Научная статья на тему 'Идеология как необходимый фактор жизни современного общества'

Идеология как необходимый фактор жизни современного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4625
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IDEOLOGY / SOCIO-POLITICAL PHENOMENON / SOCIAL PRACTICES / IDEOLOGICAL SYSTEM / ИДЕОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дзахова Лариса Хасановна, Бязрова Джульетта Бароновна

Статья посвящена исследованию идеологии как феномена и института общественной жизни, ее роли и значения в жизни современного общества. Определяя функциональные характеристики идеологии, авторами обосновывается положение о данном феномене как детерминанте социальных практик. В понимании авторов идеология предстает в виде, во-первых, системы идей, взглядов и убеждений различных социальных групп, во-вторых, социально-политического ориентира развития общества, в-третьих, процесса формирования ценностей. В этом заключена социальная сущность идеологии, определяющая ее роль в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGY AS AN ESSENTIAL FACTOR IN THE LIFE OF MODERN SOCIETY

The article investigates the ideology as a phenomenon and institution of public life, its role and importance in the life of modern society. Defining the functional characteristics of the ideology, the authors position about this phenomenon as a determinant of social practices. In the understanding of the authors of ideology appears in the form of, first, a system of ideas, opinions and beliefs of different social groups, and secondly, the socio-political orientation of social development, thirdly, the process of forming values. There in lies the essence of the social ideology, defining its role in modern society.

Текст научной работы на тему «Идеология как необходимый фактор жизни современного общества»

УДК 32

ИДЕОЛОГИЯ КАК НЕОБХО ДИМЫЙ ФАКТОР ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социально-политических наук, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46). E-mail: [email protected]

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-политических наук, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46). E-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена исследованию идеологии как феномена и института общественной жизни, ее роли и значения в жизни современного общества. Определяя функциональные характеристики идеологии, авторами обосновывается положение о данном феномене как детерминанте социальных практик. В понимании авторов идеология предстает в виде, во-первых, системы идей, взглядов и убеждений различных социальных групп, во-вторых, социально-политического ориентира развития общества, в-третьих, процесса формирования ценностей. В этом заключена социальная сущность идеологии, определяющая ее роль в современном обществе.

Ключевые слова: идеология, общественно-политический феномен, социальные практики, идеологическая система.

Идеология как социально-духовный феномен вызывает большой интерес в современных обществоведческих науках. Актуализация этой проблематики связана с переосмыслением сущности и содержания этого понятия в условиях перехода общества к постиндустриальному развитию. Сегодня, в эпоху масс-медиа и глобализации требуется преодоление традиционных взглядов на идеологию, не способных уже во многом объяснять произошедшие изменения в идеологических формах, методах и способах, а также выявить подлинную роль, место и значение этого феномена в жизни современного общества. Поэтому значительный интерес представляет собой изучение теории идеологии как в историческом аспекте, так и в контексте современной «постиндустриальной» эпохи, эпохи масс-медиа и глобализации.

Неоднозначность толкования феномена идеологии породила многочисленные дискуссии в научных кругах, наметила множество концептуальных подходов в осмыслении данной проблемы.

Одним из первых исследователей, выполнивших глубинный анализ идеологии, актуальный и по сей день, стал французский философ и экономист Антуан Дестют де Траси. В его понимании идеология это наука об идеях, которая «сможет исследовать природу человеческого мышления и сказать, что есть правда, а что ложь...» [1, с. 45]. А. Дестют де Траси рассматривал перспективы внедрения разных идей в соотнесении с общими законами развития общества и государства. Однако в дальнейшем понятие идеологии подверглось различным интерпретациям, заметно отличающим его от предложенного французским ученым в начале XIX века. Трансформация связана с концепцией, предложенной К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идеология в марксистском понимании - это система взглядов, идей и убеждений, которые выражают интересы различных социальных групп. Для основоположников марксизма идеология есть орудие классовой борьбы. При этом классики формационного подхода в силу владения диалектикой научного познания выделили главные детерминанты идеологии разных классов, а также прояснили детерминацию политического сознания и политический действий, как пролетариата, так и буржуазии.

