Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в строительстве'

Государственно-частное партнерство в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1465
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ / ОТРАСЛЬ СТРОИТЕЛЬСТВА / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / BUSINESS COMMUNITY / PRIVATE SECTOR / PUBLIC SECTOR / COOPERATION / IMPLEMENTATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT PROJECTS / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пясецкая Д. В.

В данной статье исследуются теоретические аспекты понятия государственно-частного партнерства и его особенности в сфере строительства. Актуальность исследования заключается в том, что государственно-частное партнерство является одной из перспективных форм взаимовыгодного сотрудничества органов власти и экономических субъектов в вопросе реализации строительных проектов. Данный вид сотрудничества обеспечивает привлечение инвестиций в решение социально значимых задач страны с одной стороны, и создание более благоприятных условий функционирования бизнес-сообщества с другой. Эффективное построение партнерских отношений предпринимательства и государства является важной задачей в развитии национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пясецкая Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP IN CONSTRUCTION

The theoretical aspects of public-private partnerships in construction are explored in this article. Public-private partnership is a promising form of interaction between the state and business during the implementation of construction projects, therefore the topic of the article is relevant. Public-private ensures attraction of investments to the national economy and improvement of the business environment in the country. Building partnerships between the state and entrepreneurs is an important economic task.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в строительстве»

Пясецкая Д.В.

студент

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Аннотация: В данной статье исследуются теоретические аспекты понятия государственно-частного партнерства и его особенности в сфере строительства. Актуальность исследования заключается в том, что государственно-частное партнерство является одной из перспективных форм взаимовыгодного сотрудничества органов власти и экономических субъектов в вопросе реализации строительных проектов. Данный вид сотрудничества обеспечивает привлечение инвестиций в решение социально значимых задач страны с одной стороны, и создание более благоприятных условий функционирования бизнес-сообщества с другой. Эффективное построение партнерских отношений предпринимательства и государства является важной задачей в развитии национальной экономики.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, бизнес-сообщество, частный сектор, государственный сектор, сотрудничество, реализация социально значимых проектов, отрасль строительства.

Piasetskaia D.V.

student

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP IN CONSTRUCTION

Abstract: The theoretical aspects of public-private partnerships in construction are explored in this article. Public-private partnership is a promising form of interaction between the state and business during the implementation of construction projects, therefore the topic of the article is relevant. Public-private ensures attraction of investments to the national economy and improvement of the business environment in the country. Building partnerships between the state and entrepreneurs is an important economic task.

Key words: public-private partnership, business community, private sector, public sector, cooperation, implementation of socially significant projects, construction.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития экономики России, сформированной на основе

сочетания рыночных принципов функционирования и централизованного регулирования, необходимым условием ее совершенствования является создание механизма координации взаимодействия субъектов хозяйствования и органов государственного управления, особенно в сфере реализации инвестиционно-строительных проектов, так как строительство является базовой отраслью национальной экономики, обеспечивающей основными фондами остальные секторы хозяйства страны. Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) является одним из таких механизмов, который успешно реализуется в развитых странах мира.

Государственно-частное партнерство - это совокупность форм и методов среднесрочного и долгосрочного сотрудничества органов власти и субъектов хозяйствования для достижения общих целей и решения общественно значимых задач [7]. Данный термин был впервые использован для обозначения отношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности в сфере производственной и социальной инфраструктуры [6].

В научной литературе представлены различные взгляды на толкование понятия «государственно-частное партнерство». Так, С.П. Вос-триков в статье «Государственно-частное партнерство как межсекторное социальное партнерство в образовании» уточняет, что ГЧП - это такой тип взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества, при котором государство выступает в роли делового партнера, а не регулятора [2].

Г.Г. Чахкиев определяет государственно-частное партнерство, как процесс выстраивания конструктивного взаимовыгодного диалога между субъектами хозяйствования и органами власти. По мнению автора, целью данного процесса для государства является привлечение дополнительных инвестиций на реализацию социально значимых проектов, а со стороны бизнеса - улучшение условий ведения эффективной предпринимательской деятельности [5].

Исследователь Е.О. Гоосен указывает, что ГЧП представляет собой формализованный институциональный и организационный альянс между частным и государственным секторами, созданный с целью производства общественно необходимых благ. При этом под термином «государственно-частное партнерство» понимаются любые формы сотрудничества представителей предпринимательства и государства [3].

