Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО - КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ГОСУДАРСТВЕННО - КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / КОНФЕССИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / АКТЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / КАНОНИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ПРАВО / КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харланов В. Л., Тахиров Н. И.

В условиях неопределенности, нестабильности, амбивалетности современного мира, потенциал государственно - конфессиональных отношений в сфере социальной защиты семьи выступает одним из факторов и ресурсов обеспечения устойчивого развития общества. Однако неопределенность в нормативной базе самого понятия «государственно-конфессиональные отношения», его функционального назначения, порождает сложности в понимании правового аспекта данных отношений и их роли в реализации современной семейной политики государства и социальной защиты семьи. Цель исследования: посредством анализа правовых документов раскрыть особенности государственно-конфессиональных отношений на примере Русской православной церкви в сфере социальной защиты семьи в России. Опираясь на методы системного анализа, сравнения и классификации в исследовании корпоративных и правовых документов, выявить особенности участия конфессиональных организаций в законодательном процессе Российской Федерации. Результаты исследования: в сфере социальной защиты семьи государственно-конфессиональные отношения с Русской православной церковью находятся в стадии перехода от сепарационного (невмешательство) к кооперационному (социальное партнерство) типу. Опираясь на закрепленные в законодательстве предоставленные религиозным организациям права участия в социальной защите семьи, церковь реализует ее на основе корпоративных документов, раскрывающих ее позицию, принципы, формы оказания помощи, согласно каноническим нормам. В тоже время церковь находится в диалоге с обществом и государством в обсуждении самих семейных ценностей, осуществляет деятельность, направленную на закрепление и защиту традиционных семейных ценностей в законодательстве Российской Федерации. Представленный авторами анализ позволяет обосновать необходимость закрепления норм об участии конфессиональных организаций в законотворческом процессе на стадии законодательной инициативы и экспертных заключений законодательной инициативы для создания экологичного диалога и сохранения традиционных семейных ценностей в условиях общественных социальных новаций. Влияние традиционной для России конфессии на правовой аспект социальной защиты семьи обеспечивает противовес инкультурным ценностям зарубежных подходов в реализации внутренней социальной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Харланов В. Л., Тахиров Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-CONFESSIONAL RELATIONS IN THE SPHERE OF SOCIAL PROTECTION OF THE FAMILY: THE LEGAL ASPECT

In the conditions of uncertainty, instability and ambivalence of the modern world, the potential of state-confessional relations in the sphere of social protection of the family is one of the factors and resources for sustainable development of society. However, uncertainty in the normative basis of the very concept of "state-confessional relations", its functional purpose, creates difficulties in understanding the legal aspect of these relations and their role in the implementation of modern family policy of the state and social protection of the family. The aim of the study is to reveal the specifics of state-confessional relations on the example of the Russian Orthodox Church in the sphere of social protection of the family in Russia through the analysis of legal documents. Relying on the methods of system analysis, comparison and classification in the study of corporate and legal documents, to identify the peculiarities of participation of confessional organizations in the legislative process of the Russian Federation. Research findings: in the sphere of social protection of the family, state-confessional relations with the Russian Orthodox Church are in transition from a separative (non-interference) to a cooperative (social partnership) type. Based on the rights granted by law to religious organizations to participate in the social protection of the family, the church implements it on the basis of corporate documents revealing its position, principles and forms of assistance according to canonical norms. At the same time, the church is in dialogue with society and the state in discussing family values themselves and carries out activities aimed at consolidating and protecting traditional family values in the legislation of the Russian Federation. The analysis presented by the authors makes it possible to substantiate the need to enshrine norms on the participation of confessional organisations in the legislative process at the stage of legislative initiative and expert conclusions of legislative initiative to create an ecological dialogue and preserve traditional family values in conditions of public social innovations. The influence of traditional confession in Russia on the legal aspect of social protection of the family provides a counterbalance to the in-cultural values of foreign approaches in the implementation of domestic social policy of the state.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО - КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК: 340; 27

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_4_15

Харланов В.Л., Тахиров Н.И.

