Научная статья на тему 'Государственное финансовое регулирование инвестиционной деятельности в России'

Государственное финансовое регулирование инвестиционной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
953
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева Елена Ивановна

В статье раскрыты теоретические положения по государственному финансовому регулированию инвестиционной деятельности. Обоснована необходимость оптимизации участия государства в инвестиционном процессе. Предложены финансовые методы регулирования инвестиционной деятельности на современном этапе развития российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное финансовое регулирование инвестиционной деятельности в России»

ФИНАНСЫ

УДК 336

Воробьева Е.И.,

д.э.н., профессор, ТНУ имени В.И. Вернадского

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

В статье раскрыты теоретические положения по государственному финансовому регулированию инвестиционной деятельности. Обоснована необходимость оптимизации участия государства в инвестиционном процессе. Предложены финансовые методы регулирования инвестиционной деятельности на современном этапе развития российской экономики.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, государственное регулирование инвестиционной деятельности, государственное финансовое регулирование инвестиционной деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие социально-экономической системы государства невозможно представить без эффективной инвестиционной деятельности, которая должна быть реализована как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях. При этом эффективная инвестиционная деятельность на микроэкономическом уровне определяет будущие экономические возможности хозяйствующих субъектов создавать и реализовывать разнообразные товары и услуги, а на макроэкономическом уровне определяет будущие возможности государства по оказанию социально-экономических услуг всему обществу.

Инвестиционная деятельность на микро- и макроэкономическом уровне всегда связана с процессом инвестирования экономических ресурсов. На микроэкономическом уровне инвестирование экономических ресурсов формирует основу у хозяйствующих субъектов для поступательного развития, увеличения активов, роста объемов производства и реализации товаров и услуг. На макроэкономическом уровне инвестирование рассматривается как процесс той или иной государственной поддержки хозяйственных субъектов по вложению в производство или социальные объекты экономических ресурсов. Следовательно, инвестиционная деятельность на макроэкономическом уровне связана с регулированием процесса инвестирования. При этом регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства может быть направлено на стимулирование инвестиционного спроса и предложения, а может быть направлено на сдерживание инвестиционной активности.

В зависимости от состояния экономики страны (стадии цикла, уровня инфляции, дефицитности государственного и региональных бюджетов, возможности мобилизовать финансовые ресурсы внутри страны и за ее пределами и т.п.) применяются те или иные концепции регулирования. При этом каждая из применяемых концепций базируется на двухуровневой системе: во-первых, конечных целях (увеличение валового внутреннего продукта, роста объема производства и реализации продукции, роста занятости населения, снижения темпов инфляции, повышения общего благосостояния населения и т.п.); во-вторых, промежуточных целях (соотношение между инвестиционным спросом и предложением на капитал, процентные ставки, динамика денежной массы, курс национальной валюты и т.п.).

Государство в регулировании инвестиционной деятельности принимает участие как прямо — через государственный сектор экономики, так и опосредовано — через свои институты: органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления, а также различные финансово-экономические, денежно-кредитные или организационно-управленческие институты, которые так или иначе влияют на инвестиционный процесс как на макро-, так и микроэкономическом уровне.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности всегда связано с определенной инвестиционной политикой. В экономической литературе можно встретить самые различные определения инвестиционной политики. Так, Борисов А.Б. в «Большом экономическом словаре» дает такое определение: «Инвестиционная политика — составная часть экономической полити-

6

ки, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, определения направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня [1, с. 273]». Несколько по другому суть инвестиционной политики трактует коллектив авторов под редакцией Подшиваленко Г.П. «Инвестиционная политика государства - комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капитальных вложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, меры по повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предприятий, предпринимателей, государства [2]». Более кратко инвестиционную политику определяет Нешитой А.С. «Государственная инвестиционная политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности [3]».

Более точное определение инвестиционной политики государства приводится в книге под редакцией Абрамовой М.А., Гончаренко Л.И., Маркиной Е.В. «Инвестиционная политика государства - это часть общей экономической политики государства, направленной на содействие привлечения инвестиций посредством формирования привлекательного инвестиционного климата — необходимого условия успешного экономического развития любого региона страны [4, с. 140]».

Таким образом, в экономической литературе существуют различные взгляды как на государственную инвестиционную политику, так и на методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Исследования проблем государственного финансового регулирования инвестиционной деятельности составляет важную часть повышения эффективности инвестиционного процесса на макро- и микроэкономическом уровнях. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является теоретическое обоснование методов государственного финансового регулирования инвестиционной деятельности в российской экономике.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться следующими методами (рис. 1).

