, части затрат на уплату лизинговых или арендных платежей за воздушные суда, получаемые указанными организациями по договорам лизинга или аренды для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок»2.

Одним из условий предоставления субсидии является наличие государственной гарантии субъекта Российской Федерации или банковской гарантии российской кредитной организации, обеспечивающей надлежащее исполнение российской компанией (региональным унитарным предприятием) своих обязательств по договору о предоставлении субсидии.

2 СЗ РФ. 2012. № 5. Ст. 596.

"Т^ЕСТНИК Петрова И. В. __

Ш МунцВЕРСИТЕТА Финансово-правовые инструменты предоставления

именио.е. кутафина(мгюа) юридическим и физическим лицам субсидий из бюджетов^

В соответствии с БК РФ договор о предоставлении субсидии содержит:

а) обязательство российской компании (регионального унитарного предприятия) по возврату в федеральный бюджет полученной субсидии в 30-дневный срок со дня получения требования Федерального агентства воздушного транспорта о возврате в следующих случаях:

— установление по итогам проверок, проведенных Агентством, а также иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, факта нарушения условий предоставления субсидии;

— нарушение компанией (региональным унитарным предприятием) условий договора;

б) обязательство российской компании (регионального унитарного предприятия) по предоставлению в течение 1 месяца со дня заключения договора о предоставлении субсидии в Федеральное агентство воздушного транспорта копии договора о предоставлении государственной гарантии субъекта Российской Федерации или банковской гарантии российской кредитной организации;

в) обязательство Агентства по перечислению российской авиакомпании (региональному унитарному предприятию) субсидии, возникающее только после предоставления указанной гарантии;

г) обязательство российской авиакомпании (регионального унитарного предприятия) по представлению в Агентство отчетности российской авиакомпании (регионального унитарного предприятия) об осуществлении расходов, источником которых являются субсидии, по форме и в сроки, которые установлены договором о предоставлении субсидии, а также отчета о результатах эксплуатации приобретенных воздушных судов с указанием налета, занятости кресел, пассажиропотока и маршрутов перевозки;

д) обязательство компании (регионального унитарного предприятия) по представлению в Агентство не позднее чем за 120 дней до окончания срока действия договора о предоставлении государственной гарантии субъекта Российской Федерации или банковской гарантии российской кредитной организации копии вновь заключенного договора о предоставлении соответствующей государственной гарантии субъекта Российской Федерации или банковской гарантии российской кредитной организации со сроком действия не менее 1 года со дня его заключения;

е) размер субсидии, условия, цели и порядок предоставления субсидии;

ж) сроки перечисления субсидии;

з) обязанность Федерального агентства воздушного транспорта и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, проводить проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, а так- е же согласие получателей субсидий на проведение таких проверок; н

и) запрет приобретения за счет полученных из федерального бюджета средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплек- ш тующих изделий, а также иных операций, связанных с достижением целей предоставления субсидий. процесс

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

Последний пункт отражает изменения бюджетного законодательства3 и с 2016 г. является обязательным условием договора о предоставлении субсидии, так как п. 5.1 ст. 78 БК РФ предусматривает подобный запрет. Названные условия, вернее — необходимые элементы договора о предоставлении субсидии коррелируют с нормами бюджетного законодательства.

Приведенное сравнение позволяет сделать вывод о том, что хотя регулирование отношений между названными выше субъектами осуществляется посредством подписания гражданско-правового документа (договора), содержание договора, его ключевые составляющие установлены нормами Бюджетного кодекса РФ и отражают принципы регулирования бюджетных правоотношений по осуществлению бюджетных расходов.

Следует отметить, что в научной литературе высказывается спорное мнение о том, что соглашения о предоставлении субсидии бюджетным и автономным учреждениям по своей природе являются не гражданско-правовыми актами, а административным ненормативным актом. Аргументируется это тем, что при заключении соглашений стороны не имеют свободы выбора (свободного волеизъявления). В то же время договоры по предоставлению субсидии юридическим, физическим лицам определяются как гражданско-правовые — договоры пожертвования, так как есть право отказаться от предоставления средств (582 ГК РФ)4.

