УДК 631.155
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О. В. Гонова, к.э.н. - ФГБОУ ВПО «Ивановская ГСХА имени академика Д.К. Беляева»
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей по материалам Ивановского региона. Проведена скоринговая оценка эффективности использования государственной поддержки, обозначены проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие агропродовольственного сектора экономики. Ключевые слова: государственная поддержка, сельское хозяйство, скоринговый анализ.
Кризисные явления в производстве и социальной сфере села, во многом обусловленные отсутствием действенной политики государственной поддержки аграрного сектора, привели к тому, что доля сельского хозяйства в добавленной стоимости за 1991-2004 г.г. снизилась в три раза. Вследствие резкого снижения рентабельности и роста убыточности сельскохозяйственных предприятий происходит декапитализация сельского хозяйства, что приводит к разрушению его основных фондов. Заработная плата в отрасли в два с лишним раза ниже, чем в среднем по народному хозяйству. При этом, однако, надо учитывать, что, исходя из закономерностей рыночной экономики, доминирующее значение, стимулирующее эффективное хозяйствование и исключающее социальное иждивенство, имеют государственные экономические регуляторы и конкретные протекционистские меры, ориентирующие субъектов рынка на реализацию принципа самофинансирования [1]. Во всех странах, достигших больших успехов в сельскохозяйственном производстве и успешном развитии сельских территорий, государство играет активную роль в этом процессе. Эта роль становится незаменимой в переходные периоды, требующие активизации научных
исследований и новых форм государственного регулирования экономики.
Обозначенные тенденции развития аграрного сектора экономики России во многом соответствуют Ивановской области, которая относится к регионам с моноиндустриальной структурой, основанной на текстильном производстве. Концентрируя в себе негативные последствия организации хозяйства, осуществлявшейся в советский период, Ивановская область вошла в группу так называемых малообеспеченных (дотационных) регионов, где на одного человека в среднем приходится 2 прожиточных минимума. Наиболее остро в настоящий момент стоят задачи по реформированию агропромышленного сектора региональной экономики [2].
Как показали исследования, за последние годы Ивановской области не удалось сохранить положительную динамику роста валовой продукции сельского хозяйства и товарной продукции пищевой промышленности; производство по итогам 2008 г. оказалось убыточным (табл.1).
Произошло ухудшение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций, их производственно-экономическая деятельность в отчетном периоде признана неэффективной, об этом свидетельствуют данные экс-
пресс-оценки финансового состояния сельхозтоваропроизводителей Ивановского региона (табл.2).
Во многом на такое финансовое положение предприятий региона оказали влияние факторы сельскохозяйственного производства (табл.3).
По данным таблицы 3 прослеживается тенденция устойчивого сокращения объемов всех показателей, определяющих материально-техническую базу товаропроизводителей Ивановской области за анализируемый период. Так, площадь сельскохозяйственных угодий сократилась почти в 2 раза, поголовье крупного рогатого скота - более чем в 2 раза, обеспеченность техникой - в 2,5 раза. Численность работников сельскохозяйственных предприятий за анализируемый период (9 лет) сократилась более чем в 3 раза.
Известно, что между уровнем материально-технического развития сельскохозяйственных организаций и их финансовым состоянием существует прямая зависимость.
С целью выявления связи между ресурсным потенциалом предприятий, эффективностью его использования, затратами и их финансовым состоянием нами был использован метод группировки сельскохозяйственных предприятий по уровню их финансовой устойчивости. Учитывая многообразие финансовых процессов, множественность показателей финансового состояния, различия в уровне критических оценок, складывающуюся степень отклонения от них фактических значений коэффициентов и возникающих в связи с этим сложностей в общей оценке финансового положения организации, многие экономисты рекомендуют проводить балльную оценку финансового состояния. Хороший результат, как правило, дает использование интегральной оценки финансового состояния предприятия на основе скорингового анализа.
