Научная статья на тему 'Development of business in the field of physical education and sport in Tajikistan'

Development of business in the field of physical education and sport in Tajikistan Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURSHIP / СПОНСОРСТВО / SPONSORSHIP / ПРОДУКТ / PRODUCT / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ УСЛУГИ / SPORTS AND SPORTS FACILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раджабов Р.К., Саидова М.Х.

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта в условиях рынка. Выявлены основные критерии физкультурно-оздоровительной работы, а также важнейшие элементы предпринимательской деятельности. Разработана модель продукта различных видов спорта при оценке функционирования и развития в предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the formation and development of entrepreneurship in the sphere of physical culture and sports in the market. The basic criteria for sports and recreation activities, as well as the essential elements of entrepreneurship. A model of the product of different sports when assessing the operation and development of entrepreneurial activity in the sphere of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Development of business in the field of physical education and sport in Tajikistan»

УДК 330.338

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Р.К. Раджабов, М.Х. Саидова

Таджикский государственный университет коммерции, Душанбе, Таджикистан Для связи с авторами drtajab@mail.m, Saidova-<50@mail.i4i

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта в условиях рынка. Выявлены основные критерии физкультурно-оздоровительной работы, а также важнейшие элементы предпринимательской деятельности. Разработана модель продукта различных видов спорта при оценке функционирования и развития в предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: формирование, развитие, физическая культура и спорт, предпринимательская деятельность, спонсорство, продукт, физкультурно-спортивные услуги.

DEVELOPMENT OF BUSINESS IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT IN TAJIKISTAN R.K. Radzhabov, M.H. Saldova

Tajik State University of Commerce, Dushanbe,Tajikistan Abstract:

The article deals with the formation and development of entrepreneurship in the sphere of physical culture and sports in the market. The basic criteria for sports and recreation activities, as well as the essential elements of entrepreneurship. A model of the product of different sports when assessing the operation and development of entrepreneurial activity in the sphere of physical culture and sports.

Keywords: formation, development, physical culture and sport, entrepreneurship, sponsorship, product, sports and sports facilities

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика предполагает становление и развитые предприятий и организаций, различных организационно-правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников, как отдельных граждан, так и трудовых коллективов. Возник и такой вид деятельности, как пр ед приниматель ство.

Анализ работ [6,7] показывает, что предпринимательская деятельность — это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средете и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой

Предпринимательству присущи ориентация на получение прибыли, комбинированность факторов деятельности, самостоятельность, подверженная риску При этом ее основная

функция — доводить до конкретнкх потребителей товары, услуги, работы и получать за это материальное и моральное вознаграждение. Б Республике Таджикистан на этапе осуществления рыночных преобразований предпринимательство стало важным регулятором формирования новых процессов и экономических отношений между отдельными отраслями и секторами экономики, группами населения

Как перспективный и достаточнс привлекательный сектор современной экономики, она имеет свою историю, условия становления и поэтому опирается на о сно во полагаю щи е теоретико-методологические положения и концепции экономической науки о рыночной экономике и предпринимательского тт-ша хозяйствования

Различные методологические вопросы теории и практики предпринимательства з основном нашли свое отражение в специальных иссле-

дованиях и публикациях ученых-экономистов [1,4,7,8,13].

В Республике Таджикистан проблемы предпринимательства и предпринимательской деятельности исследованы в различных работах [6,7,10,11,12]. Относительно понятия «предпринимательство» мы поддерживаем авторов работ [6,12] и считаем, что «Предпринимательство — это процесс личностного или организационного самообновления и самоорганизации через развитие идей как по созданию новых, так и по развитию действующих предприятий, осуществляемый во взаимодействии индивидуальностей и организаций с микро- и макросредой их функционирования с целью достижения максимизации возможностей основателей и руководителей предприятия в удовлетворении комплекса их социально-экономических потребностей в рамках динамического неравновесного баланса противоречивых экономических и социальных интересов участников этого процесса — индивидуальностей, организаций и общества в целом. Соответственно,предприятие—это соединение комплекса энерго-массо-информационных ресурсов с целью максимизации возможностей основателей предприятия в удовлетворении комплекса их социально-экономических потребностей в рамках раскрытого выше баланса интересов»

