УДК 338.4 М.Х. САИДОВА
С12
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
В современных условиях развития экономики особое место отводится государственно-частному партнерству, так как государство и бизнес взаимосвязаны и положительно влияют на общество. На наш взгляд, государственно - частное партнерство есть прежде всего проявление взаимосвязанных отношений во внешнеэкономической сфере деятельности отрасли физической культуры и спорта.
Следует отметить, что термин «государственно - частное партнерство» является дословным переводом распространенного во всем мире термина «public- private partnership» [3].
На наш взгляд, государственно-частное партнерство понимается как институт и организация между государством и бизнесом для того, чтобы реализовать проекты и программы в базовых отраслях сферы услуг. В данный спектр отраслей попадает и Комитет по делам молодёжи, спорта и туризма при Правительстве Республики Таджикистан как государственный уполномоченный орган в области физической культуры и спорта, обеспечивающий непосредственную реализацию задач по оздоровлению населения республики.
Государственно-частное партнёрство - механизм, который создаёт положительный эффект, а также партнёрство во всех экономическим сферах и социальной политике.
Развитие государственно-частного партнерства между физической культурой и спортом и бизнесом в Республике Таджикистан связано с рядом факторов и тенденций в этой сфере, прежде всего в целях обеспечения здорового образа жизни, а также в необходимости инфраструктурного развития отрасли физической культуры и спорта в республике.
Необходимо отметить, что Правительством Республики Таджикистан для реализации разных форм государственно-частного партнёрства была создана законодательная база, а для реализации партнёрства были оформлены различные институты механизма. С точки зрения макроэкономики и стратегии эти механизмы могут быть и должны многократно развиваться.
Правительством Республики Таджикистан принят закон Республики Таджикистан от 28 декабря 2012 года №907 «О государственно-частном партнерстве». Настоящий закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственно-частного партнерства, порядок реализации проектов государст-
венно-частного партнерства в сфере инфраструктуры и социальных услуг и защищает интересы государства и частного сектора [1].
Государственно-частное предпринимательское партнерство тесно связано с государственными проектами в отрасли физической культуры и спорта, которые в настоящее время начинают набирать силу. Некоторые вопросы использования государственно-частного партнерство отражены в новой редакции закона Республики Таджикистан «О защите и государственной поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан», опубликованной в газете «Садои мардум» от 7 января 2011г.
По нашему мнению, чтобы создать стимул для бизнеса с целью его участия в решении социальных вопросов, в основном нужно акцентироваться на разработке механизма развития государственно-частного партнерства во всех сферах экономики.
Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон 20 декабря 2010 года при встрече со спортсменами отметил, что необходимо предоставить льготы предпринимателям, которые строят и безвозмездно передают в государственную собственность спортивные площадки и стадионы. Государственно-частное партнерство имеет в Республике Таджикистан хорошие перспективы не только на государственном уровне, но и на уровне регионов и городов [2].
Вместе с тем следует отметить, что улучшение системы оказания физкультурно-спортивных услуг требует огромных вложений не только со стороны государства, но и бизнес-сообщества в целом.
В настоящее время большое значение имеют вопросы использования инноваций, которые в дальнейшем преобразуют собственность и технический капитал.
Предприниматели были мало заинтересованы в том, чтобы вкладывать деньги в развитие сферы физической культуры и спорта, это свидетельствовало о стремлении основного учредителя, как всегда, быть хозяином своего предприятия.
Для развития по инновационному пути должна быть связь с масштабными инвестициями в человеческий капитал, а также в качественные изменения роли человека - это высокопрофессиональные и инициативные специалисты в области физической культуры и спорта [4,5,6].
На основе вышеизложенного мы считаем, что выявленное качество нужно, во-первых, мотивировать, а, во-вторых, конкретизировать и реализовать в экономическом и законодательном аспектах.
Особенно важным шагом в последние годы в Республике Таджикистан стало строительство новых спортивных объектов. Значительное внимание государственных органов и представителей бизнес сообщества в последние годы уделялось качественному строительству и реконструкции спортивных комплексов, спортивных площадок в городах и районах, которые должны обеспечивать подготовку спортсменов мировоюго уровня, а также здоровый образ жизни населения.
Анализ показывает, что в 2010-2013 гг. в республике с участием представителей бизнес сообщества построено более 2400 новых физкультурно-спортивных объектов, а также реконструировано более 1800 функционирующих спортивных сооруже-
ний во всех регионах. Однако потенциал этих объектов и сооружений в целом не удовлетворяет потребности населения в физкультурно-спортивных услугах.