Согласно мысли К. Маркса в основу идеологии ставятся интересы правящих социальных групп, которые претендуют на всеобщность и массовость, общезначимость и правильность. Идеологию К. Маркс рассматривает как искаженное, ложное сознание, отражающее интересы господствующего класса.

Идеи К. Маркса дальнейшее развитие получили в работах его последователей А. Грамши, К. Мангейма, П. Альтюссера. Новые разработки значительно расширили методологические ресурсы изучения идеологии, а также типологии идеологий. Так, К. Мангейм, анализируя общественно-политическую практику новейшего времени, создал собственную методологию -

Дзахова

Лариса

Хасановна

Бязрова

Джульетта

Бароновна

социологию познания, социологию мышления, используя эмпирику европейских сообществ 20-30-х гг. 20 в. («немецкий период», «английский период»]. Развивая марксистский подход к идеологии, сопоставляя реальные идеологии и социальные и мировоззренческие утопии, К. Мангейм рассоединил связь экономики (бытия] и идеологии (сознания] и выделил два типа идеологий - партикулярные (частичные] и тотальные (глобальные]. Первые обусловлены интересами и потребностями отдельных субъектов, а вторые - интересами и потребностями классов, страт и групп.

В середине XX века концепция идеологизации трансформируется в сторону деидеологиза-ции, суть которой - в «конце идеологии», освобождении от нее. В научном дискурсе утверждается мысль, что назрела необходимость отказа от идеологизации общественной жизни индивидов и групп. Решение вопросов должно быть свободным от влияния идеологии, трактуемой уже как искаженное субъективное выражение интересов социальных групп, как «навязывание» интересов одних социальных групп другим (Д. Белл].

Теория деидеологизации имела объективные причины и факторы, определяемые реалиями времени. Во-первых, мир стал чрезвычайно разнообразным в идейно-мировоззренческом и социально-стратном плане. Во-вторых, общество в глобальном плане стало гораздо более информированным и менее управляемым. В-третьих, граждане в личностном плане стали более свободными и самостоятельными и самоорганизующимися. В то же время идеологическое пропагандистское воздействие в современном мире стало высокотехнологичным в плане социального эксперимента, социальной синергетики, организации сетевых сообществ и др.

Однако, даже с учетом факторов, способствующих объективации теории деидеологизации, популярность последней имела непродолжительную историю. Так, в 70-гг. XX в. на смену концепции деидеологизации приходит концепция реидеологизации, признающая зависимость общественной жизни от идеологии. В исследованиях многих теоретиков прошлого столетия (Т. Парсонс, В. Парето и др.] была высказана идея консолидирующей, интегрирующей, мобилизующей роли идеологии. Идеология в их осмыслении понимается как некий конструкт, способствующий сохранению стабильности в обществе, поскольку опирается на ценностные основания и детерминирует деятельность индивидов и групп. Модели, которые формирует идеология, способствуют преодолению критических ситуаций, ситуаций разобщения, противоречий и вражды.

Значимость идеологии усиливается в условиях новаций индустриального, постиндустриального, информационного обществах, так как в этих обществах работает множество разобщающих факторов. В этой связи Э. Гидденс отмечал, что в повседневной жизни гражданам необходима «система онтологической безопасности» [2, с. 95-115].

В современных интерпретациях идеология представляется как некая конструкция, служащая опорой для социальной действительности. Так, словенский философ современности С. Жи-жек, размышляя о феномене идеологии, отмечает, что функция идеологии «...состоит не в том, чтобы предложить нам способ ускользнуть от действительности, а в том, чтобы представить саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности» [3, с. 51]. Идеология в данном осмыслении выступает основанием социальной деятельности, она задает смысл социальным действиям, служит детерминантой их социальной активности, что делает, на наш взгляд, данную концепцию, особо привлекательной.

Проблемное поле идеологии является значимой сферой исследований и для отечественной науки. Известный российский ученый Ю.Г. Волков в предложенной им характеристике идеологии указывает на следующие ее черты:

- идеология дает целостную картину мира, акцентируя внимание на месте и роли человека в этом мире;

- идеология интегрирует знания, выработанные предшествующими поколениями;

- идеология стимулирует и направляет человеческое поведение;

- идеология является организующей формой общественной жизни.