ГОСУДАРСТВЕННО - КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Kharlanov V.L., Takhirov N.I. STATE-CONFESSIONAL RELATIONS IN THE SPHERE OF SOCIAL PROTECTION

OF THE FAMILY: THE LEGAL ASPECT

Ключевые слова: Русская православная церковь, конфессия, государственно-конфессиональные отношения, социальная политика, семья, социальные ценности, акты Русской православной церкви, государственно-правовая политика, канонические нормы, право, корпоративное право.

Keywords: Russian Orthodox Church, confession, state-confessional relations, social policy, family, social values, acts of the Russian Orthodox Church, state-legal policy, canonical norms, law, corporate law.

Аннотация: в условиях неопределенности, нестабильности, амбивалетности современного мира, потенциал государственно - конфессиональных отношений в сфере социальной защиты семьи выступает одним из факторов и ресурсов обеспечения устойчивого развития общества. Однако неопределенность в нормативной базе самого понятия «государственно-конфессиональные отношения», его функционального назначения, порождает сложности в понимании правового аспекта данных отношений и их роли в реализации современной семейной политики государства и социальной защиты семьи.

Цель исследования: посредством анализа правовых документов раскрыть особенности государственно-конфессиональных отношений на примере Русской православной церкви в сфере социальной защиты семьи в России. Опираясь на методы системного анализа, сравнения и классификации в исследовании корпоративных и правовых документов, выявить особенности участия конфессиональных организаций в законодательном процессе Российской Федерации.

Результаты исследования: в сфере социальной защиты семьи государственно-конфессиональные отношения с Русской православной церковью находятся в стадии перехода от сепарационного (невмешательство) к кооперационному (социальное партнерство) типу. Опираясь на закрепленные в законодательстве предоставленные религиозным организациям права участия в социальной защите семьи, церковь реализует ее на основе корпоративных документов, раскрывающих ее позицию, принципы, формы оказания помощи, согласно каноническим нормам. В тоже время церковь находится в диалоге с обществом и государством в обсуждении самих семейных ценностей, осуществляет деятельность, направленную на закрепление и защиту традиционных семейных ценностей в законодательстве Российской Федерации.

Представленный авторами анализ позволяет обосновать необходимость закрепления норм об участии конфессиональных организаций в законотворческом процессе на стадии законодательной инициативы и экспертных заключений законодательной инициативы для создания экологичного диалога и сохранения традиционных семейных ценностей в условиях общественных социальных новаций. Влияние традиционной для России конфессии на правовой аспект социальной защиты семьи обеспечивает противовес инкультурным ценностям зарубежных подходов в реализации внутренней социальной политики государства.

Abstract: in the conditions of uncertainty, instability and ambivalence of the modern world, the potential of state-confessional relations in the sphere of social protection of the family is one of the factors and resources for sustainable development of society. However, uncertainty in the nor-

mative basis of the very concept of "state-confessional relations", its functional purpose, creates difficulties in understanding the legal aspect of these relations and their role in the implementation of modern family policy of the state and social protection of the family.

The aim of the study is to reveal the specifics of state-confessional relations on the example of the Russian Orthodox Church in the sphere of social protection of the family in Russia through the analysis of legal documents. Relying on the methods of system analysis, comparison and classification in the study of corporate and legal documents, to identify the peculiarities of participation of confessional organizations in the legislative process of the Russian Federation.

Research findings: in the sphere of social protection of the family, state-confessional relations with the Russian Orthodox Church are in transition from a separative (non-interference) to a cooperative (social partnership) type. Based on the rights granted by law to religious organizations to participate in the social protection of the family, the church implements it on the basis of corporate documents revealing its position, principles and forms of assistance according to canonical norms. At the same time, the church is in dialogue with society and the state in discussing family values themselves and carries out activities aimed at consolidating and protecting traditional family values in the legislation of the Russian Federation.

The analysis presented by the authors makes it possible to substantiate the need to enshrine norms on the participation of confessional organisations in the legislative process at the stage of legislative initiative and expert conclusions of legislative initiative to create an ecological dialogue and preserve traditional family values in conditions of public social innovations. The influence of traditional confession in Russia on the legal aspect of social protection of the family provides a counterbalance to the in-cultural values of foreign approaches in the implementation of domestic social policy of the state.