Для проведения такого рода анали-
1. динамика объемов производства основных видов продукции по Ивановской области (во всех категориях хозяйств) за 2000 - 20о8г.г., тыс.т
Наименование показателя Годы 2008г. в % к 2007г.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Зерно (в весе после доработки) 169,0 165,4 115,9 99,6 102,7 92,9 80,5 111,2 101,2 91,0
Картофель 335,6 157,3 163,9 254,2 210,6 213,1 278,9 169,0 108,0 63,9
Овощи 95,4 72,4 82,5 105,1 103,9 106,1 123,1 91,9 87,7 95,4
Скот и птица на убой (в убойном весе) 43,7 43,1 43,2 42,0 37,5 34,0 34,0 35,8 36,1 100,8
Молоко 234,1 238,0 228,0 209,8 195,8 183,3 190,3 191,1 182,4 95,4
Яйца, млн.шт. 289,3 250,9 264,5 234,4 256,2 293,1 310,0 304,6 302,0 99,1
Индекс физического объема продукции сельского хозяйства(хозяйства всех категорий, в % к предыдущему году) 117,6 88,1 96,3 107,7 96,3 97,3 109,6 102,9 90,8 -
2. Экспресс - оценка финансового состояния и эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий Ивановской области за 1994 - 2008г.г.
Наименование показателя Годы Показатели 2008г. по отношению к
1994 2000 2004 2005 2006 2007 2008
1994г. 1 2007г.
1. Имущественное положение
1.1. Прирост стоимости имущества (валюты баланса) за год, % 13,1 -5,4 -0,8 5,8 11,0 22,7 22,5 + 9,4 -0,2
1.2. Прирост стоимости собственного капитала за год, % -5,0 -13,5 0,1 6,1 3,9 5,3 -1,4 - -
1.3. Кредиторская задолженность к денежной выручке, % 35,4 120,5 38,4 31,3 28,2 25,5 30,2 -5,2 + 4,7
2. Финансовая устойчивость и деловая активность
2.1. Финансовые коэффициенты (на конец года): 2.1.1. Коэффициент текущей ликвидности 1,0 0,6 1,5 1,7 1,6 1,6 1,4 + 0,4 - 0,2
2.1.2. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами 0,02 - 0,7 - 0,1 0,1 0,1 - 0,1 - 0,4 - -
2.1.3. Коэффициент финансовой независимости (автономии) 0,8 0,6 0,6 0,7 0,6 0,6 0,4 - 0,4 - 0,2
2.2. Доля заемного капитала в валюте баланса на конец года, % 18,0 35,4 36,1 34,0 36,5 43,9 54,7 + 36,7 + 10,8
2.2.1. в том числе кредиторская задолженность, % 5,5 30,7 20,6 18,3 16,8 15,3 15,1 + 9,6 - 0,2
2.3. Дотации и субсидии из бюджетов всех уровней к денежной выручке, % 32,9 7,2 6,1 6,8 6,1 6,7 11,4 - 21,5 + 4,7
3. Эффективность деятельности
3.1. Чистая прибыль (убыток), млн.руб. - 6,2 207,1 204,4 209,4 135,6 260,2 25,6 - -
3.2. Уровень рентабельности (убыточности) продаж, % - 3,6 - 2,3 2,7 6,4 3,6 6,0 - 3,9 - -
3.3. Уровень рентабельности (убыточности) хозяйственной деятельности, % 3,9 - 7,9 8,7 7,9 4,7 7,5 - 0,8 - -
3.4. Коэффициент устойчивости экономического роста 0,01 - 0,07 0,07 0,04 0,08 - - -
3. Динамика изменения размеров факторов производства в сельскохозяйственных организациях Ивановской области за 2000 - 2008 г.г.
наименование показателя Годы 2008г. в % к 2007г.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Стоимость основных фондов (на конец года), млн. руб. 4193,4 3802,0 3523,1 2820,0 2636,4 2548,3 2720,7 3057,1 3510,8 114,8
Количество техники (на конец года), тыс. шт. - тракторов всех марок - комбайнов всех видов 5036 1754 4579 1652 4077 1502 3482 1307 3056 1133 2733 1002 2478 910 2306 832 2060 765 89,3 91,9
Площадь сельхозугодий, тыс.га 663,5 667,2 652,6 582,9 556,2 493,6 452,7 417,1 385,4 92,4
Площадь пашни, тыс.га 490,6 496,5 485,4 434,1 415,1 369,9 345,2 317,0 294,3 92,8
Энергетические мощности, тыс.л.с. 1503,1 1391,1 1217,1 1069,5 968,8 904,5 838,5 801,9 652,0 81,3
Поголовье КРС (на конец года), тыс.гол., в том числе коров 134,5 60,6 123,0 54,9 11,5 47,4 91,8 41,2 83.6 37.7 76,6 34,8 73,4 32,8 70.8 31.9 66,6 29,4 94.1 92.2
Среднегодовая численность работников, тыс.чел. 31,6 29,1 24,8 20,1 17,4 15,3 13,9 12,3 10,7 87,0
за было отобрано 141 сельхозпредприятие Ивановской области, имеющее схожую специализацию. По результатам проведенного анализа все предприятия были объединены в пять групп по уровню финансовой устойчивости
(по методике Д. Дюрана). В основе группировки лежит расчет интегрального показателя финансовой устойчивости с учетом оценки платежеспособности предприятия в баллах в зависимости от уровня рентабельности собственного
капитала, коэффициентов текущей ликвидности и финансовой зависимости (таб.4).
