Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / инновации / инвестиции / конкурентоспособность / малый и средний бизнес / развитие инфраструктуры / частное предпринимательство / цифровое предпринимательство / экономическая политика

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турсунов Имомназар Эгамбердиевич, Хамроев Гайратжон Султонович

В статье рассматривается применение механизма государственно-частного партнерства с целью привлечения инвестиций в экономику страны, развития предпринимательства регионов. Именно развитие малого и среднего бизнеса на территории опережающего социально-экономического развития является основным моментом государственно-частного партнерства. Одним из приоритетных направлений экономической теории реформы, проводимой в настоящее время в Узбекистане, является создание и развитие малого и среднего бизнеса. В статье освещена роль, сущность и значение цифровой и инновационной экономики в повышении конкурентоспособности предпринимательства. Показана новая совокупность экономических процессов в современной рыночной экономике, факторы применение государственно-частного партнерства как механизмам инновационного развития предпринимательства регионов. Создание и развитие инфраструктуры на территории опережающего социально-экономического развития является основным моментом государственно-частного партнерства в рамках территорий опережающего социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Турсунов Имомназар Эгамбердиевич, Хамроев Гайратжон Султонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 330.101

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ТУРСУНОВ ИМОМНАЗАР ЭГАМБЕРДИЕВИЧ

Профессор кафедры "Бизнес и инновационный менеджмент" Каршинского инженерно-экономического института, Карши, Узбекистан

ХАМРОЕВ ГАЙРАТЖОН СУЛТОНОВИЧ

Независимый исследователь Каршинского инженерно-экономического института,

Карши, Узбекистан

Аннотация. В статье рассматривается применение механизма государственно-частного партнерства с целью привлечения инвестиций в экономику страны, развития предпринимательства регионов. Именно развитие малого и среднего бизнеса на территории опережающего социально-экономического развития является основным моментом государственно-частного партнерства. Одним из приоритетных направлений экономической теории реформы, проводимой в настоящее время в Узбекистане, является создание и развитие малого и среднего бизнеса. В статье освещена роль, сущность и значение цифровой и инновационной экономики в повышении конкурентоспособности предпринимательства. Показана новая совокупность экономических процессов в современной рыночной экономике, факторы применение государственно-частного партнерства как механизмам инновационного развития предпринимательства регионов. Создание и развитие инфраструктуры на территории опережающего социально-экономического развития является основным моментом государственно-частного партнерства в рамках территорий опережающего социально-экономического развития.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инновации, инвестиции, конкурентоспособность, малый и средний бизнес, развитие инфраструктуры, частное предпринимательство, цифровое предпринимательство, экономическая политика.

Введение. В результате реформ, за последние пять лет, в стране созданы политико-правовые, социально-экономические и научно-просветительские основы, необходимые для построения Нового Узбекистана. В целях определения приоритетных направлений реформ, направленных на дальнейшее повышение благосостояния народа, трансформацию отраслей экономики, ускоренное развитие предпринимательства, формирование активного гражданского общества в последующие годы с проведением глубокого анализа сложных мировых процессов и результатов пройденных этапов развития страны.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это форма партнёрских отношений государства и бизнеса, основанная на объединении ресурсов и распределении рисков в целях создания объектов инфраструктуры или оказания качественных услуг населению. Не всякое взаимодействие государства и бизнеса можно отнести к ГЧП, а только такое, когда частный партнёр по поручению и при поддержке государственного партнёра выполняет функции, которые раньше возлагались на государство.

Развитие предпринимательства играет важнейшую роль в устойчивом развитии региональных систем. На государственном уровне важность «успешного предпринимательства» и значимость данного сектора экономики закреплены в национальных целях развития страны. Указ Президента «Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы» является обеспечение ускоренного социально-экономического роста регионов путем повышения инновационной активности малого и среднего бизнеса. В процессе становления нового Узбекистана особое значение придается вопросам инновационного развития экономики регионов нашей страны. В

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

стратегии развития поставлены задачи «освоения инновационных технологий производства, которые дешевле существующих аналогов до 50% и создают добавленную стоимость в 2-3 раза выше цены сырья в районах, преобразуемых в инновационные регионы» [1].

В стране реализуются комплексные меры по активному развитию цифровой экономики, широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий во все отрасли и сферы, в первую очередь, в государственное управление, бизнеса, образование, здравоохранение, промышленность, сельское хозяйство. В настоящее время лидирующие в мировом рейтинге в двадцати странах для этих целей направляется около 2 трлн долларов в год для развития цифровой экономики. В Узбекистане для развития цифровой экономики и цифрового предпринимательства, внесено в разработке проект «Расширение возможностей молодежи для развития цифровой экономики и цифрового предпринимательства» [2].

