This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
© SalavatovaA.M., 2022
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-3-25-31
Принята 28.03.2022 | Accepted 28.03.2022
STATE-PUBLIC MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION
Salavatova A.M.
Nizhnevartovsk state University, Nizhnevartovsk, Russian Federation
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Салаватова А.М.
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г.Нижневартовск, Российская Федерация
Abstract. The article reveals the concept of state-public management of an educational organization. state-public management is not a set of state and public structures, but a system of interaction, which is based on the voluntary acceptance of certain obligations and decisions by the state and citizens in the management of education. The goal of state-public management should be a combination of state and public principles in the management of the educational organization of the state. The article considers the model of state-public administration of a secondary school in the city of Nizhnevartovsk, describes the strengths of this model and discusses the points that require modernization. A modernized model of state-public management of an educational organization is proposed and considered. The purpose of this model is to put the problems of the functioning and development of education in the center of public attention, to expand collegial, democratic forms of management, to put into practice the state-public principles of management. To develop social partnership in the education system as a way to solve urgent problems of development and modernization of education through the introduction of a public management mechanism. The objectives of the proposed model are: to ensure the involvement of students in self-government activities, to form students' social activity, the ability to socialize in modern conditions; increase the interest of parents in the
Аннотация. В статье раскрыто понятие государственно-общественное управления
образовательной организацией. государственно-общественное управление — это не совокупность государственных и общественных структур, а система взаимодействия, которая основана на добровольном принятии определенных обязательств и решений государством и гражданами в управлении образованием. Целью государственно-
общественного управления, следует поставить сочетание государственных и общественных начал в управлении образовательной организацией государства. В статье рассмотрена модель государственно-общественного управления средней школы города Нижневартовска, описаны сильные стороны этой модели и рассмотрены пункты, требующие модернизации. Предложена и рассмотрена модернизированная модель
государственно-общественного управления
образовательной организацией. Целью данной модели является поставить проблемы функционирования и развития образования в центр внимания общественности, расширить коллегиальные, демократические формы управления, воплотить в жизнь государственно-общественные принципы управления. Развивать социальное партнерство в
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации ---—
state of education and upbringing at school, involve parents in the daily activities of the school, increase the level of interest and responsibility for raising children in the family; to encourage the creative attitude of teachers to pedagogical activity, to develop a sense of personal responsibility for the results of the school; develop partnerships with public and private organizations, government agencies to assist the school in the education and upbringing of children, to attract extrabudgetary funds, for financial and material assistance to the school.
Keywords: state-public administration, management model, public organizations, public, Governing councils, board of trustees, principles of management.
REFERENCES
[1]. Shkurov A.Yu. State and public nature of management and information openness as independence development vector educational organization // Preparing the future teacher for the design of a modern lesson. Monograph. Edited by N. V. Kuznetsova, E. V. Beloglazova. Saransk. 2016. P. 69-79.
[2]. Antonova L.N. Public organizations and managing councils of schools in the education system of Moscow // Bulletin of the Moscow State Regional University. 2018. No. 4. P. 1-9.
[3]. Salavatova A.M. Principles of management of educational systems // Problem-information approach in ensuring the conditions for the implementation of modern education: questions of theory and practice. Materials of the XV All-Russian scientific-practical conference with international participation. Rep. editor L.I. Kolesnik. 2020. P. 99-101.
[4]. Public Administration as a Strategic Direction for the Development of a Modern School (Methodological Materials) / Ed.-Comp.: I.M. Grinevich - Stavropol: SKIRO PC and PRO, 2012. - 143 p.
[5]. Bordovsky G.A., Nesterov A.A., Trapitsyn S.Yu. Educational process quality management: Monograph. - St. Petersburg: Russian State Pedagogical University im. A.I. Herzen, 2001. - 359 p.