Введение

В современном мире одной из сфер государственно-конфессиональных отношений выступает социальная защита семьи. Принимая тезис о «разделении государства и религии как одного из важнейших постулатов демократического общества»1, современная цивилизация опирается на закон, мораль, веру, духовность2. Потенциал конфессий как субъектов социальной защиты и их влияние на формирование правовых норм в сфере семейной политики имеет свои особенности в разных странах мира.

Так зарубежные исследователи отмечают взаимосвязь между каноническим правом и хорватским семейным правом3, правовой системой семейного права в Пор-

1 Резолюция 2253: Шариат, Каирская декларация и Европейская конвенция о правах человека, согласованная 22 января 2019 года на Парламентской ассамблеи Совета Европы URL: https://rm.coe.int/adoptedtexts-jan-19-ru/168093411e (дата обращения: 15.09.2021).

2 Maples M.F. Cornerstones of a civilized society: Law, morality, faith and spirituality // Juvenile Maples M.F. Cornerstones of a civilized society: Law, morality, faith and spirituality // Juvenile & Family Court Journal. 1996. Vol. 47. Issue 3. P. 41-60.

3 Там же.

тугалии . В то же время на примере разных стран фиксируется ослабление влияния церкви на семейное законодательство5, расхождение между каноническим пониманием семейных отношений конкретными конфессиями и новыми законодательно закрепленными правовыми нормами .

В России вопросы семейного законодательства вызывают широкую полемику и острую дискуссию среди общественных, государственных, конфессиональных субъектов. Законодатели сталкиваются с противоположными мнениями, отражающими разные мировоззренческие позиции. Возникает потребность в построении конструктивного диалога. В связи с этим актуально исследование правового аспекта государственно-конфессиональных отношений в сфере социальной защиты семьи.

Adragao P.P. Leao A. Portugal: Religious Rules and State Law In book: Religious Rules, State Law, and Normative Pluralism - A Comparative Overview. 2016. P. 293-309.

5 Genilo E.M. O. 2014 The catholic church and the reproductive health bill debate: the philippine experience // Heythrop Journal. Vol. 55, Issue 6. P. 41- 60.

6 Smith C. The Church of England and Same-Sex Marriage: Beyond a Rights-Based Analysis // Ecclesiastical Law Journal. 21 (2). P. 153-178.

Целесообразность разработки темы обусловлена динамикой государственно-конфессиональных отношений в светском многоконфессиональном государстве, которые по мнению М.О. Шахова имеют типа: сегрегационный, сепарационный, кооперационный или социальное партнерство1. Важно определить, какой из них характерен для современного российского общества. Поскольку в одном государстве взаимодействие с разными конфессиями может типологически отличаться, в данной статье рассмотрим этот вопрос на примере Русской православной церкви.

Основная цель исследования - раскрыть особенности государственно-конфессиональных отношений на примере Русской православной церкви в сфере социальной защиты семьи в России.

Ее реализация включает решение задач исследования: охарактеризовать нормативную основу государственно-конфессиональные отношения в сфере социальной защиты семьи в России; выделить основные элементы государственно-конфессиональных отношений в сфере социальной защиты семьи на примере Русской православной церкви; исследовать влияние на законотворческую деятельность государства в семейном праве законодательной инициативы Русской православной церкви.

Методология исследования опирается на системный подход, в работе применялись методы анализа нормативных документов, сравнения, классификации.

Научная новизна заключается в уточнении понятийного аппарата государственно-конфессиональных отношений, в определении основных элементов объектно-субъектного состава данных отношений. Доказывается, что формирование государственно-конфессиональных отношений -это обоюдный процесс, с участием всех сторон отношений, обеспечивающий экологичный перенос традиций в поиске ответов на глобальные вызовы современной правовой действительности. Разумный компромиссный взвешенный подход сочетания традиций и новаций, недопущение в госу-

дарственно - конфессиональные отношения в сфере социальной защиты семьи чуждых инноваций позволяет осуществлять оптимальный баланс внутренней семейной политики государства.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании необходимости законодательной инициативы конфессиональных организаций для создания экологичного диалога и сохранения традиционных семейных ценностей с учетом общественных социальных новаций.

