Государственно организованные общества и их правовые системы: соотношение и взаимосвязи
ОКСАМЫТНЫЙ ВИТАЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ,
заведующий кафедрой теории и истории государства и права Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, связанные с содержанием правовых систем в государственно организованных образованиях, отличных от классических государств, т.е. в непризнанных государствах, территориях с ассоциированной государственностью, зависимых территориях, союзах государств. Проведена классификация государств по различным критериям с целью выделения специфики проявления государственности. Рассмотрены основные элементы формирующихся правовых систем и правопорядка как оснований государственности и публичной власти государственно организованных обществ. Выявлены теоретические проблемы науки государства и права о признании государственно подобных образований государствами.
Ключевые слова: правовая система, государство, государственно-организованные общества, непризнанные государства, территории с ассоциированной государственностью, зависимые территории
State-Organized Societies and Their Legal System Correlation and Relationship OKSAMYTNY VITALY VASILYEVICH,
Head of department of theory and history of state and law Institute of international law and economics of the name 4.S. Griboedov, doctor of law sciences, professor, Honored lawyer of Russian Federation
Abstract: In article the author deals with problems related to the content of legal systems in state-organized societies - unrecognized states, territories with associated statehood, dependent territories. The classification of states according to various criteria was carried out with a view to highlighting the specifics of the manifestation of statehood. The main elements of the emerging legal systems and law and order as the bases of statehood and public authority of state-organized societies are considered. The theoretical problems of the science of the state and law about the recognition of state formations by states are revealed.
Key words: legal system, state, state-like formations, unrecognized states, territories with associated statehood, dependent territories, union of states
Представление о государственно организованных обществах в историческом контексте
Наши представления о современных государственно организованных обществах чаще всего основываются из сложившихся трафаретных представлений о том, что такие образования могут быть только государствами, международно признанными и суверенно осуществляющими независимую политику сосуществования с подобными себе странами.
Государственно-правовая карта современности1 свидетельствует о том, что системообразующие процессы становления, закрепления и развития государственности, начавшиеся тысячи лет тому в недрах родового общества, далеки от завершения.
Государствоведы и политики насчитывают на современной карте мира порядка 250 различных стран2, из которых 193 признаются полноправными независимыми государствами, входящими на равноправных основаниях в число государств - членов Организации Объединенных Наций. Остальные - не признанные мировым сообществом либо частично признанные образования, части многосоставных государств или же находящиеся под внешним управлением страны.
Следует также обратить внимание на то, что в мировом сообществе сосуществуют и иные разновидности государственно организованных образований, нередко переплетаясь в реальности друг с другом.
Различные типы государственно организованных образований представляют собой структурные звенья публичной организационной системы общества или сообщества, которые возникали и функционировали на протяжении тысячелетней истории человечества.
Исторически многие из них предшествовали самым ранним известным академической науке образованиям, таким как государственные общности Верхнего и Нижнего Нила, объединением которых было сформировано Древнеегипетское государство. Также известные в истории древнего мира города-полисы были собраны в единое Греческое государство при Александре Македонском.
история средневековой Европы показывает собственные примеры государственных образований, включавших десятки королевств, герцогств, княжеств или «вольных» городских образований, имевших собственное партикулярное право и находившихся на протяжении нескольких сотен лет в государственном образовании Священной Римской империи германского народа (962-1806).
Больше половины современных государств мира когда-то были колониально зависимыми государствами, протекторатами или доминионами, управляемыми европейскими государствами, но осуществляющими разные формы самоуправления.
Кроме того, прошлые и недавние века новой и новейшей истории показывают нам многочисленные варианты типов государственных образований, которые, хотя и не признаются международным сообществом, имеют элементы суверенной государственности, обладая собственными правотворческими и правоприменительными органами. А если говорить о примерах XXI в., то процессы создания интеграционных союзов, сообществ, межгосударственных партнерств стали ведущей тенденций нового века.
1 См.: Оксамытный В.В. Государственно-правовая карта современного мира: монография. Брянск: Изд-во БГУ, 2016. С. 5-6; 81-84.
2 Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.kodifikant.ru (дата обращения 30.07.2018).