Таким образом, можно предложить определение термина «государственно-частное партнерство» в широком и узком смыслах. В первом случае, ГЧП - юридически оформленное долгосрочное сотрудни-

чество между государством и бизнес-сообществом, задачей которого является решение значимых проблем социально-экономического развития, без четкого разграничения прав и обязанностей. Во втором случае, государственно-частное сотрудничество - это взаимодействие субъектов хозяйствования и органов власти для реализации социально-экономических проектов, построенное на конкретных условиях, таких как распределение ответственности, рисков и финансов.

Рассмотренные выше трактовки ГЧП не отражают полного экономического содержания данного термина. В указанных определениях отсутствует указание форм взаимодействия бизнеса и власти, принципов, на которых строится их сотрудничество, четких целей их взаимодействия. Указывать задачи ГЧП в рамках трактовки данного определения неуместно, так как можно предложить слишком большое количество их вариантов.

В этой связи, наиболее полным и корректным определением ГЧП является трактовка, представленная в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муни-ципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: «...государственно-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [1].

Законодательная трактовка термина ГЧП предполагает сотрудничество предпринимателей и государства с целью реализации проектов создания новых товаров, услуг, продуктов, а также модернизации действующих проектов. В отличие от определений, представленных в научной литературе, в законодательном акте отражаются важнейшие положения государственно-частного партнерства, такие как распределение рисков и обязательств. Упоминание данных пунктов отличает ГЧП от прочих видов взаимодействия бизнеса и органов власти. Тем не менее, недостатком трактовки термина ГЧП в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муни-ципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является слишком сложная для восприятия формулировка, не характерная для научной литературы.

Учитывая точки зрения различных ученых и авторов, а также законодательство Российской Федерации, можно предложить следующее определение экономической категории «государственно-частное партнерство». ГЧП - юридически закрепленное в договорной форме сотрудничество органов государственной власти и субъектов хозяйственной деятельности, направленное на привлечение реальных инвестиций в реализацию социально-экономических проектов, а также улучшение условий функционирования бизнес-сообщества, основанное на разделении расходов, доходов, экономических, финансовых и других рисков.

Государственно-частное партнерство является одной из основных форм реализации инфраструктурных проектов, так как строительство объектов инфраструктуры - важнейшее направление социальной политики Российской Федерации. Особенно актуальным является ГЧП при строительстве объектов недвижимости, предполагающем крупные капитальные вложения. Для государства привлекательность ГЧП в строительной отрасли определяется следующими основными факторами:

1) разделение издержек с частным партнером, что особенно важно при реализации дорогостоящих строительных проектов с большим сроком окупаемости;

2) передача части социально-экономических и технических рисков частному сектору.

Относительно второго фактора важно отметить, что строительно-инвестиционные проекты подвержены специфическим рискам, таким как:

1) постоянный рост цен на строительные материалы и подрядные работы, что при длительном сроке реализации проектов строительства объектов инфраструктуры влияет на конечные капитальные и текущие затраты [4];

2) высокая доля просроченной кредиторской задолженности предприятий строительной отрасли, что влияет на возможность получения ссуды в банках [4];

3) высокая степень износа основных фондов строительных предприятий [4];

4) низкий уровень производительности труда, в том числе, за счет недостатка высококвалифицированного строительного персонала [4];

5) ярко выраженная сезонность строительных работ, а также высокая зависимость от погодных условий и других географических факторов;

6) низкая платежеспособность заказчиков;

7) недобросовестная конкуренция в отрасли, особенно на этапе проведения тендеров;

8) быстроменяющиеся условия внешней и внутренней среды функционирования строительных компаний.

Таким образом, успешная реализация государственно-частного партнерства в строительной отрасли зависит от многих внешних и внутренних факторов, влияющих на инвестиционные проекты, а также от степени рисков, присущих данному виду сотрудничества в конкретной сфере деятельности. Кроме того, особую роль в ГЧП в строительной сфере играет реализация принципов государственно-частного партнерства, особенно в вопросе разделения рисков между органами власти и представителями бизнеса.

Для более полного понимания механизма функционирования аппарата государственно-частного партнерства, важно определить, на каких принципах строится их сотрудничество. Исследование сущности ГЧП позволило выделить следующие принципы эффективного взаимодействия бизнеса и власти в области реализации инвестиционно-строительных проектов:

1. Принцип равенства. Его сущность заключается в том, что участники партнерских отношений находятся в равных условиях сотрудничества, справедливо делят и затраты на реализацию строительных проектов, и риски, и доходы. Также, данный принцип предполагает, равенство строительных организаций в праве участия в ГЧП на этапе проведения тендеров.

