Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ В КАПИТАЛЕ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ В КАПИТАЛЕ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / БАНК С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ / ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелкумян Т.А.

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования деятельности банковских учреждений с участием иностранного капитала в условиях нестабильной экономической ситуации. Автор приходит к выводу о необходимости повысить конкурентоспособность отечественной банковской системы, усилить контроль за деятельностью иностранных банков со стороны Центрального банка РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF BANKS WITH FOREIGN PARTICIPATION IN THE CAPITAL IN AN UNSTABLE ECONOMY

This article is devoted to consideration of the reasons of occurrence of bank risks. This topic is relevant now, as the banking risks affect the overall financial activities of any commercial bank.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ В КАПИТАЛЕ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

5.Зарубежный и российский опыт управления мотивацией персонала / И.Варданян. - "Кадровик. ру", 2011, N 3.

6.Володина А. С. Сравнительная характеристика японского, американского и европейского менеджмента // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 1.

УДК 336.71

Мелкумян Т.А. студент магистратуры Финансовый университет при правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ В КАПИТАЛЕ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности государственного регулирования деятельности банковских учреждений с участием иностранного капитала в условиях нестабильной экономической ситуации. Автор приходит к выводу о необходимости повысить конкурентоспособность отечественной банковской системы, усилить контроль за деятельностью иностранных банков со стороны Центрального банка РФ.

Ключевые слова: банковская система; банк с иностранным участием; Центральный банк РФ; открытая экономика.

Melkumyan T.

Finance University under the Government of the Russian Federation

Moscow

STATE REGULATION OF BANKS WITH FOREIGN PARTICIPATION IN THE CAPITAL IN AN UNSTABLE ECONOMY

Abstract: This article is devoted to consideration of the reasons of occurrence of bank risks. This topic is relevant now, as the banking risks affect the overall financial activities of any commercial bank.

Keywords: banking system; foreign bank; Central Bank of the Russian Federation; open economy.

Сравнение достигнутых на сегодняшний день результатов развития российского банковского рынка с банковскими рынками ведущих мировых стран позволяет утверждать, что как по абсолютной его величине, так и по большинству других его характеристик вклад отечественной банковской системы в повышение эффективности функционирования экономического механизма, стимулирование экономического роста остается недостаточным.

Разработка и реализация подходов к регулированию деятельности банков с иностранным капиталом в России имеет также особую актуальность и

практическую значимость в связи с высокой степенью вовлеченности экономики нашей страны, ее финансового сектора в процессы глобализации мирохозяйственных связей, в том числе - в связи с участием нашей страны в ВТО.

Важным представляется также процесс увеличения доли банковских учреждений с участием иностранного капитала с точки зрения его влияния на экономическую безопасность нашей страны. Это связано с тем, что более мощные транснациональные банковские структуры, обладающие значительными конкурентными преимуществами (по объему банковских активов, сравнительной дешивизне кредитных ресурсов, способности широко диверсифицировать риски банковской деятельности и т.п.), могут добиться монополизации сектора банковских услуг, что отрицательно скажется на их качестве и стоимости, способности отечественного банковской системы обеспечивать стабильное кредитование развития реального сектора нашей экономики.

Не менее значимым является также и вопрос повышения эффективности деятельности банковского сектора в условиях отрицательной динамики макроэкономической конъюнктуры и введенных против экономики России финансово-экономических санкций. Очевидно, что в ближайшие несколько лет указанные условия сохранятся. В этих условиях банки с участием иностранного капитала, как правило, отличающиеся большей финансовой устойчивостью в сравнении с национальными кредитно-финансовыми институтами, служат гарантией стабильного функционирования банковского сектора, а также являются одним из важнейших каналов доступа к зарубежным финансовым ресурсам.

Целью проводимого исследования является анализ проблем и перспектив развития банков с иностранным участием в нестабильной экономике.

Приход иностранных банков в банковскую систему страны оказывает существенное влияние на сферу финансовых операций, кадровую политику, область финансового контроля. Излишне поспешное открытие рынка для иностранных банков может негативно отразиться на финансовой стабильности внутри страны, привести к росту неблагополучных активов в национальных банках.

Иностранные банки решают проблемы, в которых заинтересованы их акционеры, при этом интересы последних могут существенно отличаться от задач экономической политики государства. В отдельных случаях может возникнуть конфликт национальных экономических интересов и интересов иностранного банковского бизнеса, что приведет к вмешательству во внутренние дела и ослаблению национального суверенитета, особенно если владельцы иностранных банков из одного государства.