Однако в финансово-правовой науке высказывается и противоположное мнение о том, что отношения по предоставлению бюджетных субсидий юридическим, физическим лицам недостаточно понимать как гражданско-правовые, с применением метода правового регулирования. Обращается внимание на то, что несмотря на доминирование в отрасли права императивного метода правового регулирования отношений, в отдельных случаях применяется и диспози-тивный метод5.

Причем в литературе указывается на расширение в финансовом праве пределов диспозитивного метода правового регулирования при использовании органами государственной власти и местного самоуправления бюджета как части казны в рамках партнерского взаимодействия с частными субъектами6. Это положение отражено в п. 6 ст. 78 БК, закрепляющем, что субсидии могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными соглашениями о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном законодательством РФ о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашениях.

3 Федеральный закон от 15.02.2016 № 23-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 7. Ст. 911.

4 См., например: Ильин А. В. Разрешение судами споров, возникающих по поводу распределения бюджетных средств. М., 2011. С. 87.

5 См., например: Горлова Е. Н. Публично-правовые аспекты договора в финансовом праве // Налоги и финансовое право. 2009. № 12. С. 246.

6 См.: Финансовое право : учеб. пособие / под ред. М. В. Кустовой, Н. А. Шевелевой. СПб., 2014. С. 21.

в

ЕСТНИК Петрова И В.

УНИВЕРСИТЕТА Финансово-правовые инструменты предоставления

имени о.Е.кугаФина(мгюА) юридическим и физическим лицам субсидий из бюджетов...

В отношении приведенного мнения об административной природе исследуемого договора следует указать на наличие случаев заключения договора в силу прямого указания закона, однако от этого договор не перестает быть

договором7.

По мнению С. С. Курбатовой, специфика соглашения о субсидировании, заключение которого является обязательным, объясняется характером предоставляемых средств, а относительно государственных (муниципальных) предприятий — их правовым статусом8.

Публичность договора рассмотрена с различных позиций; так, гражданско-правовой природе отношений противопоставлена концепция публичного договора. М. И. Брагинский указывает, что конструкция договора применяется в различных отраслях права9. В то же время М. В. Кустова предлагает рассматривать договоры о предоставлении субсидий как основные публичные договоры, отношения в рамках которых нуждаются в базовой публично-правовой регламентации, с применением норм гражданского законодательства10.

Сказанное позволяет заключить, что важным, отражающим финансово-бюджетную основу договора является то, что этим договором обязательно устанавливается порядок возврата субсидии, использованной не по целевому назначению; другим отличительным содержательным элементом договора является условие о согласии «получателя» средств на проведение контроля и предоставление отчетности об использовании средств. Из приведенного примера видно также, что договор заключается при предоставлении государственной гарантии, которая является публичной и, как следствие, финансово-правовым инструментом. Таким образом, содержание договора о предоставлении субсидии включает в себя финансово-бюджетные институты: институт контроля за расходованием бюджетных средств, институт государственной гарантии и составляющей бюджетный процесс бюджетной отчетности (бюджетный учет).

Министерство финансов РФ выделяет отношения, регулируемые региональным законодательством, по предоставлению субсидий между казенным учреждением (уполномоченной организацией) и юридическими лицами11.

Подобная новелла обосновывается правовым статусом казенного учреждения. Казенное учреждение создается для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реали-

е

гп

Например, согласно ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник заключает охранное обязательство.

См.: Курбатова С. С. Проблемы правовой природы договора о субсидировании // Акту- Й

альные проблемы российского права. 2015. № 4. С. 23.

Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. М., 2003. Кн. 1 : Общее положение. С. 15. о См.: Кустова М. В. Договоры о предоставлении средств бюджета: проблемы природы и правового регулирования // Договоры в публичном праве : сб. науч. ст. / под ред.

