Научная статья на тему 'Государственная собственность как основа предпринимательской деятельности государства'

Государственная собственность как основа предпринимательской деятельности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5279
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ / STATE ENTERPRISE / STATE PROPERTY / STATE ECONOMIC SECTOR / STATE-OWNED ENTERPRISE / GOVERNMENT-SPONSORED ENTERPRISES / STATE CAPITAL / MANAGEMENT SYSTEM FOR GOVERNMENT-SPONSORED ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагалин Виталий Юрьевич

В статье рассматривается проблема развития государственного предпринимательства как фактора обеспечения экономического роста и стабилизации российской экономики. На основе проведенного анализа зарубежного опыта и российской практики автором определены ключевые тенденции в развитии феномена государственного предпринимательства. Автором раскрываются основополагающие принципы государственного предпринимательства, рассматриваются основные организационно-правовые формы хозяйственной деятельности предприятий с государственным участием. Особое внимание уделено проблеме повышения качества управления государственной собственностью в Российской Федерации. В целом статья может быть интересна специалистам и исследователям в области управления государственной и муниципальной собственностью, а также широкому кругу заинтересованных лиц. Положения данной работы могут способствовать дальнейшему развитию исследований в области государственного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State property as the basis for the enterprising activity of the state

The article reviews the issue of development of the state enterprise as the factor for provision of the economic growth and stabilizing of the Russian economy. On the grounds of the completed analysis of foreign and Russian practices, the author determines key trends in development of the phenomenon of the state enterprise. The author discloses fundamental principles of the state enterprise, reviews main forms of incorporation of the economy of government-sponsored enterprises. The special attention is paid to the issue of the increased quality of management of the state property in the Russian Federation. As a whole, the article may be interesting to experts and researchers in the area of state and municipal property management as well as to the wide range of interested people. Provisions of this work may help to further development of studies in the field of the state enterprise.

Текст научной работы на тему «Государственная собственность как основа предпринимательской деятельности государства»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1

Нагалин В.Ю/

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Государственная собственность как основа предпринимательской деятельности государства

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматривается проблема развития государственного предпринимательства как фактора обеспечения экономического роста и стабилизации российской экономики. На основе проведенного анализа зарубежного опыта и российской практики автором определены ключевые тенденции в развитии феномена государственного предпринимательства. Автором раскрываются основополагающие принципы государственного предпринимательства, рассматриваются основные организационно-правовые формы хозяйственной деятельности предприятий с государственным участием. Особое внимание уделено проблеме повышения качества управления государственной собственностью в Российской Федерации. В целом статья может быть интересна специалистам и исследователям в области управления государственной и муниципальной собственностью, а также широкому кругу заинтересованных лиц. Положения данной работы могут способствовать дальнейшему развитию исследований в области государственного предпринимательства.

Статья подготовлена в рамках выполнения НИР «Развитие форм государственного предпринимательства в российской экономике» за счет средств ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» (Приказ №744 от 11.07.16 г.).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственное предпринимательство, государственная собственность, государственный сектор экономики, государственное предприятие, предприятие с государственным участием, государственный капитал, система управления предприятиями с государственным участием

JEL: H82, L26, L32, L33

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Нагалин В.Ю. Государственная собственность как основа предпринимательской деятельности государства // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 19. — С. 2465-2484. — doi: 10.18334/rp.17.19.36620

Нагалин Виталий Юрьевич, аспирант кафедры предпринимательства и логистики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва ([email protected])

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 28.09.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.10.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.19.36620

(с) Нагалин В.Ю. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

Предпринимательство традиционно ассоциируется с частным сектором экономики. Вместе с тем в развитых странах наблюдается тенденция, связанная с активизацией роли государства в качестве субъекта экономического отношений. Вопрос модификации роли и управленческих функций государства, эффективности государственного сектора, развития государственного предпринимательства как фактора стабилизации и развития, является одной из наиболее актуальных тем, рассматриваемых в экономической теории.