Методы и исследования. Развитие государственно-частное партнерство играет важнейшую роль в устойчивом развитии малого бизнеса и частного предпринимательства региональных систем. На государственном уровне важность «успешного предпринимательства» и значимость данного сектора экономики закреплены в национальных целях развития страны. Большинство исследователей данной проблематики справедливо утверждают, что развитие сектора частного предпринимательства тесно взаимосвязано и взаимообусловлено региональными условиями и особенностями.

Современные фундаментальные исследования свидетельствуют о том, что Узбекистан располагает мощным инновационным потенциалом, который со временем растрачивается. В этой связи, перспективы развития инноваций в стране состоят в сочетании усилий государственно-частного партнерства в осуществлении структурных, технических, технологических и качественных преобразований в промышленности, равно как международном сотрудничестве и процессов глобализации.

Сегодня в мире все больше возрастает значение научного обеспечения инновационного развития регионов, в том числе широкого использования результатов научных исследований в сферах экономики. В связи с этим особое внимание уделяется исследованиям направленным на применению уникальных методов и средств инновационного развития предпринимательства в региональных направлений экономического развития, повышение производственного потенциала отдельных регионов и создание механизма государственно-частного партнерства, осуществление глубоких структурных преобразований в экономике на основе инновационных подходов, комплексного развития регионов страны и конкурентоспособной продукции в региональной экономике [3].

По анализу оценке инновационного потенциала на уровне страны, то в зарубежной практике в настоящее время существует несколько методологических подходов к изменению инновационного потенциала регионов (таб. 1).

Методологические подходы к измерению инновационного потенциала регионов. Таблица 1.

№ Название Содержание

1 Научные центры, занимающиеся вопросами оценки инновационного потенциала Совет по конкурентоспособности США (Councilon Competitiveness)

Институт стратегии и конкурентоспособности Гарвардского университета (США)

Институт развития международного менеджмента (Institute of Management Development — IMD, Лозанна Швейцария)

2 Рейтинги инновационного развития страны Европейское табло инноваций (EIS),

Международный инновационный индекс

Глобальный индекс конкурентоспособности (GCI)

Глобальный инновационный индекс (GII)

3 Системы оценки инновационного потенциала региона в зарубежной практике в настоящее время Методология ЕС для Европы — Regional Innovation Scoreboard

4 Методология создание индекса инновационных регионов Предназначен для США - Portfolio innovation index

Предназначен для стран-членов ЕС -Regional Innovation Scoreboard 2013

Данная методика близка к рейтингу (European Innovation Scoreboard) инновационного развития европейских стран

5 Направления оценки индекса инновационные факторы развития;

деятельность компаний;

результаты инновационной деятельности.

Таким образом, целями данной системы показателей являются: анализ современного состояния инновационного потенциала регионов, тенденций его роста и специфических характеристик, выявление на этой основе основных проблем в его развитии, а также разработка рекомендаций по совершенствованию мероприятий, связанных с государственными и региональными инновациями политика.

Перспективы развития предпринимательства во многом будут определяться содержанием долгосрочной стратегии научно-технического развития страны и мерами государственной поддержки частного, в том числе виртуального предпринимательства. Именно виртуальное предпринимательство способно, в свою очередь, обеспечить развитие высокотехнологичных производств, создать современную технику для ремесленников, индивидуальных фермеров, мелких предпринимателей, увеличить экспортный потенциал страны [4].

Существует следующие формы государственно-частного партнерства, на государственном уровне законодательно установлены две основные формы государственно-частного партнерства: государственно-частное партнерство и концессия. Государственно-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнеров, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве и иных гражданско-правовых договоров, предусматривающих такое сотрудничество.

Модель государственно-частного партнёрства (ГЧП), которая означает долгосрочное объединение ресурсов государственных и частных партнёров с согласованным разделением

рисков, ответственности и результатов между ними успешно используется многими странами для развития публичной инфраструктуры и решения важных государственных задач.

Помимо прямых экономических эффектов государственно-частное партнёрство способно генерировать косвенные эффекты, в том числе оказывать положительное влияние на институциональное развитие, которое является одним из ключевых условий для успешного социально-экономического развития.

