Научная статья на тему 'Политические идеологии современности: конфликтологический аспект'

Политические идеологии современности: конфликтологический аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3943
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / КОНСЕРВАТИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗМ / МАРКСИЗМ / АНАРХИЗМ / КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Грачёв А.В.

В статье предпринята попытка определить отношение умеренных и радикальных идеологий к социальным и политическим конфликтам. Рассмотрены основные принципы и мировоззренческие установки идеологий с целью показать полярность идеологических представлений о путях урегулирования и разрешения социальных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN POLITICAL IDEOLOGIES: CONFLICTOLOGICAL ASPECT

In this article the author made an attempt to define the relation of moderate and radical ideologies to social and political conflicts. The main principles and world outlook purposes of ideologies are reviewed to show polarity of ideological views on the ways of settlement and resolution of social conflicts.

Текст научной работы на тему «Политические идеологии современности: конфликтологический аспект»

УДК 329.058.1

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОСТИ: КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье предпринята попытка определить отношение умеренных и радикальных идеологий к социальным и политическим конфликтам. Рассмотрены основные принципы и мировоззренческие установки идеологий с целью показать полярность идеологических представлений о путях урегулирования и разрешения социальных конфликтов.

Ключевые слова: идеология, консерватизм, либерализм, марксизм, анархизм, конфликт, конфликтология.

Актуальность конфликтологического исследования идеологии определяется совокупностью социально-политических оснований, а также дефицитом научных разработок в данной обаласти гуманитарной мысли. В первом случае подразумевается идеологическая эволюция правящей партии от центризма к социальному консерватизму и собственно попытка предложить новый идейный концепт всему российскому обществу в качестве общенациональной идеологии, что вызывает серьезные противоречия между основными политическими и социальными субъектами. Во втором - остро стоит проблема определения конфликтного потенциала идеологий в контексте становления политической отрасли современной конфликтологической науки.

Последние десятилетия идеология рассматривалась как непременный атрибут тоталитарных государств XX в., при этом почти всегда акцентировались негативные аспекты идеологии. Идеология воспринималась как способ политической манипуляции общественным сознанием в основном через пропаганду. Тем не менее с крахом тоталитарных режимов идеологии не только не канули в лету, но продолжают активно влиять на социально-политический процесс, более того, появляются все новые и новые идеологии порой как симбиоз несочетаемого и противоречивого (например, национал-анархизм).

Если обратиться к истории формирования самого понятия «идеология», то становится ясно, что его содержание значительно эволюционировало. Известно, что понятие «идеология» введено в научный оборот французским философом и экономистом А. Дестют де Траси, который в 1801-1815 гг. опубликовал свое многотомное произведение «Элементы идеологии». А. Дестют де Траси активно изучал труды Дж. Локка, Э. Бонно де Кондильяка, был членом французской Академии моральных и политических наук, попытался создать учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. По мнению философа, идеология как «наука об идеях» должна была стать основой, фундаментом для политики, права, морали. А. Дестют де Траси даже пытался оказать влияние на Наполеона,

А. В. Грачёв A. V. Grachyov

MODERN POLITICAL IDEOLOGIES: CONFLICTOLOGICAL ASPECT

In this article the author made an attempt to define the relation of moderate and radical ideologies to social and political conflicts. The main principles and world outlook purposes of ideologies are reviewed to show polarity of ideological views on the ways of settlement and resolution of social conflicts.

Key words: ideology, conservatism, liberalism, Marxism, anarchism, conflict, conflictology.

который с 1789 г. состоял в организации, созданной де Траси под названием «Институт», куда входили видные философы того времени. Впоследствии Наполеон Бонапарт разочаровался в «идеологах» и публично осудил 20 декабря 1812 г. «первых идеологов», списав все политические ошибки на идеологию, расценив работу идеологов как подрывную силу в государстве, пытающуюся подменить реальную политику абстрактными суждениями [1, с. 8]. С легкой руки Наполеона идеология стала восприниматься несколько негативно и, более того, на некоторое время была забыта.

Реанимировали идеологию К. Маркс и Ф. Энгельс в известном труде «Немецкая идеология» (1846 г.). По мнению классиков марксизма, идеология - «ложное сознание», выражающее интересы определенного класса, порой выдаваемые за интересы всего общества в целом. Идеология легитимирует правящую элиту и объясняет обладание властью господствующим классом. В противовес противопоставлялось научное истинное знание, которое должно было бороться против идеологии [2]

Сходных взглядов на сущность и природу идеологии придерживался К. Манхейм (немецкий философ венгерского происхождения). Он утверждал, что идеология представляет собой определенную систему идей, которые в искаженном виде отражают объективную реальность и определяются заданными рамками политических и экономических интересов ее носителя, по мнению Манхейма, идеология призвана зафиксировать, закрепить сложившийся порядок вещей [3].