На протяжении последних лет многими странами были предприняты конкретные и значимые шаги, направленные на реформирование государственного сектора экономики. Внедрение в систему управления предприятиями государственного сектора экономики принципов предпринимательства показал, что данная система ассоциируется с целым рядом преимуществ. Среди них стоит отметить возможность доступа к внешнему рынку капитала, что, в свою очередь, приводит к увеличению потока общего объема иностранных инвестиций в страну, более высоким темпам экономического роста и созданию новых рабочих мест. Низкие затраты на капитал и высокая оценка государственных активов, делают инвестиции в них более привлекательными. Повышение производительности за счет лучшего распределения ресурсов и более эффективного управления, повышают общее благосостояние.

В современных российских экономических реалиях переход к диверсифицированной и высокотехнологичной экономике является базовой основой экономических реформ, призванных создать в Российской Федерации высокоэффективную экономическую систему. Одной из составляющих становления такой системы определено реформирование государственного сектора экономики. Речь в данном случае идет о переходе от директивного управления имуществом со стороны государства к новой парадигме - государственному предпринимательству.

Ключевые понятия, сущность и содержание государственного предпринимательства

В современной экономической литературе дается многообразие трактовок понятия «государственное предпринимательство», фокусирующиеся на различных подходах к пониманию роли и значения

2467

государства в осуществлении экономической деятельности. Двоякое отношение к ролевой функции государства в системе экономических отношений и понятию государственного предпринимательства вызывает ряд трудностей для понимания его роли как предпринимателя.

С точки зрения институциональной теории государственное предпринимательство можно определить как институт экономической системы, в рамках которого устанавливаются и гарантируются определенные нормы и правила взаимоотношений различных экономических субъектов - государства, фирм и домохозяйств.

Современная институциональная теория исследует экономические проблемы во взаимообусловленности с институциональными изменениями, т.е. организацией взаимодействия между индивидами, изменением «правил игры». Развитие и усложнение социально-экономических отношений означает, в первую очередь, эволюцию формальных и неформальных институтов. А они, в свою очередь, определяют поведение хозяйствующих субъектов, действие экономических законов, функционирование рыночных механизмов, а в конечном счете -динамику экономического роста.

На наш взгляд, государственное предпринимательство является одним из институтов современной экономической системы, сочетающим в себе и формальные и неформальные элементы, обеспечивающим воспроизводство экономических благ и создание прибавочной стоимости с участием государственной собственности и капитала, имеющим социально ориентированный характер.

Важным представляется определить присущие государственному предпринимательству основные особенности.

Во-первых, само государство непосредственно предпринимательской деятельностью не занимается. Государство либо учреждает специальные хозяйственные организации («государственные агенты»), либо передает на определенных условиях права по распоряжению и пользованию имуществом и активами.

Во-вторых, «государственные агенты» в процессе предпринимательской деятельности, помимо достижения коммерческих целей, приоритетной целью ставят удовлетворение общественно значимых потребностей. В отличие от частного бизнеса, который должен стремиться к учету и удовлетворению общественно значимых потребностей и интересов, для государственного предпринимательства это одна из приоритетных задач.

В-третьих, государство в управлении своим капиталом решает преимущественно стратегические вопросы. Так, создавая предприятие, оно, как правило, ограничивается выбором сферы и направлений его работы, назначением руководителя, определением источников финансирования, установлением порядка распределения полученных доходов между собственником и хозяйствующим субъектом.

Следует отметить, что в российской экономической литературе существуют различные подходы к определению критериев, объемов и сущностного наполнения понятия государственного предпринимательства.

Большинство авторов рассматривают государственное предпринимательство как одну из форм прямого вторжения государства в экономику, как «особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг» [1, с. 7]. В качестве субъекта государственного предпринимательства исследователи, как правило, рассматривают исключительно государственное предприятие.

По нашему мнению, государственное предпринимательство имеет тенденцию к многовариантности в развитии. Эта тенденция, в частности, проявляется в тесном взаимодействии государственной и частной собственности в границах отдельных предприятий или использования государственного капитала, в том числе в проектах, основанных на государственно-частном партнерстве. Кроме того, важнейшим инструментом государственного предпринимательства во всех странах со смешанной экономикой является контрактная система размещения государственных заказов.