Угрозы значительного присутствия иностранного банковского капитала определяются вероятностью быстрого их выхода с рынка в периоды кризисов. В таких условиях центральные банки не в состоянии отрегулировать ситуацию, что приводит к системному кризису банковской системы. В КНР для предотвращения таких кризисных явлений введено ограничение, согласно которому иностранные банки в случае покупки национального банка не могут его продать в течение трех лет. В настоящее время обсуждается вопрос о продлении данного срока до пяти лет. Такой подход повышает интерес иностранных банков в долгосрочном развитии своих структур внутри страны.

Опыт многих стран показывает, что при финансовой открытости исключительную роль играет качество институциональной среды, регулирующей конкуренцию. Открытая и хорошо регулируемая финансовая система - залог эффективного преобразования накоплений (не только внутренних) в инвестиции и оптимального распределения ресурсов, то есть направления их в перспективные инновационные сектора экономики с разумными рисками.

Во многих странах основной регулируемый индикатор - доля иностранного капитала в суммарном акционерном капитале или в суммарном собственном капитале банковской системы. Разумеется, учитывается и количество банков с иностранным капиталом.

Увеличение доли нерезидентов в банковской системе Российской Федерации привело к полемике среди политиков, ученых и специалистов. Ряд экспертов в России опасаются, что контроль над банковским сектором может постепенно перейти к нерезидентам.

Другие эксперты считают, что даже в условиях, когда банковский сектор на 100% принадлежит нерезидентам, контроля со стороны центрального банка достаточно, чтобы банковская система выполняла задачи в интересах экономического развития страны. В подтверждение приводятся примеры стран ЦВЕ, в которых доля банковских активов, контролируемых иностранными банками, превышает 80%: Албания - 100%, Эстония и Латвия - по 98, Словакия - 97, Чехия - 95, Хорватия - 91, Босния - 91, Венгрия - 85, Болгария - 80%.

Третьи эксперты доказывают, что ключевые для страны три-четыре банка должны быть национальными, например, в Германии это Deutsche Bank, Commerzbank, во Франции - Paribas и т.д.

Некоторые ученые считают, что минимум 50% в системе должны составлять местные кредитные учреждения, потому что у иностранных банков нет никакой привязанности к чужой стране1.

1 Марченко Г.А. Финансы как творчество / Г.А Марченко. - Астана: Время, 2014. - С. 87-88.

Обобщение мирового опыта позволяет выделить три группы стран в зависимости от глубины проникновения иностранного капитала в банковский сектор.

Первая группа - независимые страны. Это развитые страны, в финансовых системах которых доля иностранных банков в активах составляет 50% (Италия, Германия, Швейцария, Япония, Словения, Россия, Украина).

Вторая группа - умеренно зависимые страны. Представлена странами, в которых уровень присутствия иностранных банков колеблется от 50 до 75% активов банковской системы (Польша, Литва, США, Латвия, Венгрия, Болгария).

Третья группа - зависимые страны. Включает страны с подавляющим присутствием иностранного капитала в банковской системе, от 75 до 100% контроля банковских активов (Хорватия, Словакия, Литва, Эстония, Чехия, Новая Зеландия).

Возникает необходимость четкого определения основных позитивных эффектов интернационализации банковского сектора и подходов регуляторов к нивелированию ее негативных последствий. К позитивным и отрицательным эффектам можно отнести следующие.

1. Приток иностранного капитала в страну увеличивает капитализацию банков, финансовые ресурсы страны и, следовательно, повышает уровень монетизации экономики. Это главная причина допуска иностранных банков в страну. Вместе с тем приход в банковский сектор иностранного капитала создает новые каналы для воздействия внешних шоков на экономику страны из-за уменьшения возможностей контроля правительства над валовым внешним долгом страны.

2. Иностранные банки приводят из своей страны инвесторов в реальный сектор.

3. Участие иностранного капитала в банковской системе повышает международный рейтинг как банков, так и страны в целом и тем самым снижает стоимость ресурсов, заимствованных на мировых рынках, а, следовательно, удешевляет кредиты внутри страны.

4. Приход иностранных банков (дочерних и филиалов) упрощает доступ к кредитам и снижает процентную маржу - разность между стоимостью выданных кредитов и привлеченных ресурсов.