В контексте данного исследования все эти государственно организованные общества (образования) обладают особыми властными институтами и сложившейся в условиях их функционирования нормативно-организованной системой, основанной на собственном праве и праве реализующей деятельности специальных учреждений1.
Государственно организованные образования со своей собственной историей их создания, особым местом в мировом сообществе, связанным с длительным периодом их признания (непризнания) и адаптации своего сложного статуса к международным реалиям, составляют десятки сообществ народов на разных континентах мира2.
Появление государственно организованных образований, которые можно в определенной степени назвать «территориями временно неопределенного государственного статуса», является результатом революционных переворотов, длительных межконфессиональных или межнациональных конфликтов, результатом борьба наций за свободу и право на самоопределение, последствием реализации намерений отдельных
территориальных образований государства со сложным составом обрести самостоятельность и независимость.
Однако поддержанные (или не поддержанные) соседними странами или некоторыми мировыми державами, разделяющими (или не разделяющими) их намерения с точки зрения международного права, такие государственно организованные общества (образования) могут десятилетиями находиться в политической, экономической или военной блокаде, но при этом обеспечивать на собственной территории конституционный порядок, осуществлять властные, налоговые, бюджетные, таможенные и иные функции, развивая собственную правовую систему.
Условия определения правовой системы государственно организованного общества (образования)
Формирование правопорядка связано с функционированием ключевых компонентов правовой системы, обеспечивающих действие норм и принципов права. Они подразделяются на неподвижные элементы, выраженные источниками права, и динамичные элементы, включающие правотворческие процессы, процессы правоприменения и толкования права. Таким образом, анализ условий установления правового порядка, как важнейшей государственной целевой задачи формирования правовой системы, связан с
рассмотрением статики и динамики процессов, происходящих в правовой системе, что позволяет включить в структуру правовой системы совокупность взаимосвязанных элементов.
Правовая система государственно организованных образований,учитывая неопределенность их территориального и государственного статуса, чтобы быть признанной как самостоятельная система права, должна отвечать следующим требованиям, сложившимся в теории государства и права.
1 Оксамытный В.В. Юридическая компаративистика: Учебный курс. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 47-49; 419.
2 Современные непризнанные государства и страны мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://visasam.ru/ е1^гаШпЛуЬог/першпаппуе^гапу^т! (дата обращения 26.07.2018).
Это значит, что элементы формирующейся национальной правовой системы таких образований, с точки зрения юридической науки и науки сравнительного правоведения,должны отражать последовательное внедрение в правовое поле государственного образования составных и взаимосвязанных элементов правовой системы как универсальных категорий, присущих всем типам государственно организованных обществ. Это касается следующих правоустанавливающих тенденций и факторов:
• присутствует право, проявляющееся в процессе деятельности государственных институтов и общества, с точки зрения его естественного и позитивного проявления, как легитимная и законодательно проявленная категория, как субъективный и объективный фактор управления обществом, как обычно-правовая и формально-правовая категория, как официально утвержденная и доктринальная категория и т.п.;
• имеет место восприятие права как совокупности основных и общепризнанных правовых конструкций организации и управления обществом, что связано с уровнем и особенностями правосознания народа;
• идут разработка и принятие норм права компетентными органами, которые представляют собой аналитический, исследовательский, процессуально-установленный законами порядок, касающийся процедур подготовки, рассмотрения, юридического оформления общеобязательных правил поведения в обществе;
• происходит закрепление источников права разного уровня как официально значимых документально оформленных юридических актов, со-
держащих общеобязательные правила поведения граждан, лиц, народа в целом в рамках государственно организованного общества;
• действуют правовые нормы, составляющие систему правовых регуляторов поведения субъектов государственно организованного общества, включенные в официальную законодательную систему, являющуюся взаимосвязанными нормативными актами общего регулятивного назначения;
• присутствуют юридические учреждения, созданные специально для осуществления правотворчества, правоохранительных и правозащитных функций на территории государственно организованного общества;
• учрежден механизм реализации права, когда применяются определенные законодательством способы и формы осуществления правоотношений, квалификации юридических фактов по их значению, приемы реализации права и ликвидации пробельности в праве, способы толкования права и разрешения юридических конфликтов;
• присутствуют результаты действия правовых норм, означающие наличие правового порядка в государственно организованном обществе, где действует режим законности и возникает достаточная правовая культура его субъектов.