Поэтому мы считаем, что ориентация государственно-частного партнерства в отрасли физической культуры и спорта не говорит о том, что в этом партнерстве должна быть целевая установка на прибыль или увеличение личного денежного капитала и т.п. Важно заметить, что эти целевые установки должны быть оправданы не только общественно, а также являться мощной мотивацией социально-экономического прогресса в регионах [4,5,6].
С другой стороны, актуальность данной проблемы определяется тем, что ГЧП не получило должного распространения на практике, несмотря на то, что оно является эффективным инструментом объединения усилий органов исполнительной власти и бизнеса для решения современных проблем общества. В нем нуждается экономика в связи с коренными изменениями в методах, используемых органами исполнительной власти, требующими объединения усилий с бизнесом для решения проблем физической культуры и спорта. Поэтому развитие государственно- частного партнерства на основе создания эффективных институтов взаимодействия бизнеса и государства пока слабо используется в качестве инновационного инструмента улучшения физкультурно-спортивных услуг и качества инфраструктуры.
Важно заметить, что развитие государственно - частного партнерства в республике сдерживается отсутствием ряда нормативно - правовых документов, административными барьерами, отсутствием высококвалифицированных кадров, недостаточным уровнем взаимного доверия между сторонами и низким уровнем их активности. Кроме того, это партнерство все еще не создает условий для успешного оказания физкультурно-спортивных услуг населению регионов Республики Таджикистан, слабо способствует финансированию стратегических программ, концепций и инвестиционных проектов с привлечением частных инвестиций, не обеспечивает эффективного использования концессионных, лизинговых и фран-чайзинговых механизмов в сфере обустройства и развития физкультурно-спортивных центров.
Мы считаем, что развитие государственно-частного партнерства для повышения эффективности оказания физкультурно-спортивных услуг населению Республики Таджикистан обусловлено следующими основными причинами:
1. В мировой практике наблюдается ряд проблем, вызванных ростом стоимости и сроков реализации в основном бюджетных проектов в сфере физической культуры и спорта. В Республике Таджикистан эта проблема наиболее остро встала в связи с совпадением во времени экономического кризиса и необходимостью реализации ряда концепций, в том числе Концепции долгосрочного социально - экономического развития Республики Таджикистан и других. В этой связи использование смешанных вариантов реализации и управления проектами является одним из возможных вариантов снижения государственных расходов и сокращения сроков реализации проектов по строительству физкультурно-спортивных объектов.
2. В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики развития становится развитие инфраструктуры физической культуры и спорта в Республике Таджикистан. На наш взгляд, одним из возможных вариантов
может быть государственно-частное партнерство, направленное на создание эффективных и качественных условий функционирования инфраструктуры сферы физической культуры и спорта.
3. Важную роль в инфраструктурном развитии отраслей сферы услуг играет совершенствование нормативно-правовых основ оказания физкультурно-спортив-ных услуг в Республике Таджикистан. Тогда решение данной задачи на принципах государственно-частного партнерства создает правую базу для развития необходимой инфраструктуры, оказания физкультурно-спортивных услуг на основе использования инновационных технологий.
4. Развитие интегрированных информационно-коммуникационных технологий и других информационных инноваций в территориальных зонах также попадает в сферу государственно-частного партнерства между физкультурно-спортивной сферой и бизнесом.
5. В Республике Таджикистан назрела необходимость создания системы оценок эффективности функционирования физкультурно-спортивной сферы на принципах государственно - частного партнерства. Внедрение инноваций в сфере, затрагивающей взаимодействия физкультурно-спортивной сферы и общества, должно оцениваться исходя из сокращения времени на оказание физкультурно-спортивных услуг, способствующего снижению издержек для бизнеса, увеличению прибыли, расширению производства и, соответственно, для государства - росту отчислений в бюджет, занятости населения, снижению социальной напряженности и т.п.
На наш взгляд, несмотря на недостаточный уровень развития государственно-частного партнерства в сфере физкультурно-спортивных услуг, физкультурно-спортивные организации и бизнес объединяют свои усилия и решают задачи обслуживания инфраструктуры, создания новых спортивных объектов и средств для оказания физкультурно-спортивных услуг и др.
6. Важным условием реализации концепции развития сферы физкультурно-спортивных услуг в Республике Таджикистан является ее согласование с основными концепциями и стратегиями Республики Таджикистан, разработанными за последние годы. Наибольшего эффекта в достижении этой задачи можно достичь при участии бизнес сообщества в выработке тех или иных решений, что также попадает в сферу ГЧП.
7. Для улучшения оказания физкультурно-спортивных услуг в Республике Таджикистан необходима подготовка и переподготовка кадров. Решение данной задачи возможно во взаимодействии государственного и частного секторов, что позволит создать необходимый кадровый потенциал.
