Научная статья на тему 'Государственно-правовое регулирование использования органов и тканей человека в целях трансплантации как особых объектов гражданского права (компаративистское исследование)'

Государственно-правовое регулирование использования органов и тканей человека в целях трансплантации как особых объектов гражданского права (компаративистское исследование) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1428
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОРГАНЫ И ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА / ОБЪЕКТЫ ТРАНСПЛАНТАЦИИ / ПРАВО ТРАНСПЛАНТАЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / STATE REGULATION / HUMAN ORGANS AND TISSUES / TRANSPLANTATION OBJECTS / RIGHT OF TRANSPLANTATION USING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серебрякова Алла Аркадьевна, Арзамаскин Михаил Михайлович, Варюшин Михаил Сергеевич

Статья содержит компаративистское исследование государственно-правового регулирования использования органов и тканей человека в целях трансплантации в РФ и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Серебрякова Алла Аркадьевна, Арзамаскин Михаил Михайлович, Варюшин Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the comparative research of state-legal regulation of human tissues and organs using in the purposes of transplantation in Russian Federation and abroad.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовое регулирование использования органов и тканей человека в целях трансплантации как особых объектов гражданского права (компаративистское исследование)»

Алла СЕРЕБРЯКОВА, Михаил АРЗАМАСКИН, Михаил ВАРЮШИН

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ЦЕЛЯХ ТРАНСПЛАНТАЦИИ КАК ОСОБЫХ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

(компаративистское исследование)

Статья содержит компаративистское исследование государственно-правового регулирования использования органов и тканей человека в целях трансплантации в РФ и за рубежом.

The article contains the comparative research of state-legal regulation of human tissues and organs using in the purposes of transplantation in Russian Federation and abroad.

Ключевые слова:

государственное регулирование, органы и ткани человека, объекты трансплантации, право трансплантационного использования; state regulation, human organs and tissues, transplantation objects, right of transplantation using.

В Российской Федерации отношения по трансплантации органов и тканей регулируются Законом РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22.12.1992 № 4180-1 (далее — Закон «О трансплантации»)1. Перечень объектов трансплантации является закрытым, что определено в приказе Министерства здравоохранения и социального развития № 357 от 25.05.2007 г., содержащем реестр органов и тканей, могущих быть трансплантатами2.

Закон о трансплантации определяет требования к дееспособности, состоянию здоровья донора, а также устанавливает в ст. 11 в отношении прижизненного донорства, что изъятие органов и (или) тканей у живого донора для их трансплантации может осуществляться только в интересах здоровья реципиента и в случае отсутствия пригодных для трансплантации органов и (или) тканей трупа или альтернативного метода лечения, эффективность которого сопоставима с эффективностью трансплантации органов и (или) тканей.

Ограничивая прижизненное донорство в силу его специфики особыми условиями «крайней меры», Российское государство отдает преимущество посмертному донорству. Статьей 8 Закона «О трансплантации» определена «презумпция согласия» на посмертное изъятие объекта трансплантации у трупа. Причем особо оговаривается, что изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту. Однако подобная правовая доктрина, опосредованная политической волей, грубейшим образом нарушает право человека на достойное отношение к телу после смерти.

В Законе «О трансплантации» установлено также, что купля-продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную

1 Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, 14 января, № 2, ст. 62.

2 Российская газета, 2007, 26 июня.

СЕРЕБРЯКОВА

Алла

Аркадьевна — к.ю.н., доцент кафедры

гражданского права и процесса УлГУ

АРЗАМАСКИН

Михаил Михайлович — аспирант кафедры гражданского права и процесса УлГУ

ВАРЮШИН

Михаил Сергеевич — студент юридического факультета УлГУ perikl07@mail.ru

ответственность, однако данным запретом Российское государство, во-первых, исключило лишь одну из возможных сделок с объектами трансплантации, не поименовав остальные, например дарение, а во-вторых, так и не предусмотрело соответствующий состав преступления в Уголовном кодексе РФ. Следует отметить, что запрет на одну из сделок не исключает иные, что оставляет проблему признания гражданско-правовой природы объектов трансплантации неразрешенной. Также российский законодатель не определил возможности использования договорного механизма в регулировании отношений прижизненного и посмертного донорства.

Таким образом, действующее российское законодательство ставит перед правовой наукой и правоприменительной практикой следующие вопросы: какой правовой природой обладают объекты трансплантации? возможно ли их рассматривать в качестве объектов гражданского права? какова роль государства в данной сфере? Для облегчения ответа на эти вопросы необходимо произвести сравнительный анализ зарубежного и международного законодательства в сфере трансплантации.

Так, согласно международно-правовой доктрине, коммерческие сделки с объектами трансплантации (объектами sui generis) запрещены под угрозой уголовного наказания. В октябре 1987 г. на 39-й сессии Всемирной медицинской ассамблеи была одобрена Декларация по трансплантации человеческих органов. В данном документе подвергнуто резкому осуждению коммерческое донорство. Впоследствии Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Свод основополагающих принципов по вопросам трансплантологии. В 1991 г. 44-я сессия ВОЗ одобрила эти принципы и рекомендовала государствам пользоваться ими при выработке политики в данной области. Согласно основным положениям Свода, «тело человека и его части не могут быть объектом купли-продажи». Схожих позиций государства придерживались и в Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины: Конвенции о правах человека и биомедицине», принятой в Овьедо 4 апреля 1997 г., гарантировавшей в т.ч. и соблюдение личной неприкосновен-

ности (телесной неприкосновенности)1. Государства взяли на себя обязательство активного вмешательства в сферу трансплантационных правоотношений.

