Вестник Института экономики Российской академии наук
1/2016
В.Ю. НАГАЛИН
аспирант РЭУ им. Г.В. Плеханова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В статье исследуется проблема развития государственного предпринимательства как фактора обеспечения стабилизации и экономического роста российской экономики. На основе обобщения зарубежного опыта и российской практики автором раскрывается понятие и сущность государственного предпринимательства. Рассматриваются ключевые тенденции в развитии института государственного предпринимательства, особое внимание уделено вопросам повышения качества управления предприятиями с государственным участием в российской экономике.
Ключевые слова: государственное предпринимательство, государственная собственность, государственный сектор экономики, государственное предприятие, приватизация, система управления государственной собственностью.
1БЬ: Н11, Н57, Н80, Ъ32.
Государственное предпринимательство, с точки зрения институциональной теории, можно определить как один из институтов современной экономической системы, устанавливающий те нормы и правила, в соответствии с которыми происходит взаимодействие между государством как субъектом экономической деятельности и иными экономическими субъектами. Государственное предпринимательство осуществляется от имени государства (в лице уполномоченных органов исполнительной власти), но собственно предпринимательскую деятельность реализуют отдельные субъекты хозяйствования (государственные и смешанные предприятия, различные институты развития), которые формируют сферу рыночного предложения государственного капитала, а также занимаются производством различного рода товаров, работ и услуг.
Цели, способы реализации, а также критерии эффективности государственного предпринимательства отличаются от аналогичных параметров оценки и критериев частного предпринимательства. Не ко всем государственным активам применимы коммерческие критерии эффективности (рентабельность, чистый доход, период окупаемости инвестиций и т.д.), поскольку предпринимательская деятельность государства направлена на выполнение как коммерческих, так и приоритетных социально-экономических задач [1, с. 102].
Таким образом, под государственнъм предпринимательством мы понимаем целенаправленную деятельность государства, предполагающую коммерческое использование собственности государства, осуществляемую государственными предприятиями, предприятиями, основанными на смешанной форме собственности, а также посредством формирования рыночного предложения государственного капитала в различных сферах экономической деятельности в целях удовлетворения потребностей общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли, необходимой для развития субъекта хозяйствования и обеспечения финансовых обязательств перед другими хозяйствующими субъектами.
Экономическая деятельность государства как предпринимателя может осуществляться:
- на основе управления государственной собственностью, действующей в рамках государственного сектора экономики;
- через систему формирования рыночного предложения «государственного капитала»;
- через систему государственно-частного партнерства.
Мировой финансовый кризис 2008 г. стимулировал развитие экономической деятельности государства, активизацию соответствующих форм предпринимательской деятельности предприятий с государственным участием. В результате на современном этапе мы можем условно разделить все формы государственного предпринимательства на две группы: «традиционную» и «новую».
К первой группе - традиционным формам государственного предпринимательства - можно отнести распоряжение и управление государственными и смешанными предприятиями с государственным участием, государственную контрактную систему закупок (заказов). Вторая группа представлена «новыми формами»; к ним относятся различные формы рыночного предложения «государственного капитала», в частности, предполагающие активное управление миноритарными пакетами акций и долями в частных компаниях, предоставление займов государственными банками и банками развития, а также инвестиционная деятельность суверенных и прочих государственных фондов. Наибольшее развитие «новые формы» предпринимательской деятельности получают на основе использования различных механизмов государственно-частного партнерства (см. рис. 1).
В странах со смешанной экономикой институт государственного предпринимательства наибольшее развитие получил в сфере управления и распоряжения государственнъми и смешаннъми предприятиями. Выступая в роли контролирующего собственника предприятий, действующих в рамках государственного сектора экономики, государство, как правило, осуществляет контроль над предприятием путем назна-
<
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Государство в роли «заказчика»
Государство в качестве собственника государственных и смешанных предприятий
качестве Государство в качестве Сфера государственно-«енных и инвестора (сферы рыночного частного партнерства I предложения
«государственного капитала»)
государственная контрактная система закупок (заказов).
подконтрольные государству предприятия с ограниченной автономией;
миноритарные пакеты под управлением государственных холдинговых компаний и фондов;
ссуды и акции государственных банков и банков развития; суверенные фонды; прочие государственные фонды (например, пенсионные, страховые и т.п.).
соглашения о государственно-частном партнерстве; концессионного договора; инвестиционного договора; иные договора, отвечающего целям, задачам и принципам государственно-частного партнерства.