Нами установлено, что при сравнительно близких общих показателях данные об отраслевом распределении малых и средних предприятий внутри отдельных стран имеют огромные различия Б промышленном производстве доля малых и средних предприятий составляет в Индии — 40%, в Японии — 51%. Среди экспортеров малые и средние предприятия составляют в Финляндии — 20%, во Франции — 29%, в Италии - 40%, в Индии - 50% [12] Большая часть занятых на малых предприятиях работает в сфере услуг (свыше 2/3). В США в сфере услуг функционирует более 1800 тыс., а в розничной торговле — почти 1500 тыс. предприятий [14]. Во Франции и Великобритании четверть всех малых предприятий относится к категории промышленных Малое предпринимательство играет большую роль в сельском хозяйстве США и Китая.

Другое преимущество предприятий МСП заключается в их способности к ускоренному освоению инвестиций, высокой оборачиваемости оборотных средств и активной инновационной деятельности, что способствуют ускоренному развитою различных отраслей хозяйства во всех отраслях экономики. На основе вышеизложенного мы считаем, что развитие сектора малого предпринимательства служит источником высоких темпов социально-экономического развития, позволяет за короткий период накопить средства для устойчивого развития основных отраслей экономики, что подтверждается опытом стран ЕС, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.

В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главные сферы предпринимательства: производственную, коммерческую,финансовую и сферу потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная и маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства. В целом, роль предпринимательства в развитой экономических и социальных процессов весьма значительна, а предпринимательская деятельность в рыночной экономике является ведущим сектором, определяющим Темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Так, в экономически развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% валового национального продукта

Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что предпринимательская деятельность оказывает существенное влияние на обеспечение экономического роста, создание новых рабочих мест, способствует повышению уровня жизни населения, решению социальных проблем, в частности и в сфере физической культуры и спорта Республики Таджикистан, в условиях различных регионов страны В настоящее время предпринимательство в сфере физической культуры и спорта находится на начальном этапе развития. Создавшиеся сегодня социально-экономическая обстановка, конкуренция на рынке досуговых и культурно-

массовых услуг, к которым можно отнести спортивно-зрелищные (спортивные соревнования) и физкультурно-оздоровительные услуги, пока имеют не совсем достаточное финансирование и диктуют свои условия для существования бюджетных спортивных организации.

Данная ситуация подталкивает бюджетные спортивные организации зарабатывать деньги своими силами, т.е. заниматься предпринимательской деятельностью, в связи с чем сегодня все чаще местные органы власти ставят перед руководителями бюджетных физкультурно-спортивных организаций задачу существования не только за счет бюджетного финансирования, но и за счет привлечения внебюджетных источников

После приобретения независимости в Республике Таджикистан большое внимание стало уделяться отрасли физической культуры и спорта как фактору, влияющему на воспитание людей.

Правительством Республики Таджикистан принят Закон «О физической культуре и спорте» № 243 от 5 марта 2007 года, проявляется его стремление создать все необходимые условия и средства для обеспечения эффективного функционирования и развития этой сферы [3]. Президент Республики Таджикистан Эмо-мали Рахмон 20 декабря 2010 года на встрече со спортсменами страны отметил, что предоставит льготы для предпринимателей, которые строят и безвозмездно передают в государственную собственность спортивные площадки и стадионы. Кроме того, в местных бюджетах предусмотрено увеличивать финансирование сферы физической культуры и спорта и направлять часть перевыполненных бюджетных средств на развитие сферы физической культуры и спорта [16]. Комплексный анализ исследования показывает, что в условиях административно-командной и социально-экономической системы могли иметь место лишь отдельные элементы спортивного предпринимательства, в частности, такие как инновационная деятельность, обобщение, распространение и внедрение передового опыта физкультурно-спортивной работы. Физкультурно-оздоровительная работа пред-

ставляет собой практическую деятельность отдельных физкультурных работников и организаций, которая основана на их творческой инициативе и позволяет добиваться высоких результатов

Мы считаем, что основными критериями выявления качественной работы физкультурно-спортивных организаций являются: практический эффект значимости для решения задач физического воспитания населения, действительность достижений физкультурных работников, эффективность в сравнении с другими формами работы Б спортивных и физкультурных организациях Республики Таджикистан имеются различные методы организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы

