Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМА МИНИМИЗАЦИИ КОНФЛИКТНОСТИ И РАСШИРЕНИЯ СФЕРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА'

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМА МИНИМИЗАЦИИ КОНФЛИКТНОСТИ И РАСШИРЕНИЯ СФЕРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ / КОНФЛИКТ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ / ПРАВООБРАЗУЮЩИЕ ИНТЕРЕСЫ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гурьев Вячеслав Владимирович

Предметом статьи выступают отношения в государственно-правовой жизни, направленные на минимизацию ее конфликтности и расширение сферы сотрудничества. Актуальность данной проблематики обусловлена особой ценностью для науки и практики правильного понимания конфликтно-кооперативных аспектов государственно-правовой жизни, соответствующих отношений, порождающих особый тип регулирования, ориентированный на их упорядочение. Цель работы заключается в исследовании важнейших аспектов государственно-правовой жизни, выявлении путей ее оптимизации. Основное внимание сконцентрировано на таком аспекте, как минимизация конфликтности общественных отношений и расширение пространства сотрудничества с помощью правотворческой политики. Указанная целевая установка достигается посредством применяемых методов познания: диалектического, формально-юридического в сочетании с законами формальной логики, системного, функционального, анализа и синтеза, абстрагирования и др. Сформулированы выводы о том, что: а) посредством правотворческой политики ее субъекты призваны выявлять, отображать в законе согласованные интересы и через государственные институты обеспечивать условия для их удовлетворения; б) успешное решение проблемы согласования интересов выступает своеобразным превентивно-защитным механизмом против применения в законодательной деятельности технологий, направленных на умаление интересов (прав) граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гурьев Вячеслав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND LEGAL LIFE OF SOCIETY: THE PROBLEM OF MINIMIZING CONFLICT AND EXPANDING THE SCOPE OF COOPERATION

The subject of the present article is the relations in the state-legal life, aimed at minimizing its conflict and expanding the scope of cooperation. The relevance of the research is served by the special scientific and practical value of correct view on conflict-cooperative aspects of state-legal life as on appropriate relations rising the particular type of regulation aimed to order them. The purpose of the work is to study the most important aspects of state-legal life and to identify options of its optimization. The author focuses the main attention on such an aspect as minimizing the conflict of public relations and expanding the space of cooperation by means of law-making policy. The author achieves the set up goal via the following cognitive methods: dialectical, formal-legal in combination with the principles of formal logic, systemic, functional ones, as well as analysis and synthesis, abstraction, etc. The author concludes that: a) through law-making policy, its entities are due to identify, reflect the agreed interests in the law and, through state institutions, provide conditions for their satisfaction; b) the successful solution of the problem of harmonization of interests acts as a kind of preventive-protective mechanism against the use in legislative activity of technologies aimed at diminishing the interests (rights) of citizens.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМА МИНИМИЗАЦИИ КОНФЛИКТНОСТИ И РАСШИРЕНИЯ СФЕРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА»

DOI 10.20310/2658-5383-2022-5-91-97 УДК 34.01

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМА МИНИМИЗАЦИИ КОНФЛИКТНОСТИ И РАСШИРЕНИЯ СФЕРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Вячеслав Владимирович Гурьев

первый заместитель директора Поволжского института (филиала)

Всероссийского государственного университета юстиции

(РПА Минюста России) в г. Саратове,

кандидат экономических наук, доцент

E-mail: sarrpa@rambler.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5077-6849

Аннотация. Предметом статьи выступают отношения в государственно-правовой жизни, направленные на минимизацию ее конфликтности и расширение сферы сотрудничества. Актуальность данной проблематики обусловлена особой ценностью для науки и практики правильного понимания конфликтно-кооперативных аспектов государственно-правовой жизни, соответствующих отношений, порождающих особый тип регулирования, ориентированный на их упорядочение. Цель работы заключается в исследовании важнейших аспектов государственно-правовой жизни, выявлении путей ее оптимизации. Основное внимание сконцентрировано на таком аспекте, как минимизация конфликтности общественных отношений и расширение пространства сотрудничества с помощью правотворческой политики. Указанная целевая установка достигается посредством применяемых методов познания: диалектического, формально-юридического в сочетании с законами формальной логики, системного, функционального, анализа и синтеза, абстрагирования и др. Сформулированы выводы о том, что: а) посредством правотворческой политики ее субъекты призваны выявлять, отображать в законе согласованные интересы и через государственные институты обеспечивать условия для их удовлетворения; б) успешное решение проблемы согласования интересов выступает своеобразным превентивно-защитным механизмом против применения в законодательной деятельности технологий, направленных на умаление интересов (прав) граждан.

