Научная статья на тему 'Деидеологизация и реидеологизация современного общества: мифы или реальность?'

Деидеологизация и реидеологизация современного общества: мифы или реальность? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1860
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / РЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / IDEOLOGY / DE-IDEOLOGIZATION / RE-IDEOLOGIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баранец Наталья Григорьевна, Калантарян Ирина Григорьевна

В статье проводится анализ историко-эволюционного развития концепта идеологии и его значения в теоретической концептуализации социальных проблем. Анализируется проблема реидеологизации современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of historical-evolutionary development of the ideology concept and of its role in the theoretical conceptualization of social problems is given in the article.

Текст научной работы на тему «Деидеологизация и реидеологизация современного общества: мифы или реальность?»

Наталья БАРАНЕЦ, Ирина КАЛАНТАРЯН

ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ И РЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: МИФЫ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

В статье проводится анализ историко-эволюционного развития концепта идеологии и его значения в теоретической концептуализации социальных проблем. Анализируется проблема реидеологизации современного российского общества. The analysis of historical-evolutionary development of the ideology concept and of its role in the theoretical conceptualization of social problems is given in the article.

Ключевые слова:

идеология, деидеологизация, реидеологизация; ideology, de-ideologization, re-ideologization.

БАРАНЕЦ Наталья Григорьевна — д.филос.н, доцент; профессор кафедры философии УлГУ [email protected]

КАЛАНТАРЯН

Ирина

Григорьевна — аспирант кафедры философии УлГУ [email protected]

Морально-нравственная дезориентация и разрушение целостного мировосприятия, утрата понимания историче -ского смысла существования и дискредитация прошлого страны — это симптомы идеологического кризиса, характерного для современного отечественного сознания. Нужна ли идеология, есть ли необходимость ее искоренять и реидеологизировать обще -ственное сознание?

Концепт идеологии прошел в своем развитии ряд трансформаций. Впервые его ввел в научный оборот А.Л.К. Дестют де Траси в работе «Элементы идеологии» (1801—1815). В «доклассической» теории идеологии изучались происхождение и передача идей, идеология понималась как наука, устанавливающая правила мышления и все общий «логико - грамматический» механизм деятельности в поли -тике и общественной жизни. «Классическая» теория (К. Маркс, К. Манхейм) представляла идеологию как «ложное сознание». Идеология, по К. Марксу и Ф. Энгельсу, есть иллюзорное восприя -тие социального бытия, вытекающее из ограниченности и субъективности социальной практики, реципиентом которой выступает человек. Под влиянием марксизма сложилась традиция понимать идеологию главным образом как феномен политической сферы, как совокупность идей и теорий, в ложной, мистифицированной форме выражающих интересы больших социальных групп.

Во второй половине XIX в. феномен идеологии стал предме -том социологических исследований М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Манхейма, В. Парето, которые рассматривали соотношение идеологии и религии, идеологии и науки, идеологии и истины. М. Вебер относил идеологию, как и иные мировоззренческие и религиозные образования, к области веры. Идеология и наука представляют собой разные феномены, идеология ненаучна, она не приносит познавательно значимой информации, и в этом гносео логическом смысле не имеет ценности. Э. Дюркгейм полагал, что «общество есть синтез человеческих сознаний». Идеология, по мне -нию Э. Дюркгейма, выполняет интегрирующую, регулирующую и организующую роль в обществе, на уровне индивида способствует возникновению чувства уверенности, социального благополучия. Без идеологии невозможно общество, и в этом смысле она будет существовать всегда, ориентируя и организуя социальное пове -дение людей. В. Парето утверждал, что важнейшими свойствами идеологии являются чувства и вера и общественная функция ее — убеждать, воздействовать на умы и заставлять действовать. Элита

управляет людьми с помощью идеоло гии, распространяя ее насильственно или разъяснением. К. Манхейм опирался на марксистское положение о зависимости общественного сознания от обществен ного бытия, идеологии — от экономи -ческих отношений. Он дифференциро -вал тотальную и частичную идеологии. Идеология — это всегда есть частичное или тотальное искажение действительности, поддерживающее статус кво индивида. Освободиться от нее и получить истинное знание способна лишь стоящая вне клас совой принадлежности исследовательская группа, к которой К. Манхейм относит интеллигенцию.

В европейской философии, социологии и политологии XX в. сложились несколько основных подходов к представлению идеологии (неомарксистский, постпози тивистский, феноменологический, пси хоаналитический, социосемантический). С одной стороны, развивалась традиция «критики идеологии», с другой — сформи -ровалось «технологическое» направление, стремящееся изучать идеологию в целях ее практического применения в политике и управлении.