В результате проведенных расчетов в первую группу, для которой характерен хороший запас финансовой прочности, не вошло ни одного из анализируемых предприятий. Вторая группа представлена 12 сельхозпредприятиями с определенной степенью риска неплатежей по имеющимся обязательствам. Сельскохозяйственные предприятия, отнесенные к третьей группе финансовой устойчивости, самые многочисленные (71 предприятие), имеют высокий риск неплатежей по своим обязательствам, т.е. их финансовое состояние неустойчивое. В четвертую группу вошли 56 предприятий, это несостоятельные предприятия, с высоким риском банкротства. И наконец, пятая группа представлена двумя предприятиями. Для предприятий этой группы характерно кризисное финансовое состояние, т.е. это предприятия, находящиеся на грани банкротства.
Таким образом, более 90 % из анализируемых сельхозпредприятий Ивановской области имеют неустойчивое или кризисное финансовое состояние по итогам работы в 2008 году.
Что касается ресурсообеспеченно-сти анализируемых предприятий (табл. 4), то здесь необходимо отметить следующее. Самая высокая обеспеченность рабочей силой и основными фондами (капиталом) - на предприятиях 3-й группы; это объясняется тем, что в эту группу вошли наиболее крупные сельскохозяйственные предприятия области. Наибольшая обеспеченность сельхозугодиями характерна для предприятий 5-й и 3-й группы (2835,50 и 2437,21 соответственно).
Самые высокие показатели энергообеспеченности, фондообеспеченности и трудообеспеченности - на предприятиях 2-й группы, при том, что по фондовооруженности и энерговооруженности они занимают последнее место среди анализируемых предприятий. Это говорит о высокой доле активных основных средств в структуре капитала и инвестиционных вложениях в развитие производства. Предприятия 5-й и 4-й группы обеспечены ресурсами хуже, чем в среднем по анализируемой совокупности предприятий. Эти же предприятия имеют и самый низкий уровень финансовой устойчивости (кризисное финансовое состояние) [3].
Одной из главных причин такого положения дел в сельском хозяйстве (в том числе и на региональном уровне) продолжает оставаться жесткий диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Полученный в сельскохозяйственной отрасли доход перераспределяется в другие
4. Наличие ресурсов и обеспеченность ими сельскохозяйственных предприятий Ивановской области по группам финансовой устойчивости (в среднем на одно предприятие группы)
Наименование показателя Группы предприятий по уровню платежеспособности В среднем
1 2 3 4 5
Количество сельскохозяйственных предприятий в группе, всего - 12 71 56 2 141
- в % от общего числа совокупности - 8,5 50,4 39,7 1,4 100
Среднегодовая численность работников, чел. - 63 69 39 38 56
Площадь сельхозугодий, га - 1865,42 2437,21 2176,39 2835,50 2290,61
Стоимость основных средств, тыс.руб. - 17255,42 20765,34 9176,08 13277,75 15757,59
Фондообеспеченность (в расчете на 100 га с/х угодий), тыс.руб. - 1647,57 980,00 793,70 405,55 954,67
Энергообеспеченность (в расчете на 100 га с/х угодий), л.с. - 311,63 207,04 179,49 81,00 203,21
Трудообеспеченность (в расчете на 100 га с/х угодий), чел. - 10,12 3,37 2,74 1,19 3,66
Фондовооруженность (в расчете на 1 работника), тыс.руб. - 192,92 355,17 343,52 232,62 335,00
Энерговооруженность (в расчете на 1 работника), л.с. - 43,07 71,80 95,75 99,98 79,27
сферы экономики. Соотношение между ценами на промышленную и сельскохозяйственную продукцию наглядно представлено на рис.1.
