УДК 338.439.62
Любовь Винничек,
доктор экономических наук, профессор,
заведующая кафедрой,
Артур Ефимов,
аспирант,
Пензенская государственная сельскохозяйственная академия
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
000<><><>0<><>©<Х>00<><><><><>0<><>©0^^
Государственное регулирование представляет собой комплекс определенных воздействий, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое и стабильное развитие агропромышленного производства. С помощью различных методов осуществляется государственное регулирование сельского хозяйства в разнообразных его направлениях. Важной характеристикой таких методов является их способность учитывать не только средства, прямо выделяемые на нужды сельского хозяйства, но и другие ресурсы, опосредованно используемые государством для поддержки аграрного сектора. В процессе государственного регулирования АПК, обеспечения его поддержки в современных условиях глобализации экономики, усиления конкурентной борьбы необходимо исходить из специфики социально-политических и экономических условий, баланса налогового, финансово-кредитного и ценового регулирования, учета требований рынка и международных организаций.
S u m m a r y
State regulation is a set of specific incentives, by means of which the state is involved in market processes on the rights of the subject of market relations, ensuring the sustainable development of agricultural production. Through various methods of state regulation of agriculture in its various directions. An important characteristic of these methods is their ability to take into account not only the funds directly allocated to agriculture, but also other resources used by the state to indirectly support the agricultural sector. In the process of your country of venous-regulating agriculture, to ensure its support in the current context of economic globalization, increasing competition should proceed from the specific sociopolitical and economic conditions, the balance of tax, financial, credit and price controls, accounting, market requirements and international organizations.
Ключевые слова: государственное регулирование, механизмы государственного регулирования, экономические методы регулирования, ценовое регулирование.
Keywords: government regulation, mechanisms of state regulation, economic methods of regulation, price regulation.
Аграрный сектор экономики России занимает определяющий уровень национальной, продовольственной и экономической безопасности страны, главная роль в развитии которого должна принадлежать государству. Необходимость регулирования аграрного производства вытекает из особенностей его организации и способности адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования.
Аграрный потенциал России - один из крупнейших в мире. В России сосредоточено 8,9% пашни, 2,6% пастбищ, 8,3% производства минеральных удобрений (правда, потребляется всего 1%), 20% пресной воды и только 2% мирового населения. Страна может кормить не только себя, но и другие страны. На мировом продовольственном и биотопливном рынке Россия может быть таким же крупным игроком, как и на рынке нефти и газа. Вместе с тем доля России в мировом сельскохозяйственном производстве заметно ниже своего потенциала: в производстве молока и корнеплодов - около 5%; зерновых, зернобо-
бовых, яиц - около 3%; мяса - около 2%. Это свидетельствует о том, что имеющиеся сельскохозяйственные ресурсы используются недостаточно эффективно [1].
Необходимость создания в России механизма государственного регулирования агропромышленного комплекса вытекает из места и роли этого сектора в рыночной экономике в целом и особенностей современной ситуации. В частности АПК не может на равных условиях участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство зависит от природных факторов, имеет ярко выраженный сезонный характер производства и низкую отдачу вложенного капитала. При этом уровень развития сельскохозяйственного производства влияет на состояние продовольственной безопасности страны [2].
Государственное регулирование представляет собой комплекс определенных стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК
Регулирование посредством ограничений и запретов определенных видов экономической деятельности
Регулирование охраны и восстановления окружающей среды
Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда
■
Налоговое регулирование
Бюджетное регулирование
Социальное регулирование
Ценовое регулирование
Денежно-кредитное регулирование
Рис. 1. Основные формы государственного регулирования агропромышленного комплекса
Направления государственного регулирования АПК
Рис. 2. Направления государственного регулирования АПК
производства. Применительно к сельскому хозяйству используются разнообразные формы госрегулирования. Наиболее важные из них представлены на рисунке 1.
Представленные на рисунке 2 формы государственного регулирования АПК являются основой для определения основных направлений.