Практическая значимость исследования представлена обоснованием актуальности внедрения в законодательство норм об участия конфессиональных организаций в законотворческом процессе на стадии законодательной инициативы и экспертных заключений, что позволит исключить социальные протесты в традиционных областях человеческого общежития, в первую очередь - в семейном праве, несомненно, поможет взглянуть на проблему семейных ценностей в аспекте правового регулирования.

Предложения и выводы исследования способствуют более полному и глубокому пониманию правовых проблем соотношения государства и права с точки зрения государственного и корпоративного законодательства, что расширяет возможности дальнейших исследований.

Основная часть

Само понятие государственно-конфессиональные отношения, как и понятие конфессия, не раскрыты в нормативно-правовой базе современного Российского законодательства, что осложняет их применение.

Среди исследователей наблюдается расхождение мнений в трактовке данных терминов. В целом соглашаясь, что это «исторически обусловленная объективная взаимосвязь между государством и конфессиями», исследователи расходятся в определении ряда позиций:

1) субъектов взаимодействия. Одни авторы рассматривают в качестве субъектов исключительно групповые субъекты - организационные структуры2, другие как груп-

1 Шахов М.О. Правовые основы деятельности ре-

лигиозных объединений в Российской Федерации. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. С. 28-29.

Колесникова К.И. Государственно-конфессиональные отношения в России: социологи-

повые так и индивидуальные субъекты1, включая как верующих «людей (в том числе «стихийно» верующих), так и неверующих, неопределившихся, разочаровавшихся и

т.п.»

2) в понимании предмета отношений, которые по мнению одних исследователей связан с правовыми отношениями 3; других, обеспечения реализации свободы совести и свободы вероисповедания4; в третьих, также «осуществление гарантированных законом прав религиозных объединений; обеспечение взаимодействия государственных и муниципальных органов власти и религиозных организаций в осуществлении социально значимых программ; реализация конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства; регулирование межконфессиональных отношений в случаях, порождающих общественный кон-фликт»5;

3) сферах реализации: политико-управленческой и идеологической ; в гражданской, социальной, духовной, культурной, политической, управленческой, право-

„7

вой, экономической .

ческии анализ: дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.04. Екатеринбург, 2006. С. 11.

1 Дорская А.А. Эволюция понятия «государственно-конфессиональные отношения» в контексте правового развития России // История государства и права. 2012. № 3. С. 37.

2 Куцая М.А. К вопросу об определении понятия государственно-конфессиональных отношении в России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 2 (28). С. 36.

3 Петюкова О.Н. Понятие и содержание государственно-конфессиональных правоотношении // История государства и права. 2011. № 7. С. 32.

4 Ахмедов Р.М. Проблемы терминологического определения понятия государственно-конфессиональных отношении // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №6. С. 12.

5 Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединении в Российской Федерации. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. С. 19-20.

6 Ахмедов Р.М. Проблемы терминологического определения понятия государственно-конфессиональных отношений // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №6. С. 11-15.

7 Кардашевский А.В. Государственно-конфессиональные отношения и политические режимы // Известия Иркутского государственного университета. 2010. № 2 (5). С.141-150.

Таким образом, одной из составляющих предмета государственно-конфессиональных отношений выступает взаимодействие в осуществлении социально значимых программ, а одной из сфер их реализации - социальная защита населения.

Нормативную основу государственно-конфессиональных отношений в любой сфере составляют законодательно закрепленные международно-правовые стандарты, внутригосударственное законодательство, канонические нормы. С одной стороны, регламентирующие общую основу государственно-конфессиональных отношений, с другой стороны - взаимоотношения в конкретной сфере (социальной защиты семьи).

Такими международными документами выступают Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 18), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10), которые закрепляют право и гарантии свободы совести и вероисповедания, и право на социальную защиту семьи.

