Даутбаева-Мухтарова Алия Еркайраткызы,
доцент Казахского гуманитарно-юридического университета, кандидат юридических наук
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ, КАК ОСОБЫХ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
В Основном законе Конституции Республика Казахстан провозгласила себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Пункт 1 статьи 29 предоставляет гражданам Республики Казахстан право на охрану здоровья [1].
Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-1У «О здоровье народа и системе здравоохранения» определяет «здоровье, как состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [2].
Государство берет на себя ответственность за состояние здоровья своих граждан, что должно выражаться в принятии эффективных мер по обеспечению права человека на здоровье. Обеспечение права на здоровье должно приводить к повышению уровня и качества медицинского обслуживания, внедрения в медицинскую практику научно-технических достижений, новых методов лечения.
Трансплантация является одним из самых высокоэффективных способов лечения, заключающегося в оперативном вмешательстве, направленном на пересадку трансплантата от донора к реципиенту.
Пункт 106 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-ГУ «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее Кодекс РК) определил «трансплантацию, как пересадку, приживление тканей и (или) органов (части органов) на другое место в организме или в другой организм» [2].
В Казахстане с 1978 года функционирует отдел трансплантации и искусственных органов при Научном центре хирургии им. А.Н. Сызга-нова, который является единственным центром по пересадке органов в Среднеазиатском регио-
не [3]. В 1996 году впервые произведена трансплантация печени. Ведется активная работа по внедрению в практику пересадки островковых клеток поджелудочной железы, сердца, легких и других органов [4].
Медицинские проблемы трансплантологии определяют ряд вопросов, требующих четкого юридического регулирования, поскольку они затрагивают высшие блага человека - его жизнь и здоровье.
В Республике Казахстан отношения по трансплантации органов и тканей регулируются разделом 7 Донорство и трансплантация Кодекса РК, который устанавливает правовое регулирование изъятия трансплантата у живого человека и у трупа.
Для изъятия трансплантата из организма живого донора необходимы следующие условия: генетическая связь донора с реципиентом или тканевая совместимость; письменное нотариально удостоверенное согласие; причинение донору значительно меньшего вреда, чем предотвращенный вред реципиенту [2].
Статья 169 Кодекса РК регулирует вопрос изъятия тканей и (или) органов (части органов) у живого донора, являющегося несовершеннолетним или недееспособным лицом и содержит требование об одновременном соблюдении следующих условий: письменное нотариально удостоверенное согласие его законных представителей; отсутствие другого совместимого донора; реципиент является братом или сестрой донора; трансплантация призвана сохранить жизнь реципиента; потенциальный донор не возражает против изъятия [2].
Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года (далее ГК РК) в статье 22 регулирует вопрос дееспособности несовершеннолетних, где они вправе самостоятельно совершать лишь соответствующие
№ 1 (33) 2014 ж. Цазацстан Республикасы Зац шыгару институтыныц жаршысы
их возрасту мелкие бытовые сделки» [5]. Но договор об изъятии трансплантата сложно назвать мелко бытовой сделкой.
По общему правилу гражданского законодательства в случае ограничения или отсутствия дееспособности лица, возможно, заменять ее дееспособностью его законных представителей от имени представляемых. Если на забор донорских органов и тканей согласны родители или иные законные представители несовершеннолетнего (недееспособного), а сам донор не возражает, то при соблюдении условий, предусмотренных Кодексом РК, их дальнейшая имплантация реципиенту может быть осуществлена.
Из вышеуказанного возникает ряд вопросов, как может возражать младенец против изъятия у него парного органа. Также встает вопрос о юридическом значении отсутствия возражения недееспособного лица, любые действия которого являются юридически ничтожными.
Используемая правовая фикция и презумпция отсутствия возражения (то есть наличия согласия) несовершеннолетнего, недееспособного влечет за собой серьезные нарушения прав граждан на жизнь и здоровье. Ведь удаление из человеческого организма какого-либо органа обязательно влечет за собой ухудшение его функций, а при отсутствии надлежащего ухода и сокращение жизни, либо смерть лица.
Донором должно быть только совершеннолетнее дееспособное лицо, которое осознает всю серьезность своих действий и их последствия для сохранности своей жизни и здоровья.
Кодекс РК предусматривает возможность изъятия органов и тканей у трупа. Пункт 10 статьи 169 закрепляет презумпцию согласия. Это означает, что изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если организация здравоохранения на момент изъятия поставлена в известность о том, что при жизни данное лицо, либо его супруг (супруга), близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его тканей и (или) органов (части органов) после смерти для трансплантации реципиенту.
