АГРАРНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ЗА РУБЕЖОМ
А. Е. Шамин, д.э.н., профессор, ректор НГИЭИ
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы государственного регулировании сельского хозяйства ряда зарубежных стран. Определены формы, направления и принципы государственной политики.
Ключевые слова. Государственное регулирование, аграрная политика, сельское хозяйство, государственная поддержка.
Сельское хозяйство, в силу своих особенностей, является одной из немногих отраслей экономики, как в развитых странах, так и в развивающихся, которые подвержены усиленному государственному регулированию. При этом государственная поддержка аграрного сектора является одним из приоритетных направлений экономической политики любой страны. К началу XXI века поддержка мирового сельского хозяйства обходилась налогоплательщиками потребителям ежегодно в более 300 млрд.долл. Эта поддержка осуществлялась практически повсеместно, несмотря на незначительную и уменьшающую долю этого сектора в валовом национальном продукте развитых странах и структуре занятого населения.
Механизм государственного регулирования сельского хозяйства отличается большим разнообразием использования экономических и финансовых инструментов, принцип действия которых в отдельных странах имеет много общего, однако формы и методы их применения отличаются своеобразием и масштабом. Эти различия обусловлены национальными особенностями развития сельского хозяйства, уровнем производительных сил, позициями страны на мировом аграрном рынке и другими факторами[2].
Механизм государственной поддержки сельхозпроизводителей стран Европейского союза включает:
- регулирование рыночной цены, обеспечивающей рентабельность производства;
- выплаты в зависимости от целевого использования субсидий;
- выплаты в зависимости от размера посевных площадей;
- различные компенсационные выплаты;
- применение штрафных санкций к сельскохозяйственным производителям, не выполняющим экологические требования к организации и ведению производства.
Кроме того, мировой опыт показывает необходимость использования интегрированных с рыночными механизмами форм и методов государственной ресурсной поддержки. К ним относятся амортизационная политика, использование механизмов лизинга в сочетании с льготным кредитованием, совместное с коммерческими структурами страхование рисков, исключение протекционизма в получении компенсаций и дотаций в отношении определенных групп сельских товаропроизводителей, в частности за счет неконкурсного государственного распределения бюджетных инвестиций. Все эти меры способствуют устойчивому и эффективному развитию сельскохозяйственного производства этих стран [3].
При определении уровня государственной поддержки агропромышленного производства обобщающем показателем выступает Оценка Субсидирования Производителя(ОСП). Его экономический смысл состоит в учете всех денежных ассигнований, поступающих от потребителей сельскохозяйственной продукции и налогоплательщиков при существующей в стране аграрной политики.
При расчете ОСП учитывается пять основных категорий национальной аграрной политики:
Все меры, воздействующие на ценообразование в сельском хозяйстве и на потребительском рынке (поддержка рыночных цен).
1. Все меры, определяющие систему прямых выплат налогоплательщиков производителям, не влекущие рост потребительских цен (прямые платежи).
2. Меры по снижению цен на основные средства производства (дотации на снижение издержек).
3. Меры способствующие в долгосрочной перспективе снижению цен, не предполагающие прямые выплаты производителям (общее обслуживание).
4. Прочие меры косвенной поддержки, главными элементами которой являются наднациональные субсидии (например, субсидии, установленные Европейским Союзом для своих членов).
ОСП рассчитывается с учетом всех ассигнований на поддержку сельского хозяйства. Однако, при этом не учитываются некоторые статьи бюджета, определяющие меры регулирования производства в пищевой промышленности и на потребительском рынке, ассигнования, не специфичные для аграрного рынка (например, транспортные субсидии), ассигнования, выделяемые производителям средств производства для сельского хозяйства.