Из представленных данных видно, что диспаритет цен с каждым годом продолжает развиваться и углубляться, вследствие чего производство почти всех видов сельскохозяйственной продукции стало низкорентабельным, а зачастую даже убыточным. Неэквивалентный обмен сельского хозяйства со смежными отраслями главным образом выражается в опережающем росте цен на материально-технические ресурсы и услуги, потребляемые данной отраслью. Недостаток финансовых средств не позволяет обновлять основ-
ные фонды, обеспечивать достойную оплату работников сельскохозяйственного производства, расширять инфраструктуру. В настоящее время эта проблема стала системной. При этом, по мере постепенного сокращения ценового диспаритета в АПК любые льготные выплаты и компенсации необходимо последовательно сокращать, с ориентацией сельхозтоваропроизводителей на обеспечение оптимальной рентабельности через ценовой механизм, за счет повышения эффективности производства и, частично, за счет использования средств прямой государственной поддержки. Такое сокращение является сейчас закономерной мировой тенденцией.
Основные показатели, характеризующие объемы государственного финансирования сельскохозяйственных предприятий Ивановской области отражены в табл. 6., где наглядно прослеживается динамика роста такого рода ассигнований за исследуемый период. Но, несмотря на это, эффективность и частично результативность государственной поддержки в исследуемом периоде снизились, о чем свидетельствуют данные экономических расчетов, представленные в табл. 7 и 8.
В соответствии с методикой ско-рингового анализа, использованной при оценке финансового состояния предприятий Ивановской области, авторами осуществлен анализ эффективности мер государственной поддержки данных сельскохозяйственных предприятий за 2008 г. (табл.9). В результате расчетов выявлена тенденция большего объема государственной поддержки из расчета на 100 га с.х. угодий у предприятий 5 и 4 группы. Уровень рентабельности продаж, а также уровень рентабельности активов был обеспечен за счет субсидий и дотаций государства. Однако, если учесть результаты предыдущих расчетов, можно сделать вывод о том, что приоритетная целевая господдержка необходимого уровня доходности эффективно работающих сельскохозяйственных производителей означает адекватные размеры этой поддержки с учетом качества хозяйствования.
Учитывая преобладание доли убыточных сельскохозяйственных предприятий на территорий Ивановской области, принципиально важно, чтобы система протекционистских мер, поддерживаемая ресурсами государства через различного рода льготы и сопровождаемая качественными изменениями в «отстающих» хозяйствах, в стратегическом плане была ориентирована на обеспечение самофинансирования и реализовывалась в рамках специальных программ.
В настоящее время сельское хозяйство постепенно выходит на новый уровень своего развития. Модернизация агропромышленного комплекса признана одним из приоритетов социально-экономической политики государства.
