Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гончаров Денис Юрьевич, Туаев Артур Алиханович

Целью исследования явилось рассмотрение и изучение вопроса о необходимости внедрения практики государственно-частного партнерства (далее по тексту также - ГЧП) и его законодательного обеспечения в Республике Южная Осетия (далее по тексту также - РЮО), в том числе в экологической сфере. Законодательная база ГЧП имеет большое значение для экономики молодого государства. Авторы считают, что по аналогии с Российской Федерацией (далее по тексту также - РФ) для поддержки экономики, экологии страны государственно-частное партнерство можно использовать в качестве формы инвестирования для охраны окружающей среды. В исследовании авторы рекомендуют определить объекты ГЧП. Авторами проанализирована правовая база РЮО для принятия программных шагов внедрения ГЧП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гончаров Денис Юрьевич, Туаев Артур Алиханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE REPUBLIC OF SOUTH OSSETIA: PROBLEMS OF LEGAL SUPPORT IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

The purpose of the study was to consider and study the issue of the need to introduce the practice of public-private partnership (hereinafter also referred to as PPP) and its legislative support in the Republic of South Ossetia (hereinafter also referred to as RSO), including in the environmental sphere. The legal framework for PPP is of great importance for the economy of a young state. The authors believe that, by analogy with the Russian Federation (hereinafter also referred to as the Russian Federation), to support the economy and ecology of the country, public-private partnership can be used as a form of investment for environmental protection. In the study, the authors recommend identifying PPP objects. The authors analyzed the legal framework of the Republic of South Ossetia for the adoption of programmatic steps for the implementation of PPP.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

УДК 346.7

Государственно-частное партнерство в Республике Южная Осетия: проблемы правового обеспечения в сфере природопользования1

Гончаров Денис Юрьевич,

Уральский государственный юридический

университет, доктор юридических наук, доцент

e-mail: goncharov_d@mail.ru

Туаев Артур Алиханович,

Юго-Осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова

e-mail: tuaev72@mail.ru

Целью исследования явилось рассмотрение и изучение вопроса о необходимости внедрения практики государственно-частного партнерства (далее по тексту также - ГЧП) и его законодательного обеспечения в Республике Южная Осетия (далее по тексту также - РЮО), в том числе в экологической сфере. Законодательная база ГЧП имеет большое значение для экономики молодого государства. Авторы считают, что по аналогии с Российской Федерацией (далее по тексту также - РФ) для поддержки экономики, экологии страны государственно-частное партнерство можно использовать в качестве формы инвестирования для охраны окружающей среды. В исследовании авторы рекомендуют определить объекты ГЧП. Авторами проанализирована правовая база РЮО для принятия программных шагов внедрения ГЧП.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; правовое обеспечение; государственный бюджет; малый и средний бизнес; законодательство; природные ресурсы; экологическая среда; экономика.

Public-private partnership in the Republic of South Ossetia: problems of legal support in the field of environmental management

Goncharov Denis YUr'evich,

Ural State Law University,

Doctor of Law, Associate рrofessor,

Web of Science Researcher ID: AAC-3098-2021,

ORCID ID: 0000-0003-3347-2533

Tuaev Artur Alikhanovich,

South Ossetian State University named after A.A. Tibilov, ORCID ID: 0000-0003-2563-2293,

The purpose of the study was to consider and study the issue of the need to introduce the practice of public-private partnership (hereinafter also referred to as PPP) and its legislative support in the Republic of South Ossetia (hereinafter also referred to as RSO), including in the environmental sphere. The legal framework for PPP is of great importance for the economy of a young state. The authors believe that, by analogy with the Russian Federation (hereinafter also referred to as the Russian Federation), to support the economy and ecology of the country, public-private partnership can be used as a form of investment for environmental protection. In the study, the authors recommend identifying PPP objects. The authors analyzed the legal framework of the Republic of South Ossetia for the adoption of programmatic steps for the implementation of PPP.

Key words: рublic-private partnership; legal support; state budget; small and medium business; legislation; natural resources; ecological environment; economy.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и МОН РЮО в рамках научного проекта № 20-510-07009. Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR and MES RSO, project number 20-510-07009. Funding: The reported study was funded by RFBR and MES RSO, project number 20-510-07009.

Геополитическая структура мира обретает новые контуры после распада СССР. Начиная с 90-х гг. XX столетия постсоветское пространство характеризуется образованием новых государств. Народы стран советского пространства активно начинают формировать пути развития своих государств, идет активный поиск союзников, политических партнеров, укрепляются позиции новых субъектов международного права на мировой арене.