Государственно-частное партнёрство в Узбекистане пока не нашло широкого применения для развития инфраструктурного комплекса и поэтому не оказывает того влияния на экономическое развитие, которое потенциально могло бы. Несмотря на большой объем исследований, посвящённых ГЧП, не так много сравнительных исследований развития ГЧП в странах, находящихся на разном уровне социально-экономического развития. На основе проведённого сравнительного анализа развития ГЧП в Узбекистане и ведущих зарубежных странах, а также предложенной автором стратегической модели ГЧП, построенной на основе изучения зарубежного опыта, в статье даются рекомендации, направленные на более полное использование возможностей, предоставляемых данной формой сотрудничества государства и частных лиц, а также - на повышение её роли в экономическом развитии.

Статья посвящена научному обоснованию закономерности возникновения государственно-частного партнёрства как одной из форм сотрудничества государства и частных лиц, нацеленного на решение важных социально-экономических задач. Несмотря на то, что институт ГЧП как явление современной экономической жизни возник относительно недавно, он имеет объективные предпосылки, включая предшествующие ГЧП формы сотрудничества государства и частных лиц. Изучение данных предпосылок позволяет понять закономерности возникновения и развития данной модели, включая факторы успеха, и использовать их для выработки оптимальной государственной политики в данной сфере.

Анализ и результаты. В статье приводится сравнительная характеристика практики использования государственно-частного партнёрства (ГЧП) за рубежом, как основа для анализа промежуточных результатов развития государственно-частного партнёрства. Узбекистан привлек самые лучшие практики, которые были в мире по применение на практике системы государственно-частное партнёрство как модель инновационного развития. Это, кстати, касается и практики по повышению квалификации специалистов.

Первый этап по повышению квалификации специалистов в стране был начат пять лет назад и сейчас подходит к своему завершению. Он заключался в повышении квалификации именно госслужащих, работающих в министерствах.

В Узбекистане было подготовлено более 150 госслужащих для международной сертификации «Сертифицированный специалист в области ГЧП». Эта сертификация была разработана и поддерживается всеми крупными институтами развития — Всемирным банком, Азиатским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития и Исламским банком развития.

Следующий этап — необходимо готовить к сертификации специалистов из частного сектора: из банков, строительных организаций, субъектов малого и среднего бизнеса, местных консультантов и юридических фирм.

И вторая особенность — концентрация внимания на разработке проекта ГЧП и на заключении контракта, а дальнейшая жизнь проекта как-то уходит на второй план. В частности, наверное, нужно поставить действенную систему мониторинга проектов ГЧП. Отслеживать, как они живут, не проявляются ли риски, в том числе для бюджета.

Так происходит во всем мире, что проекты, которые были заключены, через несколько лет подвергаются ревизии в части того, что какие-то положения могут поменяться. Во многих странах ГЧП как экономическая модель развития инфраструктурного комплекса показала свою состоятельность и вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие.

Суть механизма государственно-частного партнёрства (ГЧП) Республики Узбекистан заключается в создании частным инвестором объекта инфраструктуры и дальнейшей его

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

эксплуатации в целях получения дохода. Согласно утвержденной стратегии «Узбекистан-2030», за семь лет планируется привлечь по линии ГЧП 30 млрд. долларов. Узбекистан намерен развивать на основе ГЧП аэропорты и железнодорожные вокзалы, а также строить школы, детсады, больницы, автомобильные дороги и электростанции. Например, в 2022— 2026 годы будут реализованы проекты ГЧП на 14 млрд. долларов, что покроет половину потребностей в инвестициях для устойчивого развития [5].

Публичный партнер - Республика Узбекистан, от имени которой выступает государственный орган исполнительной власти.Частный партнер - индивидуальный предприниматель, узбекское или иностранное юридическое лицо, с которым заключено соглашение о государственно-частном партнерстве.

Объектом ГЧП выступает транспортная, инженерная и социальная инфраструктура. Под инфраструктурой понимается совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования экономики и обеспечения условий жизнедеятельности населения. Наиболее часто ГЧП реализуется в следующих инфраструктурных отраслях:

1.Транспортная инфраструктура: автомобильные дороги, железные дороги, аэропорты, морские и речные порты.

2. Социальная инфраструктура: здравоохранение, образование, спорт, социальное обеспечение, туризм и рекреация.

3. Инженерная инфраструктура: электроэнергетика, газоснабжение, теплоснабжение и водоснабжение.