Государственное регулирование экономики может осуществляться на различных уровнях: федеральном, региональном, местном. На каждом из этих уровней существует ряд специфических особенностей, присущих только ему проблем и преимуществ. В зависимости от целей, которые преследуются руководством на том или ином уровне, применяются различные методы и направления государственного регулирования.
Финансовое направление государственного регулирования в настоящее время получило довольно широкое распространение в Российской Федерации. Осуществляемое на уровне всех отраслей экономики такое регулирование в том числе оказывает значительное влияние и на сельское хозяйство. Целевое финансовое регулирование проводится в отношении отрасли АПК, которое отражается прежде всего на финансовом состоянии сельхозтоваропроизводителей [3]. Оно также реализуется
посредством мер поддержки агропромышленного производства посредством государственных целевых программ.
С помощью различных методов, представленных на рисунке 3, осуществляется государственное регулирование сельского хозяйства в разнообразных его направлениях. Методы государственного регулирования в рыночной экономике подразделяются на несколько групп.
Административные методы имеют достаточно широкое применение, однако их применение менее эффективно, чем методов экономического регулирования. К экономическим методам относится денежно-кредитная политика, представляющая совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение стабильности цен, эффективной занятости и др. Это позволяет сделать вывод о том, что государственная поддержка определяется как взаимосвязь различных инструментов льготного и безвозмездного финансирования предприятий, находящихся в достаточно трудном экономическом положении, позволяющая значительно смягчить результаты неэквивалентности товарообмена сельского хозяйства с иными отраслями экономики, а также обеспечить эффективную деятельность агропромышленного
Меры государственного регулирования экономики
— Меры запрета
Административные
Меры разрешения
Меры принуждения
Законодательные
Законы
Указы
— Постановления
Подзаконные акты
Экономические (финансовые)
Средства кредитной политики
Средства бюджетной политики
Прогнозирование
Прочие
Индикативное планирование
Программирование
Прочие экономические средства
Рис. 3. Методы государственного регулирования в рыночной экономике
Таблица 1
Классификация основных видов государственной поддержки
Признак Вид государственной поддержки Определение
Источник финансирования Бюджетные Предоставление бюджетных услуг за счет средств бюджетов всех уровней, а также разработка и реализация программ регулирования отраслей экономики
Внебюджетные Меры экономической политики, не требующие расходов средств государственных или муниципальных бюджетов, в том числе регулирование цен и тарифов, внешнеторговое регулирование экспорта и импорта продукции, установление льгот, запретов и ограничений
Способ воздействия на экономику Прямые Бюджетные выплаты, налоговые льготы на поддержку отдельных предприятий и отраслей
Косвенные Стимулирование воздействия через систему финансовых институтов
Период действия Краткосрочные До 1 года
Долгосрочные Более 1 года
Требования ВТО «Желтая корзина» Меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю и предполагающие перераспределение средств от потребителей к производителям. Такие меры являются предметом обязательств по сокращению после присоединения к ВТО
«Зеленая корзина» Принимаемые меры не влекут за собой оказания ценовой поддержки производителям. Такие меры не предполагают перераспределения средств от потребителей к производителям. На них ограничительные обязательства ВТО не распространяются
«Голубая корзина» Являются формой компенсации утраченных доходов производителей и не влияют на рост предложения продукции на международном аграрном рынке, также не попадают под ограничительные обязательства
производства в целом, и является основной государственного регулирования.
Все это позволяет классифицировать государственную поддержку по следующие признаки: источники финансирования, способы воздействия на экономику, уровень бюджетного финансирования, период действия поддержки, требования ВТО (табл. 1).
Одним из основных экономических направлений является совершенствование механизма государственного регулирования внешнеторговой дельности с учетом внешних и внутренних факторов развития АПК. В современном мире внешнеторговая деятельность играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества. Посредством нее государство может осуществлять экономические санкции в отношении других. Однако, для того чтобы соответствовать всем требованиям, предъявляемым к
механизму государственного регулирования, необходимо выработать систему оценки результатов государственной поддержки.