5. Иностранный капитал приносит стране новые виды банковских услуг, современные банковские технологии и современные организационно-корпоративные структуры управления, усиливает конкуренцию и тем самым повышает качество банковского обслуживания. Однако высокая конкурентоспособность иностранных банков создает и опасность -

монополизацию крупным иностранным банком сегментов финансового сектора.

6. Иностранные банки привносят более высокие стандарты внутреннего контроля, повышают транспарентность банковского сектора, подают пример соблюдения норм законодательства, укрепления договорной дисциплины, борьбы за престиж деловой репутации. Их деятельность, как правило, сокращает теневой сектор экономики. Вместе с тем интернационализация банковской сферы повышает вероятность участия банков страны в крупномасштабных финансовых махинациях, уклонения от уплаты налогов, сокрытия и отмывания доходов, полученных преступным путем.

7. Приход иностранных банков повышает рентабельность работы банковского сектора и тем самым способствует капитализации банковской системы. С приходом иностранных банков появляется более жесткая конкуренция, при которой местные банки, чтобы не потерять занятые позиции, должны проводить реорганизацию, оптимизацию и другие мероприятия по повышению эффективности, что соответствует интересам и потребностям клиентов банков с одной стороны, с другой - собственников банков. В итоге происходит парадокс: снижается маржа и увеличивается прибыль банков.

8. Иностранные банки способствуют росту квалификации и производительности труда банковских работников и создают стимулы для профессионального роста персонала. С другой стороны, с приходом иностранных банков местные банки неизбежно сталкиваются с проблемой утечки кадров. Отток специалистов может (если не принять меры) ослабить положение местных банков, что негативно повлияет на их конкурентоспособность.

9. Иностранные банки также стимулируют предпринимательскую активность. В принимающей стране кредиты иностранных банков доступны не только крупным предприятиям, но и малым и средним фирмам, а также только создающимся.

10. Иностранные банки повышают возможности экономики по финансированию крупных проектов с большими капитальными затратами и значительными потребностями в заемных ресурсах, в том числе за счет своих возможностей по организации и привлечению синдицированных зарубежных кредитов.

Вполне очевидно, что регулирование доступа иностранного капитала в банковский сектор РФ нуждается в системном подходе и должно базироваться прежде всего на мероприятиях поддержки конкурентоспособности банков с иностранным капиталом, использовании их технологических и организационных преимуществ для повышения институционального потенциала отечественной банковской системы в целом.

Доля кредитных организаций с иностранным участием в России активно росла, начиная с середины 2000-х годов. Одними из первых в Россию пришли немецкие, австрийские, французские и итальянские банки. В настоящее время на российском рынке представлены «дочки» банков из Австрии (ЮниКредит Банк, Райффайзенбанк), Франции (Росбанк), США (Ситибанк), Германии (Дойче Банк), Италии (Банк Интеза), Венгрии (ОТП Банк), Швеции (Нордеа Банк), Кипра (Юниаструм Банк) и другие.

Сложившаяся в настоящее время экономическая и геополитическая ситуация, несомненно, оказала влияние на весь банковский рынок. Нестабильность экономики, ухудшение инвестиционного климата, колебания валют, политические риски - все это может препятствовать появлению на рынке новых участников из-за рубежа и развитию уже имеющихся. При этом и тенденции последнего года, и прогнозы аналитиков говорят о том, что крупные иностранные структуры не собираются покидать рынок. Тем более что они имеют некоторые конкурентные преимущества перед российскими банками, и, прежде всего, это репутация надежности в кризисные времена, что следует из списка самых надежных банков России, опубликованного в начале 2015 года журналом Forbes. Показательно, что возглавляют данный список именно «дочки» иностранных банков.

Количество действующих в России кредитных организаций с участием нерезидентов выросло со 126 (на 01.01.2002 г.) до 225 (на 01.01.2015г.). При этом за тот же период количество действующих в России КО сократилось с 1319 до 834. В результате доля кредитных организаций с участием иностранного капитала в общем числе КО выросла с 9,55 % до 26,98%. Динамика количества кредитных организаций с участием нерезидентов и их доли в общем числе кредитных организаций изображена на рисунке 1.

Дата

Количество действующих кредитных организаций с участием нерезидентов ш^ш Количество действующих кредитных организаций, всего

-Доля кредитных организаций е участием нерезидентов в оошем числе кредитных организаций.