На наш взгляд, наиболее широко раскрывающим понятие государственного предпринимательства является следующее определение. Государственное предпринимательство - это целенаправленная деятельность, предполагающая использование собственности государства, осуществляемая компаниями с государственным участием, а также посредством формирования сферы рыночного предложения государственного капитала в различных сферах экономической деятельности (кроме запрещенных законодательством), в целях удовлетворения потребностей общества и конкретных потребителей в товарах, работах и услугах, и получения прибыли на систематической основе, необходимой для саморазвития субъекта

2469

хозяйствования и обеспечения финансовых обязательств перед другими хозяйствующими субъектами.

Экономическая деятельность государства в роли предпринимателя может осуществляться:

—на основе управления компаниями с государственным участием;

—через систему формирования сферы рыночного предложения «государственного капитала»;

—через сферу государственно-частного партнерства;

—через государственную контрактную систему закупок (заказов).

Основные тенденции развития института государственного предпринимательства в современной экономике

На фоне экономического спада, вызванного мировым финансовым кризисом 2008 года, в рамках современной экономики началась разработка нового концептуального подхода к определению роли государства в экономике и развитию государственного сектора экономики.

Проникновение государственного капитала в частный сектор, и наоборот, позволяет судить о появлении принципиально нового признака современной экономики, которая отличается не традиционно параллельным, преимущественно обособленным функционированием государственной и частной собственности, а их тесным взаимодействием.

Многими исследователями отмечается тот факт, что хозяйственные субъекты, основанные на смешанной форме собственности, имеют потенциал, который позволяет им разрешить противоречия, присущие рыночной системе хозяйствования, связанные с ориентацией между текущей рыночной конъюнктурой и долгосрочными целями развития, между мотивами получения прибыли и удовлетворения общественно значимых потребностей [2, с. 133].

Появление и развитие данной тенденции потребовало разработки новых и реформирования существующих форм и механизмов участия государства в предпринимательской деятельности.

Концептуально новый подход к роли государства как участника хозяйственного обмена разделил все формы участия государства в предпринимательской деятельности на две группы: «традиционную» и «новую».

2470

К первой группе - «традиционным» формам - можно отнести сферу управления и распоряжения компаниями с государственным участием, а также государственную контрактную систему закупок (заказов). Вторая группа представлена «новыми» формами, к ним относится сфера рыночного предложения государственного капитала, а именно: управление миноритарными пакетами акций и долями в частных компаниях, предоставление займов государственными банками и банками развития, а также инвестиционная деятельность суверенных и прочих государственных фондов. Кроме того, среди «новых» форм наибольшее развитие в настоящий момент получает деятельность государства в сфере государственно-частного партнерства (рис. 1).

Рисунок 1. Формы государственного предпринимательства Источник: составлено автором

Важнейшей и наиболее традиционной формой государственного предпринимательства во всех странах является предпринимательская деятельность государства в сфере управления и распоряжения компаниями с государственным участием.

Выступая в роли собственника компаний с государственным участием, государство, как правило, осуществляет лишь косвенный контроль над предприятием путем назначения менеджмента компании и (или) членов совета директоров. Предприятиям с государственным участием характерен широкий спектр прав: от выбора поставщиков и потребителей до определения маркетинговой политики. За счет собственных средств предприятиями финансируются собственные текущие и капитальные затраты. Самофинансирование не означает

2471

полной независимости от кредитно-финансовых институтов, в том числе государственных. Не исключает оно и использование в ряде случаев бюджета в виде кредитов, дотаций и субсидий. Но это - дополнительные ресурсы, которые предприятие привлекает на определенных условиях (возвратности, срочности, платности и обеспеченности).

В настоящее время в развивающихся и наиболее развитых странах апробируются различные пути развития данной формы государственного предпринимательства, а именно расширяется автономность предприятий в определении размеров капитальных вложений, привлечении инвестиционных ресурсов как на внутренних, так и на международных финансовых рынках.