государственные холдинговые компании;
частично приватизированные компании и предприятия.
традиционные формы государственного предпринимательства
новые формы государственного предпринимательства
Рис. 1. Формы государственного предпринимательства.
чения менеджмента компании и членов совета директоров. Управление и распоряжение государственными и смешанными предприятиями государство может осуществлять и через государственные холдинговые компании, в которых правительство является единственным акционером (собственником) [2, с. 38].
На современном этапе наиболее распространенной организационной моделью государственного предпринимательства выступает интеграция государственного и частного капитала в рамках отдельной компании. Данные компании могут возникать в результате программ приватизации, когда государство стремится сохранить за собой контроль над приватизируемыми компаниями. Чаще всего государство владеет в таких компаниях блокирующим пакетом акций, однако доля государства в некоторых случаях может и не являться контрольной. В этом случае государству принадлежит так называемая «золотая акция», которая гарантирует право наложить вето на определенные стратегические и инвестиционные решения [2, с. 41].
Одной из важнейших форм государственного предпринимательства является система государственных закупок (заказов). Государство, осуществляя закупки и размещая заказы для обеспечения общественных нужд, выступает в качестве предпринимателя - равноправного субъекта рыночных отношений. В этой связи государственный заказ строится на принципе экономической заинтересованности в нем компаний-исполнителей. Контракты с государством заключаются на коммерческой основе и являются прибыльными для поставщиков (производителей) [1, с. 104].
Одна из новых форм государственного предпринимательства -модель, в которой государство выступает в роли миноритарного инвестора, получила развитие, в первую очередь, из-за неэффективности
складывающейся системы управления государственными предприятиями. Неэффективность же системы управления вызвана рядом причин. Во-первых, потому что менеджменту предприятий не хватает мощных стимулов и надлежащего контроля, как со стороны совета директоров, так и со стороны рынка. Во-вторых, перед государственными предприятиями ставится множество некоммерческих целей, которые вступают в конфликт с экономическими. В - третьих, менеджмент крупных системообразующих государственных предприятий часто не стремится к повышению эффективности деятельности, потому что знает, что правительство будет спасать предприятие, даже если оно будет находиться на грани банкротства.
В то же время, в соответствии с существующей концепцией, в зарубежной экономической литературе под государственным предпринимательством понимается не только деятельность государственных и смешанных компаний, государственных холдинговых компаний и частично приватизированных компаний с государственным участием. К данному виду деятельности относят и управление государственными финансовыми ресурсами через государственные банки, банки развития и суверенные фонды благосостояния. В частности, по мнению экспертов, динамичное развитие суверенных инвестиционных фондов, рассматриваемых как альтернативный механизм вложения государственных сбережений, привело к тому, что миноритарные пакеты акций в публичных частных компаниях все чаще стали выступать объектами для инвестирования таких фондов. Несмотря на то что большая часть средств таких фондов предназначена для вложений в иностранные активы, ряд суверенных фондов вкладывают средства в национальные компании [2, с. 41]. Таким образом, основная идея данного вида предпринимательской деятельности заключается в том, чтобы отказаться от непосредственного директивного управления и передать управление независимому, более гибкому менеджменту для повышения общей эффективности деятельности предприятий.
Следует отметить, что данная форма государственного предпринимательства, повышая стимулы и внутренний контроль в компании, в то же время не выступают гарантией невмешательства государства в деятельность компании. Снижение контроля государства во многом зависит от принятия соответствующей нормативно-правовой базы, создающей барьеры для директивного вмешательства со стороны государства в оперативную деятельность компаний.
В настоящее время динамичное развитие получают различные формы государственно-частного партнерства. Их широкое распространение дает основание трактовать развитие института государственного предпринимательства как характерную черту современной смешанной экономики. В соответствии с поставленными целями все
формы государственно-частного партнерства можно подразделить на организационные модели, модели финансирования и модели кооперации [3].
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в современной экономике прослеживается тенденция к развитию «новых форм» государственного предпринимательства. В то же время по значению и масштабу деятельности по-прежнему ключевое значение имеет экономическая деятельность государства как собственника предприятий. Так, на долю предприятий, функционирующих в рамках государственного сектора экономики, приходится 20% от мирового объема инвестиций, 5% от количества занятых и до 40% производства в некоторых странах. Во многих странах, даже в наиболее конкурентных отраслях, крупнейшие промышленные предприятия остаются в руках государства1.
