Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения: региональный
анализ
Роднянский Д.В.,
доцент кафедры государственного и муниципального управления, кандидат экономических наук, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия Валеева Г.Ф.,
аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия Аннотация: Сегодня модернизация медицинской отрасли обуславливает необходимость вхождения частного капитала в сферу здравоохранения, что является общемировой тенденцией. Государственно-частное партнерство становится эффективным механизмом для внедрения в отрасль инновационных практик лечения, технологического оснащения клиник, улучшения качества оказания медицинской помощи: в целом оно способствует формированию цифрового здравоохранения. Все это актуализирует необходимость изучения лучших практик применения механизма государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения в регионах Российской Федерации.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, ГЧП, здравоохранение, частные инвестиции, цифровое здравоохранение, региональное развитие, качество медицинской помощи.
Понятие государственно-частного партнерства Одним из наиболее эффективных инструментов инновационной деятельности, способствующей динамичному развитию регионов, является государственно-частное партнерство (далее — ГЧП). Данный механизм способствует взаимодействию государства, бизнеса и общества, интегрируя их усилия, учитывая интересы каждого из участников.
Форма ГЧП возникла в Великобритании в последнее десятилетие двадцатого века и, именуемая как Public Private Partnership, интерпретировалась как новая концепция привлечения частных ресурсов для эффективного управления государственной собственностью, контроль которых остается за государством. Сегодня данный механизм применяется в большинстве развитых стран, однако общепризнанная законодательная модель, регламентирующая его, отсутствует [5, с.40].
В Российской Федерации внедрение модели ГЧП и его правовое регулирование произошло лишь в 2013 году: тогда был принят Федеральный закон Российской Федерации №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Его главной задачей было нормативно зарегламентировать правовые условия механизма ГЧП с целью привлечения инвестиций в национальную экономику.
Согласно статье 3 Федерального закона, под ГЧП понимается юридически оформленное на определенный срок и
основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнеров, которое осуществляется на основании соглашения о ГЧП. Цель данного соглашения — привлечение в экономику частных инвестиций, обеспечение органами власти доступности товаров, работ, услуг и повышение их качества [1, ст.3].
В России еще до принятия закона о ГЧП, в 2005 году начал действовать Федеральный закон «О концессионных соглашениях» № 115 , а в 2009 г. на федеральном уровне было создано Некоммерческое партнерство «Центр развития ГЧП», инициируемое ведущими финансирующими и экспертными организациями. Цель данного центра — интеграция участников рынка инфраструктурных проектов для внедрения механизмов ГЧП в России.
На сегодняшний день в развитиях странах 60% проектов в области здравоохранения реализуются в форме ГЧП - это говорит о ее перспективности. Тремя базовыми направлениями привлечения частных инвестиций зафиксированы строительство медицинских организаций, внедрение информационных технологий и производство инновационного медицинского оборудования.
ГЧП в сфере здравоохранения в регионах России
Согласно статье 7 Федерального закона №224, одними из объектов соглашения о ГЧП являются объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения[1, ст.7].
Система здравоохранения содержит в себе ряд объективных причин, объясняющих необходимость консолидации государства и бизнеса: сегодня в бюджете зафиксирован дефицит средств для предоставления жителям качественной медицинской помощи, и можно говорить о неприменимости приватизации медицинских учреждений.
В статье 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установление порядка осуществления
медицинской деятельности на принципах ГЧП в сфере охраны здоровья отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья. В связи с этим, еще до появления федерального законодательства о ГЧП, более чем в 60 субъектах РФ были разработаны региональные законы о ГЧП в здравоохранении. В Министерстве здравоохранения России для рассмотрения наиболее значимых вопросов по разработке и внедрению механизмов привлечения частных инвестиций в инфраструктуру здравоохранения в 2014 году был создан Координационный совет по ГЧП.
Механизм ГЧП в сфере здравоохранения, рассматриваемый как альтернатива приватизации медицинских организаций, способная привлечь частное финансирование, способствует:
- привлечению дополнительного финансирования в отрасль и тем самым оптимизации расходов государственного и регионального бюджетов;
- распределению рисков реализации проектов между государством и частным сектором;
- доступу к технологическим, наукоёмким и интеллектуальным ресурсам;
- инвестированию дополнительных ресурсов в реконструкцию существующих медицинских организаций;
- формированию цифровой медицины[4, с.144].