Согласно Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.) государство гарантирует гражданам «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой» (ст. 28). В Гражданском кодексе (федер. закон от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ) закреплен статус религиозных организаций (объединений) под которыми признаются «добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей» (ст. 17.1). Деятельность данных объединений и особенности их гражданско-правового положения регулирует Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (федер. закон от 28.11.2015, № 125-ФЗ.) в который внесены изменения, затрагивающие вопросы деятельности религиозных групп и религиозных организаций. В соответствии с Феде-ральным законом «Об

основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» приветствуется участие некоммерческих (в т. ч. религиозных) организаций в социальной работе с семьей (федер. закон от 28.12.2013, № 442).

Русская православная церковь (далее РПЦ) действует на основании Устава, принятого на Архиерейском Соборе 2000 г.1, она зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация и может быть субъектом социальной защиты семьи.

Реализацию социальной защиты РПЦ осуществляет, опираясь на «Основы социальной концепции Русской

Православной Церкви»2, принятые на Архиерейском Соборе 2000 г. В документе среди прочих, регулируются вопросы личной, семейной и общественной нравственности (раздел X). Социальная работа регулируется документом «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви»3, согласно которому ее социальное служение направлено не только на членов церкви, но и на всех нуждающихся в помощи.

Особенность социальной защиты реализуемой РПЦ (как и других религиозных организаций) заключается в том, что ее основой является вероучение, определяющие ценности и смысл осуществляемой деятельности. А ее реализация включает как минимум два аспекта: литургическое богослужение и социальное служение. В рамках первого помощь реализуется через таинства, молитву. В рамках второго через оказание помощи и поддержки в разных видах: натуральной, морально-нравственной,

образовательной, воспитательной.

Устав Русской православной церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/ (дата обращения: 15.09.2021).

2 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriar-chia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 12.10.2021).

3 О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви. URL:

http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html (дата

обращения: 12.10.2021).

В корпоративных документах РПЦ раскрывается ее позиция в отношении семьи, понимании семейных ценностей и принципов оказания социальной защиты семьи.

1. Семья рассматривается как малая церковь все члены которой стремятся достичь духовного совершенства. «Брак есть союз мужчины и женщины» .

2. Базовыми ценностями выступают любовь, верность, ответственность.

3. Социальная защита направленна на духовное возрождение общества, укрепление семьи, помощь нуждающимся.

Как отмечает А.С. Палибина, церковь регулирует следующие структурные элементы семьи: «отношения между мужем и женой, между родителями и детьми, выступает за увеличение рождаемости и защищает многодетные семьи, настаивает на сохранности брачно-семейных отношений и верности в супружеской жизни»5.

В правовом аспекте государственно-конфессиональные отношения Русской православной церкви по социальной защите включает ряд направлений:

1. Формулировку позиции в отношении вопросов, имеющих неоднозначную оценку с позиций действующих правовых норм и религиозных норм. Подготовку корпоративных документов, раскрывающих данную позицию.

2. Общественное обсуждение вопросов нормативно-правового регулирования в сфере социальной защиты семьи.

3. Экспертизу законопроектов, дополнений и изменений в действующие законы. Инициативы о внесении законопроектов, дополнений и изменений в законопроекты.

Данные направления взаимосвязаны. Формулируя свою позицию и разрабатывая корпоративные документы церковь привлекает к их обсуждению общественность и экспертов, размещая проекты

О канонических аспектах церковного брака. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384.html (дата обращения: 12.10.2021).

5 Палибина А.С. Место православной церкви в системе социальной защиты семьи и детства // Вестник Мордовского университета. Серия Социологические науки. 2012. №1. С. 94.

документов на официальных сайтах, организуя конференции, форумы и др. На основе сформулированной позиции представители и организационные структуры церкви вносят предложения о необходимости изменения законодательства могут инициировать, поддерживать или выступать против принятия конкретных законопроектов.

Корпоративные документы

принимаются на Архиерейском соборе Русской православной церкви. С 2011 г. действует Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства, которая на общецерковном уровне занимается формированием позиции организации по вопросам социальной защиты семьи, в том числе осуществляет разработку проектов документов в сфере защиты семьи. К таким документам, приятым за последние десятилетие относятся: «Позиция Русской православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции» (принят Архиерейским Собором Русской

Православной Церкви 4 февраля 2013 г.), «О канонических аспектах церковного брака» (принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 29 ноября-2 декабря 2017 года).

