Научная статья на тему 'Эффективность государственной поддержки регионального сельского хозяйства'

Эффективность государственной поддержки регионального сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МНОГОФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кувшинов В. А.

В статье отражена экономическая эффективность государственной поддержки регионального сельского хозяйства. Проведен многофакторный анализ, позволивший оценить силу влияния основных факторов на эффективность использования бюджетных средств. Общим недостатком механизма государственной поддержки признана недостаточность экономических стимулов и ответственности, обеспечивающих рациональное использование средств государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность государственной поддержки регионального сельского хозяйства»

услугами. Важной ее особенностью является создание на первых порах муниципальной организации, которая призвана сосредоточить в себе функции управления сбытом коммунальных услуг, как стратегически важным элементов в системе жизнеобеспечения города. Целесообразность муниципального управления обосновывается высокой концентрацией проблем (например, «бесхозные инженерные сети») и низкой инвестиционной привлекательностью.

Указанные субъектно-объектные модели возможно использовать при сценарно-ва-

риантных подходах планирования функционирования коммунального хозяйства города.

Поступила в редакцию 4.03.2008 г.

Minaev N.N. Alternative model of management of city municipal economy. It is impossible to choose an effective model of management of city municipal economy using universal approaches. In this case development of basic models with their subsequent alternative use seems to be optimal.

Key words: municipal economy, municipal services, models of management.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В.А. Кувшинов

В статье отражена экономическая эффективность государственной поддержки регионального сельского хозяйства. Проведен многофакторный анализ, позволивший оценить силу влияния основных факторов на эффективность использования бюджетных средств. Общим недостатком механизма государственной поддержки признана недостаточность экономических стимулов и ответственности, обеспечивающих рациональное использование средств государственной поддержки.

Ключевые слова: экономическая эффективность, государственная поддержка, сельское хозяйство, многофакторный анализ.

Система развития агропромышленного комплекса и его основной составляющей -сельского хозяйства - должна быть направлена на обеспечение роста конечных показателей деятельности как отдельных предприятий и регионов в целом, так и уровня жизни сельского населения. Удельный вес валовой сельскохозяйственной продукции, произведенной в хозяйствах всех категорий за последние 15 лет, в разрезе областей Центрального Федерального округа колеблется от 2,3 % по Ивановской области до 13,9 % - по Московской. Тамбовская область составляет в этом ряду 6,0 %. По удельному весу валовой сельскохозяйственной продукции, произведенной в Центральном Черноземном районе, Тамбовская область занимает последнее место (15,3 %). Производство валовой сельскохозяйственной продукции в Центральном Федеральном округе увеличилось за последние 10 лет - в 6,9 раза, а за последние 5 лет - в 1,8 раза. В Тамбовской области рост производства за эти периоды составил

6,9 и 2,2 раза соответственно. За 15 исследуемых лет число сельскохозяйственных организаций в Тамбовской области сократилось на 52, а число убыточных предприятий увеличилось на 134 единицы. Однако за последние 5 лет число убыточных предприятий сократилось на 104 единицы. Удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций в Тамбовской области за последние 15 лет колеблется от 19 до 78 % от общего их числа.

Ежегодное увеличение суммы субсидий, дотаций и компенсаций затрат из бюджета сельскохозяйственным предприятиям Тамбовской области за последние 5 лет колеблется от 1,1 до 1,8 раза, а в целом за 5 лет они увеличились в 3 раза. Цивилизованный путь на этапе рыночных преобразований в АПК -усиление государственной поддержки за счет эффективного использования экономических рычагов в сочетании с широким развитием предпринимательства. Опыт показывает, что без государственной поддержки агропро-

мышленного комплекса рынок не способен решить проблемы развития экономики и социальной сферы. Суть государственного вмешательства заключается в создании более эффективной системы поддержки с учетом накопленного положительного опыта.