Недопустимо, когда применяется презумпция согласия умершего на использование тела, органов и тканей. Только имея на руках согласие самого умершего лица, полученное в установленной форме, данное им до своей смерти, либо его близких родственников, круг которых должен быть четко определен в законе, медицинская организация имеет право на изъятие органов и тканей умершего человека.
Пункт 3 статьи 169 Кодекса РК установил, что купля-продажа органов и (или) тканей чело-
века запрещается, но данным запретом законодатель исключил только одну из возможных сделок с объектами трансплантации, не обозначив остальные, что порождает проблему признания гражданско-правовой природы объектов трансплантации.
Приведем анализ зарубежного и международного законодательства в сфере трансплантации.
Всемирная медицинская ассамблея приняла в 1987 году «Декларацию по трансплантации человеческих органов», где категорически осуждается коммерческое донорство. В 1991 году Всемирная организация здравоохранения разработала Свод основополагающих принципов по вопросам трансплантологии, где закреплено, что «тело человека и его части не могут быть объектом купли-продажи» [6].
Законодательство ФРГ о трансплантации, устанавливает уголовно-правовой запрет на коммерческое донорство [7].
США расширяет сферу использования объекта трансплантации, но сохраняет уголовный запрет на коммерческое донорство. Так по законодательству США «Акт об анатомическом даре», Секция 8, даритель может сделать анатомический дар (форма посмертного донорства) путем обозначения согласия на анатомический дар на водительских правах дарителя или удостоверении личности; в завещании; в любой форме, выраженной в присутствии как минимум двух совершеннолетних свидетелей, по крайней мере, один из которых является незаинтересованным свидетелем [8]. В США договорные механизмы получили наибольшее распространение при посмертном донорстве, в частности применяется «расширенная модель посмертного донорства». Судебная практика признает объект трансплантации вещью, что, однако, не находит поддержки у законодателя [9].
Законодательство Великобритании в «Акте о человеческих тканях» 2004 года также сохраняет уголовно-правовой запрет в отношении коммерческого донорства.
Остановимся на законодательстве государств-участников СНГ о трансплантации. В частности, Закон Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей» в статье 3 указывает, что органы и ткани человека не могут быть объектом гражданско-правовых сделок, за исключением сделок, носящих безвозмездный характер [10], т.е. они признаны вещами, ограниченными в обороте.
Законом Республики Молдова «О трансплантации органов и тканей человека» запрет на продажу органов и тканей человека обращен лишь к медицинским учреждениям [11].
Подводя итог, можно сделать вывод, что международное законодательство о трансплантации, признает органы и ткани объектами, ограниченными в обороте и устанавливает уголовный запрет на коммерческое донорство.
В цивилистической науке представлены различные точки зрения: Малеина М.Н. органы и ткани рассматривает в качестве вещей [12], Апо-линская Н.В. видит в качестве особых объектов гражданского права [13], и Красавчикова Л.О. считает, что речь идет о личных неимущественных отношениях: «Нельзя не видеть того, что юридическая природа отношений по донорству и трансплантации является единой. Они складываются по поводу личных неимущественных благ, неотделимых от человека без специального медицинского вмешательства. И хотя они воплощены в конкретных материальных объектах, для каждого человека его органы, ткани единственны, уникальны и неповторимы» [14].
Мы считаем, что при трансплантации органов и тканей человека возникает сложный комплекс личных неимущественных и имущественных правоотношений. Причем удельный вес неимущественных отношений в сфере трансплантации органов и тканей человека значительно выше. Отношения, связанные с трансплантацией органов и тканей человека могут носить характер личных неимущественных отношений, связанных с имущественными.
Правовая регламентация ситуаций, связанных с трансплантацией органов и тканей человека, их использованием, должна регламентироваться правом, в двух основных направлениях. Во-первых, законодательного определения режима органов и тканей человека, как объектов гражданских прав. Во-вторых, определения распорядительных возможностей правообладателей этих объектов, касающихся определения их юридической и фактической судеб. Мы считаем, что именно в этой связи, появляются исследования, касающиеся определения природы прав человека на собственное тело. В частности, М. Штирнер определяет право на жизнь как право собственности человека на тело [15].
В целом такой подход к оценке человеческой жизни является утрированным. На наш взгляд, нельзя отождествлять органы и ткани человека с вещами. Они отличаются особым происхождением, являются в принципе неотъемлемой частью человеческого тела. Их режим обусловлен множеством морально-этических воззрений, существующих в обществе. Они напрямую связаны с высшими ценностями человека его правами на жизнь и здоровье, а также достоинством человека, охраняемым законом.
