IDEOLOGY AS A POLITICAL INSTITUTION: THE ESSENCE AND PURPOSE IN SOCIETY AND MAN (CONCEPTUAL ASPECT) Gruzkov VladimirNikolaevich, DSc ofPhilosophical sciences, Professor, Stavropol
The problem of thestudy of ideology asaphenomenon of public liferemains among the mostcontroversialin modern humanitarian and socio-economic knowledge. This article discusses some issues understanding ideology in the context of its functioning as a political institution, and, accordingly, its purpose in the life of society and man. Keywords: social consciousness; consciousness; ideology;politics;political existence; society.
УДК 316.75
© Грузков B.H., 2014
ГРУЗКОВ Владимир Николаевич, доктор философских наук, профессор, Ставрополь
ИДЕОЛОГИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: К ВОПРОСУ СУЩНОСТИ И ПРЕДНАЗНА ЧЕНИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА (КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
Проблема исследования идеологии какфеномена общественной жизни остается в ряду наиболее дискуссионных в современном гуманитарном и социально-экономическом знании. Встатье рассматриваются некоторые вопросы понимания идеологии в контексте ее функционирования как политического института, а, соответственно, ее предназначения в жизни общества и человека. Ключевые слова: общественноесознание; индивидуальное сознание; идеология; полит ика; полит ическое быт ие; общест во.
Проблема идеологии давно вышла за "рамки" научной дискуссии, в которой, как это ни парадоксально звучит, стороны стремятся к выявлению существа вопроса и придания ему соответствующего (того или иного) теоретического и практического выхода. Особо примечательно, что само понятие "идеология" иными авторами, образно говоря, на дух не переносится. Распространенным, что характерно для позиций либерального и неолиберального толка, является настойчивое утверждение идеи о необходимости отказа от идеологических контекстов развития общественной жизни, как внутри страны, так и в ее разнообразных связях и отношениях с другими государствами и царствами мира.
В целом же, складывается парадоксальная картина. С одной стороны, следуя логике гуманистического оптимизма, почему бы вслед за национальным гением отечественной культуры A.C. Пушкиным не помечтать о том благостном будущем времени, когда народы, распри позабыв, в одну семью соединятся. С одним нашим дополнением, речь надо вести о народах всего мира. И в таком миру кому будет "нужна" эта "самая или, какая другая" идеология.
С другой стороны, современная реальная практика человечества далека от самых оптимистических прогнозов. И, насколько понимаем, говорить об устранении идеологии - означает не что иное как стремление уйти от сути вещей: поле социально-экономической и духовной жизни нашей страны, как и других государств, их взаимоотношений, только усложняется и представляет чрезвычайно сложное и противоречивое явление.
Все отмеченное выше представляется закономерным "ходом вещей": на карте мира, по причинам объективного и субъективного плана (наличие несхожих экономических, политических и других общественных интересов на всех уровнях социального бытия и отношений субъектов исторического процесса), в определенном смысле, обостряется противоборство за эти интересы.
При таком "положении дел", даже в самых что ни есть "либеральных головах" под парадные рассуждения о свободе слова и прочем на тему всеобщих равных прав и возможностей, идеологическая составляющая только расширяется. Более того, фактически рассуждения самых, что ни есть ревнивых хранителей и распространите-
лей идеи деидеологизации, являются нередко всего-навсего формой "прикрытия" процесса внедрения в общественное сознание "своей" идеологии, а, соответственно, способом достижения тех или иных политических и других целей.
Признавая сложность и неоднозначность данной проблемы, как и право авторов на "свою" точку зрения, в то же время считаем -истину надо искать не только в существе вопроса, но и в его признаках. Одним из таких признаков, который требует самого внимательного рассмотрения, является факт проявления идеологии как политического института. В этом смысле, относим себя к сторонникам позиции, в основе которой лежат идеи следующего порядка.
Первое. Развитие современных государств (внутри и вовне), их взаимоотношения, как и цивилизации в целом не достигли такого уровня, когда необходимость идеологии отпадает.
Второе. Идеология как понятие в своем содержании несет те концептуальные цели и средства осуществления, которые "закладываются" в нее теми или иными политиками и соответствующими их интересам теоретиками.
Третье. В условиях наличия множества объективных и субъективных противоречий в социальных системах - это не "чья-то" прихоть или пожелание, а один из активных из действенных способов, подходов к организации духовной жизни в государствах (и мире), применительно к той или иной исторической эпохе.
Тем самым, идеология представляет не что иное как определенную реальность духовного и собственно политического бытия общества и человека как такового. При этом, в зависимости от субъектов идеологии, общественных целей и направленности их деятельности, она представляет исторически изменяющееся общественное явление, которое - с точки зрения прогресса - может оказывать как положительные воздействия на общественное сознание и жизнь людей, так и негативное.
В доказательство - можно привести множество "малых" и "больших" исторических фактов. К примеру, распад СССР, фактически он начался, когда были подточены, а затем взорваны идеологические основания единства народов страны под воздействием различного рода информационных и прочих акций. Возьмем современную Украину. Разве здесь не замена идеологии привела к событиям, которые можно отнести к гражданской войне?
