Научная статья на тему 'Государственное регулирование аграрного производства'

Государственное регулирование аграрного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / ДИСПАРИТЕТ ЦЕН / DISPARITY IN PRICES / ИЗЪЯТИЕ РЕСУРСОВ / WITHDRAWAL OF RESOURCES / ПАРИТЕТНАЯ ЦЕНА / PARITY PRICE / АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / AGRICULTURAL ENTERPRISE / КОЭФФИЦИЕНТ ПАРИТЕТА ЦЕН / FACTOR OF PARITY IN PRICES / МОЛОЧНОЕ СКОТОВОДСТВО / DAIRY CATTLE BREEDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимец Н.В.

В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования сельскохозяйственного производства. Обоснован объем изъятия финансовых ресурсов из аграрного сектора и уровень паритетной цены за единицу продукции. Определена сумма дотаций на молочную продукцию с учетом изъятия ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the author considers the problems of state regulation of the agricultural production, proves the volume of withdrawal of financial resources from agrarian sector and the level of the parity price per unit of the output. The sum of subsidy for dairy production considering withdrawal of resources is defined.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование аграрного производства»

_Аннотация

В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования сельскохозяйственного производства, Обоснован объем изъятия финансовых ресурсов из аграрного сектора и уровень паритетной цены за единицу продукции, Определена сумма дотаций на молочную продукцию с учетом изъятия ресурсов,

Максимец Н.В.

канд, экон, наук, зав, кафедрой управления в АПК,

профессор Марийского государственного технического университета,

г, Йошкар-Ола

nataly_maximets@mail.ru

как устранить

диспаритет цен на сельхозпродукцию?

государственное регулирование

аграрного производства

Современный этап развития национального хозяйства характеризуется коренными преобразованиями во всех сферах и отраслях экономики. Особую важность имеют изменения, проводимые в сельском хозяйстве, что определяется его местом, ролью и значением в жизни государства и общества.

Результатом реализации рыночных отношений в этой важнейшей области национальной экономики явились устойчивые и затяжные кризисные явления. Агропромышленный комплекс медленнее, чем другие сферы экономики, приспосабливается к меняющимся экономическим условиям.

Регулирование

В сложившейся на сегодняшний момент экономической ситуации с помощью механизмов рыночного саморегулирования невозможно решить проблему недостатка финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов для выхода АПК из кризиса и дальнейшего его устойчивого развития. Это требует формирования эффективного механизма государственного регулирования.

В рыночной системе государственное регулирование направлено на преодоление периодических аграрных кризисов, оказание господдержки производителям сельхозпродукции. Благодаря госу-

дарственному регулированию аграрный сектор ведущих капиталистических стран сделал рывок в своем развитии.

Государственное регулирование не противоречит рыночной самоорганизации, не подменяет предпринимательскую инициативу. Оно призвано создать условия для частной инвестиционной деятельности и экономического подъема, связанных с широким освоением перспективных технологий в условиях конкуренции.

При разработке государственной аграрной политики на разных уровнях управления многое зависит от объективной оценки сложившейся ситуации, от установления причин, приведших к столь глубокому и тяжелому по своим последствиям кризису.

Одной из главных причин, повлекших за собой спад и кризис в сельском хозяйстве, является диспаритет цен1. Экономисты-аграрники, как правило, предлагают регулировать цены в АПК, а потери сельскому хозяйству компенсировать. В связи с этим необходимо рассчитать объем ежегодно изымаемых из сельского хозяйства ресурсов в денежном выражении, использовать результаты расчетов при разработке предложений по государственной поддержке сельскохозяйственного производства.

1 Паритет (от лат. paritas - равенство), «диспаритет цен» в данном контексте означает неравенство между ценами на сельхозпродукцию, определяемыми трудозатратами на ее получение, и реальными ценами - прим. ред.

«Невидимое» изъятие

Изъятие финансовых ресурсов из аграрного сектора осуществляется разными способами, в том числе при продаже продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями (1). Выполненные расчеты позволяют определить экономическую роль «невидимого» изъятия средств из сельского хозяйства. Следует отметить, что сумма изъятия по расчетам превышает официальные данные Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования республики (табл. на с. 116).

Изъятие ресурсов из сельского хозяйства происходит главным образом из сельскохозяйственных организаций, в 2008 г. их доля составила 81,69% изъятых ресурсов. Сумма изъятий характеризует объем потерь отрасли, понесенных вследствие худших, чем в других отраслях, условий хозяйственной деятельности. Возврат изъятой суммы предприятиям через систему государственного регулирования позволит им развиваться в большей части за счет собственных средств.

Расчетная цена

Одним из аспектов диспаритета цен является отсутствие эквивалентных отношений между сельским хозяйством и переработкой. Полученный в отрасли доход перераспределяется в другие сферы агропромышленного комплекса. Одним из перспективных направлений решения данной проблемы является использование коэффициента паритета цен, который отражает соотношение цены реа-

Таблица

Сумма изъятых средств из сельского хозяйства (по категориям хозяйств), млн руб.