В соответствии с Федеральным законом № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в Ивановском регионе разработана и одобрена правительством Ивановской области целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ивановской области на 2008 - 2012 годы», в которой определены основные задачи современного этапа: устойчивое развитие сельских
5. Анализ эффективности использования факторов по группам сельскохозяйственных предприятий Ивановской области (по данным годовых
отчетов хозяйств за 2008 год)
Наименование показателя Группы предприятий по уровню платежеспособности В среднем
1 2 3 4 5
1. Эффективность использования капитала
Фондоотдача, руб. - 4,63 0,91 1,06 0,50 1,28
Фондоемкость - 0,63 2,39 3,56 2,37 2,70
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала - 2,11 1,36 1,76 1,61 1,58
Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств - 3,16 1,65 2,14 1,74 1,97
2. Эффективность использования труда
Получено денежной выручки: - на 1 среднегодового работника, тыс. руб. - 332,46 200,60 157,57 83,51 193,07
- на 1 человеко-день, тыс.руб. - 1,38 0,72 0,65 0,33 0,74
- на 1 рубль заработной платы, руб. - 5,42 2,82 2,80 2,15 3,03
Трудоемкость, чел/час на 1 рубль денежной выручки - 11,48 16,00 19,23 23,07 17,00
Зарплатоемкость, руб. на 1 рубль денежной выручки - 0,26 0,56 0,52 0,48 0,52
3. Эффективность использования земли
Получено на 1 га с/х угодий: - денежной выручки, тыс.руб. - 84,00 6,79 4,85 1,28 12,52
- чистой прибыли (убытка), тыс.руб. - 13,13 0,38 - 0,90 - 0,08 -
- чистой прибыли (убытка) без учета дотаций и субсидий, тыс.руб. - 7,20 - 0,56 - 1,88 - 0,22 -
4. Эффективность хозяйственной деятельности
Уровень рентабельности (убыточности) денежной выручки, % - 25,86 5,30 - 25,22 - 6,79 -
в том числе без учета дотаций и субсидий - 12,88 - 32,83 - 37,33 - 14,07 -
Уровень рентабельности (убыточности) собственного капитала, % - 67,43 6,76 - 6,85 - 3,65 -
199 2 1 99 3 1991 199І 1 996 1 997 1 9 98 ( 939 201111 2110) 2(02 20113 20 01 2005 2000 2110 7
| и Д ром ы ш т н щ я л род укай я в С & пь ояохо зяй от в&ннг я продукии я \
Рис. 1 Динамика индексов цен на промышленную и сельскохозяйственную
продукцию (1991 г.= 1)
6. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в
Ивановской области
Годы Государственная поддержка сельского хозяйства области
всего, млн. руб. в том числе по отношению к уровню затрат на основное производство, %
из федерального бюджета из бюджета субъектов РФ из местных бюджетов всего в том числе
из федерального бюджета из бюджета субъектов РФ из местных бюджетов
р м % млн. руб. % і і % О- %
2000 106120 51805 48,8 54315 51,2 - - 5,10 2,49 2,61 -
2001 137435 23885 17,4 113550 82,6 - - 5,86 1,02 4,84 -
2002 128706 4915 3,8 123491 95,9 300 0,2 5,43 0,21 5,21 0,01
2003 199818 80084 40,1 108793 54,4 10941 5,5 7,92 3,18 4,31 0,43
2004 142417 23216 16,3 109218 76,7 9983 7,0 4,79 0,78 3,67 0,34
2005 180295 19595 10,9 152754 84,7 7946 4,4 5,67 0,62 4,81 0,25
2006 177464 32516 18,3 140787 79,3 4161 2,3 4,92 0,90 3,91 0,12
2007 231517 63456 27,4 165807 71,6 2254 1,0 5,77 1,58 4,13 0,06
2008 385077 165613 43,0 214716 55,8 4748 1,2 8,64 3,71 4,82 0,11
7. Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий Ивановской области с учетом мер государственной поддержки
Наименование показателя Годы 2008г. к 2007г. (+, -)
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Число сельскохозяйственных предприятий, всего 357 286 275 259 240 218 203 - 15,0
- в том числе убыточных 237 187 123 131 103 78 87 + 9,0
Удельный вес убыточных предприятий в их общем числе, % 66,4 65,4 44,7 50,6 42,9 35,8 42,8 + 7,0
Сумма убытка в расчете на 1 убыточное предприятие, тыс.руб. 1264,5 772,8 800,8 784,5 930,5 858,7 3188,0 + 2329,3
Сумма прибыли (до налогообложения )на 1 прибыльное предприятие, тыс.руб. 1350,5 1961,9 2386,6 2720,3 1782,5 2450,1 2198,2 - 251,9
Уровень рентабельности (убыточности) всей хозяйственной деятельности, % - 13,4 - 1,6 8,7 7,9 4,7 7,5 - 0,8 -
Государственная поддержка по отношению к денежной выручке, % 7,2 10,4 6,1 6,8 6,1 6,7 11,4 + 4,7
Справочно по России*: Удельный вес убыточных сельскохозяйственных предприятий в их общем числе, % 58 50 37 42 35 25 22 - 3,0
Уровень рентабельности всей хозяйственной деятельности (с учетом дотаций и компенсаций), % 0,2 2,9 10,5 7,8 9,9 17,2 15,3 - 1,9
Государственная поддержка по отношению к денежной выручке, % 4,7 4,6 4,7 5,2 6,5 7,6 11,2 + 3,6
* По данным Департамента экономики и финансов Министерства сельского хозяйства РФ
территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Объем затрат по направлениям и источникам финансирования в соответствии с реализацией данной программы, а также динамика и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы по Ивановскому региону представлены в табл. 10 и 11.