Наиболее перспективной моделью государственного предпринимательства среди традиционных форм участия государства в предпринимательской деятельности является интеграция государственного и частного капитала в рамках отдельной компании. Частично приватизированные компании возникают в результате программ приватизации, когда государство стремится сохранить за собой определенный контроль над приватизируемыми компаниями. Частично приватизированные компании встречаются также в случаях, когда государство помогает совершать сделки по слияниям и поглощениям с помощью государственного пакета акций или конвертировать ранее выданные займы в миноритарные пакеты акций для поддержания убыточных частных компаний [3, с. 41].

Одной из важнейших форм государственного предпринимательства является система государственных закупок (заказов). Государство, осуществляя закупки и размещая заказы для обеспечения общественных нужд, выступает в качестве предпринимателя - равноправного субъекта рыночных отношений. В этой связи государственный заказ строится на принципе экономической заинтересованности в нем компаний-исполнителей. Контракты с государством заключаются на коммерческой основе и являются прибыльными для поставщиков (производителей) [4, с. 104].

Помимо «традиционных» форм государственного предпринимательства в последнее время активное развитие получает ряд «новых форм». Одной из них является предпринимательская деятельность государства в сфере рыночного предложения государственного капитала, когда государство выступает в роли инвестора, инвестируя государственный капитал через государственные

банки развития, суверенные и другие контролируемые государством инвестиционные фонды.

Модель, в которой государство выступает в роли миноритарного инвестора, получила свое развитие по целому ряду причин. В первую очередь, по причине неэффективности складывающейся системы управления компаниями с государственным участием. Во-первых, потому что менеджменту предприятий не хватает мощных стимулов и надлежащего контроля как со стороны совета директоров, так и со стороны рынка. Во-вторых, перед компаниями с государственным участием ставится множество некоммерческих целей, которые вступают в конфликт с коммерческими. В-третьих, менеджмент крупных, системообразующих компаний с государственным участием часто не стремится к повышению эффективности деятельности, потому что знает, что правительство будет спасать предприятие, даже если оно будет находиться на грани банкротства.

В то же время в соответствии с концепцией государственного предпринимательства под формами участия государства в предпринимательской деятельности понимается не только деятельность по управлению и распоряжению компаниями с государственным участием, государственными холдинговыми компаниями и частично приватизированными компаниями с государственным участием. К формам предпринимательской деятельности государства относят и управление государственными финансовыми ресурсами через государственные банки, банки развития и суверенные фонды благосостояния. В частности, по мнению экспертов, динамичное развитие суверенных инвестиционных фондов, рассматриваемых как альтернативный механизм вложения государственных сбережений, привело к тому, что миноритарные пакеты акций в публичных частных компаниях все чаще стали выступать объектами для инвестирования таких фондов. Несмотря на то, что большая часть средств таких фондов предназначена для вложений в иностранные активы, некоторые суверенные фонды вкладывают средства и в национальные компании [3, с. 41].

При этом государство может вступать в коалиции с другими акционерами, чтобы влиять на управление компанией, или может предоставлять займы в случае достижения компанией определенных целей, преследуемых государством. Таким образом, основная идея данной формы участия государства в предпринимательской деятельности заключается в том, чтобы отказаться от непосредственного

2473

директивного управления и передать управление независимому, более гибкому менеджменту для повышения общей эффективности деятельности предприятий.

Следует отметить, что «новые» формы государственного предпринимательства, повышая стимулы и внутренний контроль в компаниях с государственным участием, в то же время не выступают гарантией невмешательства государства в их деятельность. Снижение контроля государства во многом зависит от принятия соответствующей нормативно-правовой базы, создающей барьеры для директивного вмешательства со стороны государства в оперативную деятельность компаний.

Кроме вышеназванных «новых» форм государственного предпринимательства серьезное развитие в настоящий момент получает сфера государственно-частного партнерства. Динамичное развитие различных моделей государственно-частного партнерства, их широкое распространение дает право трактовать эту форму государственного предпринимательства как характерную черту современной экономики.

Модели государственно-частного партнерства разнообразны, но в то же время существуют определенные черты, позволяющие выделить государственно-частное партнерство в самостоятельную форму участия государства в предпринимательской деятельности. Государственно-частное партнерство возникает как формализованная кооперация государственных и частных структур, специально создаваемая для достижения тех или иных целей [5, с. 40].