В то же время, перечень объектов гражданских прав не является исчерпывающим. Это, на наш взгляд, позволяет выделить органы и ткани человека, отделенные от человеческого организма, в отдельную группу объектов гражданских прав.
Для определения правового режима органов и тканей человека в качестве объектов гражданских прав необходимо учитывать их видовые и качественные особенности. Среди обозначенных биологических объектов можно выделить две группы.
Первая включает те части человеческого тела (органы, ткани и так далее), при отделении которых не происходит каких-либо неблагоприятных изменений в организме человека (например, ногти, волосы).
К этой группе можно отнести и кровь человека (если изъятие проводится с соблюдением всех медицинских требований), так как потеря небольшого количества крови для здорового человека не опасна.
Указанную первую группу объектов можно отнести к имущественным объектам, ограниченным в гражданском обороте. Причем, общее правило о запрете купли-продажи этих объектов не должно применяться, и в этой связи пункт 3 статьи 169 Кодекса РК должен быть скорректирован с целью допущения купли-продажи органов и тканей человека, изъятие которых не связано с опасностью для жизни и здоровья человека.
Вторую группу объектов образуют такие части человеческого тела, изъятие которых в некоторых случаях хотя и возможно при жизни (парные органы, например, почки), но очень болезненны и чреваты различными последствиями для здоровья донора, а также изъятие которых при жизни невозможно вообще (печень, сердце), так как это приведет к смерти пациента.
Эти объекты с учетом положений действующего законодательства должны признаваться имущественными объектами, изъятыми из гражданского оборота. Должно допускаться возникновение правоотношений только между донором и реципиентом.
Дальнейшая передача органов и тканей человека не должна допускаться, равно как и любая возмездная передача этих объектов. Речь ведь может идти не только о купле-продаже, но и получении иной выгоды. Должны исключаться также соглашения, которые преследуют незаконные цели, например, продвижение по службе, отказ от уголовного преследования и др.
Поэтому единственное правовое основание передачи этих объектов - безвозмездная добровольная передача своего органа либо тканей в
№ 1 (33) 2014 ж Цазацстан Республикасы Зац шыгару институтыныц жаршысы
пользу реципиента, должно рассматриваться как исключение из правового режима объектов, изъятых из гражданского оборота и не приводить к признанию этих объектов оборотоспособными.
Неизбежно возникает вопрос о характере прав субъектов на органы и ткани, являющиеся объектом трансплантации. Признание этих объектов имуществом производится нами с достаточной долей условности для того, чтобы отграничить режим органов и тканей, используемые для трансплантации от режима живого человеческого тела в целом, не являющегося объектом имущественных отношений.
Первая ассоциация, которая возникает, это -право собственности. То есть вполне возможен шаблонный подход, не требующий разработки каких-либо новых правовых конструкций. Однако следование общепринятому подходу порождает новые трудности.
Пытаясь оценить органы и ткани человека в качестве объектов права собственности, следует иметь в виду все особенности права собственности. Сразу выявляется, что предлагаемый режим этих объектов создает препятствия к тому, чтобы признавать их объектами права собственности.
Также характеристики правоотношений по поводу рассматриваемых объектов однозначно не могут соответствовать характеристикам вещных правоотношений.
В отношении органов и тканей человека практически невозможно использовать правомочия владения, пользования и распоряжения как это имеет место в случае обладания вещами.
Поэтому в аспекте правового режима органы и ткани человека нельзя приравнять ни к одной из существующих разновидностей вещей.
По указанной причине в отношении органов и тканей человека не могут возникнуть и иные вещные права, которые, как известно, имеют производный от права собственности характер. Иные вещные права также подразумевают наличие правомочий владения, пользования, распоря-
жения вещью в различных сочетаниях.
Права на органы и ткани человека, в случае их донорства и трансплантации, зачастую реализуются без осуществления реальных правомочий реципиентами этих органов и тканей, посредством медицинского учреждения, которое и осуществляет какое-то время обладание этими объектами. Например, лицо находится в бессознательном состоянии, для того, чтобы спасти его жизнь, ему вливают кровь.
Нам представляется, что применительно к органам и тканям человека, предназначенным для донорства или трансплантации, речь может идти только об имущественных правах особого типа, имеющих некоторую аналогию с вещными правами. Право донора относительно собственных органов можно характеризовать как право распоряжения.
В неотделенном от человеческого организма виде органы и ткани вообще не являются объектами гражданских прав, поэтому бессмысленно говорить о правомочиях владения и пользования органами и тканями.