На о снов е пров еденных и ссле дов аний н ами установлено, что распространение наилучших методов организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы ограничивается популяризацией вариантов, методов и формированием положительного к ним отношения Вместе с тем следует отметить, что- внедрение методов —это научно-управляемый процесс обновления практики физкультурно-спортивной и оздоровительной работы По нашему мнению, методическую основу внедрения методов организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы среди населения должна составлять совокупность логически последовательных взаимо связанных этапов. Основными из них являются, отбор и оценка эффективности методов организации спортивной работы, разработка организационно-методических характеристик и формирование их банка, информирование пользователей о предлагаемых методах планирования организации физкультурно-спортивной работы, формирование необходимых организационно-методических и материальных условий для внедрения, стимулирование внедрения, оценка эффективности внедрения методов организации физкультурно-оздоровительной работы Тенденции развитая предпринимательства показывают, что в этом процессе особое место следует отвести совершенно новому направлению для теории и практики физической культуры и спорта — использованию маркетинга в

физкультурно- спортивном пр едприниматель-стве

Анализ работ [1,3] показывает, что при исследовании этого направления, прежде всего, нужно выявить понятие «продукт конкретного вида спорта». В этой связи существуют различные определения.

Под понягием «продукт вида спорта» понимается динамичный комплекс нематериальных результатов человеческого, по преимуществу — педагогического, труда, включающий, как правило, в сочетании услуги, спортивные товары, организации, идеи, спортсменов и специалистов, а также места для проведения учебно-тренировочных занятй и спортивных соревнований.

Однако при рассмотрении этого определения следует учитывать особенности различных видов спорта, формирование спроса на спортивные услуги, выбор места для проведения соревнований, а также стоимость данного продукта с учетом рыночных требований Поэтому мы считаем, что продукт каждого вида спорта с учетом маркетинговой концепции —это особый результат человеческого труда, включающий в сочетании физкультурно-спортивные услуги, спортивные товары, организации, управ-

2

О

1

я

&

и

Рисунок 1 - Модель продукта различных видов спорта

ления, идеи, спортсменов и тренеров, места для проведения учебно-тренировочных занятий Нами установлено, что на основе этого определения можно разработать модель продукта различных видов спорта при оценке функционирования и развития в предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта. Структура предлагаемой нами модели приведена на рисунке 1.

Мы считаем, что приведенная ниже модель продукта различных видов спорта является «открытой» как в смысле возможности ее дополнения в связи с динамичностью развития самого продукта, так и в смысле усложнения модели в различных условиях Республики Таджикистан. В Республике Таджикистан предпр лниматель-ство в сфере физической культуры и спорта родилось в конце 30-х годов, как и в других странах СНГ. В настоящее время предпринимательство в сфере физической культуры и спорта развивается на основе Закона Республики Таджикистан «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в различных организационно-правовых формах. Наиболее распространены индивидуальные (семейные) частные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и др

Таблица 1 - Динамика общего объема платных услуг в отрасли физической культуры и спорта Республики Таджикистан за 2007-2013 гг.

№ пп Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2013г. к 2007г.. раза

1. Общий обьем платных услуг, млн.сомони, в т.ч 0,8 0,07 0:3 0.7 1.1 1,4 1,5 1,88

1.1. Оказываемые государственными организациями, млн.сомони 0,04 0,01 0.01 0,04 0.01 0.1 0.2 5,0

1.2. Оказываемые негосударственными организациями 0,76 0,06 0.3 0.7 1.1 1.3 1,3 1,71

Источник расчеты авторов на основе Статистического ежегодника Республики Таджикистан -Душанбе : АСПРТ, 2014.-С. 399-406

Анализ функционирования и развития сферы физической культуры и спорта показывает, что в Республике Таджикистан предпринимательство стало неотъемлемой частью деятельности 106 спортивных федераций по видам спорта. Б таблице 1 приведена дин шика общего объема платных услуг в отрасли физической культуры и спорта Республики Таджикистан за 2007-2013 гт. Анализ динамики общего объема оказываемых платных физкультурно-спортивных услуг за 2007-2013 гг. в республике (таблица 1) показывает, что за этот период они увеличились в 1,88 раза При этом объем услуг, оказываемых государственными и негосударственными организациями, возросли в 5,0 и 1,71 раза соответственно