Государственно-частное партнерство представляет собой принципиально новую форму государственного предпринимательства. Однако при том, что государственное предпринимательство в сфере государственно-частного партнерства получает большее развитие среди других форм государственного предпринимательства, оно в первую очередь направленно на реализацию общественно значимых проектов и удовлетворение общественных потребностей, а не на получения прибыли.

Подводя итоги анализа, основных тенденций развития института государственного предпринимательства в современной экономике, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент наибольшее развитие получают «новые» формы государственного предпринимательства

2474

Однако если говорить о масштабах различных форм, то особое место среди других форм государственного предпринимательства по-прежнему занимает государственное предпринимательство в сфере управления предприятиями с государственным участием.

С точки зрения статистических показателей на долю предприятий с государственным участием приходится 20% от мирового объема инвестиций, 5% от количества занятых и до 40% производства в некоторых странах. Во многих странах, даже в наиболее конкурентных отраслях, крупнейшие промышленные предприятия остаются в руках государства [6, с.15].

Что касается Российской Федерации, то по данным Министерства экономического развития Российской Федерации, на долю государственного сектора экономики приходится более 40% совокупного выпуска экономики (данный показатель помимо ВВП включает в себя еще и промежуточное потребление, то есть является точным содержательным аналогом показателя корпоративной выручки по всей экономики) [7]. Более того, по данным журнала «Эксперт», на долю компаний с государственным участием приходится 42% суммарной выручки среди 400 крупнейших компаний России, при том, что в 2007 году этот показатель составлял порядка 31% суммарного оборота [8] (рис. 2).

Рисунок 2. Выручка 400 крупнейших компаний Российской Федерации по формам собственности, в трлн руб. Источник: Эксперт 400 - рейтинг ведущих российских компаний [Электронный ресурс]. Эксперт. - 2015. - Режим доступа: http://expert.ru/dossier/rating/expert-400/

2475

Таким образом, основой для развития форм и механизмов участия российского государства в предпринимательской деятельности является его собственность, которая институционально функционирует в рамках государственного сектора экономики.

Государственная собственность как основа предпринимательской деятельности в развитых государствах

Несмотря на почти три десятилетия развития концепции, связанной с необходимостью приватизации государственной собственности, национальные правительства по всему миру продолжают владеть и управлять предприятиям в таких ключевых секторах экономики, как финансы, инфраструктура, обрабатывающая промышленность, энергетика и добыча природных ископаемых. Факты указывают на продолжение присутствия, и даже расширение государственного сектора экономики как в высокоразвитых, так и в развивающихся и наименее развитых странах.

Предприятия с государственным участием продолжают играть важную экономическую роль независимо от географического региона и степени экономического развития. Многие предприятия с государственным участием в настоящее время занимают место среди крупнейших компаний мира, крупнейших мировых инвесторов и крупнейших игроков на рынке капитала. Во многих странах в стратегических отраслях экономики они все чаще рассматриваются в качестве инструмента ускоренного развития экономики и глобальной экспансии. Начавшие возникать после 2008 года новые предприятия с государственным участием, или так называемые «национальные чемпионы», превратились в серьезных глобальных игроков. Во многих странах в стратегических отраслях экономики предприятия с государственным участием все чаще рассматриваются в качестве инструментов обеспечения экономического роста.

В 2009 году в государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) функционировало в общей сложности около 2050 предприятий с государственным участием с рыночной стоимостью, превышающей 1,2 трлн долл. США. На долю этих предприятий в среднем приходилось 15% от объема валового внутреннего продукта. В 2013 году количество предприятий с государственным участием увеличилось до 2111, а их рыночная стоимость превысила 2 трлн долл. США [9, с.10].

2476

Компании с государственным участием особенно заметны в секторах экономики, которые обеспечивают предоставление стратегически важных услуг для экономики, непосредственно способствуют экономическому росту. Во многих, если не в большинстве стран, предприятия с государственным участием оказывают услуги железнодорожного и водного транспорта, а также услуги связи.

В совокупности на телекоммуникационный сектор, электроэнергетику, газовую промышленность, транспортную сферу и другие коммунальные услуги приходится около 50% от общей стоимости компаний и более 60% от количества занятых (рис. 3) [9, с.11].