Понятие «экономическая эффективность» принято использовать при определении результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Экономическую эффективность определяют путем сопоставления полученного эффекта (результата) с затратами на его достижение. Критерии экономической эффективности - максимум эффекта с единицы затрат или минимум затрат на единицу эффекта. Для большинства товаропроизводителей критерием экономической эффективности деятельности является максимум прибыли. Финансовый результат деятельности за последние 15 лет в сельскохозяйственных предприятиях Тамбовской области колеблется от 796,4 млн руб. убытка до 693,1 млн руб. прибыли.

Таблица 1

Размер субсидий и прирост валовой продукции в Тамбовской области в 2006 г., тыс. руб.

№ п/п Районы Общая сумма субсидий Прирост валовой продукции за счет субсидий

всего на одно с.-х. предприятие на 100 га с.-х. угодий на одного работника на 1000 руб. субсидий

1. Бондарский 21019 22587 1076 30,5 31,0 1,075

2. Гавриловский 10800 10634 760 15,1 14,0 0,985

3. Жердевский 14110 18717 891 31,6 13,0 1,327

4. Знаменский 21869 25662 2851 54,1 33,2 1,173

5. Инжавинский 12123 13834 494 18,2 11,8 1,141

6. Кирсановский 21113 24895 2263 36,1 23,1 1,179

7. Мичуринский 14292 13634 568 15,1 6,7 0,954

8. Мордовский 12041 13342 580 17,8 8,2 1,108

9. Моршанский 13320 13400 406 13,2 7,7 1,006

10. Мучкапский 16170 22510 1608 36,1 31,2 1,392

11. Никифоровский 6813 7512 537 18,2 10,3 1,103

12. Первомайский 5684 5773 361 52,8 15,0 1,016

13. Петровский 9311 10429 579 14,7 10,3 1,120

14. Пичаевский 4234 4532 324 11,1 11,1 1,070

15. Рассказовский 31875 33652 1402 30,6 12,2 1,056

16. Ржаксинский 22829 30302 1317 31,1 12,6 1,327

17. Сампурский 16356 18838 1047 29,7 10,5 1,152

18. Сосновский 5269 4876 212 7,1 3,7 0,925

19. Староюрьевский 6266 7017 585 15,2 10,3 1,120

20. Тамбовский 28331 29008 967 29,1 9,5 1,024

21. Токаревский 12071 13478 613 20,4 7,7 1,117

22. Уваровский 15494 18884 755 29,4 14,8 1,219

23. Умётский 7958 10480 953 31,2 19,2 1,317

Всего по области 329348 370345 827 24,1 12,3 1,124

Наибольший прирост валовой продукции за счет субсидий в 2006 году в основном наблюдался в тех районах Тамбовской области, где их сумма была более существенной (табл. 1). Первые три места по приросту валовой продукции за счет субсидий занимают Рассказовский, Ржаксинский и Тамбовский районы. Именно в этих районах области общая сумма субсидий была наибольшей. Однако при рассмотрении прироста валовой продукции за счет субсидий на одно сельскохозяйственное предприятие, 100 га сельхозугодий, одного работника и 1000 рублей субсидий ясно видно, что по совокупности этих показателей первые три места занимают Мучкапский, Знаменский и Кирсановский районы. Это говорит о том, что более объективную оценку деятельности как отдельных предприятий, так и района в целом дает рассмотрение и анализ относительных показателей, приведенных в табл. 1.

Анализ проведенной группировки сельскохозяйственных предприятий Тамбовской области по размеру государственной поддержки (табл. 2) показывает, что 3,2 % предприятий не получили поддержку из бюджета. В 7 % предприятий объем государственной поддержки на 100 га сельхозугодий составил 77,57 тыс. руб. В этих предприятиях наибольшая рентабельность реализации продукции. При рассмотрении следующих двух групп предприятий, занимающих по объему государственной поддержки на 100 га сельхозугодий 2-е и 3-е места, ясно видно, что предприятия, занимающие второе место по объему государственной поддержки на единицу площади, по рентабельности заняли третье место и наоборот. Это говорит, во-первых, о незначительности объемов государственной поддержки для оказания решающего влияния на результаты хозяйственной деятельности, и, во-вторых, подчеркивает эффективность государственной поддержки экономически крепких предприятий.