Анализируя работу патриаршей комиссии по вопросам защиты материнства и детства среди подготовленных документов за период с 2018-2021 годов видим спектр рассматриваемых вопросов: «Пояснение Патриаршей комиссии по вопросам семьи в связи с обсуждением т. н. «сексуального образования» молодежи»

(10.12.2018), заявление «О правах родителей в сфере заботы о здоровье ребенка и иммунопрофилактике»

(19.04.2019), «Пояснение Патриаршей комиссии по вопросам семьи в связи с обсуждением т.н. «сексуального образования» молодежи» (10.12.2018); проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения» и др.

Общественное обсуждение вопросов, связанных с реализаций социальной защиты, осуществляется в рамках Рождественских образовательных чтений, работы раз-

личных экспертных групп, сообществ. Г.М. Лановая отмечает, что православие воспринимают в качестве «противовеса ин-культурным ценностям, пропаганда которых способствует разрушению отечественных культурных традиций»1, что раскрывается в общественно-церковном диалоге в сфере государственно-конфессиональных отношениях в сфере социальной защиты.

Церковь оперативно откликается на вносимые на федеральном уровне законопроекты. Так 11 июня 2021 года был внесен Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» № 1191971-7, регулирующий суррогатное материнство и устанавливающий запрет использования медицинской технологии суррогатное материнство для иностранных граждан. Последовало Заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Русской православной церкви в связи с внесением данного законопроекта и его поддержкой от 11.06.2021.

Другой проект федерального закона № 986679-7, о порядке отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни, согласно Заявлению Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Русской православной церкви от 6.11.2020 вызвал возражение, в документе отмечается: «происходит некая манипуляция и вводится сверхкраткий процесс об ограничении родительских прав, в котором родители не имеют реальной возможности защищать свои права»2. После обсуждения на заседании Государственной Думы, данный законопроект был снят с рассмотрения.

Выражая свою позицию, Русская православная церковь включается в диалог

1 Лановая Г.М. Церковно-государственные отношения: идея и политико-правовая реальность // Вестник юридического факультета ЮФУ. 2019. Т. 6. №2. С. 28.

2 Заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в связи с внесением на рассмотрение Государственной Думы проекта закона, регулирующего суррогатное материнство и устанавливающего запрет на использование суррогатного материнства для иностранных граждан от 11.06.2021. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/5819346.html (дата обращения: 12.10.2021).

с обществом и государственными структурами, в котором ее мнение далеко не всегда определяет решение законодателей, однако его выражение позволяет акцентировать внимание на важных с канонических позиций нормах, ценностях, необходимости их продвижения в нормативном поле.

Так позиция, Русской православной церкви в одних вопросах не находит поддержки со стороны государственных органов (например, о необходимости запрета абортов), в других аспектах оказывает влияние на конкретизацию норм права. Как результат такого влияния можно рассматривать внесение в Конституцию уточнения о социальной защите института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье в (ст. 72 ч. 1 ж 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На федеральном, региональном и муниципальном уровнях заключаются соглашения о взаимодействии Русской Православной Церкви и различных государственных структур, ведомств, муниципальных органов власти и муниципальных организаций в социальной сфере по решению различных проблемных вопросов, связанных с социальной поддержкой семьи.

Если изучение динамики государственно-конфессиональных отношений в семейной политике, осуществляемое зарубежными исследователями1 говорит о тенденции снижения роли конфессиональных организаций как носителей системы семейных ценностей за рубежом (преимущественно в странах, где традиционной религией является христианство), то в России на

1 Geertz A.W. Recognition of Minority Denominations in Denmark: Negotiations in Religion, Identity and Judicial Process // Numen. 2015. Vol. 62, Issue 2-3. P. 336-362. DOI: 10.1163/15685276-12341369.

примере государственно-конфессиональных отношений с Русской православной церковью наблюдается положительная динамика, усиление влияния на законотворческий процесс в сфере семейной политики на протяжении последних двух десятилетий и их стабилизация на современном этапе.