В общем объеме платных услуг доля государственных и негосударственных организаций, соответственно, в 2013 г. составляет 13,33 и 86,67%. В 2013 г. в республике функционируют 15615 спортивных сооружений, в которых занимаются 1,45 млн. чел, из них женщин — 0,45 млн чел Однако в регионах республики наблюдается недостаточная обеспеченность населения физкультурно-спортивными сооруж ениями Кроме того, имеющие сооружения имеют устаревший парк спортивного оборудования и нуждаются в техническом перевооружении, реконструкции или модернизации Следует отметить, что имеются реальные резервы по увеличению предпринимательского дохода за счет совершенствования организации управления этой сферы на основе уточнения требуемого перечня оказываемых физкультурно-спортивных услуг и эффективного использования имею щихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также развития государственной поддержки

На о снове изуч ения о пыта организ ации и у пр ав-ления сферы физической культуры и спорта, а также формирования и развития рынка физкультур но-спортивных услуг можно выделить перечень оказываемых услуг и необходимых ресурсов для организации и развития предпринимательской деятельности (таблица 2). Как видно из таблицы 2, предложенный перечень является основой для создания предпринимательских структур по конкретным видам оказываемых физкультурно-спортивных услуг на основе использования имеющихся ресурсов, что позволяет максимизировать предпринимательский доход во всех регионах Республики Таджикистан

Другим важным направлением при организации предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан на основе учета особенностей оказания физкультурно-спортивных услуг является спонсорство Б качестве формирующихся тенденций развития спонсорства в отечественном спорте выделяем следующие:

• привлечение в качестве спонсороз иностранных компаний, как имеющих прямое отношение, так и не имеющих отношения к сфере спорта. Следует отметить, что ряд фирм, спонсоров отечественного спорт?., являются производителями товаров, не совместимых с физкультур но-спортивной деятельностью,

• наряду с персональным спонсорством, развивается совместное спонсорство спорта, в т.ч с иностранными фирмами стран Юго-Восточной Азии, Европы и др.,

• основными субъектами спонсорской деятельности являются посреднические фирмы и компании, банки, страховые общества и т.п.,

• спонсорскую поддержку получают, в первую очередь, объекты, связанные с конкретным ви-

Таблица 2 - Перечень оказываемых услуг и необходимых ресурсов для организации и развития предпринима-

тельской деятельности в сфере < изической культуры и спорта

№ пп Перечень оказываемых услуг и необходимых ресурсов для организации и развития предпринимательской деятельности Содержание оказываемых услуг и требуемых ресурсов для организации предпринимательской деятельности

1 Обеспечение занятий конкретным видом спорта С целью достижения высокого уровня спортивного мастерства либо с оздоровительной целью: в различных организационных формах либо самостоятельно; систематически либо эпизодически; с оплатой занятия либо бесплатно и т.д.

2. Виды зрелищных услуг Платное либо бесплатное посещение спортивных соревнований в качестве зрителя: личное присутствие на спортивном соревновании либо просмотр его по телевидению; посещение спортивных соревнований с участием профе:сиональных спортсменов либо спортсменов-любителей, «своих» команд спортсменов либо «чужих», посещение массовых соревнований либо соревнований, организуемых по международным правилам посещение массовых соревнований либо показательных выступлений; посещение спортивных соревнований по полной программе либо одной (нескольким) дисциплинам (видам) программы и т.д.

3. Основные виды оказываемых услуг при осуществлении предпринимательской деятельности Организационные услуги услуги по прокату спортивных товаров необходимых для занятий спортом; услуги по ремонту спортивных товаров необходжых для занятий спортом услуги по страхованию спортсменов торгоео-коммерческие услуги (тотализатор, лотереи и т.п.; спонсорская и рекламная деятельность и т.д.), посреднические услуги и др.