С целью исключения двойного счета при исчислении агрегатированного и удельного значения ОСП, делается
оценка воздействия на рыночные цены уровня поддержки сельского хозяйства при распределении субсидий в рамках аграрного сектора. Это налоги на потребленные корма для расчета ОСП для всех продуктов животноводства, уровня поддержки цен на корма, масличные и налоги на корма промышленного приготовления, используемые в животноводстве.
Рассчитываются следующие основные показатели, в алгебраической форме представляемые так:
1. Общий показатель субсидирования производителя.
ОСП = Об • (ЦВН-ЦМ)+ППР-НП, где
ОБ - объем производства;
ЦВН - цены внутреннего рынка в пересчете на национальную валюту;
ЦМ - мировые цены;
ППР - прямые выплаты фермерам;
НП - налоги;
ПБ - прочие платежи в бюджет.
2. ОСПЧ - так называемый нетто-показатель
ОСП - исчисленный по формуле:
ОСПЧ=ОСПВ-К, где
К - стоимость дополнительных расходов на корма и налоги на кормовые надбавки.
Данный показатель исчисляется только для продукции животноводства.
3. Удельное значение эквивалента субсидий производителю (ОСПУ) исчисляется делением суммарного объема (ОСПУ) на объем производства.
ОСПУ=ОСПВ : ОБ
4. Номинальный коэффициент защиты производителя-НКЗ исчисляется по следующей форме:
ОСПУ
НКЗ = ЦМ+-дМ
Разница между приграничной ценой (мировой базовой ценой) и национальной валюте и внутренней ценой производителя (потребителя) и составляет ценовой компонент номинальной защиты.
5. ОСПО - показывающей уровень поддержки агарного сектора за счет поступления от потребителей (в основном через цены). В связи с этим он показывается в отрицательных величинах. При его расчете учитывается две категории показателей:
- платежи от потребителя производителям на поддержку рыночных цен (рыночные платежи);
- бюджетные платежи потребителям в условиях проводимой сельскохозяйственной политики. Эквивалент субсидий потребителям выражается в четырех величинах.
Общий объем ОСПО исчисляется по формуле:
ОСПО= - ПОТР • (ЦВН-ЦМ)+БС, где
ПОТР - объем потребления;
ЦВН - цены внутреннего рынка;
ЦМ - мировые цены;
БС - бюджетные субсидии потребителям продовольствия.
Аналогично рассчитывается и показатель номинального коэффициента защиты потребителя (НКЗПО).
ЦМ + ЭСПО
НКЗПО = ЦМ
Опыт европейских стран с развитой рыночной экономикой (Франция, Германия, Голландия и Дания) показывает, что меры государственного воздействия можно разделить на две группы:
- прямое воздействие государства на развитие сельского хозяйства, включающее принятие директивных, административных и плановых мер по регулированию данной отрасли;
- косвенное воздействие — ценовые, кредитнофинансовые, налоговые и инвестиционные механизмы.
Оба варианта связаны с определенными затратами государственных средств, которые должны быть направлены на решение таких задач, как повышение эффективности сельскохозяйственного производства и его конкурентоспособности, интенсификации, стимулирование инновационной деятельности, улучшение использования земли, фондов, увеличение занятости, развитие рыночной и социальной инфраструктуры.
Применительно к сельскому хозяйству государство осуществляет налоговое, денежное, кредитное, бюджетное, ценовое и социальное регулирование, а также регулирование путем формирования государственных целевых программ и госзаказов, охрану окружающей среды и других сфер. Система государственного регулирования призвана создать благоприятные условия для развития сельского хозяйства, повышения его конкурентоспособности, что возможно только лишь при государственной поддержке всего агропромышленного комплекса страны.
Основные принципы государственной политики зару-бежом - это:
1. Устойчивость. Обязательства государства перед сельскохозяйственными товаропроизводителями (через госзаказ) обеспечивают устойчивость механизма поддержки развития сельского хозяйства.
2. Адресность. Государственная поддержка предоставляется хозяйственным товаропроизводителям непосредственно, не допускается получение данных средств государственными или негосударственными посредническими организациями.