Ключевые слова: право, государство, государственно-правовая жизнь, конфликт, сотрудничество, согласование интересов, правообразующие интересы, правотворчество, правотворческая политика.

STATE AND LEGAL LIFE OF SOCIETY:

THE PROBLEM OF MINIMIZING CONFLICT AND EXPANDING THE SCOPE OF COOPERATION

Vyacheslav V. Guryev

First Deputy Director of the Volga Region Institute (branch)

the All-Russian State University of Justice

(RLA of the Ministry of Justice of Russia) in Saratov,

PhD in Economics, Associate Professor

E-mail: sarrpa@rambler.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5077-6849

Abstract. The subject of the present article is the relations in the state-legal life, aimed at minimizing its conflict and expanding the scope of cooperation. The relevance of the research is served by the special scientific and practical value of correct view on conflict-cooperative aspects of state-legal life as on appropriate relations rising the particular type of regulation aimed to order them. The purpose of the work is to study

the most important aspects of state-legal life and to identify options of its optimization. The author focuses the main attention on such an aspect as minimizing the conflict of public relations and expanding the space of cooperation by means of law-making policy. The author achieves the set up goal via the following cognitive methods: dialectical, formal-legal in combination with the principles of formal logic, systemic, functional ones, as well as analysis and synthesis, abstraction, etc. The author concludes that: a) through law-making policy, its entities are due to identify, reflect the agreed interests in the law and, through state institutions, provide conditions for their satisfaction; b) the successful solution of the problem of harmonization of interests acts as a kind of preventive-protective mechanism against the use in legislative activity of technologies aimed at diminishing the interests (rights) of citizens.

Keywords: law, state, state-legal life, conflict, cooperation, alignment of interests, law-forming interests, law-making, law-making policy.

Заявленный в названии статьи предмет исследования весьма объемен, исключительно широк, носит многоаспектный характер. В решении проблем, связанных с минимизацией конфликтности общества и расширением сферы сотрудничества, должны быть задействованы разнообразные средства, весь комплекс юридического инструментария. Охватить в одном ограниченном по объему исследовании весь этот массив без ущерба качественным характеристикам вряд ли возможно. Поэтому, думается, будет продуктивным решением сконцентрировать внимание на таком, наиболее важном, на наш взгляд, аспекте, как минимизация конфликтности общественных отношений и расширение пространства сотрудничества с помощью правотворческой политики.

В науке существует позиция, согласно которой наиболее приемлемым является исследование правотворческой политики через отношения конфликта и сотрудничества, то есть «в логике коммуникативного подхода» [Правотворческая политика..., 2022: 405; Трофимов, 2010: 5-13]. Обусловлено это тем, что, во-первых, правотворчество — важнейшая, базовая часть государственно-правовой жизни общества; именно с правотворчества начинается жизнь права, а, следовательно, и вся государственно-правовая жизнь данного социума. И, во-вторых, одной из ключевых задач правотворческой политики (в практической плоскости) выступает расширение сферы сотрудничества и минимизация конфликтных ситуаций в государственно-правовой жизни.

Выработка выверенных и эффективных правотворческих решений требует выявления, тщательного изучения и учета тех движущих сил, которые запускают действие механизмов правообразования, обеспечивают их успешную работу. Это необходимо, прежде всего, для подбора в ходе правотворческой деятельности наи-

более подходящих для той или иной ситуации правовых инструментов. А для того, чтобы найденный инструментарий в полной мере соответствовал прогнозируемым социально-правовым ситуациям, «творцы права» должны выявлять социально-правовые интересы, которыми вызваны указанные ситуации. Именно «интересы» выступают реальным показателем, критерием того, что необходимые условия для конструирования комплекса применимых к данным случаям юридических инструментов сложились. Конкретизируясь в интересах, условия жизни становятся мотивами для разработки конкретных правотворческих решений; начинается, как констатируют Н. А. Придворов и В. В. Трофимов в обстоятельных исследованиях, субъективный этап процесса образования права, запускается действие механизма выражения интересов в позитивном праве [Придворов, Трофимов, 2012; Трофимов, 2009; Трофимов, 2010: 5-13].