После военной агрессии против мирных жителей РЮО в 2008 г. РФ признала независимость Абхазии и Южной Осетии и практически стала гарантом безопасности для народов, проживающих на этих территориях. Южная Осетия граничит с двумя государствами - Российской Федерацией и Грузией. С появлением на политической карте мира новых государств и до настоящего времени Россия оказывает серьезную финансовую помощь молодым государствам - Южной Осетии и Абхазии.

Начиная с периода распада СССР вплоть до 2008 г., на протяжении 20 лет, РЮО находилась в состоянии войны. Этнополитический, военный конфликт нанес экономике Южной Осетии непоправимый ущерб. Было сожжено и уничтожено около 112 сел и деревень. В результате грузино-осетинского конфликта, по некоторым экспертным данным, ущерб только государственным и муниципальным объектам - дорожным объектам, газо- и электроснабжению - оценивается в 16-18 млрд рублей. Южная Осетия оказалась в сложном социально-экономическом положении. Крайне низкий уровень благосостояния граждан привел к оттоку населения из республики, как правило, в Северную Осетию.

Если в советский период население равномерно распределялось между городом и селами, то сегодня население республики сосредоточено в основном в столице - городе Цхинвал. Территория РЮО составляет 3,9 тыс. км2 с населением 53 тыс. чел., которое более чем на 90 % состоит из бывших российских граждан. Единственная транспортная дорога - Транскавказская магистраль протяженностью 160 км - связывает Южную Осетию и Россию.

При Советском Союзе распределение природных ресурсов происходило в соответствии с четким планированием и указанием центра, тогда как на постсоветском пространстве демонстрируются различные темпы развития. Постсоветский период характеризуется для РЮО резким экономическим спадом. Его основной причиной является то, что хозяйственные связи промышленных предприятий союзного значения (заводы: «Электровибромашина», «Эмальпро-вод», «Авиационный» (выпускающий подвесные баки для штурмовиков Су-25) и др.), функционирующих в РЮО, почти утеряны. Практически перестали функционировать такие предприятия, как лесокомбинат, консервный завод, завод пива и фруктовых вод, авиационный завод, трикотажная фабрика и др.

В настоящее время государственный бюджет РЮО начиная с 2008 г. более чем на 90 % формируется из помощи, оказываемой Россией (см. табл.).

Государственный бюджет Республики Южная Осетия (тыс. руб.) на 01.07.2020

Наименование показателей на 01.07.2020

Доходы - всего, (тыс. руб.): в т. ч.: 2 883 508,0

Налоговые доходы 593 208,0

Неналоговые доходы 72 000,0

Финансовая помощь РЮО Российской Федерацией 2 218 300,0

Всего доходов госбюджета без финансовой помощи 665 208,0

Расходы - всего, тыс. руб. 2 691 910,0

Экономика РЮО подлежит восстановлению. Важным для развития экономики является привлечение инвестиционных ресурсов. В зарубежных странах и в России имеется большой положительный опыт применения государственно-частного партнерства (ГЧП) в различных сферах. В современных условиях рыночной экономики для успешного развития практики ГЧП необходимо иметь соответствующую нормативно-правовую базу.

Анализ законодательства РЮО показал необходимость принятия целого пакета нормативно-правовых актов. Парламентом в 2014 г. был принят Закон РЮО «Об инвестиционной деятельности в Республике Южная Осетия», где отдельной главой регулируются отношения ГЧП. Данный закон можно отнести к рамочному, так как этим законом регулируются отношения в сфере ГЧП. Нормы данного закона носят декларативный характер, состоят из нескольких статей, включая общие положения.

Есть необходимость разработки и принятия отдельного Закона РЮО «О государственно-частном партнерстве». Соответствующий закон определит основы государственного регулирования ГЧП, полномочия РЮО, других территориальных образований страны при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве.

Реализация данного закона в будущем позволит создать правовые условия для привлечения в экономику частных инвестиций на основе государственно-частного партнерства, определит права партнеров, форму осуществления контроля, порядок проведения конкурсов на право заключения соглашений.

Для создания действенного механизма правового регулирования ГЧП необходимы разработка и принятие ряда законов для детального регулирования ГЧП, что также позволит обеспечить единство мнений участников ГЧП, в т.ч.:

- Закон РЮО «О концессионных соглашениях»;

- Закон РЮО «О защите конкуренции»;

- Закон РЮО «О лизинге» и др.