- идеологии определяют преобразование, развитие и функционирование общества в истории человечества [4, с. 53].

Идеология, по справедливому определению Ю.Г. Волкова, выполняет роль организационного и направляющего начала общественной жизни, которое в свою очередь предстает как совокупность разнообразных социальных практик индивидов и групп.

Характеристика идеологии как детерминанты социальной активности близка другому российскому ученому Т.П. Вязовик, которая пишет: «идеология предстает в двух формах - идеология

как дискурс и идеология как система принципов, организующих социальные практики агентов» [5]. Данная трактовка идеологии, на наш взгляд, дает слишком узкое понимание этого феномена, ибо структурными компонентами идеологической системы выступают не только принципы, но и идеи, идеологические отношения, идеологическая деятельность, идеологические учреждения и организации, идеологические процессы и т.п.

Более точные, на наш взгляд, определения, в контексте вышеупомянутых характеристик идеологии, представлены в исследовании другого отечественного ученого Антоновой Н.Л. «Идеология, - отмечает Антонова Н.Л., - предстает в виде, во-первых, совокупности идей, взглядов и убеждений различных социальных групп, во-вторых, социально-политического ориентира развития общества, в-третьих, процесса формирования ценностей. В этом заключена ее социальная сущность, определяющая ее роль в современном обществе и составляющая суть социологического подхода» [6].

Исходя из вышесказанного, можно выделить сущностные характеристики феномена идеологии:

- Идеология базируется на ряде принципов, создающих ее ядро, а оформившаяся идеология становится целостной системой, характеризующаяся функциональная связью с интересами и стремлениями общественной группы.

- Идеология по своей природе представляет процесс развития идей, заключенных в ней. Как система взглядов идеология включает, с одной стороны, теоретические идеи и воззрения, некую идеальную модель, способную выразить интересы социальных групп, с другой стороны, она строится исходя из практических потребностей групп и слоев.

Таким образом, идеология как развивающаяся система идей и взглядов может иметь вид теоретического конструкта либо основываться на реальных потребностях акторов, т.е. ее формирование осуществляется как сверху вниз, так и снизу вверх. Как представляется, идеальным вариантом стало бы единство теоретической модели и актуальных интересов акторов, однако подобный концепт остается именно идеальным образцом, не достижимым в социальной практике. На данное противоречие указал еще К. Мангейм. Характеризуя идеологию и утопию, социолог отмечает, что ни идеология, ни утопия никогда не реализуют сполна свое содержание. Содержание идеологии определенным образом искажается в практических действиях людей. Что касается утопии, то «она ориентирует поведение на элементы, не содержащиеся в данном реальном бытии» [7, с. 166-167]. Тем не менее, в идеологии заключена ее важная инструментальная роль: она становится «точкой опоры» для ориентации индивидов и социальных групп.

Одной из важнейших проблем теоретико-методологических изысканий современной науки является проблема государственной идеологии как социально-политического ориентира развития общества. Проблемное поле государственной идеологии включает различные аспекты, так как в разных политических системах данный феномен имеет разные институциональные модели. Так, в современном российском научном сообществе активно обсуждается проблема представленности государственной идеологии. Согласно позиции, отрицающей возможность существования государственной идеологии (апеллируют к Конституции РФ], утверждается, что в обществе, основанном на принципах плюрализма, не может быть идеологии государства. В качестве возражения этому тезису, отметим, что это не означает, что общество может развиваться и консолидироваться вовсе без идеологии.

Отметим также, что категоричность в суждениях относительно возможности существования государственной идеологии не учитывает того положения, что она (государственная идеология] может опираться и на общекультурные, общецивилизационные ценности, формирующиеся на протяжении всего исторического развития. Государственная идеология призвана аккумулировать идеи и представления, разделяемые большей частью граждан, опирающихся на них в своей деятельности. Ряд исследователей обосновывают деидеологизацию, заложенную в Конституции РФ, «контекстом борьбы с коммунистической идеологией» отказом от советского прошлого, в котором актуальными были вопросы идеологической борьбы, идеологического воспитания и т.п. Следует отметить, что современные представления о государственной идеологии отходят от марксистского положения о ней как ложном явлении, сегодня идеология государства - гарант упорядоченности и структурированности общественной жизни [8, с. 27].