Е. В. Гриценко, Е. Г. Бабелюк. М., 2009. С. 245. ш См.: письмо Минфина России от 28.03.2016 № 02-0407/17142 «О предоставлении казенным учреждениям субсидий юридическим лицам» // СПС «КонсультантПлюс». процесс

7

8

9

10

11

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

зации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов); финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ). В соответствии со ст. 221 БК РФ бюджетная смета является документом, устанавливающим в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению функций казенного учреждения.

Предметная составляющая договорных отношений характеризуется ст. 70 БК РФ, в которой закреплено, что казенные учреждения в пределах доведенных им на обеспечение выполнения функций лимитов бюджетных обязательств могут осуществлять расходы:

— на оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработанную плату) работников органов государственной власти;

— оплату поставок товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

— уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

— возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Таким образом, казенным учреждениям предоставлено право заключать от имени субъекта Российской Федерации договор о предоставлении субсидии юридическому лицу в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченным лицом.

Подобные акты приняты в настоящее время не во всех субъектах Российской Федерации. Например, постановлением Правительства Калининградской области от 18.03.2016 № 134 «О внесении изменений и дополнения в постановление Правительства Калининградской области от 10 декабря 2015 года № 703» установлен порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета российским юридическим лицам, зарегистрированным на территории Калининградской области, на компенсацию части затрат на перевозку железнодорожным транспортом общего пользования готовых товаров, произведенных на территории Калининградской области, на территорию Российской Федерации. В частности, установлено, что субсидии предоставляются на основании договора о предоставлении субсидии, заключаемого от имени Калининградской области государственным казенным учреждением Калининградской области «Информационно-расчетный центр» (уполномоченная организация), находящимся в ведении и непосредственном подчинении уполномоченного органа12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из условий заключения договора на предоставление субсидий является подача документов согласно перечню, установленному нормативным правовым

12 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 23.03.2016.

в

ЕСТНИК Петрова И В.

УНИВЕРСИТЕТА Финансово-правовые инструменты предоставления

имени о.Е.кугаФина(мгюА) юридическим и физическим лицам субсидий из бюджетов.

актом субъекта РФ. В указанном субъекте названным актом исключена справка налогового органа об отсутствии у российского юридического лица задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, выдаваемая не позднее 10 рабочих дней до дня ее представления в уполномоченную организацию. Подобное положение представляется обоснованным, так как бюджетная субсидия предоставляется в рамках бюджетного правоотношения, и юридические лица в соответствии с БК РФ являются объектами финансово-бюджетного контроля в части использования предоставленной субсидии, к которым могут применяться бюджетные меры государственного принуждения.

Продолжая исследование «правовых инструментов» реализации правоотношений по предоставлению субсидий, следует выявить правовой порядок их предоставления в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Отметим, что субсидии предоставляются на социально-значимые направления, на развитие экономического сектора13.

Законом Липецкой области от 14.12.2015 № 468-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год»14 определены условия предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение части затрат по организации занятости выпускников профессиональных образовательных организаций — в соответствии с подпрограммой «Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Липецкой области» государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения Липецкой области», утвержденной постановлением администрации области от 16.10.2013 № 46515. В соответствии с названным правовым актом существенными условиями предоставления субсидий являются: — наличие программы развития организации (включая программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала);

См., например: постановление Правительства Новгородской области от 23.06.2014 № 335 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат на создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью в 2014—2020 годах» // Новгородские ведомости (официальный выпуск). 2014. № 23 ; постановление Правительства Ставропольского края от 19.19.2011 № 412-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет бюджета Ставропольского края субсидий за реализованные объемы мяса крупного рогатого скота

нии государственной программы Липецкой области "Развитие рынка труда и содействие

е

гп

и молодняка крупного рогатого скота» // Ставропольская правда. 2011. № 269. □

Закон Липецкой области от 14.12.2015 № 468-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год». П. 109—111 // Липецкая газета. 2015. № 243, 246, 248, 250.