3. Гарантированность. Каждому участнику, выполнившему требования, предъявляемые к участникам отдельных направлений и программ поддержки, гарантируется получение государственной поддержки. Государство не может оказать участнику отдельного направления или программы в поддержке по причине исчерпания лимитов, выделенных в бюджете на текущий год на данный вид поддержки.
4. Соблюдение равных условий конкуренции сельскохозяйственных товаропроизводителей и единого экономического пространства в саране.
5. Перспективность. Уровень государственной поддержки должен обеспечивать рентабельность сельхозпроиз-водства при условии соблюдения технологий, обеспечивающих инновационное развитие аграрной экономики.
6. Оптимальное сочетание административных и экономических методов хозяйствования.
7. Зависимость сельскохозяйственного производства от государственной поддержки в мировой практике существенно различается по отдельным видам продукции.
Есть продукты, которые вообще невозможно было бы производить без государственной поддержки, другие - с большим трудом, а третьим требуется лишь ограниченная поддержка [3].
Среди наиболее субсидированных культур выделяется рис. Эта культура повсеместно производится при серьезной государственной поддержке, в особенности в Японии и Юной Корее. В среднем, в развитых странах в структуре стоимости риса доля государственной поддержки составляет 76 %.
Вторым по уровню государственной поддержки, но, несомненно, важнейшим по объему производства, является молоко. Доля государственной поддержки в развитых странах около 48 %.
Обратным примером могут быть продукты птицеводства- вследствие очень высокой мобильности этой отрасли уровень поддержки по этим продуктам составляет лишь 7 - 1 5 % .
В структуре государственных мер поддержки производителей в большинстве развитых стран на первом месте, как правило, находятся затраты на поддержание рыночных цен (более 50 %), на втором - прямые выплаты фермерам, фермерским объединениям, на третьем - остальные виды поддержки.
Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в развитых странах является мощным рычагом проведения аграрной и финансовой политики в сельском хозяйстве. В теории и практике различают формы и методы регулирования сельскохозяйственного производства.
1. Ценовое регулирование. Основную роль во всей системе государственного регулирования сельского хозяйства в зарубежных странах играет поддержание цен, обеспечивающих стабильность доходов производителей, и обеспечение ценового равновесия в отношениях сельского хозяйства и смежных с ним отраслей. В качестве ярких примеров можно привести Японию, Швейцарию, в которых цены на продовольствие гораздо выше мировых.
2. Прямое субсидирование. Категория прямых платежей в системе показателей государственной поддержки сельского хозяйства включает широкий спектр различных платежей, оказывающих различное воздействие на сельское хозяйство: компенсационные платежи; субсидии в расчете на единицу площади или поголовье скота; страховые и возмещаю-
щие платежи; платежи в виде финансирования закупок ресурсов для производства и т.д.
В структуре расходов на поддержку сельского хозяйства наибольшая доля прямых платежей отмечается в Норвегии, Австралии и США, в то же время в их структуре наибольшую часть на отрасли растениеводства выделяют США, Канада, ЕС и Япония; напротив, наиболее значительная доля прямых расходов в животноводстве имеет место в Финляндии, Норвегии, Швейцарии.
В Канаде прямые платежи покрывают разницу между рыночными и целевыми ценами на продукцию. В США и ЕС устанавливаются фиксированные платежи. При этом учитываются уровень урожайности и размер площадей. Данные платежи связаны с программами стабилизации производства и охраны окружающей среды.
3. Финасово-кредитное обеспечение. Важнейшей целью государственного вмешательства в сельское хозяйство является поддержка финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий. Это определяется специфическими условиями сельского хозяйства:
- недостатком свободных денежных средств;
- высокой капиталоемкостью и низкой фондоотдачей отрасли;
- несовпадением со сроками периода затратных операций и получения дохода.
