ИССЛЕДОВАНИЕ
Завьялов Д.В.1, Нагалин В.Ю.1, Завьялова Н.Б.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Государственное предпринимательство в национальной экономике
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматривается деятельность государства как актора современной бизнес-среды. Данный аспект представляет интерес с точки зрения формирования и развития моделей отношений государство-бизнес в условиях рыночной экономики, ориентированных на устойчивое развитие. Несмотря на законодательные ограничения, в соответствии с которыми государство лишено права заниматься предпринимательской деятельностью, термин «государственное предпринимательство» может быть определен в контексте участия государства как субъекта предпринимательского права и применим при исследовании экономических процессов. С этой точки зрения интерес представляют позиции отечественных и зарубежных авторов, анализ которых представлен в данной работе. Рассмотрение термина «государственное предпринимательство» как экономической категории проведено на основе сравнительного анализа теоретических исследований. В работе сформулировано определение термина «государственное предпринимательство» и дана его расширенная толкование.
Исследование выполнено в рамках гранта из средств ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», полученного для выполнения научно-исследовательской работы «Развитие форм государственного предпринимательства в российской экономике» (№744,11.07.2016).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предпринимательство, предпринимательская деятельность государства, государственное предпринимательство
JEL: K20, L26, L32
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Завьялов Д.В., Нагалин В.Ю., Завьялова Н.Б. Государственное предпринимательство в национальной экономике // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2755-2764. — doi: 10.18334/rp.17.20.36653
Завьялов Дмитрий Вадимович, кандидат экономических наук, доцент; заведующий кафедрой предпринимательства и логистики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Нагалин Виталий Юрьевич, аспирант кафедры предпринимательства и логистики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Завьялова Надежда Борисовна, кандидат технических наук, доцент; профессор кафедры предпринимательства и логистики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 07.10.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.10.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.20.36653
(с) Завьялов Д.В., Нагалин В.Ю., Завьялова Н.Б. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Экономические преобразования, осуществляемые в России последние два десятилетия, привели к существенным трансформациям в экономике страны. Это касается изменений форм собственности, подходов к организации и размерам производства, возникновению различных организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, появлению новых организационно-экономических механизмов функционирования, степени участия государства в экономике страны. В условиях турбулентности мировых рынков и стагнации национальной экономики задачи и степень влияния государства на экономические процессы существенно возросли, и государство сегодня является равноправным актором современной бизнес-среды.
Дискуссия между сторонниками и противниками активного участия государства в рыночных процессах имеет достаточно глубокие корни, однако роль государства как антикризисного менеджера неоднократно подтверждалась, начиная с кризиса 2008 г. [6, 16, 17]. Значимость государства в экономической жизни страны также становится все более заметной. Стимулирование государством развития предпринимательства, привлечение инвестиций, поддержка отдельных видов хозяйственной деятельности, развитие региональных кластеров, расширение программ в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) и др. однозначно демонстрируют изменение роли и места государства в экономике страны. Регулирующая деятельность государства дополняется хозяйственной деятельностью, реализуемой с применением предпринимательских подходов. В связи с этим рассмотрение таких экономических категорий, как государственное предпринимательство и государственная предпринимательская деятельность является актуальной задачей, представляющей научный и практический интерес.
Традиционное и государственное предпринимательство: сравнительный анализ
Традиционно в экономической литературе термин «предпринимательство» тесно связан такими понятиями, как инновации, новизна, риск, прибыль, частный капитал. Гражданский Кодекс РФ [1] определяет предпринимательство как самостоятельную,
осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом,
2757
продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. На первый взгляд деятельность государства не согласуется с предпринимательством, поскольку Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования, используя принадлежащее им имущество, осуществляют хозяйственную деятельность, которая в Конституции РФ [1] не квалифицируется в качестве таковой. При этом, не являясь субъектом предпринимательской деятельности, государство признается субъектом предпринимательского права. Субъекты предпринимательского права обладают следующими признаками.
1. Обладание комплексной правосубъектностью. Субъекты предпринимательского права могут участвовать в гражданских и публичных правоотношениях. В гражданских правоотношениях Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования участвуют через свои органы, а в установленных случаях от их имени выступают граждане и юридические лица1. В публичных правоотношениях - в сфере регулирования и надзора за предпринимательской деятельностью действуют государственные органы и органы местного самоуправления, в пределах своей компетенции.
2. Наличие имущества, принадлежащего хозяйствующему субъекту на праве собственности, аренды, хозяйственного ведения или оперативного управления.
3. Самостоятельная имущественная ответственность.
4. Сочетание ведения хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности и руководства ею, сочетание публичным образованием функций регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью с функцией собственника имущества.