Законодательство государств Западной Европы, в частности ФРГ и Великобритании, а также законодательство США держатся рамок международно-правовой доктрины. Так, законодательство ФРГ о трансплантации, устанавливая уголовноправовой запрет на любые коммерческие сделки с объектами трансплантации, отдает приоритет посмертному донорству. Государство использует договорные механизмы, учитывая волю донора и его родственников в «расширенной модели посмертного донорства»2. При отсутствии разрешения или возражения донора, когда родственники знают о воле донора, либо в процессе переговоров с врачом они могут подтвердить наличие такой воли и разрешить изъятие органа. Договорный механизм прижизненного донорства ограничивается публичным институтом комиссии, создаваемой в соответствии с правом земель ФРГ.

По Акту об анатомическом даре США, секция 8, анатомический дар (акт донорства) может быть сделан во время жизни дарителя с целью трансплантации, терапии, исследования или науки. В США также применяется «расширенная модель посмертного донорства», т.е. государство расширяет сферу возможного использования объекта трансплантации, устанавливая уголовный запрет на коммерческое донорство. Судебная практика признает объект трансплантации вещью, что, однако, не находит поддержки у законодателя.

Законодательством Великобритании о трансплантации в Акте о человеческих тканях 2004 г. предусматривается необходимость наличия генетической связи между донором и реципиентом. Также установлен уголовно-правовой запрет в отношении коммерческого донорства3.

В государствах СНГ законодательство о трансплантации идентично российскому, однако наличествуют определенные осо-

1 Сборник международных актов по здравоохранению. - М.: Норма, 1999, с. 234-235.

2 Дубовик О.Л., Жалинская А.А. Законодательство ФРГ о трансплантации органов и тканей // Журнал Российского права, 1998, № 10, с. 207.

3 Human Tissue Act — 2004// http://www.opsi.gov. uk/acts/acts2004/ukpga_20040030_en_1

бенности. В частности, Закон Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей» от 4 марта 1997 г. № 28-З в ст. 3 указывает, что органы и ткани человека не могут быть объектом гражданско-правовых сделок, за исключением сделок, носящих безвозмездный характер1, т.е. они признаны вещами, ограниченными в обороте. Также указано на необходимость генетической связи донора и реципиента.

Таким образом, зарубежное и международное законодательство о трансплантации, как правило, признает органы и ткани объектами sui generis, ограниченными в обороте, устанавливая уголовный запрет на коммерческое донорство. Государство выступает в качестве основного регулятора правоотношений в сфере трансплантации органов и тканей, допуская ограниченное использование договорного механизма в сфере посмертного донорства.

В современной российской цивилистике органы и ткани большинством исследователей рассматриваются либо как вещи, либо как особые объекты права, реже — как личные нематериальные блага, такие как здоровье и право на телесную неприкосновенность. В Гражданском кодексе РФ органы и ткани не поименованы как объекты права.

На наш взгляд, объекты трансплантации до отделения и после трансплантации реципиенту — суть нематериальные блага, выраженные в праве на здоровье, телесную неприкосновенность, а также праве на достойное отношение к телу после смерти. В момент отделения возникает новый объект, который в силу тесной личностной связи с донором (генетический код, производность тканей) невозможно однозначно отнести к вещам. Однако, несомненно, следует признать его вещную природу, поскольку он — предмет материального мира, который может быть в обладании человека и который служит удовлетворению его потребностей.

В отношении объектов трансплантации должно возникать особое вещное право — право трансплантационного использования. Оно имеет абсолютный характер, но ограниченный во времени и осложненный целью использования — осуществление трансплантации в целях спасения жизни и восстановления здоровья

1 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1997, № 9, ст. 196.

реципиента. Право трансплантационного использования передается на возмездной (безвозмездной) основе вместе с объектом трансплантации медицинскому учреждению, имеющему лицензию на забор и хранение объектов трансплантации, по договору донорства. Последнее осуществляет распоряжение данным объектом путем осуществления его имплантации в организм реципиента. Отношения донорства и трансплантации должны регулироваться договорным механизмом.

По договору возмездного донорства одна сторона (донор) обязуется передать вещь (объект трансплантации) на праве трансплантационного использования другой стороне (медицинскому учреждению), а медицинское учреждение обязуется изъять объект трансплантации из организма донора при непричинении его здоровью существенного вреда, принять изъятый объект трансплантации и уплатить за него определенную денежную сумму (цену), определяемую капитализацией вреда здоровью. По договору безвозмездного донорства (элементы договора дарения) акт донорства осуществляется в форме пожертвования. По договору трансплантации исполнитель (медицинское учреждение) обязуется оказать услуги по имплантации объекта трансплантации в организм реципиента, а реципиент обязуется оплатить эти услуги. Причем оплата трансплантационных услуг осуществляется через систему обязательного медицинского страхования.

В большинстве государств закреплен запрет на возмездное донорство, исключение составляют Иран, Турция и Индия, где сфера трансплантационных услуг от этого не криминализуется2. По нашему мнению, Российское государство должно отказаться от «презумпции согласия» на посмертное донорство, признав оптимальность договорного механизма «расширенной модели». В случае прижизненного и посмертного донорства в России как нигде необходимо обязательное участие в качестве гаранта добровольности акта донорства независимой медико-правовой комиссии — представителя публичной власти.

2 Степанова Е.Н. Трансплантация органов человека: мировой опыт и Россия (гражданско-правовой аспект) : дис. ... к.ю.н. — М., 2004, с. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.