Рисунок 1 - Динамика количества кредитных организаций с участием нерезидентов и их доли в общем числе кредитных организаций

Доля нерезидентов в совокупном уставном капитале банковской системы в 2005-2009 годах значительно увеличилась, однако в кризис 2008-2009 годов и после кризиса рост прекратился (таблица 1).

Таблица 1

Показатели, характеризующие участие нерезидентов в совокупном капитале банковской системы, 2002 - 2015 года_

Дата Сумма зарегистрированных долей (акций) нерезидентов в уставных капиталах действующих кредитных организаций, млн. руб. Совокупный зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций, млн. руб. Доля нерезидентов в совокупном уставном капитале, %

1 2 3 4

01.01.2002 13843,6 260989 5,30

01.01.2003 15886,8 300391 5,29

01.01.2004 18902,6 362010 5,22

01.01.2005 23553,0 380468 6,19

01.01.2006 49554,5 444377 11,15

01.01.2007 90092,8 566513 15,90

01.01.2008 183506,3 731736 25,08

01.01.2009 251073,3 881350 28,49

01.01.2010 305195,6 1244364 24,53

01.01.2011 333285,7 1186179 28,10

01.01.2012 336395,7 1214343 27,70

01.01.2013 366144,0 1401030 26,13

01.01.2014 404841,9 1532615 26,42

01.01.2015 405599,2 1870731 21,68

С 2002 по 2015 годы объём притока иностранного капитала в российский банковский сектор вырос в 29,3 раза: в 2002 году иностранные инвестиции составляли 13843,6 млн. руб., а в начале 2015 года - уже 405599,2 млн. руб. Общая сумма инвестиций нерезидентов увеличивалась как в результате увеличения уставного капитала действующих банков за счёт средств нерезидентов, так и за счёт приобретения нерезидентами акций (долей) кредитных организаций.

Совокупный зарегистрированный уставный капитал всех действующих в России кредитных организаций за исследуемый период вырос с 260989 до 1870731 млн. руб. или в 7,2 раза, что значительно медленнее, чем рост иностранных инвестиций в банковский сектор.

В результате доля нерезидентов в совокупном уставном капитале действующих в России КО увеличилась с 5,30 % в 2002 году до 21,68 % в начале 2015 года. В связи с тем, что Правительство РФ по согласованию с Центральным банком устанавливает квоту участия иностранного капитала в банковской системе, безграничный рост доли иностранных инвестиций в совокупном уставном капитале российского банковского сектора невозможен. Такая мера защищает интересы отечественных банков.

Впервые рассчитанный Банком России в порядке, определенном статьей 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале действующих кредитных организаций по состоянию на 01.01.2016 составил 13,44%.

В целом же, финансовый кризис стал индикатором, который позволил установить значение иностранных банков для экономики РФ. Расширение присутствия иностранных банков имело ряд положительных последствий для России:

- содействие решению проблемы капитализации банковской системы как способ получения ресурсов от материнской компании, что в то же время способствовало поддержанию платежного баланса и притока иностранной валюты в страну;

- усиление эффективной конкуренции на рынке банковских услуг и расширения спектра качественных банковских продуктов;

- улучшение диверсификации рисков благодаря применению новейших технологий их страхования;

- активный переход к международным стандартам надзора и регулирования банковской практики;

- повышение квалификации банковских работников;

- расширение предложения кредитных ресурсов: последние два-три года кредитный портфель увеличивался минимум на 50% ежегодно, в первую очередь, благодаря дешевым зарубежным займам.

Вместе с тем, чтобы возместить высокие затраты при вхождении на российский рынок, дочерние структуры международных банков сосредоточились на развитии розничного сегмента, что позволяло обеспечить значительный прирост активов и высокую процентную маржу. Следует отметить, что именно расширение доступа отечественной банковской системы к внешнему финансированию, как по каналам внешних заимствований, так и получение средств от материнских компаний, в значительной мере обеспечивало решение такого острого экономического противоречия как несоответствие между объемом сбережений и потребностью в инвестициях. Расхождение в объемах сбережений и инвестиций отражает тот факт, что банки кредитовали экономику быстрее, чем россияне накапливали сбережения. В этих условиях расширение ресурсной базы могло происходить либо за счет увеличения собственного капитала, либо за счет внешних кредитов. Приход в Россию иностранных банков, имевших дешевые «длинные» деньги, обеспечил преобладание второго подхода.