Проблема согласования интересов небезразлична, естественно, правотворческой политике. Их необходимо согласовывать для того, чтобы принимать сбалансированные правовые акты, учитывающие в равной степени интересы и притязания разных участников государственно-правовой жизни.

Между тем, не всякие интересы образуют базовую, отправную идею формирования и развития права, его основу. В рассматриваемом контексте нужны только те из них, которые обладают особыми свойствами, дающими основание признать их правообразующими интересами. В. И. Червонюк полагает, что к ним относятся «такие интересы, которые: во-первых, по своим свойствам объективно должны находить отражение в праве — интересы социально типичные, массовидные, проявляющиеся или имеющие устойчивую тенденцию к проявлению (формированию и реализации) и получающие

вследствие этого выражение в деятельности, общественных отношениях (правоотношениях). Их носителями выступают не отдельные индивиды, а множество социальных субъектов; во-вторых, не могут быть реализованы без привлечения правовых средств. Правовой инструментарий необходим для того, чтобы цивилизованным путем обеспечить взаимодействие, а равно разрешить противоречия конкурирующих интересов, разграничив их в нормах права и тем самым ограничить распространение одних и стимулировать реализацию других интересов» [Червонюк, 2012: 621; см. также: Трофимов, 2012: 375-380]. Для законодателя правообразующим (нормообразующим) является интерес, «представляющий собой результат согласования интересов различных участников общественных отношений» [Ла-паева, 2004: 173].

В формально-правовом смысле согласованный интерес — это обобщенная типовая конструкция интереса, в которой уравновешены противоборствующие интересы, а равновеликие (совпадающие) интересы получили в формально-юридическом смысле эквивалентно равное (с точки зрения формального равенства), одинаковое выражение (юридическую силу, механизмы реализации и правовой охраны) и пр. [Лапаева, 2004: 173-174].

Таким образом, согласованный интерес — это и есть пусковой механизм правообразова-ния, и позиционируется он в том пространстве, в пределах которого разнообразные социальные интересы как раз и могут быть согласованы и реализованы в соответствии с общей для них нормой права. Отсюда задача законодателя: он должен обнаружить указанное пространство правообразующего интереса и обозначить его, выработав соответствующую правовую норму.

Изложенные рассуждения, связанные с конфликтно-кооперационным соотношением между социально-правовыми интересами и притязаниями в правотворческой политике, напрямую согласуются с теорией и практикой выстраивания правовой государственности. Речь идет о том, что посредством инструментария правотворческой политики ее субъекты призваны выявлять, закреплять в законе согласованные интересы и через властные структуры обеспечивать их удовлетворение. Способность государства выступать инструментом защиты общих (согласованных) интересов является показателем его демократизма, эффективности и социальной

значимости. Государство призвано всеми своими средствами и механизмами, в числе которых на первом месте правотворческая политика, служить консолидации общества, нейтрализовать его конфликтность и через механизмы законодательной власти выражать достигнутое согласие в законодательстве.

Получается, что эффективность в деле согласования интересов становится специфическим защитно-профилактическим средством, противостоящим проникновению в правотворческую практику технологий, создающих препятствия для реализации прав и свобод человека и гражданина. Именно в таком контексте должна формироваться главная парадигма современной правотворческой политики. Ее основа — положение о том, что подлинно правовыми (всеобщими) могут стать лишь те интересы, которые объективно, обладая качеством правообразующего интереса, посредством политико-правовых механизмов, технико-юридических средств и законодательных технологий согласования получают выражение во вновь принимаемых законодательных решениях [Правотворческая политика..., 2022: 418].