Заключение

Таким образом в настоящее время государственно-конфессиональные отношения Русской православной церкви в сфере социальной защиты семьи, с позиции правового аспекта реализуются на уровне перехода от сепарационного (невмешательство) к кооперационному (социальное партнерство).

Русская православная церковь активно продвигает в нормативном поле следующие позиции: 1. Понимание семьи, как союза мужчины и женщины, традиционных семейных ценностей. 2. Нормы взаимоотношения членов семьи (супругов, родителей и детей); 3. Нормы обеспечивающие здоровье членов семьи (в том числе репродуктивного здоровья посредством здорового образа жизни, воздержания от половых отношений до вступления в брак, неприемлемость абортов, экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства); 4. Нормы воспитания детей и молодежи (включая обязанности и ответственность родителей, борьбу с ювенальными прозападными технологиями). 5. Нормы социального (христианского) служения, милосердия.

Опираясь на правовые инструменты и канонические нормы в реализации социальной защиты семьи церковь обеспечивает защиту традиционных для России семейных ценностей, как один из субъектов государственно-конфессиональных отношений в поликонфессиональной стране, обеспечивая противовес инкультурным воздействиям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Ахмедов, Р.М. Проблемы терминологического определения понятия государственно-конфессиональных отношений // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №6. С. 11-15. DOI 10.24411/2073-0454-2020-10314.

2. Дорская, А.А. Эволюция понятия «государственно-конфессиональные отношения» в контексте правового развития России // История государства и права. 2012. № 3. С. 34-37.

3. Кардашевский, А.В. Государственно-конфессиональные отношения и политические режимы // Известия Иркутского государственного университета. 2010. № 2 (5) С. 141— 150.

4. Колесникова, К.И. Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ: дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.04. - Екатеринбург, 2006. - 11 с.

5. Куцая, М.А. К вопросу об определении понятия государственно-конфессиональных отношений в России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 2 (28). С. 34-36.

6. Лановая, Г.М. Церковно-государственные отношения: идея и политико-правовая реальность //Вестник юридического факультета ЮФУ. 2019. Т. 6. №2. С. 23-29.

7. О канонических аспектах церковного брака. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 5075384.html (дата обращения: 12.10.2021).

8. О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html (дата обращения: 12.10.2021).

9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 12.10.2021).

10. Палибина, А.С. Место православной церкви в системе социальной защиты семьи и детства // Вестник Мордовского университета. Серия Социологические науки. 2012. №1. С. 91-95.

11. Петюкова, О.Н. Понятие и содержание государственно-конфессиональных правоотношений // История государства и права. 2011. № 7. С. 31-35.

12. Резолюция 2253: Шариат, Каирская декларация и Европейская конвенция о правах человека, согласованная 22 января 2019 года на Парламентской ассамблеи Совета Европы URL: https://rm.coe.int/adoptedtexts-jan-19-ru/168093411e (дата обращения: 15.09.2021).

13. Устав Русской православной церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/document /133114/ (дата обращения: 15.09.2021).

14. Шахов, М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. - 528 с.

15. Adragao, P.P. Leao, A. Portugal: Religious Rules and State Law In book: Religious Rules, State Law, and Normative Pluralism - A Comparative Overview. 2016. P. 293-309. DOI: 10.1007/978-3-319-28335-7_18.

16. Geertz, A.W. Recognition of Minority Denominations in Denmark: Negotiations in Religion, Identity and Judicial Process // Numen. 2015. Vol. 62, Issue 2-3. P. 336-362. DOI: 10.1163/15685276-12341369.

17. Genilo, E.M. O. 2014 The catholic church and the reproductive health bill debate: the philippine experience // Heythrop Journal. Vol. 55, Issue 6. P. 41- 60. DOI: 10.1111/heyj.12203.

18. Maples, M.F. Cornerstones of a civilized society: Law, morality, faith and spirituality // Juvenile & Family Court Journal. 1996. Vol. 47. Issue 3. P. 41-60. DOI: 10.1111/j.1755-6988.1996.tb00837.x.