Однако розничное кредитование развивалось ускоренными темпами. Агрессивные технологии развития розничного сегмента позволили России достичь уровня зрелости банковского сектора наряду с другими странами ЦВЕ. Между тем, указанные преимущества растущего присутствия иностранных банков сопровождались рисками и структурными дисбалансами, среди которых следует отметить следующие:

- относительная дешевизна и легкость доступа к внешним источникам финансовых ресурсов служили весомым аргументом в пользу кредитования в иностранной валюте, что усиливало долларизацию в России: доля розничных кредитов в иностранной валюте на начало 2008 превысила 60%, а покрытие долгосрочных розничных кредитов в иностранной валюте долгосрочным депозитам в иностранной валюте сократилось до 40%;

- кредитование населения в иностранной валюте для покупки импортных товаров вело к ухудшению внешнего и внутреннего товарно-денежного баланса, вымыванию средств из России, падению спроса на продукцию отечественных производителей.

Таким образом, рост количества банков с иностранным капиталом имеет больше положительных последствий, способствуя углублению экономической интеграции России с развитыми странами. Но не следует забывать, что главной проблемой в деятельности филиалов иностранных банков является несовершенство законодательства в части определения инструментов влияния, при необходимости на деятельность филиала, которое не является

юридическим лицом. Недостаточны механизмы привлечения к ответственности в случае ликвидации филиала или материнской компании, что может привести к фактической незащищенности клиентов-резидентов, которые будут обслуживаться в филиале. Отсутствие хорошо подготовленной законодательной базы для деятельности филиалов иностранных банков неизбежно приведет к увеличению рисков на финансовом рынке России.

В целом тенденции развития банковской системы в условиях глобализации можно определить, как положительные, но одним из важных вопросов ее развития должно стать усиление взаимосвязи с реальной экономикой. Только такая взаимосвязь может обеспечить ее действенность и стабильность функционирования.

Для расширения сферы влияния иностранного банковского капитала необходимо избегать его чрезмерной концентрации и монополизации на одном из сегментов рынка банковских услуг; обеспечивать надлежащий уровень прозрачности источников внешнего инвестирования; стимулировать не только приток иностранных средств в отечественную банковскую систему, но и заимствовать передовой опыт, прежде всего новейшей менеджмент и технологии ведения банковского бизнеса, новых услуг и продуктов, программного обеспечения, что поощряло бы отечественные банки к повышению уровня обслуживания собственной клиентуры.

Как показывает мировой опыт, в условиях открытости своих экономик к вхождению иностранного капитала, различные государства пытались осуществлять различные методы и механизмы защиты собственных экономик и банковских систем. Вместе с тем, особое внимание было уделено именно финансовому рынку в связи с его чрезвычайной важностью для экономической и финансовой безопасности государств. Следовательно, для финансовых рынков большей части стран мира (кроме тех, в которых руководящие органы не могут или не хотят осуществлять такие мероприятия) характерным является наличие ограничений в отношении иностранного капитала. На сегодняшний день более 100 стран-участниц ВТО имеют ограничения по доступу капитала с зарубежных стран на собственные национальные рынки. По оценкам, около 75% всех ограничений присутствуют именно на банковские услуги (табл. 2), а 60% - приходятся на сферу оказания услуг дочерними структурами и филиалами иностранных банковских учреждений.

Таблица 2

Основные механизмы защиты национальных банковских систем

Механизм защиты Страна внедрения

1 Квотирование доли банков-нерезидентов в общем уставном капитале или активах национальной банковской системы Индия, Индонезия, Малайзия, Корея, Филиппины

2 Установление максимального уровня участия банка-нерезидента в уставных капиталах национальных банков Бразилия, Индия, Малайзия, Мексика, Норвегия, Таиланд

3 Установление минимального размера капитала для банка-нерезидента, который планирует открыть филиал или дочернее учреждение Китай

4 Установление минимального размера капитала дочернего банка или филиала банка - нерезидента Практикуется в большинстве стран

5 Квотирование лицензий на открытие дочернего банка или филиала банка-нерезидента Индия, Филиппины, США

6 Оценка экономической целесообразности открытия банка-нерезидента Бразилия, Чили, Корея, Малайзия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Ограничения на осуществление отдельных банковских операций в национальной или иностранной валюте для дочерних учреждений банков банка-нерезидента Бразилия, Индонезия, Канада, Китай, Корея

8 Ограничения на осуществление отдельных трансграничных банковских операций Словакия, Таиланд, Чехия, Чили

9 Квотирование доли физических лиц - нерезидентов в составе работников дочернего банка и филиала банка-нерезидента Практикуется в большинстве стран

Как показывает опыт развивающихся стран, бесконтрольное осуществление трансграничных валютных операций способствует ослаблению банковской системы. Следовательно, повышение присутствия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации должно осуществляться:

- во-первых, согласно готовности отечественной экономики и банковского сектора экономики;

- во-вторых, должна быть сбалансирована и продумана последовательная реализация стратегии допуска иностранного капитала в банковскую систему, на основе приоритетности национальных и общественных интересов.

