А.В. Сидоров
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Проблема идеологического обеспечения решения модернизационных задач, стоящих перед современной Россией, приобретает решающий фактор, во многом определяющий структуру мирового порядка, его облик в контексте модернизации.
Современная Россия является деформированным обществом, которое лишено целостной идентичности. Функционирование социальных сфер и структур общества в недавнем прошлом было разбалансировано.
Результатами негативных процессов в российском обществе были коррупция, сращивание новой бюрократической государственной элиты и олигархического капитала, образование мафиозных структур, криминализация бизнеса и так далее.
Основу упорядоченной общественной жизни составляют знания и ценности идейного порядка, служащие образцом нравственно правильного и юридически допустимого правового поведения индивидов.
Эти идеологические знания и ценности, лежащие в основании общества, должны иметь санкцию со стороны государства.
Объявленная деидеологизация российского общества после августовского (1991 г.) переворота привела к социальному хаосу, что осложнило оптимальный выбор дальнейшего общественного развития, спровоцировало общественную апатию, аномию и нигилизм. Научные эксперты называют этот период «возвращением в варварство», «архаизацией» либо «новым феодализмом».
На непонимании сущности и роли идеологии строятся все концепции деидеологизации либеральнодемократической цивилизации в противоположность остальным странам.
В любом случае либеральная деидеологизация российского общества привела к духовно-нравственной деградации российского общества, что особенно сказалось на духовном и нравственном развитии молодежи.
Причиной такого кризисного состояния российской действительности является то, что в условиях объявленной деидеологизации была разрушена идеологическая структура российского общества, а на ее место ничего не было предложено, так как ст. 13 Конституции Российской Федерации узаконила запрет на государственную идеологию.
Такое крайне ошибочное, деструктивное и опасное решение вытекало из либерального постулата о том, что идеология - форма ложного сознания. При этом за рамки логики выводился тот факт, что именно идеология предопределяла развитие и функционирование человеческих обществ в течение тысячелетий, а идеологические ценности организовывали, регулировали, направляли и интегрировали деятельность людей в древних, средневековых и современных обществах.
Если обратиться к истории человеческих обществ, то в эпохи Древнего и Средневекового мира, в эпохи Возрождения и Реформации не было даже понятия «идеология», хотя идеологические структуры общества к тому времени уже прошли все стадии институционального созревания.
Термин «идеология» начали употреблять в конце XVIII - начале XIX вв. во Франции. Понятие «идеология» было введено в научный оборот Антуаном Дестютом де Траси в его работе «Этюд о способности мыслить». Позже в другом своем фундаментальном четырехтомном произведении «Элементы идеологии» де Траси подробно рассматривает «идеологию» как науку об идеях, о том, как они возникают, и о законах человеческого мышления.
Само понятие идеологии возникает как реакция на попытку понять идею зарождавшейся в XVIII в. секуляризации. В идеологоведческой литературе возникновение понятия «идеология» связывают с именем основоположника эмпирической философии английского мыслителя Ф. Бэкона и его учением об идолах. Ф. Бэкон считал необходимым условием социальных реформ очищение разума от ложных идей-идолов.
К разработке науки об идеологии следует отнести работы французских просветителей XVIII в. Кондельяка, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри, которые много писали об общественных идеях, предполагая в них основу для разумного устройства общества.
Такое понимание идеологии было присуще философской и социальной мысли во времена деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса. К сожалению, К. Маркс и Ф. Энгельс, создавая основы марксистской социалистической идеологии, считали, что они разрабатывают научное мировоззрение, не являющееся, по их мнению, идеологией. Более того, в отношении понимания сущности идеологии основоположники марксизма разделяли сложившееся уничижительное мнение об идеологии. При характеристике немецкой идеологии К. Маркс и Ф. Энгельс часто определяли идеологию как ложное сознание, причем ложность идеологии, по их утверждению, имела классовую обусловленность, т.е. идеология - это сугубо классовое сознание.
Понимание идеологии как ложного, иллюзорного, превращенного сознания, было свойственно и некоторым видным философам и социологам второй половины XIX в. и первой половины XX в.: М. Шеллеру, Э. Дюркгейму, М. Веберу, К. Манхейму.