На сегодняшний день законодательство по государственно-частному партнерству находится в стадии своего формирования. Указа Президента Республики Узбекистан от 17 января 2017 года № УП-4933 «О мерах по дальнейшему упрощению процедур и ускорению реализации объектов государственной собственности для использования в предпринимательских целях», который регулирует отношения, связанные с подготовкой, заключением и исполнением соглашений о государственно-частном партнерствах, устанавливает полномочия публично-правовых образований, органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах ГЧП, а также предусматривает внесение изменений в законодательство Республики Узбекистан в части интеграции в него механизмов ГЧП соглашений. В соответствии с законом Республики Узбекистан, от 10.05.2019 г. № ЗРУ-537 является регулирование отношений в области государственно-частного партнерства, в том числе концессионные соглашения.

Принят Указ Президента Республики Узбекистан, от 08.04.2022 г. № УП-101 «Об очередных реформах по созданию условий для стабильного экономического роста путем улучшения предпринимательской среды и развития частного сектора». Дано указания Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Антимонопольным комитетом, Министерством финансов и Министерством юстиции в двухмесячный срок внести проект постановления по ускорению широкого привлечения частного сектора к оказанию государственных услуг и осуществлению государственных функций.

Таким образом, закона регулируют деятельность в сфере государственно-частного партнерства. Основными принципами государственно-частного партнерства являются: равенство перед законом государственного партнера и частного партнера; прозрачность правил и процедур при осуществлении государственно-частного партнерства; состязательность и объективность при отборе частного партнера; недопустимость дискриминации и коррупции.

Государственно-частного партнерства предполагает внедрение рыночных отношений в традиционную сферу деятельности государства. Предметом его выступает объекты государственной собственности или товары, работы и услуги, гарантированно потребляемые государством.

Одним из основных направлений стратегии инновационного развитии является обеспечение ускоренного социально-экономического роста регионов на основе государственно-частного партнерства как модель развития предпринимательства, путем повышения инновационной активности государства и сферы малого и среднего бизнеса. В стратегии развития поставлены задачи «освоения инновационных технологий производства, которые дешевле существующих аналогов до 50% и создают добавленную стоимость в 2-3 раза выше цены сырья в районах, преобразуемых в инновационные регионы» [6].

Разработано план мер по устранению действующих монополий путем отмены эксклюзивных прав и широкого привлечения частного сектора. Виды деятельности, передаваемые частному сектору на основе условий государственно-частного партнерства в таблице №2.

Виды деятельности, передаваемые частному сектору на основе условий государственно-частного партнерства. Таблице №2.

№ Наименование видов деятельности Осуществляемые меры Ответственные министерства и ведомства

1. Хранение нефтепродуктов Утверждение порядка обеспечения свободной эксплуатации субъектами предпринимательства, занимающимися реализацией нефтепродуктов, инфраструктуры хранения нефти нефтебаз, подведомственных АО «Узбекнефтегаз», при этом создание возможностей для использования конкурсов и механизма государственно-частного партнерства. Министерство энергетики, Министерство финансов, Агентство по управлению государственными активами, АО «Узбекнефтегаз», Антимонопольный комитет

2. Оказание вспомогательных услуг на железнодорожном транспорте 1. Прекращение установления АО «Узбекистон темир йуллари» условий договоров при заключении прямых договоров с национальными транспортно-экспедиторскими организациями по оказанию транспортно-экспедиторских услуг. 2. Внедрение практики утверждения решением Кабинета Министров порядка заключения договоров с администрацией АО «Узбекистон темир йуллари» по оказанию транспортно-экспедиторских услуг. 3. Внесение в Кабинет Министров про-екта Правительственного решения о создании широких возможностей Министерство транспорта, АО «Узбекистон темир йуллари», Антимонопольный комитет

частным предпринимателям для оказания дополнительных услуг по железнодорожным перевозкам, в частности подготовке для перевозки грузоотправителями, мойке, чистке и ремонту вагонов и контейнеров, оказанию услуг железнодорожных весов, а также по сортировке, упаковке и подготовке товаров, организации питания в вагонах и иных услуг._

В стратегии развития Нового Узбекистана поставлены задачи освоения инновационных технологий производства, которые дешевле существующих аналогов до 50% и создают добавленную стоимость в 2-3 раза выше цены сырья в районах, преобразуемых в инновационные регионы. Если обратить внимание на объем инновационной продукции, произведенной собственными силами, то можно увидеть, что за последние пять лет (20182022 гг.) он увеличился в республике в 3,3 раза. Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации по источникам финансирования и регионам увеличились на 119,4%. В силу этого масштабы инновационной продукции, в частности, по Республике Каракалпакстан увеличились на 38% в Бухарской области - в 3,7 раза, Сырдарьинской - 3,9 раза, Наманганской - 3,9 раза, Сурхандарьинской - 3,2 раза, Кашкадарьинской области - 2,4 раза.