Эффективность государственного регулирования может рассматри-ваться с позиции реализации общенациональных интересов, но при этом до сих пор отсутствуют какие-либо явные критерии, которые позволяют определить его вклад в экономику. Универсального критерия оптимальности государственного участия в рыночной системе нет. Каждая страна ведет поиск решения этой проблемы по-своему. Вопрос об эффективности государственного регулирования остро стоит и в России. Необходимо установить хотя бы качественные критерии, по которым определяется эффективность экономической политики государства.
В качестве критерия эффективности государственного регулирования экономики применительно к России может быть
избрано развитие производительных сил, оцениваемое в конечном счете через рост благосостояния. Если конкретизировать этот обобщенный критерий, то к критериям можно отнести: спад производства (отсутствие экономического роста), потерю управляемости экономикой и социальными процессами. Необходимо также включить в критерии эффективности повышение эффективности производства (рост производительности труда, ре-сурсосбережение и т.п.). В последнее время часто подчеркивается возрастание угрозы для экономической безопасности государства. При этом особенно важно выполнение государством своих функций по обеспечению экономической безопасности.
Эффективность государственного регулирования, по мнению А.И. Алтухова и др. [5], можно оценить по следующим основным критериям:
•сравнение прогнозируемых показателей с фактически достигнутыми;
•международные сопоставления, позволяющие определить, оказало ли регулирование влияние на достижение более высоких темпов экономического развития, рост благосостояния народа, более рациональное использование ресурсов, в которых за базу сравнения следует избирать во многом схожие национальные экономики, где уровень регулирования больше или меньше;
•соотнесение фактических и пороговых показателей экономической безопасности страны; в частности, в число показателей экономической безопасности входит возможность страны осуществлять расширенное воспроизводство и др.
Для выработки эффективной аграрной политики необходимо иметь критерии количественной оценки ее влияния непосредственно на сельскохозяйственных товаропроизводителей, их благосостояние. Важной характеристикой таких методов является их способность учитывать не только средства, прямо выделяемые на нужды сельского хозяйства, но и другие ресурсы, опосредованно используемые государством для под-держки аграрного сектора.
Многие методики оценки государственной поддержки сельского хозяйства основаны на сравнении цен, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители фактически реализуют свою продукцию или приобретают ресурсы, с ценами, которые сложились бы в отсутствие государственного вмешательства, то есть в состоянии рыночного равновесия. Такие цены называются справочными ценами (reference prices). Для товаров, которые обращаются на мировых рынках, показателем альтернативных издержек выступают мировые цены. Государственное регулирование агропродовольственного сектора не обязательно выражается в поддержке сельскохозяйственных производителей. Политика государства может выражаться как в субсидировании, так и в налогообложении производителей. В первом случае разница между внутренней и справочной ценами будет иметь положительное значение, а во втором отрицательное.
В этой связи можно выделить показатели ценового регулирования, показатели оценки бюджетной поддержки и обобщающие показатели. В мировой практике широко известен показатель, используемый Организацией экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), - «оценка поддержки производителя» (PSE - producer support estimate). оЭсР регулярно рассчитывает коэффициент PSE для стран-членов и не членов этой организации с 1987 г. Для России данный показатель ОЭСР рассчитывает с 1997 г. Показатель PSE отражает все трансферты сельхозпроизводителям как от потребителей,
так и от налогоплательщиков, получаемые производителями в результате проводимой государством политики поддержки сельского хозяйства. Он включает два компонента: прямую бюджетную поддержку и косвенную, называемую также «поддержкой рыночной цены» (MPS - market price support). MPS отражает разрыв между внутренней и справочной ценами.
Внутренние цены измеряются у ворот фермы и для сравнения с мировыми ценами корректируются с учетом затрат на доставку, переработку и маркетинг, то есть на маржу до рынка, на котором отечественный продукт реально встречается с импортным так, чтобы сравнение цен происходило в одной точке и было наиболее адекватным. Для целей Всемирной торговой организации применяется показатель «агрегированная мера поддержки» (AMS - aggregated measure of support). Этот показатель практически аналогичен PSE, однако он несколько упрощен и отражает степень влияния внутренней политики на условия международной торговли. Меры, оказывающие влияние на условия мировой торговли, называются мерами «желтого цвета», а не оказывающие такого влияния - мерами «зеленого цвета». Последние не учитываются при расчете AMS.