Учитывая все высказанные доводы, предлагаем дальнейшее совершенствование законодательства, регламентирующего трансплантацию органов и тканей человека. Серьезность вопроса требует внесения изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Казахстан.
Также считаем возможным дополнить главу 3 Гражданского кодекса Республики Казахстан нормами, определяющими, что к имущественным объектам гражданских прав относятся органы и ткани человеческого организма, предназначенные для трансплантации и иного использования, в соответствии с законодательством.
Также следует предусмотреть в указанной главе норму, устанавливающую право самостоятельного распоряжение человеком своим телом, включая распоряжения отдельными органами и тканями в пределах, определенных законодательством.
Список литературы
1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1996. № 4.
2. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года № 193-1У // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2009. №20-21.
3. Алиев М.А. Трансплантация органов в Казахстане // Аргументы и факты. 1996. № 52.
4. Исмагилов Р.З. Диагностика и лечение осложнений при пересадке почки: Автореф. дисс. докт. - Алматы, 1996. С. 8, 16.
5. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1996. № 2.
6. Сборник международных актов по здравоохранению. - М.: Норма, 1999. - С. 234-235.
7. Дубовик О. Л., Жалинская А. А. Законодательство ФРГ о трансплантации органов и тканей // Журнал Российского права. - 1998. - №10. - С. 207.
8. Anatomical gift act // Code of national conference of commissioners on uniform state laws, July 7 -14, 2006.
9. Майфат А.В., Лисаченко А.В. Тело человека, его отдельные части как объекты правового воздействия: Некоторые предложения для обсуждения // Юридический мир. - 2002. - № 2. - С. 5.
10. Закон Республики Беларусь от 4 марта 1997 г. N 28-З «О трансплантации органов и тканей» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 9. Ст. 196.
11. Закон Республики Молдова от 25.06.1999 N r.473-XIV «О трансплантации органов и тканей человека»// Мониторул Офичиал ал Р. Молдова. - 1999. - 26 авг. - № 94 - 95.
12. Малеина М.Н. Статус органов, тканей, тела человека как объектов права собственности и права на физическую неприкосновенность // Законодательство. - 2003. - №11. - С. 13.
13. Аполинская Н.В. Биологические объекты человека в гражданском праве Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Иркутск, 2009. - С. 6.
14. Красавчикова Л. О. Первое десятилетие Закона РФ «О трансплантации органов и тканей человека» // Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика. / Отв. ред. А. Диденко. - Алматы: ЮРИСТ, 2004. Вып. 20. С. 170-171.
15. Штирнер М. Единственный и его собственность / Пер. с нем. Б.В. Гиммельфарба,
М.Л. Гохшиллера. - СПб.: Азбука, 2001. - 448 с.
• • • • •
Мацалада адамныц агзалары мен улпаларын Цазащстан Республикасы азаматтъщ щущыгыныц ерекше объектыер1 реттде трансплантологияда пайдаланудыц цуцыцтыщ реттеу ерекшел1ктер1 ашып корсеттген. Трансплантология саласында адамныц органдары мен улпаларын пайдалану мэселелер1 бойынша шетелдер зацнамаларына салыстырмалы-щущыщтыщ талдау ЖYргiзiлген.
Ty^h свздер: трансплантология, адамныц агзалары мен улпалары, азаматтыщ цуцыц.
Статья раскрывает особенности правового регулирования использования органов и тканей человека в трансплантологии, как особых объектов гражданского права Республики Казахстан. Приводится сравнительно-правовой анализ законодательств зарубежных стран по вопросам использования органов и тканей человека в области трансплантологии.
Ключевые слова: трансплантология, органы и ткани человека, гражданское право.
The article reveals the peculiarities of legal regulation of the use of human organs and tissues in transplantation, as the special objects of the civil law of the Republic of Kazakhstan. We present a comparative legal analysis of the laws offoreign countries on the use of human organs and tissues in the field of transplantation.
Keywords: transplantation, the organs and tissues of human and civil rights.
Дэу^баева-М^хтарова Элия Еркайраткызы,
Каза^ гуманитарльщ зац университетшщ доцент^ з.г.к.
Трансплантологияда адамныц аFзалары мен улпаларын азаматтык к^кыктыц ерекше объектiлерi ретшде пайдалану
Даутбаева-Мухтарова Алия Еркайраткызы,
доцент Казахского гуманитарно-юридического университета, к.ю.н.
Использование органов и тканей человека в трансплантологии, как особых объектов гражданского права
Dautbaeva-Mukhtarova Aliya Erkayratkyzy,
associate professor of the Kazakh humanitarian and legal university, РhD
The use of human organs and tissues in transplantation, as special objects of civil rights