А также, в направлении реформирования национальной экономики приняты действенные меры по регулирование отношений в области государственно-частного партнерства, либерализации внешнеторговой, налоговой и финансовой политики, поддержке предпринимательства и гарантированию неприкосновенности частной собственности, а также обеспечению ускоренного развития регионов.

Выводы и предложения. В то же время нельзя не сказать о том, что в инновационном развитии регионов и отношений в области государственно-частного партнерства, существует ряд актуальных проблем, в том числе: торможение внедрения технологических новшеств в приоритетные сферы экономики; отсутствие в вузах системы кластеров, обеспечивающей опережающее развитие коммерциализации науки, ее интеграцию в линейку «наука -образование - практика»; высокой долей государства в организации и финансировании научных исследований, на основе государственно-частного партнерства соответственно низкой заинтересованностью частного сектора во внедрении инноваций; недостаточностью роли бизнес-инкубаторов в организации и развитии инновационного малого бизнеса, ограничивающих свою деятельность оказанием консультационных услуг; отсутствием эффективной информационной базы формирования спроса на инновации; слабой организацией рекламных мероприятий по привлечению зарубежных специалистов к внедрению инноваций; отсутствием интерактивной виртуальной площадки, показивающей экономический потенциал региона; ограничение применения проектов, подготовленных в рамках государственно-частного партнерства с практикой существующих технологий [7].

В практике у государство наблюдается следующие трудности для самостоятельно реализовывать все проекты:

Во-первых, у государства нет денег в таком большом количестве. К примеру, солнечная станция мощностью 100 МВт стоит порядка $130 млн. Автомобильная трасса может стоить миллиарды.

Во-вторых, у государства часто не хватает компетенций. То есть люди, которые работают в министерствах, не могут на таком высоком уровне подготовить и построить сложный объект.

В-третьих, у государства, может быть, нет скажем так, тяги к инновациям, ведь инновации — это почти всегда риск, а государственные мужи потенциально не склонны к риску.

В-четвертых, государство может не обладать технологиями и техникой. Например, у государства нет тех технологий, которые позволяют построить автомобильную дорогу, чтобы она оставалась в отличном состоянии ближайшие 9-10 лет.

На наш взгляд для успешного реализации проектов развития государственно-частного партнёрство как модель предпринимательства регионов, необходимо решение есть следующие сложности:

Первая сложность заключается в том, что частным партнерам деньги на проект дают банки. И раз банки дают деньги, то они требуют возвращения этих средств. Возвращаются деньги либо из бюджета — если государство платит за услуги, либо от предпринимателей, которые пользуются этими объектами. И в итоге государство, частный партнер и банкир ведет переговоры каким образом эти деньги будут собраны для строительства и как они потом будут возвращаться после того, как объект будет введен в эксплуатацию.

Вторая сложность — это качественное подготовленные проекта ГЧП. Необходимо сформировать его таким образом, чтобы он был необходим стране и в то же время интересен и частным партнерам, и банкам. Такая подготовка может занять большой срок.

Третья сложность — помощь от государства. При нехватки средств на строительство, тогда государство должно обеспечить проект из бюджета страны, выделив капитальный грант либо на этапе эксплуатации, либо гарантировать, что выручки от проекта будет достаточно, чтобы расплатиться с кредиторами.

Четвертый аспект затрагивает социальную составляющую — способность населения покупать и пользоваться услугами.

Таким образом, совершенствование национальной системы государственно-частное партнёрство как модель инновационного развития Республике Узбекистан является ключевой задачей для обеспечения инновационного развития предпринимательства регионов.

Сегодня частные компании при реализации проектов ГЧП сталкиваются с некоторыми проблемами:

- вопросы по управлению договорами на этапе реализации — строительства, эксплуатации, возврата активов в государственную собственность. Узбекистану предстоит сформировать систему управления проектами;

- в проектах ГЧП государство тоже имеет свои обязанности и к нему также могут быть применены штрафные санкции, возникает ситуация, когда частные компании могут судиться с государством.