Цифровое здравоохранение - это один из основных факторов экономического роста России. На сегодняшний день основными трендами цифровизации медицинской области являются: «медицина 4П» (персонифицированная, прогностическая, пациентоориентированная и превентивная), медицинский блокчейн, телемедицина и искусственный интеллект. Развитые страны, понимая эффективность внедрения данных трендов, увеличивают финансирование данной области: к примеру, объём инвестиций в США ежегодно увеличивается в 1,5 раза.
В России также деятельность государственных органов власти направлена на цифровизацию здравоохранения: был принят закон о телемедицине, можно говорить о завершающей стадии внедрения единой медицинской информационной системы. Регионы России также внедряют свои информационные системы оказания медицинской помощи, например, в Москве это Единая медицинская информационно-аналитическая система, в Республике Татарстан - портал здравоохранения, в Башкортостане — Единый медицинский портал. Не смотря на увеличивающиеся показатели записавшихся к врачу в электронном виде (в том числе используя мобильные приложения), получение гражданами дистанционных медицинских услуг, говорить о повсеместном внедрении цифрового
здравоохранения пока невозможно. ГЧП может стать одним из эффективных инструментов дальнейшего перехода здравоохранения России к цифровой модели.
В целом отрасль здравоохранения сегодня занимает лидирующую позицию по реализации ГЧП на региональном уровне. Реализуемые в субъектах Российской Федерации проекты ГЧП в здравоохранении, можно разделить на три группы: 1) инфраструктурные проекты; 2) проекты аутсорсинга; 3) крупные федеральные проекты по созданию социально значимого продукта[2, с.273-275].
Согласно данным Министерства здравоохранения РФ, по реализации проектов ГЧП в сфере здравоохранения регионами — лидерами являются республики Татарстан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, а также Новосибирская, Ленинградская, Вологодская, Липецкая, Калужская, Самарская, Нижегородская и Ростовская области, город Москва и Ставропольский край.
Инфраструктурные проекты. Согласно проекту 2018 года о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов ГЧП в России, количество проектов ГЧП в отрасли здравоохранения и санаторно-курортного лечения -110, объем частных инвестиций на инвестиционном этапе — 110 73 331 642 тыс. руб.
Инфраструктурные проекты реализуются двумя способами: либо на основании соглашений о ГЧП, либо на основе концессионных соглашений.
Ярким примером эффективно реализуемого в здравоохранении инфраструктурного проекта ГЧП является реконструкция и переоснащение в г.Казань (Республика Татарстан) перинатального центра, который включает в себя центр экстракорпорального оплодотворения(ЭКО). Концессионное соглашение было заключено между Министерством земельных и имущественных отношений РТ и ООО «АваПетер» в 2011 г. сроком на 10 лет. По условиям договора компания «Ава-Петер» обязалась вложить 20 млн долл. в реконструкцию здания, построив современный перинатальный центр общей площадью 8 тыс. кв. м. В результате сотрудничества властей с компанией «Ава-Петер» в Казани появилось современное медицинское учреждение, возросло количество операций ЭКО, эффективность операций процедуры по оценочным показателям на выросла 10% [3, с.54].
Опыт Татарстана по праву может быть рассмотрен как передовой по реализации инфраструктурного проекта ГЧП в сфере здравоохранения. В 2017 году Республика Татарстан была признана лучшей в номинации «Лучший субъект Российской Федерации по уровню развития ГЧП в здравоохранении»[8, с.2].
Проекты аутсорсинга. Данная модель пользуется большим спросом в медицинских учреждениях, ведь она дает возможность повысить качество предоставляемых услуг. Самыми актуальными профильными услугами, передаваемыми аутсорсеру, являются рентгенология, лабораторные исследования и аптека. Среди непрофильных для здравоохранения услуг актуальными являются ^-технологии, транспортировка больных, организация производства и т.д.
Эффективное применение аутсорсинга в сфере здравоохранения позволяет экономить финансовые средства и время, повышать качество медицинских услуг и сосредотачиваться руководству медицинских учреждений на профильной деятельности.
Среди региональных лидеров по применению аутсорсинга в сфере здравоохранения являются Пермская, Кировская, Московская и Свердловская области. Именно здесь компания «Новоскор» представляет лечебно-профилактическим учреждениям собственные автомобили скорой помощи в аутсорсинг. Соответственно, это позволяет медицинским учреждениям значительно экономить средства на их покупку и ремонт, повышать качество предоставляемых услуг, а также решает одну из глобальных проблем — высокого износа автомобилей скорой помощи (60-80%).