Рисунок 3. Распределение государственных предприятий в развитых странах по сферам деятельности, по стоимости компании Источник: OECD [9]

Финансовый сектор является вторым по величине в общей структуре государственного сектора и составляет 24% от общей стоимости всех предприятий с государственным участием. Несмотря на значительное сокращение за последние четыре десятилетия государственной собственности в банковской сфере, в среднем с 67% от общего объема банковских активов в 1970 году до 22% в 2009 году, банки

2477

с государственным участием продолжают занимать доминирующее положение в банковском секторе [6, с.19].

В 2008 году не было ни одной компании с государственным участием среди крупнейших 10 компаний в рейтинге «Fortune Global 500». В 2010 году их было уже четыре: японская фирма «Japan Post Holdings», нефтяные компании из КНР «Sinopec» и «China National Petroleum» и крупнейшая электросетевая компания в мире «State Grid Corporation of China» [10].

В глобальном ежегодном рейтинге крупнейших публичных компаний мира, опубликованном журналом Forbes в 2015 году (Forbes Global 2000-2015), в топ-25 рейтинга 7 компаний контролируются государством, занимая при этом первые четыре строчки. При составлении рейтинга учитываются четыре основных показателя: выручка, прибыль, активы и рыночная капитализация [11].

Факт столь серьезного роста влияния государственного капитала не остался незамеченным либеральным крылом мировой экономики, обозначившим свою позицию по поводу роста влияния государственного капитала и компаний с государственным участием на мировую экономику. Ян Бреммер, президент влиятельной консалтинговой Группы Евразия, утверждает, что эта тенденция является «концом свободного рынка». Он, конечно, преувеличивает. Однако отчасти он прав, правительства, в частности, в развивающихся странах, учатся использовать рынок для продвижения интересов компаний с государственным участием, преследуя цель обеспечения экономического роста [12, с. 22]. «Невидимая рука рынка» все больше уступает видимой и часто авторитарной государственной руке.

Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности предприятий с государственным участием

Проведенный анализ организационно-правовых форм хозяйственной деятельности компаний с государственным участием позволяет сделать вывод о том, что в странах с развитой рыночной экономикой сформировались четыре основные разновидности правовой организации предприятий с государственным участием:

—так называемые казенные (бюджетные) предприятия, которые не обладают ни хозяйственной, ни финансовой, ни правовой самостоятельностью, осуществляющие финансовую деятельность в рамках муниципальных (местных) или государственных бюджетов;

2478

— предприятия, капитал которых не разделен на акции или паи, которые являются самостоятельными субъектами права со своим обособленным имуществом и с самостоятельной имущественной ответственностью, однако они ограниченны в самостоятельности распоряжения данным имуществом (унитарные предприятия);

— предприятия, осуществляющие свою деятельность на основании специальных законов, определяющих их статус. Они обладают автономией от государственных и местных органов управления. У таких предприятий, как правило, имеется собственный капитал, функционируют они на основе системы экономического расчета и пользуются определенной независимостью при решении финансовых и кадровых вопросов. В то же время в деятельности этих предприятий существует целый спектр серьезных ограничений;

— предприятия, существующие в форме торговых товариществ (главным образом акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью).

Опыт ведущих стран показывает, что юридические формы организации компаний с государственным участием обусловлены, прежде всего, функциями, которые эти предприятия призваны выполнять.

На наш взгляд, к сфере государственного предпринимательства относятся лишь вторая, третья и четвертая группа предприятий с государственным участием. Так как в данном случае предприятия (независимо от уровня контроля со стороны государства) выступают в роли коммерческих, поскольку помимо достижения социально-экономических целей должны эффективно производить и продавать товары, работы и услуги, тем самым получая признаки предпринимательской деятельности. Этим они отличаются от других государственных образований, входящих в первую группу предприятий, призванных удовлетворять общественные нужды, которые часто не имеют корпоративных форм и напрямую зависят от распоряжений государственных органов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом правовая система регулирования деятельности компаний с государственным участием не имеет единого стандарта. Она различается в зависимости от множества факторов. Компании с государственным участием бывают различных организационно-правовых форм и, как правило, функционируют на пересечении

2479

публичного и частного права со значительными различиями как между странами, так и внутри одной страны.