В современном мире складываются такие ситуации, когда некоторые образования, имеющие отдельные элементы государственности, отрицают свою принадлежность к историческим территориям «материнских государств», считая себя вправе создать собственное независимое государство. Примеров, когда речь идет о фактически мнимой независимости государственного образования меньше, чем примеров, когда государственно организованные образования практически наделены всеми основными чертами, присущими государствам, кроме международного признания, которое в современную эпоху становится все более определяющим фактором государственности.
Поскольку в современном мировом сообществе продолжают присутствовать признаки и существенные элементы колониального господства одних стран над другими, которые трансформированы в традиционные или иные формы колониализма, то в эпоху политической корректности такие территории обозначаются по статистике ООН как зависимые».
На сегодняшний день зависимых или самоуправляющихся территорий на разных континентах Земли насчитывается около сорока, а учитывая, сколько народов борются против колониальной зависимости, поскольку не получили полной независимости, то число это значительно больше. Большинство зависимых территорий настаивают на предоставлении им странами-метрополиями государственного статуса и полной политической независимости, закрепленной конституцией.
Если попытаться обобщить имеющиеся в теории государства разновидности современных государственно организованных обществ (сообществ), то, на наш взгляд, практически ими являются государства, государствоподобные образования, внутригосударственные образования, самоуправляемые части государства, зависимые территории, территории с ассоциированной государственностью, межгосударственные объединения.
Сравнительно-правовой анализ каждого вида государственно организованного общества с точки зрения объема суверенитета, компетентных полномочий властных органов, системы права и по другим критериям необходим для осмысления сложных отношений всех этих видов между собой в целях усиления консолидации национальных сообществ, обеспечения стабильности и безопасности международных отношений.
Государства как основная форма государственно организованных обществ
Государства представляют политическую форму организации обществом суверенной публичной власти, которое реализует властные полномочия в соответствии с принятыми им правовыми нормами, действующими на его собственной территории.
Количество государств современного мира приближается к 200 государствам, где наистарейшему из государств, Японии с неизменной императорской формой правления, насчитывается более 2500 лет. Российская государственность также является одной из самых древних и насчитывает более 1150 лет, о чем сказано в Указе Президента РФ от 03.03.2011 г. № 267, посвященном празднованию в 2012 г. 1150-летнего юбилея зарождению российской государственности1.
Одному из самых молодых государств современного мира, Южному Судану, всего семь лет, он получил независимость в июле 2011 г. За всю историю человечества насчитывалось свыше 3000 государств с самыми различными формами правления, территориального устройства и политическими режимами.
1 Указ Президента РФ от 03.03.2011 г. № 267 «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности.
Мировое сообщество, которое приблизилось к середине 2018 г. к 7,6 млрд чел.1 (в 1900 г. она составила 1,6 млрд, а в 2000 - около 6,1 млрд), разделяется (хотя вполне приемлемо и иное выражение - объединяется) на десятки государств. Особое внимание привлекают страны-гиганты, выделяемые по численности населения (Китай - 1398 млн чел., Индия - 1363 млн, США -330 млн, Индонезия - 268 млн, Бразилия -214 млн жителей) либо по занимаемой территории (Россия - более 17 млн км2, Канада - почти 10 млн км2, Китай - 9,6 млн км2).