Государственная политика, как справедливо на то указывают многие исследователи проблемы, не обходится без идеологии, последняя отражает общенациональные идеи, интересы, ценности, заложенные в нормативно-правовой базе, включая и основной документ, в соответ-

ствие с которым выстраивается жизнедеятельность индивидов и групп в российском обществе [9, с. 151; 10]. Государственная идеология пронизывает все сферы: экономику, политику, образование, культуру и т.д. По сути это программа государственного строительства, для реализации которой необходима законодательная база, организации и институты. Показателем успешной реализации идеологии в жизнь становится удовлетворение потребностей и интересов большей части граждан. В противном случае не исключены массовые протестные движения вплоть до социальных революций, поскольку идеология преломляется в общественном сознании. Как отмечает российский исследователь проблемы Антонова Н.Л.: «Государственная идеология - не застывшее образование, она должна развиваться, чутко реагируя на социальные запросы и изменения в общественной жизни. Однако на практике идеология зачастую оказывается догматичной и инертной. Социальные факты общественной жизни отбираются с учетом идеологических постулатов, подтверждающих и подкрепляющих их актуальность. Одна из причин подобного консерватизма идеологии видится в ее мобилизующей роли и нежелании ее сторонников «отклоняться» от избранного «маршрута» как устойчивого и понятного, воплощенного в социальной деятельности акторов» [6].

Литература

1. Брандес М.Э. Идеология и миф: общие черты // Политическая наука. Политическая идеология в современном мире. 2003. № 4.

2. ГидденсЭ. Устроение общества: очерк теории структурации. - М., 2003.

3. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999.

4. Волков Ю.Г. Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее России]. М.: АНО РЖ «Соц.-гуманитарные знания», 2000.

5. Вязовик Т.П. Нормативно-символические структуры и идеологическая интегративность [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.politex.info/content/view/320/30/ (дата обращения 6.03.2016].

6. Антонова Н.Л. Идеологические основы социальных практик // Вопросы управления. 2011. № 3. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://vestшk.uapa.ru/ru/issue/2011/3/(дата обращения 6.03.2016].

7. Мангейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. - М.: Юрист, 1994.

8. Денисенко И.Ф., Понеделков А.В., Старостин А.М. История политических учений. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Дониздат, 2013.

9. Старостин А.М. Философия политики: статус направления, решаемые задачи, перспективы исследований // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 4.

10. Игнатова Т.В. Политико-экономические факторы интеграционных процессов в российской элите // Власть и управление на Востоке России. 2016. № 3. С. 14-19.

Dzachova Larisa Hasanovna, Doctor of Political Science, head of the department of philosophy and sociopolitical sciences; North-Ossetian state university of name K.L. Khetagurova (44-46, Vatutin St., Vladikavkaz, RSO-Alania, 362025, Russian Federation]. E-mail: [email protected]

Byazrova Juliette Baronovna, Candidate of Philosophical Sciences, associate professor of the department of philosophy and socio-political sciences; the North-Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (44-46, Vatutin St., Vladikavkaz, RSO-Alania, 362025, Russian Federation]. E-mail: [email protected]

IDEOLOGY AS AN ESSENTIAL FACTOR IN THE LIFE OF MODERN SOCIETY

Abstract

The article investigates the ideology as a phenomenon and institution of public life, its role and importance in the life of modern society. Defining the functional characteristics of the ideology, the authors position about this phenomenon as a determinant of social practices. In the understanding of the authors of ideology appears in the form of, first, a system of ideas, opinions and beliefs of different social groups, and secondly, the socio-political orientation of social development, thirdly, the process of forming values. There in lies the essence of the social ideology, defining its role in modern society. Keywords: ideology, socio-political phenomenon, social practices, ideological system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.