При расчете эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку аграрного производства, был применен алгоритм, предложенный Н.В. Шараповой [2]. А в качестве информационно-аналитической базы использовалась бухгалтерская

отчетность сельскохозяйственных предприятий Тамбовской области за 2006 г.

Для расчета эффективности использования бюджетных средств (по валовой продукции) применялись следующие формулы:

Эп =

А ВП Оп

100

А ВП =

ВП • Оп Затр.

где Эп - эффективность использования бюджетных средств, %; ДВП - прирост валовой продукции, полученный за счет поддержки, тыс. руб.; ВП - объем валовой продукции, тыс. руб.; Оп - объем поддержки, тыс. руб.; Затр. - затраты на производство сельскохозяйственной продукции, тыс. руб.

Исследуем влияние показателей эффективности хозяйственной деятельности и использования ресурсов на эффективность использования бюджетных средств. Между факторами, влияющими на результативный показатель, существуют сложные взаимосвязи, их влияние комплексное и его нельзя рассматривать как простую сумму изолированных влияний. Решить эту задачу можно с помощью множественной корреляции и проведения корреляционно-регрессионного анализа.

Таблица 2

Эффективность государственной поддержки сельского хозяйства из бюджетов всех уровней в Тамбовской области за 2006 г.

Группы предприятий по объему государственной поддержки на 100 га сельхозугодий Число предприятий в группе В среднем на одно предприятие:

Объем государствен-ной поддержки на 100 га сельхозугодий, тыс. руб. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, тыс. руб. Прибыль (убыток (-)) от реализации продукции сельского хозяйства, тыс. руб. Рентабельность (убыточность (-)) реализации продукции сельского хозяйства, %

ед. в % к итогу

без поддержки 13 3,2 0 2069,3 1925,8 -143,5 -6,93

от 0,10 до 2,50 13 3,2 1,19 4788,3 5055,7 267,4 5,58

от 2,51 до 5,00 34 8,5 4,11 7090,4 5393,6 -1696,8 -23,93

от 5,01 до 7,50 55 13,7 6,27 9749,1 9119,0 -630,1 -6,46

от 7,51 до 10,00 54 13,5 8,57 11449,7 10924,0 -525,7 -4,59

от 10,01 до 15,00 69 17,2 12,16 15404,7 16958,6 1553,9 10,09

от 15,01 до 25,00 74 18,5 19,42 15507,0 18742,8 3235,8 20,87

от 25,01 до 50,00 61 15,2 34,44 22795,6 26097,0 3301,4 14,48

свыше 50,00 28 7,0 77,57 36231,3 44935,4 8704,1 24,02

В целом по совокупности 401 100 20,94 15240,9 16917,0 1676,1 11,00

Многофакторный анализ позволит оценить силу воздействия на эффективность использования бюджетных средств каждого из включенных в уравнение факторов при фиксированном значении остальных факторов. Однако сложность и взаимное переплетение отдельных факторов, оказывающих влияние на исследуемое экономическое явление, могут проявляться в так называемой мультиколлинеарности - тесной зависимости между факторными признаками, включенными в модель.

Наличие мультиколлинеарности между признаками приводит к:

- искажению величины параметров модели, которые имеют тенденцию к завышению;

- изменению смысла экономической интерпретации коэффициентов регрессии;

- слабой обусловленности системы нормальных уравнений;

- осложнению процесса определения наиболее существенных факторных признаков.

Одним из индикаторов определения наличия мультиколлинеарности между признаками является превышение парным коэффициентом корреляции (гхх) величины 0,8. Устранение мультиколлинеарности необходимо для построения уравнения регрессии и может реализовываться через исключение из корреляционно-регрессионной модели одного или нескольких линейно-связанных факторных признаков или преобразование исходных факторных признаков в новые, укрупненные факторы.

В процессе нашего исследования были обработаны данные за 2006 г. по 378-ми сельскохозяйственным предприятиям Тамбовской области. Целью данного многофакторного анализа является оценка силы влияния на исследуемый показатель эффективности использования бюджетных средств каждого из факторов, включенных в уравнение регрессии.