5. Легитимация - хозяйствующие субъекты должны быть зарегистрированы в установленном порядке и приобрести статус юридического лица, индивидуального предпринимателя. При этом статус РФ, федеральных округов, муниципальных образований определен Конституцией РФ и другими законодательными актами и, следовательно, в дополнительной легитимации они не нуждаются.
1 Статья 125 «Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством» // «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
Таким образом, государство, являясь субъектом правовых отношений, может реализовывать предпринимательскую деятельность через легитимацию хозяйствующих субъектов, которым, в соответствии с существующим законодательством, переданы права осуществления хозяйственной деятельности. Кроме опосредованного участия государства через легитимацию хозяйствующих субъектов, предпринимательская деятельность государства осуществляется через другие разнообразные формы, сформировавшиеся под воздействием условий перехода к рыночной экономике и необходимости решения широко спектра экономических задач. Набольшее распространение получили развитие такие формы, как 1) государственный (муниципальный) заказ; 2) инвестиции; 3) частно-государственное партнерство (ГЧП).
Выбор формы участия государства в хозяйственной деятельности страны определяются юридической обоснованностью и экономической целесообразностью, под которой понимается минимизация рисков управления, инвестиционных и коммерческих рисков.
При этом основные характеристики предпринимательской деятельности, сформулированные в трудах Ф. Найта [11], И. Шумпетера [3], И. Кирцнера [8], У. Баумоля [5], такие как поиск рыночных возможностей, принятие решений в условиях неопределенности, внедрение рыночных, товарных или процессных инноваций, использование новых комбинаций факторов производства при помощи имеющихся средств, в равной мере относятся как к частному, так и к государственному сектору экономики.
Частный предприниматель находится в постоянном поиске рыночных возможностей, которые позволяют ему использовать дисбаланс между спросом и предложением и, таким образом, получать прибыль за счет разницы цен закупки, производства товаров и услуг и их продажи. Целью государства является удовлетворение общественных интересов, поскольку оно несет ответственность перед обществом за обеспечение общественными благами. Под общественными (публичными) благами понимаются товары, работы, услуги для удовлетворения общественных потребностей, в том числе для обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, для формирования соответствующих резервных фондов реализации федеральных, региональных социально-экономических программ и присущих государству социально-экономических функций. Также как и
2759
частный предприниматель, государство ищет возможность удовлетворения общественных нужд, используя имеющиеся ресурсы максимально эффективно. В данном случае, эффективность отразится не в факте получении дополнительной прибыли, а в возможности использования высвободившихся ресурсов для производства других общественных благ. Для осуществления этой задачи государству требуются эффективные механизмы управления ресурсами, оценки рыночной ситуации и инвестиционных рисков, систем контроля. Эти управленческие функции выполняются министерствами и ведомствами, комиссиями и группами, создаваемыми на постоянной или временной основе, муниципалитетами и другими органами власти, что требует создания культуры государственного предпринимательства и стимулирования предпринимательского отношение и методов управления на всех государственных уровнях.
Другой характеристикой предпринимательства является наличие риска и необходимость принятия решений в условиях неопределенности. Ф.Найт [11] четко отделяет понятие риска и неопределённости друг от друга. С его точки зрения, наличие возможности расчета вероятности успеха или провала уже само по себе исключает неопределенность. Поэтому он выделяет понятие «истинной неопределенности», которую нельзя измерить, а, следовательно, и устранить. В рамках такой трактовки, наиболее успешными предпринимателями становятся те, которые принимают верные рыночные решения, не зная их итогового результата. Это требует от предпринимателя быстрой реакции на экономические изменения, внедрения инноваций, экспериментальных подходов к производству и управлению. Аналогичным образом государство, выступая в качестве инвестора, соинвестора, участника ГЧП, также действует в условиях неопределенности и не может гарантировать себе исключительно положительный результат. Отрицательный результат для государства как предпринимателя означает не только прямой экономический убыток, но и репутационные издержки.
В своей оценке предпринимательской деятельности И. Кирцнер [8] отмечает, что предприниматель является движущей силой, способствующей установлению рыночного равновесия путем установки конкурентоспособных цен и создания предложения в ответ на спрос. Удовлетворение растущих потребностей требует от предпринимателя новых инновационных подходов к производству,
управлению, продажам. Таким образом, инновация является одним из драйверов предпринимательской активности. И. Шумпетер [3] по-другому оценивает влияние предпринимательских инноваций, считая их дестабилизирующим рыночным фактором, поскольку новые технологии и практики, используемые предпринимателями, приводят к новым способам использования и распределения ресурсов в экономике, нарушая установившееся равновесие. Инновации в деятельности государства можно рассматривать аналогичным образом. С точки зрения Кирцнера, инновации в государственной сфере происходят как ответ на изменение экономической и политической ситуации: старые институты прекращают свою деятельность и появляются новые, отвечающие потребностям общества и бизнеса. При этом инициированные государством изменения и новшества зачастую могут рассматриваться рынком как фактор неопределенности, негативно влияя на установившийся баланс.