Классовый характер идеологии, по Манхейму, определяется тем, что правящий класс выделяет свои идеи, свою перспективу за единственно истинную и пытается обосновать ее теоретически, в результате и возникает «духовное образование», которое Манхейм и определяет как идеологию. По его утверждению, идеология - это апология существующего строя, теоретизированные взгляды класса, достигшего господства и заинтересованного в сохранении статус-кво.
В любом обществе, по утверждению К. Манхейма, «идеологии» противостоит «утопия», как всегда, недостаточно теоретически разработанная, в основном эмоционально окрашенное «духовное образование», созданное угнетенным или оппозиционным классом, стремящимся к политическому господству в обществе.
Концепции реидеологизации возникли в философской и социальной мысли Запада в конце 70-х -начале 80-х гг. XX в. Эти концепции пришли на смену теориям деидеологизации. Теоретиками реидеологизации западного общества часто выступают те же философы, социологи, политологи, которые ранее разрабатывали концепции деидеологизации: Арон, Белл, Лемберг, Липсет, Шилз, Виннер, Фойер и др. Среди различных концепций реидеологизации обычно выделяют неолиберальные и неоконсервативные направления. В концепциях неолиберализма рассматривается теория «взрыва идеологий», обусловленная духовным упадком современных западных стран. Выход из духовного кризиса теоретики реидеологизации видят в одном - в создании новой всеобщей, тотальной, глобальной идеологии, призванной синтезировать различные идеологические ценности.
Логические концепции неоконсерваторов отличаются от неолиберальных теорий тем, что консервативно мыслящие идеологи не признают возможности постепенного преобразования различных идеологий в единую глобальную идеологию. Теоретики неоконсервативной версии реидеологизации считают, что необходимо возрождать утраченные, забытые идеологические ценности и регулятивы поведения. Главная идея реидеологизации западного общества состоит в противопоставлении идеологии и социальной науки.
Таким образом, идеологические структуры различных стран включали не только ложные, но и истинные, адекватные идеологические знания и ценности, которые и определили становление и развитие обществ в ту или иную эпоху.
В настоящий момент происходит переоценка идеологических ценностей как продукта мыслительной деятельности, как конгломерата идей, выходящих за пределы сугубо биологических потребностей под напором глобализма, американской культуры потребления, служащей образцом примитивного гедонизма, культивирующего материальное обогащение и наслаждение благами цивилизации, приводящего к развращению и нравственной убогости, духовному голоду.
В этой связи обращение российского истеблишмента к проблемам создания идеологической системы, противостоящей американской бездуховной экспансии на основе воссоздания традиционных ценностей, ориентированных на защиту национальных интересов, духовного пространства, обеспечения социальной справедливости, говорит о том, что само общество с этим не справляется, настал критический предел его усилиям по «самоочистке», самоизбавлению от наносного шлака, вредного и примитивного идейного мусора.
Таким образом, главная проблема начала XXI в. - это проблема создания общими усилиями государства и общества единой идеологии, ориентированной на формирование и развитие творческой духовной сущности человека, защиту его нравственного пространства от внешнего деструктивного влияния.
Перед Россией стоит важнейшая дилемма: либо в кратчайшие исторические сроки создать и апробировать новую государственно-правовую идеологию, предполагающую духовное возрождение традиционных общественно-политических ценностей и нравственное совершенствование человека, либо,
ориентируясь на одностороннее развитие материального богатства, приведшего к духовному упадку человечества, готовиться к вызовам духовной катастрофы с политическими, экономическими и экологическими катаклизмами.
В этом случае само существование российского общества, российского народа будет поставлено под непосредственную угрозу, так как сущность человека определяется прежде всего его знаниями, освоенными, добытыми и реализованными им в течение всей жизни, а не его материальной собственностью.
Таким образом, проблема будущего России - это, прежде всего, проблема создания новой государственно-правовой идеологии, для генезиса которой необходимо провести анализ сущности, структуры, исторических этапов и типов развития идеологии и очертить контуры ее новой, адекватной современным российским реалиям, модификации.