Из множества проанализированных факторов наибольшее воздействие на изменение показателя эффективности использования бюджетных средств (7Ь %) оказывают следующие: Хх - коэффициент оборачиваемости оборотных средств; Х2 - норма прибыли, %; Х3 - годовая выработка, тыс. руб ./чел.; Х4 -прибыль (убыток (-)) от реализации сельско-

хозяйственной продукции, тыс. руб.; Х5 -рентабельность (убыточность (-)) реализации продукции сельского хозяйства, %.

Построенное нами линейное уравнение множественной регрессии, выражающее зависимость эффективности использования бюджетных средств (У1) от вышеперечисленных факторов, имеет вид:

= 99,019 + 0,802 Хх + 0,141 Х2 + 0,002 Х3 + + 0,0008 Х4 + 0,634 Х5.

Основные параметры, характеризующие данное уравнение, приведены в табл. 3. Следует отметить, что связь между результативным и факторными показателями тесная и прямая, т. к. значение множественного коэффициента корреляции (Я) приближается к единице (0,9321). Множественный коэффициент детерминации (Я-квадрат) приближенно равен 0,87. Это означает, что на 87 % изменчивость эффективности использования бюджетных средств обусловлена изменением указанных выше факторов.

Таблица 3 Статистические параметры уравнения множественной регрессии

Показатели Значение

Множественный коэффициент корреляции (К) 0,932116

Множественный коэффициент детерминации 0,868841

Нормированный К-квадрат 0,867078

Стандартная ошибка 12,13614

Наблюдения 378

Значение параметра нормированный Я-квадрат равно 0,867. Это подогнанное значение К-квадрат для нескольких факторов. Подгонка значения Я-квадрат помогает определить обоснованность добавления в модель новых факторов.

Параметр стандартная ошибка, значение которого равно 12,14, выражает стандартное отклонение эффективности использования бюджетных средств после компенсации изменений факторов.

Экономическая интерпретация полученного нами уравнения регрессии производится на основе коэффициентов регрессии. Коэффициент регрессии, числовое значение при Х в линейном уравнении множественной

регрессии, показывает, на сколько в среднем изменится результативный показатель при увеличении соответствующего фактора на единицу его измерения, если другие факторы остаются неизменными. Например, коэффициент 0,634 перед переменной Х5 означает, что при росте рентабельности реализации сельскохозяйственной продукции на 1 %, эффективность использования бюджетной поддержки увеличится на 0,63 % при фиксированном значении других факторов, входящих в уравнение.

Важнейшим результативным показателем развития сельскохозяйственного производства является стоимость валовой продукции сельского хозяйства. Чтобы оценить силу влияния государственной поддержки в совокупности с другими факторами на изменение объемов производимой продукции, мы произвели выборку однотипных показателей за 2006 г. по 410-ти сельскохозяйственным предприятиям Тамбовской области и построили второе уравнение множественной регрессии. Множественная регрессия дает представление о степени влияния на результативный показатель каждого фактора из их совокупности. Влияние государственной бюджетной поддержки на производство валовой продукции сельского хозяйства (Г2) мы рассматриваем в комплексе с другими факторами: Х1 - государственная поддержка из бюджетов всех уровней, тыс. руб., Х2 -площадь сельскохозяйственных угодий, га, Х3 - среднегодовое количество работников, занятых в сельском хозяйстве, чел., Х4 -среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб., Х5 - среднегодовая стоимость оборотных фондов, тыс. руб., Х6 - прибыль (убыток (-)) от реализации продукции сельского хозяйства, тыс. руб.

Основной принцип построения уравнения множественной регрессии требует, чтобы набор факторов был полон и непротиворечив, т. е. чтобы в уравнение были включены все факторы, оказывающие существенное влияние на результат и чтобы среди них не было дублирования. Построенное нами линейное уравнение множественной регрессии, выражающее зависимость стоимости произведенной валовой продукции сельского хозяйства (Г2) от вышеперечисленных факторов, имеет вид:

Г2 = - 2732,672 + 0,804 Х1 + 1,123 Х2 + + 80,004 Х3 + 0,161 Х4 + 0,462 Х5 + 1,178 Х6.