Реализация указанной программы позволит увеличить в прогнозном периоде наиболее значимые экономические показатели аграрного сектора Ивановского региона. Однако с учетом обозначенных тенденции развития отрасли, необходимо констатировать, что в сельском хозяйстве области сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих её дальнейшее развитие:
1. Удерживается опережающий рост цен на промышленную продукцию, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию, что приводит к нестабильности и ухудшению финансового состояния сельхозтоваропроизводителей.
2. Продолжается деградация ресурсного потенциала и технологическая отсталость отраслей АПК. Коэффициент выбытия техники (0,124) в 3,6 раза выше коэффициента обновления (0,034), что свидетельствует о старении машиннотракторного парка. Имеющийся парк машин сельскохозяйственных организаций не соответствует потребностям АПК ни по количеству, ни по структуре, ни по техническому уровню.
3. Снижается почвенное плодородие, внесение удобрений не компенсирует вынос питательных веществ из почвы.
4. Особую тревогу вызывает продолжающееся ухудшение обеспеченности сельского хозяйства квалифицированными управленческими кадрами (высшее образование имеют только 50% главных специалистов хозяйств) и кадрами массовых профессий.
5. Низкий уровень развития на селе социальной инфраструктуры и несельскохозяйственной занятости населения. Это отражается на качестве жизни, демографической ситуации в сельской местности.
6. Незавершенность институциональных реформ в аграрной сфере, что проявляется в неупорядоченности правового регулирования земельного оборота и залога земельных участков сельскохозяйственного назначения.
8. Анализ результативности и эффективности государственной поддержки деятельности сельскохозяйственных
предприятий Ивановской области за 2002-2008 годы
Показатели Годы 2008г. в % к 2002г.
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Количество сельхозпредприятий,ед. 357 286 275 259 240 218 203 56,9
Сумма господдержки, тыс. руб. 128706 199818 142417 180295 177464 231517 385077 299,2
Государственная поддержка в расчете:
- на 1 с/х предприятие, тыс. руб. 360,5 698,7 517,9 696,1 739,4 1062,0 1896,9 526,2
- на 100 га с/х угодий, руб. 19,72 34,28 25,60 36,52 39,12 55,50 99,91 506,6
- на Среднегодового работника, тыс.руб. 5,18 9,94 8,20 11,77 12,75 18,80 36,07 696,3
- на 1 рубль денежной выручки, руб. 0,07 0,10 0,06 0,07 0,06 0,07 0,11 157,1
- на 1 рубль среднегодовой стоимости активов, руб. 0,02 0,04 0,03 0,04 0,04 0,04 0,06 300,0
Эффективность государственной поддержки:
- получено денежной выручки в расчете на 1 рубль господдержки, руб. 13,99 9,58 16,47 14,61 16,35 14,98 8,74 62,5
- получено прибыли (убытка) от продаж в расчете на 1 рубль господдержки, руб. - 0,34 - 0,03 0,45 0,93 0,58 0,90 - 0,34 -
- получено чистой прибыли (убытка) в расчете на 1 рубль господдержки, руб. - 1,87 - 0,15 1,44 1,16 0,76 1,12 - 0,07 -
Результативность государственной поддержки:
- урожайность зерновых культур, ц/га 9,9 17,8 14,1 13,3 13,5 16,8 18,3 184,8
- надой молока на 1 корову, кг/гол. 2674,5 2919,7 3123,1 3377,8 3831,7 3948,6 3919,7 146,5
- получено выручки от реализации продукции растениеводства (в расчете на 1 с/х предприятие), тыс.руб. 902,11 1334,85 1551,32 1760,33 2044,32 3042,19 1165,02 129,1
- получено выручки от реализации продукции животноводства (в расчете на 1 с/х предприятие), тыс.руб. 3827,33 4981,64 6610,04 8044,47 9641,70 12353,8 14850,1 388,0
- получено выручки (всего) в расчете на 1 среднегодового работника, тыс.руб. 72,48 95,23 135,01 172,01 208,56 281,58 315,17 434,8
9. Анализ эффективности мер государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в Ивановской области
(по данным годовых отчетов хозяйств за 2008г.)