Показатели Годы

2006 2007 2008

в сельскохозяйственных организациях

Изъято 655,914 809,661 1095,315

Изъято в % к полной стоимости валовой продукции 11,821 12,177 13,256

в личных подсобных хозяйствах

Изъято 171,264 212,702 234,404

Изъято в % к полной стоимости валовой продукции 2,258 2,493 2,708

в крестьянских (фермерских) хозяйствах

Изъято 5,189 5,401 10,959

Изъято в % к полной стоимости валовой продукции 2,141 2,217 2,423

ИТОГО

Изъято 832,367 1027,764 1340,678

Изъято в % к полной стоимости валовой продукции 6,223 6,664 7,718

лизации готовой продукции и цены приобретения сельскохозяйственного сырья перерабатывающими организациями при уровне рентабельности, необходимом для расширенного воспроизводства. Расчет, проведенный для типичного сельхозпредприятия (по основному виду продукции - молоку) показал, что для ведения простого воспроизводства в 2008 г уровень рентабельности должен составлять

Ключевые слова:

государственное регулирование, диспаритет цен, изъятие ресурсов, паритетная цена, аграрно-промышленный комплекс, сельскохозяйственное предприятие, коэффициент паритета цен, молочное скотоводство

28,16%, для расширенного воспроизводства - 48,99%, а для молоко-перерабатывающего предприятия - 8,8% и 22,5% соответственно. Используя нормативные уровни рентабельности для сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций можно рассчитать коэффициент паритета цен. Он отражает соотношение цены реализации готовой продукции и цены сырья при необходимом уровне рентабельности, характеризующего вклад каждого участника в производство конечной продукции. Для определения уровня расчетной цены с использованием коэффициента паритета, по которой перерабатывающие организации должны покупать сельскохозяйственную продукцию, применяется следующая формула:

Цргп

Рц

К

■ * Кп

ф

где:

Рц - расчетная цена 1 ц сельхозпродукции, руб.;

Цргп„ - цена реализации 1 ц готовой продукции перерабатывающими организациями, руб.;

К

ф

соотношение фактических

уровней цен реализации готовой продукции и цен приобретения сельскохозяйственного сырья перерабатывающими предприятиями; Кп - коэффициент паритета. При использовании предложенной формулы определен уровень оптимальной цены, по которой молоко (сырье) должно продаваться перерабатывающим компаниям: 1138,7 руб./ц, тогда как фактическая цена составляет 860 руб./ц.

Паритетная цена

Без повышения цен до паритетных без поддержки со стороны государства производство продукции не способно обеспечивать условия, необходимые для расширенного воспроизводства. Все это обусловило необходимость обоснования размера дотаций из бюджета на реализацию отдельных видов сельхозпродукции с целью возврата аграрному сектору экономики изъятых из нее финансовых ресурсов.

Для определения бюджетных средств на финансирование мероприятий по развитию молочного скотоводства Республики Марий Эл с учетом диспаритета цен необходимо установить ценовой дисбаланс на единицу продукции как разницу между паритетной ценой и ценой фактической. Исходя из уровня фактического финансирования молочного скотоводства, определить коэффициент

Keywords:

state regulation, disparity in prices, withdrawal of resources, parity price,

agrarian and industrial complex, agricultural enterprise, factor of parity in prices, dairy cattle breeding

обеспеченности необходимого финансирования как отношение суммы финансирования заложенной в республиканском бюджете к общей сумме дотаций рассчитанных через паритетную цену. На поддержку молочного скотоводства сельхозпредприятия республики в 2008 г. получили дотации в размере 24,9 млн руб. Следовательно, коэффициент обеспеченности в данном случае равен 0,13, то есть республиканский бюджет обеспечивает 13% потерь от диспаритета цен на молоко-сырье. Паритетная цена молока в 2008 году составила 1138,71 руб./ц, ценовой дисбаланс - 221,4 руб./ц. Из оборота сельхозпредприятий через систему цен было изъято 1095,315 млн руб., или 13,26% стоимости валовой продукции. Из 950,12 млн руб. изъятой суммы стоимости товарной продукции 163,844 млн руб. должно быть воз-

одной из главных причин, повлекших за собой

спад и кризис в сельском хозяйстве, является диспаритет цен

на поддержку молочного скотоводства сельхозпредприятия Республики Марий Эл в 2008 г. получили дотации в размере 24,9 млн руб.

вращено производителям. Если отрасль получит необходимую сумму дотаций, то при прочих равных условиях производство молока может достичь уровня рентабельности.

Аналогичные расчеты могут быть произведены по остальным видам сельхозпродукции по всем категориям хозяйств. Причем сумма

дотаций должна быть как минимум в рамках суммы, изъятой из аграрного сектора из-за диспаритета цен.

Таким образом, для решения проблемы развития сельского хозяйства требуется действенная система ценового механизма, основанная на сочетании государственного регулирования и саморегулирования, стимулирования и протекционизма товаропроизводителей.

Литература

1. Методические рекомендации по определению объема финансовых ресурсов, изъятых из аграрного сектора экономики через систему цен. - М.: МСХ, 2005. - 17 с.

Maksimets N.V.

Cand. of Econ. Sci.,

Head of Chair «Management of Agrarian and Industrial Complex», professor of Mari State Technical University, Ioshkar Ola

How to eliminate disparity in prices for agricultural products?

State regulation of agrarian production

_Abstract

In the article the author considers the problems of state regulation of the agricultural production, proves the volume of withdrawal of financial resources from agrarian sector and the level of the parity price per unit of the output. The sum of subsidy for dairy production considering withdrawal of resources is defined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.