В соответствии с этим проблемы правосубъектности таких предприятий регулируются по-разному. Таким образом, возникает серьезная проблема, требующая создания институциональной системы регулирования их деятельности. Важно установить четкую и соответствующую правовую и нормативную базу, которая сделает правила игры для всех одинаковыми.

Разработка единого свода норм и правил регулирования деятельности компаний с государственным участием призвана, в первую очередь, обеспечить большую гибкость в принятии управленческих решений менеджментом компаний, увеличить их независимость и, самое важное, уменьшить прямое административное влияние на предприятие со стороны государства

Опыт ряда стран выделяет две основные вехи в рамках процесса разработки правовой базы, регулирующей отношения между государством, выступающим в роли собственника, и компаниями с государственным участием. Во-первых, нормативная база, регулирующая деятельность компаний с государственным участием, должна быть максимально гармонизирована с нормами, регулирующими деятельность частных компаний. Во-вторых, правовые положения должны четко определять структуру государственной собственности и то, как должно вести себя государство в роли собственника.

Гармонизация нормативной базы, регулирующей функционирование частного и государственного сектора экономики, а также внедрение передовых механизмов управления, соответствующих современным условиям ведения бизнеса, является приоритетной задачей государства в ходе реформирования системы управления компаниями с государственным участием.

Вместе с тем, как уже не раз было отмечено, в отличие от частных компаний многие компании с государственным участием имеют определенные обязательства перед государством. В связи с этим исключительно важным является поиск баланса между достижением коммерческих и некоммерческих целей.

Устранение различий между нормами, регулирующими деятельность государственных и частных компаний, призвано предоставить компаниям с государственным участием большую гибкостью в процессе ведения хозяйственной деятельности и

изолировать их от политического вмешательства. Более того, необходимо внедрение единообразной системы ведения финансовой отчетности и раскрытия информации. Другая важная цель заключается в том, чтобы показать рынку, что компании с государственным участием ведут свою деятельность по тем же правилам, что и компании частного сектора экономики.

Создание равных условий ведения хозяйственной деятельности означает то, что компании с государственным участием не имеют искусственно созданных конкурентных преимуществ перед частными компаниями, осуществляющими свою деятельность на тех же рынках. Оно также требует, чтобы участие компаний с государственным участием в экономической деятельности не искажало конкуренцию на рынке.

Однако опыт большинства стран показывает, что внедрение правовых норм, регулирующих деятельность компаний с государственным участием, не может быть панацей, способной единовременно решить все проблемы, присущие компаниям с государственным участием. Процесс реорганизации должен происходить параллельно с реформами систем управления компаниями с государственным участием.

Заключение

Как показывает мировая практика, характер, масштабы и формы государственного предпринимательства должны определяться прагматическим подходом, связанным с задачей достижения «эффективного государства». Под «эффективным государством» подразумевается то, что государство должно стать подконтрольным обществу, эффективным и конкурентоспособным, инициативным, действующим на опережение, движимым четко сформулированной миссией, нацеленным на высокий результат и рыночно ориентированным. То есть развитие государственного предпринимательства происходит во взаимосвязи с поисками новой модели государственного управления.

Задача повышения эффективности управления государственным сектором экономики является чрезвычайно актуальной и рассматривается Правительством РФ в качестве одной из приоритетных в современных сложных финансово-экономических условиях. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012

2481

года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» («Майские указы» Президента РФ) предполагается оптимизация состава и структуры федерального имущества на макроуровне и микроуровне в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста.

Эта стратегия детализирована в правительственных документах, прежде всего, в Государственной программе «Управление федеральным имуществом», принятой постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 327. Ключевой целью госпрограммы является «повышение эффективности управления федеральным имуществом, включая развитие конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием с определением долго- и краткосрочных целей и задач управления, повышения уровня их корпоративного управления и информационной прозрачности».