Принятие ряда законопроектов для привлечения инвесторов в малый и средний бизнес позволит частично модернизировать экономику РЮО, так как инвестора в первую очередь интересует правовая база осуществляемой деятельности.

В РЮО практика государственно-частного партнерства должна стать предметом детального изучения и исследования. Исследовательские работы, посвященные применению опыта ГЧП в РЮО, ограничиваются лишь несколькими научными статьями.

Для законодательства РЮО государственно-частное партнерство при рыночных отношениях станет регулирующим рычагом и может стать одним из механизмов для увеличения числа занятых граждан в сфере небольшого бизнеса, окажет положительный эффект для подъёма отдельных сырьевых отраслей, что, соответственно, будет иметь значение для увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет. Формой взаимодействия государства и бизнеса могут стать контракты, арендные и концессионные отношения и др.

За последние годы в РЮО активно реализуется «Инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию РЮО» на определенные периоды. По типу ГЧП в рамках Инвестпрограммы в 2020 году была построена гостиница «Ирыстон», сметная стоимость которой составила свыше 450 миллионов рублей. Известно, что основную часть денег выделило государство, остальную - соинвестор (частный предприниматель), который получил также право взять в аренду отель сроком на 25 лет.

Типовые правовые условия ГЧП в данном случае определены договором, это налоговые отчисления в соответствии с налоговым законодательством РЮО и отчисления в государственный бюджет через 6 лет -15 % от извлечения общей прибыли.

В связи с ограниченными финансовыми ресурсами государство может реализовать свои функции как в социальной сфере, так и в области продовольственной безопасности, претворяя в жизнь партнерские проекты с инвесторами. При грамотном правовом регулировании механизмом финансирования социально значимых проектов в РЮО может стать именно ГЧП. Такая схема партнерства будет иметь возможность контролировать и направлять деятельность общественно значимых проектов. При этом важно обратить внимание на экологические направления развития государственно-частного партнерства.

Право на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду регламентируется ст. 25 Конституции РЮО. В 2010 г. также был принят Закон РЮО «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым в целях устойчивого развития страны каждый человек обязан бережно относиться к природным богатствам. Законом также определены правовые основы проводимой политики в области охраны окружающей среды при решении социально-эконо-мическихзадач.

В РФ реализуются различные ГЧП-проекты в области охраны окружающей среды, в т.ч. и госпрограммы. При реализации ГЧП на территории РЮО координаторами аналогичных государственных программ в области охраны окружающей среды могут выступать соответствующие министерства и ведомства РЮО.

В соответствии с Конституцией РЮО по аналогии с РФ логично было бы разработать и утвердить Основы государственной политики в области экологического развития, которые определят задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, так как все природные ресурсы, значимые для жизни общества, ограничены в обороте.

Есть необходимость в определении государством объектов, к которым вполне возможно было бы применить российскую и зарубежную практику ГЧП. Особо нужно выделить экологически значимые объекты, которые могли бы быть использованы для туризма и отдыха граждан. Одновременно законодательно можно проработать применение механизмов ГЧП в решении экологических проблем рассматриваемых зон отдыха.

Одним из таких объектов вполне может стать село Цон. Большой интерес со стороны граждан проявляется уже сегодня. Здесь возможностями Комитета спорта и энтузиастами открыта горнолыжная трасса, которая функционирует вот уже второй год. Населенный пункт «село Цон» при грамотной организации и капитальных вложениях может стать курортной зоной и даже конкурентом курорта Цей в Северной Осетии, так как этому способствуют природно-климатические условия. Небольшое село Цон находится на высоте 1700 метров в 20 км от Дзауского района Южной Осетии. Из столицы РЮО добраться можно транспортом в течение 1,5 часов. Как отмечают специалисты, это район с очень плодородной землей, где можно также успешно вести сельское хозяйство. В советский период в с. Цон инфраструктура была развита, функционировали школа, торговые точки, медицинский пункт, осуществлялось регулярное транспортное (автобусное) сообщение со столицей РЮО - Цхинвалом. В настоящее время населенный пункт практически обезлюдел. Однако за последние три года это село стало самым посещаемым местом зимнего отдыха.

Южная Осетия привлекательна не только интересным, необычным ландшафтом, но также и чистым воздухом, наличием огромного числа храмов и памятников архитектуры, которые датируются XII-XVII вв., других интересных мест. К числу таковых относится горное озеро Эрцо, которое помимо необычайной красоты отличается своей загадочностью - раз в 4-5 лет оно полностью исчезает с земной поверхности. Помимо этого есть и другие озера, небольшие водопады, завораживающие своей красотой.