[6]. Fedorova G.A., Gromova N.M., Yakubov B.A. Social and governance management as a factor of innovation development of educational organization // Modern
системе образования как путь решения актуальных проблем развития и модернизации образования через внедрение механизма общественного управления. Задачами предложенной модели выделены: обеспечить включенность учащихся в самоуправленческую деятельность, формировать у учащихся социальную активность, способность к социализации в современных условиях; повысить интерес родителей к состоянию обучения и воспитания в школе, вовлекать родителей в каждодневную деятельность школы, повысить уровень заинтересованности и ответственности за воспитание детей в семье; поощрять творческое отношение учителей к педагогической деятельности, развивать чувство личной ответственности за результаты деятельности школы; развивать партнерские отношения с общественными и частными организациями, государственными органами для оказания помощи школе в деле обучения и воспитания детей, для привлечения внебюджетных средств, для финансовой и материальной помощи школе.
Ключевые слова: государственно-общественное управление, модель управления, общественные организации, общественность, Управляющие
советы, попечительский управления.
совет,
принципы
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1].
[2].
[3].
Шкуров А.Ю. Государственно-общественный характер управления и информационная открытость как вектор развития самостоятельности образовательной
организации // Подготовка будущего учителя к проектированию современного урока. Монография. Под редакцией Н. В. Кузнецовой, Е. В. Белоглазовой. Саранск. 2016. С. 69-79. Антонова Л.Н. Общественные организации и управляющие советы школ в образовании
II
Подмосковья государственного 2018. № 4. С. 1-9. Салаватова А.М. образовательными
Вестник областного
Московского университета.
[4].
[5].
Принципы управления системами // Проблемно-информационный подход в обеспечении условий реализации современного образования: вопросы теории и практики. Материалы XV Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием. Отв. редактор Л.И. Колесник. 2020. С. 99-101. Государственно-общественное управление как стратегическое направление развития современной школы (Методические материалы) / авт. -сост.: И.М.Гриневич - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 143 с.
Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. - СПб.: РГПУ им. А.И.
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации ---—
2б
[7].
problems of science and education. 2012. No. 6. Lyantsevich V.M. State and social administration of educational institution: subject matters, results, challenges // Bulletin of the Komi Republican Academy of Public Administration and Management. Theory and practice of management. - 2016. - No. 16(21). - P. 109-117.
Герцена, 2001. - 359 с.
[6]. Федорова Г.А., Громова Н.М., Якубов Б.А. Общественно-государственное управление как фактор инновационного развития образовательного учреждения // Современные проблемы науки и образования. 2012. №6.
[7]. Лянцевич В.М. Государственно-общественное управление общеобразовательной организацией: сущность, результаты, проблемы // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Теория и практика управления. - 2016. - № 16(21). - С. 109-117.
Salavatova A.M. — .SPINID: 2040-5750; ORCID ID: 0000-0003-2632-5017.
Research interests, number of main publications: Study of pedagogical processes, more than 49 publications were published 5 in WoS, 9 in the Higher Attestation Commission and 38 in conference proceedings.
Салаватова А.М. — SPIN ID: 2040-5750; ORCID ID: 0000-0003-2632-5017.
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение педагогических процессов, опубликованы более 49 публикаций из них 5 в WoS, 9 в ВАК и 38 в материалах конференций.
For citation: Salavatova A.M. STATE-PUBLIC MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION // Educational bulletin "Consciousness". - 2022. - №3. Vol.24. - C. 25-31. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-3-25-31.
Для цитирования: Салаватова А.М. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ // Образовательный вестник "Сознание". - 2022. - №3. Т.24. - С. 2531. Бог 10.26787^Иа-2686-6846-2022-24-3-25-31.
Введение. В последнее время в педагогической литературе, законодательных документах и прессе всё чаще встречается понятие «государственно общественное управление общеобразовательным
учреждением». Для многих это словосочетание пока мало что говорит, так как представление о таком виде управления общеобразовательным учреждением либо отсутствует вообще, либо, в лучшем случае, является весьма незначительным [1, с. 70].
В понятии «государственно-общественное управление» уже изначально заложено единство двух
противоположностей, которое фиксирует участие, а также взаимодействие в процессе управления одновременно абсолютно разных субъектов, таких как государство и общество. В управления образованием, когда государство перестает быть единственным субъектом социального управления ему противополагается реальный субъект управления - общество, ставшее субъектом
социального управления, то есть гражданское общество [2].