Проекты ГЧП основываются на передаче функций государственного сектора по строительству, реконструкции, модернизации, обслуживанию и эксплуатации объектов инфраструктуры частному. Однако, объектом ГЧП могут быть любые функции государственного сектора (публичные услуги, общественные услуги, государственные услуги), выполнение которых закрепляется за частной стороной. Формы участия Кашкадарьинской области в проектах, реализуемых в рамках ГЧП:

- в форме участия в концессионных соглашениях; в форме участия в реализации комплексных инвестиционных проектов на условиях соглашений о реализации комплексных инвестиционных проектов;

- в форме участия в уставных капиталах публичных акционерных обществ на условиях договоров и соглашений, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан;

- в иных формах участия в государственно-частном партнерстве на условиях договоров и соглашений, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.

Использование механизмов государственно-частного партнерства становится все более актуальным, поскольку реализация социально значимых проектов, основанных на взаимодействии бизнеса и власти, является выгодной как государству, так и частному сектору.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Для того чтобы финансовые механизмы работали, необходимо четкое правовое

регулирование, определяющее права сторон такого сотрудничества, минимизирующее риски,

гарантирующее учет интересов как публичных образований, так и инвесторов.

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Турсунов И. Э., Хамроев Г.С. ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАНА // Мировая наука. 2024. №2 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-innovatsionnogo-razvitiya-regionov-respubliki-uzbekistana.

2. Ганчерёнок И. И., Горбачев Н. Н., Турсунов И. Э. Цифровая экономика: управление информационными ресурсами //Т.: ИД «Ворис. - 2020.

3. Сидоров В.А., Турсунов И.Э., Бизнес инноваций: проблема отчуждения труда. "Инновационная технология" / Научно-технический журнал. DOI: http:// http://qmii.uz/wp-content/uploads/2020/01/1.

4. Турсунов Имомназар Эгамбердиевич, Рахимова Дилрабо Октябровна РАЗВИТИЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Economics. 2021. №1 (48). URL: https://cyberleninka.m/article/n/razvitie-virtualnogo-predprinimatelstva-na-osnove-tsifrovoy-ekonomiki.

5. Sidorov, V. A., Tursunov, I. E., Sharipov, T. S., & Yahyoyeva, S. O. (2023). INNOVATSIYA IQTISODIYOTI: TEXNOLOGIK YUTUQ MUAMMOSI. BARQARORLIK VA YETAKCHI TADQIQOTLAR ONLAYN ILMIY JURNALI, 3(2), 8-15.

6. Sidorov V., Tursunov I., Sharipov T. Economics of Innovation: The Problem of Technological Breakthrough // International Journal of Innovative Analyses and Emerging Technology. Volume: 3 Issue: 1in Jan-2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Турсунов Имамназар Эгамбердиевич, Курбанов Алишер Бобокулович Инновационные подходы развития предпринимательства // International Journal of Innovative Technologies in Economy. 2018. №5 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-razvitiya-predprinimatelstva.

8. Tursunov I. Problems of realization of innovative potential in small business //European Journal Perspectives of Innovations, Economics and Business. - 2009. - Т. 1. - С. 7-8.

9. Imomnazar, Tursunov, Bozorov Samar, and Tursunova Gulasal. "DEVELOPING INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP." The 4th International scientific and practical conference "Contemporary challenges of society and ways to overcome them"(January 30-February 02, 2024) Tallinn, Estonia. International Science Group. 2024. 297 p.. 2024.

10. Imоmnаzаr Egаmberdievich Tursunоv, Gayratjon Sultonovich Hamroev KICHIK VА О'РТА BIZNES BОSHQАRUVINI TАKОMILLАSHTIRISH YO'LLАRI // Academic research in educational sciences. 2024. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kichik-va-o-rta-biznes-boshqaruvini-takomillashtirish-yo-llari (дата обращения: 24.09.2024).

11. Турсунов, Имомназар Эгамбердиевич, Гайратжон Султонович Хамроев, and Турсунзода Жасмина Имомназар Кизи. "УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ." ЭФО: Экономика. Финансы. Общество 1 (9) (2024): 3140.

12. Sidorov V., Tursunov I. INNOVATSION RIVOJLANISHNING USTUVORLIGI: TAHDIDLAR, XAVFLAR VA TAVAKKALCHILIK //Innovatsion texnologiyalar. - 2023. - Т. 50. - №. 02. - С. 130-137.

13. Турсунов И. Э., Шамсуддинов Н. Н. РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФРАСТРУКТУР НА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ //Научная дискуссия: инновации в современном мире. - 2015. - №. 11-1. - С. 125-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.