Важнейшим критерием классификации государств является их подразделение на типы государств в зависимости от особенностей принадлежащих им территорий. Есть государства, которым присущи особенности, связанные с их исторически закрепленным местонахождением. Среди них выделим:
• государства, территории которых располагаются в двух частях света (Россия, Турция, Египет, Казахстан);
• государство, чья территория занимает целый континент (Австралия);
• государства-карлики (Андорра, Монако, Лихтенштейн, Сан-Марино);
• государства-города (Ватикан, Сингапур; их историческими предшественниками были так
называемые города-полисы древней Греции и средневековые города-республики);
• государства-остров (Кипр, Маврикий, Мадагаскар, Мальта, Ямайка);
• государства, разделяющие остров на две части (Доминиканская Республика и Гаити, Ти-мор-Лесте (Восточный Тимор) и Индонезия);
• острова-государства (Вануату, Коморские острова, Маршалловы острова, Новая Зеландия, Соломоновы острова, Тувалу, Тонга);
• государства-архипелаги (Индонезия, расположенная на 13 000 островах; Филиппины, в состав которых входит 7000 островов; Япония, которой принадлежит 4000 островов);
• государства - эксклавы как страны, со всех сторон окруженные территорией других государств и не имеющие морского побережья (Швейцария в Европе, Монголия в Азии, Боливия в Южной Америке, Центральноафриканская республика);
• государства - полуэксклавы (прибрежные анклавы), также окруженные сухопутной территорией других государств, но выходящие узкой полосой к морю (Босния и Герцеговина, Бруней, Молдавия).
Представляется возможным вывести иные критерии, не связанные с территорией либо населением, по которым отличаются государства. Среди них:
• степень развитости государственных институтов («состоявшиеся» и «неудавшиеся» государства);
• экономическое положение (размер валового национального продукта, место в иерархии экономически развитых стран);
• степень политического влияния в мире (примат государств - постоянных членов Совета безопасности ООН);
• степень историко-правового воздействия (государства-идентификаторы, определяющие госу-
1 Население Земли - счетчик населения мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.countrymeters.info/ru/
world (дата обращения 30.07.2018).
дарственно-правовую политику ряда стран или регионов);
• численность наций и народностей, проживающих на их территории (государство-нация и государство-нации);
• степень внутригосударственной стабильности (стабильные, нестабильные и распадающиеся государства);
• степень вхождения в мировое сообщество как полноправного государства (признанные, частично признанные и непризнанные государства) и т.п.
Несмотря на их различия, все они обладают суверенным территориальным и личностным верховенством, признаны всем международным сообществом и в таком качестве являются полноправными государствами - членами Организации Объединенных Наций. Следует отметить, что такие разграничения государств по указанным критериям помогают выявить многие явные и скрытые исторические, военно-стратегические, политические, экономические и иные мотивы их поведения как членов ООН, объяснить возникновения разного рода внутренних и межгосударственных конфликтов.
Государствоподобные образования, считающиеся непризнанными как государственно-организованные общества (образования)
Государствоподобные образования, рассматривающие себя как потенциальные государства, имеющие суверенную политическую самостоятельность, но не признаваемые международным сообществом, считаются в теории государства непризнанными государствами или государствами в стадии становления, т.е. квазигосударствами.
Мировая практика показывает, что если мировое сообщество признает или не признает ту или иную территорию независимым государством, это говорит о ясности или сложности выявления международно-правовых оснований для признания самостоятельности такого образования. Международные отношения последних лет наполнены фактами применения двойных стандартов относительно признания государств и правительств. Однако нельзя игнорировать тот факт, что процесс суверенного закрепления публичной власти в государственно организованном обществе зависит от такого принципиального показателя, как международное признание.
Тем не менее, в силу различных причин и обстоятельств создаются и/или продолжают существовать весьма продолжительное время страны,
которые не признаются международным сообществом в качестве полноправных его членов.
Подобных образований - как в недавней истории, так и сегодня - насчитываются десятки. У каждого собственная судьба и место в мировом государственно-организованном сообществе.
Среди современных государствоподобных образований, не являющихся членами ООН, но намеренных получить и закрепить государственный статус официально и в ряде случаев признанных отдельными государствами - членами ООН, можно выделить:
• государства, признанные частично, которые находятся в стадии формирования (к ним отнесена Палестина, международно-правовой статус которой определен как государство-наблюдатель при ООН, не являющееся ее членом);
• государства, признанные частично, к которым относятся государства, реально осуществляющие контроль над принадлежащей им территорией (к ним относятся Абхазия, Косово, Северный Кипр («Турецкая республика Северный Кипр»), Тайвань («Китайская Республика»), Южная Осетия);
• государства, признанные частично, которые контролируют свою территорию частично (напри-
мер, Палестина, Сахарская Арабская Демократическая Республика);
• государственные образования, являющиеся непризнанными, но осуществляющие фактический контроль на своей территории (в частности, Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика, Донецкая Народная Республика, Сомалиленд);
• протогосударственные непризнанные образования, в том числе, террористической направленности, которые осуществляют незаконный контроль над заявленной ими территорией (квазигосударство ИГИЛ (ДАИШ), представляющее исламистско-суннитскую террористическую ор-
ганизацию, запрещенную в Российской Федерации, с шариатской формой правления, изгнанную из Сирии в 2018 г. войсками Сирии и ее союзников, но удерживающую пока некоторые территории Сирии).