Аналогичным образом, рассматривая оценку В. Баумоля [5] предпринимательской деятельности применительно к действиям государства, можно сделать вывод о том, что, равно как и частный предприниматель, государство под влиянием изменяющейся рыночной конъюнктуры, внешнеполитических и экономических факторов ищет новые возможности и комбинации имеющихся средств и инструментов для повышения эффективности государственной стратегии. В связи с этим, наряду с традиционными формами государственного участия в экономике, такими как государственный заказ, управление государственными предприятиями и активами, активно развиваются новые направления - государственно-частное партнерство, государство-инвестор.
Для достижения своей основной цели - обеспечения общественных благ - государство своими действиями во многом совпадает с деятельностью предпринимателя. Государственные акторы, аналогично предпринимателю, находятся в поиске новых возможностей для получения дополнительной выгоды - финансовой или нефинансовой. Получение этой выгоды связано с использование ограниченных ресурсов - материальных и нематериальных (время, усилия, политическая власть и т.п.), а итоговый результат оценить заранее не всегда возможно. В процессе создания и реализации общественных благ государство осваивает и внедряет новые методы и
2761
инструменты работы, производственные и управленческие инновации, реализует новые комбинации ресурсов.
Таким образом, можно заключить, что к деятельности государства по вмешательству в экономику можно применить термин «государственное предпринимательство», поскольку оно обладает большинством признаков, характерных и для частного предпринимательства. Основная разница между частным и государственным предпринимательством заключается в итоговом результате: получении финансовой прибыли и обеспечении общественных благ, соответственно. В этом случае государственное предпринимательство рассматривается как целенаправленная деятельность, предполагающая использование собственности государства, осуществляемая компаниями с государственным участием, а также посредством формирования сферы рыночного предложения государственного капитала в различных сферах экономической деятельности, не запрещенных законодательством, в целях удовлетворения потребностей общества и его граждан в товарах, работах и услугах и получения прибыли на систематической основе, необходимой для саморазвития субъекта хозяйствования и обеспечения финансовых обязательств перед другими хозяйствующими субъектами.
Понятие и сущность государственного предпринимательства
Понятие и сущность термина «государственное предпринимательство» не является новым в экономической теории. Дж. Милль в трактате «Основы политической экономики» (1848) изучал проблемы влияния и границ государственного вмешательства [10].
В статье Ричарда Вагнера, посвященной работе Мансура Олсона «Логика коллективный действий», используется термин «политический предприниматель», трактуемый как «широкая группа людей... предоставляющих общественные блага в обмен на политические выгоды» [4]. Таким образом, он рассматривает государственное предпринимательство не в качестве глобально явления, охватывающего множественные сферы экономической жизни страны, а в качестве обособленных действий отдельных экономических агентов (государственных компаний, структур, политических деятелей), чья деятельность имеет прямые экономические последствия.
Лауреат Нобелевской премии Э. Остром отмечает, что комбинация трех основных функций предпринимателя - принятие
2762
риска, внедрение инноваций, организация и управления бизнесом - в равной степени соответствуют как работе частных фирм, так и государственным органам и организациям [2].
В работе Ивановой Т.Е., Мейсигамова М.Б. [7] отмечается, что государственное предпринимательство «...образует особый вид предпринимательской деятельности, по существу является одной из форм вмешательства государства в экономику, инструментом правительства для осуществления национальной политики, и выполняет экономическую, финансовую, социальную, экологическую и другие функции». В работе Е.И. Столяровой [15] государственное предпринимательство определяется как «.деятельность рентабельных (и низкорентабельных) государственных предприятий по производству товаров и услуг, направленную на выполнение общественных обязательств в различных секторах экономики на микро-, мезо- и макроуровнях». Автор указывает, что государственные предприятия являются одним из инструментов реализации государственной макро- и микро- экономической стратегии и экономическая деятельности государства, как правило, ведется в общественно значимых сферах, где частный капитал либо неэффективен, либо нежелателен. Автор не ограничивает сферу функционирования государственного предпринимательства только производством чистых и смешанных общественных благ, выделяя функцию стимулирования научно-технического прогресса.