В 1950-е гг. западные мыслители Р. Арон, Д. Белл, С. Липсет, К. Поппер, Э. Шиллз и др. выдвинули концепцию «деидеологизации», которая основывалась на позитивистском тезисе о снижении значимости идеологических систем в связи с возрастающим влиянием науки на общественные процессы. По мнению авторов данной концепции, в условиях сформировавшегося индустриального общества, в котором достигнут общенациональный консенсус и обеспечено сотрудничество интеллигенции с институтами власти, место идеологий как ценностного регулятора деятельности людей заняла «чистая», неан-гажированная социальная наука. Деидеологизация была

одной из граней технократических теорий «индустриального общества» и конвергенции мировых общественных систем [4, с. 63].

В 1970-е гг. под воздействием обострения социальных конфликтов на Западе создатели концепции «деидеоло-гизации», утверждавшей неизбежность «заката», «конца» идеологий, радикально пересмотрели свои взгляды на перспективы феномена идеологии. Ими была разработана концепция «реидеологизации», которая исходила из того же основного посыла, что и концепция «деидеологи-зации», - о несовместимости идеологии и науки, но в противоположность последней обосновывала возрастающую роль социальных идей в современном мире. Одной из главных причин появления концепции «реидеологизации» явилась необходимость идеологически противостоять коммунистической идеологии [5, с. 24].

Сегодня в современных специализированных отечественных словарях идеология трактуется достаточно широко: идеология (греч. idea - logos - учение) - система политических, правовых, религиозных, философских представлений, взглядов и идей, отражающих интересы, мировоззрения, идеалы людей, социальных групп, политических партий, общественных организаций и общества в целом [6, с. 100]. Подобная трактовка идеологии была взята на вооружение конфликтологической наукой. На рубеже 1990-2000-х гг. конфликты, в основе которых лежат идеологические противоречия становятся предметом изучения отечественой конфлитологии, явный акцент делается на значение идеологий для начала и эскалации конфликта.

В первом в отечественной науке словаре по конфликтологии А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов справедливо замечают, что «...многовековой исторический опыт свидетельствует, что в социальных конфликтах, объектом которых являлась борьба за власть (революции, восстания и т. п.), идеология выполняла и выполняет роль мощного двигателя энергии основных действующих сил, позволяющей лидерам борющихся сторон многократно усиливать воюющий потенциал своих сил» [7, с. 115-116]. Действительно, в современном обществе идеология способна сподвигнуть социальные слои, как и отдельных индивидов, на самые радикальные действия.

В стремлении сфокусировать, кристаллизовать свои ценности и идеалы человечество выработало множество идеологических концепций, самые известные из которых - консерватизм, либерализм, марксизм, анархизм и фашизм. Конфликтологический подход трактует данные идеологии исходя из их отношения к социальным конфликтам, а также к путям и способам их разрешения. Так, умеренные идеологические течения консерватизма и либерализма, несмотря на существенные идейные расхожденния между собой отрицательно относятся к социальным потрясениям и конфликтам. Известно, что появление и распространение консерватизма в Европе в конце XVIII в. стало ответной реакцией на Великую французскую революцию 1789 г., одного из самых кровавых и масштабных конфликтов в мировой истории. С тех пор основными ценностями консерватизма являются культ сильного государства, необходимость социальной

иерархии, стремление к постепенности и осмотрительности в проведении политических преобразований, а также традиционализм и реформизм. Причем реформы могут быть двух видов: реформы, направленные на восстановление традиционных прав и принципов, и превентивные реформы, нацеленные на предотвращение революций. Реформы выступают как альтернатива революционным преобразованиям, которые должны проходить в рамках закона, через государственные органы и легитимный парламент. Во внешней политике консерваторы исходят из необходимости противостоять угрозам национальной безопасности и готовы для этого использовать военную силу.

Либерализм, являющийся старейшей идеологией, был рожден в острой борьбе против политических и экономических структур феодализма. Абсолютная ценность личности и ее приоритет перед государственным и общественным является краеугольным камнем классической либеральной доктрины. Государство понималось как результат общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк), главная цель которого - защита неотчуждаемых прав человека: право на жизнь, на свободу, на собственность и т. д. Но отдавая часть прав, к примеру право на насилие, общество требует четкого ограничения сфер деятельности государства и полного контроля со своей стороны. Более того классический либерализм, признавая приоритет личного и общественного перед государственным, оговаривает и право на восстание против государства («тирана»), то есть допускает возможность переворота и революции. Но это в теории, на практике же, оценив масштабы насилия в «классических» революциях XX вв., современный либерализм более чем осторожно и скорее отрицательно относится к разного рода социальным потрясениям. Поэтому для либералов реформирование общества возможно путем повышения эффективности работы парламентов, усиления парламентского контроля над исполнительной властью, юридической защитой прав личности и человеческого достоинства, тщательным уравновешиванием вмешательства и невмешательства государственной власти для того, чтобы найти компромисс между интересами общества и индивида. В сфере международных отношений либеральной доктриной признаются следующие принципы: укрепление мира и безопасности, ненасильственное разрешение региональных международных конфликтов, прежде всего посредством политических переговоров, достижение компромисса, разоружение, развитие отношений между странами.