Наиболее простыми и также широко применяемыми показателями являются «номинальный коэффициент защиты» (NPC -nominal protection coefficient) и «номинальная норма защиты» (NPR - nominal protection rate). Первый рассчитывается как отношение внутренней цены на продукт к мировой; второй - как разница этих цен, отнесенная к мировой цене, выраженная в процентах. Эти показатели не учитывают влияния государственной политики, проводимой на рынке средств производства, но измеряют воздействие государства на рынок сбыта сельскохозяйственной продукции. Если NPC > 1, то сельскохозяйственные производители субсидируются, а при NPC < 1 сельское хозяйство облагается налогом. Если NPC = 1, то это характеризует нейтральную государственную политику.
Оценками, учитывающими влияние на цены ресурсов, являются показатели «эффективный коэффициент защиты» (EPC - effective protection coefficient) и «эффективная норма защиты» (EPR - effective protection rate). Они отражают соотношение добавленных стоимостей продуктов, которые равны разности между ценой конечного продукта и стоимостью средств, используемых для его производства.
В Австралии разработан и используется показатель «эффективный уровень поддержки» (ERA - effective rate of assistance), который определяется как соотношение между стоимостью, добавленной на единицу валовой продукции, с учетом поддержки отрасли государством и той же добавленной стоимостью, но без учета такой поддержки. В этом случае валовая продукция учитывается в мировых ценах. При расчете ERA учитывается поддержка производителей посредством предоставления льготных кредитов, льготного налогообложения, оказания услуг по льготным ценам или бесплатно, прямых дотаций и субсидий, высоких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и др.
В российской практике известен «показатель поддержки сельского хозяйства» (ППСХ), предложенный С.В. Киселевым, который может быть рассчитан как по отношению к отдельным продуктам, так и по отношению к сельскохозяйственной продукции в целом. При расчете ППСХ так же, как и ERA, учитывается поддержка производителей посредством предоставления льготных кредитов, льготного налогообложения, оказания услуг по льготным ценам или бесплатно, прямых дотаций и субсидий, высоких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и др., отнесенная к объему сельско-
хозяйственной продукции в мировых ценах. Значение данного показателя большее единицы свидетельствует о поддержке отечественного аграрного производства, а меньшее - о его налогообложении.
В вопросе оценки эффективности государственной аграрной политики применяется методика, позволяющая оценить эффективность совокупной прямой поддержки сельскохозяйственных организаций из федерального и регионального бюджетов на основе соотношений объема совокупной поддержки и ее финансового результата. Финансовый результат поддержки определяется по приросту продукции (валовой или товарной). Эффективность поддержки рассчитывается как отношение прироста (изменения) валовой или товарной продукции к объему поддержки. Показатель эффективности поддержки можно определить по всей сельскохозяйственной продукции, а также по отраслям и подотраслям, в разрезе как хозяйств, так и районов. Представляем обобщающую характеристику приведенных методов (табл. 2).
При выборе методики оценки эффективности государственной поддержки сельского хозяйства на региональном уровне необходимо руководствоваться принципами максимального учета разных ее аспектов. В этом отношении наиболее предпочтительной является методика ОЭСР. Предлагаемый методический подход предусматривает оценку эффективности государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства на региональном уровне через систему применяемых ОЭСР показателей, которые характеризуют различные аспекты государственной аграрной политики, связанной с воздействием на сельских товаропроизводителей в определенном регионе через совокупность федеральных и региональных программ. Применение методики ОЭСР в несколько модифицированном виде для регионального уровня возможно в следующих аспектах: во-первых, для оценки
эффективности поддержки производства конкретных видов сельскохозяйственной продукции; во-вторых, для оценки эффективности поддержки производителей, которые производят валовую сельскохозяйственную продукцию в регионе.