В целом мы считаем, что, во-первых, развитие государственно-частного партнерства по взаимодействию между отраслью физической культуры и спорта и бизнесом, является весьма актуальной задачей, стоящей как с позиции научных исследований, так и с точки зрения практической физкультурно-спортивной деятельности; во-вторых, современное состояние отрасли физической культуры и спорта имеет важное значение при определении природы, роли, места и содержания всех форм взаимодействия физической культуры и спорта и бизнеса, в том числе в форме государственно-частного партнерства; в-третьих, развитие государственно-
частного партнерства является и причиной, и следствием общности интересов государства и бизнеса по обеспечению условий для устойчивого стабильного роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, является гарантом социализации всего общества и улучшения здоровья населения Республики Таджикистан.
Список использованной литературы:
1. Закон Республики Таджикистан «О государственно-частном партнерстве» от 28 декабря 2012 года, №907.
2. Закон Республики Таджикистан «О защите и государственной поддержки предпринимательства в Республике Таджикистан»// «Садои мардум» от 7 января 2011г.
3. Варнавский, В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики. // Мировая экономика и международные отношения / В.Г. Варнавский. -2011. - № 9. - С.41-50.
4. Раджабов, Р.К., Раджабова, Н.Р. Становление и развитие государственно-частного партнерства таможни и бизнеса в Республике Таджикистан: коллективная монография./ Проблемы взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса: опыт России и Германии /Р.К. Раджабов., Н.Р. Раджабова. -Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2012.-с.424-431.
5. Саидова, М.Х. Совершенствование механизма государственной поддержки инновационного предпринимательства в сфере услуг Республики Таджикистан// Вестник ТНУ /М.Х. Саидова. - 2013. -№2/6 (120). - С. 145-153.
6. Снаплян, О.О. Государственно-частное партнерство как основной механизм активизации инновационной деятельности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность /О.О. Снаплян. -2012. - № 32. - С.29-37.
Reference literature
1. The Law of the Republic of Tajikistan "On Statal Public-Private Partnership" from December 28, 2012, № 907.
2. Tajikistan Republic Law "On Protection and State Support of Entrepreneurship in the
Republic of Tajikistan", published in the newspaper "Sadoi Mardum ", January 7, 2011.
3. Varnavsky V.G. Statal-Private Partnerships: some issues of theory and practice / / World
Economy and International Relations. - 2011. - № 9. - P.41 -50.
4. Radjabov R.K., Radjabova N.R. Formation and Development of Statal-Private Partnership
between Customs' House and Business in Tajikistan//collective monograph "Problems of interaction between civil society, government and business: the experience of Russia and Germany. -Rostov-on-the Don: SKAGS, 2012. -p.424 -431.
5. Saidova M.H. Improvement of the Mechanism of State Support Innovative in Reference to
Innovative Realm of Services in the Republic of Tajikistan// Bulletin of TNU, 2013. - № 2/6 (120). - pp.145 -153.
6. Snaplyan O.O. Statal-Private Partnership as Basic Mechanism Innovative Activity // National interests: priorities and security. - 2012. - N 32. - P.29 -37.
Государственно-частное партнерство в сфере физической культуры и спорта
Республики Таджикистан
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, физическая культура и спорт, институт и организация, бизнес, предпринимательство, инновация, мотивация
В статье рассматривается взаимосвязь государства и бизнеса в сфере физической культуры и спорта, выявлены пути развития государственно-частного партнерства между физической культурой, спортом и бизнесом, определены вопросы использования инноваций, а также предложены пути улучшения развития государственно-частного партнерства по взаимодействию между отраслью физической культуры и спорта и бизнесом.
Statal-Private Partnership in the Sphere Of Physical Culture and Sports in Tajikistan
Republic
Key words: statal-private partnership, physical culture and sports, institutes and organization, business, entrepreneurship, innovation, motivation
The article dwells on the interaction between state and business in the sphere of physical culture and sports, the author elicits the ways of development of statal-private partnership between physical culture, sports and business; she determines the issues in reference to utilization of innovations, suggests the ways for improving statal-private partnership on interaction between physical culture, sports and business.
Сведение об авторе:
Саидова Мунавар Хамидовна, к.э.н, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания Таджикского государственного университета коммерции (Республика Таджикистан, г. Душанбе); e-mail: [email protected]
Information about the author:
Saidova Munavar Hamidovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department "Physical Education" under Tajik State University of Commerce (Tajikistan Republic, Dushanbe); e-mail: Saidova-60@mail ru