Как отмечается в работах многих авторов, в отличие от частных коммерческих организаций, роль государства (как участника экономической деятельности) состоит не в получении прибыли, а в решении социально-экономических задач, в частности, в повышении уровня жизни населения, снижении безработицы, сглаживании циклических колебаний в экономике, обеспечении экономического роста, развитии производства, стимулировании инноваций, создании эффективных институтов и пр. При этом именно возможность получения прибыли является основополагающим стимулом функционирования большинства предпринимательских структур. Необходимость эффективного использования ресурсов, которыми обладает государство, а также возможность получения прибыли от использования ресурсов госсектора, т.е. по сути, выполнение предпринимательских функций, являются одним из гарантов получения средств осуществления стратегических задач, стоящих перед
2763
страной [9, 13]. Таким образом, государственное предпринимательство является относительно новым правовым и экономическим явлением, требующим как теоретического обоснования, так и практической оценки.
Заключение
Создание эффективной экономики в Российской Федерации с учетом ее масштаба, менталитета многонационального государства, поставленных задач и текущего уровня развития требует создание новых и привлечения существующих форм взаимодействия государства и бизнеса. Причем это взаимодействие не может и не должно ограничиваться регулирующей функцией государства или финансовой и нефинансовой формами поддержки различных направлений деятельности субъектов хозяйственной деятельности. Государство, являясь субъектом правовых отношений, реализует свою деятельность, которая по основным признакам, как показало исследование, является предпринимательской. Опираясь на приведенное в статье определение термина «государственное предпринимательство», особый интерес представляет исследование государственного предпринимательства в различных областях: производстве, агропромышленном бизнесе, культуре, образовании, здравоохранении и др., что позволит определить баланс участия государства в решении общественных (публичных) задач и предпринимательской деятельности.
ИСТОЧНИКИ:
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием
12.12.1993).
3. Schumpeter J. A. Entrepreneur / Translated by Knudsen T. and Becker M. C. // Advances in
Austrian Economies. - 2003. - Vol. 6. - P. 235-266.
4. Wagner R.E. Pressure groups and political entrepreneurs: a review article // Public Choice. -
1966. - № 1. - P. 165-166.
5. Баумоль У. Микротеория инновационного предпринимательства. - М.: Издательство
Института Гайдара, 2013. - 432 с.
6. Белухин В.В. О роли государства в модернизации инфраструктуры российской
экономики // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 15. - С. 9296.
7. Иванова Т.Е., Мейсигамов М.Б. Трансакционные издержки в государственном
предпринимательстве // Экономика: теория и практика. - 2011. - № 3. - С. 49-55.
2764
8. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. - Челябинск: Социум, 2010.
9. Красильникова Т.К. Государственное предпринимательство и государственная
корпорация в России (проблемы правового регулирования и перспективы развития) // Власть. - 2009. - № 12. - С. 136-139.
10. Милль Дж. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к
социальной философии. - М.: Эксмо, 2007. - 1040 с.
11. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. - М.: Дело, 2003.
12. Остром Э. Управляя общим: Эволюция институтов коллективной деятельности. -
Челябинск: Социум, 2016. - 448 с.
13. Савченко В., Шулус А. Феномен государственного предпринимательства // Российский
экономический журнал. - 1997. - № 1. - С. 63 -69.
14. Седова М.В. Контрактная система России как новый финансовый инструмент // МИР
(Модернизация. Инновации. Развитие). - 2014. - №4. - С. 138-142.
15. Столярова Е.И. Государственное предпринимательство: экономическая теория и
российская практика // Вестник РУДН. Серия «Экономика». - 2009. - № 2. - С. 36.
16. Харламов А.В., Харламова Т.Л. Глобализация и системные изменения в управлении
российской экономикой // Проблемы современной экономики. - 2015. - №2. - С. 121-124.
17. Якунин В.И. Роль государства в преодолении кризисов // Проблемный анализ и
государственно-управленческое проектирование. - 2009. - № 3. - С. 6-21.
Dmitry V. Zavyalov, Candidate of Science, Economics, Associate Professor; Head of the Chair of Business and Logistics, Plekhanov Russian University of Economics Vitaly Yu. Nagalin, Postgraduate Student, Chair of Business and Logistics, Plekhanov Russian University of Economics
Nadezhda B. Zavyalova, Candidate of Science, Engineering, Associate Professor; Professor, Chair of Business and Logistics, Plekhanov Russian University of Economics
The state business in the national economy
ABSTRACT
The article reviews the activity of the state as the actor of the modern business environment. This aspect is interesting from the viewpoint of formation and development of models of relationships between the state and the business under conditions of the market-driven economy oriented to the sustainable development. Despite of legal limitations, according to which the state is deprived the right to be involved in the business activity, the term of "state business" may be defined within the context of the engagement of the state as the subject of the business law and is applied for the study of economic processes. From this viewpoint, opinions of Russian and foreign authors are interesting that are analyzed in this study. The review of the term of "state business" as the economic category has been done on the basis of the comparative analysis of theoretic studies. The study defines the term of "state business" and gives its expanded interpretation. KEYWORDS: business, the state business, the state enterpreneurship