4 Оценка требуемых и используемых спортивных товаров Спортивные товары общего назначения; спортивные товары специального назначения; специализированное спортивное питание; специальная научно-методическая литература; сопутствующие товары (атрибутика и т.п.) идр

5. Система спортивных организаций и органы управления развитием вида спорта Федерации по виду спорта различных уровней, комитеты ^их подразделения) по физической культуре различных уровней (регионов, районов) добровольные физкультурно-спортивные общества; фонды и др.

6. Спортивные организации культивирующие конкретные виды спорта Любительские или профессиональные спортивные клубы; коллективы физической культуры; спортивные школы различных типов

7. Специализированные организации по подготовке специалистов различного уровня по виду спорта Средние специальные учебные заведения высшие учебные заведения; школы, кч-рсы, семинары и т.д. \

8. Основные формы предпринимательских структур Государственные, общественные индивидуальные (семейные) частные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества идр

9. Производители спортивных товаров общего назначения; специального назначения

10. Посреднические организации Средства массовой информации, маркетинговые, консалтинговые и т.п.организации

11. Научно- исследовательские и консультационные организации Выполняющие научно-исследовательские работы и оказывающие консультационную помощь

12. Физкультурно-спор-тивные диспансеры и др Специализированные поликлиники, лаборатории и диспансеры

13. Трудовые ресурсы Спортсмены-любители и профессионалы, тренеры; судьи, специалисты медико-биологического, психологического и т.п. профилей; спортивные менеджеры; руководители спортивных организаций различного уровня (регионов, районов)

14. Спортивные комплексы Физкультурно-спортивные сооружения, специализированные спортивные сооружения по виду спорта специализированные учебно-тренировочные базы спортивные лагеря и др; города и страны, в которых проводятся крупнейшие международные соревнования по виду спорта

15. Спортивные идеи и инновации Научно-методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса по видам спорта; научно-методическое обеспечение подготовки специалистов пэ виду спорта; технология производства спортивных товаров специального назначения идеи в различных отраслях спортивной науки -управлении, педагогике, истории биомеханике, физиологии, биохимии: обшее и специальное законодательство

дом спорта — НОК, федерации, сборные команды различных уровней по видам спорта, клубы, спортсмены, организации и т. п. Вместе с тем имеет место спонсорство в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и др. Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что развитие предпринимательской дея-

тельности в сфере физической культуры и спорта способствует повышению эффективности функционирования физкультурно-спортивных предпринимательских структур, обеспечению гармоничного развития личности, подготовке спортсменов международного класса в Республике Таджикистан

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. СмитА. Исследование о природе и причинах богатства народов / А Смит//Антология экономической классики. - В 2-х томах. -Т.1. - М : Эконов, 1991 - С. 153-155.

2. Галкин. В. В Экономика и управление физической культурой и спортом / В В. Галкин //Ростов н/Д : Феникс -2006.-44 с.

3. Закон Республики Таджикистан «О физической культуре и спорте» № 243 от 5 марта 2007 года. Постановление Маджлиси нэмояндзгони Маджлиси Оли Республики Таджикистан, г. Душанбе, 20 декабря 2006 года №429.

4 Кантильон Р. Опыт о природе торговли вообще / Р Кантильон. - М. Наука. 1972. - С. 125-128.

5 Карлоф, Б. Деловая стратегия /Б Карлоф -М.: Экономика, 1991.-26 с.

6. Комилов: С. Д Предпринимательство и менеджмент развития инновационной деятельности / С. Д. Коми-лов, Г Ш.Алиева -Душанбе Ирфон, 2008.-220 с.

7 Курбонова. Ф. X Региональные аспекты инвестиционного обеспечения развития предпринимательской деятельности (на материалах хатлонской области Республики Таджикистан) дис. кандэкон.наук / Ф X. Курбонова. -Душанбе, 2013. - 168 с

8. Кейнс.Дж.М Общая теория занятости, процента и денег /Дж.М Кейнс. -М. Экономика. 1993 -347 с.

9. Шумпетер Й Теория экономического развития / Й. Шумпетер -М.. Прогресс, 1982.-С. 122-127.