Кроме того, есть еще одно такое же важное, а потому обязательное требование к формированию законодательства с учетом общего (согласованного) интереса: данная работа должна осуществляться с привлечением (прямым либо косвенным, опосредованным) к законотворчеству носителей согласуемых интересов. Это может происходить через институты референдума, учета общественного мнения, общественных обсуждений законопроектов, независимой социальной экспертизы, разнообразные формы гражданских инициатив, а равно взаимодействия с политическими партиями, способными выступать выразителями социальных ожиданий и притязаний разных групп людей, продвигать эти ожидания и притязания в законодательные решения.

В целях того, чтобы согласование социально-правовых интересов происходило в максимальной степени эффективно, в рамках правотворческой политики следует задействовать научно-исследовательский аппарат. Крайне важно, чтобы лежащие в основе правотворческой политики идеи стратегического характера, а также проводимые оперативно-тактические юридические мероприятия имели научное обоснование, то есть вырабатывались с учетом

всех данных, полученных в результате глубокого изучения современных правовых реалий [Коробова, 2006: 109]. В случае несоблюдения данного условия в правотворческой деятельности субъекты государственно-правовой жизни окажутся в плену ложных установок, имея дело с неопределенным, хаотичным набором политико-правовых представлений о состоянии государственно-правовой жизни. А это неизбежно повлечет за собой принятие таких нормотворческих решений, которые не только не упорядочат данную жизнь общества, но с большой долей вероятности приведут к нарастанию конфликтности общественных отношений, хаосу и беспорядку [Малько, Трофимов, 2018: 168-169].

Оптимально выверенная и согласованная модель нормативного правила (нормы права), способная позитивно отразиться на государственно-правовой жизни, может быть создана при соблюдении ряда условий. Правотворческий орган должен:

а) опираться на существующие реалии, не допуская ни спонтанную, безосновательную поспешность («забегание вперед»), ни отставание от того уровня общественного развития, который достигнут (может быть достигнут);

б) обладать полной информацией о социальной обстановке действия разрабатываемого нормативного правового акта, финансовых затратах, организационных мерах, которые потребуются для его реализации;

в) знать объективные интересы участников правовых отношений, их установки и мотивы деятельности, изучить возможные побочные последствия и многое другое.

Только на такой основе можно рассчитывать на то, что будет спроектирована и разработана оптимальная согласованная модель правовой нормы, способная оказать позитивное воздействие на развитие государственно-правовой жизни современного общества.

Научное сопровождение, поддержка работы по согласованию социально-правовых интересов и минимизации тем самым конфликтности и расширению сферы сотрудничества в государственно-правовой жизни затруднительно (а может быть и невозможно) без обращения к познавательному инструментарию социологической науки. Теория и методы социологии дают возможность выявить отправные пункты, «точки отсчета» при анализе изменений в социально-правовой сфере в рамках

реформирования современной общественной системы. В рассматриваемом контексте первостепенное значение имеет, конечно же, социология права. Данная наука, «анализирующая факты социальной жизни людей на достаточно высоком уровне обобщения, выступает в роли одного из существенных элементов, содействующих разработке, применению и эволюции позитивного права» [Бержель, 2000: 275].

Для результативного научного обеспечения согласования социально-правовых интересов в целях расширения сферы сотрудничества в государственно-правовой жизни необходимы, главным образом, исследования на эмпирическом уровне, то есть конкретно-социологические, поскольку именно они основаны на сборе и первичном обобщении данных о социальных фактах, настроениях и притязаниях субъектов социального общения; в процессе таких исследований выявляются и характеризуются социальные факты и устанавливаются определенные зависимости между ними. Под социальными фактами при этом понимаются явления социальной действительности, поддающиеся эмпирическому наблюдению [Лапаева, 2004: 31]. «Эмпирическая социология следует путем расследований непосредственно на местности» [Бержель, 2000: 297].

Следует также отметить, что эмпирические исследования — необходимый этап познания (в нашем случае — познания социально-правовых интересов и притязаний). Данные непосредственных наблюдений, будучи обобщены логическими и статистическими средствами, образуют эмпирические факты науки. Именно эмпирические факты науки обобщаются далее абстрактным мышлением в научные понятия и законы, — логические конструкты теорий [Спиридонов, 1968: 96; Правотворческая политика., 2022: 420].