В контексте нашего исследования внимание сосредоточим на финансовых методах государственного регулирования инвестиционной деятельности.

В экономической литературе нет четкого определения, что понимается под финансовыми методами регулирования. В частности, в книге под редакцией Абрамовой М.А., Гончаренко Л.И.,

Рис. 1. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности (Составлено автором)

7

Маркиной Е.В. приводится такое определение финансового регулирования: «Финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста в финансовых ресурсов в других [4, с. 23]». В этой же книге дается такое определение финансовых методов: «Под финансовыми методами следует понимать специфические способы стимулирования привлечения инвестиций [4. с. 141]».

Обозначенный подход авторов к сущности и финансового регулирования и финансовых методов недостаточно точный. Проблема здесь состоит в том, что авторы не четко формулируют свою позицию по отношению к сути финансового регулирования. В их определении «финансовое регулирование» или «финансовые методы» можно без особой сложности заменить другими словами, например, экономическое регулирование или денежно-кредитное регулирование и т.д. Иными словами, авторы не показали сущности и специфичности финансового регулирования, которое не может быть иным, кроме финансового регулирования или финансовых методов.

В основе финансового регулирования положены специфические финансовые методы, которые составляют основу финансового регулирования. Поэтому, определив понимание финансовых методов, можно дать определение финансовому регулированию и государственному финансовому регулированию.

Чтобы дать определение понятию «финансовые методы» необходимо рассмотреть составные части понятия. В «Новом энциклопедическом словаре» приводится такое определение метода. «Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение), способ достижения к.-л. цели, решения конкретной задачи: совокупность приемов или операций практич. или теоритич. освоения (познания) действительности [5, с. 720]».

Финансы практически во всех словарях, справочниках, учебниках рассматриваются как совокупность экономических или денежных отношений в процессе создания и использования финансовых ресурсов за счет распределения и перераспределения ВВП.

Если объединить эти два понятия «финансы» и «метод», и рассматривать единое понятие «Финансовые методы», то можно сформулировать такое определение. Финансовые методы — совокупность способов и приемов достижения определенных целей, основанных на денежных отношениях в процессе распределения и перераспределения стоимости созданного ВВП и части национального богатства с целью формирования и использования финансовых ресурсов социально-экономической системы для обеспечения интересов государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Финансовые методы регулирования инвестиций — это совокупность способов и приемов достижения целей инвестиционной деятельности, основанных на денежных отношениях по поводу распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства для формирования и использования финансовых ресурсов, необходимых в инвестиционном процессе в интересах экономических субъектов страны.

Государственное финансовое регулирование инвестиционной деятельности — это совокупность финансовых методов регулирования инвестиций, применяемых для создания благоприятных социально-экономических условий внутри страны с целью стимулирования притока инвестиционных ресурсов и их эффективного вложения в объекты инвестиционной деятельности в интересах общества, хозяйствующих субъектов и населения.

Российская Федерация за последние годы сделала значительные усилия для улучшения инвестиционного климата внутри страны. В частности, по данным исследования Doing Business 2013, составленным ежегодно Всемирным банком, и оценивающим условия ведения бизнеса в 185 странах, Россия занимает 112 место по простоте осуществления предпринимательской деятельности, при этом вошла в число 25 стран по прогрессу в улучшении инвестиционного климата (табл. 1).

Из данного рейтинга видно, что Россия после финансово-экономического кризиса в 2008-2010 гг. постепенно улучшает условия для ведения бизнеса, что позитивно отражается на международных рейтингах.

Однако 112 позиция России в рейтинге из 185 стран, свидетельствует о необходимости дальнейшей работы по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата в стране.

Еще в 2013 году Россия по рейтингу Financial Times занимала второе место после Саудовской Аравии по финансовой устойчивости среди стран «Большой двадцатки» [6].

8

Таблица 1. Место России в рейтинге Doing Business (из 185 стран) [6]

Страна 2009 2010 2011 2012 2013

Казахстан 70 74 58 56 49

Беларусь 85 64 91 60 58

Китай 83 78 87 91 91

Россия 120 116 124 118 112

Бразилия 125 124 120 128 130

Индия 122 135 139 132 132

Украина 145 147 149 152 137

Однако в 2014 году ситуация существенно изменилась. Введение экономических и политических санкций против России, кризис в отношениях между США, ЕС и ряда других стран и Россией, существенно ухудшил условия для инвестирования в стране. В этих условиях очень важна более продуманная и целенаправленная инвестиционная политика, применение совокупности финансовых методов для обеспечения эффективной политики государственного финансового регулирования инвестиционной деятельности.