Здесь можно развивать и рекреационное хозяйство - горнолыжный спорт, пешеходный туризм, скалолазание, конные прогулки, джипинг, спелеотуризм и т.д. А природные ресурсы и условия будут способствовать этому.

Леса Южной Осетии имеют немалое хозяйственное значение, а богатая фауна позволяет развивать охоту. Растительный и животный мир республики отличается богатством и разнообразием. На терри-

тории республики произрастает в том числе ряд лекарственных растений: зверобой, тысячелистник, душица, мята, конский щавель и т. д. Весьма изобилен животный мир, что обусловлено наличием большого количества благоприятных мест обитания.

Регион богат природными ресурсами: издавна здесь добывались полиметаллические руды, располагаются также месторождения олова. В бассейне р. Джоджора найдены месторождения мышьяка и ртути; в Знаурском районе - никеля; в Дзауском - кадмия. Можно наладить добычу строительных материалов: андезита, базальта, гранита, мергеля, известняка, доломита, кварца, глин, песка, сланцев, высококачественного мрамора. Из других полезных ископаемых в республике встречаются нефть, тальк, барит, серный колчедан, гипс, кварц. Реки обладают высоким энергетическим потенциалом, на них можно строить средние и малые ГЭС и ветровые ЭС в ущельях и на горных хребтах1.

В РЮО имеются возможности для реализации проектов в сфере экологического туризма в природных парках. Инвестиционные проекты в республике финансируются в соответствии с принятыми совместными решениям Межправкомиссии РФ и РЮО. Экологическим проектам не оказывается достаточного внимания, тогда как они должны быть в числе приоритетных. Исключение составляет проект строительства мусорного полигона (полигон твердых коммунальных отходов (ТКО). Данный объект стоимостью 260 млн рублей построен в нескольких километрах от Цхинвала в рамках Инвестиционной программы РФ содействия социально-экономическому развитию РЮО. Строительство мусорного полигона должно решить сложную проблему утилизации мусора, а новый метод - снизить вредность функционирования мусо-росвалки для экологии. Однако большую дискуссию у общественности вызвало место строительства полигона. По данным Министерства строительства РЮО, площадка для складирования мусора располагается на расстоянии 2,5 километров от ближайшей жилой постройки, до столицы РЮО г. Цхинвала расстояние превышает четыре километра. Как говорят официальные органы власти, соблюден стандартный для ТБО размер санитарно-защитной зоны - 500 метров. Считаем, что для уточнения норм санитарно-защит-ной зоны, следует обратиться к независимым экспертам в этой области.

В РЮО органом, осуществляющим государственный контроль в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия и памятников природы, осуществления экологической экспертизы, нормирования качества окружающей среды является Комитет геологии, экологии и природопользования Республики Южная Осетия (далее - Комитет природопользования).

1 См.: Бадов А. Д., Джиоева В. Д. Природные условия и ресурсы как важнейший фактор устойчивого социально-экономического развития Южной Осетии // Вестник АГУ. 2017. Вып. 1 (196). С. 91-94.

Основными задачами Комитета природопользования являются:

- участие с органами государственной власти в разработке и реализации единой государственной политики в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия и объектов природного наследия;

- обеспечение комплексного управления в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на основе принципов научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, установления допустимых норм и нормативов нагрузок на окружающую среду;

- государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия и объектов природного наследия на территории Республики Южная Осетия;

- координация в пределах своей компетенции деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций Республики Южная Осетия в области природопользования и охраны окружающей среды;

- совершенствование экономического, правового и административного механизмов в области природопользования и охраны окружающей среды;

- участие в управлении природно-заповедным фондом Республики Южная Осетия;

- оценка и прогнозирование состояния окружающей среды и ресурсного потенциала Республики Южная Осетия;

- обеспечение развития и эффективного использования материально-технической базы подведомственных организаций Комитета;

- осуществление государственной экологической экспертизы;

- осуществление нормирования качества окружающей среды;

- осуществление разрешенной действующим в Республике Южная Осетия законодательством деятельности в сфере охраны окружающей среды;

- осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, обеспечения выполнения обязательств Республики Южная Осетия, вытекающих из международных соглашений в этой области.

В области государственного контроля Комитет по природопользованию контролирует состояние использования, охраны и защиты природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей республики, проводит работу по сохранению биоразнообразия и охране памятников природы, мероприятия по государственному контролю над геологическим изучением, охраной и рациональным использованием участков недр, ведением геологической, маркшейдерской и иной документации при пользовании недрами в порядке, установленном Правительством Республики Южная Осетия и др.