Постановление администрации Липецкой области от 16.10.2013 № 465 «Об утвержде-

занятости населения в Липецкой области"» // Липецкая газета. 2013. № 214. процесс

>

13

14

15

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

— заключение юридическим лицом с областным казенным учреждением — центром занятости населения — договора по организации занятости выпускников профессиональных образовательных организаций;

— отсутствие у юридического лица просроченной задолженности по платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды;

— отсутствие процедуры банкротства или ликвидации;

— отсутствие у юридического лица задолженности по выплате заработной платы перед персоналом.

При этом субсидия предоставляется на возмещение затрат юридического лица, понесенных на оплату труда работников из числа выпускников профессиональных образовательных организаций в течение конкретного (установленного) срока.

Еще одним значимым инструментом регулирования бюджетных субсидий стало принятие Федерального закона от 15.02.2016 № 23-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», которым в целях деофшоризации российской экономики установлен запрет:

— на предоставление государственной (муниципальной) поддержки в форме субсидий и бюджетных инвестиций, а также в форме государственных (муниципальных) гарантий иностранным юридическим лицам, в том числе зарегистрированным в офшорных зонах;

— получение указанной государственной (муниципальной) поддержки иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50 %.

По мнению Минфина России, установленный вышеуказанным федеральным законом запрет на предоставление субсидий и бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не распространяется на российские юридические лица, контролируемые офшорными компаниями косвенно (через других лиц)16.

Таким образом, приведенные примеры позволяют назвать характеризующие особенности, присущие субсидиям как денежным средствам, предоставляемым из бюджета юридическим, физическим лицам:

1) субсидии предоставляются на основании договора, заключенного с органами государственной власти РФ, субъекта РФ, органами местного самоуправления, а также казенным учреждением;

2) субсидии предоставляются на основе государственных и муниципальных целевых программ;

3) применяется возврат использованных не по назначению субсидий;

4) субсидии предоставляются при соблюдении условий, установленных нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

5) установлен запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации;

16 Письмо Минфина России от 20.04.2016 № 02-04-11/22896 // СПС «КонсультантПлюс».

"Т^ЕСТНИК Петрова И.В.

// ^ )УНИВЕРСИТЕТА Финансово-правовые инструменты предоставления

именио.Е.кугаФина(мгюА) юридическим и физическим лицам субсидий из бюджетов.

6) субсидия в форме государственной (муниципальной) гарантии не предоставляется иностранным компаниям, зарегистрированным в офшорной зоне, российским компаниям, доля участия офшорных компаний в уставном (складочном) капитале которых в совокупности превышает 50 %. Итак, выявленный порядок предоставления субсидий позволяет заключить, что договор (соглашение) является бюджетно-правовой формой предоставления бюджетных средств и имеет специфические особенности, заключающиеся в том, что он содержит обязательные финансово-правовые механизмы (контроль, возврат, предоставление отчетности), обусловленные публичной природой предоставляемых юридическим и физическим лицам бюджетных средств.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. — М., 2003. — Кн. 1 : Общее положение.

2. Горлова Е. Н. Публично-правовые аспекты договора в финансовом праве // Налоги и финансовое право. — 2009. — № 12.

3. Ильин А. В. Разрешение судами споров, возникающих по поводу распределения бюджетных средств. — М., 2011.

4. Курбатова С. С. Проблемы правовой природы договора о субсидировании // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 4.

5. Кустова М. В. Договоры о предоставлении средств бюджета: проблемы природы и правового регулирования // Договоры в публичном праве : сб. научных статей / под ред. Е. В. Гриценко, Е. Г. Бабелюк. — М., 2009.

6. Финансовое право : учеб. пособие / под ред. М. В. Кустовой, Н. А. Шевелевой. — СПб., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.