Вторую группу идеологий составляют радикальные течения анархизма, марксизма, фашизма. В современной политической науке радикализм принято делить на левый и правый. Так, идеологические течения главными принципами которых является равенство и справедливость, призывающие к резким, глубоким социальным преобразованиям (к уничтожению неравенства и несправедливости), относятся к леворадикальным.

Анархизм, появившийся в середине XIX в. и нашедший свое теоретическое воплощение в трудах М. Штирнера, П. Ж. Прудона, М. Бакунина, помимо отрицания государ-

Гуманитарные исследования • 2014 • № 1 (2)

85

ства и его институтов, также исключает легальные формы политической борьбы. Следуя определенной логике, до сих пор сторонники анархизма избегают создания партийных организаций, их заменяют альянсы, союзы, федерации, выстроенные на более либертатных неиерархичных принципах. Тем не менее значительное число участников анархистского движения являются сторонниками революционного насилия, отдают предпочтение организации массовых восстаний и беспорядков, поддерживают индивидуальный террор.

Схожее отношение к насилию и конфликтам можно встретить в марксизме, особенно в крайних идейно-политических течениях: троцкизм, маоизм. Насилие в социальных преобразованиях рассматривается как непременный атрибут, как «повивальная бабка истории», более того, отдается приоритет вооруженному насилию («винтовка рождает власть»). Наиболее радикальную форму политического конфликта - революцию, К. Маркс определял как «локомотив истории» [8, с. 86], вокруг этого выстраивалась целая революционная доктрина, которая нашла свое выражение в коммунистических движениях XX в.

При всей своей идейной разнородности и системной несвязанности компоненты дискурсивно-идеологического комплекса левого радикализма имеют общеродовые черты: они разрушают миф о стабильности и бесконфликтности индустриального общества, о его гуманистическом и демократическом характере; деконструируют дискурсы «общего всеобщего благоденствия», «научно-технического прогресса», «парламентской демократии»; дезавуируют авторитарно-манипулятивный и репрессивный характер управленческих структур, партийно-политических институтов и СМИ; стимулируют поиск альтернативных моделей демократии, новых теорий гуманистической социальной революции [9, с. 17].

Приходится констатировать, что радикальные политические идеологии имеют изначально конфликтный характер, настроены на эскалацию напряженности и противоречий между определенными слоями общества.

На практике идеология реализуется именно через конфликт, через столкновение с другими идеологиями, для умеренных идеологий радикализм является абсолютно чуждым явлением и вызывает активное противодействие. Так возникают идеологические конфликты, которые представляют собой «конфликтное противоборство в сфере идеологии, в процессе которого одна социальная группа, общность или система стремится одержать победу в идеологической борьбе против другой группы, общности или

системы и осуществить экспансию своей идеологии на территорию соперника» [10, с. 17].

Идеологические конфликты - конфликты ценностные, они глубоко субъективны, опыт соперников обусловлен спецификой культуры и истории, в таких конфликтах всегда предполагается смена политической системы, изменение правил игры. Восприятие сторон конфликта и самоидентификация различны, одни борются за свободу, другие - против терроризма. Идеологические конфликты практически неразрешимы в отличие от конфликта интересов, где почти всегда можно найти компромисс, так как предмет конфликта является делимым (территория, материальные ценности и тп). Поэтому для дальнейших исследований в области урегулирования и разрешения идеологических конфликтов важным будет оценить эффективность воздействия на ценности, найти возможные способы формирования их в том или ином направлении, определить пути активизации тех групп ценностей, которые приводят к смягчению конфликта.

1. Сирота Н. М. Идеологии и идеологические течения: классическое наследие и современность. СПб.: ИВЭСЭП, 2009. 167 с.

2. Маркс К. и Энгельст Ф. Избранные сочинения. М.: Политиздат, 1985. Т. 2. 509 с.

3. Манхейм К. Идеология и утопия. URL: http:// www. litmir.net/br/?b=88516&p=16#section_

4. Кузнецов В. Н. Идеология. Социологический аспект. М.: Книга и бизнес, 2005. 816 с.

5. Сирота Н. М. Идеология и политика. М.: Аспект Пресс, 2011. 216 с.

6. Погорелый Д. Е. Новейший политологический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 318 с.

7. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога: 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 528 с.

8. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 7. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1955. С. 5-110.

9. Русакова О. Ф. Радикализм в России и современном мире. Вопросы типологии. Екатеринбург: УрГСХА, 2001. 352 с.

10. Давлетчина Л. Б. Словарь по конфликтологии. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. 100 с.

© Грачёв А. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.