Основные параметры, характеризующие данное уравнение, приведены в табл. 4.

Таблица 4 Статистические параметры уравнения множественной регрессии

Показатели Значение

Множественный коэффициент корреляции (К) 0,940178

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Множественный коэффициент детерминации 0,883934

Нормированный К-квадрат 0,882206

Стандартная ошибка 9638,774

Наблюдения 410

На основе коэффициентов при X проведем экономическую характеристику полученного нами уравнения регрессии. Каждый коэффициент регрессии показывает, на сколько в среднем изменится результативный показатель при увеличении соответствующего фактора на единицу его измерения при фиксированном значении других факторов уравнения. Таким образом, при увеличении среднегодовой стоимости основных производственных фондов (X4) и оборотных фондов (X5), прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции (X6) на одну тысячу рублей, стоимость валовой продукции сельского хозяйства возрастет соответственно на 161, 462 и 1178 руб. При росте площади сельскохозяйственных угодий на 1 гектар, увеличение результативного показателя составит 1123 руб. Повышение на одного человека среднегодового количества работников, занятых в сельском хозяйстве (X3), обеспечит значительное изменение объема производства продукции в стоимостном выражении на 80004 руб.

Таким образом, существенное влияние на рост производства сельскохозяйственной продукции оказывает обеспеченность трудовыми ресурсами. Увеличение среднегодового количества работников сопровождается ростом валового производства. Даже при недостаточной обеспеченности сельскохозяйственных предприятий области другими ресурсами, среднегодовое количество работников необходимо значительно увеличить. Данное

обстоятельство обусловлено тем, что в хозяйствах Тамбовской области ярко выражена тенденция как абсолютного, так и относительного сокращения трудовых ресурсов.

Важным направлением увеличения объема производимой сельскохозяйственной продукции на предприятиях Тамбовской области является государственная поддержка. В среднем повышение объемов государственной поддержки из бюджетов всех уровней (Х0 на одну тысячу рублей сопровождается ростом стоимости валовой сельскохозяйственной продукции на 804 руб. Таким образом, влияние государственной поддержки на производство валовой продукции сельского хозяйства велико, ее вклад в результаты деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей трудно переоценить.

Используемые в анализе модели - линейные. Нужно заметить, что полученные нами уравнения регрессии надо рассматривать лишь как первое приближение в предсказании эффективности использования бюджетных средств и объемов валовой продукции сельского хозяйства по предложенным факторам. Воздействуя на выявленные факторы, можно существенно повысить валовое производство продукции и эффективность государственной поддержки. Таким образом, интенсификация производства в сельском хозяйстве, базирующаяся на сбалансированном государственном регулировании и поддержке, является основным резервом роста показателей эффективности

хозяйственной деятельности всех сельхозпредприятий.

«Без поддержки государства сельскому хозяйству не выжить», - подчеркивает

В.В. Путин. И нельзя не согласиться с ним, что в первую очередь необходимо «поддерживать эффективно работающие хозяйства...» [1]. Без участия государства в надлежащей поддержке сельского хозяйства невозможно будет добиться эффективного использования земли, развития сельских территорий, повышения привлекательности жизни и работы на селе.

1. Путин В.В. Без поддержки государства сельскому хозяйству не выжить // Экономика сельского хозяйства России. 2006. № 11. С. 3.

2. Шарапова Н.В. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей в условиях развития многоукладной аграрной экономики: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Екатеринбург, 2007.

Поступила в редакцию 14.03.2008 г.

Kuvshinov V.A. Efficiency of state support of regional agriculture. The economic efficiency of state support of regional agriculture is described in the article. The multifactor analysis that allows estimating the force of influence of the basic factors on efficiency of budgetary resources use is shown. A general defect of the mechanism of state support is insufficiency of economic incentives and responsibility that guarantee the rational use of state support facilities.

Key words: economic efficiency, state support, agriculture, multifactor analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.