В России на долю госкомпаний приходится 42% суммарной выручки среди 400 крупнейших компаний России, при том что в 2007 г. на долю выручки госкомпаний приходилось порядка 31% суммарного оборота 400 крупнейших компаний (см. рис. 2)2.
Таким образом, основой для развития государственной предпринимательской деятельности в Российской Федерации является собственность, которая институционально функционирует в рамках государственного сектора экономики. Задача повышения эффективности управления государственной собственностью является чрезвычайно актуальной и рассматривается правительством в качестве одной из приоритетных в современных сложных финансово-экономических условиях. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» («Майские указы» Президента РФ) предполагается оптимизация состава и структуры федерального имущества на макро-и микроуровне в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста. Эта стратегия детализирована в правительственных документах, прежде всего в Государственной программе «Управление федеральным имуществом» (принятой постановлением Правительства РФ № 327 от 15 апреля 2014 г.). Ключевой целью госпрограммы является «повышение эффективности управления федеральным имуществом, включая развитие конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием с определением долго- и краткосрочных целей и задач управле-
1 Официальный сайт Минэкономразвития России. Режим доступа: economy.gov.ru/ minec/about/structure/depgosregulirineconomy (дата обращения: 7 ноября 2015 г.).
2 Макрокризис под микроскопом / Группа «Эксперт». expert.ru/expert/2015/43/ makrokrizis-pod-mikroskopom_1 (дата обращения: 11 ноября 2015 г.).
Рис. 2. Выручка 400 крупнейших компаний Российской Федерации по формам собственности, в трлн руб.
ния, повышения уровня их корпоративного управления и информа-
3
ционной прозрачности» .
Первоочередными мерами для повышения эффективности системы управления государственными предприятиями и предприятиями с государственным участием являются следующие:
- совершенствование нормативно-правовой основы управления собственностью государства как собственника и участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
- повышение финансовой и бюджетной дисциплины предприятий с государственным участием;
- разработка системы показателей и мониторинга эффективности деятельности государственных предприятий и предприятий с государственным участием;
- повышение прозрачности и раскрытия информации;
- обеспечение защиты прав акционеров.
Таким образом, развитие предпринимательской деятельности государства требует разработки соответствующей системы менеджмента как совокупности современных методов управления предприятиями. На наш взгляд, государственное предпринимательство должно представлять собой новаторский, гибкий стиль хозяйствования, базирующийся на поиске и использовании новых возможностей,
Государственная программа Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 327) / ГАРАНТ.РУ. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70544258/#ixzz3ioLcymuy. Дата обращение к ресурсу: 28 сентября 2015 г.
Вестник ИЭ РАН. №1. 2016 | 203
С. 198-204
3
ориентации на инновации, на привлечении и использовании ресурсов и передовых технологий частного бизнеса для решения поставленных задач. Становление системы государственного предпринимательства должно стать тем драйвером, который обеспечит российской экономике условия для качественного роста.
Литература
1. Смотрицкая И.И., Сагинова О.В., Шарова И.В. Государственное предпринимательство и развитие российской экономики // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. № 1.
2. Musacchio A., Lazzarini S. G. Leviathan in Business: Varieties of State Capitalism and their Implications for Economic Performance. Boston, Massachusetts, 2012.
3. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика. Экономический портал Institutiones.Co. institutiones.com/ general/1079-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo.html (дата обращение: 7 ноября 2015 г.).
4. Современные процессы модернизации экономики зарубежных стран / Отв. ред. В.Б. Кондратьев. М.: ИМЭМО РАН, 2012.
V.YU. NAGALIN
post-graduate student of Entrepreneurship and logistics department of G.V. Plekhanov
Rus-sian University of Economics, Moscow, Russia
nagalin_vitalyi@mail.ru
STATE ENTREPRENEURSHIP IN ECONOMIC GROWTH PROVIDING
The key subject of the paper is the issue of the state development as a factor of economic growth and stabilization of the Russian economy. The author analyses foreign experience and the Russian practice and produces his own concept of public enterprise content. Key trends of the state entrepreneurship institute are defined. Principal concern is attended to improving of the quality in the enterprises management with the public participation in Russia.
Keywords: state enterprise, state ownership, state sector of economics, state-owned enterprise, privatization, state property management system. JEL: Н11, Н57, Н80, L32.