Самопровозглашенные государственнопо-добные структуры обладают практически всеми атрибутами государственной власти, в том числе законодательно-представительными и право-применяющими учреждениями. Существенное отличие их от суверенных государств заключается именно в международно-правовом статусе, не позволяющем рассматривать такие образования полноправными частями мирового сообщества.
Внутригосударственные образования, самоуправляемые части государства, зависимые территории, территории с ассоциированной государственностью как государственно-организованные общества (образования)
Внутригосударственные образования могут рассматриваться как государственно организованные общества, имеющие суверенитет (ограниченный или полный) и самостоятельность, если они части единого союзного государства. В мире, отражая реальность административно-территориального устройства современных стран, насчитываются сотни региональных структур, входящих на правах самоуправляющихся единиц (автономий, республик, провинций, штатов, кантонов, земель, областей, краев, округов) в состав унитарных, региональных или федеративных государств.
Все эти образования объединяет проведение в определенной степени самостоятельно и при этом согласованной с центральной властью государственно-правовой политики в пределах региона, наличие собственных законодательных, исполнительных и судебных органов, принимающих и (или) реализующих правовые акты на территории государственно-организованного образования.
Некоторые самоуправляемые части государства рассматриваются как государственно организованные общества, если они в силу исторических, религиозных, политических и иных факторов традиционно обладают особым статусом.
Так, ст. 105 Конституции Греческой Республики объявляет территорию Святой горы Афон, имеющей древний особый привилегированный статус, самоуправляемой монахами территорией Святой горы Афон, являющейся частью греческого государства и управляемой Двадцатью Святыми монастырями Горы Афон, которая поделена между монастырями и не подлежит принудительному отчуждению. Перечисленные в ст. 105 Конституции Греческой Республики функции государства осуществляются управляющим, Святым ки-нотом. Монастырские власти и Святой кинот на территории «Монашеской республики» осуществляют также судебную власть, таможенные и налоговые привилегии1.
1 Конституция Греции от 11.06.1975 г. // Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 1. М.: НОРМА, 2001. С. 688-689.
Зависимые территории, как государственно организованные общества, не имеют собственного суверенитета, находятся под властью государств-метрополий, но обладают собственными властно-публичными структурами, которые организуют непосредственное управление населением посредством нормативных предписаний.
С момента создания ООН в 1945 г., в результате национально-освободительного движения стран и народов в период 1945-1961 гг. территории около 100 государств, находившихся под колониальной зависимостью и внешним управлением, получили независимость и суверенитет, став полноправными членами ООН. При этом многие территории добились самоопределения благодаря международной помощи стран антигитлеровской коалиции, оказавшей значительную поддержку движению колониальных народов в борьбе за независимость в их стремлении объединиться с прогрессивными независимыми государствами.
Однако несмотря на значительный прогресс, достигнутый в процессе деколонизации, в мире насчитывается около 40 территорий, находящихся под внешним управлением ряда государств. Их также называют территориями с переходным или временным, «поскольку речь заранее идет о неизбежном прекращении существующего стату-са»1, правовым режимом.
Значительная часть зависимых территорий лишена самостоятельной государственно организованной структуры, поэтому они по классификации ООН отнесены к несамоуправляющимся территориям. Среди них: Американское Самоа, Новая Каледония, Гибралтар, Гуам, Каймановы острова, Виргинские острова, Бермудские острова и др. Публично-властные государственные функции на их территории реализуют развитые иностранные государства, управляющие ими, к которым относятся Великобритания, Новая Зеландия, США и Франция.