Интегральным показателем, характеризующим эффективность государственной поддержки сельских товаропроизводителей в целом, является PSE. Региональный PSE (PSE) позволяет учесть все трансферты от потребителей и налогоплательщиков в пользу товаропроизводителей определенного региона в результате мер государственного вмешательства федерального и регионального уровней. PSEr будет складываться из сумм, направленных на поддержку рыночных цен, и бюджетных платежей производителям в результате осуществления поддержки.
PSE = MPS + ВОТ ,
r r r
где PSEr - поддержка производителя в регионе r;
MPSr - поддержка рыночной цены на сельскохозяйственную продук-цию в регионе r;
ВОТ - бюджетные и другие платежи производителям в результате осуществления поддержки в регионе r.
Важным элементом PSEr является показатель поддержки рыночной цены (MPS). При расчете показателя поддержки рыночной цены для регионального уровня основополагающим моментом является выбор справочных цен. По методике ОЭСР, в качестве справочных цен применяются мировые цены либо импортные или экспортные цены. По нашему мнению, при выборе справочных цен для определенного региона нужно учитывать особенности страны, ее географические размеры, уровень развития аграрного производства и природно-климатические условия ведения сельского хозяйства. В этой связи целесообразнее в качестве справочных цен применять средние цены, сложившиеся в федеральных
Таблица 2
Обобщающая характеристика методов оценки эффективности государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства
Группа показателей Показатель Достоинство метода Недостаток метода
Ценовое регулирование NPC (nominal protection coefficient) Простота расчета. Возможность расчета как для совокупного производства, так и для конкретного вида продукции Не учитывает влияние государства на рынок средств производства
EPC (effective protection coefficient) Одновременно учитывает воздействие государства на рынок реализации сельхозпродукции и рынок средств производства Требуется обширная база специфических данных
Прямая бюджетная поддержка ЭП (эффективность поддержки) Адаптирован для регионального уровня Учитывает только производственный аспект поддержки
Обещающие показатели ERA (effective rate of assistance) Возможность применения к различным отраслям экономики Не является общепринятым методом в международных расчетах
PSE (producer support estimate) Глубокая адаптация к аграрному сектору. Применяется международными организациями Требуется обширная база данных
ППСХ (показатель поддержки сельского хозяйства) Глубокая адаптация к аграрному сектору Не является общепринятым методом в международных расчетах
округах, поскольку регионы, объединенные в эти округа, более близки по условиям аграрного производства. В методике ОЭСР справочные цены выступают как равновесные, то есть цены без государственного вмешательства. При региональных расчетах все же необходимо учитывать воздействие общенациональной аграрной политики, если она направлена на поддержку производителей, в том числе через ценовое регулирование, поскольку это отразится на уровне цен в конкретном регионе. Для регионального уровня рассчитывается показатель MPS, который отражает поддержку рыночной цены для валовой продукции сельского хозяйства в регионе r и находится как сумма поддержки рыночных цен по определенным видам продукции i. Если рассчитать уровень поддержки рыночной цены для i-го продукта, то получится показатель «поддержки рыночной цены i-го продукта» в регионе r - MPSr. В этом случае MPSr можно выразить следующим образом:
Ключевым показателем в данной формуле выступает MPSr. Его расчет является наиболее трудоемким и может вызвать сложности, поскольку требует обширных данных региональной статистики. Представляем алгоритм расчета MPS ir [4] (табл. 3).
Поскольку часть продукции растениеводства, которая идет на корма сельскохозяйственным животным, может быть также субсидирована, по-стольку это должно быть учтено во избежание двойного счета при оценке поддержки производства продукции животноводства. В практическом применении наиболее удобным показателем является процентный PSE. Он отражает уровень государственной поддержки в общих доходах произ-
водителя и рассчитывается в целом для всех товаропроизводителей. Для регионального уровня данный показатель будет иметь вид:
%Р5ЕГ =
Р5ЕГ GFR.