2. Принцип прозрачности. Его сущность заключается в том, что кандидаты на участие в государственно-частном партнерстве отбираются на конкурсной основе, этапы и результаты которого находятся в открытом доступе для пользователей услуг ГЧП, что снижает влияние фактора недобросовестной конкуренции, присущей строительной отрасли. Также, необходимо обеспечение открытости информации о финансовом состоянии частного партнера, его контактах и координатах.

3. Принцип автономного функционирования. Его сущность заключается в том, что частный партнер, участвующий в ГЧП, продолжает вести свою деятельность в обычном режиме. Государство не должно вмешиваться в ведение операций субъекта хозяйствования за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

4. Принцип гибкости соглашения. Его сущность заключается в том, что условия государственно-частного сотрудничества должны быть юридически закреплены и стабильны, в то же время, необходима оговорка условий внесения изменения в контракты, так как реализация

строительных проектов осуществляется в условиях нестабильной внешней среды с изменяющимися факторами воздействия, к тому же, чаще всего такие проекты носят долгосрочных характер.

5. Принцип возмездности. Его сущность заключается в том, что в случае досрочного расторжения договора государственно-частного партнерства, представители власти обязаны возместить субъекту хозяйствования расходы, связанные с инвестированием средств в реализацию инвестиционно-строительных проектов.

6. Принцип стимулирования. Его сущность заключается в том, что для повышения инвестиционной привлекательности социальных проектов строительства объектов инфраструктуры, требующих больших капитальных вложений, и характеризуемых длительными сроками окупаемости, необходима реализация государственных мер и проведение мероприятий, позволяющих привлечь фирмы к сотрудничеству на долгосрочной основе. Такими мерами могут быть бюджетные ассигнования, льготный налоговый режим, государственный беспроцентный займ для строительных организаций.

Таким образом, совокупность принципов, на которых основано государственно-частное сотрудничество, графически можно отразить в виде схемы (рис. 1).

Принципы реализации государственно-частного

партнерства

Принцип равенства Принцип возмездности

Принцип гибкости соглашений

Прпнцпп прозрачности

Принцип стимулирования

Принцип автономного функционирования

Рис. 1. Принципы реализации государственно-частного партнерства

В целом можно заключить, что в экономической литературе до сих пор не сложилось единого общепринятого определения понятия государственно-частного партнерства. Одни ученые рассматривают

данную категорию в более узком смысле, не учитывая всех положений ГЧП, другие - в более широком смысле, что делает трактовку термина слишком запутанной и сложной для восприятия. Законодательное определение государственно-частного партнерства имеет ненаучное содержание, не характерное для экономической литературы, так как там используются неустойчивые понятия и категории оценочного характера. В этой связи, предложенное в статье определение ГЧП, а также формулировка принципов его осуществления, раскрывает наиболее полное экономическое содержание исследуемой категории. В строительстве ГЧП имеет определенные особенности, в том числе факторы, влияющие на реализацию инвестиционно-строительных проектов и риски, которым подвержена данная сфера деятельности. Успешная реализация ГЧП в строительстве возможна только при условии реализации всех принципов государственно-частного партнерства.

Список литературы

1. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 26.07.2019). - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 21.10.2019 г.).

2. Востриков С.П. Государственно-частное партнерство как межсекторное социальное партнерство в образовании / С.П. Востриков // Вопросы политологии. - 2014. - № 3 (15). - С. 41-51.

3. Гоосен Е.В. Опыт реализации проектов ГЧП в России / Е.В. Гоосен // Эко. - 2015. - № 2. - С. 163-175.

4. Харисова Р.Р. Развитие государственно - частного партнерства в сфере строительства / Р.Р. Харисова, Д.А. Ильина // В сборнике: современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 ч. - 2017. - С. 123-130.

5. Чахкиев Г.Г. Особенности развития государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства в Российской Федерации / Г.Г. Чахкиев // В сборнике: Современные корпоративные стратегии и технологии в России сборник научных статей. - М., 2017. - С. 148-159.

6. Швелидзе Д.А. Особенности иностранного участия в российских проектах государственно-частного партнерства / Д.А. Швелидзе // Научные записки молодых исследователей. - 2016. - № 2. - С. 46-54.

7. Щербаков К.В. Государственно-частное партнерство как основа эффективной экономики / К.В. Щербаков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 11. - С. 41-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.