К основным функциям институционной среды функционирования банковского сектора в условиях присутствия иностранного капитала относятся: регулирующая; регламентирующая; стимулирующая; наблюдательная; функция активизации кредитования реального сектора экономики; защитная; информационная; организационная.

Регулирующая функция связана с государственным регулированием функционирования банков с иностранным капиталом путем разработки

нормативно-правовой базы, которая регламентирует деятельность банковской системы, установление требований и ограничений, а также предоставление рекомендаций касательно деятельности отдельных банков. Государственные институты (Государственная Дума, Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба), при создании правовой базы касательно повышения эффективности банковского сектора учитывают общее состояние экономики страны, а также политическую обстановку.

При реализации регулирующей функции необходимо исходить из того, что сегодня нецелесообразно установление запрета или прямых административных ограничений на процессы вхождения иностранного банковского капитала. Это не только будет тормозить интеграционные процессы, но и существенно снизит существующий положительный эффект от деятельности банков с иностранным капиталом в РФ. Важным направлением развития отечественной банковской сферы, на наш взгляд, должно стать конкурентное сосуществование иностранных и отечественных банков в части обеспечения направления средств иностранных инвесторов в реальный сектор экономики для финансирования модернизационных проектов и инновационных программ развития. С целью повышения уровня финансовой безопасности государства необходимо усовершенствовать процедуру привлечения иностранного капитала в национальную банковскую систему и на этой основе обеспечить дальнейшее развитие отечественного банковского сектора. Для этого необходимо осуществить следующее:

- создать экономические условия относительно уменьшения влияния иностранного капитала в банковской системе на стратегически важные секторы экономики;

- ввести селекцию доступа иностранного капитала. Предоставлять разрешение на создание дочерних банков и филиалов в России иностранным банкам, международный кредитный рейтинг которых является не ниже «АА» по шкале Standard&Poor's или аналогичным показателем Moody's, что обеспечит защиту отечественной банковской системы от недобросовестной конкуренции, связанной с появлением в стране банков с иностранным капиталом с сомнительной репутацией и недобросовестным поведением;

- установить для банков с иностранным капиталом более жесткие нормы касательно привлечения валютных депозитных и кредитных ресурсов, в том числе касательно раскрытия структуры собственности банковских учреждений и их конечных владельцев;

- упростить процедуру приобретения российских банков, которые признаны неплатежеспособными или находятся в состоянии ликвидации, для иностранных банков и публичных иностранных компаний.

Стратегической целью регулирующей функции должно быть обеспечение стабильной и эффективной работы банковской системы, а тактичной -избежание системных и ослабление действия локальных угроз, стимулирования соблюдения банками законодательства.

Регламентирующей функцией касательно создания институциональной среды функционирования банковского сектора в условиях присутствия иностранного капитала является установление определенного баланса между национальным и иностранным капиталом.

В регламентирующей политике должно произойти изменение акцента с применения административных рычагов сдерживания увеличения количества иностранного банковского капитала на повышение конкурентоспособности банков с российским капиталом. Ключевыми направлениями развития должны быть:

- содействие укреплению и дальнейшему развитию сегмента банков с государственным капиталом, которые специализируются на финансировании важных секторов экономики, в частности увеличению капитализации и повышению стратегической роли Сбербанка и Газпромбанка; оценка возможности создания почтового, транспортного, ипотечного банков;

- организация надлежащего функционирования Российского банка реконструкции и развития, в частности путем существенного увеличения его уставного капитала;

- стимулирование банков с российским капиталом к повышению уровня эффективности ведения бизнеса за счет улучшения качества доходов и эффективности расходов.

Государство на законодательном уровне должно определить стратегическое значение национальной банковской системы как финансового базиса экономического суверенитета страны. Для реализации этой задачи необходимо осуществить следующие шаги.