PSEr
Показатели оценки поддержки производителя (PSE и %PSE) являются основополагающими индикаторами эффективности государственной поддержки сельского хозяйства. Если показатель PSE положительный, то производители поддерживаются в результате мер регулирования, если отрицательный - имеет место налогообложение. Если целью государственной аграрной политики на региональном уровне является поддержка сельхозтоваропроизводителей, то в первом случае можно говорить об эффективности государственных мер, а во втором -об их неэффективности.
В дополнение к приведенным выше показателям можно рассчитать ряд других коэффициентов, характеризующих дополнительные аспекты государственной аграрной политики на региональном уровне. Номинальный коэффициент поддержки производителя, исчисленный для региона r - PNACr (producer nominal assistance coefficient), отражает отношение уровня поддержки производителя к размеру доходов, исчисленных в справочных ценах без государственной поддержки. Номинальный коэффициент защиты производителя PNPCr (producer nominal protection coefficient) отражает отношение уровня внутренних цен на определенный товар с учетом выплат на тонну продукции к справочным ценам. Данный коэффициент может рассчитываться как для отдельных видов продукции, так и для валовой сельскохозяйственной продукции внутри региона. Но-
Таблица 3
Ключевые показатели для расчета MPSir
Обозначение Показатель Ед. изм. Источник данных, расчет
Qpir Уровень производства ¿-го продукта в регионе г т Данные статистики
F Из него корма т Данные статистики
PPir Цена производителя (у ворот фермы) на ¿-й продукт внутри региона г руб./т Данные статистики
VP* Объем производства (у ворот фермы) на ¿-й продукт в регионе г руб. <}р*-рр*
QCtr Уровень потребления (использования) ¿-го продукта в регионе г т Данные статистики
CP Цены потребительного объема (у ворот фермы) ¿-го продукта в регионе г руб./т РР
vcir Объем потребления (использования) ¿-го продукта в регионе г руб. <гс*-<гр*
RPir Справочная цена (у ворот фермы) ¿-го продукта в регионе г руб. Данные статистики
MPDir Взрыв цен по ¿-му продукту в регионе г руб. РР*-ЯР*
TPCir Трансферт производителям от потребителей в регионе г, связанный с продуктом ¿ руб. Если > ЯР* то МОР** иначе МРВ&- (}С
EFCir Излишняя стоимость кормов, произведенных в регионе г (если продукт ¿ является кормовой культурой) руб. Если F < <2Р^то Р-МРИ^иначе (¿Р.г - МОР*
TPTir Трансферт производителям от налогоплательщиков в регионе г, связанные с продуктом ¿ руб. Если <?С;г > 0,иначе ^Р^-ОС.г)* МРВ1г
MPSir Поддержка рыночной цены ¿-го продукта в регионе г руб. ТРС*+ТРТ*-ЕРС*
минальный коэффициент защиты, превышающий единицу, свидетельствует о субсидировании товаропроизводителей в регионе, равный единице - о нейтральной политике, а если показатель ниже единицы, то производители облагаются налогом [4].
Методика ОЭСР позволяет оценить эффективность поддержки аграрных товаропроизводителей с точки зрения поддержки производства конкретных видов, группы видов или всех видов сельскохозяйственной продукции. Для этого показатель PSE делится на несколько составных частей, каждая из которых учитывает определенные направления государственной поддержки производителей. Если к показателю поддержки рыночной цены определенных видов продукции прибавить суммы бюджетных выплат, связанных с поддержкой этих продуктов, то получится показатель «поддержка производства определенного вида продукции в регионе» (PSCT - producer single commodity transfers) - платежи от потребителей и налогоплательщиков, обусловленные осуществлением мер государственной поддержки, основанных на производстве определенного вида продукции. Наиболее наглядным и удобным показателем является процентный PSCT (%PSCT), который отражает долю поддержки, связанной с производством определенного вида продукции, в общих доходах производителей.
Если государственная поддержка связана с производством группы определенных видов продукции в регионе r, то такие платежи будут учитываться в показателе «поддержка производства группы определенных видов продукции» (GCTr - group commodity transfers). Если государственные платежи направлены на поддержку всех видов сельскохозяйственной продукции, то они учитываются в показателе «поддержка всей сельскохозяйственной продукции» (ACT - all commodity transfers). Это платежи, обусловленные реализацией аграрной политики, осуществляются независимо от номенклатуры производимой сельхозпроизводителями продукции. Последним является показатель «другие платежи производителям» в регионе r (OTPr - other transfers to producers) - платежи, связанные с осуществлением мер аграрной политики, не требующие производства сельскохозяйственной продукции.