Социологические исследования закономерностей государственно-правовой жизни общества, интересов и притязаний разнообразных субъектов социальной жизни — необходимый элемент научных оснований правотворческой политики. Данные исследования с помощью соответствующих методов должны проводиться на системной основе (в рамках организуемых научных центров или лабораторий социолого-правовых исследований). Это позволит своевременно и достаточно полно улавливать содержание социальных (социально-правовых) интересов и притязаний, на регламентацию

и удовлетворение которых должны быть сориентированы принимаемые нормативные правовые акты.

Резюмируя вышеизложенные позиции, может быть сформулирован ряд обобщающих положений.

Во-первых, государственно-правовая жизнь современного российского общества (объект правотворческой политики) находится в постоянном неуравновешенном (турбулентном) состоянии. Это проявляется как на уровне межличностного правового взаимодействия, в локально-корпоративном сегменте (микроуровень), в правовой жизни деловых (бизнес) структур, общественных формирований, муниципалитетов (средний социальный уровень), так и на макросоциальном уровне, включая крупные социальные общности, государства, глобальное пространство. Более того, состояние нестабильности в наше время присуще многим сферам жизни общества — экономики, политики, культуры и т. д. Абсолютно умиротворенных, беспроблемных в конфликтно-сотрудническом контексте обществ совсем немного, да и те, как правило, находятся под натиском окружающего негатива. В современной научной обществоведческой литературе даже появился обозначающий такое состояние социума термин — «глобальное общество риска» [подробно см.: Бек, 2000; Трофимов, Свиридов, 2017].

Во-вторых, такое двуединое присутствие в государственно-правовой жизни негатива и позитива — явление объективное. Однако часто возникающее преобладание негативных проявлений с особой остротой ставит вопрос об исправлении подобной ситуации на всех уровнях: локальном, региональном, глобальном. Все это с неизбежностью означает существенное возвышение роли права, которое, как подчеркивает В. Д. Зорькин, — единственная альтернатива силовому сценарию, полностью «приемлемая для всех модель глобализации» [Зорькин, 2013: 395], незаменимый способ решения социальных проблем (во взаимодействии с другими социальными регуляторами — морально-нравственными, религиозными и т. п.). В этом, по сути, и заключается миссия права как феномена человеческой цивилизации. Данная миссия права при этом может быть успешно выполнена только в неразрывной связи с социальным контекстом. Право должно представлять собой не просто

доступный для прочтения и понимания текст, а эффективно действующую, четко целенаправленную систему правовых средств и механизмов. Выстроить такую систему можно только поняв глубинные социальные закономерности правовой материи.

В-третьих, решить такую архисложную задачу (комплекс задач) можно только одним путем. Процесс выработки права (и правотворчество как его центральную часть) необходимо вывести на уровень правотворческой политики, под которой понимается научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных органов и институтов гражданского общества, направленная на определение стратегии и тактики правотворчества, на создание необходимых условий для эффективной правотворческой работы. Правотворческая политика есть путь к усовершенствованию правотворчества, к его оптимизации. Подобный вид государственной политики требуется для выстраивания непротиворечивого, внутренне единого, согласованного, последовательного правотворческого процесса, для внесения в него системности, юридической точности и красоты. Правотворческая политика есть деятельность, связанная с содействием правотворческому процессу, с созданием условий для его результативного осуществления, с формированием качественной системы законодательства.

В-четвертых, достижение желаемых результатов — минимизации конфликтности и расширения сферы сотрудничества в государственно-правовой жизни общества — архисложная задача. Подлинно научный путь к ее решению требует комплексного и всестороннего анализа как конфликтного типа социального взаимодействия, так и отношений, основанных на сотрудничестве. Это, по справедливому мнению В. В. Трофимова, позволит создать научные основы для обоснования и формирования новой социолого-правовой теории конфликтного права и права сотрудничества как самостоятельных структурных компонентов действующей системы права, имеющих свой характерный предмет и метод правового регулирования [Трофимов, 2011: 40-48].

Данная позиция, что следует также и из проведенного нами исследования, заслуживает всесторонней поддержки, активизации изысканий на обозначенном исследовательском поле. Результатом станет существенное расширение пространства изучения правовых

проблем, более четкое уяснение причин и следствий позитивных и негативных проявлений государственно-правовой жизни общества. Кроме того, исследование конфликтного права и права сотрудничества в качестве самостоятельных структурных компонентов действующей системы права повлечет более точное понимание того, какие нужны юридические средства для своевременного и адекватного реагирования на любые проявления

государственно-правовой жизни — не только позитивные, но и (что особенно важно) негативные.