BIBLIOGRAPHY

1. Adam Smith. The Wealth of Nations // Anthology of economic classics. In 2 vol-T.l.-M : Economy 1991-P 153-155.

2. Gallon, V. V Economy and management of physical culture and sports //Rostov on Don, Phoenix. - 2006. -44 p

3. Law of the Republic of Tajikistan "On Physical Culture and Sports» № 243 dated March 5. 2007. Resolution of the Majlisi Namoyandagon of the Majlisi Oü of the Republic of Tajikistan, Dushanbe, December 20, 2006. -№ 429.

4 Cantillon R Experience about the nature of trade in general - M .: Nauka, 1972. - P. 125-128.

5. Karlof, B. Business Strategy.-M : Economics, 1991-26 P

6. Kamilov. S D., Aliyev G. S. Entrepreneurship and management of innovation. - Dushanbe Irfon, 2008. -220 p

7 Kurbonova, F. H Regionalnye aspeas of investment to ensure the development of entrepreneurial activity (on the materials of the Khatlon region of Tajikistan): dis. ... kand. of ekon. Sciences /F.H. Kurbonova. - Dushanbe. 2013 - 168 с

8. Keynes? J General Theory of Employment, interest and money -M.: Economics, 1993.-347 p

10 Раджабов, P. К. Сфера услуг проблемы м перспективы развития /Р.К. Раджабов,Х.Н.Факеров.М.Нурмахма-дов, М.Х.Саидова. -Душанбе Дониш, 2007 - 544 с.

11 Раджабов, Р К Совершенствование механизма государственной поддержки инновационного предпринимательства в сфере услуг Республики Таджикистан /Р.К. Раджабов.М.Х. Саидовэ.Б.Дусмэгов //Вестник Таджикского национального университета. - № 2/7 (124). - Душанбе «Сино». 2013 - С. 203-210.

12. Региональные аспекты функционирования и развития малого предпринимательства в России / Под ред дэ.н. проф В.А Гневко - СПб. Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. -192 с.

13.Саидова М.Х. Государственно-частное партнерство в сфере физической культуры и спорта Республики Таджикистан/М X Саидова //ВестникТУПБП.-№ 3 (59).-2014 - С. 103-108

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Смирнов, С Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию / С. Смирнов. - М : ТОО «Контур». 1999 - 15 с.

15.Хизрич, Р, Питере М. Предпринимателэство. или как завести собственное дело и добиться успеха Вып. I. Предприниматель и предпринимате1ьство: Пер. с ант /РХизрич,М.Питере -М. Протрете, 1990 - С. 8-10.

16. www.prezident.tj Встреча Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона со спортсменами страны. 20 декабря 2010 г

9 Schumpeter J.The Theory of Economic Development -M. Progress, 1982 -P 122-127

10.Radjabov,R. K. Fockers,H N..Nurmahmad,M.N.Saidova, M. H. Services : Problems and Prospects razvitiya. -Dushanbe Donish, 2007 - 544 p.

11 Radjabov, R K. Saidova, M. H , Dusmatov. B. Improving the mechanism for state support of innovative entrepreneurship in the service of th2 Republic of Tajikistan // Bulletin of the Tajik National University. -№2/7 (124). - Dushanbe : "Sino" 2013 . -P. 203-210.

12 Regional aspects of the functioning and development of small business in Russia / Ed prof. VA.Gnevko. - SPb.

Publishing House of the St. Petersburg Academy of Management and Economics, 2010. -192 p.

13. Saidova, M.H Public-private partnership h the sphere of physical culture and sports of the Republic of Tajikistan //Bulletin TGUPBP -№ 3 (59). - 2014. -P 103-108.

14. Smirnov, S. Small business: public support and promotion. -M : Open Company "Kontur", 1999,- 15 p.

15Hizrich P Peter, M Entrepreneurship, or start your own depots and succeed: VoL I. Entrepreneur and entrepreneurship:Trans, with angl.-M : Progress, 1990. -C 8-10.

16. wwwprezidenttj. Meeting of the President of the Republic of Tajikistan Emomali Rahmon with the athletes of the country, December 20,2010.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Раджабов Раджа б Кучакович - доктор экономических наук, профессор, проректор по науке Таджикского государственного университета коммерции.

Саидова Мунавар Хамидовна - кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой физического воспитания Таджикского государственного университета коммерции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.