Зависимые территории, как государственно организованные общества, имеют ряд полномочий по поддержанию и обеспечению правопорядка2.
Однако в некоторых зависимых территориальных структурах, обладающих собственными представительно-управленческими учреждениями, осуществляется деятельность законодательных и судебных органов, принимающих нормативные решения и осуществляющих их реализацию на всем пространстве образования и в отношении всего населения.
Территории с ассоциированной государственностью, как государственно организованные общества, имеют статусы, которые предполагают широкие рамки самоуправления в рамках политического объединения с метрополией3.
Межгосударственные объединения как государственно организованные общества
Межгосударственные объединения как госу- ны на международном договоре государств, ко-дарственно организованные общества, основа- торые добровольно уступают создаваемым над-
1 Бабурин С.В. Мир империй: Территория государства и мировой порядок. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. С. 259.
2 Например, Фолклендские (Мальвинские) острова - архипелаг в Южной Атлантике, над которым осуществляет контроль Великобритания как над своей заморской территорией. Фолкленды возглавляются английским губернатором, подотчетным своему правительству и британской короне. Однако практическое управление островами осуществляют Законодательный совет (8 из 10 членов которого избираются населением) и Исполнительный совет (3 из 5 членов совета избираются законодательным органом).
3 В частности, к территориям, самостоятельно осуществляющим внутреннее управление, отнесем, например, тихоокеанский остров Ниуэ, официально именуемый как «самоуправляемое государственное образование в свободной ассоциации с Новой Зеландией». А также остров в Карибском море - Пуэрто-Рико как «неинкорпорированная организованная территория», имеющая статус «свободно присоединившегося государства» под управлением США.
национальным органам ряд суверенных полномочий.
В подобных объединениях государства-члены устанавливают в отношениях между собой, а также в связях межгосударственных союзов с иными государствами и сообществами государств, определенный правопорядок. По сути, формируется система властных институтов и общеобязательных предписаний в рамках создаваемого межгосударственного образования.
Формы межгосударственных союзов имели место и в прошлом в практике международного общения, становясь предметом теоретических обобщений. На это обращал внимание известный немецкий государствовед Г. Еллинек, когда характеризовал известные ему союзы между государствами как государственные соединения1. Их правовые формы, обуславливаемые договорами, создают многообразные, длящиеся отношения
между государствами, всегда имеющие международно-правовой характер. Они основаны либо на принципиальном равенстве соединенных государств, которых это соединение не подчиняет иной высшей власти, или же устанавливают такого рода договорные ограничения одного государства в пользу другого, что это государство становиться если не юридически, то политически зависимым.
Исследователям, обращающимся к вопросам современного государственного устройства мира, заметны обращения к проблематике, связанной с множественностью государствоподоб-ных формирований и государственно организованных обществ и сообществ. Имеющиеся в международном общении примеры таких образований помимо всего прочего также свидетельствуют об ограниченности рассмотрения стадий построения государственности лишь в рамках государственных пределов.
Нормативные правовые акты и литература
1. Указ Президента РФ от 03.03.2011 г. № 267 «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_305
2. Конституция Греции от 11.06.1975 г. // Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 1. М.: НОРМА, 2001.
3. Бабурин С.В. Мир империй: Территория государства и мировой порядок. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013.
4. Еллинек Г. Общее учение о государстве / пер. с нем. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004 (переиздание оригинальной работы 1903 года).
5. Население Земли - счетчик населения мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
www.countrymeters.info/ru/world (дата обращения 30.07.2018).
6. Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http// www.kodifikant.ru (дата обращения 30.07.2018).
7. Оксамытный В.В. Государственно-правовая карта современного мира: монография. Брянск: Изд-во БГУ, 2016.
8. Оксамытный В.В. Юридическая компаративистика: Учебный курс. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
9. Современные непризнанные государства и страны мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://visasam.ru/emigration/vybor/nepriznannye-strany.html (дата обращения 31.07.2018).
1 Еллинек Г. Общее учение о государстве / пер. с нем. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004 (переиздание оригинальной работы 1903 г.). С. 698.