Все это, как представляется, позволит активнее и, главное, результативнее продвигаться к достижению одной из наиболее общественно значимых и ценных в современных условиях целей — минимизации конфликтности и расширения сферы сотрудничества в государственно-правовой жизни общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бек У Общество риска. На пути к другому модерну / пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой. М.: Прогресс-традиция, 2000. 381 с.

Бержель Ж.-Л. Общая теория права / под общ. ред. В. И. Даниленко / пер. с франц. Г. В. Чуршукова. М.: ЪЫаБепе, 2000. 576 с.

Зорькин В. Д. Право в условиях глобальных перемен: монография. М.: Норма, 2013. 495 с.

Коробова А. П. Понятие и структура правовой политики // Правовая политика России: теория и практика: монография / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 92-125.

Лапаева В. В. Социология права: учебник / под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. 287 с.

Малько А. В., Трофимов В. В. Правовая жизнь общества как объект правовой политики в условиях глобализации и регионализации: монография. М.: ЮСТИЦИЯ, 2018. 236 с.

Правотворческая политика в современной России: курс лекций / под ред. А. В. Малько. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2022. 472 с.

Придворов Н. А., Трофимов В. В. Правообразование и правообразующие факторы в праве: монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. 399 с.

Спиридонов Л. И. Методологические проблемы теоретического и конкретного социального исследования // Человек и общество: ученые записки. Выпуск III / под ред. Б. Г. Ананьева и Д. А. Керимова. Ленинград: Издательство ЛГУ, 1968. 248 с.

Трофимов В. В. Конфликт и сотрудничество как объективная основа правообразовательного процесса // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2010. № 2. С. 5-13.

Трофимов В. В. Конфликтное право и право сотрудничества // Журнал российского права. 2011. № 9. С. 40-48.

Трофимов В. В. Правовой интерес и правовая идея в структуре правообразовательного процесса современного российского общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Выпуск 9. С. 375-380.

Трофимов В. В. Правообразование в современном обществе: теоретико-методологический аспект: монография / под ред. Н. А. Придворова. Саратов: Саратовская гос. академия права, 2009. 307 с.

Трофимов В. В., Свиридов В. В. Правовая наука и коммуникатиная теория общества (к проблеме модернизации социально-философских оснований правовых исследований): монография. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2017. 138 с.

Червонюк В. И. Правообразование, правообразующие интересы, законодательные технологии и техника: проблема взаимосвязей в контексте современной социогуманитарной концепции права // Юридическая техника. 2012. № 6. С. 614-631.

REFERENCES

Bek U. Obshchestvo riska. Naputi k drugomu modernu [Risk Society. On the Way to Another Modern], translation

from German by V. Sedel'nik and N. Fedorova. Moscow, Progress Tradition Publ., 2000. 381 p. (In Russ.). Berzhel' Zh.-L. Obshchaya teoriyaprava [Common Theory of Law], under edition of V. I. Danilenko, translation

from French by G. V. Churshukov. Moscow, Nota Bene Publ., 2000. 576 p. (In Russ.). Zor'kin V. D. Pravo v usloviyahglobal'nyhperemen [Law in the Context of Global Change]. Moscow, Norma Publ., 2013. 495 p. (In Russ.).

Korobova A. P. Ponyatie i struktura pravovoj politiki [Concept and structure of legal policy]. Pravovaya politika Rossii: teoriya ipraktika. [Legal Policy of Russia: Theory and Practice], under edition of N. I. Matuzov and A. V. Mal'ko. Moscow, TK Velbi, Izd-vo Prospekt [TK Velby, Publishing House Prospekt], 2006. Pp. 92-125. (In Russ.). Lapaeva V. V. Sociologiyaprava [Sociology of Law], under edition of V. S. Nersesyants. Moscow, Norma Publ., 2004. 287 p. (In Russ.).