В логике нашего понимания отстаиваем следующие положения: в самом "широком
смысле, идеология как политический институт представляет фундаментальные определяющие принципы и цели развития общества и самого человека, а также совокупность общественных институтов, разрабатывающих и реализующих технологии их осуществления. В "узком смысле" идеологию можно рассматривать как систему концептуальных принципов, идей, взглядов, отражающих коренные интересы того или иного социального слоя, тех или иных социальных групп, социальных институтов, политических партий и т.п.
Идеология как феномен общественной жизни, а следовательно, и как политический институт несет в себе следующие характеристики и содержание.
1. Системность. Знания, идеи, представления в идеологии находятся в тесной взаимосвязи и функционируют в деятельности личности и общества целенаправленно и последовательно. Даже в условиях либерализации духовно-нравственной жизни общества, как это происходит в России, господствующая идеология в форме плюрализма функционирует системно. Это достаточно очевидно, если внимательно посмотреть на общий характер программ и материалов тех же СМИ.
2. По объему и содержанию идеология всеохватна. Она специфично отражает и выражает экономическую, политическую, правовую, эстетическую, религиозную, моральную, научную, философскую формы общественного сознания. Поэтому она оказывает самое существенное влияние на формирование, прежде всего, социальной направленности мировоззрения личности и общества. Но в зависимости от "исторического момента", целей и задач субъектов идеологии, на "первое место" в идеологии могут выходить идеи политические, или экономические, или религиозные, или нравственные, и т.д.
3. Функционирование идеологии как системного явления духовной жизни предполагает наличие соответствующих информационных и организационных ресурсов, кадров -партийных, государственных, общественных, информационных. Это особо характерно для современного периода развития цивилизаций, где, например, без СМИ, соответствующего доступа к массовым коммуникациям, никакая идеология не получит должного влияния на общество.
4. Степень влияния на общество идеологии, таким образом, определяется не только широтой обращенности к обществу. Важнейшее место здесь отводится наличию информацион-
1 4
■ Ом
I
Ё
87
ных, организационных, кадровых ресурсов, с помощью которых становится возможным адекватно выражать и утверждать в сознании людей соответствующие идеологии идеи и интересы.
5. Идеология всегда несет и выражает в себе те или иные духовные ценности и духовные ценностные ориентации. В конечном итоге, общественное признание идеологии тем выше, чем в большей степени она признается самыми широкими слоями общества. А последнее прямо зависит от того, какое ценностное содержание "закладывается" в идеологию, а также форм, методов, способов и средств достижения ее целей.
При этом нельзя не учитывать достаточно распространенного общественного явления, которое можно назвать "идеологическим парадоксом". Он вызывается, с одной стороны, стремлением различных по целям деятельности политических сил доказать, что именно их идеология есть истина в "последней инстанции", и она отвечает целям и задачам общественного развития. С другой стороны, на поверку оказывается, что у этой партии как раз с пониманием истины большие затруднения. Что, кстати говоря,характерно и для современной российской действительности, где иные партии (их под сотню набирается, среди них есть и "имени Деточкина") претендуют на всеобщее признание без всяких на то оснований.
Конечно же, по определению не может быть идеологии, способной выразить и отразить "все и вся". Но главное в понимании идеологии меньше всего связано с ее формальной стороной, а те цели и сущностные смыслы, которые в нее "закладываются" и через нее утверждаются в общественном сознании, а соответственно, в практической деятельности людей. И ответ, скорее всего, разумнее "искать" не в самой идеологии, а в общественных цен-
ностных критериях ее оценивания с точки зрения содержания и направленности общественного прогресса. Иными словами, идеология ценностна по существу, если она несет в себе то, что действительно отвечает прогрессу общества и действительному развитию человека.
Каждое из выделенных выше положений требует самостоятельного рассмотрения, как и то, что в работе нет претензий "на истину в последней инстанции". Но, безусловно, в деле развития и утверждения концептуальных основ общенациональной идеологии нужна всесторонне взвешенная и целенаправленная работа всех ее звеньев практических и теоретических работников, политиков и государственных деятелей, общественности. Свое весомое слово здесь могут (и должны) сказать вузы. Ведь именно в вузах вырабатывается не только теоретическая основа идеологических воззрений на проблемы становления и развития современной России, но и закладывается реальный опыт становления и воспитания "нового человека", способного к эффективной деятельности в иных (идет неумолимое наступление процесса глобализации) социально-экономических, культурных и духовных реалиях.
Литература:
1. Волков Ю.Г. Идеологическое затмение // Социс. - 1994. -№10.
2. Бердяев Н.А.Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.- С. 81.
3. Грузков В.Н. Русский мир: между прошлым и будущими/Образование и эпоха (актуальная научная парадигма). - Житомир : ЖГУ; М.: Наука информ; Воронеж: ВГПУ, 2014.
4. Грузков В.Н. Идеология: к вопросу сущности и нравственных снов функционирования (концептуальный аспекту/Образование и эпоха (актуальная научная парадигма). - Винница: ВГПУ; М.: Наука информ; Воронеж: ВГПУ, 2014.
5. Фейерабенд П. Избр. труды по методологии науки. - М.,1986. - С. 46-466.