При осуществлении своей деятельности в области экологического контроля и охраны окружающей среды Комитетом по природопользованию, как правило, выявляются такие виды правонарушений, как:

- обнаружение в населенных пунктах несанкционированных стихийных свалок твердых бытовых отходов;

- отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и размещение отходов производства и потребления;

- отсутствие должных согласованных природоохранных документов и др.

Для государственного Комитета по природопользованию целесообразно было бы рассмотреть возможность применения практики государственно-частного партнерства, в частности проектов по созданию особо охраняемых природных территорий и объектов поддержания их режима, строительства лесохозяйственной инфраструктуры и проектов, направленных на благоустройство особо охраняемых природных территорий и городских парков. Проекты в данной сфере необходимо рассматривать как в экономическом, так и в социальном смысле.

В связи с ограниченностью государственных финансовых средств в природоохранной деятельности перспективным видится механизм государственно-частного партнерства. Приоритетной задачей государства должна стать выработка механизмов повышения инвестиционной привлекательности и контроля за исполнением экологических требований при реализации проектов государственно-частного партнерства.

При реализации ГЧП деятельность должна быть направлена не только на достижение задач социально-экономического характера, но и на охрану окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования. Преимущественными природными ресурсами Южной Осетии являются источники пресной и минеральной воды. Известный немецкий путешественник XIX века Пфафф писал в своей книге про осетин, которые живут в бедности, потому что их золото изливается в реки (золотом он называл минеральные источники). В республике насчитывают более 120 минеральных источников, а также имеются и озера - богатство внутренними водами неоспоримо.

Сегодня лидером продаж в регионе является минеральная вода «Багиата». Проектная мощность оборудования багиатского завода - 2 млн бутылок в год, от 15 до 17 тысяч в день1. Лаборатория Пятигорского ГНИИ курортологии регулярно проводит химический анализ воды, который характеризует ее как «средне-минерализованную слабоуглекислую борную воду гидрокарбонатного натриевого состава». Источник «Багиата» был включен в перечень разливаемых в

1 См.: Яновская Г. Минеральная вода Южной Осетии: заложница политики // OC Media. URL: https://oc-media.org/ru/ statyi/mineralnaya-voda-yuzhnoyo-osetii-zalozhnitsa-politiki/ (дата обращения: 27.07.2020).

промышленном масштабе вод (согласно ГОСТ 1327388) в качестве лечебно-столовой минеральной воды Боржомского типа2. Она начала пользоваться популярностью примерно 20 лет назад. На базе минеральных источников в советское время были построены несколько санаториев, однако сегодня многие уже не функционируют.

Также в результате исследований выявлен источник в селении Едыс Дзауского района республики. Этот населенный пункт находится на высоте 1970 м над уровнем моря. Оттуда берет свое начало водовод Едыс-Цхинвал, который питает столицу питьевой водой. В свое время данный минеральный источник был рекомендован как оптимальный для лечебных целей. В 50-е годы XX в. даже вышло постановление правительства ГССР о строительстве в этом высокогорном селе специализированной лечебницы и цеха по розливу воды. В районах республики имеются разнообразные минеральные источники, пригодные для лечебных ванн.

Для правового регулирования природных ресурсов РЮО, а также реализации предложений по внедрению ГЧП в РЮО актуальным является разработка Земельного кодекса, где будут закреплены условия, возможности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором будет располагаться объект соглашения о государственно-частном партнерстве.

В настоящее время реализуется Закон РЮО «О льготном кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства в РЮО». Источниками формирования средств, предназначенных для льготного кредитования субъектов малого предпринимательства в РЮО, в основном являются средства государственного бюджета и проценты по ранее выданным кредитам. Правительство Республики Южная Осетия ежегодно представляет на утверждение Парламенту Республики Программу государственной поддержки малого предпринимательства, предусматривающей не менее 2 % от годовых доходов государственного бюджета. Базой для исчисления ставки является сумма доходов государственного бюджета, формируемая за счет собственных поступлений Республики Южная Осетия. Ежегодно Минэкономразвития Южной Осетии объявляет конкурс на предоставление льготных кредитов для представителей малого бизнеса.

Государственно-частное партнерство с участием малого и среднего бизнеса может стать существенной поддержкой для реализации экономических, социальных и экологических проектов.