Если оценивать совокупность финансовых методов, которые можно применять для государственного финансового регулирования инвестиционной деятельности в России, то необходимо учесть, на достижение каких целей данные финансовые методы рассчитаны.

Финансовые методы, используемые для государственного регулирования деятельности национальных инвесторов, предприятий и предпринимателей. Здесь приоритеты по применению финансовых методов могут быть следующими:

1) налоговые методы;

2) таможенные методы;

3) государственные гарантии инвесторам;

4) государственные и региональные закупки;

5) бюджетные субсидии;

6) бюджетные кредиты и займы;

7) денежно-кредитные методы;

8) бюджетные инвестиции;

9) амортизационные методы.

Налоговые и таможенные методы формируют наиболее привлекательный инвестиционный климат внутри страны. Они создают финансовую основу для целесообразности вложения инвестиционных ресурсов в экономику отдельных хозяйствующих субъектов. Налоговые и таможенные методы или повышают заинтересованность субъектов предпринимательства и инвесторов во вложении капитала в объекты инвестирования, или наоборот, значительно снижают такую заинтересованность. Нам представляется целесообразным, что для повышения инвестиционной заинтересованности хозяйствующих субъектов во вложении части чистой прибыли (нераспределенной прибыли) в свои активы, целесообразно обеспечить определенный вычет из налога на прибыль. Например, субъект хозяйствования вложил в свои активы 100 млн. руб. инвестиций, что составляет 20% чистой прибыли. С целью стимулирования процесса инвестирования 50% от использованной на инвестиции чистой прибыли можно учесть за счет применения налогового вычета из налога на прибыль. С целью существенно не снижать налог на прибыль в одном налогом периоде, целесообразно вычет продлить на несколько периодов, тем самым более равномерно получать и налог на прибыль и обеспечивать интересы хозяйствующего субъекта.

Государственные гарантии инвесторам, а также государственные и региональные закупки имеют существенное влияние, особенно для поддержки среднего и малого бизнеса, повышения их заинтересованности в инвестиционной деятельности. За счет государственных гарантий можно стимулировать приток в инвестиционный процесс частных финансовых ресурсов, например, банков, инвестиционных компаний и т.п. За счет государственных закупок можно обеспечить на начальном этапе поддержку бизнеса, создавая ему условия для того, чтобы он «стал на ноги», завоевания определенного сегмента товарного рынка.

Бюджетные субсидии, бюджетные кредиты и займы, бюджетные инвестиции целесообразно использовать при реализации государственных целевых программ, или финансирования соци-

9

ально или экономично значимых проектов. Например, строительство мостов, туннелей, дорог, социальных объектов (школ, детских садиков, больниц и т.п.).

Финансовые методы, используемые для государственного регулирования деятельности иностранных инвесторов. Здесь приоритеты по применению финансовых методов могут быть следующими:

1) денежно-кредитные методы;

2) налоговые методы;

3) таможенные методы;

4) государственные гарантии;

5) амортизационные методы.

Для иностранного инвестора важно обеспечить стабильность финансовых условий инвестирования, возможность получить и вывести всю или часть прибыль на вложенный капитал, возможность перемещения своего капитала в рамках национального хозяйства России, что предполагает возможность продать выгодно созданные активы и вложить их в новые инвестиционные проекты.

Для иностранных инвесторов здесь важно не только государственное финансовое регулирование инвестиций, но также совокупность нефинансовых методов, законодательное, нормативное и информационное обеспечение, возможности получения поддержки от институтов развития инвестиционного климата и т.п.

В условиях экономических и политических санкций со стороны многих стран Запада, привлечение иностранных инвесторов, поиск инвестиционных ресурсов за пределами России является одним из главных приоритетов государственной инвестиционной политики.

Государственное финансовое регулирование в современной нестабильной экономической ситуации в России должно быть направлено на сохранение всех тех инвесторов, которые продолжают свою деятельность на территории российского государства. Кроме этого, формирование лучшего климата для новых зарубежных и особенно национальных инвесторов.

Необходимо создавать такие условия инвестирования, которые выгодны инвесторам при вложении их средств в развитие производственной базы российских предприятий, строительство или реконструкцию инфраструктурных проектов.