Основополагающие, руководящие положения, фундаментальные правила, которые соблюдаются при осуществлении процесса управления, которые будут обеспечивать достижение поставленных целей, являются принципами управления [3, с.100]. Управление системой образования осуществляется на принципах законности и демократии, также на принципах автономии образовательных организаций,
информационной открытости системы образования и учета общественного мнения.
Государственно-общественное управление — это особый тип взаимодействия государства и общества, предполагающий постоянное ответственное участие в управлении и субъектов, выражающих и представляющих интересы государства в сфере образования, и субъектов, выражающих и представляющих интересы населения, бизнеса, родителей и
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации ---—
непосредственно самих учащихся [4]. Целью государственно-общественного управления образованием является четкое
взаимодействие государственных и общественных начал в управлении образовательной организацией.
Государственно-общественное управление образованием развивается основе таких принципов как: открытость и демократичность. на согласованность и взаимодействие, участие и соуправление [5, с.173].
Государственно-общественным субъектом управления на уровне образовательного учреждения может являться совместный орган управления или организационное взаимодействие нескольких органов. В них могут быть включены представители субъектов государственного
управления представители общественного субъекта, которые являются
уполномоченными представителями
общественности. Полномочия представлять различные категории общественности формируются в процессе выборов различными группами общественности своих представителей, сопряженным с
делегированием им прав представительства соответствующих групп общественности [6].
Наличие органа общественного управления образовательным учреждением обеспечивает непосредственное участие представителей общественности в процессе управления и превращает систему школьного управления в систему государственно-общественного управления, отличие от системы опосредованного участия в управлении общественности в системе [7].
Директор
Педагогический совет
Управляющий совет
Общее собрание трудового коллектива
Педагогический коллектив, администрация
1-Е
Методический совет
Предметно-методические объединения
Учителей
начальных
классов
Учителей русского языка литературы
Учителей
изо:
технологии и музыки
Учителей естественног о цикла
Учителей математики и информатики
Учителей истории и * о бгцествознан
Учителей
иностранного
языка
Учителей
физической
культуры
Заместители директора
Учителя
начальных
классов
Учителя-предметники
Педагог-пснхолог, социальный педагог_
Логопед
Педагоги доп. образования
Комиссии
Профсоюзный орган
Учебная
Финансово-экономическая
Социально-правовая
По работе родителями местным сообществом
Рис. 1. Модель государственно-общественного управления общеобразовательной организацией г.Нижневартовска
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации ---—
Цель настоящего исследования -
разработка модели организации
государственно-общественного управления образовательной организацией.
Материалы и методы. Для изучения
государственно-общественного управления общеобразовательной организацией нами изучена модель средней школы города Нижневартовска. Модель государственно-общественного управления школой организована следующим образом (рис. 1).
Director
Council
Teaching staff, administration ___:_
Methodical advice
Subject-methodical associations
Primary
school
teachers
Russian language and literature teachers
History teachers and social science
Art,
technology, music teachers
Science teachers
Foreign laneuaee
VvVwVttAWv4Ü\V
jL teachers
Physical
witewww.
4- culture
WAWWWiW
teachers
Teachers of mathematics and computer science
Deputy directors
wwvewwvtrv VIWVWIÍWVWWV
Primary school teachers
Governing Council
Educatiojiad . psychologist, social pedagogue
IÏÏH'IVHÏWVY'IWÏ'IVHÏ_
■Speech therapist
Educational
Financial and
есщогшс
Working with parents in the local community
Teachers of
► additional
education
General meeting of the labor collective
Trade union
Fig. 1. Model of state-public management of a general educational organization in Nizhnevartovsk
Управление данной образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Коллегиальными органами управления являются: общее собрание работников, управляющий методический совет. Педагогический совет. Единоличным исполнительным органом является директор школы, который осуществляет текущее
руководство деятельностью школы. Управляющий Совет является
коллегиальным органом самоуправления, осуществляющий соответствии с уставом общеобразовательного учреждения решение отдельных вопросов, относящихся к компетенции общеобразовательного
учреждения. Управляющий Совет школы функционирует на основании Положения об
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
Управляющем Совете, а также осуществляет свою деятельность в соответствии автономного с федеральным
законодательством, законодательством
округа. органов местного самоуправления. уставом общеобразовательного учреждения, а также регламентом Управляющего Совета, иными локальными актами образовательной организации.