19. Simovic, I. Obstacles for marriage in light of the family and canon law // Bogoslovska Smotra-Ephemerides Theologicae Zagrabienses // 2015. Vol. 85. Issue 1. P. 235-265.

20. Smith, C. The Church of England and Same-Sex Marriage: Beyond a Rights-Based Analysis // Ecclesiastical Law Journal. 21 (2). P. 153-178. DOI: 10.1017/S0956618X19000048.

REFERENCES

1. Akhmedov, R.M. Problems of terminological definition of the concept of state-confessional relations // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 6. P. 11-15. DOI 10.24411/2073-0454-2020-10314.

2. Dorskaya, A.A. Evolution of the concept of "state-confessional relations" in the context of legal development of Russia // History of State and Law. 2012. 3. P. 34-37.

3. Kardashevsky, A.V. State-confessional relations and political regimes // Izvestiya Ir-kutskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 2 (5). P. 141-150.

4. Kolesnikova, K.I. State-confessional relations in Russia: sociological analysis: Ph. D. in Sociology: 22.00.04. - Yekaterinburg, 2006. - 11 p.

5. Kutsaya, M.A. On the definition of the concept of state-confessional relations in Russia // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Russian Interior Ministry. 2017. No 2 (28). P. 34-36.

6. Lanovaia, G.M. Church-state relations: idea and political-legal reality // Bulletin of the Faculty of Law, South Federal University. 2019. T. 6. No 2. P. 23-29.

7. Fundamentals of Social Concept of the Russian Orthodox Church. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (date of reference: 12.10.2021).

8. On principles of organization of social work in the Russian Orthodox Church. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html (date of reference: 12.10.2021).

9. About canonical aspects of church marriage. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/5075384.html (date of reference: 12.10.2021).

10. Palibina, A.S. The place of Orthodox church in the system of social protection of family and childhood // Bulletin of Mordovian university. Series Sociological Sciences. 2012. No 1. P. 91-95.

11. Petukova, O.N. The concept and content of state-confessional legal relations // History of State and Law. 2011. No 7. P. 31-35.

12. Resolution 2253: Sharia, the Cairo Declaration and the European Convention on Human Rights, agreed at the Parliamentary Assembly of the Council of Europe on 22 January 2019. URL: https://rm.coe.int/adoptedtexts-jan-19-ru/168093411e (accessed 15.09.2021).

13. Charter of the Russian Orthodox Church. URL: http://www.patriarchia.ru/db/document/ 133114/ (date of reference: 15.09.2021).

14. Shakhov, M.O. Legal foundations of the activities of religious associations in the Russian Federation. M.: Publishing house of Sretensky monastery, 2013. - 528 p.

15. Adragao, P.P. Leao, A. Portugal: Religious Rules and State Law In book: Religious Rules, State Law, and Normative Pluralism - A Comparative Overview. 2016. P. 293-309. DOI: 10.1007/978-3-319-28335-7_18.

16. Geertz, A.W. Recognition of Minority Denominations in Denmark: Negotiations in Religion, Identity and Judicial Process // Numen. 2015. Vol. 62, Issue 2-3. P. 336-362. DOI: 10.1163/15685276-12341369.

17. Genilo, E.M. O. The catholic church and the reproductive health bill debate: the philippine experience // Heythrop Journal. Vol. 55, Issue 6. P. 41- 60. DOI: 10.1111/heyj.12203.

18. Maples, M.F. Cornerstones of a civilized society: Law, morality, faith and spirituality // Juvenile & Family Court Journal. 1996. Vol. 47. Issue 3. P. 41-60. DOI: 10.1111/j.1755-6988.1996.tb00837.x.

19. Simovic, I. Obstacles for marriage in light of the family and canon law // Bogoslovska Smotra-Ephemerides Theologicae Zagrabienses // 2015. Vol. 85. Issue 1. P. 235-265.

20. Smith, C. The Church of England and Same-Sex Marriage: Beyond a Rights-Based Analysis // Ecclesiastical Law Journal. 21 (2). P. 153-178. DOI: 10.1017/S0956618X19000048.

Дата поступления: 30.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.