Федеральные проекты по созданию социально-значимого продукта. Стратегия развития здравоохранения на долгосрочный период 2015 - 2030 гг. и Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 г. закладывают предпосылки необходимости внедрения механизмов ГЧП в сфере лекарственного обеспечения населения. Данный проект находится на стадии активного обсуждения, но, по мнению экспертов, имеет большие перспективы. В качестве объекта сделки рассматриваются лекарственные препараты, которые находятся под патентной защитой, реализация ГЧП предполагает соглашение типа «объем — цена», которые распространены в США и в ряде стран Европы.
Суть соглашения заключается в том, что государство заключает с производителем контракт относительно лечения пациентов определенными препаратами в течение фиксированного периода времени или же фиксированного количества приема лекарств. Если лечение не удовлетворило пациента, то производитель лекарственного препарата обязуется провести лечение пациента из собственных средств. Безусловным преимуществом данной формы ГЧП является ограничение использования лекарственных препаратов не по показаниям или при недостаточной доказательной базы по продолжительности терапии [6, с.170-174].
Также договором «объем - цена» в странах Европы регулируются вопросы развития фармацевтической отрасли, в частности вопроса трансфера технологий производства лекарственных препаратов, инвестиций в научно-исследовательские разработки, локализации производства.
Тот факт, что около 65% жизненно необходимых лекарственных препаратов в России сегодня производятся зарубежом, обуславливает необходимость скорейшего внедрения данного вида механизма ГЧП в здравоохранении.
Выводы
На основе анализа было выявлено, что основными преимуществами реализации проектов ГЧП в сфере здравоохранения являются:
- альтернатива неэффективного управления и приватизации;
- повышение эффективности проекта за счет сбалансированного распределения рисков;
- повышение доступности, качества работ и услуг;
- применение инновационных методов и модернизация инфраструктуры;
- формирование цифровой модели здравоохранения.
Все это позволяет говорить о том, что ГЧП - это один из рычагов развития здравоохранения в субъектах Российской Федерации, конечной целью которого является удовлетворение потребности населения в получении высококачественных услуг медицинской помощи. Также ГЧП в сфере здравоохранения по праву можно считать эффективным механизмом формирования цифровой модели здравоохранения, что также является одним из приоритетов государственной политики в сфере здравоохранения.
Успешное применение механизма ГЧП в сфере здравоохранения в ряде регионов России обуславливает необходимость внедрения и развития данного инструмента модернизации здравоохранения во всех субъектах Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ// [электронный ресурс] — Режим доступа—http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/, свободный
2. Berdnikova E.F., Raiskaya M.V. Public-private partnership: the main trends and prospects in Russia // Bulletin of Kazan Technological University. — 2014. — vol. 17. — no. 11. — pp. 275279
3. Гильфанова, Л.Г., Роднянский Д.В. К вопросу о реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения в Республике Татарстан // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 11-3. — С.53—57.
4. Добрусина М.Е., Завьялова Г.Н., Тулупова О.Н., Хлынин С.Н. Государственно-частное партнерство как инновационная форма развития российского здравоохранения // Вестник Томского университета. — 2011. — № 1. — с. 142-147.
5. Дячук, Е.А., Салимьянова И.Г., Николаева О.К. Развитие института государственно-частного партнерства в здравоохранении // Инновационная деятельность. — 2016. — № 1 (36). — С.38—45.
6. Канева, М.А. Государственно-частное партнерство в здравоохранении и направления его развития в Новосибирской области // Региональная экономика: теория и практика. — 2016. — № 1. — С.169—181 // [электронный ресурс] — Режим доступа https://cyberieninka.m/artide/v/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-zdravoohranenii-i-napravlemya-ego-razvitiya-v-novosibirskoy-oblasti/, свободный
7. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 32 с.
8. Маргалитадзе О.Н., Горбунов В.С. Особенности развития мировой экономики и внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации и регионализации: монография / Издательство: НАучный консультант, 2019. - 170 с.
9. Фомин А.А. Совершенствование организационно-экономических механизмов регулирования земельных отношений в аграрной отрасли российской федерации: монография / Издательство: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет по землеустройству, 2018. - 556 с.
10. Тенденции и проблемы развития земельного законодательства. Материалы к Парламентским слушаниям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и к Столыпинским чтениям в Государственном университете по землеустройству 19 апреля 2018 года. Под общ. ред. С.Н. Волкова, А.А Фомина / Издательство: Государственный университет по землеустройству, 2018. - 272 с.
11. Государственно-частное партнерство в здравоохранении: дайджест по материалам периодической печати за 2016-2017 гг. — Казань. — 2018 // [электронный ресурс] — Режим доступа—http://rmbic.ru/upload/iblock/ac0/Gosudarstvenno_chastnoe-partnerstvo-v-zdravookhranenii- daydzhest-za-2016 2017-g.g. .pdf , свободный