Педагогический Совет - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. В Педагогический совет школы входят все педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях в образовательной организации. Педагогический Совет функционирует на основании Положения о
Педагогическом Совете образовательной организации.
В общеобразовательной организации соблюдается принцип государственно-общественного управления при соблюдении всех нормативно-правовых и иных условий данной модели. Данная модель является полностью рабочей и поставленные задачи выполняются. Но в данной модели отсутствует звено - общественность и для более эффективной работы образовательной организации предложено
реструктуризировать модель, модернизируя новыми элементами взаимодействия между представителями администрации и общественностью (рис. 2).
Учредитель Общешкольная конференция Директор
Родительская конференция Управляющий ^совет Попечительский совет Собрание трудового колл ектпва
t $ ; \ ;................ 4
Классное родительское собрание "Ученическая конференция Педагогический совет Про фсоюзный комитет
$ 1 1
Классный родительский комитет Совет старшеклассников -Методический совет Социальные партнеры
Совет класса
Методическое объединение
Родители
Учащиеся
Труд о в о й коллектив
Общественность
Рис. 2. Модернизированная модель государственно-общественного управления общеобразовательной организацией г.Нижневартовска
Целью данной модели является поставить проблемы функционирования и развития образования в центр внимания общественности, расширить коллегиальные, демократические формы управления, воплотить в жизнь государственно-общественные принципы управления. Развивать социальное партнерство в системе образования как путь решения актуальных проблем развития и модернизации образования через внедрение механизма общественного управления.
К задачам данной модели относятся: обеспечить включенность учащихся в самоуправленческую деятельность,
формировать у учащихся социальную
активность, способность к социализации в современных условиях; повысить интерес родителей к состоянию обучения и воспитания в школе, вовлекать родителей в каждодневную деятельность школы, повысить уровень заинтересованности и ответственности за воспитание детей в семье; поощрять творческое отношение учителей к педагогической деятельности, развивать чувство личной ответственности за результаты деятельности школы; развивать партнерские отношения с общественными и частными организациями, государственными органами для оказания помощи школе в деле обучения и воспитания детей.
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
All-school conference
Pareüt conference
Goj^rning Council
"4
Board of Trustees
Great parent meetim
meeting_
Cool parent committee
Student conference
Pedagogical Council
Council of High School Students
Methodical advice
The meeting of the labor collective
Trade Union
Committee
Class council
Parents
Students
Methodical association
Labor collective
Social Eartners
Public
Fig. 2. A modernized model of state and public management of a general educational organization in Nizhnevartovsk
Управление строится по принципу соуправления. Формами соуправления являются Управляющий совет,
Педагогический совет, общее собрание трудового коллектива. Усиление роли родительской общественности в управлении образовательной организацией
обеспечивается за счет интеграции Управляющего совета и Попечительского совета в управленческую модель с отведенными и в Уставе школы функциями и полномочиями. Педагогический совет как коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников, решает задачи развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства педагогов. В модели управления школой представлен орган школьного самоуправления - Совет старшеклассников. Участие подростков и старшеклассников в работе детского самоуправления, инициирование социально значимых дел способствует формированию
их личностных компетенций: ценностно-смысловой, информационно-
коммуникативной и социально-трудовой.
В школьной системе управления представлены все участники
образовательного процесса. Открытость школьной системы управления
обеспечивается за счет участия в решении стратегических вопросов не только представителей администрации, но и общественных организаций и методических формирований.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что возможно гармонично сочетать в модели государственно-общественного
управления образовательной организацией несколько форм соуправления. Основным органом государственно-общественного управления является Управляющий совет, а для расширения взаимодействия с общественностью необходим такой элемент как социальное партнерство.
Corresponding Author: Salavatova Asil Magomedovna - Ph.D of Pedagogycal Sciences, associate Professor, head of the Department of Pedagogy and Pedagogical and Social Education, Nizhnevartovsk state University, Nizhnevartovsk, Russian Federation
E-mail: asil-06@list.ru
Ответственный за переписку: Салаватова Асиль Магомедовна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и педагогического и социального образования, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г.
Нижневартовск, Российская Федерация
E-mail: asil-06@list.ru
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—