Первоочередными мерами для повышения эффективности системы управления предприятиями с государственным участием, на наш взгляд, являются следующие:

—совершенствование нормативно-правовой регулирующей основы управления собственностью государства;

—повышение финансовой и бюджетной дисциплины компаний с государственным участием;

—разработка системы показателей и мониторинга эффективности деятельности компаний с государственным участием;

—повышение прозрачности и раскрытия информации; —обеспечение защиты прав акционеров.

Таким образом, развитие предпринимательской деятельности государства требует разработки соответствующей системы менеджмента как совокупности современных методов управления предприятиями с государственным участием.

На наш взгляд, в соответствии с концепцией государственного предпринимательства участие государства в предпринимательской деятельности должно представлять собой новаторский, гибкий стиль хозяйствования, базирующийся на поиске и использовании новых возможностей, ориентации на инновации, на привлечении и использовании ресурсов и передовых технологий частного бизнеса для решения поставленных задач. Становление системы государственного предпринимательства должно стать тем драйвером, который обеспечит российской экономике условия для качественного роста.

В связи с вышесказанным, считаем необходимым дальнейшее исследование посвятить вопросам повышения эффективности управления государственным сектором экономики и определения роли государства как участника предпринимательской деятельности.

ИСТОЧНИКИ:

1. Нагалин В.Ю. Ключевые тенденции развития института государственного

предпринимательства // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 21. С. 3629-3648. doi: 10.18334/rp.16.21.2043

2. The rise and fall of state-owned enterprise in the western world. Cambridge: Cambridge

University Press, 2008. 336 p.

3. Musacchio A., Lazzarini S. G. Leviathan in Business: Varieties of State Capitalism and their

Implications for Economic Performance. Boston: harvard business school, 2012.

4. Смотрицкая И.И., Сагинова О.В., Шарова И.В. Государственное предпринимательство и

развитие российской экономики // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. № 1. С. 97-108.

5. Public Private Partnership: Ein Lcitfaden fur offentliche Verwaltung und Unternehmer. 2004

6. Corporate Governance of State-Owned Enterprises: A Toolkit [Electronic resource] // Open

Knowledge Repository -World Bank. 2014. Mode of access:

https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/20390/978146480222 5.pdf?sequence=1

7. Департамент государственного регулирования в экономике [Электронный ресурс] //

Министерство экономического развития Российской Федерации. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depgosregulirineconomy/index

8. Ивантер А. Макрокризис под микроскопом [Электронный ресурс] // Эксперт. 2015.

Режим доступа: http://expert.ru/expert/2015/43/makrokrizis-pod-mikroskopom_1/

9. The Size and Sectoral Distribution of SOEs in OECD and Partner Countries [Electronic

resource] // Keepeek. 2014. Mode of access: http://dx.doi.org/10.1787/9789264215610-en

10. Global 500 [Electronic resource] // The Fortune Global 500. 2015. Mode of access:

http://beta.fortune.com/global500

11. Schaefer S. The World's Biggest Public Companies [Electronic resource] // Forbes. 2016.

May 25. Mode of access: http://www.forbes.com/global2000/

12. Bremmer I. The end of the free market: who wins the war between states and

corporations?. N.Y.: Portfolio, 2010. 240 p.

13. Государственная программа Российской Федерации «Управление федеральным

имуществом», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 327.

2483

Vitaly Yu. Nagalin, Postgraduate, Chair of Entrepreneurship and Logistics, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

State property as the basis for the enterprising activity of the state

ABSTRACT

The article reviews the issue of development of the state enterprise as the factor for provision of the economic growth and stabilizing of the Russian economy. On the grounds of the completed analysis of foreign and Russian practices, the author determines key trends in development of the phenomenon of the state enterprise. The author discloses fundamental principles of the state enterprise, reviews main forms of incorporation of the economy of government-sponsored enterprises. The special attention is paid to the issue of the increased quality of management of the state property in the Russian Federation. As a whole, the article may be interesting to experts and researchers in the area of state and municipal property management as well as to the wide range of interested people. Provisions of this work may help to further development of studies in the field of the state enterprise.

KEYWORDS: state enterprise, state property, state economic sector, state-owned enterprise, government-sponsored enterprises, state capital, management system for government-sponsored enterprises

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.