Таким образом, разработка, внедрение и реализация правовых норм ГЧП может стать регулятором определенных экономических сфер и позволит реализовать часть экономических и социальных функций

2 См.: Цховребова З. И. Место и роль Южной Осетии в современных геополитических процессах. URL: https://ugo-osetia. ru/obshhestvo/mesto-i-rol-yuzhnoj-osetii-v-sovremennykh-geopoliticheskikh-protsessakh (дата обращения: 29.07.2020).

государства для создания собственного экономического потенциала. При этом проекты ГЧП могут быть реализованы в различных организационно-правовых формах. Формами государственной поддержки могут стать частичное финансирование проектов, налоговые каникулы, предоставление государственных гарантий и др. Необходимо вывести экономику РЮО на новый этап развития, что, в свою очередь, приведет к увеличению доходной части государственного бюджета, при этом ГЧП представляется эффективным инструментом создания инфраструктуры региона.

Библиографический список

1. Бадов А. Д. Природные условия и ресурсы как важнейший фактор устойчивого социально-экономического развития Южной Осетии [Электронный ресурс] / А. Д. Бадов, В. Д. Джиоева // Вестник АГУ. - 2017. -Вып. 1 (196). - С. 91-94.

2. Валиева З. Э. Классификация минеральных вод Южной Осетии 24 марта 2010 г. [Электронный ресурс] / З. Э. Валиева. - URL: https://zarava.livejournal. com/36744.html (дата обращения: 30.07.2020).

3. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство. Теория и практика: учеб. пособие / В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев и др. - Москва: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010.

4. Признание независимости Абхазии и Южной Осетии Россией [Электронный ресурс] // РИА Новости. - URL: http://ria.ru/infografika/20100826/269093384. html (дата обращения: 29.07.2020).

5. Сайт МИД Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/ official_documents//asset_publisher/CptICkB6BZ29/ content/id/2S42248.

6. Цховребова З. И. Место и роль Южной Осетии в современных геополитических процессах [Электронный ресурс] / З. И. Цховребова. - URL: https:// ugo-osetia.ru/obshhestvo/mesto-i-rol-yuzhnoj-osetii-v-sovremennykh-geopoliticheskikh-protsessakh (дата обращения: 29.07.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Яновская Г. Минеральная вода Южной Осетии: заложница политики [Электронный ресурс] / Г. Яновская / OC Media. - URL: https://oc-media.org/ru/statyi/ mineralnaya-voda-yuzhnoyo-osetii-zalozhnitsa-politiki/ (дата обращения: 27.07.2020).

Bibliograficheskij spisok

1. Badov A. D. Prirodnye usloviya i resursy kak vazhnejshij faktor ustojchivogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya YUzhnoj Osetii [Elektronnyj resurs] / A. D. Badov, V. D. Dzhioeva // Vestnik AGU. -2017. - Vyp. 1 (196). - S. 91-94.

2. Valieva Z. E. Klassifikaciya mineral'nyh vod YUzhnoj Osetii 24 marta 2010 g. [Elektronnyj resurs] / Z. E. Valieva. - URL: https://zarava.livejournal.com/36744.html (data obrashcheniya: 30.07.2020).

3. Varnavskij V. G. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. Teoriya i praktika: ucheb. posobie / V. G.

Varnavskij, A. V. Klimenko, V. A. Korolev i dr. - Moskva: Izd. dom Gos. un-ta Vysshej shkoly ekonomiki, 2010.

4. Priznanie nezavisimosti Abhazii i YUzhnoj Osetii Rossiej [Elektronnyj resurs] // RIA Novosti. - URL: http:// ria.ru/i nfog rafi ka/20100826/269093384.htm l (data obrashcheniya: 29.07.2020).

5. Sajt MID Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. -URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_ documents//asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ id/2542248.

6. Ckhovrebova Z. I. Mesto i rol' YUzhnoj Osetii v sovremennyh geopoliticheskih processah [Elektronnyj resurs] / Z. I. Ckhovrebova. - URL: https://ugo-osetia.ru/obshhestvo/mesto-i-rol-yuzhnoj-osetii-v-sovremennykh-geopoliticheskikh-protsessakh (data obrashcheniya: 29.07.2020).

7. YAnovskaya G. Mineral'naya voda YUzhnoj Osetii: zalozhnica politiki [Elektronnyj resurs] / G. YAnovskaya / OC Media. - URL: https://oc-media.org/ru/statyi/ mineralnaya-voda-yuzhnoyo-osetii-zalozhnitsa-politiki/ (data obrashcheniya: 27.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.