В начале 60 -х гг. XX в. лидерами под -хода к деидеологизации общества стали Р. Арон, Д. Белл, С.М. Липсет, К. Поппер. Установка на сциентизм, связанная с глубокой верой в науку и технику, развитие которых повлекло существенное повы шение уровня благосостояния населе ния, способствовала распространению идеи, что на смену идеологии должен прийти научно рационалистический под ход к решению всех социальных проблем. Наука, располагающая объективным зна нием, противопоставлялась идеологии как выразительнице социально классовых интересов и атрибутивному элементу тоталитарных обществ. Утверждалось, что научно развитое общество более не могло позволить себе находиться во власти идео логических иллюзий.

Однако миф о свободном от идеологии обществе не выдержал соприкосновения с практикой. В 70 - х гг. XX в. как реакция на развернувшиеся в мире демократические и освободительные движения возникла концепция реидеологизации (Дж. Лодж, О. Лемберг, Я. Барион). В частности, по мнению О. Лемберга, целью идеоло -гии является не истина, а выполнение общественно значимых функций управ

ления, воспитания и мировоззренческого самоопределения как отдельного чело века, так и социальных групп.

В современных российских исследо ваниях идеологии наблюдаются следую щие тенденции: нацеленность на изуче -ние структурных и функциональных характеристик идеологии (Ю.Г. Волков, Н.В. Шеляпин, В.Э. Гончаров); скон -центрированность на социально политических и социально философских аспектах проблемы с точки зрения их применимости к изучению российского общества (А.С. Панарин, К.С. Гаджиев, Э.П. Теплов, А.В. Жукоцкая, С.Г. Кара-Мурза); описание идеологий либе рализма, консерватизма, социал демократии (В.В. Согрин, Ю.А. Красин, Б.Ф. Славин).

Исследователи общественного созна ния пришли к пониманию, что неидео логического положения субъекта в обще стве не может быть, потому что все соци альные институты построены в соответ ствии с определенными материальными, духовными и социальными потребно стями субъектов, а их воспроизведение и функционирование обеспечивается системой жизненных (идеологических) отношений. Идеология это часть миро воззрения, отвечающая за социальную, политическую и национальную (родо вую) идентичность человека, выражаю щая систему ценностных приоритетов, обеспечивающих стремление к удовлет ворению потребностей. Идеология объ единяет людей на основе воспринятых идей, формулирует и распространяет ценности, могущие стать социальными нормами, дает образ мира, его интер претацию и подходы к его познанию, моделирует будущее через идеалы и про граммы, направленные на их реализацию. Идеология играет важную роль, воздей ствуя в процессе социализации на когни тивные структуры, задающие интерпре тацию общественных явлений.

Идеологический хаос, в котором оказа лось российское общество после круше ния советской системы с ее моноидеоло гической доминантой, был спровоциро ван не только отказом от марксизма как идеологии, но и последовательной дея тельностью либерально ориентированных политологов, историков и философов, стремящихся к деидеологизации нацио нального сознания. С.Г. Кара- Мурза в

монографии «Манипуляция сознанием»1 описывает применявшиеся в 90 - е гг. про -шлого века приемы манипулирования сознанием, формирование стереотипов оппозиционности, антигосударственно сти, «черных мифов» о советском строе. Ввиду отсутствия идеологических ориен тиров в современной России идет фор мирование альтернативных систем цен ностей, что выражается в росте апатии, девальвации духовных ценностей, а как следствие, в тотальной деморализации общества. Данные тенденции ведут к сни жению творческого потенциала народа, что сказывается на динамике и качестве общественных изменений. В то же время все чаще уделяется внимание проблеме создания российской общенациональной идеи, адекватной существующим реа лиям, которая выступит квинтэссенцией национальных идей различных народов, проживающих в стране, согласовав их национальные интересы и цели развития.

1 Кара- Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. — М. : Эксмо, 2011.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать ряд выводов. Во - первых, стрем -ление освободить общество от «идеоло гических пут» является всего лишь зама скированной попыткой распространения идеологии либерализма, базирующейся на прежних идеологических установках, облаченных в более приятные для обще ственности одежды. Во вторых, идеология является неотъемлемой частью государст венной стабильности, отсутствие идео логических ориентиров ведет к подрыву общенациональных ценностей, дезори ентации человека в социуме. В третьих, в современной России происходит явная реидеологизация общественной жизни, усматривается необходимость в выработке идеологии, способной выступить консо лидирующим фактором в становлении новой российской государственности.

Исследование выполнено в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» и гранта РГНФ№ 11-13-73003а/В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.