Все эти условия диктуют необходимость особого подхода к системе финансовой поддержки сельского хозяйства. В странах ЕС роль и политика банков по отношению к сельскохозяйственному производству существенно различается по странам. Во Франции аграрный банк Gredit Agricole является крупнейшим монополистом в сфере кредитования сельского хозяйства. Им применяется довольно жесткие, но в то же время и льготные правила предоставления ссуд. В Ав-
стрии наиболее распространенным видом льготного кредитования являются инвестиционные аграрные кредиты.
4. Формирование производственной инфраструктуры сельского хозяйства. Степень воздействия государства на формирование производственной инфраструктуры весьма значительна. Сюда, прежде всего, относят:
- осуществление крупных мелиоративных проектов;
- создание дорожной транспортной сети;
- осуществление мер по рекультивации земель и др.
Осуществление подобных проектов никогда не было
под силу даже крупным фермерам.
Огромный интерес представляет система государственного участия в организации крупномасштабных проектов по освоению новых земель в Нидерландах. Государство берет на себя все расходы по проведению осушительных и культурно-технических работ. Данные земли являются собственностью государства и по готовности их для использования в сельскохозяйственных целях сдаются в аренду фермерам с правом последующего выкупа (как правило, не ранее чем через 50 лет).
5. Налоговое регулирование. В странах с развитой рыночной экономикой, наряду с финасово-кредитной и ценовой политикой, налоговая политика всегда является и остается важнейшим инструментом государственного регулирования сельского хозяйства за рубежом.
В системах налогообложения стран с развитой рыночной экономикой не существует каких-либо специальных налогов, применяемых к доходам субъектов сельскохозяйственного производства. Система налогообложения включает следующие виды налогов:
- налог на прибыль;
- налог на недвижимое имущество, в том числе на землю;
- налог на добавленную стоимость;
- налог на инвестируемый капитал;
- налог на наследство, дарение или продажу;
- выплаты на социальное страхование.
В США на долю налоговых выплат приходится в среднем около 3-4 % совокупных фермерских затрат.
6. Регулирование земельных отношений. В зарубежных странах земельные отношения строятся большей частью на праве частной собственности. Вместе с тем, важнейшую роль играет государственное регулирование, обеспечивающее рациональное использование земель в соответствии с социальными и экологическими интересами. Например, в Швеции юридические основы вмешательства правительства в рынок земли заложены в законодательном акте 1965 г. Покупатели (кроме родственников) должны обратиться за разрешением на покупку.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что роль государства в экономике зарубежных стран весьма значительна. Ход исторического развития многих стран опроверг предоставление об автоматическом восстановлении экономического равновесия и создания условий для динамичного роста производительных сил в условиях превалирования рыночных принципов хозяйствования.
В теории и хозяйственной деятельности возникла необходимость поиска оптимальных соотношений в степени государственного регулирования экономики и ее важнейших отраслей. Как свидетельствует опыт последних десятилетий, государство в зарубежных станах, постепенно перейдя от прямых к косвенным инструментам регулирования экономики в сельском хозяйстве, приводит высокоэффективную политику защиты внутреннего производителя, даже, несмотря на новые условия порядка, главным из которых является всемирная глобализация.
Список литературы
1. Государственная поддержка и механизмы ее реализации в АПК-М.: Восход А. - 2008. - 224 с.
2. Папцов, А. Г. Государственное регулирование экономики за рубежом: аграрный аспект. - М.: МиД. -2006. - 349 с.
3. Сидоренко, В. Государственное регулирование аграрного сектора экономики России. Международный сельскохозяйственный журнал № 6. - 2009. - С. 5-8.
STATE REGULATION OF AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY ABROAD
A. E. Shamin, doctor of economic sciences, professor, the head of the NGIEI
Annotation. In the article theoretical bases of state regulation of agriculture of some countries are considered. Forms, directions and principles of a state policy are defined.
The key words. State regulation, An agrarian policy, The Agriculture, The state support.