Показатели Группы сельскохозяйственных предприятий по уровню государственной поддержки из расчета на 100га сельхозугодий, тыс. руб.
до 50,0 50,1-100,0 100,1-150,0 150,1-200,0 свыше 200,1 В сред-нем
Количество сельхозпредприятий в группе - в % к итогу 85 60,3 23 16,3 15 10,6 7 5,0 11 7,8 141 199
Размер дотаций и компенсаций в расчете на 1 сельхозпредприятие, тыс. руб. 504,24 1715,74 2656,60 3837,86 8814,45 1744,65
Ресурсообеспеченность сельскохозяйственных предприятий области:
Стоимость основных фондов в расчете на 100 га сельхозугодий, тыс. руб. 369,55 800,95 1898,91 1605,60 4095,66 954,67
Стоимость оборотных активов в расчете на 100 га сельхозугодий, тыс. руб. 181,55 472,92 651,84 1004,02 4760,54 677,17
Среднегодовых работников в расчете на 100 га сельхозугодий, чел. 1,99 3,05 3,76 5,81 16,34 3,66
Энергетических мощностей в расчете на 100 га сельхозугодий, л.с. 115,53 213,15 273,00 304,40 700,42 203,21
Результативность и эффективность производства:
Получено денежной выручки в расчете на 1 среднегодового работника, тыс. руб. 154,20 197,07 225,26 245,43 407,85 193,07
Получено денежной выручки в расчете на 1 чел. - день, тыс. руб. 0,60 0,71 0,81 0,72 1,21 0,70
Получено денежной выручки в расчете на 1 рубль заработной платы, руб. 2,91 2,75 3,18 2,79 4,42 3,03
Получено денежной выручки в расчете на 1 га сельхозугодий, тыс. руб. 2,59 5,82 8,07 14,16 108,24 12,52
Получено чистой прибыли (убытка) в расчете на 1 га сельхозугодий, тыс. руб. - 0,11 - 0,34 0,96 0,92 11,86 0,95
Фондоотдача, руб. 1,38 1,25 0,86 0,95 1,39 1,28
Урожайность зерновых, ц/га 10,52 12,03 17,81 23,86 16,72 12,69
Надой молока на 1 корову, кг 2770,25 3464,64 4340,38 4693,21 5406,08 3351,66
Уровень рентабельности (убыточности) продаж, % - всего: - 12,5 - 2,14 11,21 6,96 14,11 - 5,25
- в том числе без учета субсидий и дотаций - 25,1 - 18,8 - 5,54 - 6,01 - 146,10 - 30,46
Уровень рентабельности (убыточности)активов, % - всего: - 5,73 1,8 5,09 3,85 9,42 - 1,69
- в том числе без учета субсидий и дотаций - 10,88 - 4,93 - 2,59 - 2,41 0,25 - 7,74
В концептуальном плане политика государственной поддержки аграрного сектора экономики включает два основополагающих аспекта: внутренний, связанный с проблемами эффективного развития национальной экономики (в том числе на уровне отдельно взятого региона) и международный, предполагающий переход к единым правилам торгово-экономических отношений.
Отсюда, в связи с признанием России как страны с рыночной экономикой, на первый план выдвигаются внутренние проблемы овладения механизмом осуществления аграрного протекционизма с его ценовым, кредитно-финансовым, налоговым и другими инструментами на уровне цивилизованных стран мира, которые определяют глобальные направления действия и использо-
вания этого механизма. Именно целенаправленное решение этих проблем позволит безболезненно и с выгодой для России вступить в международные основанные на законах рыночного хозяйства экономические союзы и организации, в том числе и в ВТО.