Оценку поддержки производителя на региональном уровне альтернативным способом можно представить как совокупность приведенных выше показателей:
PSEr=PSCTr +GCTr+АСТГ+ОСТг [2].
Роль государства в процессе преобразований в России должна оста-ваться значительной, как отмечалось ранее, во многих сферах экономики (сельское хозяйство требует особого внимания), так как неразвитый еще рынок показал свою неспособность справиться самостоятельно с проблемами производства, тем более с проблемами социальной сферы. Государственная политика при этом должна осуществляться новыми методами, отвечающими современной ситуации. Только после завершения периода трансформации, после того как Россия вступит в фазу устойчивого роста, государство сможет несколько «устраниться» от вмешательства в экономические процессы и сосредоточиться на функциях и задачах, свойственных любой развитой капиталистической экономике, в том числе на индикативном планировании, сглаживании циклических колебаний и др. [4].
Можно констатировать тот факт, что в современной, многоукладной, смешанной, рыночной экономике государство активно участвует в формировании важнейших социально-экономических процессов. Влияние государства оказалось
достаточно эффективным в развитых странах - на протяжении всего периода после Второй мировой войны, особенно в последнее десятилетие [6]. Оно позволило избежать глубоких кризисов и обеспечило сравнительно устойчивые темпы развития. А правильно подобранный и внедренный методический подход, позволяет:
• оценить эффективность государственной поддержки аграрного сектора на региональном уровне;
• учесть не только суммы, прямо выделяемые из бюджета на поддержку сельских товаропроизводителей, но и ценовые трансферты от потребителей сельскохозяйственной продукции;
• оценить эффективность государственной поддержки как в целом продуцентов, выпускающих все виды сельхозпродукции в регионе, так и производителей определенных видов сельскохозяйственной продукции в частности;
• поскольку за основу взята международная методика, постольку это унифицирует подходы к оценке и интерпретацию результатов, обеспечивает возможности международных сопоставлений.
Таким образом, в процессе государственного регулирования АПК, обеспечения его поддержки в современных условиях глобализации экономики, усиления конкурентной борьбы необходимо исходить из специфики социально-политических и экономических условий, баланса налогового, финансово-кредитного и ценового регулирования, учета требований рынка и международных организаций. Уровень компетентности органов управления АПК, готовность организаций к восприятию установленных правил, использованию предоставленных им возможностей, а также наличие и правильное использование имеющихся ресурсов требуют особого внимания. Система государственной поддержки должна быть гибкой, соответствовать текущим и долгосрочным потребностям АПК.
Литература
1. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // Правовая система Гарант.
2. Винничек Л.Б., Ефимов А.М. Экономический механизм как спо-соб государственного регулирования сельского хозяйства // Состояние и перспективы развития АПК: сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию кафедры «Организация и информатизация производства» / Пензенская ГСХА. Пенза: РИО ПГСХА, 2014. 226 с.
3. Государственная поддержка и механизмы ее реализации в АПК. М.: Восход-А, 2008. 244 с.
4. Котов Р.М. Оценка эффективности государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственных производителей на региональном уровне // Экономические науки. 2009. № 51. С. 112-116.
5. Рекомендации по финансово-экономическому регулированию рынка сельскохозяйственной продукции / А.И. Алтухов, Д.Ф. Вермель, Л.П. Силаева и др. М., 2009. 92 с.
6. Дозорова Т.А., Семирханова О.Н. Программно-целевое регулирование АПК. Ульяновск, 2011. 142 с.
7. Зарук Н.Ф., Федотова М.Ю. Государственная поддержка сельского хозяйства в условиях ВТО на основе использования социальных программ // Нива Поволжья. 2014. № 1 (30). С. 122-129.