1. Разработать долгосрочную концепцию повышения конкурентоспособности отечественной банковской системы, в которой, в частности, целесообразно предусмотреть решение следующих проблем и противоречий между:

- жестким контролем за выполнением банками нормативов адекватности капитала и увеличением ресурсов для кредитования реального сектора экономики:

- необходимостью поддержания объектов отечественной банковской системы путем их рекапитализации, в частности, в период спада производства и более жесткими мерами (лишение лицензий) в отношении банков, которые стали звеном в цепочке отмывания денег;

- политикой государства касательно увеличения поступлений иностранных инвестиций в банковскую систему и уменьшением негативного влияния банков с иностранным капиталом на экономику страны.

2. ЦБ РФ внести изменения касательно порядка регулирования деятельности банков в России, в том числе путем возведения дополнительных регулирующих нормативов определения уровня ликвидности банков и достаточности собственных средств банка, частично отменив налог на прибыль в случае его направления на увеличение собственного капитала банков: проводить более жесткую политику относительно регулирования экономических нормативов деятельности коммерческих банков при выполнении обязательств перед вкладчиками и кредиторами.

3. Перспективным направлением увеличения ресурсной базы должно стать совместное объединение усилий нескольких банков (без формального объединения) с целью кредитования целевых программ модернизации отдельных отраслей реальной экономики.

4. Начать создание специального банка, в котором можно было бы аккумулировать проблемные активы банков с учетом принципов ЕС и рекомендаций Базеля-Ш, касательно противодействия банковским кризисам, но с учетом особенностей отечественной банковской системы. В целом, освобождение коммерческих банков от проблемных и просроченных кредитов позволит без увеличения уровня капитализации обеспечить соблюдение ими норматива адекватности собственного капитала.

5. Ускорить реструктуризацию банковского сектора РФ, в частности путем оптимизации количественного состава банков, укрупнения слабых банков (создание банковских объединений, холдингов, слияния банков и т.п.), урегулирования вопроса проблемных и неплатежеспособных банков (с оставлением на финансовом рынке только конкурентоспособных банковских учреждений, которые имеют высокий международный рейтинг).

6. Ускорить внедрение международных банковских нормативов Базеля-Ш по регулированию показателя адекватности капитала. Базельские нормативы предусматривают жесткое контролирование именно относительных, а не абсолютных показателей банковской деятельности, в частности показателей адекватности и ликвидности. Полный переход банков на стандарты Базеля-Ш.

Стимулирующая функция связана с расширением ресурсной базы и содействием притока иностранного банковского капитала. Расширение ресурсной базы отечественной банковской системы необходимо проводить как за счет использования финансовых ресурсов банков с иностранным капиталом, так и путем стимулирования развития отечественных банков, в частности их реорганизационных преобразований и рефинансирования средствами ЦБ РФ, увеличения объемов кредитования ими реального сектора экономики страны,

поддержания ликвидности банковской системы и своевременной уплаты внешних долгов.

Надзорная функция. Одной из первоочередных задач касательно создания институциональной среды функционирования банковского сектора на условиях присутствия иностранного капитала в контексте укрепления финансовой безопасности государства является налаживание системы трансграничного консолидированного надзора. Это предусматривает заключение соответствующих соглашений о взаимопонимании, взаимном информировании регуляторов стран происхождения и пребывания банков с иностранным капиталом, выездное инспектирование.

Основными задачами ЦБ РФ в сфере трансграничного консолидированного надзора должны быть:

- получение информации о лицах, осуществляющих реальный контроль за банком с иностранным капиталом, структуру их собственности и подробную организационную структуру и систему управления, а также о рисках всех владельцев, контролирующих материнский банк;

-решение проблем по определению конечных собственников и стран базирования материнских банков, которые создают в России банки с иностранным капиталом, путем мониторинга всей цепочки опосредованных акционеров иностранных банковских учреждений;

- осуществление контроля за соблюдением высоких стандартов риск-менеджмента и корпоративного управления материнских банковских учреждений, которые создали в России банки с иностранным капиталом или свои филиалы;

- введение для собственных органов надзора неформальных подходов, в частности, к объектам консолидированного надзора необходимо включать не только компании или банки, которые обладают существенной долей российского банка с иностранным капиталом, но и опосредованных акционеров и компании с общими лицами в органах управления.