Все это подтверждает идею о необходимости более пристального внимания со стороны региональных и фе-
10. Объемы затрат по направлениям и источникам финансирования целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ивановской области на 2008 - 2012 годы»
Наименование статей расходов 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2008-2012 годы
Всего на реализацию Программы 2132078,0 2238905,2 2360652,4 2517763,9 3046736,0 12296135,5
в том числе
Федеральный бюджет 221390,5 218209,0 225482,0 239571,6 249170,0 1153823,1
Областной бюджет 344087,5 347206,6 384188,2 417510,6 605080 2098072,9
Внебюджетные источники 1566600 1673489,6 1750982 1860681,7 2192486 9044239,5
в том числе по направлениям:
Устойчивое развитие территорий - всего: 133845,0 150833,0 184123,0 201560,0 214450,0 884811,0
в том числе
Федеральный бюджет 20510,0 32900,0 47450,0 51725,0 54325,0 206910,0
Областной бюджет 102212,0 100430,0 115223,0 125610,0 135300,0 578775,0
Внебюджетные источники 11123,0 17503,0 21450,0 24225,0 24825,0 99126,0
Создание условий функционирования сельского хозяйства - всего: 104609,5 104470,2 108565,6 112842,0 130575,0 561062,3
в том числе
Федеральный бюджет 36634,0 37010,0 35540,0 33450,0 33450,0 176084,0
Областной бюджет 29440,5 31188,6 33788,4 36626,8 44480 175524.3
Внебюджетные источники 38535,0 36271,6 39237,2 42765,2 52645,0 209454,0
Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства - всего: 186864,0 129044,0 151726,6 163139,2 185645,0 816418,8
в том числе
Федеральный бюджет 67306,0 34414,0 36813,0 39003,0 41045,0 218581,0
Областной бюджет 57588,0 37740 41253,6 44644,2 51300 232525,8
Внебюджетные источники 61970,0 56890,0 73660,0 79492,0 93300,0 365312,0
Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства - всего: 507170,6 577970,2 607949,4 651442,3 710766 3055298,5
в том числе
Федеральный бюджет 96940,5 113885,0 105679,0 115393,6 120350,0 552248,1
Областной бюджет 95258,1 116760,2 142135,4 154849,2 192700 701702,9
Внебюджетные источники 314972,0 347325,0 360135,0 381199,5 397716,0 1801347,5
Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - всего 1199588,9 1276587,8 1308287,8 1388780,4 1805300 6978544,9
в том числе:
Федеральный бюджет
Областной бюджет 59588,9 61087,8 51787,8 55780,4 181300 409544,9
Внебюджетные источники 1140000 1215500 1256500 1333000 1624000 6569000
деральных органов власти к вопросам по улучшению экономической ситуации на селе, преодолению тенденций падения потенциала агропромышленного производства и повышению насыщенности рынка отечественным продовольствием через создание нового, прогрессивного механизма государственной поддержки и стимулирования развития сельского хозяйства.
Литература
1. Буздалов И.Н. Аграрный протекционизм в условиях рыночных реформ и процессов глобализации [Электронный ресурс] //www.agroacadem.ru
2. Гонова О.В. Состояние и тенденции развития экономики Ивановского региона // Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции. - Ярославль: ФГОУ ВПО ЯГСХА, 2009.
3. Ковалева Е.В. Анализ финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий Ивановской области // Актуальные вопросы развития аграрного бизнеса в Ивановской области: Информационный бюллетень. Выпуск
5. - И: ФГОУ ВПО «Ивановская ГСХА имени академика Д.К. Беляева», 2008.
O.V.Gonova STATE REGULATION OF AGROFOOD SECTOR OF THE IVANOVO AREA
In article questions of state regulation of agricultural commodity producers, on materials of the Ivanovo region are considered. The estimation of efficiency of use of the state support is spent cko-ринго8ан, problems constraining the further development of agrofood sector of economy are designated.
Keywords: the state support,
agriculture, the economic analysis, agrofood sector
11. Динамика и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы
Показатели Единица измерения 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в процентах к предыдущему году 101,8 102,5 103,5 111,8 116,2
2. Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) -»- 102,5 103,8 104,7 120,5 126,9
3. Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) -»- 101,0 101,3 102,5 102,7 103,3
4. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства -»- 305 54 100,9 110,2 117,5
5. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности рублей на члена хозяйства в месяц 7085 8928 10388 11121 11821
6. Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях:
тракторы % 5,2 6,6 8,0 9,2 10,3
комбайны зерноуборочные -»- 7,4 8,6 10,4 11,5 13,0
комбайны кормоуборочные -»- 11,8 12,8 12,4 12,0 11,6
7. Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин) л.с. 191 206 221 239 250
8. Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий в процентах к предыду-ще му году 102,0 102,8 103,5 111,9 116,6