Mal'ko A. V., Trofimov V. V. Pravovaya zhizn' obshchestva kak ob"ekt pravovoj politiki v usloviyah globalizacii i regionalizacii [Legal Life of Society as an Object of Legal Policy in the Context of Globalization and Regionalization]. Moscow, Yusticiya [Justice Publ.], 2018. 236 p. (In Russ.). Pravotvorcheskayapolitika vsovremennojRossii [Law-making Policy in Modern Russia], under edition of A. V. Mal'ko.

3rd edition, revised and enlarged. Moscow, Prospekt Publ., 2022. 472 p. (In Russ.). Pridvorov N. A., Trofimov V. V. Pravoobrazovanie i pravoobrazuyushchie faktory vprave [Law Formation and Law-

forming Factors in Law]. Moscow, Norma: INFRA-M Publ., 2012. 399 p. (In Russ.). Spiridonov L. I. Metodologicheskie problemy teoreticheskogo i konkretnogo social'nogo issledovaniya [Methodological Problems of Theoretical and Concrete Social Research]. Chelovek i obshchestvo: uchenye zapiski [Man and Society: Scientific Notes]. Issue III, under edition of B. G. Anan'ev and D. A. Kerimov. Leningrad, Izdatel'stvo LGU Publ., 1968. 248 p. (In Russ.). Trofimov V. V. Konflikt i sotrudnichestvo kak ob"ektivnaya osnova pravoobrazovatel'nogo processa [Conflict and Cooperation as an Objective Basis for the Law-formation Process]. Elektronnoeprilozhenie k Rossijskomu yuridicheskomu zhurnalu [Electronic Supplement to the Russian Legal Journal]. 2010. No. 2. Pp. 5-13. (In Russ.).

Trofimov V. V. Konfliktnoepravo ipravo sotrudnichestva [Conflict Law and Cooperation Law]. Zhurnal rossijskogo

prava [Journal of Russian Law]. 2011. No. 9. Pp. 40-48. (In Russ.). Trofimov V. V. Pravovoj interes i pravovaya ideya v strukture pravoobrazovatel'nogo processa sovremennogo rossijskogo obshchestva [Legal Interest and Legal Idea in the Structure of Lawmaking Process in Modern Russian Society]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye Nauki [Journal of Tambov University. Series: Humanitariansciences]. 2012. Issue 9. Pp. 375-380. (In Russ.). Trofimov V. V. Pravoobrazovanie v sovremennom obshchestve: teoretiko-metodologicheskij aspect [Legal Formation in Modern Society: Theoretical and Methodological Aspect], under edition of N. A. Pridvorov. Saratov, Saratov State Academy of Law Publ., 2009. 307 p. (In Russ.). Trofimov V. V., Sviridov V. V. Pravovaya nauka i kommunikatinaya teoriya obshchestva (k probleme modernizacii social'no-filosofskih osnovanij pravovyh issledovanij) [Legal Science and the Communicative Theory of Society (on the Problem of Modernization of the Socio-Philosophical Foundations of Legal Research)]. Tambov: Derzhavin Tambov State University Publ., 2017. 138 p. (In Russ.). Chervonyuk V. I. Pravoobrazovanie, pravoobrazuyushchie interesy, zakonodatel'nye tekhnologii i tekhnika: problema vzaimosvyazej v kontekste sovremennoj sociogumanitarnoj koncepcii prava [Law Formation, Law-forming interests, Legislative Technologies and Technology: the Problem of Relationships in the Context of the Modern Socio-humanitarian Concept of Law]. Yuridicheskaya tekhnika [Legal Technique]. 2012. No. 6. Pp. 614-631. (In Russ.).

Для цитирования:

Гурьев В. В. Государственно-правовая жизнь общества: проблема минимизации конфликтности и расширения сферы сотрудничества // Государственно-правовые исследования. 2022. Вып. 5. С. 91-97.

For citation:

Guryev V. V. Gosudarstvenno-pravovaya zhizn obshchestva: problema minimizacii konfliktnosti i rasshireniya sfery sotrudnichestva [State and legal life of society: the problem of minimizing conflict and expanding the scope of cooperation]. Gosudarstvenno-pravovyye issledovaniya [State Legal Research]. 2022. Issue 5. Pp. 91-97. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.