Функция активизации кредитования реального сектора экономики заключается в стимулировании использования заемного капитала банков с иностранным капиталом и предусматривает:

- стабильное и полное укрепление финансовой системы путем восстановления доверия общества к банковской системе;

- приведение политики кредитования в соответствие с передовой международной практикой, в частности: сокращение кредитования связанных лиц, обновление стратегии капитализации банков, обновление экономической стоимости активов и решения вопроса проблемных кредитов:

- недопущение нарушения мотивации банков к кредитованию реального сектора экономики в результате осуществления высокодоходных операций по депозитным сертификатам ЦБ РФ.

Защитная функция предусматривает безопасность банковской деятельности и применение мер на ранних этапах признаков угрозы возникновения финансового кризиса, а также мониторинг и ограничение рисков в банковской системе и защиту интересов вкладчиков. Эта функция напрямую связана с повышением конкурентоспособности банковской системы, в т. ч. на международных финансовых рынках, а также обеспечением их надежности.

Повышение конкурентоспособности банковской системы возможно прежде всего за счет восстановления кредитования.

Формирование благоприятной институционной среды функционирования банковской системы с присутствием иностранного капитала позволит в полной мере использовать возможности укрепления национальной безопасности в финансовой сфере от положительного влияния факторов, связанных с наличием иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации:

- развития конкуренции на рынке банковских услуг;

- повышение качества и расширение предложения банковских продуктов;

- внедрение передовых стандартов банковского менеджмента;

- улучшение кредитного рейтинга страны.

Использованные источники:

1.Бабурина Н.А., Куцев А.Г. Банки с иностранным участием в России: реакция на внешние угрозы. //Вестник Тюменского государственного университета. -2014, №11. - С. 86-93.

2.Гудовская Л.В., Киевич А.В. Современные модели и перспективы развития международного банковского бизнеса// Мировая экономика и международные экономические отношения. 2013.- №2(99). - С.169-213.

3.Доронкин М., Волков С. Обзор «Банковский сектор в 2014 году: смутное время». - М.: изд-во RAExpert, 2014. - 8c.

4.Дочки иностранных банков в России. [Электронный ресурс] URL: http//bankir.ru/publikacii/20140329/dochki-inostrannykh-bankov-v-rossii-kak-dela-10004827(дата обращения 11.05.2016).

5.Иностранные банки глазами российских клиентов. [Электронный ресурс] URL: http://expert.ru/ratings/table_47970 (дата обращения 12.05.2016).

6.Иностранные банки увеличили вывод капитала из России через дивиденды. Известия от 2.03.2015 [Электронный ресурс] URL: http://izvestia.ru/news/583933#ixzz3qP4jaj7x (дата обращения 10.05.2016).

7. Информация о кредитных организациях с участием нерезидентов в 01.06.2015. [Электронный ресурс] URL:

http: //www.cbr.ru/analytics/bank_system/PUB_150701.pdf.

8.Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2014 году. -Москва: 2015, 140с. [Электронный ресурс] URL: htpp//www.cbr.ru Режим доступа свободный (дата обращения 10.05.2016).

УДК 336.226.44

Мельникова Ю.В., к.э.н. доцент кафедры менеджмента и экономики образования

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград Михасева Е.Н., к.э.н. доцент кафедры учета, анализа и аудита Волгоградский институт управления РАНХиГС

Россия, г. Волгоград НАЛОГИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСАМИ В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВА

В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с налогообложением недропользователей сегодня. Отсутствие нормирования добычи, зависимость от мировых цен на нефть ведет к нерегулярному пополнению бюджета и негативному воздействию на окружающую среду.

Ключевые слова: недропользователи, налог на добычу полезных ископаемых, природоресурсная налоговая политика, фискальная функция налога.

The article discusses the main issues related to the taxation of subsoil users today. The lack of standardization of production, dependence on world oil prices leads to irregular replenishment of the budget and the negative impact on the environment.

Keywords: mining companies on mineral extraction tax, natural resource tax policy, fiscal function of the tax.

Ресурсно-рентное налогообложение может быть выделено в особую форму организации налоговых отношений. Наиболее остро стоит проблема отделения от цены природной ренты, которую необходимо изъять в бюджет государства в форме налогов за пользование природными объектами. Основная специфика природных, ресурсов, если проводить аналогию с другими факторами производства, заключается в том, что они находятся в государственной (общенациональной) собственности. Таким образом, государства на правах собственника может претендовать на присвоение в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.