Особенно должна получить поддержку инициатива инвесторов по строительству предприятий, которые могут в краткосрочной и среднесрочной перспективе обеспечить производство отечественной продукции, замещающей импортные поставки.

Это касается производства как промышленной продукции, так и производство сельскохозяйственной продукции. В развитие сельского хозяйства необходимы масштабные инвестиции, чтобы российский агрокомплекс обеспечивал собственное производство той продукции, которая реально может производиться на территории России. Это прежде всего, мясо крупного рогатого скота и свиней, молочная продукция, продукция овощеводства. картофель, плодово-ягодная продукция, виноград и его переработка.

Для обеспечения масштабного развития аграрного комплекса страны целесообразно использовать не только налоговые или таможенные методы, но также бюджетные инвестиции, бюджетные кредиты и займы, государственные гарантии и государственные закупки, обеспечивать более эффективную денежно-кредитную политику для аграрного сектора.

Если посмотреть, как финансируются из федерального бюджета федеральные инвестиционные программы, то можно сделать вывод о заметных финансовых вливаниях в экономику страны (табл. 2).

Вместе с тем, следует обратить внимание на неравномерность по годам финансирования федеральной адресной инвестиционной программы, что обусловлено финансово-экономической нестабильностью в стране.

Поэтому, нам представляется, что в Российской Федерации следует усиливать роль в инвестиционном процессе не только государства, но и прежде всего бизнеса, который должен повысить свою инвестиционную активность. Здесь много проблем. Ежегодно из экономики России за пределы страны «уходят» миллиарды долларов США, которые можно было бы направить на внутренние инвестиции. Часто это средства от теневой деятельности, средства, по которым не платились налоги, средства, которые были изъяты из бюджетного оборота путем различных махинаций при использовании бюджетов разного уровня, в т.ч. федерального, бюджетов субъектов федерации, бюджетов муниципалитетов. Перемещаясь из России в другие страны, прежде всего, страны Запада, они становятся там инвестициями и фактически работают на экономику стран, которые

10

Таблица 2. Финансирование из федерального бюджета федеральной адресной инвестиционной программы, млрд. руб. [6]

Год Программная часть расходов федерального бюджета Процент, к прошлому периоду

2006 193,3 100,0

2007 292,9 151,5

2008 291,0 99,4

2009 298,9 102,7

2010 321,9 107,7

2011 506,1 157,2

2012 563,9 111,4

2013 470,0 83,3

часто выступают недружественно по отношению к России. В связи с этим, необходимо более обоснованно контролировать перемещение средств за пределы России, особенно значительных сумм, например, более 30-50 тыс. долл. США при одновременном платеже или серии относительно небольших платежей (10 тыс. долл. США), но по одним и тем же каналам или же на одни и те же счета.

Использование государственного финансового регулирования инвестиционной деятельности — это не только обеспечение притока инвестиций, но также контроль оттока инвестиционных ресурсов из страны. Если отток осуществляет иностранный инвестор, который сначала вложил в страну, например, 500 млн. долл. США, а затем, через несколько лет решил вывести, пусть те же 500 млрд. долл. США, то это можно воспринимать негативно, но соглашаться с правовом этого инвестора так поступить. Но, если средства выводит российский бизнесмен, или еще хуже, российский чиновник или депутат, то этого нельзя допустить. Для этого должны использоваться методы денежно-кредитного регулирования, которые позволят ограничить отток средств из страны.

ВЫВОДЫ

Проведенные исследования позволяют утверждать, что в практике государственного финансового регулирования используются самые разные финансовые методов. Для национальных инвесторов и предпринимателей наибольшее значение имеют налоговые и таможенные финансовые методы регулирования инвестиционной деятельности, а также государственные гарантии и государственные закупки. Для иностранных инвесторов важное значение имеют денежно-кредитные, налоговые, таможенные финансовые методы и государственные гарантии поддержки инвесторов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — Изд. 2-е перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2007. — 860 с.

2. Инвестиции: учебник / под ред. Г.П. Подшиваленко. — М.: КноРус, 2009. — 200 с.

3. Нешитой А.С. Инвестиции: учебник. — 5-е изд., перер. и испр. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. — 372 с.

4. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: учебник / под ред. М.А. Абрамовой, Л.И. Гончаренко, Е.В. Маркиной. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 551 с.

5. Новый энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия: РИПОЛ классик, 2007. — 1456 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. URL [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/investmentpolicy/doc20130327_010 (дата обращения 06.09.14)

Статья поступила в редакцию 15 сентября 2014 года

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.